Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

48:1–47 Эта Глава посвящена пророчествам о моавитянах (ср. Ис. 15,16 ; Иез. 25,8–11 ; Ам. 2,1–3 ). О вражде Моава и Израиля см. Суд. 3,12–14 ; 4Цар. 3,4–27 . Моавитяне захватили часть территории, первоначально предназначенной Израилю (см. ком. к ст. 1). Будучи союзниками Иудеи в ее противостоянии Вавилону (27,3), моавитяне, тем не менее, сражались на стороне Навуходоносора против царя Иоакима (4 Цар., гл. 2). Завоевание моавитян Навуходоносором и происходившие вслед за этим восстания, возможно, относятся к 582 г. до Р.Х. 48 Нево... Кариафаим. Эти города первоначально принадлежали колену Рувимову ( Чис. 32,3.37.38 ; Нав. 13,15.19 ). 48 в Есевоне. Этот город также принадлежал потомкам Рувима ( Чис. 32,37 ; Нав. 13,17 ). 48 от Оронаима. Возможно, это место находилось на южном побережье Мертвого моря. 48 Лухит. Местоположение неизвестно (см. Ис. 5,15 ). 48 Хамос. Божество моавитян, которому поклонялся Соломон (см. 3Цар. 11,7.33 ; 4Цар. 23,13 ). Изображения богов часто становились военными трофеями. 48 опустошитель. Возможно, Навуходоносор. 48:11–12 Образное сравнение с вином, которое со временем, оставаясь нетронутым, становится еще лучше, говорит о спокойной, уравновешенной жизни Моав до тех пор, пока ей не надлежит стать тем «сосудом с вином», который быстро опорожняют. 48 Вефиля. Отступник Иеровоам поставил в Вефиле одного из своих идолов ( 3Цар. 12,28–30 ). Однако это не спасло страну от нашествия ассирийцев в 722 г. до Р.Х. ( 4Цар. 18,9–12 ). 48 Ароера. Ароер располагался к северо-востоку от Дивона и представлял собой один из укрепленных пунктов на реке Арнон. 48 в Арноне. Т.е. в окрестностях самой крупной на территории моавитян реки. 48 живите на скалах. См. Ис. 2,10 . 48 Севамский... Иазера... за море. См. Ис. 16,8 . 48 На всех кровлях Моава. Моавитяне строили жертвенники на крышах домов (см. 4Цар. 23,12 ). 48 как орел. Речь идет о Навуходоносоре (см. 17,3). 48 Ужас и яма и петля. См. Ис. 24,17 . 48:45–46 Из данных стихов, в основе которых лежат Чис. 21,28,29 , следует, что древнее предсказание Валаама начало исполняться. Глава 49

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Для служения во святилище священники имели соответственную их должности одежду, предписанную им законом, 269 состоявшую из четырех частей, именно: а) хитона с рукавами (kethoneth) из белого виссона цельного, сотканного кубообразно 270 ( Исх.39:27 ); b) шапки (migba’ah) из виссона, вероятно, наподобие вывороченной цветочной чашечки, 271 с) панталон, т. е. короткого нижнего платья, простиравшегося только от бедер до чресл miknasim, ( Исх.28:42 ) из крученого белого виссона ( Исх.39:28 ) и d) разноцветного пояса (abnet) из тех четырех тканей из которых состояла завеса святого, узорчатой работы ( Исх.28:40–42, 39:27–29 ). Обуви не полагалось, так как они должны были входить босыми во святилище. – Вне служения священники носили обыкновенное платье. Служение священников означенное в Чис.18:3 как приближение к сосудам внутреннего святилища и к жертвеннику, касалось: а) во святом – воскурение фимиама на золотом алтаре каждое утро и каждый вечер, чистки и смотрения за лампами, также зажигания их каждый вечер, возложения хлебов предложения в субботу; b) во дворе – постоянного огня на жертвеннике всесожжения ( Лев.6:9 ), чистки жертвенника от золы, приношения утренней и вечерней жертвы и произнесения формулы благословения к народу, по совершении дневной жертвы ( Лев.9:22 ; Чис.6:23–27 ), потрясания жертвенных кусков, кропления кровью, возложения и воспламенения всех жертвенных частей на жертвеннике. Кроме того, на них лежало трубить в серебряные трубы и в юбилейные рожки в определенные праздничные времена, разыскивать нечистых, особенно прокаженных, и очищать их ( Лев.13 и 14), освобождать назореев от их обета ( Чис.6:13 sq.), испытывать жен, заподозренных в нарушении супружеской верности ( Чис.5:15 ) и оценивать, что должно было выкупаться у святилища. Наконец, они должны были обучать народ закону и производить судебную расправу, как высшая инстанция ( Втор.17:8 сл., 19:17, 21:5), также говорить речи войскам на войне пред началом битвы ( Втор.20:2 сл.). К этому служению священники посвящались торжественно (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

9:4–6 Происхождение переселенцев из числа потомков Иуды прослежено до его сыновей (см. ком. к 2,3–9): Фареса (9,4), Силома (9,5), если предположить, что «Шилон искаженное написание имени «Силом», ср. 2,3; 4,21–23 и Чис. 26,20 ) и Зары (9,6). 9:7–9 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,7–9 . 9:10–13 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,10–14 . 9 начальствующий в доме Божием. Родословие первосвященников ранее уже было прослежено летописцем (ср. 6,12–15). 9:14–16 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,15–18 . 9:15–16 сын Асафа... сын Идифуна. Названные левиты были начальствующими над певцами (6,39; 16,41). 9 в селениях Нетофафских. Нетофаф город поблизости от Вифлеема ( Неем. 7,26; 12,28 ). 9:17–21 Неем. 11,19. См. также перечень привратников в 26,1–19. Здесь же названы поколения привратников вплоть до времен Давида (ср. 26,2–14). 9:22–27 были на страже у ворот. Летописец рассказывает о распределении обязанностей между привратниками. Для скинии Давида требовалось по двадцать четыре привратника в каждую из трех, дежуривших в течение суток, смен. Дежурство между привратниками распределялось по жребию (26,12–18). 9:28–34 На левитов был возложен целый ряд обязанностей по обеспечению храмового богослужения. Освобождены от них были только музыканты-певцы (см. ком. к 15,16–24). 1Пар. 9,35 2Пар. 9,3 . Объединенное царство. Определив посредством родословных перечней, кого следует считать представителями народа Божиего, а также описав его племенное устройство и то, какие земли он населял, летописец переходит к повествованию об объединенном царстве. Рассказав о Сауле (9,35 –10,14), он сосредоточивается на царствованиях Давида (11,1 29,30) и Соломона ( 2Пар. 1,1–9,31 ). 910,14 В отличие от книг Царств, подробно повествующих о возвышении и падении Саула, летописец ограничивается пересказом его родословия (9,35–44) и сообщением о том, как власть от Саула перешла к Давиду (10,1–14). 9:35–44 См. ком. к 8,29–40. 9 Мериббаал. Мериб-Баал. Древнееврейский (масоретский) текст содержит иное написание этого имени Мерибаал (Мериб-Баал, см. ком. к 8,34). Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32:1. Иазер и Галаад. Область Трансиордании, где река Иавок образует заливные луга, привлекшие внимание Рувима и Гада и определившие их решение здесь поселиться. Иазер – вероятно, Хирбет-Джаззир (Jazzir), в 12 милях к югу от Иавока, на границе с Аммоном (см.: Чис. 21:32 ). Галаад (упоминаемый в угаритских текстах) простирается от реки Арнон на юге до Васана и трансиорданского берега Галилеи на севере. 32:3. Перечень городов. Такой же перечень городов приведен в Чис. 32:34–38 . Атароф отождествляют с Хирбет-Аттарус ( " Attarus), в 8 милях к северо-западу от Дивона и в 8 милях в востоку от Мертвого моря. Он упоминается также в надписи на стеле Меши (830 г. до н. э.) как город, построенный израильтянами и принадлежащий Гадову колену. Дивон, столица Моава, лежит примерно в 4 милях к северу от Арнона и в 12 милях к востоку от Мертвого моря. Нимра, современный Телль-Нимрин (Nimrin), находится в северной части ТрансИордании, как и Иазер. Есевон, расположенный в северозападной части Медевской долины (в 3 милях к северо-востоку от горы Нево), считается столицей аморрейского царя Сигона, хотя археологи не обнаружили здесь следов постоянного заселения до 1200 г. до н. э. (см. коммент. к Чис. 21:25–28 ). Елеале расположен к северо-востоку от Есевона (см.: Ис. 15:4; 16:9 ; Иер. 48:34 ). Севам – неустановленное место. Город Нево также не локализован, хотя он упоминается в надписи Меши. Веон (Ваал-Меон в Чис. 32–38 ) находится в 10 милях к юго-западу от Есевона. В своей победной надписи Меши, царь Моава, утверждает, что этот город построил он. 32:1–37. Топография Трансиордании. Топография Трансиордании, в состав которой входят Васан, Галаад, Аммон, Моав и Эдом, характеризуется широким разнообразием. На севере находятся хребет Ермон (высочайшая вершина достигает 9230 футов над уровнем моря) и часть рифтовой долины между бассейном реки Улай (230 футов над уровнем моря) и морем Галилейским (695 футов ниже уровня моря). Южным пределом этого региона является залив Акаба. Рифтовая долина тянется на юг вдоль течения Иордана к Мертвому морю (2550 футов ниже уровня моря на его самой большой глубине). Горы Галаада, расположенные к востоку от Иордана, достигают высоты 3500 футов над уровнем моря, а на юге горы Эдома (5700 футов) примыкают к району Петры. Путь с севера на юг пролегает по Царской дороге, начинающейся в Дамаске, пересекающей множество вади и огибающей пустыню на востоке. Путь с востока на запад проходит через вади Иавис, Иавок, Нимрин и Абу-Хараба. Преимущественно засушливый климат этого региона требует орошаемого земледелия, но не оказывает негативного воздействия на пастбища, пригодные для использования скотоводами-кочевниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1–6; 14,3; Втор. 7,3.4 ; З Цар. 11,1–6; Езд. гл.,9;10). 14 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами. 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 16,31; 13,25. 14:8–9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу ( Чис. 6,6 ). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета. 14 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения ( Чис. 6,3.4 ; ком. к 13,1 16,31; ком. к 13,2–25). 14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1–16,31. 14 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона «зятем Фимнафянина» (15,6). Глава 15 15 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5). с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона. 15 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком. 15 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком. 15 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12. 15 Дух Господень. См. ком. к 3,10. 15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31). 15 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28). а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1–7 ; Чис. 20,1–13 ). 15 двадцать лет. См. ком. к 14,1 15,20. Глава 16 16:1–22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, «велела... остричь семь кос головы его» (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19:2,3. Города-убежища на древнем Ближнем Востоке. См. коммент. к Чис. 35:6–34 о городах-убежищах в Израиле. Идея места, где можно найти защиту и убежище, возникла очень давно. И вавилонские, и хеттские тексты сообщают о священном пространстве, где каждый человек мог рассчитывать на неприкосновенность. Жители крупных храмовых городов – Ниппура, Сиппара и Вавилона – обладали особым статусом, так как находились под защитой местных богов-покровителей. Идея заключалась в том, что лишить людей защиты здесь мог только бог, и потому никто не смел проливать их кровь, не получив знамения от этого бога (Геродот приводит пример из классического периода). У египтян защиту можно было найти только в пределах храма, а на весь город это свойство не распространялось. Этому можно найти соответствие в библейских примерах, где беглец находит убежище у жертвенника ( 3Цар. 1:50–53; 2:28–34 ). 19:6. «Мститель за кровь» и правовая система. См. коммент. к Чис. 35:9–34 . Вероятно, понятие «мститель за кровь» возникло из обязанности семьи осуществлять кровную месть, когда убивают одного из ее членов. Этот типичный для племенного общества обычай чрезвычайно затруднял поддержание порядка в централизованном государстве. В результате «мститель за кровь» (понятие, появляющееся только в связи с городами-убежищами) мог назначаться властями для удовлетворения потребностей как семьи, так и государства. В его задачу входило задержание обвиняемого и приведение приговора в исполнение. 19:11–13. Смертная казнь. Смертная казнь является в Библии наказанием, предусмотренным за отступничество ( Лев. 20:2 ), богохульство ( Лев. 24:14 ), колдовство ( Лев. 20:27 ), нарушение субботы ( Чис. 15:35,36 ), воровство из «заклятого» (herem; Нав. 7:25 ), злостное неповиновение родителям ( Втор. 21:21 ), прелюбодеяние ( Втор. 22:21 ), кровосмешение ( Лев. 20:14 ) и умышленное убийство ( Чис. 35:16–21 ). Хотя наиболее распространенной формой смертной казни было побивание камнями, некоторые преступления карались сожжением или закланием мечом. В каждом случае целью было освобождение общества от оскверняющих элементов и, следовательно, очищение от греха, угрожающего отвлечь народ от соблюдения завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Надобно убояти и нын, дабы Господь не помрачил умы тмою невдения. И паки: „Преложи воды их в кровь и измори рыбы их“ ( Пс. 104:28 ) и прочая. И паки. Возгордша Дафан и Авирон сонмомъ//на священники Божия Моися и Аарона, и пожре их земля (см.: Чис. 16:1–33 ). И паки. Возропташа сынове Исраилевы на Моися и Аарона, Дафана и Авирона ради, и погуби их Господь четырнатцатъ тысечь всегубителством, Дóндеже умоли Моисей и Аарон (см.: Чис. 16:41–50 ). И паки. Давидъ восхити насилием Вирсавию от Урия, и Ангел Господень хотяще того поразити (см.: 2Цар. 11:3–27; 12:9–13 ). И паки. Изочте люди Божия, и порази Господень Аггелъ семдесят дв тысечи. Брань же, по словеси Божии, бысть во вся дни живота его (см.: 2Цар. 24:1–25 ). И паки. Указа Иеровоамъ, царь Иераилевъ, взяти пророка Божия, усше рука его прямо (см.: 3Цар. 13:4 ). И паки. Послав Ахав взяти Илию двои пятьдесятники, огнь сожже их (см.: 4Цар. 1:11–12 ). Поругашеся отроцы Иелисею, зврие ис пущи пришедше, поядоша (см.: 4Цар. 2:23–24 ). Отъят Ахав виноград у Навуфея Исраильтянина, пси того кровь полизаша (см.: 3Цар. 21:1–19; 22: 38 ). Вверже Новходоносор царь Даниила ко львом, седьмь лт со зверьми пасяся (см.: Дан. 6:16–23 ). Ввержени отроцы в пещь огнену, Аггелъ Господень спасе я (см.: Дан. 3:1–97 ). Ввержен бысть Павел в темницу с сущими с ним, Аггелъ того и сущих изведе ( Деян. 16:19–34 ). И паки. Петръ посилен затворити, Аггелъ ю отверзе (см.: Деян. 5:5–10 ). Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовстие написати и Апокалипсис о послдних временех (см.: Откр. 1:1, 4, 9 ; Откр. 22:8 ; Ин. 21:20, 24 )» 9, л. 246–247). Ещё один способ подачи библейских текстов – контаминирование фрагментов из разных источников по принципу центона, широко распространённому в средневековой литературе 1097 и ставшему особенно популярным в постмодернистском тексте 1098 . Особенность контаминированных конструкций патриарха Никона состоит не только в том, что он соединяет библейские фрагменты из разных источников по принципу их смысловой близости, что было совершенно естественным для средневекового автора, но и в том, что каждое следующее добавление расширяет и дополняет смысл предыдущей фразы, и содержание полученной в результате контаминации синтаксической конструкции выражает собой полноту библейского учения по важнейшим вопросам веры: 1) «Спасово слово воистину непогршно, якоже глаголет: „По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудете (ср.: Ин. 13:35 ), аще заповеди Моя соблюдете (ср.: Ин. 15:10 )“...» 1, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

28:56. Ноги своей не ставила на землю. Автор показывает, что даже самая изнеженная женщина, никогда не ступавшая по земле босиком, окажется в таком безвыходном положении, что начнет есть своих детей. 28:58. Книга. Мы склонны представлять книгу как предмет, имеющий страницы, переплет и обложку. Но в Древнем мире книги такого рода еще не существовали. Использованное здесь понятие может относиться к любому документу – и к надписи на камне, и к свитку, и к папирусу, и к глиняной табличке. 28:68. Возвращение в Египет на кораблях. Ассирийские цари VII в. до н. э. принуждали своих вассалов поставлять живую силу для участия в военных походах. Следовательно, израильтяне могли возвратиться в Египет на кораблях в качестве вынужденных участников ассирийской военной экспедиции, отправленной с финикийского побережья. Это символизирует непрекращающееся притеснение иноземными врагами, предсказанное проклятиями. С другой стороны, не исключена вероятность, что здесь подразумевается попадание израильтян в сети сиро-финикийских работорговцев, отправлявших рабов в Египет кораблями. 29:1–29 Возобновление завета 29:5. Одежда и обувь не обветшали. См. коммент, к 8:4. 29:6. Не ели хлеба и не пили вина. Вместо хлеба и вина израильтяне получали от Господа манну и воду. Включение крепкого напитка необычно, так как его употребление было запрещено только действующим священникам ( Лев. 10:9 ) и лицам, принявшим обет назорейства ( Чис. 6:3 ). 29:7. Сигон и Ог. Эти сражения впервые описаны в Чис. 21 . Сигон известен только из библейского повествования, и археологические раскопки предоставляют слишком мало данных о его столице и царстве. Что касается Ога, то ни исторические источники, ни археология также не предоставляют данных, проливающих свет на личность этого царя. Информацию о Есевоне и Васане см. в коммент, к Чис. 21:25–28 и Втор. 3:1 . 29:19–21. Тайный нарушитель. Представление о том, что человек, тайно нарушающий условия договора, тем не менее подвержен действию проклятия, содержится также в арамейских и хеттских договорах, предупреждающих об уничтожении имени (рода) нарушителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля ( Нав. 13,6 21,45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков ( Лев. 25,23 ; Чис. 27,1–11; 36,1–12 ). 21 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле. 21 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом ( Суд. 20,26 ; Шар. 7,5.6; 14,24; 2Пар. 20,3 ; Иона 3,5.7–9 ). 21 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей ( Чис. 35,30 ; Втор. 17,5.6; 19,15 ). которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога ( Исх. 22,28 ; Лев. 24,10–16 ). 21 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев. 24,14 ; Чис. 15,35.36 . В 4Цар. 9,26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник. 21 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14,10; 15,29. и с домом Ваасы. См. 16,1–4.11–13. 21 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14,11. 21 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16,30–33. 21 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт. 15,16 ; Втор. 1,7 ; 2Цар. 21,2 ). 21 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния ( Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ; 4Цар. 6,30 ; Плач. 2,10 ; Иоил. 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010