28 наперсник. Наперсник представлял собой сложенный вдвое кусок ткани, на внешнюю сторону которого прикреплялись двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. 28 цепочки витые. С помощью золотых витых цепочек наперсник прикреплялся к нарамникам ефода. 28 будет входить во святилище. Аарон, входя в святилище, нес на своей одежде двойное напоминание об Израиле. 28 урим и туммим. Букв.: «свет и совершенство». Эти два древнееврейских слова начинаются первой и последней буквами алфавита (ср. альфа и омега в Откр. 1,18 ). Очевидно, что урим и туммим символизировали право первосвященника на получение откровений от Бога ( Чис. 27,21 ; Втор. 33,8 ; 1Цар. 23,6–13; 28,6 ; Езд. 2,63 ). Предполагают, что урим и туммим представляют собой еврейский алфавит буквы, которыми записано слово Божие. 28 ризу к ефоду. Под наперсником и ефодом Аарон должен носить голубую ризу с колокольчиками, прикрепленными к ее подолу, чтобы люди, не видя первосвященника, находящегося в скинии перед лицом Господа и совершавшего служение, слышали его. 28 Святыня Господня. К кидару (см. ком. к ст. 39) Аарона прикреплялась золотая пластинка диадима святыни (29,6; 39,30; Лев. 8,9 ); вырезанные на ней слов «Святыня Господня» получались как бы на лбу первосвященника. Эта золотая пластинка являлась символической печатью святости прообразом «печати Дух Святого» (см. 2Кор. 1,22 ; Еф. 1,13; 4,30 ; Откр. 7,4.5 ). 28 кидар. Головной убор (тюрбан). 28 сделай... хитоны... поясы и головные повязки. Первосвященнические одежды, кратко описываемые здесь, полагалось носить в присутствии Бога. Рядовые священники носили простые хитоны, не столь богато украшенный пояс и головные повязки, отличавшиеся от тех, которые носили первосвященники. 28 нижнее платье льняное. Нижнее платье, обязательное для всех, предназначалось для того, чтобы не нарушать повеления, изложенного в 20,26. Обнажение во время совершения культовых церемоний было принято в древних языческих религиях. В Израиле же подобные действия строго запрещались. Глава 29

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Крест имеют на своих флагах только 13 стран, точнее 14, если считать Ямайку, имеющую на флаге «андреевский крест». Число шесть (6) Число шесть играет важную роль в иудейской религии – как богоугодной ветхозаветной, так и в богопротивном новоиудействе, готовящем престол антихриста. В шесть дней Бог сотворил мир. Шесть – число Ветхого Завета. Шесть представляется как три, умноженное на два (6=3 x 2). Так видим это у серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис. 6:2 ). Точнее говоря, здесь 6 не 3 x 2, а 6=2 x 3. Также и апокалиптические херувимы-животные имели каждое по шести крыл (4,8). В Ветхом Завете было шесть городов-убежищ для преступников ( Чис. 35:6 ). Число шесть ознаменовало смерть Христову. На шестой день недели – в пятницу был распят Христос ( Ин. 19:14 ). (Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница ведут счет после дня воскресения). Шесть часов, с третьего часа по девятый, провисел Христос распятым на Кресте ( Мк. 15:25,33 ). С шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась три часа до девятого часа. (По нашему исчислению от 9 часов утра до 3-х часов после обеда). Здесь, кстати, опять 6=3 x 2. Таким образом, число шесть трижды характеризует смерть Христову. Не говорит ли за себя такой факт, что в Страстной день, в шестой день недели – пятницу – у христиан круглый год бывает пост, у мусульман же это день праздника и отдыха? Само праздничное богослужение проводится у них во время, когда тьма объяла всю землю. В этот день, говорят они, начал распространяться «свет ислама ». Так не принята ли ими «тьма шестого часа» за свет?.. Шестиконечная звезда Давидова является символом Израиля и присутствует на его государственном флаге. Она означает Христа, Мессию ( Чис. 24:17 ; Мф. 2:2 ; Откр. 22:16 ). Но иудеи не приняли истинного Христа, Сына Божия, и ожидают другого. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Таким образом эта же звезда ознаменует и лжемессию – антихриста (см. толкование на 2,28). Православная звезда Давида, начертываемая на облачениях, плащаницах, иконах, отличается от иудейской. Если начертить их, то можно увидеть зримо, что у православной звезды верхний треугольник острием вверх, что есть утверждение Троицы, символизируемой треугольником. А у иудейской звезды Давида верхний треугольник острием вниз, что является отрицанием символа Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После наставления следовали два чтения из Священного Писания Ветхого Завета, респонсорное пение псалмов и чтение книги Деяний апостолов, посланий апостола Павла и Евангелия, затем – поучение. Оглашаемые и кающиеся оставляли храм, верные же, обратясь лицом к востоку, выслушивали молитву. Диакон, стоящий близ епископа, вновь возглашал: «Да никто на кого, да никто в лицемерии». После возглашения совершался обряд целования святых. Мужчины целовали мужчин, а женщины – женщин. По окончаний обряда диакон произносил мирную ектению. Предстоятель завершал ее, обратясь к народу со словами Моисея: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис. 6, 24–26 ), – и, благословив народ, читал молитву «Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое ( Пс. 27,9 ), которое Ты приобрел Себе кровию Своею ( Деян. 20,28 ) и нарек царским священством и народом святым» ( 1Пет. 2, 9 ). Далее следовала Евхаристия. Иной порядок совершения того же обряда дан в VIII книге. После того как те, кто не мог присутствовать на Евхаристии, покинут храм, диакон произносил мирную ектению и возглашал «Вонмем», епископ приветствовал верных словами «мир Божий со всеми вами». Народ отвечал: «И со духом твоим». Диакон возглашал: «Целуйте друг друга целованием святым». Далее следует указание «и пусть целуют клирики епископа, миряне мужчины – мужчин, женщины – женщин, а дети пусть станут к амвону, и при них пусть стоит другой диакон, чтобы не производили они беспорядка, другие же диаконы пусть обходят и смотрят за мужчинами и женщинами, чтобы не было никакого шума и чтобы никто не кивал и не дремал» 730 . Сопоставляя обряд середины III века с обрядом 80-х годов IV века, нельзя не высказать предпочтения первому, потому что он был создан более глубокомысленно, чем второй. Для участия в обряде требовалось примирение со всеми и непамятозлобие вообще. Этим было вызвано двукратное возглашение диакона «Да никто на кого, да никто в лицемерии» и наставление епископа о том, чтобы желающий принять участие в целовании святых молился Богу, «терзаясь совестью», и примирился с братиями. В ту пору высоконравственная жизнь христиан соответствовала их именованию «святые» и молитва «терзаясь совестью» и примирение с братиями давали христианину возможность участия в целовании святых и в причащении Святых Тайн. В свете сказанного принимает глубокий смысл и благословение епископом участвовавших в обряде целования святых словами Моисея (см. Чис, 6,24–26), и молитва о них, в которой они именуются «достоянием Божиим, которое Он приобрел Кровию Своею и назвал царским священством и народом святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Прошу тебя, святой Божий Фаддей, молись о мне, недостойном рабе твоем, ибо не дерзаю назвать тебя сыном. Смотрите, братия мои, что случилось, какое сокровище и какой член приобрели мы. К (309) славе Божией и к нашей хвале, а вместе и к радости целой Церкви служит мученик Христов Фаддей. Что еще? Будут, говорит Господь, первые последними, и последние первыми ( Мф.19:30 ). Это я говорю об Иакове и Лукиане, из которых один подвизался и о, если бы подвизался до конца вместе с Дорофеем и Виссарионом! а другой по грехам моим потерпел кораблекрушение с подобными себе. О, как пали они, несчастные, среди светил? Таким образом они забыли Сказавшего: не бойтесь убивающих тело ( Мф.10:28 ). Разве не знает меры сил единый Сильный и укрепляющий немощных? И свидетели этому близко. Разве не исторгает Он из беды слабых по природе, а не по воле? Свидетель Фаддей на небеси верен ( Пс.88:38 ). Не будем же пугаться, братия мои, и не будем страшиться при падении поражаемых, как будто и мы не в состоянии перенести ударов. Будем переносить их силою Божией и идти вперед, хотя бы [встретился] огонь, хотя бы меч. Бог предводительствует и призывает нас войти в обетованное нам Царство, как Израиля в обетованную землю. Разве вы не знаете, что потерпели возмущавшие тогда народ, говоря: «Мы не будем в состоянии войти, ибо там грады ограждены до небесе и исполины, сыны Енаковы ( Втор.9:1 ; Чис.13:34 )»? Что же случилось? Не за это ли они были сожжены огнем, и весь роптавший народ погиб, и тела их пали в пустыне (ср. Чис.14:29 )? Пусть никто не будет таким возмутителем, никто малодушным, никто потерявшим надежду. Пойдем, братия, пойдем, как Халев и Иисус Навин, наследники обетования. Поколеблются пред нами умственные стены, как тогда Иерихонские (см.: Нав. 6:19 ), от трубных звуков благодарности, которую воспел блаженный Фаддей, взывая с самого начала подвигов: сей день, егоже сотвори Господь ( Пс.117:24 ). Так убеждаю, так прошу: итак мы посланники, говорит апостол, от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас ( 2Кор.5:20 ). Умоляем не бояться самой смерти за Него и с Ним, если будет нужно. Это письмо ко всем, хотя и писано к твоему лицу, добрый сын. Поэтому (310) всех приветствую и всем сорадуюсь в страданиях. Кто достоин восполнить недостаток в плоти своей скорбей Христовых ( Кол.1:24 )? Горе же отрекшемуся и отступившему, хотя бы угрожала смерть; ибо вечная смерть упасет я, и обладают [Col. 1128] ими правии заутра ( Пс.48:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

810,20 Господь дает Моисею указания относительно поставления священнослужителей. Повествование начинается с посвящения Аарона и его сыновей (гл. 8), затем переходит к их первым жертвоприношениям (гл. 9) и заканчивается Божиим судом над двумя священниками (гл. 10). 8:1–35 В этом фрагменте повторяются указания, касающиеся посвящения левитов, данные в Исх., гл. 29. Подробное описание жертвоприношений и одежд Аарона свидетельствует об исключительной важности первосвященства: первосвященник являлся представителем Израиля перед Богом. 8 ко входу скинии собрания. Т.е. во внешний двор, представлявший собой огороженное место вокруг скинии. 8 Ефод. См. ком. к Исх. 28,6 . 8 Урим и туммим. См. ком. к Исх. 28,30 . 8:23 Помазание кровью различных частей тела Аарона символизирует его полное посвящение Богу. Глава 9 9:1–24 Посвящение Аарона и его сыновей продолжалось восемь дней и завершилось торжественным принесением первых жертв и явлением Божией славы (9,23.24). 9:7 Моисей призывает Аарона вначале очистить себя, а затем уже весь народ (ср. Евр. 5,3 ). 9 благословил. Традиционное священническое благословение (см. Чис. 6,23–26 ). 9 Слава Господня. Явление славы Господней народу в виде заполнившего святилище облака и небесного огня на жертве свидетельствовало о том, что Господь принял первые жертвы, принесенные только что назначенными священниками. 9 вышел огонь. Это явление подтверждало, что Бог принял служение Аарона ( 3Цар. 18,38 ; Евр. 12,28.29 ). Глава 10 10:1–20 Господь, принявший жертву Аарона (9,23,24), отвергает жертвы его сыновей Надава и Авиуда. Двум другим сыновьям Аарона, Елеазару и Ифамару, также не удалось надлежащим образом совершить первое служение, хотя они того искренне желали. Эти первые неудачи левитов в какой-то мере объясняют их дальнейшую историю и подтверждают пророчество Малахии об очищенном священстве ( Мал. 3,1–5 ). 10 кадильницу. Сосуд для возжигания курений. которого Он не велел им. Из других стихов следует, что Надав и Авиуд согрешили трижды: они принесли чуждый огонь (ст. 1), были пьяны (ст. 9) и вошли в Святое Святых, что разрешалось только Аарону (16,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 суд, и правда. См. ком. к 5,7. вода... сильный поток. Букв.: «всезатопляющий поток». Характерная для ближневосточных стран картина: узкие расселины с проносящимися в дождливый сезон потоками воды, которые в другие времена могут полностью пересыхать. Господь с радостью дал бы обильные дожди, дабы наполнить «потоки» справедливости и праведности, но Израиль, пересохший поток, не принимает этого дара. 5 Приносили ли вы. Такие жертвоприношения были не самыми важными для Господа. Он хочет, чтобы Ему поклонялись в духе и в истине. в пустыне в течение сорока лет. См. ком. к 2,10. 5 носили. Т.е. носили повсюду и поклонялись. Ремфана. Это слово может читаться также «Кайван», что в других семитских языках (аккадском, сирийском и арабском) является названием планеты Сатурн и по смыслу связано с предшествующими словами: «звезду бога вашего». которые вы сделали для себя. В ВЗ обличение идолопоклонства часто дается с упором на рукотворный характер идолов (ср. Ис. 44,9–20 ; Иер. 10,1–16 ; см. ком. к Мих. 5,10–16 ). 5 за Дамаск. См. ком. к 1,3. Переселение «за Дамаск» означало бы переселение в Ассирию, что должны были ясно понимать слушавшие пророка Амоса. Переселение в места, далекие от родной земли, было одним из изначальных проклятий завета ( Втор. 28,36.49.64–68 ). Глава 6 6:1–7 Это краткая скорбная речь пророка, содержащая серию обличений. 6 Горе. См. ком. к 5,16. на Сионе... гору Самарийскую. См. ком. к 1,2; 3,9. Как и его современники (напр., Ос. 6,11 ; Ис. 9,8–21 ; Мих. 1,3–5 ), Амос произносил пророчества, адресованные обоим царствам Северному и Южному (ср. 2,4.5). первенствующего народа. См. также Чис. 24,20 . Израиль стал могущественным и процветающим при Иеровоаме II и мог считать себя первым среди всех народов. 6 Калне. Возможно, это упоминаемый в Ис. 10,9 город Халне, который бы завоеван ассирийским царем Саргоном II в 710 г. до Р.Х. Емаф великий. Город, расположенный севернее Дана на реке Оронт в Сирии; бы возвращен под управление Израиля Иеровоамом II ( 4Цар. 14,23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Чис.24:17 ), Одре Царя Великого (см. Притч.9:1–11 ), Руне орошенном (см. Суд.6:37–40 ), Неопалимой Купине, виденной Моисеем (см. Исх.3:2–5 ), Горе Святой (см. Дан.2:45 ), Лествице небесной, виденной Иаковом (см. Быт.28:12 ; Кол.1:20 ; Еф.1:10 ), Двери непроходимой, зримой Иезекиилем (см. Иез.44:1–2 ), Солнце селения Христова (см. Пс.18:5 ) и т. д. В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы приносится «поклонение с благодарением» Божией Матери, «небеси и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву» (конд. 1). В начале акафиста изображается то чудесное событие, которое послужило поводом к установлению церковного празднества. Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Пресвятую Богородицу «в церкви на воздусе за Христианы Богу молящуюся» (конд. 2). Остальные кондаки и икосы акафиста являются продолжением величаний Богоматери как Ходатаицы и Молитвенницы пред Богом за христиан. Историческая часть в икосах не развита. Если и упоминаются библейские исторические факты, то они служат лишь для оттенения и сравнения воспеваемого в акафисте события – Покрова Пресвятой Богородицы. В акафисте замечается неоднократное повторение сказанного прежде. Так, историческая часть икоса 1 воспроизводится, в измененных только выражениях, в икосе 5, кондаке 8, икосе 11. Если рассматриваемый акафист не богат содержанием в исторической его части, то он содержателен в величаниях, в которых изображается широкий круг благодеяний и милостей Богоматери роду христианскому. Пресвятая Богородица прославляется как Премилосердая Утешительница всех скорбящих и обремененных (ик. 2, 5); царств православных Несокрушимая Крепость и Ограда, царских престолов Вернейшее Ограждение, Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских (ик. 3), святых обителей Христовых Покров, верных пастырей Церкви Бодрость и Вразумление, богобоязненных иноков и инокинь Наставница (ик. 4); нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительница (ик. 6). Далее Богоматерь величается как Подательница всех даров духовных и телесных (ик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

44 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби. 44 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.). 44 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5). 44 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия. 44 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10). 44 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.). 44 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9). 44 увидел... бедствие. См. 37,34.35. Глава 45 45:1–28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла. 45 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта ( Евр. 11,22 ). 45 Египтяне. Согласно греческому тексту «все египтяне». Они не имеют части в семье завета. 45 я Иосиф. См. Деян.7,13 . 45 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9 ). Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19–21; Деян. 7,9.10 ). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели ( Деян. 2,23; 4,28 ). для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку. 45 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53). 45 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32 ; Мих. 2,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

308 ...сбывается чародйством. – Фрагмент «Якоже бысть во царство ...Не чюдесы прельщати» – извлечение из Хроники Амартола (см. с 304–306). 310 Антиохия – город в северной части современной Сирии на берегу реки Оронт (см. ниже: «при берез си Оронтии»). В античности и раннем средневековье Антиохия была одним из крупнейших городов Средиземноморья. 312 ...Валамъ, и Саулъ ...сынове Скевави. – Прорицатель Валаам (Чис. Гл. 22–24 и 29). Первый израильский царь Саул (1 Цар. Гл. 9–31), первосвященник Каиафа (Ио. Гл. 11 и 18), сыновья первосвященника Скевы ( Деян. 19:14 ). Какого Иуду имеет в виду Амартол – неясно. 313 И Навходъносоръ ...посред же града откры... – Вавилонский царь Навуходоносор II (605–562 г. до н. э.), согласно библейской книге Даниила (Дан., гл. 2), видел вещий сон, истолкованный ему пророком Даниилом. В И текст испорчен, у Амартола: «...послжде пакы мнозхъ сущихъ родъ откры». Соответственно этому тексту и сделан перевод. 314 Симон – фнлософ-гностик I в. н. э. Он упоминается в апокрифическом «Прении апостола Петра с Симоном волхвом»: Симон, как и Петр, творит чудеса, возносится на воздух, но по молитве Петра, поддерживавшие его духи оказываются бессильны, Симон падает на землю и гибнет. 316 ...Костянтинъ, сынъ Леонтовъ, зять Романовъ – Константин VII Багрянородный – византийский император (913–959 гг.); единоличным правителем он стал лишь после смерти своего тестя и соправителя Романа (920–944 гг.). 317 ...деревлян заратишася... – В Л и Р – «затворишася»; судя по управлению («от Игоря») это чтение первично и верно; соответственно сделан и перевод. 318 В си же времена приде Семеонъ, плняя Фракию. – Речь идет о войне болгарского царя Симеона сВизантией в 913–917 гг. 319 Семеонъ же прия градъ ...Ондрянем градом. – Эта статья ПВЛ – пересказ Хроники Амартола (см. С. 545–546). Адрианополь именовался прежде Орестий, по имени Ореста, сына Агамемнона (героя Троянского эпоса). Город был перестроен и укреплен римским императором Адрианом (117–138 гг.). 322 Иде Игорь на Гркы. – Рассказ летописца построен в основном на переводных источниках: византийском Житии Василия Нового и Хронике Амартола (см. С. 567). Текстуальное сопоставление с ними летописного текста см.: Лихачев. Комментарии. С. 284–286. В Начальном своде извлечение из Амартола было полнее: этот текст отразился, например, в Новгородской четвертой летописи (См.: Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 108–113).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010