5 Аморрейские. См. ком. к 2,10. услышали. См. ком. к 9,3. 5:4–7 Здесь обстоятельно разъясняется необходимость «обрезания сынов Израилевых во второй раз»: прежнее, обрезанное, поколение израильтян, которое вышло из Египта, пало под ударом гнева Божия. Второе же обрезание свидетельствует о милости Божией, которую Он явил, вырастив новое поколение детей Авраамовых (ст. 7). Физическое обрезание имеет метафорическую аналогию «обрезанные сердца» ( Втор. 10,16; 30,6 ). 5 которые не слушали гласа Господня. Неповиновение, за которым следует наказание ( Чис. 14 ; Втор. 1,32.43 ). 5 вместо их... сынов их. Эти люди были, по сути, «новым Израилем». 5 ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Избавление от египетского рабства становится окончательным только сейчас, со вступлением народа Израилева в землю обетованную ( Исх. 3,8 ). Если бы цель исхода не была достигнута, «посрамление Египетское» сохраняло бы свою силу ( Втор. 9,28 ). до сего дня. См. ком. к 4,9. 5 Пасху. См. Исх. 12 . 5:11–12 стали есть из произведений земли сей... а манна перестала падать. Еще одно указание на то, что началась новая эпоха и завершилась первая часть Книги Иисуса Навина. См. Исх. 16 ; Втор. 8,3 . 512:24 Во второй части книги описывается завоевание израильтянами Ханаана. Описываемые разрушения и страдания являются справедливым и заслуженным наказанием, которому Бог подвергает грешников ( Быт. 15,16 ; ср. Лев. 18,24–27 ; Втор. 9,4–6 ). Библия показывает неразрывную связь между осуждением и спасением ( Исх. 14,13.14 и Откр. 19,1,2 ). Суровость также свидетельствует о верности Бога Своим обетованиям (ср. Быт. 12,3 ) и является прообразом Его грядущего суда над теми, кто ныне отвергает благодать Божию ( Мф. 25,46 ; Евр. 9,27; 10,26–31 ). 13–15 Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления «вождя воинства Господня», которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божию (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх. 3,2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Истинное понимание происходящего и причинно связанных с ним последствий, представление о будущих событиях, значение символических явлений даются пророку или мудрому, праведному человеку через сновидения или через духа, присутствие которого осознается как некая внутренняя сила, направляющая деятельность избранного Богом человека. Так, праотцу Аврааму в ночном видении открывается все будущее его потомства: «…было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» ( Быт.15:1 , см. также ст. 12–15). Патриарх Иаков видит во сне лестницу, соединяющую небо и землю, и стоящего на ней Господа и получает от Него откровение о своем многочисленном потомстве. Пробудившись же, Иаков произносит: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» ( Быт.28:16 , см. также 31:10–13, 24, 37:5–11). В другом ночном видении Господь повелевает Иакову отправиться в Египет (см. Быт.46:2–4 ). «Сновидцами» называют в Б . тех, кто видит вещие сны (см. Быт.37:19 ; Втор.13:1, 1, 5 ). О природе откровений во сне в книге Чисел сказано: «…если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем… устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях…» ( Чис.12:6–8 ). Духом сообщаются пророкам истины, которые они должны возвещать народу: «…сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» ( Иез.2:1–2 ) — так Господь призвал к пророческому служению Иезекииля. О себе пророк говорит: «Была мне рука Господня, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля…» (37:1). Об апостоле Павле, выступавшем перед судом синедриона, принявшие его сторону фарисеи заметили: «Ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорили ему, не будем противиться Богу» ( Деян.23:9 ). Сам же Павел указывал, что имеющий дар пророчества «тайны говорит духом» (см. 1Кор.14:2 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Ст. 8. ...Сихем – город в 50 км от Иерусалима, участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48:22 ). Долина шатров названа так по имени жилищ, которые построил там Иаков (см.: Быт. 33:17 ). В этом стихе речь идет, по-видимому, о том, что упомянутая земля будет предоставлена древним евреям, вернувшимся из плена. Ст. 9. Галаад – сын Манассии; ...Манассия, Ефрем –сыновья Иосифа (см.: Чис. 26:28–29 ); ...Иуда – сын Иакова (Израиля). В этом стихе перечислены родоначальники некоторых племен (колен) древнееврейского народа; каждое из двенадцати племен носило имя своего родоначальника и владело закрепленной за ним территорией; ...Ефрем – защита главы Моей –букв. «Ефрем – сила, укрепление». Этими словами указывается на то, что потомки Ефрема сделаются сильной частью древнееврейского царства; ...Иуда -царь, поставленный Мной – потомок Иуды станет царем: по окончании вавилонского плена над древними евреями царствовал Зоровавель, происходивший из племени Иудова (см.: 2Езд. 6:2 ). Ст. 10. Моав, Идумея – завоеванные древними евреями страны. Моав – сын Лота и его потомки, название народа и страны, лежащей к востоку от Мертвого моря; Идумея – страна к югу от Мертвого моря. Моав –надежный сосуд Мой – букв. «сосуд моей надежды»; эти слова могут быть поняты так: «Моав вместит в себя (будет сосудом) тех, кто надеется на Меня», то есть будет завоеван древними евреями. Ст. 11. ...град огражденный – Иерусалим.   Псалом 60 Псалом поется от лица человека, томящегося в изгнании. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 3. ...на скалу – под скалой подразумевается надежда на Бога. Ст. 7. В этом стихе толкователи под царем исторически подразумевают Зоровавеля, который вернулся с древними евреями из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до Рождества Христова и ведал там восстановительными работами. Одновременно в этих словах дано пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который вывел человеческий род из порабощения греховной жизни и показал им путь в Небесный Иерусалим, к Богу; к Господу относится и следующий стих, в котором говорится, что Он будет жить вечно.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21,1. и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар. 26,19 : «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар. 21,1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла ( Нав. 1,13–15 ), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар. 2,25 и ком.; Исх. 4,21 ; 3Цар. 22,20–23 ; Иов 1,12 ; Иез. 14,9 ; Деян. 4,27.28 ; 2Кор. 12,7 ). Господь и сатана не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия. исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного ( Чис. 1,1.2; 4,1.2; 26,1–4 ; но см. Исх. 30,11.12 ). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1 Цар., гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы. Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар. 11,8 . 24 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских. 24 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность. 24 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Приставниками же как бы дел, наиболее ему любезных, над терпевшими от него обиду, сатана поставил нечистых демонов, или подчинённые ему силы, которые многообразною силою страстей обременяют ум каждого из живущих на земле, боясь, думаю, того, как бы они, обратив к Богу праздный взор ума, не освободили выю свою от рабства ему, потому что естество человеческое свободолюбиво”. — Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 2. М., 2001. С. 245–246. 7 Понятие frontist»rion впервые использовал в ироническом смысле Аристофан для обозначения мест уединённых размышлений философов (в частности, Сократа). В христианском словоупотреблении оно стало одним из обозначений монастыря (хотя и использовалось не очень часто). В частности, таким образом его использует Палладий Еленопольский, говоря об “уединённых местах подвижников”. См. Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. T. I/Ed. par A.-M. Malingrey et Ph. Leclercq//Sources chremiennes. 341. Paris, 1988. P. 218–219. 8 См. Чис 14:23,28–35; Евр 3:17. Ср.: “Когда Бог повелел идти в обетованную землю, они прекословили, отговариваясь страхом и силами врагов. За сие-то Бог всяческих предал всех их поодиночке смерти в пустыне и вместо них ввёл детей их”. — Творения блаженного Феодорита епископа Киррского. М., 2003. С. 520. 9 См. Исх 14:21. Ср.: “Плотский Израиль, когда Моисей разделил море, проходил по дну его, а христиане, став чадами Божиими, шествуют поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело и душа соделались домом Божиим”. — Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 413. 10 Идея “среднего и царского” пути, имея истоки ещё в античности (особен­но у Аристотеля), постоянно встречается в святоотеческой письменности, где она имеет два основных аспекта: догматический и нравственно-аскетический. См. Taillier F. Basilike Odos//Orientalia Christiana Periodica. 1947. P. 299–354. Последний аспект обычно акцентируется в святоотеческой аскетике. Так, по мнению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, слова в Притч 2:20 (аще бо быша ходили в стези благия, обрели убо быша стези правы гладки) относятся к нам; мы правые и лёгкие стези Господни превращаем, воспалившись нечистыми пожеланиями, в тяжкие и каменистые и “царский путь, упроченный апостольскими и пророческими камнями, уровненный стопами всех святых и Самого Господа, безумно оставляем, ходим по распутьям и местам, покрытым колючим кустарником”.

http://pravmir.ru/uveshhevaniya/

3:6–8 В этих стихах особо подчеркивается, что инициатива и руководящая роль в спасении принадлежат Богу. Это, однако, не исключает необходимости ответного действия со стороны человека, которое выражается в покаянии и вере. 3 Сын Человеческий. См. ком. к 1,51. сущий на небесах. Как Второе Лицо Божественной Троицы, Сын Божий, став Сыном Человеческим, не утратил Своей божественности, поскольку она является Его сущностью. И в этом смысле Он «сущий на небесах» и в период Своего земного служения. 3 как Моисей вознес змию в пустыне. См. Чис. 21,4–9 . так должно вознесену быть. Выражение «вознесену быть» имеет ключевой смысл в данном Евангелии (8,28; 12,32.34). У него два значения быть распятым и быть возвеличенным. Евангелие от Иоанна рассматривает смерть Христа на кресте, Его воскресение и Его прославление как единый акт, в котором раскрывается Божия слава. Слово «должно» указывает, что это воля Божия ( Деян. 4,27.28 ). 3 так возлюбил Бог мир. Некоторые используют это выражение, чтобы отвергать идею Божия выбора, в котором Он определяет избранных ко спасению, как если бы сам факт, что Бог послал Своего Сына на смерть, просто сделал спасение возможным для всех, кто верит. Но в других местах данного Евангелия Иисус ясно подчеркивает, что спасительный труд Он совершает ради избранных (напр., 6,37–40; 10,14–18; 17,9). Смысл же здесь в том, что спасительный труд Христа не ограничен этническим партикуляризмом (не обращен только на евреев), но совершается для избранных из всех народов мира. Ясно, что те, кто не воспользуется средством, предложенным им Богом, обречены; они погибнут (навсегда лишатся общения с Богом, которое одно лишь и является целью всех людей, созданных по образу Божию). См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность». 3 судить мир. Иисус не приносит в мир осуждение, поскольку мир находился под осуждением еще до Его прихода. 3:18 Неверие не единственное основание для осуждения, но оно представляет собой самое дерзкое восстание против Бога, поскольку неверующий сопротивляется даже милостивому приглашению Бога принять спасение через Христа. Иисус приходит в мир, который уже находится под осуждением за отвержение Бога Отца ( Рим. 1,18–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

По этому поводу блаженный Феофилакт говорит: «После того как ученики исповедали, что Он – истинный Христос, Господь открыл им и тайну креста, но не вполне, ибо они не уразумели Его слов и не поняли, что значит – воскреснуть, а думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Оттого-то Петр и начинает противиться, говоря, что напрасно предавать себя на смерть, если можно и не подвергаться страданиям. Но Господь, показывая, что Его страдание будет во спасение и что только сатана не хочет, чтобы Он пострадал и спас людей, называет Петра сатаною за его мудрования, свойственные сатане, – за то, что он не хотел, чтобы Христос пострадал, и прекословил Ему... Петр, по словам Господа, думал «о том, что человеческое», ибо мыслил низкое и плотское, желая, чтобы Господь остался в покое, не предавая Себя на распятие и не подвергаясь напасти за спасение мира». «Богочеловек избрал крестную смерть как необходимую и неминуемую в домостроительстве спасения человеческого рода». Тайна этого – в неисследимых глубинах вечной Божией Премудрости. Крестное Богочеловеческое страдание сделалось, по человеколюбивому Божию Промыслу, средством, которым Богочеловек дарует людям вечную жизнь. Спаситель выделяет это особо: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ; ср.: Ин.8:28, 12:32–33 ). Страдание Богочеловека совершается по неиспытуемой премудрости Божией воли и по спасительному Божию Промыслу (см. Деян.2:23, 4:26–28 ; Чис.21:8, 9 ­ Ин.3:14, 12:32–33 ; 1Пет.1:20 ; Откр.13:8 ). Это – чаша, которую Небесный Отец дает Своему Божественному Сыну – Богочеловеку Христу: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин.18:11 ). Воплощенный Божий Сын предает Себя на это спасительное страдание добровольно, по собственному произволению. Он Сам полагает Свою душу: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ; ср.: Ис.53:12 ; Мф.20:28, 26:53 ; Гал.1:4, 2:20 ; Еф.5:2 ; Флп.2:8 ; 1Тим.2:6 ; Евр.9:14 ). «Христос никогда не пострадал бы без Своей на то воли. Посему, повинуясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право: опять принять душу. «Сию заповедь» – умереть за мир – «получил Я от Отца». Я, говорит, не противник Богу, и причем в такой степени, что и самую сию смерть предписал Он Мне как заповедь. После того как Спаситель предварительно изрек о Себе высокое: власть имею принять Свою душу (этим Он показывает Себя Господином смерти и Начальником жизни), Он вновь добавляет и смиренное: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10 – Примеч. ред.). Так Он поразительно соединяет одно с другим, чтобы не считали мы Его меньшим Отца, и Отчим рабом, и противником Богу, но – одной с Ним силы и одной воли».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

6 не оставлю народа Моего. Само по себе построение храма отнюдь не гарантирует покровительства Господа Израилю единственным его условием является соблюдение израильским народом Закона (см. ком. к 2,3; 9,6.9). 6 И устроил в задней стороне храма ... давир для Святаго-Святых. Святое Святых помещение, представлявшее собой куб со сторонами длиной приблизительно девять метров (ст. 20), являлось средоточием храма. В нем находился ковчег завета (ст. 19) и два изваяния херувимов (ст. 23). Только первосвященнику было позволено входить в Святое Святых, и то лишь однажды в год, в день Всепрощения (евр. «йом-кипур»; Лев. 16; 23,26–32 ; Чис. 29,7–11 ). В скинии также было Святое Святых ( Исх. 26,33 ; ср. Евр. 9,12–14 ). 6 ковчег завета Господня. Ковчег завета главный символ союза израильского народа с Господом. Внутри него находились две «скрижали завета» ( Исх. 25,21 ; Втор. 9,9 ). 6 он обложил его чистым золотом. Своим величием и красотой эта земная обитель Бога должна была служить символом храма Господнего на небесах (8,36.39; Евр. 9,11 ). 6 жертвенник, который пред давиром. Вероятно, имеется в виду жертвенник для возношения курений (7,48; Исх. 30,1.6; 37,25–28 ; Евр. 9,3.4 ). 6 сделал в давире двух херувимов. Это были две крылатые фигуры с человеческими лицами (см. Быт. 3,24 ; Иез. 41,18.19 ). Херувимы располагались по обе стороны ковчега (8,6.7; 2Пар. 3,10–13 ). Края их распростертых крыльев находились на высоте десяти локтей, достигая, таким образом, ровно половины высоты помещения Святого Святых (ст. 16). В древнем Ханаане цари иногда изображались на троне, поддерживаемом херувимами. В Израиле, однако, делать изображения Господа было строжайше запрещено ( Исх. 20,4 ), и херувимы служили напоминанием о незримом присутствии Господа (8,10–13; 1Цар. 4,4 ; 4Цар. 19,15 ; Пс. 79,2; 98,1 ). 6 изображения... пальмовых дерев и распускающихся цветов. Эти изображения должны были напоминать о пребывании человека в Едемском саду ( Быт. 2 ). Хотя за непокорность Господу он был изгнан из рая ( Быт. 3,24 ), однако воссоединение человека с Господом вновь возможно через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010