Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Соль I. В Книге Иисуса, сына Сирахова, С. причисляется к продуктам, крайне необходимым для жизни человека ( Сир. 39:32 ; ср. Иов. 6:6 ). С древнейших времен С. в больших количествах добывали на Мертвом (⇒ Соленом) море. С. была главным предметом внутр. торговли в Палестине. В конце времен, когда исходящий от жертвенника святилища поток живой воды сделает «здоровыми» даже воды Мертвого моря, все же останутся болота и лужи, где можно добывать С. ( Иез. 47:11 ). II. 1) в ВЗ С. отнесена к сфере божественного; все, что посыпано С., не портится и не пропадает. Т.о., с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Новорожд. детей обтирали солью ( Иез. 16:4 ). ⇒ Елисей превратил нездоровую воду, которая, очевидно, была причиной бесплодия земли, в здоровую, добавив в нее С. ( 4Цар. 2:19–22 ). Без С. не обходилось ни одно жертвоприношение ( Лев. 2:13 ; Иез. 43:24 ). Это должно было показать, что такая «посоленая» жертва не только охраняет человека пред Богом, но и соединяет его с Ним. С. жертвы – это С. завета (завет С.: Числ. 18:19 ; 2Пар. 13:5 ). Вместе с тем она символизирует прочность и продолжительность ⇒ завета Божьего. В Библии отражено и распростран. на Ближнем Востоке представление о том, что съеденная вместе с к.-л. соль обладает силой, объединяющей людей. Это относилось к гостю, а также к чиновнику царя, который ест С. в цар. доме ( 1Езд. 4:14 ); 2) но С. – это также и символ разрушит. проклятия и гнева Божьего ( Втор. 29:23 ; Пс. 106:34 ; ср. Суд. 9:45 ). С. могла обозначать Божью животворящую милость и уничтожит. ⇒ суд. III. 1) в НЗ Иисус говорит об очистит. суде, где «всякий огнем осолится» ( Мк. 9:49 ); 2) в Мф. 5 подразумевается предохраняющая сила С. То, чего раввины ожидали от Торы, от Закона, Иисус признает за Своими учениками: их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд (см. Быт. 18:24 ). Сила С. заключена в слове Иисуса, которое живет среди Его учеников ( Мк. 9:50 ; Кол. 4:6 ); 3) может ли С. утратить свою силу (досл. «стать не соленой» Мк. 9 или «негодной» Мф. 5:13 ; Лк. 14:34 )? Все попытки объяснить это утверждение тем, что С., добываемая не промышл. способом, может оказаться непригодной в пищу из-за высокого содержания примесей, неубедительны. Вопрос Иисуса о несоленой С. – это вопрос-загадка об утрате принадлежности к Богу. То, что невозможно в природе, человек может сделать возможным, если утратит дар Иисуса и не ответит на Его призыв. Иисус говорит о ⇒ свободе каждого человека, которая предусматривает возможность отпадения, и поэтому добавляет к Своей загадке: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф. 5:35 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Мы знаем об авторе книги из свидетельства самой книги и из предания. Пятокнижие, по своим внутренним признакам, представляется нам, как писание Моисея, и предание показывает нам, что оно от него произошло, то прямым свидетельством, которое оно дает нам о нем, то заимствованиями, которые оно из него делало во все эпохи израильской истории, начиная с эпохи Иисуса Навина. Для восстановления подлинности Пятокнижия достаточно, если, так сказать, сама книга открывает нам ее и если еврейская литература доставляет нам доказательство того, что Пятокнижие было известно во все эпохи истории народа Божия со времени завоевания Палестины. Итак, мы покажем, что Пятокнижие само утверждает свое Моисеево происхождение, и что все писатели Ветхого Завета, следовавшие за Моисеем, цитовали его или делали на него ссылки. 1. Моисеево происхождение Пятокнижия, доказываемое самим Пятокнижием Моисей – автор Пятокнижия, по свидетельству самой этой книги. В Исходе (17:14) Бог приказывает Моисею записать не просто в книгу, но в определенную, известную книгу, как показывает еврейский текст, сказание о сражении с амаликитянами, что предполагает существование книги, в которой были обозначены события, касающиеся истории Израиля. Стих 4-й XXIV-й главы Исхода говорит ясно: И написал Моисей все слова (речи) Господни. Стих 7-й той же главы прямо поименовывает Sefer Berith или Книгу завета, и Моисей читает ее народу. Моисей, следовательно, написал не только законы, но также и исторические события (ср. Исх.34:27 ; Числ.33:1–2 ). Второзаконие еще более изъясняет это: „И написал Моисей, говорит оно, закон сей (ha тноган) и дал его священникам, сынам Левииным“ ( Втор.31:9 ; см. также ст. 10–11, 24–26; cp. 17:18–19; 28:58–61; 29:20–21,27; 30:10). 763 Пытались, правда, ограничить одним только Второзаконием места, заимствованные из этой книги, но это ограничение противно толкованию всех веков. Некоторые критики думают также, что все, следующее со слов священного текста: Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего и т. д. ( Втор.31:24 ), принадлежит другому писателю; как бы то ни было, эти самые слова доказывают происхождение от Моисея всего предшествовавшего. Сказание о смерти Моисея, вообще признаваемое за работу позднейшего писателя, может быть, Иисуса Навина, и помещаемое в конце Пятокнижия, в виде прибавления, нисколько не доказывает того, что Моисей не был писателем всего предшествовавшего. 764

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

12   Петр Хризолог . Собрание проповедей. 152. 7. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 17 мая 2016, 13:24 Галине И. (17 мая 2016, 10:00) Галина, я «другая» Ольга, т.к. комментарий к видео-статье уважаемого и любимого мною А.И. Осипова " Корабль спасения " от 13 мая 2016, 12:00 точно не писала – не было тогда времени прослушать эту запись. Так что не поняла, за что Вас прощать. Галина И. 17 мая 2016, 10:05 Ольга, простите меня, Христа ради, если вы- другая Ольга, не та, которая писала комментарий с обращением ко мне (видео- статья А.И. Осипова " Корабль спасения " от 13 мая 2016, 12:00). Галина И. 17 мая 2016, 07:35 Ольге: " в библейской книге «Числа» (6: 1–23) слово «назорейство» пишется с буквой «о» " .В лингвистике такое явление называется позиционным изменением гласных звуков (качественная редукция). С течением длительного времени и в результате переводов это изменение вполне может закрепляться не только в устной, но и в письменной речи: «...и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23).Рада, что вы читаете " протестантскую " Библию (см.ваш прежний коммент.). Кстати, Священное Писание- краеугольный камень веры всех св. Отцов Церкви, и их труды, в основном,- это интерпретация библейских текстов. До свидания. аграфена 15 мая 2016, 19:44 Молитва принесет беды - для не раскаявшихся ни с каком случае, для продолжающих беззакония несмотря ни на какие увещевания, молитвы и просьбы. Вся история Ветхого Завета такова, а история Ветхого Завета- история ветхого человека, то бишь нас. Ольга 15 мая 2016, 15:55 Спаси Вас Господь, отец Олег! Всегда с удовольствием читаю и слушаю Вас, получая огромную пользу для души и ума. Вчера смотрела по т/к «Спас» передачу с Вашим участием – просто на одном дыхании. Но сейчас не поняла, почему в последнем абзаце дважды слово «назорей» Вы пишете с буквой «а»: «Неправильно понимать слова «что Он Назореем наречется» в том смысле, что Господь Иисус Христос был назареем. Он был из Назарета, но не назарей в ветхозаветном понимании этого слова (см.: Числ. 6: 1–23). Скорее всего, апостол Матфей, называя Христа Назореем, подчеркивает Его самоуничижение, ибо Назарет считался у иудеев презренным городом». Ваша точка зрения понятна, но в библейской книге «Числа» (6: 1–23) слово «назорейство» пишется с буквой «о». НазАреи», как я поняла, это секта – в отличие, от «назОреев» - давших обет назОрейства, аскетов, предшественников иночества. В контексте данной статьи я бы это слово писала через «о».

http://pravoslavie.ru/93278.html

Сведения о писателе Пятокнижия. – Древнейшее и единогласное предание иудейской и христианской Церкви писателем Пятокнижия называет Моисея. Это предание находит весьма твердый основания в самом Писании Ветхого Завета. 1. Прежде всего в самом Пятокнижии мы находим свидетельство о писателе его, законодателе Моисее. Именно: после получения Моисеем от Бога на Синае первых законов завета (см. Ucx. XX–XXIII ), Моисей сам свидетельствует в книге «Исход», что он «написал все слова Господни» ( Исх.24:4 ), и это написанное составило «книгу завета» (ст. 7), которая читана была вслух всего народа и с того времени сделалась священным достоянием Церкви и законы ее вошли в состав книги Исход. В этой же книге еще два раза упоминается (см. Исх.17:14; 34:27 ) о повелении Божием Моисею записать совершившиеся события и данные законы, и конечно Моисей исполнил это повеление. В книге Числ от смелой руки ненавидящих Галилейского Учителя и делало невозможным более заметные искажения свящ. текста. Хранят Евреи и доселе неприкосновенным!, текст Свящ. Писаний; потому что и доселе они «думают иметь чрез них жизнь вечную» (Ио.5:39). Книги законоположительные Свящ. Писания Ветхого Завета § 38. Число и наименование их. – Первый отдел книг Ветхого Завета составляют пять книг Моисея, которые называются так: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. § 39. Основание для наименования их законоположительными. – Законоположительными называются эти книги по своему преимущественному содержанию: именно они содержат в себе начало откровений Божиих роду человеческому и по преимуществу законоположения (основные законы) Церкви в подзаконные ее период, так что синайское законодательство, описанное в книгах Исход и Левит. составляет центр всего повествования книг Моисеевых. Все, что предшествует изложешю этого события (т. е. законодательства в книгах Исход и Левит), составляет как бы введение (Бытие), а все, что последует за ним (в кн. Числа и Второзаконие), составляет заключение или эпилог. § 40. Первоначальная их нераздельность и название Пятокнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В Коране суры (главы) расположены не по сюжету, не по времени их написания, не по хронологии описываемых в них событий, не по значимости. Они расположены просто по своему размеру — в сторону постепенного уменьшения объема. Такое расположение подчеркивает, что весь текст «изоморфно» сакрален: в нем нельзя выделить более важное, оттенив его менее важным. Все равно значимо. Но христианская Библия — это не Книга (βιβλοφ). Это — книги (βιβλια). Это сборник, состоящий из книг двух Заветов. И книги Ветхого Завета отнюдь не равноценны книгам Завета Нового. Педагог и учитель — не одно и то же. Сама двуприродность Библии настойчиво понуждает к работе ума и духа. Мы не можем принять Ветхий завет вполне и буквально — иначе мы стали бы иудеями. Мы не можем отвергнуть его вполне и всецело — иначе мы были бы гностиками. В итоге в отличие от гностиков, христиане приняли книги Ветхого Завета. Но в отличие от иудеев, дополнили их Евангелием. И это не просто механическое совмещение. Евангельский свет был брошен в ветхозаветную библейскую историю, которая стала предисторией. И как было совместить книги, в которых нередко говорится «иди и убей!» (см. Числ. 25,5 и 31,17), с книгой, в которой главный призыв — «иди и примирись!» (см. Мф. 5,24)? Без Ветхого Завета Евангелие непонятно. Непонятно оно становится прежде всего оттого, что в отрыве от предыдущей истории оно становится случайной импровизацией далекого Бога, который оставил сотворенное Им человечество после первой же случившейся неприятности. Люди остались в руках и на воспитании у бандитов. Но затем, когда дети позрослели и выросли, Бог вдруг вспомнил о них и пришел их навестить. Уместно ли этом случае молитвенное обращение к Нему — «Отец!»? Итак, христиане приняли Ветхий Завет, но «обезопасили» его ново заветным переосмыслением ветхо заветных текстов. Это означает, что необходимость воцерковления Ветхого Завета потребовала подвергнуть его напряженнейшей и изощреннейшей экзегетике. Но вот вопросы, который встал тут же и который не исчезает по сей день: что именно в Ветхом Завете сохраняет свою обязательность для сынов Завета Нового? Что есть такого среди предписаний Ветхого Завета, которые для христианина исполнять уже никак невозможно? Какие из мест Ветхого Завета благочестивое чувство может неосудительно использовать для собственного выражения, воспитания и подражания — так, что некий человек или община имеют право следовать этим установлениям, другие же имеют право проходить мимо них, но никто не может осуждать другого за соблюдение или несоблюдение этих норм благочестивой жизни ветхозаветного происхождения? Спор не затих до сих пор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(Лев, 19, 12). Чтобы не нарушить буквы закона, иудеи приняли за обычай клясться небом и землею, Иеруеалимом, храмом и пр., даже и в том случае, когда клялись заведомо ложно. Обличая такой обычай (см. Мф. 23:16 — 22) Господь повелевает не клясться во лжи вышеуказанными предметами, ибо все, сотворено Богом: такой клятвой оскорбляется сотворивший и нарушается святость самой клятвы. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду и неговорить неправды. (Феофилакт). Запрещая клясться, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, исобходимой и в частной, и общественной жизни, потому что Своим примером утвердил ее. (Мф. 26:63 — 64). 110 Библейские тексты о клятве . В ветхом завете находим весьма много сввдетельств, утверждающих клятву. См. Быт. 14:22 — 23; 21, 23 — 24; 32, 16; 24, 3. 9; 25, 33; 26, 31; 31, 53; Исх. 22:11; Лев. 19:12; Числ. 6:19; Второзак. 23:21; 29, 12 — 14; Сирах. 23:9 — 11 и мн. др. В новом завете И. Хр. примером Своим утвердил клятву. (Мф. 26:63 — 64), Ал. Павел клялся. Рим. 1. 9, ср. 9, 1; 2 Кор. 1:23; сравни 2, 17; Галат. 1:20; Филип. 1:8;1 Солун. 2, 5, ср. 2, 10; 2 Тимоф. 4, 1; Евр. 6:16 — 17. Законность клятвы и присяги . Излагать библейский взгляд на клятву только на основания евангельских и апостольских изречений, обходя свидетельства ветхозаветных книг свящ. Писания, было бы неправильным как потому, что в этих книгах излагается, как и в новозаветных, Богооткровенное же религиозно-нравственное учение, что засвидетельствовано Самим Спасителем (Тертуллиана же указывается и настоящая причина этого. «Мы, говорит он, не клянемся гением императоров и не божимся демонами, чтобы не воздать им честя, подобающей единому Богу... Божиться во имя тех, которых мы отвергли, не означало ли бы явного преступления, забвения веры и одобрения идолопоклонства“? Из этих слов Тертуллиана ясно видно, что он отнюдь не отрицает клятвенного призывания имени истинного Бога в потребных случаях, но только находит странным требовать языческой клятвы от христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

33 книги Чисел, Вамофа нет, а стоит вместо него имя Дивон Гад (см. у Власт. Св. летописъ III, Чис.21:19 ст. пр. 14). 219 В греко-слав. «показа ему часть некую людей μρος το λαο». Согласно такому переводу нам представляется наиболее вероятным то понимание, по которому Валаам увидел с высот Ваала отчетливо не весь израильский лагерь и не всех сынов Израиля (часть которых находилась несомненно на равнинах амморейских), а только небольшую часть. Так думает и Генгстенберг Bil. S. 48 zu d. St. Так передается в Вульгатк. Сирск. и у Онкелоса. С Высот Вааловых только чуть-чуть можно видеть, долины моавитские, где стоял в это время стан большей части Евреев; поэтому Валаам мог только видеть не ясно очерченный, как бы покрытый туманом конец израильского стана (Oort. Disput. de Per. XXII–XXIY, p. 12 ad 1.). 220 По распространенному у всех народов верованию последствием проклятия или лихого наговора бывает какая-нибудь болезнь, тоска, мрачное предчувствие, потемнение сознания (отвод глаз), видение обманчивых образов или страдание галлюцинациями, сумашествие, напрасный невольный страх, забывчивость, отвращение к родным и близким, расслабление, безплодие, неурожай, болезнь и падеж домашнего скота и т.д. См. Lenorm. Mag. S. 9–10; 44–75. Афанасьев. Колдовство на Руси, стр. 57–59. Calm. Comm, ad Num. XXII, 6. Важное значение страха ни повального ужаса в неприязненных отношениях между народами подтверждается указанием, что Господь, осудивший (проклявший) на потребление ханаанские народы, помогает Евреям привести в исполнение это Его определение посредством наведения ужаса и страха на Хананеев пред лицем Евреев ( Исх.23:27 ; Втор.28:20,65:66 ). 222 Lenormant. Magie. S. 24. У Грековъ и Римлян число семь тоже имело важный, таинственный смысл, Ideler, Chronologie Th. 1. S. 89. Ritter, Gesch. Philos. 1, S. 405. 223 Что жертвоприношение это было в честь Иеговы, это не подлежит никакому сомнению (De Geer, Bil. р. 52 Keil. Comment, zu St. и Чис.23:4 ). Равным образом, едва ли можно сомневаться, что Валаам в данном случае именно руководился тем богоустановленным обычаем, который засвидетельствован в указанном месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАФЕТ [евр.  ,   или   греч. Ιαφθ], 3-й, младший сын ветхозаветного патриарха Ноя, брат Сима и Хама (Быт 5. 32). Точная этимология имени И. не установлена. Нек-рые исследователи возводят его к евр. глаголу   - «быть красивым». Народная этимология имени И., основанная на игре слов МТ: «...да распространит Бог Иафета» (      ) (Быт 9. 27), связывает его с евр. глаголом   - «быть широким» и указывает на наследование И. большой территории. Во всех списках сыновей Ноя И. неизменно упомянут на 3-м месте (Быт 5. 32; 6. 10; 7. 13; 9. 18; 10. 1; 1 Пар 1. 4). Однако в Быт 9. 24 Ной называет Хама меньшим сыном, что, вероятно, является отголоском иной традиции, отличной от подчиненных строго хронологическому принципу генеалогических списков. В христ. экзегезе этот стих не связывался с И., а истолковывался как указание на низкое духовное состояние Хама по сравнению с духовным состоянием др. братьев (см., напр.: Ioan. Chrysost. In Gen. 29. 6). В раввинистической традиции И. считался старшим сыном Ноя (Санхедрин 69b; Берешит Рабба 26. 3; 37. 7). После спасения от потопа И. вместе со своими братьями был удостоен божественного благословения и участвовал в заключении завета (Быт 9. 1, 17). Когда И. получил от Хама известие об опьянении Ноя, то вместе с Симом вернулся в виноградник и почтительно прикрыл наготу отца. После чего И. был благословлен Ноем, к-рый сказал: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9. 27). Это благословение может указывать на последующий союз израильтян с филистимлянами против хананеев во времена царя Давида. В т. н. таблице народов потомки Ноя представлены 7 сыновьями И.: Гомером, Магогом, Мадаем, Иаваном (Елиса - по LXX), Фувалом, Мешехом и Фирасом (Быт 10. 1, 2). Иосиф Флавий сопоставил их с названиями 7 индоевроп. народов: киммерийцев, скифов, мидян, ионийцев, фовелийцев, каппадокийцев и фракийцев ( Ios. Flav. Antiq. I 1. 6). Четыре сына И.: Гомер, Иаван, Фувал, Мешех - упомянуты в пророческих книгах (Ис 66. 19 и Иез 27. 13; 32. 26; 38. 2, 3, 6; 39. 1). Наибольшую известность из потомков И. получили племена Киттим (Числ 24. 24; Ис 23. 11; Иер 2. 10) и Фарсис (Ион 1. 3; Иер 10. 9), давшие название одноименным землям.

http://pravenc.ru/text/200413.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010