Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕФФАЛИМ Праотцы Неффалим и Асир, сыновья Иакова. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре. Мастер Дионисий. 1502 г. Праотцы Неффалим и Асир, сыновья Иакова. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре. Мастер Дионисий. 1502 г. [Евр.  ,   греч. Νεφθαλ], 6-й сын ветхозаветного патриарха - прав. Иакова , родоначальник одноименного колена израильского. Н. был рожден от Валлы, рабыни Рахили, к-рая в то время была бездетна, и рождение ребенка от служанки входило в ее планы противостояния с др. женой Иакова - Лией . Именно Рахиль обладала правом наречения имени. Значение имени Наффалим в библейском тексте объясняется ее словами: «борьбою (  ) сильною боролась (  ) я с сестрою моею и превозмогла» (Быт 30. 8), тем самым связывая его происхождение со значением глагола   - «скручивать, бороться». В благословении патриарха Иакова Н. именуется как «теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви» (Быт 49. 21; гл. обр. согласно переводу LXX). Словом «теревинф» в синодальном переводе передано евр.   (лань), к-рое прочитывается как   (теревинф), тогда как в LXX оно передано как στλεχος (букв.- «нижняя часть ствола»). Точное значение евр. текста этого пророчества неясно, его можно перевести как Н.- «вольная лань, которая говорит прекрасные изречения [вариант: рождает прекрасных детенышей]» (см., напр.: Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas, 1994. P. 482-483. (WBC; 2)). Возможно, в благословении отмечена успешная роль представителей колена Н. в истории завоевания земли обетованной. Четыре сына Н. (Иахцеил, Гуни, Иецер, Шиллем) стали родоначальниками кланов внутри колена (Быт 46. 24; Числ 26. 48-50; ср.: 1 Пар 7. 13). Согласно Втор 27. 1-26, колено Н. вместе с представителями Рувима, Гада, Асира, Завулона и Дана должно было произносить проклятия на церемонии обновления завета при переходе через р. Иордан в землю обетованную на горе Гевал. Территория колена Н., обозначенная в благословении прор.

http://pravenc.ru/text/2565170.html

12. 589 Тв. Св. Ефр. Сир, т. VII, стр. 384, Толк. на кн. пр. Иерем., гл. VII, 21; – тоже см. Св. Ир. Лионс., Пр. ер., кн. IV, гл. XV, 3; – см. Памятн. др. хр. письм., стр. 449; – тоже Ibid., стр. 470, – кн. IV, гл. XIX. 591 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 454, Толк. на кн. Исх., гл. 31; тоже см. Ibid., стр. 458, Толк. на гл. 30. 593 Подробнее об обрядовой стороне религии Иудеев см. соч. г. Добросмыслова: „Мнения Оо. и Учит. Ц-ви о ветхоз. обрядовом законе Моисея“, Казань. 1893 г. – Здесь мы приведём лишь те немногие выдержки из Святоотеческой литературы, какие не вошли в указанный труд. 597 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 451. Толк. на кн. Исх., гл. 37, –Тоже см. Св. Ирин. Лион., Отрывки из утр. сочин., отр. 45, – см. пам. др. хр. письм., стр. 712–713. 603 Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 164, Толк. на кн. Лев., воп. 8; – тоже см. Тв. Св. Кир. Иерус., Слова таиновод., стр. 366, 3-е Тайн. слово. 604 Тв. Бл. Феод., т. I. стр. 115, Толк. на кн. Исх., вопр. 16; – тоже см. Ibid., 284–5 с., Толк. на кн. И. Нав, воп. 19; – Тв. Св. Еп. Кипр., I, 205–6, о назор., гл. 3. 609 Ibid., стр. 506, Толк. на гл. 33; – тоже см.: Тв. Бл. Феод., I, 226, Толк. на кн. Чис., воп. 50. 627 Св. Ирин. Лион., Отр. из утр. соч., Отр. 30, – см. Пам. др. хр. письм., стр. 706; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир, т. VIII, стр. 492, Толк. на кн. Числ., гл. 12; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 210, Толк. на кн. Чис., воп. 23. 639 Св. Иуст. Ф. и М., Разг. с Триф. Иуд., 94, – См. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 305; тоже см.: Ibid., стр. 331, Разг. с Триф., 112; – Ап. Варн., Посл., гл. XII: Другие ветх. прообр. о Кресте Хр., – См. свящ. П. Преобр., Пис. М. Апост., стр. 61–62; – Тв. Св. Вас. Вел., т. I, 308, Слово 12; – т. IV, 176, Слово 45, на Св. Пасху; Тв. Св. Гр. Нисск., I, 359–361, о ж. М. закон.; – Тв. Св. Кир. Иерус. Сл. Оглас., стр. 209, 13 Огл. Сл.; – Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 458, Обозр. кн. Числ; – Тв. Св. Ефр. Сир., IV, 179–182, О покаянии; – Тв. Бл. Феод., I, стр. 218, Толк. на кн. Чис., воп. 38. 644 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 502–503, Толк. на кн. Чис., гл. 95; – тоже см. Ibid., стр. 504, Толк. на. 31 гл. 659 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на Еван. от Матф., Бес. I; – Тв. Бл. Феод., I, Толк. на кн. Втор., вопр. 43. Читать далее Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

(Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 107, Толк. на кн. Исх., вопр. 10). 503 Тв. Св. Кирилла Иерус., Слова Огласит., Москва, 1855 г., стр. 67–68, IV Оглас. Сл., – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 60, Самаряне, гл. 3. 512 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 423, Толк. на кн. Исх., гл. 8, тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 117–118, Толк. на кн. Исх., вопр. 20. 516 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 421, Толк. на кн. Исх., гл. 7; тоже см. Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 117, Толк. на кн. Исх., вопр. 19. 528 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 428–429, Толк. на кн. Исх., гл. 12; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 119, 120–123, Толк. на кн. Исх., вопр. 24; – Тв Св. Епиф. Кипр., I, 51, Епикур., гл. 5; – т. IV, стр. 261, о раск. Авд., гл. 12. 529 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 487 – Толк. на кн. Числ., гл. 9; – тоже см. Тв. Св. Григ. Бог., т. I, стр. 6–7 Сл. I, на Св. Пасху; – т. IV, стр. 162, 177, Сл. 45, на Св. Пасху; – Тв. Св. Иоан. Злат., Сл. и Бес. на р. сл., ч. II, стр. 88–89. 90, Бес. I о пред. Иуде. 532 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 429, Толк. на кн. Исх., гл. 12; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 118–119, Толк. на кн. Исх., вопр. 22. 534 Св. Ирин. Лионск., Прот. ерес., кн. IV, гл. XXX, 1–4 см. Памятн. др. хр. письм., стр. 513–517; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 119. Толк. на кн. Исх., вопр. 23. 535 Св. Ирин. Еп. Лионск., Пр. ерес., кн. IV, т. XXX, 4; – см. Памятн. древн. хр. письмен., стр. 517. 536 Ibidem, стр. 513–514; 514–517; – тоже см. Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 295–296, О жизни Моисея законодателя. 537 Долголетнее пребывание здесь Евреев не осталось бесплодным и по отношению к Египтянам. «Они (Евреи), обращаясь среди Египтян, подобно закваске, сделали многих ревнителями своего благочестия», что также было не чуждо целям Промысла Божия, поселившего Израиля в Египте. (Тв. Св. Иоан. Злат., Сл. Бес. на разн. сл. ч. I, стр. 71, Похв. Сл. Св. Евстаф.). 539 Тв. Бл. Феод., m.VII, стр. 235, Толк. на I Коринф., гл. X, – подробнее об этом смотр. III гл. наш. Сочинения: «Переход Евреев через Чермное море», где собраны и приведены в систему все святоотеческие рассуждения касательно данного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

П. собр. р. лет. 5. 239 Ник. лет. 4. 140 Истор. росс. иерарх. 6. 328, 467 См. прил. 18. Числ. 12–14. См. прил. 18. Числ. 15 и 17. В частности, о путешествии святого Стефана в Новгород и Москву — П. собр. р. лет. 4. 94 Ник. лет. 4. 196 Карамз. 5. Прим. 232 П. собр. р. лет. 5. 249; 8. 70 Ник. лет. 4. 267 Степ. кн. 1. 525 См. прил. 18. Числ. 17 и 18. Истор. росс. иерарх. 5. 550 Карамз. 4. Прим. 160 Истор. росс. иерарх. 4. 326–329 П. собр. р. лет. 3. 79; 5. 221. Снес. 1. 191 П. собр. р. лет. 3. 231; 4. 72; 5. 235; 8. 24 Ник. лет. 4. 46 Диаконом назван Карп в летописях — четвертой Новгородской (4. 72 и Супрасльской (с. 94 ). П. собр. р. лет. 3. 93; 4. 83 Ник. лет. 4. 130 Грамота патриарха к новгородцам — в Act. Patriarch. Constantinop. 2. 31 А грамота к псковичам — в Акт. истор. 1. 4 Ник. лет. 4. 130 П. собр. р. лет. 3. 97; 4. 194 Ник. лет. 4. 255 Патриарх именно выражается: «Возвещено ми бысть о вас о преже варивших в вас ересех, яже суть расколы, занеже съблазнетеся в время онаго Карпа диакона, отлученнаго от службы, стригольника». И потом еще несколько раз называет Карпа диаконом, отлученным от службы и изгнанным от Церкви. Грамота патриарха Антония — в Акт. истор. 1. 6 В славянском переводе этой грамоты, вероятно, сделаны две вставки: одна — относительно посылки в Псков Суздальского архиепископа Дионисия, буквально перенесенная из грамоты патриарха Нила к псковичам о стригольниках; другая — о монахе, умершем в пещере Антониевой, заимствованная из Киево-Печерского Патерика. А что грамота эта не принадлежит Стефану, епископу Перемышльскому или Пермскому, об этом см. нашей «Истории» т. 5. Прил. 9 . «Нечто же лишное от ставления да не емлемо будет, развее 7 златниц; едину убо златницю — егда поставят кого в чтецы, а три — егда на диаконство, три же — егда на поповство». Акт. истор. 1. 21 Акт. истор. 1. 33, 34 Иосифа Волоцк. Просветитель. Казань, 1855. Гл. 16. С. 596 Впрочем, современник Иосифа, Новгородский архиепископ Геннадий упоминал еще в 1490 г. о каком-то стригольнике чернеце Захаре, распространявшем о нем недобрые слухи. (Акт. экспед. 1. 482

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

в иссл. Бэера, Туха, Леви, Блау, а также в " Истории иудеев " Греца. Т. I. Note 4. - Graetz. Geschichte der Juden. B. I. C. 37. Graetz. Geschichte der Juden. Bd. I, 37. Ср.: Исх. Гл. XIX.. Быт. XVII, 7 и др. Исх. XIX, 5 и 6. Исх. XLII, 6. Oehler. Alttestam. Theologie. С. 305. Saalschutz. Mosaisches Recht, Einl. Bemerk. С. XV. Saalschutz. Das Mosaisches Recht, Einleitende Bemerkungen, XV-XVIII. Smith. Dictionary of the Bible. Т. II. Р. 68, a. Быт. IX, 6; XXXVIII, 8. 24; VIII, 20. Исх. XVI, 23, 27-29. Матф. XIX, 7 и 8. Вт. XXI, 18, 21. Mosaisches Recht. Th. I. § 18. Этот трактат составляет русскую обработку сочинения английского юриста Айнса: The Trial of Jesus Christ, by Taylor Innes. Здесь он помещается со специального позволения бывшего редактора журналов " Христианское Чтение " и " Церковный Вестник " , достоуважаемого заслуженного профессора С.-Петербургской духовной академии А.И. Предтеченского, которому принадлежит первоначальная обработка русского текста трактата. Saalschutz. Mosaisches Recht. Кар. 120, Oehler. Theologie d. A. Testaments. B. I. § 102. С. 350. Mihaelis. Mos. Recht. § 83. Pastoret. Moyse, considere comme legislateur et moraliste. Chap. IV, 191. Ewald. Alterthumer, 251. Si deceperit, fraudaverit, cam - по выражению сирийского и аравийского переводов. См.: Waltonus. Biblia Polyglotta, 1657 an. Pastoret. Moyse comme legislateur et moraliste. С. 192-194. Mischna. T. 3: de dote litterisque matrimonialibus. C. 3, § 8. См.: Pastoret. I. c. Antiqq. V, 10. Oehler, Theologie d. A. Test. § 105. С. 361. Втор. VI, 6 и 7. Исх. XII, 26; XIII, 8, 14; Втор. IV, 5, 9, 10; VI, 2 и 20; XI, 19, 21. Исх. XII, 28, 27. Исх. XIII, 8, Исх. XIII, 14. Втор. IV, 9 и 10. Втор. XVI, 11, 14. Втор. XXXI, 11 и 12. Исх. XX, 9, 10. Числ. XXVII, 8-11. Втор. XXI, 14. Быт. XXV, 23, 31, 34. XLIX, 3; 1 Нарал: V, 1-2. Ср.: Пс. 89, 27. Иов. XVIII, 13. Knobel. Kurzgef. exeg. Handbuch. В. II. Толкования на Числ. XXVII. 8-11. Числ. XXVII, 1-11. Более подробное раскрытие дела дочерей Салпаада см.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

213 Полемика с Арием о Сыне Божием, как о посреднике между Богом и миром, и составляет собой разбор второй части приведённого вами основного положения арианства. 215 В своей аргументации св. Афанасий в этом случае доводит ариан дальше даже известного нелепейшего афоризма Ангела силезского: «Бог столько же зависит от меня, сколько от Него и я. Я помогаю ему хранить Его существо, Он помогает мне хранить моё». 223 De Trinit. 6: Omnis substantia, quae Deus non est, creatura est, et quae creatura non est, Deus est. 224 Orat. 32. Ε μν Θες, ο τσμα. Ε τσμα δ, ο Θες, ξατο γ χονις δ ξατο, ν τε ο ν, ο δ πεσβτεον τ, ο ν, τοτο ο Κιος ν τ δ μ Κιος ν, πς Θες; Cp. orat. 24, также Cyril. In Ioan. с. 6. 230 Прот. ариан. сл. 1, 53 гл. 236 стр.; 2-е, гл. 1, стр. 255– 256; 19 гл. 283 стр.; 44–82 глл. 322–379 стр. Второе слово на ариан почти всё посвящено разбору 8, 22 ст. Притчей; философские рассуждения об арианском посреднике в нём предложены (19–44) скорее в качестве большого введения к самому разбору священного текста, чем самостоятельно. См. также Излож. вер. ч. 1, глл. 3–4, стр. 164–165; Об опред. ник. соб. ч. 1, гл. 14, стр. 329–330; Посл. к епп. ег. и лив. ч. 1, гл. 17, стр. 425; О воплощ. и прот. ариан. ч. 3, гл. 6, стр. 290 и т. д. 231 В определении коренного смысла еврейского глагола – учёные расходятся между собой. Д. Кассель считает глагол этот словом первообразным и имеющим значение: купил, приобрёл. имел. В подтверждение своего мнения он приводит производные от того же корня слова, которые все удерживают в своём значении понятие о приобретении: – приобретение ( Быт.4:3 ); – кенеи, народ ханаанский, – торговцы ( Числ. 24:22 ), – название города (1Нав. 15:57). (D. Cassel. Hebraisch-deutsches worterbuch. Breslau 1871 г.). Штейнбер – в Этимологическом словаре к книгам Ветхого Завета, при выписке значений глагола – , на первом месте, т. е. в качестве коренных, приводит значения: крепко всаживать, ставить прямо, созидать, творить, хотя ряд цитат его после этих значений ( Быт.14:19 ; Пс.139:13 ) не указывает на понятие творения, тем более творения из ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

1125 Арамеяне жили на обоих берегах Евфрата в Месопотамии и населяли также Сирию (Maspéro, Hist. Anc. ed. de 1876 pp. 185 suiv.). В их руках были переправы на Евфрате до Феглаффелассара (id. р. 282). 1126 См. Alphabet Исаака Тейлора v. I, р. 158–160 и Kenrik " " s Phoenicia Ch. V, p. 166 (ed. 1865). тожестве Финик. и Евр. языков см Роулинсона, Менана и др. 1127 См. Ленормана Manuel (d " histoire ancienne de l’orient (Т. III) livre sixièmë les Phén ciens; ch. I Origine et migration des Chananéens. 1128 Есть целый ряд обычаев, принадлежавших всем народам Азии, в особенности одной (Семитической) ветви. Таков например обычай кровомщения семей, о котором см. в Св. Летописи наши примечании на главу XXXV Числ. См. прям. 3-е на стихи 9–12. Есть бытовые законы в гл. XXI и XXII Исхода (Ср. наши примечания). 1129 Слово Арамейское; оно же в Данииле III, 10 (и 29 Евр. текста, 96 наш. пер.) IV, 3; VI, 26. В Ездре V, 3; VI, 1 о повелениях царских (Speaker " " s Comm. in loco). 1130 Дарий Мидянин Даниила, V, 31, старец 62 лет, подал повод ко многим спорам. Некоторые считают его Сиаксаром II. Фл. Иосиф (Древн. Кн. X, гл. 12) называет его сыном Астиага; в этом случай Дарий был дядя Кира, брат его матери Мандавы. В Данииле IX, 1 Дарий назван сыном Ассуира. Геродот, правда, говорит, что у Астиага не было потомства, и что он был последним ив Мидийских царей (1,73, ср. 109,127), но может быть Ассуир Даниила есть Астиаг истории, а Даниил мог лучше знать события, чем Геродот. Нибур думал, что Дарий Мидянин был сам Астиаг, дед Кира. 1131 См. Герод. III, 71–84; ср. Ездра VII, 14; «царь и семь советников его». И тоже см. Есфирь I, 14. См. в Роулинсоновом Геродоте на III, 71 примечание 6 на стр. 469 тома II (1875 г.). Ср. и Essay II in the Арр. to Book III. И см. Роул. Persia (Anc. Monarchies v. III, p. 223 ed. of 1871 «privileged families». 1134 Не так ли являлось учение о единстве Бога у философов Греции? Замечательно, что с этим учением всегда соединено было требование чистоты жизни. 1135 См. Исход XXXIII, 1–3 пр. in loco в Св. Летописи об «Ангеле, на котором Имя Господне», и который есть Сам Иегова; и об Ангеле посланном, который есть творение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

191 Здесь мы снова должны заметить, что указанный порядок есть порядок 2 и 3 гл. Типикона. Но в марковых главах, излагающих порядок воскресной службы совместно со службой отдания, Оглашение Студитово везде поставлено прежде исхождения из храма в притвор (см. 12 сент., л. 53 на об.; 21 сент., л. 65; 31 декабря, л. 142: 14 января, л. 157; 9 февр., л. 181; 23 августа, л. 291), а 13 августа даже ранее отпуста утрени (л. 283 на об.). 193 Подобно этому и в конце 3 часа, когда бывает междучасие, равно как и 6, надобно читать: Владыко Боже Отче вседержителю... на межиучасии же 3 часа: Господи Боже наш… на междучасии 6 часа: Боже и Господи сил... 195 Чтобы великую ектению произносил священник, это предписывается 9 главою Типикона, равно как и изданием Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни...» (см. л. 3). 196 В 48 гл. Типикона сказано, что после праздника Рождества пресвятой Богородицы «кафизма не глаголется на вечерни, труда ради бденного» и что «сице творим и на всяк праздник, егда бывает бдение» (см. под 8 сент. пред марк. гл.); в той же 48 гл. под 15 числ. сентября говорится, что «вечер кафизмы не глаголем,. труда ради бденного». Но, спрашивается, как же понимать следующие места Типикона: в 17 его главе сказано: «Егда прилучится в те дни празднество, в них же глаголется на утрени по 3 кафизмы, и тогда глаголем на утрени две кафизмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (л. 25 на об.); и в 48 главе, л. 65: «По отдании праздника честного креста от 21 дне сентемвриа месяца начинаем стихословити на утрени по 3 кафизмы... Аще ли будет великий святый, имеющий полиелей, стихословим на утрени две кафизмы, а на вечерни рядовую 3-ю». Так как всякий святой, имеющий бдение, есть, с тем вместе святой, имеющий полиелей, то не следует ли отсюда, что на вечерни иногда, стихословится кафизма и в том случае, если накануне было бдение? Нет, не следует... Мысль Типикона та, что именно после бдения кафизма на вечерни не глаголется, хотя бы по случаю полиелея на утрени, вместо 3 кафизм, прочитано было 2; но если бдения не- было, хотя бы это случилось накануне бденного празднества (Типикон это допускает: ср. 2 и 7 гл.), то кафизма на вечерни читается, – читается именно 3 рядовая кафизма утрени, если полиелей случился в период времени чтения на утрени 3 кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344 - 345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563 - 564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572 - 573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131 - 133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509 - 511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14 - 15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187 - 188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова " шеол " и " кебер " (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово " кебер " (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37). 49. Там же. см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос - вопрос о дикарях. Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека, - отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

О Гаюке — Плано-Карпини в Собр. путеш. к татарам. С. 41–43 О Мангу — Стеф. Орпелиан в M?emoires sur l " Armenie Сен-Мартена. Vol. 2. P. 35 О Кублае — Марко-Поло в Путешеств. Кн. 2. Гл. 2. Напеч. в Чтен. Москов. истор. общ. 1862. Кн. 2. Отд. 4. 221 См. ярлык Менгу-Темира в Собр. госуд. грамот. 2. 2. С. 6 П. собр. р. лет. 1. 201; 2. 181 и 185 и др. Истор. монголов, пер. с персидского. С. 49. СПб., 1834 П. собр. р. лет. 2. 181; 5. 185 Ник. лет. 3. 108 Карамз. 4. Прим. 215 Абульгази. Hist. Mongolorum et Tartar. Ed. Casani. 1828. P. 97–98 В последней книге о хане Узбеке сказано, что он «обратил к исламу народ свой и землю свою... и правил по закону отцов и дедов своих». П. собр. р. лет. 1. 204; См. также прил. 17. Числ. 1 Ник. лет. 3. 108, 112, 179, 208, 209 Ст. кн. 1. 454 О содействии Узбека распространению христианства — Raynaldi. Annales ecclesiast. ad ann. 1338. ¹. 74, 75 П. собр. р. лет. 3. 74; 4. 50, 51, 185; 7. 200; 15. 415 Ник. лет. 3. 137 П. собр. р. лет. 4. 350; 8. 34 Там же. 1. 204; 5. 190; 6. 163; 7. 163 Плано-Карпини. Собр. путеш. к татарам. 41–43, 134, 135 Рубруквис. Voyage. P. 48, 76. Изд. Бержерона Карамз. 4. Прим. 181 Архим. Варлаам. Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. Отд. 3. С. 38 См. прил. 17. Числ. 2–5. О Беклемише см. Родословн. книг., напеч. во Временнике Моск. истор. общ. 10. 73 Так же. Росс. родословн. сборн. кн. Долгорукова. Кн. 4. Пр. 17 О Берке и Аредиче — Ник. лет. 7. 314 О Чете, Серкизе и Олексе — Родосл. книг.— во Временнике. 10. 84, 93, 123, 157, 162, 195, 256 О сынах Кульпы, из которых один назывался Михаилом, а другой Иваном — Ник. лет. 3. 212 Карамз. 4. Прим. 391 Сведения заимствованы из жития святого Феодора Ростиславича Смоленского, напеч. в Степ. кн. 1. 392–397 В списке этого жития по сборн. моей библ. 14. Л. 8 о посольстве епископа Феогноста в Царьград не говорится, но действительность посольства засвидетельствована летописями (П. собр. р. лет. 7. 174 Ник. лет. 3. 68 Карамз. 4. Прим. 181 П. собр. р. лет. 7. 188 Ник. лет. 3. 112

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010