99  Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101  Мутье–Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, с.26—27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103  Крывелев И. Евангельские сказания… с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, с.156—162. 104  Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12, 6; Исх 3, 1; 20, 17; 22, 4; Притч 26, 2; 27, 27; Втор 14, 7; 1 Цар 27, 9; Песнь Песней 2, 14; Ис 11, 6. 106  Мутье–Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107  Там же, с.66—67. 108 См.: Числ 16, 14; Исх 22, 5; Ис 5, 11; Иез 31, 5; Иез 28, 26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61—62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско—палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, (88), с.105—114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113  Крывелев И. Евангельские сказания… с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4. 116  Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3,1. 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118  Крывелев И. Евангельские сказания… с.21. 119  Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120  Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122  Крывелев И. Что знает история… с.124. 123 См. выше гл.17, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

614 То же и об этом «жесте» нужно сказать. Когда-то это поднятие руки диаконом имело глубоко мистический и практический смысл, а теперь это просто, повторяю, жест, который он старается сделать как можно грациознее. И получается, как будто видишь артистку на канате в цирке... Где смирение, где страх Божий? Почему земля не разверзается под нами и ад не пожирает нас живыми, как некогда Корея, Дафана и Авирона ( Числ. 16, 31–33 )? О поднятом диаконом ораре см.: «Основы» Отдел III. Гл. 12. § 4. Обрядовая сторона молитвы. 618 А уж как после этого не верить? Ведь если бесов нет, то что заставляет почтенного, с такою основательною бородою мужа, как мальчика или паяца, вскочить в два часа ночи с постели, так, будто у него внутри вставленная стальная пружина вдруг разогнулась, и ехать прочь, очертя голову, куда глаза глядят? Но и этого мало. И в дороге, при полном сознании и душевном протесте против всего подобного, опять ощутить это щемящее чувство тоски и страха, при котором «мурашки по спине бегают»?.. 620 Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 391. Слово 79. О гордости. Искушения врагов Божиих, которые горды. 623 Подробное описание бессильных потуг что-то сделать для облегчения больного, см. у профессора Я. Ковалевского (Душевные болезни. Т. 2. Специальная психиатрия. СПб., 1905. С. 304 и след.). Ср.: его же. Психиатрические эскизы из истории. Т. 1: Саул, царь Израилев. СПб., 1897. Когда читаешь подобные, якобы содержащие глубокую мудрость, книжки, то не знаешь, чему больше удивляться – душевным состояниям больных или их пользователей? Ведь если демон действует на человека, то, конечно же, через нервы, мозг, сердце и прочее. И конечно, так или иначе эти органы видоизменяются! Чего же их изучать до дикостей?!. (Но ученые изучают. Это тяжелое занятие, скажу с Екклезиастом (1, 13), дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем...) Не значит ли это, воспользуюсь святоотеческим сравнением, уподобляться собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень, вместо того чтобы подумать, как защититься или напасть на самого виновника его полета? Так и здесь, не проще и не разумнее ли было бы, вместо дотошного исследования всяких нечистот человеческих и пичкания людей неизменным бромом и тому подобным, регулярно приглашать в психиатрическую лечебницу священника (со святой водой и Св.Тайнами) для чтения заклинательных молитв?! Вместо мучений, какая отрада была бы для сумасшедших! Подробно об этом см.: «Основы» Отдел III. Гл. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Самое гротескное из преувеличений содержится в царском указе: поститься вместе с людьми и одеться в рубище должен скот (Иона 3. 7-8). Имитируя особенности пародируемых текстов, пародия создает у читателя определенные ожидания, а потом нарушает их. Книга прор. Ионы начинается словами: «И было слово Господне...», к-рые играют роль устойчивой формулы для пророческой лит-ры. Господь говорит И.: «Встань, иди в Ниневию...», что подразумевает исполнение пророком повеления Господа. Однако из следующего стиха: «И встал Иона...» - становится ясно, что вместо послушания (см., напр.: 3 Цар 17. 2-5, 8-10) И. неожиданно бежит в Фарсис. Правда, уклонение героя от исполнения своей миссии тоже традиц. мотив, причем характерный именно для тех эпизодов, когда Бог впервые призывает его на служение. Моисей, Гедеон и Иеремия ссылаются на свою молодость, косноязычие, возможное недоверие слушателей и т. п. (Исх 4. 1, 10, 13; Суд 6. 15; Иер 1. 6). Но И. нарушает и этот стереотип: он не спорит, а молча убегает ( Miles. 1975. P. 172; Band. 1990. P. 185-186). Когда И. все-таки попадает в Ниневию, можно ожидать опасного для пророка конфликта с правителями (см.: Исх 5-10; 3 Цар 19. 2; 22. 26-27; Иер 36-38 - Miles. 1975. P. 175-176; Band. 1990. P. 187), но царь Ниневии неожиданно приносит покаяние. Тем не менее И. приходит в отчаяние, словно преследуемый и отвергнутый пророк (ср.: Числ 11.10-15; Иер 20. 7-8). Более того, он повторяет слова и действия Илии, преследуемого Иезавелью ( Miles. 1975. P. 177; Band. 1990. P. 187). Илия уходит в пустыню, садится под ракитой (в синодальном переводе - под можжевельником) и «просит себе смерти», говоря Богу: «Возьми душу мою» (3 Цар 19. 4). И. тоже уходит из города и произносит те же слова (Иона 4. 3, 8). Вместо куста ракиты над ним вырастает клещевина. Получается, что И. поступает как преследуемый пророк, хотя ожидаемый сценарий преследования не осуществился. Стереотипный сюжет о пророке-мученике обыгрывается также и в 1-й гл. ( Эйделькинд. 1998. С. 94-98): И. свидетельствует о Боге морякам-язычникам (Иона 1. 12), и они в конце эпизода бросают его за борт. Но ирония заключается в том, что свидетельство И. выглядит странно, поскольку он «чтит Господа» и в то же время убегает от Него, а также в том, что моряки выбрасывают И. в море не по своей воле, а по его же просьбе. Можно отметить еще одну вероятную аллюзию пародийного типа: т. к. пророчество И. косвенно уподобляет Ниневию Содому и Гоморре, то можно сопоставить диалог между И. и Богом в 4-й гл. Книги прор. Ионы с диалогом между Авраамом и Богом в Быт 18. 23-32. Авраам отговаривает Бога уничтожить Содом, а И., наоборот, возражает против прощения Ниневии.

http://pravenc.ru/text/578248.html

156. Тертул. О молитве, 23. 157. Тертуллиан. О венце воине, 3. 158. Псевдо-Иустин. Вопр. и ответы к православному, Ириней, соч. фраг. 7 Рус. пер. пр. Преображенского, М. 1871, стр. 695. 159. Клим. Стром. VII, 7. Ориг. на Числ. бес. 23 и на Быт. бес. 10. 160. Ориг. на Ис. бес. 6. 161. Так и Тертуллиан, Прот. Марк. 22. 162. Терт. О мол. 23. 163. Апостольские Постановления II, 59. Сир. дидаск. там же, по переводу Функа. 164. Апостольские Постановления VII, 30. Сир. Дид. по тому же переводу. 165. Завещ. II, 28, см. выше стр. 80. 166. Завещ. I. 23. 167. Клим. Ал. Стром. VII, 12. 168. Ориг. на Лев. бес. 10. 169. См. выше, стр. 112. 170. См. ниже, — (Ориген). Писатели III b. о Пасхе. 171. Сир. Дид. V, 13. 172. Кан. Ипп. 157. 173. Завещ. I, 22. 174. Обыкновенно думают, что «стояниями» у Тертуллиан и писателей того времени называется пост среды и пятницы. Но Тертуллиан называет «стоянием» и трехнедельный пост монтанистов (О постах гл. 19.), и ни он, ни другие писатели не прилагают этого термина специально к тому и другому посту, а вообще к постам. Ерм на вопрос Пастыря: «Что так рано ты пришел сюда (на гору), отвечает: «Потому, господин, что нахожусь на стоянии…» «А что такое стояние?» спросил он. «Т. е. пощусь, господин, сказал я». (Ерм. Подобие 5). Разве только следующие места из Тертуллиана могут говорить в пользу такого узкого значения термина «стояние»: «мы посвящаем стояниям четвертый и шестой день недели» (О постах 19); о христианине, увлекающемся военною службою: «и стояния он совершает или скорее другому кому-либо, чем Христу, или в день Господень, когда (они совершаются) во всяком случае не Христу» (Тер. О венце воина 11). 175. Опять указание на хранение Даров, должно быть для ежедневного приобщения, — см. выше стр. 92–93. 176. Терт. О молитве, 19. 177. Терт. О постах 10. 178. Терт. Апол. Ср. римско-католический обряд освящения пепла в начале Великого поста. 179. Иуст. Апол. 1, 61. 180. «Уч. 12 ап.», 7. 181. Терт. О крещении, 20. 182. «Завещ.», II, 7. 183. Это заставляет подозревать контекст: и пред этой фразой и после нее речь только о трех последних днях пред Пасхой: что в каждый из этих дней делается над оглашенными; см. ниже «Пасха по Завещанию».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Вопрос этот еще усложняется случаем, указанным в следующем стихе (см. пр. 2-е) 369 (Ст. 4). О юбилейном годе см. главу XXV Левита и примечания к ней. Махириты весьма правильно ставят и рассматривают вопрос. Девушка, наследница удела, из племени Махира, выйдя замуж за лицо, принадлежащее к другому колену, передавала в сущности удел свой детям своим от мужа своего рожденным, но дети эти по отцу становились членами того колена, к которому принадлёжал отец и, к кому бы продажею не перешел участок, он никогда не мог возвратиться в удел Махиритов так, как юбилейный год (ст. 13-й, 14-й, 15-й, 16-й, 27-й гл. XXV Левита) возвращал владение в род владельца, но родство, как видно из всего священного Писания, считалось исключительно по мужской линии. Предположив даже случай, что общее собрание племени Махира решилось бы купить участок, который перешел в руки лица другого колена по женитьбе, этот участок в юбилейный год опять возвратился бы в мужескую линию первоначального владельца участка по женитьбе и выходил бы из общего владения колена Махирова (Ср. указ. выше стихи Левита о продаже участков до юбилейного года лишь по числу остающихся до этого года жатв) 370 (Ст. 5–10). Каждое колено составляло административную и даже отчасти политическую единицу, что доказывается отдельными войнами, которые вели напр., сыны Махира в Вассане ( Чucл. XXXII 39 – 42), сыны Иудины против Хананеев и Ферезеев ( Cyд. I 2, 4, 18); Неффалим и Завулон под предводительством Варака против Иавина и Сисара ( Cyд. IV, 10 ), наконец весь Израиль против колена Вениаминова ( Суд. ХХ, 1 и след.). В виду этого устройства, составлявшего силу Израиля, так как каждое колено составляло и свое собственное ополчение под своим знаменем (ср. гл. II Числ. с прим.), не представлялось удобным нарушать его вследствие отдельных частных случаев притом, вероятно, весьма редких, а потому Моисей вопрошает Господа и получает в откровении закон, который отчасти стесняя право выбора мужей для наследниц, дает однако широкий простор естественному человеческому желанию счастья и любви. Наследницы удела во всяком колене Израилевом (ср. ст. 6 с ст. 8) имеют право избрать себе мужа по сердцу: «кто понравится глазам их», с тем только, чтобы он принадлёжал к племени колена отца их. Таким образом выбор наследницы невесты мог остановиться на одном из многочисленных юношей, принадлежащих к колену Израилеву, составлявшему в сущности почти целый народ по численности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит, в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова. “первородство”. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27:33; Втор. 21:17 ; 1 Пар. 5:1, 2 ). В семье Завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в Обетованной земле. “вот, я умираю”. Исав не имел веры в Бога Авраама и жил сиюминутными переживаниями. “он ел и пил, и встал и пошел”. Отрывочный стиль повествования характеризует Исава как грубого и не склонного к размышлениям человека. “пренебрег… первородство”. См. Евр. 12:16, 17 . Богу ненавистны те, кто пренебрегает Его обетованиями ( Мал. 1:3 ). Исав представляет собой мирского человека, грубого “человека полей”, который недальновидно пренебрег Божественным обетованием ради того, чтобы утолить свой голод. Иаков же благодаря своей вере смог увидеть и по достоинству оценить это обетование» . После вышеописанных событий происходит подтверждение Завета, заключенного с Авраамом. Бог обращается теперь к Исааку: 3а. Подтверждение Завета с Авраамом (Завет с Исааком) Время заключения Завета: около 1800 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Исаак. Знамение Завета: обрезание ( Быт. 17:10–14 ). Завет в Библии: Быт. 26:2-5 . Далее в 27й главе говорится о том, что Иаков окончательно получает благословение. «В патриархальные времена семейное благословение обычно давалось в момент расставания перед путешествием (26:4) или перед лицом близкой смерти. Оно давалось только одному человеку, и его невозможно было изменить. Это благословение имело силу, поскольку Господь передавал его от одного патриарха к другому через их веру ( Евр. 11:20 ). Однако, после того как был дан закон, Господнее благословение передавалось всему народу Божиему через священника ( Числ. 6:22–27 )» . Фактически Бог устроил так, что Иаков получил то, что представляло для него истинную ценность и чем Исав не дорожил.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

1918 В Первой и во Второй Маккавейских книгах принята Селевкидова эра летосчисления. Она вошла в употребление среди Иудеев с того времени, как они подпали под власть Сирийского царства. 145-й год этой эры есть 168-й год до Р. X. 1919 Ср. Josephi Antiquitates Judaicae. Lib. XII, сар. 6 et 7; De bello judaico. Lib. I, сар. 1. 1920 Превращение храма в капище и осквернение жертвенника началось с 15 числа Хаслева, но впервые идольская жертва на жертвеннике была принесена 25-го числа и 25-го же числа чего же месяца, чрез три года, Иуда в первый раз на новом жертвеннике принес жертву истинному Богу (1Макк.1:51 и 1:52. 54). 1921 Migne. Patrologiae Curs. Compl., ser. lat., t. XXV., col. 571. Comment. in. Danielem. Cap. II, vers. 37. 1923 Должно заметить, что храм был сожжен вопреки воле и распоряжениям Тита, – сожжен потому, что собравшиеся в нем Иудеи продолжали борьбу против римских воинов. 1924 Прообразом антихриста в ветхом завете был еще Валаам в качестве лжепророка и противника Моисея ( Числ. 22 гл.). Моисей есть прообраз Иисуса Христа, а потому и противник его есть прообраз противника Христа. Прообразом антихриста в ветхом завете был еще Голиаф, как противник Давида ( 1Цар. 17 гл.), прообразовавшего Иисуса Христа. Голиаф предъизображает мирское могущество антихриста, его воинскую силу и кровожадную свирепость, а также хвастливое красноречие и самодовольную гордыню демагога. Но Валаам и Голиаф суть, так сказать, косвенные прообразы антихриста, как враги прообразов Христа, Моисея и Давида, и притом в них характер антихриста предъизображен тускло и не полно. Антиох же Епифан с ожесточением гнал веру в истинного Бога и стремился совсем уничтожить истинную религию, был злейшим врагом народа Божия и самого Бога, гнал и попирал святое, он наиболее полный и яркий прообраз антихриста. 1925 Феодорит в этом подражает Иудеям, которые также стихи с 20-го до 30-го относят только к Антиоху, с 36-го до конца книги – к антихристу. Об этом см. S. Hieronymi Commentarius in Danielem. Cap. 11, vers. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исполнение обетов положительного характера указано в гл. XXVII книги Левит. При этом нужно заметить, что закон полагает обыкновенно выкуп вместо личного служения Богу при скинии давшего обет; потому что на служение при скнии избрано было целое колено Левиино с усвоением Левитам особенных прав, и в других служителях при скинии не имелось нужды. Однакоже закон не запрещал и лицам из других колен отправлять по обету лично некоторый дела служения при скинии, или храме, и по некоторым указаниям свящ. книг (напр. 1Цар.2:22 сн. Исх.38 ) можно полагать, что действительно при скинии и храме некоторые благочестивые люди отправляли дела служения Богу по данному обету, каковы: Самуил ( 1Цар.2:22, 29 ), Анна пророчица при храме ( Лк.2:36–37 ) и др. Впрочем служение жен при скинии и храме относится к категории обетов отрицательного характера и состояло в благочестивых упражнениях, в служении «постом и молитвами» (см. Лк.2:37 ). Исполнение обетов этого второго рода, по самому существу их, не могло состоять в выкупе, как неполноте обетов первого рода. 3. Какое отличие обета с заклятием от других обетов? – Обет с заклятием имеет две особенные черты, которыми он отличается от других обетов. Во-первых, все посвященное Богу но этому обету делается «великою святынею» («свят святых») Господу, т. е. оно, как определенное в жертву, безвозвратно отлучается, отделяется из общего употребления Господу. Посему не только не может быть заменено или выкуплено, но если не может получить священые употребления, должно быть непременно уничтожено чрез умерщвление. Вещи (напр. золото, серебро и под.) и поля, посвященные Богу по этому обету, безвозвратно отходили в пользу скинии (см. Нав.6:16. 18 ) или священников ( Числ.18:14 ). Во-вторых, этим обетом предметы могли быть освящаемы на удовлетворение неизменного гнева и правосудия Божия, которому прежде всего может подлежать человек и только в зависимости от него и в связи с ним могут подлежать суду Божию и другие предметы. Но так как воля об удовлетворении гнева и правосудья Божия может быть выражена и возвещена без ошибки только самим Богом; то и произносить, давать обет с заклятием в качестве выражения суда Божия человек мог только тогда, когда на то известна была положительная воля Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Еще труднее объяснить из исторических обстоятельств эпохи первых царей упоминание Гога, в смысле самого могущественного царя. Это имя употребляется еще в качестве олицетворения мировой политической силы у пророка Иезекииля, как известно совершавшего свое пророческое служение среди пленных Евреев, обитавших там же, откуда вышел и Валаам, т. е. в Месопотамии ( Иез.1:1:3 ). От Месопотамии до земли Магог, у пределов севера ( Быт.10:2 ; Иез.38:2 ), – где обитал Гог, вождь народов Роша, Мешеха, Фувала, Гомера, Фогармы и мн. др. народов ( Иез.38:2–3,6 , ср. Быт.10:2–4 ), – было недалеко. В других местах ветхозаветных Писаний это имя не упоминается прямо, но намеки на существование коалиции северных народов, угрожающих югу, уже встречаются в Быт.14 гл. Там между прочим рядом c царями северной Месопотамии, предпринявшими набег на Палестину, упоминается Фидал или Θαργαλ, Фаргал, царь народов . Слово от вообще означает орду, толпу диких людей, склонных к грабежу ( Втор.28:49–52 ). По свидетельству Симмаха под преимущественно разумеются Скифы (Fürst, Handw. под ). На это намекает географическое определение от края земли ( Втор.38:49 ); в кн. Иез.38:15 это выражение варьируется в виде более точного «от пределов севера». И так как земля Магог по общему признанию древних и новых толкователей (см. у Фюрста под сл. ) означает землю Скифов, Сарматов и Славян, а с другой стороны Гог, по свидетельству пр. Иезекииля, означает вождя (LXX ρχων) многих народов ( см. 38:6, 9:15), то очевидно, что царь народов Фидал, упоминаемый в Быт.14:1 , и есть древний предшественник Гога. Во время могущества Хеттеев история народов Гога заглушается громом военных подвигов этого владычественного племени (Бруш, 431), а впоследствии в XIII столетии, с падением гегемонии Хеттеев, они повторили свой хищнический набег на южные страны и проникли при Рамсесе III в конце XIII столетия даже до Египта (Бруш, Египет 566–568). В эпоху ассирийского владычества от XII до VII в. они опять утратили свое обаяние и упоминаются у пр. Иезекииля уже тогда, когда Ассирия приближалась к разрушению. Таким образом в смысле олицетворения политического преобладания имя Гог не могло быть употреблено ни в XI, ни в IX, ни даже в VIII веках. Тогда олицетворением могущества могли быть или фараон египетский, или Сар (царь) ассирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

86 Имя Варака сближают с финико-карфагенским Барка. М. б. в нем выразилось влияние Сидона. О Кедесе в Галилее или Кедесе на горе Нефеалимовой (Иис. Hab. XXI, 27, 32 и XX, 7) мы знаем, что это был город убежища, а по Числам XXXV, 6 это был город Левитский, так что может быть Варак был из колена Левиина. 87 Так разумеют слова: «от Махира шли начальники» ( Cyд. V, 14 ). Махир, та часть колена Манассиина, которая при Иисусе Навине (XVII, 1 6) получила землю в Палестине, между уделами Ефрема и Асира (id. 8–10). Это был удел дочерей Салнаада, сына Махира. Ср. 36 главу Числ с нашими прим. в Свящ. Летописи. 88 Ср. в Священной Летописи наше примечание на Второз. XXXIII,18–19. Завулон граничил с Финикией, а Финикияне были очень искусны в постройках вообще, и в особенности мостов. Полагали (Герод. V, 57), что слово Гефира, мост, происходит от имени строителей Гефирян, которые были Финикияне. 89 На севере в Лаисе была только малая колония Данитов, удел Дана лежал близ Иоппии, нынешней Яффы. См. Иис. Нав, XIX, 40–46. 91 Во Второз. XXXIII, 19 о Завулоне и Иссахаре сказано: «Созывают они народ на гору». Предполагают, – не без основания, что это именно гора Фавор, упомянутая в Cyд. IV, 6 . Стенли (Stanley Iewish Church. V I Lect XIV, p. 278) указывает, что и в наше время на склоне горы Фавора (Тадора) есть маленькое селение, носящее имя Деворы. 94 От Фавора до Фанааха около 13 миль, говорит Стенли (lew. Church; Sinai and Palestina). Англ. миля­1 ½ версте; от Фавора до Фанааха около 20 верст, но лагерь стоял на Кисоне, на несколько верст ближе. 95 Мегиддо при водах Мегиддонских стояла в долине, ниже Фанааха, находившегося на высотах. Эта знаменитая в истории Палестины крепость, где решалась не раз судьба страны, была при Римлянах занята римским легионом и потому доселе называется Леджун (Библ. словарь). 96 Флавий Иосиф Древн. Иуд. кн. VIII, гл. VI. Он указывает, что тетивы луков ослабли и руки меченосцев не могли действовать от холода. Девора (см. ниже V, 20) восклицает: «звезды сражались с неба». Это имеет двоякое значение; во-первых означает ангелов, а во-вторых указывает на древнее верование востока, что бури происходят от влияния звезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010