кн. 4, гл. 13: „Сего ради со страхом, и совестию чистою, и несомненною верою да приступаем: и будет нам всячески яко же веруем, ничтоже сумнящеся. Божественного угля причастимся яко да огнь сущия в нас любве, по приятии угля горящего, грехи наши попалит». 1151 См. выше § 14, и ниже в Толков. Литург. Симеона Фессалонит. под числ. 62 и 63; и в Изъяснен. Литург. Николая Архиеписк. Фессалонитск. Кавасилы гл. 42. 1153 Св. Ин.Дамаскин в послан. к Захарию Епископу Доарскому, том 1, стр. 652, издания Парижского, 1752 года. 1154 Св. Григорий Нисский в слове огласительном Богомудрствует: Иисус Христос „и всем веровавшим, ихже состав есть из вина и хлеба, чрез строение благодати, Себя самого плотию всевает, срастворяяся телам верных; яко да будет и человек, единением к бессмертному, нетления причастным. Сия же дает силою Евлогии (Благословения, то-есть причащением Таин), пременив (μεταστοιχεωσας) видимых естество ». Сообразно сему учению и Св. Златоуст беседует: якоже мал квас. как говорит Апостол, все смешение квасит, и себе подобным творит: как и обессмертвенное от Бога Тело (Христово), в нашем телеси бываемое, все в Себя пременяет и прелагает». Для того Св. Апостол восклицает: „Не весте-ли, яко телеса ваши удове Христовы суть! ( 1Кор.6:15 ): мы уды есмы Тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:30 ). 1155 Св. Ириней кн. 4, о ересях, гл. 18, числ. 6. „Тела наши, причастившияся Евхаристии не к тому суть тленны, надежду воскресения на веки имущия». 1159 В чем будет состоять причащение блаженных в будущем веке, о том см. ниже в § 141, под черт. примечан. 1162 Сии молитвы в древней Церкви читал Священник при перенесении оставшихся Св. Таин на Жертвенник, после возгласа: Всегда, ныне и присно, во время пения: Да исполнятся уста наша хваления и проч. Сюда же перенесены они после Василия и Златоуста, кажется по той причине, что как впоследствии времени Христиане редко на Литургиях стали приобщаться; молитвы же сии единственно содержать от лица причастившихся благодарение Богу за воспринятие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

1090 Николай Кавасила в Толков. Литург. гл. 35. „Всем приклонившим главы Священник, исповедуя в себе благодарение к Богу о всех существующих творениях, просит всем полезная, воспомянув к нему и Единородного имя, Его благодать и человеколюбие, яко тако прошения будет восприемлющ, по Божественному обещанию Самого Спасителя: Вся бо, говорит, елика аше просите от Отца во имя Мое, даст вам». См. и выше § 83. 1091 Чиноположен. Апостольск. кн. 8, гл. 6, 7, 8 и 15. „Приклонитеся и Благословитеся! приклонившим же им главы, да благословит их Епископ благословением таковым!“ и проч. 1097 Слова сии взяты из Послан. к Флп.2:11 . Смысл их следующий: Господь Иисус Христос все дело нашего искупления исполнил во славу Бога Отца, пославшего Его». Ин.гл. 17, ст. 4. См. в Предислов. § 15, числ. 1, и в Толкован. на сие послание Аполлоса Архимандр., напечатанное в Москве, 1785 года. 1098 Чиноположен. Апостол. кн. 8, гл. 13. См. выше под § 21. В Лигургии Иакова: „Диакон: Со страхом Божиим, вонмем! Священник: Святая Святым! людие: Един Свят, един Господь и проч. В Литургии Марка: „Диакон: со страхом Божиим! Священник возгласно: Святая Святым! людие: Един Отец Свят, един Сын Свят, един Дух Свят, во единстве Духа Святого, аминь. В Литургии Апост. Петра: „Диакон: Вонмем; Священник воздвизает „хлеб, глаголя: Святая Святым! людие: Един Отец Свят» и проч. 1099 В Литург. Св. Апостола Иакова: „Священник, возвышая дар, глаголет: Святая Святым ». В Литургии Апостола Петра: Священник воздвигает хлеб, глаголя: Святая Святым »! 1100 Св. Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии гл. 3. „Священноначальник, воспев священные Богодействия, священнодействует Божественныя Таинства, и оные освятив, выносит пред зрение, и их показует чрез священнопредлежащия изображения. И тако показав Дары Богодействий, к священному сообщению оных сам приступает, и иных призывает“. 1101 Св. Максим Исповедник в Толковании на оныя Св. Дионисия слова: „ показует (Иерарх) Божественные Дары, яко (суть) во оставление грехов и в жизнь вечную, и елика таковая Таинственная; или, может быть, разумеет возношение и возвышение Евлогии, (сиречь) Божественного хлеба, его же воздвизает Иерей, глаголя: Святая Святым! что и более есть истинно ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

3, числ. 4: „Стоит (здесь) Священник, не огнь (вещественный) сводя, но Дух Святый молится он долго, – да благодать нашедша на Жертву, души всех воспалит, и сребра разженна светлее, их покажет“. Для того молится присем Священник: Сердце чисто созижди во мне, Боже. и дух прав обнови во утробе моей! Пс.59:12,19 . Св. Григор. Двоесл. разгов. кн. 4, гл. 58. См. выше в Предуведомлен. § 54. четвертое. Августин кн. 10 „О граде Бож.“, гл. 6. „Все искупленное гражданство, т. е., вся Церковь верующих и общество Святых, приносится Богу в жертву Великим Архиереем, который равно и Самого Себя принес за нас во своем страдании, чтоб быть нам телом и удами толикия Главы, по восприятому им образу нашего рабства. И сию он принес на кресте жертву Богу; в сей купно и сам вознесся: а посему и именуется он Ходатаем, Священником и жертвою. – Церковь видит в Таинстве, на Жертвеннике совершаемом, что и сама она купно приносится в том, что приносит “. Феофилакт в Толкован. на Ин.гл. 17, ст. 19. – „За них Аз свящу Себе (т. е.), приношу Себе в жертву, да и тии будут свщени, якоже и Аз, и принесутся Тебе Богу“. 973 Св. Василий Велик. в Литургии называет дары вместообразными (αντιτυπα): „Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии – предложше вместообразная Святого Тела и Крове Христа Твоего“ и проч. Вместообразными здесь называются Св. Дары, как еще в Тело и Кровь Христову не претворившиеся. Св. Ин.Дамаск. в кн. 4 о вере, гл. 13, говорит: „Аще неции хлеб сей и вино вместообразными Тела и Крове Гocgoдhu нарекоша, яко же Богоносный рече Василий: обаче не по освящении сице рекоша, но прежде освящения Просфоры, или приношения, сим именем назваша». Но поскольку слова: „ανττνπον и αντιτυπα означают иногда и прообразование, и прообразуемую вещь, по взаимному между собой сходству и соотношению, например: 1) рукотворенная святая, ανττυπα, протавообразная истинным, т. е.: что они прообразовали истинная Святая святых, в которое Иисус Христос взошел с Кровию Своею; Евр.гл. 9, ст. 24. 2) Крещение, которое есть воображением ανττυπον Потопа: то по сим взаимообразным их знаменованиям и самые Дары освященные Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Наконец, пророчества о Рабе Господа, служа, как замечено, к дальнейшему раскрытию прежних пророчеств о Мессии, в то же время служили как бы исходным началом для последующих. Примыкая к пророчествам о Мессии Иакова ( Быт.49 гл.), Валаама ( Числ.24 ), Давида и других псалмопевцев писателя книги Притчей (8 и 9 гл.), Иоиля (2:28–32, ср. Ис.44:3; 32:15 и др.), мож. б. Амоса (ср. 9:11 и Ис.16:5 ), пророчества Исаии в 1-ой части книги разъясняются его современником Михеем, а пророчества (2-ой части) о Рабе Господа постоянно имеются в виду у последующих пророков: Иеремии, Даниила, Захарии и друг., причем часто сопоставляются с пророчествами 1-ой части книги. И так как у этих последних пророков не просто воспроизводится пророчество о Рабе Господа, но углубляется 380 по своему внутреннему смыслу или обогащается новыми чертами; то пророчество о Рабе Господа, если оно принадлежит пророку Исаии и ко времени до плена Вавилонского, естественной постепенности откровений о Мессии вполне соответствует. 44 Замечательно ближайшее сходство пр. Исаии с Иоилем именно в пророчестве о «горе Господней». У того и другого говорится о спасении народов, исходящем от «горы Сиона» и «дома Господня» (ср. Иоил.2:32; 3:18 ); у обоих один и тот же образ: «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», хотя с противоположным смыслом (у Иоиля: «перекуйте орала ваши на серпы»... 3:10); у того и другого говорится, что Иерусалим будет святынею» ( Ис.4:3 и Иоил.3:17 ), что Господь «смоет кровь» с Иерусалима ( Ис.4:4 и Иоил.3:21 ). Затем ср. «день Господень» ( Ис.2:12 и Иоил.3:14 ), «суд Господа с народами» ( Ис.3:13 и Иоил.3:11–12 ) и др. Входить в исследование о времени написания книги пр. Иоиля не составляет задачи данного труда. Здесь следует только заметить, что пророк Иоиль, судя по характеру его книги, принадлежит к древнейшим из пророков писателей и жил еще в то время, когда царство иудейское пользовалось благосостоянием (м. б. при Озии), когда еще не вошло в соприкосновение с Ассирией, и Вавилонией, которые с течением времени положили ему конец. – Пр. Авдий в ст. 17 также повторяет слова: «на горе Господней будет спасение». [Это был пророк тоже иудейского царства (ср. ст. 11 и дал.). Пророчествовал он, по-видимому, еще ранее разрушения Самарии (ср. 18–19 ст. «дом Иосифа будет пламенем для Исава» – значит, царство Ефремово еще существовало; упоминается о «переселении израильтян», – м. б. при Ахазе чрез Феглафелласара – 4Цар.15:29 ). Так как он упоминает о «Переселенных из Иерусалима» (ср 2Пар.28:5–6, 8, 17 ) и о «жестокости Эдома» к жителям Иерусалима, потерпевшим бедствие (ср. 2Пар.28:17 ); то можно думать, что он жил при царе Ахазе, или же несколькими годами позднее пр. Иоиля и Амоса, так как о «переселенных из Иерусалима», о филистимлянах и других иноплеменниках, проявивших вражду к царству иудейскому, упоминают и они (см. Иоил.3 гл., Ам.1 гл.)]. М. б. слова Иоиля: «как сказал Господь» обозначают именно, что он говорит об открытом всем современным пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Что отвечать тем поповцам, которые говорят, что епископство и хиротония могут временно прекратиться за грехи людей, подобно тому, как и в ветхозаветной церкви прекращались и не исполнялись некоторые обетования Божия, напр. обещание Соломону пребывать в созданном им храме вечно ( 3Цар.9:4,79 ) и сынам израилевым вечно жить на земле обетованной (Второз. гл. 28), установление обрезания в завет вечен (Быт. гл. 17), обещание жречеству Аарона пребыть во веки (Числ. гл. 18) и т. п.? Одни из ветхозаветных обетований, напр. о храме Соломоновом и об обладании евреями землею обетованною, даны были Господом условно: если евреи пребудут в законе Его и соблюдут заповеди и повеления Его, то исполнятся, а в противном случае нет; между тем, относительно Церкви и священства в Новом завете обетования даны безусловно (см. Мф.16:18; 28:20 ). Те же обетования Божии, которые были даны в Ветхом завете безусловно, напр. о праздновании субботы, о жречестве Аарона и т. п., или исполнились на них самих, или продолжают исполняться на предметах, прообразом которых они служат и которым собственно и принадлежит вечность. Как говорит об этом бл. Августин в своем сочинении «О граде Божием»? «Усомниться кто-либо может не без основания и сказать: как можно верить, что предреченное в священных книгах исполнится, если обещанное Богом: дом твой и дом отца твоего прейдут предо мною во веки, исполниться не могло; ибо видим, что священство оное изменилось и исполнения обещанного дому ожидать никак не можно, поскольку то, что на место его вступило наипаче проповедуется вечным. Сие кто говорит, тот не воображает и не разумеет, что священство по чину Ааронову, как тень будущего вечного священства установлено: и потому, когда оному обещана вечность, то не тени обещается и образу, но прообразуемому и прознаменуемому» (Август. о граде Бож. кн. 19, гл. 6). Если признать справедливость утверждения поповцев, что вследствие грехов людских Церковь и священство могут прекратиться, то что нужно будет допустить? Нужно допустить и ту мысль, что грехи людские могут одолеть Церковь ; но грехи, по толкованию бл. Феофилакта, врата адовы (Благов. ев. от Матф. зач. 67), а врата адовы, по слову Спасителя, Церкви не одолеют ( Мф.16:18 , зач. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

иеромонах Иов (Гумеров) Монашество является добровольным отказом от благ и ценностей мира. При постриге будущий монах дает обеты бедности, целомудрия и послушания духовному наставнику. Уходу из мира с древности усвоен образ смерти: прежний человек, живший по обычаям мира, умирает. Родившийся для иной жизни получает новое имя. Согласно Священному Писанию , имя не является лишь отличительным знаком человека, но выражает сущность и значение именуемого. Господь говорит патриарху: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов ( Быт. 17: 4–5 ). Имя дает постригающий. Будущий монах во время пострига слышит его впервые. С этой секунды он осознает себя другим человеком. Также при постриге в великую схиму. Хотя обеты великосхимника те же, что и малосхимника, однако новое пострижение налагает на него самые строгие правила. Это означает еще одно рождение, которое сопровождается сменой имени. Зачем апостол Павел проходил ветхозаветный обряд очищения? иеромонах Иов (Гумеров) Враги апостола Павла из иудеев, стараясь помешать его проповеди, говорили, что он отвергает Моисеев закон. Поэтому иерусалимские христиане предложили ему совершить ветхозаветный обряд, чтобы делом заградить уста недоброжелателей. Речь идет об обете назорейства (см.: Числ., гл. 6), при котором не стригли волосы. Когда период обета оканчивался, волосы остригались и сжигались вместе с общей жертвой (см.: Числ. 6, 18 ). Апостол Павел уплатил издержки за четырех назореев и вместе с ними принес жертву перед священником. В апостольский век, когда еще не сложились новозаветные обряды, такие обеты не противоречили христианскому духу и жизни по вере в Господа Иисуса Христа. Сейчас христиане очищаются постом, молитвой, участием во св. таинствах и хранением себя от страстей. Что значат зажженные свечи, которые два пономаря несут впереди и позади священника на большом и малом входе? иеромонах Иов (Гумеров)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5 Св. Епифания (о ерес. кн. 1), бл. Иеронима (разгов. против Люцифериан), Тертуллиана (прибавл. к Предписан.). Такого же мнения: Бароний (Аппарат. числ. 5), Воссий (о сивилл.). Гроций (толк. на Ев. Мф.гл. 22, Боссюет (Всеобщ. Истор. част. 2 эпох. 10), Стокк (слов. Нового Завета под словом Ηροδανο, стр. 453). 22 В Лит. на Ектении: «Яко да человеколюбец Бог наш, прием я (дары) во Святой и пренебесный и мысленный Свой Жертвенник в воню благоухания духовного, и пр.» См. ниже, в Изъяснен. §122. 32 Другие причины таинственных знаменований, данных Обрядам Литургии, см. ниже в Предув. § 44, и Изъясн. § 10, 11, и § 46 примеч. 93 Златоуст. Бесед. 46 на Иоанн. гл. 6; в нравоуч.: „Яко львы огнем дышущие, от трапезы оные отходим, страшны диаволу бываем“. 111 Дарами нарицаются Тайны Евхаристии потому, что Богу возносятся в бескровную Жертву, Жертвы же, посвящаемые Богу людьми, именуются Дарами ( Мф.5:23,24 ). Так как эти жертвы в ветхом завете сожигаемы были на алтаре Приношений Священным огнем, как бы в снеде Самому Богу: то и называются Хлебом, Пищею Божиею. 112 См. ниже в § 108 и 122 прим. 4. Под Даром небесным ( Евр.6:4 ) Учители церкви разумеют Евхаристию (См. Толкован. Калмет. на сии слова), потому Тайны Причащения в Служебниках и других церковных книгах обыкновенно нарицаются Св. Дарами. 116 Глогол λειτουργω составляется из двух слов: 1) λιτος, сокращенно λετος; общенародный, публичный, торжественный (а это слово производится от λας; по аттич. наречию λεσ, народ, общество); 2) εργον, дело, должность, всякая к действию принадлежашая вещь. (См. Clavis Stockii Novi Téstamenti, Lexicon Graecum Hedevici). Из этих двух слов составлено слово Литургия, которое имеет различные значения. 119 Феориан, греческ, императора Мануила Комнина посланник, в разговоре с Католикосом, Патриарх. Армении. Феодорит. в послан. 146: „Сие возглашение (Благодать Господа нашего Иисуса Христа), во всех Церквах, есть начало таинственной службы (λειτουργας)». 120 Первый день опресночный был день, предшествовавший Пятнице праздника Пасхи, следовательно великий Четверг. В этот день приготовляли и убирали комнату в Иерусалиме для отправления вечери Пасхальной, пекли опресноки и проч.; поэтому и называли его первым или предварительным днем опресночным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

88. (972.) Псалмы, избранные из Часослова, с толкованием Афанасия александрийского , скороп., исх. XVI века, в четверть, 125 листов. л. 2. Заглавие: Часословец толковый о Бозе починаем, Господи благослови отче. Порядок служб, из коих взяты псалмы (числ. 37), след.: вечерня, часы 3, 6, 9 (без почасиев), чин изобразительных, утреня, великое повечерие и полунощница. На первом листе написаны стихиры воскресны на Господи возвах и стиховны гл. 1, а с л. 74 толкование трех стихов в келии церкви св. Софии (см. 122 л. 150), избранных стихов из Евангелия и Апостола и отрывок из Диоптры. 89. (1517.) Книги 16 Пророков толковые, полууст., нач. XVI века, в лист, 261 лист, списаны с древнейшей рукописи (см. послесловие). Имена св. толкователей показаны только при кн. пр. Исаии: Василий (Великий), Феодорит (кирский), Кирилл (иерусалимский), Хрисостом, (И. Златоустый), Феодул и Севериан епископ. Кн. пр. Софонии, Аися, Захарии, Малахии, и Даниила без толкований, кроме гл. 1 Софонии. л. 1. Пророчество Осиево. л. 10 об. Пророчество Иоилево. л. 14 об. Пророчество Амоше. л. 21 об. Пророчество Авдиино. л. 23. Пророчество Ионы. л. 25 об. Пророчество Михеево. л. 31. Пророчество Наумле. л. 34. Аввакума пророчества. л. 38 об. Пророчество Софониино. л. 40 об. Пророчество Ангеа. л. 41 об. Пророчество Захариино. л. 48. Пророчество Малахиино. В начале книг меньших Пророков помещены сказания о содержании их, кроме кн. Осии, Аггея, Захарии и Малахии, а в конце – о жизни Пророков. В заглавии кн. пр. Софонии слово написано по-глаголитски, встречаются в ркп. и другие слова, писанные по-глаголитски, но чаще начальные буквы. (Вероятно поп Упир писал кн. Пророков с глаголического списка; заметка его в послесловии: не куриловице д. означать по Кирилловой азбуке). л. 50 об. Пророчество Исаино. Впереди: Сказание Исаина пророчества, сказано Феодоритом, а в конце: Епифана епископа кипрьска о именех пророчестех и откуду беши сами, и како умрешя, и кьде лежат мощи их (об одном пр. Исаии). л. 120. Пророчество Иезекиево. Впереди: Феодорита епископа кипрскаго (?) сказание о пророчестве Иезекиилеве, и конце о самом Иезексиле под заглавием. Пророчество Иезекеиля пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

662 Псалом 19, ст. 10. В древних Греческих списках Литургии Василия и Златоуста сего возгласа не находится. Когда и кем внесен он сюда, в древностях церковных не видно. Смотри в Библиот. Отц., т. 2, стр. 69. 663 Когда в для чего уставлено петь: „Елицы ко Христа крестистеся» и проч .? В праздники: Рождества Христова, Богоявления; – в субботы: Лазареву и Великую, и во всю Светлую седмииу, также и в день Пятидесятницы вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крестистеся и проч.; потому что в эти дни, или пред наступлением их, в первенствующей Церкви крестили оглашенных. Церковь , напоминая им принятое ими таинство, и возбуждая их к непорочному хранению как данных в крещении обетов, так и полученных в завете благодати даров ( Гал.4 , ст. 6 и 7), приветствует их радостно Боговдохновенпыми изречениями (Гал.гл. 3, ст. 27). А Епископ, во время своего служения, при сем их приветствии, воссылает о них к Богу приличную новопросвещенному их состоянию молитву: Призри, Боже, с небеси и проч. Симеон Фессалон. в кн. о Таннств., гл. 62, говорит: „ Церковь прежде чрез Архиереев в соборных храмах творила крещения приходящих (приступающих к вере) в праздники те, когда поем на Божественной Литургии: Елицы во Христа крестистеся; наипаче же в великую субботу“. См. и ниже, в § 138. 666 Св. Герман Патриарх в Тайнозрен. вещей церковн.: „Пресвитеры суть, в подражание Серафимских сил, одеждами одеяны вместо крил, двимя же крилами устен, песнь воспевающии угль, Христа, на Олтаре (Престоле) носящии явно (подавающие) лжицею руки“. 667 Архиерей служение Литургии когда, где и чем начинает ? По древнему чиноположению, как показано выше, в § 7, Архиерей, прежде входа с Евангелием, в Алтарь не вступает. (Симеон Фессалонигг. в Толковании Литургии, под числ. 35, свидетельствует, что и в его времена, в самое служение Архиерейское, Царския врата, до входа с Евангелием, пребывали затворены; а отверзались уже при самом его вступлении в Алтарь с невием стиха: «Приидите, поклонимся»). Почему как облачается он вне Алтаря, так и чтение часов слушает пред затворенными Царскими вратами; да и никакового служения возгласно до приступления своего к Престолу не творит: „даже до сего времени, т. е. до входа со Евангелием, говорит Святый Патриарх Герман в Тайнозрении, хотя и бысть (присутствуяй) Архиерей; но не всем явен и знаем, ниже посреде (Алтаря) стояй и преестественная н страшная совершаяй». По вступлении же в Алтарь, как во Святая Святых и таинственное небо, с Боголепною процессиею входа со Евангелием, окончив каждение и восприветствовав Церковь (§ 47 и 48), начинает священнослужение Литургии возглашением Трисвятого, стоя пред самым Престолом, и равное с Серафимами славословие Триипостасному Божеству воссылая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010