В неделю ваий на малей вечерне, на Господи воззвах, стихиры праздника, на 4: Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника, великия вечерни: Слава, и ныне, праздника, тропарь праздника: ектения, и отпуст. На велицей вечерни, поем, Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах стихиры праздника на 6: и ваий на 4. Слава ваий, глас 6: Имеяй престол небо: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход, прокимен дне: чтения праздника 3. На литии стихиры праздника. Слава, и ныне, праздника, Благовествует Гавриил: На стиховне стихиры дне, самогласны, с припевы их. Слава, ваий, От ветвей и ваий: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды, и чтение праздника. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника трижды. По 1-й кафисме и по 2-й седальны дне: и чтение дне. По 3-й кафисме ектениа малая. седальны праздника оба, и чтение праздника: полиелей и седален, и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, Благовестите день от дне: Всякое дыхание: Евангелие праздника. псалом 50. стихира праздника: [Зри] [ Евангелие же дне оставляется, аще случится Благовещение в кийлибо день сея седмицы.] Канон праздника, со ирмосом на 6, и трипеснца на 8. Катавасиа триоди: ирмос, оба лика вкупе. [Зри] А идеже несть трипеснца, поем канон праздника, со ирмосом на 14. Катавасиа праздника. По 3-й песни кондак и икос дне, и седален праздника, и чтение праздника. По 6-й песни кондак и икос праздника: пролог и синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припев праздника: Благовествуй земле радость велию: таже ирмос праздника, Яко одушевленному: К тропарем же трипеснца, припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе. Таже поем ирмос триоди, потом припев праздника, и ирмос: Яко одушевленному: Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, на 4: Слава, праздника, Еже от века: И ныне, дне: Изсохшия смоковницы: таже предстоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет: потом ектениа, Исполним утреннюю: На стиховне стихиры самогласны дне, глас 1: Грядый Господь: Припев, Исполнихомся: Достигше вернии: Припев, Во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси: Господи грядый к страданию: Припев, И призри на рабы твоя: Господи к таинству: Припев, И буди светлость: Господи совершеннейшая: Слава, глас 8: Вторую Еву: И ныне, праздника, Да веселятся небеса: Таже, Благо есть исповедатися: единожды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

тойже поем и в причастна место единожды. [Зри] Егда же причащаются братия, и поем вместо, Тело Христово: тойже: Вечери твоея тайныя: И Дóндеже причастятся братия. и вместо, Да исполнятся: единожды, со аллилуиами. На трапезе же не разрешаем на рыбы: но точию на елей и вино. О томже празднице, аще случится в великий пяток. В четверток вечера, на Господи воззвах, стихиры дне, 5: и праздника, 5. Слава, дне: Рождение ехидново: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход со Евангелием. Прокимен, и чтение дне: и праздника 3. Ектениа малая, и возглас. и трисвятое. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие дне, и прочая божественныя литургии великаго Василиа, якоже прежде изъявися. На трапезе же разрешаем на елей и вино. Повечерие, поем малое, с трипеснцем. По трисвятом кондак дне: Слава, и ныне, праздника. [Зри] При часе же 1-м нощи ударяет в великий и во вся тяжкая, и начинаем утреню. На Бог Господь: тропарь праздника, дважды: Слава, и ныне дне: Егда славнии ученицы: Посем ектениа малая. и абие диакон, или иерей глаголет: И о сподобитися нам слышания святаго евангелиа: и чтет Евангелие 1-е настоятель. и потом антифоны, и евангелиа Святых Страстей по чину их: и по чтении 7-го евангелиа, чтение дне. Посем степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника: Всякое дыхание: Евангелие праздника: и абие Евангелие Святых Страстей, 8-е. псалом 50. стихира праздника. Таже, молитва: Спаси Боже люди твоя: и Господи помилуй, 12. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасиа праздника, оба лика вкупе. А идеже трипеснец, поем канон праздника со ирмосом на 6: ирмос дважды, и трипеснец на 8. Катавасиа, ирмос триоди, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос дне: Слава, и ныне, седален праздника: и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника: и синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем: но поем припев праздника. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. таже Евангелие 9-е. На хвалитех стихиры самогласны дне: Слава, дне: И ныне, праздника, таже Евангелие 10-е. Посем, Слава в вышних: Ектениа: Исполним утреннюю молитву: и возглас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По трисвятом, тропарь праздника, ектениа, и поклоны 3 великия. посем, Приидите поклонимся, трижды: и час 1-й. Тропарь праздника. И ныне, Богородичен: Что тя наречем: По трисвятом кондак праздника, и в конец 3 поклоны великия. Таже, Христе свете истинный: и отпуст. [Зри] При часе же 3-м дне творим литию вне монастыря: возвращшеся же поем 3-й час, и 6-й, с кафисмами и со чтением: и чтем тетроЕвангелие. Глаголется же в них тропарь праздника: кондаки глаголем дне, и праздника пременяюще: и на конец коегождо часа, по 3 поклоны великия. такожде поем и 9-й час: и блаженны просто без пения: и Помяни нас Господи: и прочая. По Отче наш, кондак дне: Слава, и ныне, праздника. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, Честнейшую: и поклоны три великия, и молитва, Всесвятая Троице: и абие, Приидите поклонимся, трижды: и поем вечерню, без поклонов и без кафисмы. На Господи воззвах, стихиры самогласны дне, 5: и праздника 5. Слава, дне, Изсохшия смоковницы: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход со Евангелием. Свете тихий: Прокимен, и чтения дне, и праздника два. таже ектениа малая. и трисвятое. Прокимен, апостол и Аллилуиа праздника. Евангелие праздника, и дне. и прочая литургиа Златоустаго, и причастен праздника. [Зри] А идеже великия ради нужды не будет литургии: На Господи воззвах, стихиры на 10: и поем дне, 3, глас 1, повторяюще первыя две: и праздника, 5. Слава дне, глас 8: Вторую Еву: И ныне, праздника. Вход со Евангелием. Свете тихий: Прокимен, и чтения дне: и праздника два. таже прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие праздника, и дне. Сподоби Господи: ектениа, Исполним вечернюю: На стиховне дне, глас 5: Господи совершеннейшая мудрствовати: дважды, с припевы дневными. и другий стих, глас 8, Изсохшия смоковницы: Слава, глас 5: Господи, грядый к страданию: И ныне, праздника. Ныне отпущаеши: тропарь праздника, ектении, и отпуст. Сице поем и в прочия дни великия недели. На трапезе разрешение на елей и вино точию. На повечерии, поклонов несть, точию по Слава в вышних, 3 поклоны: На трисвятом 3 поклоны: в конец, три поклоны великия, и 12 малых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До появления монашеских уставов утреня в отношении к количеству псалмов не отличалась от вечерни: та и другая в Апостольских Постановлениях имеют по одному псалму, и утреня 62-й (Вступ. гл., с. 135:137); такой же псалом указывается для нее в соч. «О девстве» псевдо-Афанасия (IV-V в.) 2394 . Под влиянием подвижников, певших в течение ночи целую Псалтирь, монастыри вводили пение на утрене по 75, 60, 50, 30, 20 и 18 псалмов; устав Венедикта и другие западные сокращали это число до 12, основываясь, должно быть, на очень распространенном в древности обычае петь за раз 12 псалмов, причем устав Венедикта делил их на две шестерицы, предпосылая им пс. 3 и 94; другие уставы (западные) еще более сократили это число, – до шестопсалмия, пяти- и четырепсалмия (Вступ. гл., 189–190, 216:301–313). Последнее нашло применение и на армянской утрене, причем все псалмы ее 4-псалмия совпадают с нашими: 3, 62, 102, 142 (там же, 299). И песненная утреня при Симеоне Солунском имеет в начале пс. 3, 62 и 133 (там же, 345). Древнейшие упоминания о нашем шестопсалмии – в известном описании синайской утрени VII в., в Ипотипосисе и Диатипосисе (там же, 295:359). Способ исполнения Шестопсалмие с предшествующими ему стихами: «Слава в вышних» и «Господи устне», как важнейшую часть службы, Типикон назначает читать предстоятелю. «Воставшу же (от чтения) предстоятелю, и всем братиям, начинает: Аминь (ответ на заключительное славословия чтения?), Слава в вышних Богу… 3, таже глаголет: Господи устне… 2. И глаголет шестопсалмие тихим и кротким гласом». Некоторая неясность выражения здесь относительно того, кто «начинает» и «глаголет» шестопсалмие (может быть, намеренная, ­­ безлично), разрешается в 7 и 9 гл. Типикона и в уставе 1-го понедельника Великого поста, где прямо сказано: «предстоятель же глаголет Слава в вышних» и т. д.; и в примечании к 7 гл. («зри») в перечне читаемого настоятелем поименовано шестопсалмие. Итак, после целого потока торжествующих песен бдение теперь переходит в тихий молитвенный тон, так идущий к началу новой службы. Это наиболее минорная часть бдения. Но замечательно, что здесь нет тех замечаний о покаянном настроении при чтении шестопсалмия, которые даются в уставе будничной утрени (9 гл.) и еще более в чине великопостной утрени (понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы). Исполнение в древности

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Способ исполнения    Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано).    Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). — Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ    Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» (πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела, условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов, других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тебе подобает святыня (эфиоп.: хвала), Тебе подобает пение, Тебе слава (эфиоп.: святыня) подобает…» 2292 . Способ исполнения Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано). Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). – Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». Просительная ектения Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» ( πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела 2293 , условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов 2294 , других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины 2295 ; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569). История ее

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение. Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и великомученика. Апостол – дня и великомученика. Евангелие – дня (и великомученика) . Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и великомученика: «В память вечную…». Примечание. «На трапезе утешение братии» (Типикон, 23 апреля). 1 Празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года. 2 Ср.: Типикон, 23 апреля; гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 722–727. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. 9 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие). Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр.7:26 –8:2 . Ин.10:9–16 ). Задостойник Пасхи. 1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393. 2 Служба ап. Иакова Зеведеева в этом случае может быть перенесена по усмотрению настоятеля. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 6 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 9 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147. 10 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010