1013 Забелин, Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв., т. I, М. 1872. изд. 2, 202–209. 313–320. Домашний быт русских царий в XVI и XVII вв. М. 1869. 296–300. 397. Костомаров. Очерк жизни и нравов велико-русского народа в XVI и XVII вв. С-ПБ. 1860.139. Рущинский Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв. Чтен.в общ. ист. и древн. 1871, кн. III, 90–92. 95. 1014 Главник м. Даниила находится в рукоп. моск. дух. акад. (не разборчиво) Вол. полуустав, XVI в., в лист, на 455 л. Здесь помещены: 1. Блаженного Диадоха словеса постническа, главизн сто; 2. Филофея Синайского главизны трезвительны, числом 44; 3. 400 глав преп. Фалассия; 4. преп. Кассиана Римлянина о осьми помыслах; 5. Преп. Зосимы беседы душеполезны о ярости; 6. св. Нила Синайского слова и его же главизны (числом 151); 7. Макария Великого главы (числом 71); 8. Максима Исповедника о любви и о житии; 9. Никиты Стифата ; 10. главы добродетельны Феодора Едесского; 11. Положение совещательных глав Юстиану царю, сделанное Агапитом диаконом; 12. Василия царя греческого главизны учительны... 13. Геннадия, патриарха константинопольского слово о вере (100 глав); 14. Максима Исповедника глав 84; 15. Слова Марка Скитского; 16. житие Филимона Отшельника; 17. житие Соломона Молчальника; 18. Иоанна Лествичника и преп. Исаи; 19. Германа Константинопольского стиса добрейши к вине слезней хотящим непрестанно плакатися; 20. св. Стефана о бдениях нощных; 21. Преп. Евлогия повесть о св. ангелах дающих различные дары в трезвени стоящим на пениях и др. 1025 Прав. Соб. 1860, ч. III, окт.,196–221. Статья: Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке-России. Буслаев. Исторические очерки, т. II, стр, 86. Шевырев. История русской словесности, ч. III. 204. 1026 В глазах древнего русского общества монастырь был самым священным местом. На монастыри тогда смотрели как на «пристанища сего света» (Поучение владыки Сарайского Матфея. Макарий. История Русской Церкви т. V. С-ПБ. 1866. Приложение VII. 414–418); пастыри поучали народ, что «истинная пристанища (на земле) – монастыри, что они домы святых». Поучение некоего отца духовного к сыну. Рукоп. имп. публич. б. F, 1. 233. л. 114. Рукопись Соф. библ. 1385 л. 186. Монашество представлялось лучше царской державы, о монахах говорили: «свет инокам ангели, свет же миряном иноки» (Послание Иоанна Грозного в Кириллов монастырь. Акты Истор. I, 204. Рассуждение Вассиана Патрикеева. Чтения в общ.истории и древностей Росс. 1859, кн. III. 1). В монахах народ видел своих спасителей и молитвенников за весь мир. (Предсмертное наставление одного благочестивого отца своим детям См. в рукоп. Новг. Соф. библ. 1455 л. 163. Здесь между прочим читаем: поминайта монастыря, чернец стыдитася, и чтетай их, яко их ради милует Бог мир сей»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Историческую основу сказаний Поликарпа надо искать именно в Печерской летописи. – В XV веке уже исчезло Житие Антония. Но Печерская летопись была известна в Киевопечерском монастыре и между прочим послужила источником для вставок и дополнений, сделанных уставщиком Кассианом в его редакциях Патерика. 2 см. Описание церковно-слав. и русск. рукоп. сб. Имп. Публ. Библ. А. Ф. Бычкова, ч. I, С. 143 и Сырку, Из истории сношений русских с румынами, Известия II Отд. I, 499 и 536 3 Выписки из печатного Патерика привожу по исправному русскому переводу, сделанному с издания 1702 года Б. Поселянином (М. 1897). 9 Следует заметить, что Симон расположил свои сказания в хронологическом порядке. После первой нравоучительной и вводной статьи (Что ради имети тщание...) следуют сказания о Евстратии и Никоне, пришедших в монастырь еще во времена Антония; далее о Кукше и Пимене, о которых он знал по преданию. Об Афанасии, Святоше а Еразме рассказывается на основании показаний очевидцев, свидетелей их подвигов. Об Арефе, Тите и Евагрии Симон сам говорит как очевидец (а се видех; еже сам видех). 11 Указание Макария в Известиях Отд. русск. яз. и слов., v, 136 на первоначальность порядка в Кассиановских редакциях мне не совсем ясно, так как я не знаю списков, где находились бы в Поликарповом Послании слова, приведенные Макарием. 13 Неясно, откуда преосвященный Филарет мог заключить о смерти Досифея в 1219 году (ср. его Обзор дух. лит., стр 46). 14 Так, думаю, следует исправить то, что сказано о времени составления Поликарповых сказаний в Известиях II Отд., т. II, стр. 797. 15 Ограничусь указанием, на упоминание Антония Поросского в числе епископов, участвовавших при перенесении мощей Феодосия в Соф. 1 -й и 2-й, Софейской, Новгородской 4-й; это имя мы находим и в Патерике, но его нет в Лавр., Ипат. и сходных (Воскресенской, Ниеоновской). 16 Исключением является упоминаемый в сказании об Алимвии(?) пожар, когда сгорело все Подолие (Ипат. под 1124, Новг. 1-я под 1111, Соф. 1 -я под 1112). Но об этом пожаре Поликарп слышал, конечно, в Ростове, где он видел чудотворную икону, сохранившуюся в этот Киевский пожар. 17 Отдельно стоят исторические данные, сообщаемые в сказании о Моисее Угрине: нельзя не заметить, что это сказание поставлено в тесную связь с сказанием об Иоанне затворнике, где упоминается Моисей и как бы дополняет его, объясняя, кто именно этот Моисей. Ср. начало сказания: «оуведено бысть о сем блаженем Моисее Угрине» и конец его: «написахом о Моисее Угрине, Иоанне Затворнике…».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8.   Толкование на Екклисиаст 4 Олимпиодора Александрийского (VI в.). Греческий оригинал CPG 7454; PG, t. 93. Текст частичной сохранности. В рукописи XVI в., РГБ, Унд. 13, содержится 53 стиха из первых семи глав с соответствующими толкованиями, стихи следующие: 1:6, 7, 9–11, 2:14, 21, 24–26, 3:15–21, 4:4–6, 9–17, 5:2, 5, 9, 10, 18, 19,6:7–9,7:2–7,9, 12, 13, 15–23 (среди них, однако, попадаются выписки из Франциска Скорины). Подборка из 36 стихов (отчасти тех же, отчасти других) с толкованиями включена в четий текст Екклисиаста, в середину 12 ст. первой главы, см. рукописи: РНБ, Пог. 1, РНБ, Солов. 807, РНБ, Соф. 1323 ; РГБ: Унд. 1, Рум. 204. В ГБ также есть эта вставка, но толкования удалены, см.: Описание, т. 1, с. 67–67 (в этой подборке в действительности нет ст. 8:2–3, поэтому общее число стихов не 38, как здесь ошибочно указано, а 36). Отдельные стихи с толкованиями и без них встречаются также в других рукописях XV- XVII вв., см.: Алексеев 1988, с. 185–187. 9. Катены на Песнь песней, составленные из толкований Ипполита Римского (ок. 170–230), Григория Нисского (CPG 3158; PG, t. 44), Фи-лона Карпафийского (Карпазийского) (CPG 3810; PG, t. 40) и катен псевдо-Прокопия Газского (PG, t. 87/2). Известна 31 рукопись этого текста. В 7 списках, среди них ГБ, толкования удалены. Издание текста по древнейшей рукописи XIII в. РГБ, ОИДР 171, см.: Алексеев 1980, издание текста по ГБ с образцами толкований см.: Алексеев 1988. 10.   Толкования Феодорита Кирского на Песнь песней в переводе Константина Костенецкого, около 1427 г. Греческий оригинал PG, t. 80. Текст известен в одном полном списке XV в. собр. Рыльского монастыря (НМРМ 2/24), двух неполных списках – сборнике 1556 г. (монастырь 49, Богданович, 302), сборнике 1567 г. (Цавтат, собр. В. Богишича, 19с, Богданович, 1523). Кроме того, есть четыре списка XVI-XVII вв., в которых текст Песни освобожден от толкований, это сборники НБКМ 311 (София), Cod. slav. 14 Австрийской национальной библиотеки (Вена), рукописи 1/118 и 1/119 Библиотеки им. Горького (Одесса). Текст из сборника Николац, 49, издан Трифуновичем (1971), из Богишичева сборника -Куевым и Петковым (1986, с. 532–545), Венский список – Минчевой (1989) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   П. собр. р. лет. 1. 52 (228). Изображение креста, найденного в развалинах Десятинной церкви, можно видеть у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28 и 29 (211).    Описание и изображения этих монет см. у Сахар. Летоп. русск. нумиэм. 1. С. 30—31 и табл. 1, 2 (251); также в Записк. СПб. археол. нумизмат, общ. Т. 1. С. 386—398. Табл. 18. 1; 22. 18 (249) и в статье Волошинск. Опис. древних русских монет, найденных близ Нежина в мае 1852 г. Изд. Киев, 1853 (82). Снес.: Северн, пчел. 1852. 194 (207); Москвитян. 1852. 17 (160).    Изображения гробниц Владимировой и Ярославовой, также мозаик и фресков К.-Соф. собора см. у Фундукл. в Обозр. Киева между с. 28—29, 36—37, 38—39, 40—41 (211) и еще ЖМНП. 1844. Кн. 1 (119) в конце – снимок трех киево-софийских фресков. А изображение креста преподобного Авраамия Ростовского приложено к статье гр. Толстова: Древн. святыни Ростова Вел., помещ. в Чтен. Моск. истор. общ. Год 3. 2 (296).    Об изображениях на киевск. мозаике и фресках см. Беседы к глаголем, старообрядцу. С. 235—236. Изд. 3-е (316) и ЖМНП. 1844. 1 (119). А превосходные рисунки с мозаических икон константинопольского Софийского собора помещены в великолепном издании под заглавием «Alt-christliche Baudenkmale von Constantinopel von V bis XII Jahrhundert... von Sa1zenberg». Berlin, 1854 (398).    П. собр. р. лет. 1. 50, 52 (228). О святых Кирилле и Мефодии – в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422—423 (209).     Оболенск. О двух древн. святын. Киева – в Киевлян. 3. С. 145 (212);    Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александре-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского.     Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 (241); Степ. кн. 1. 135 (156). Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris omatibus diversis hos advenientes honoravit (Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)) (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 (406)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

963 Известный Иоанн еп. Смоленский, не считая нужным особенно комментировать цитемое правило Тимофея Александрийского, в подстрочном примечании к нему замечает однако: «по общему установлению Церкви исповедь грехов должна начинаться с семилетнего возраста; след. уже с этих лет человек может подлежать суду за свои грехопадения» – и значит, видит некоторую связь настоящего правила с современною практикою Русской церкви в отношении возраста исповедиников. (Опыт курса церковного законов, т. II, СПб. 1851, стр. 119, прим. 78). Проф. Павлов в не раз цитованной его книге «Номоканон при Большом Требнике» также признает отношение настоящего правила к занимающему нас предмету, раз после коментария выше упомянутого правила Иоанна Китрского – тотчас же дает сведения о трактуемом правиле Тимофея Александрийского (См. указываемое изд., стр. 165). 966 Собствевно он говорит толььо следующее: «Грехи судятся у Бога, сказал (отец), по мере познания и разумения. Ибо одни из детей, имея более острые и бойкие способности, скорее различают добро и зло; а другие отличаясь более вялыми и слабыми способностями, бывают медленными в познании должного; почему первым вменяются грехи с десятилетнего возраста, а вторым с большего и совершеннейшего». (См. выше цит. 75; ориг. текст см. Σνταγμα κανν. Ραλλη κα Ποτλη, т. IV, σελ. 341. 970 Не надо, однако, забывать, что митр. Георгий, предполагаемый составитель одного из цитуемых теперь правил, – родом был Грек. 973 См. Правила св. отец, изд. Общ. любит, дух. просв. М. 1884, стр. 534. В рукописях этот ответ приводится короче и именно: «[#По разоум и смыслоу когождо. вии . #]летяяго возраста, ви ж и болша...» См. Канонич. сборник, ркп. XVI в., Соф. библ. 1454, л. 129 об. 976 В указах 1716 г., февр. 8, и 1718 г., февр. 17, относящихся специально исповеди, – про исповедь детей не упоминается (См. II. С. 3., т. V, и 3169); тоже надобно сказать здесь и относительно Дух. Регламента. 977 Ук. св. Синода 1722 г. 28 февр. Полное собр. пост, и распор, по вед. правосл. исп. т. II, Спб. 1872, стр. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Они видели Христа, и Он беседовал с нимй, советовал, что им дальше делать. После возвращения к жизни они осознали догматы Церкви лучше великих богословов. И Это не зависело от их возраста, просто они увидели все то, о чем рассуждает богословская наука, воочию на Небе. И на основании личного опыта рассказывали, как их душа вознеслась горё, ввысь, а потом была отправлена обратно, ибо не имела готовности остаться там навсегда. Теперь Господь простирает к земле, к Церкви не только Свою руку, но и Небеса, спускается на землю, как говорится в семнадцатом псалме (см.: Пс. 17:10 ). Прочтите его – и увидите величие Бога в Его смирении. В Ветхом Завете Бог простирает Свою руку людям (см.: Соф. 1:4 ). В Новом Завете Он наклоняет Небо и сходит Сам на землю. В семнадцатом псалме содержится предсказание о Церкви. Бог наклоняет Небо и спускается на землю. Псалмопевец рассказывает нам, что произошло. Давид своими глазами видел все это, ибо был пророком. Ноги Господа, говорит Давид, во время Его сошествия ступали по темным облакам, дабы люди снизу не могли различить Его. Он восседал на херувимской колеснице, движимой на крыльях ветра. Из этого мы понимаем, сколь быстро было шествие Бога. Господь унижает Себя перед теми, кто внизу, чтобы таким образом помочь им, униженным. Наверху – слава Божества, но к нам на землю Он спустился в смирении. Свет Его лика, говорит Давид, пронзил даже облака. Господь прошел сквозь небесные тучи. Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих ( Пс. 17:17 ). За мое смирение Он посетил меня, схватил меня за руку и спас от смерти. Вы видите? Строки этого псалма вам следовало бы когда-нибудь прочесть самим и насладиться их красотой. А сколько еще раз Бог открывал Себя людям! Он явился Адаму: вспомните, как Бог беседовал с ним! (см.: Быт. 2и далее; 3, 8 и далее), затем Ною: разве Господь не спускался, не говорил с ним? Вы видите, какое умаление Божества, какая униженность? Дабы не исчез с лица земли род человеческий, Он велел Ною построить ковчег, объяснив, какое дерево необходимо использовать для постройки, каких животных взять с собой, всему научил (см.: Быт. 6:14–21 ). Предстал пред Авраамом и дал ему Завет (см.: Быт. 17:1–22 ), затем пришел к нему в обличии трех Ангелов, которые на самом деле были не просто Ангелами, а Лицами Святой Троицы (см.: Быт. 18и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

32 Парафраз стиха 1Кор. 13:3 : «Аще имам всю веру, яко горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есть» (по Геннадиевской библии 1499 г.). Однако источником его не является канонический текст. Можно вспомнить апокрифический эпизод, когда по молитве Александра Великого Бог замыкает горами народы Гога и Магога, включенный в сербскую Александрию (см.: ПЛДР: Вторая половина XV века. М., 1982. С. 130) и в Откровение Мефодия Патарского (см.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897. С. 106 и 124 приложения). 33 ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. С. 18–19. В этой же редакции пассаж вошел также в переведенное с еврейского оригинала апокрифическое Слово блаженного Зоровавеля (рукопись XVI в., РНБ, Соф. 1462 , л. 124). Слово издано Л.М. Навтанович в «Библиотеке литературы Древней Руси» (1999. Т. 3). Отмеченный пассаж находится на с. 158. 34 Истрин В.М. Особый вид Еллинского летописца из собрания Тихонравова//ИОРЯС. 1912. Т. 17, кн. 3. С. 24. Фраза эта, как кажется, отсутствует в других хронографических компиляциях, см.: Творогов О. В. Древнерусские хроногрфы. С. 66. 35 Толстая С. Иерусалим в славянской фольклорной традиции//Jerusalem in Slavic Culture. Jerusalem; Ljubljana, 1999. C. 51–68 (Jews and Slavs. Vol. 6). 37 ПЛДР: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 470 (издание текста осуществлено В.И. Охотниковой). 43 ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 470 (текст издан Т.Ф. Волковой). Тему Иерусалима в Казанской истории рассматривает М.Б. Плюханова (Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 199–202). 45 Ср. очень выразительный случай национальной ограниченности «нового Израиля» в «Писании о преставлении и погребении князя Скопина-Шуйского», составленном около 1612 г.: «Во исходе Израилеве из Египта в пустыни горы Синайския плакася весь Израиль при Моисее-пророце, таже плакася уничиженный и расточенный Израиль по Июле Маккавеи и по братье его. Зде же не меньши того плач бысть всенародному множеству, новому Израилю, христианскому народу государъства Московского» (ПЛДР: Конец XVI – начало XVII веков. М„ 1987. С. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

391 Такое объясвение дает Аристов, 1. с. стр. 70, прим. – Устройство цренов было таково, что их можно было положить на воду и плыть подле берега, везя соль. (См. житие преп. Зосима и Савватия Солов., – чудо бывшее в 7046–153 7 / 8 г. Рукоп. Соф. библ. 1490, л. 672 об.–674 об.). 397 В промежуток времееи, с 21 июля 1601 года по 31 августа 1611 года монастырь получил соляных денег 41,312 рублей (Рукоп. Кирил. мон. 28–628); с 1 сентября 1611 года по 26 июля 1622 года тех же денег поступило 32,644 рубля 18 алтын 1 деньга (Рукоп. Кирил. мон. 88–988). Годовой доход следовательно с соляного промысла был не ниже 3,200 рублей в среднем выводе. 399 Около половины XV века (но не ранее 4 мая 1446 и не позже игуменства Нифонта, т. е., 1476–1481 г.; см. ниже приложение I, стр. XVII–XVIII и прим.) «княгиня Анна» «по приказу мужа своего Феодора Андреевича дала в Кириллов монастырь свое село Куралгинское (в Дмитрове) с деревнями и с мельницею» (см. список с данной в Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 об. и список с другой данной той же Анны, где она названа уже «черницею», там же л. 906. – Время вклада определяется с одной стороны грамотою князя Василия Ярославича, пожалованною «чернице Анне» 4 мая 1446 года, с другой стороны меновною игумена Нифонта, в которой уже упоминается о кирилловских Куралгинских владениях. – См. Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 и об. и ниже приложений). 401 Водяные мельницы находилась, напр., подле монастыря (см. стр. 266 в первом выпуске первого тома настоящего исследования и в приложении к нему «Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 г.»). Большинство же мельниц в Кирилловской вотчине, надо полагать, приводилось в движение ветром. По крайней мере в настоящее время еще в пределах северной части Новгородской губернии и в Вологодской губернии распространен тип старинных своеобразных ветряных мельниц. Обыкновенно они имеют в основании неподвижный квадратный сруб, переходящий как бы в пирамиду, на которой вращается вся верхняя постройка. При всяком направлении ветра, посредством длинного рычага, утверждевного на ее верхней части и прикрепляемого другим концом к земле, она легко может быть устанавливаема таким образом, что крылья мельницы должны приходить в движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

говорит Господь. Еврейское выражение, означающее, что непосредственно через пророка Бог говорит о Своих замыслах и воле ( Пс. 109,1 ). 1 рабам Моим, пророкам. См. ком. к Ис. 44,26 . они обращались. См. Неем. 9,1 10.39; Дан. 9,1–19 . как определил. Подразумевается, что наказание Божие, постигшее отцов в довавилонские времена, соответствовало замыслу Божиему. Видения Захарии (Книга пророка Захарии 1,7). 1:7–17 В этих стихах описывается первое из восьми ночных видений Захарии, которые происходили в течение одной ночи (ст. 8). Видения следуют в таком порядке, что первое и последнее из них (6,1–8) связаны между собой тем, что в них присутствуют образы лошадей и повозок. В первом видении говорится о расположении Бога к Своему избранному народу, которое проявляется в том, что Он восстанавливает Иерусалим и защищает народ от языческих племен, окружающих его. Пророк призывает народ Божий подняться над обстоятельствами и с верою положиться на обетования Господа. 1 вся земля населена и спокойна. Пребывающие в состоянии самоуспокоения народы составляют контраст еврейскому государству, борющемуся с персидски господством. Но от Бога исходит заверение Его народу, что те, кто чувствует себя ныне в безопасности, еще подвергнутся осуждению (ср. Авд. 1,3.8.18 ). 1 Ангел Господень. Посланец Бога, который истолковывает видения Захарии. См. 1,19; 2,3; 3,1; 4,1. семьдесят лет. Указание на пророчество Иеремии ( Иер. 25,11.12 ), в котором возвещается о Вавилонском пленении. 1 слова благие, слова утешительные. Выражение любви Бога к Своему народу и Его решимости пребывать среди него вечно ( Евр. 13,5 ). 1 возревновал Я о Иерусалиме... ревностью великою. Первое упоминание темы ревности Божией в книге (8,2). Ревностная любовь Бога к Своему избранному народу побуждает Его действовать во благо последнему. Ср. Соф. 3,9–20 . 1 великим негодованием негодую на народы. Ср. ст. 2, в котором выражается прежний гнев Божий на Его собственный народ. Здесь любовь Бога к Своим избранным (ст. 14) побуждает Его защитить их, подвергнув осуждению те народы, которые причинили Израилю чрезмерное зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Проповедь Иоанна естественно вызывала у слушающих вопрос о его призвании и полномочиях, ср. Ин 1:20,25 и Деян 13:25. Помышляли в сердцах своих — характерный семитизм. Ответ Иоанна открывает его призвание — служить Сильнейшему, Который придет позже и совершит крещение Духом Святым и огнем, которое Иоанн противопоставляет собственному крещению водой. В ВЗ содержатся пророчества о сильном человеке, которого побеждает сильнейший (Ис 49:24–25; 53:12). Иисус использует этот образ в притче о Своей победе над сатаной (11:20–22), однако здесь речь идет не о борьбе, а об отношении между Иоанном и Тем, Кто сильнее его (Мессией). Словами у Которого я недостоин развязать ремень обуви Иоанн подчеркивает свою всецелую подчиненность: подобную услугу евреи могли требовать только у раба-иноплеменника. Выражение Духом Святым и огнем для апостола Луки, несомненно, — пророчество о Пятидесятнице (Деян 1:5); пророчество Иоиля о излиянии Духа (2:28). Некоторые комментаторы считают, однако, что для самого Иоанна Дух Святой и огонь означали соответственно спасение праведных и осуждение грешников. Однако, хотя ст. 17 говорит именно о разделении и воздаянии на Суде, такое действие трудно назвать “крещением”. Пришествие Духа Божиего в последние времена — пророчество, многократно выраженное в ВЗ — Ис 32:15; 44:3; Иез 36:25–27; 37:14; 39:29; Иоил 2:28–29; особенно важна связь между очищением, судом и огнем в Ис 4:4. Дух и вода упоминаются вместе в Ис 44:3; Иез 36:25–27; Дух и огонь — в Иоил 2:28–30; Суд и огонь — в Ис 29:6; 31:9; Иез 38:22; Ам 7:4; Соф 1:18; 3:8; Мал 3:2; 4:1; Суд и ветер — в Ис 40:24; 41:16; Иер 4:11–12; 23:19; 30:23; Иез 13:11–13; ветер и огонь — в Ис 29:6; 30:27–28; Иез 1:4. Эти свидетельства показывают, что в I в. излияние Духа в последние времена понималось как средство очищения и спасения людей и одновременно — как осуществление Божиего Суда над миром. Далее в своей речи Иоанн использует метафору очищения зерна веянием. На ¤lwn ‘гумне’ обмолоченное зерно подбрасывали в воздух с помощью ртЪоп ‘лопаты’ таким образом, что ветер отделял s‹toj ‘пшеницу’ от ‘мякины’, то есть смеси соломы с шелухой. Лопату затем использовали для того, чтобы перенести очищенную пшеницу в ‘житницу’, а мякину сжигали. Ветхозаветные прообразы огня неугасимого, то есть вечного осуждения, см. в Иов 20:26; Ис 34:10; 66:24; Иудифь 16:17, сходные образы в связи с Судом Божиим см. в Притч 20:26; Иер 15:7; Ис 41:15–16; Пс 1:4 (нечестивые как прах, возметаемый ветром); Откр 14:14–20. Заключение Иоанна под стражу (3:19–20)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010