В основе ее лежит греческий номоканон с прибавлением некоторых статей греческого и русского происхождения, имеющих церковно-юридический и литературно-исторический характер. Она появилась в России благодаря заботам митрополита Кирилла II, который в 1270 г. обратился к болгарскому деспоту Иакову Святиславу с письменною просьбою о присылке ему славянского номоканона 31 . Когда желанная книга с толкованиями правил, сделанными Иоанном Зонарою, была получена, она стала появляться y нас в нескольких списках. Известнейшие из них два: один приобретен новгородским архиепископом Климентом (около 1276 или 1280 г.) и положен был в церкви св. Софии, от этого и называется софийским; другой написан был по желанию рязанского епископа Иосифа (XIII в.), получившего список Кормчей из Киева от митрополита Максима (около 1284 г.), и потому называется иосифовским. В основании обоих списков лежит Номоканон Фотия. В софийском списке, кроме древних церковных правил и греческих постановлений, есть статьи русского происхождения, a в иосифском нет их. Печатание нашей Кормчей впервые началось при патриархе Иосифе (в 1649 г. 7 ноября), a окончено в 1650 году, (1-го июля 32 ), но отпечатанные при нем экземпляры Кормчей не были дозволены церковною властью к употреблению и составляют весьма дорогую библиографическую редкость. Первая печатная Кормчая появилась в свете уже при патриархе Никоне , в 1653 году. Основанием для нашей печатной Кормчей послужил список иосифовский в котором встречаются самые названия: «Кормчий» и «Кормчая». В начале Кормчей помещены статьи: об отпадении западной церкви от восточной, о начале христианства, об учреждении в России патриаршества, о важности церковных правил, о семи вселенских соборах и т. п. В первой части самой Кормчей излагаются правила апостольские с несколькими извлечениями из «Книг апостольских постановлений» (гл. VIII), правила соборов в хронологическом порядке и канонические послания св. отцов. Во второй части содержатся постановления византийских императоров, касающиеся Церкви, и некоторые другие канонические статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Итак, если твой город дорог для тебя (а он без сомнения очень дорог), пришли сюда воинскую команду ( ταγμα στρατιωτικν), чтобы охотники до смут и насилий могли быть сдерживаемы префектом: тогда злые начинания прекратятся сами собою. Со своей стороны, в дополнение к этому, мы должны присовокупить, что цитуемое г. Маттиэ показание Пахимера о печальном экономическом положении Векка, относится к более позднему времени – именно ко времени первого патриашества (1284–1293) преемника Григориева Афанасия, который великодушно помог значительной суммой денег нищенствовавшему – в буквальном. смысле слова – экс-патриарху Со своей стороны позволим себе высказать свою догадку о личности этого деспота. У современного автору письма византийского историка – Пахимера и почти соврсменного Григория упоминается о четырех деспотах, носивших имя Иоанна: первый был брат императора Михаила Палеолога (Пахим., стр. 187, 299, 309), второй – его зять Иоанн Асан, муж его дочери Ирины (там же стр. 400), третий Иоанн – правитель Лазон, Второй его зять, женатый на его дочери Евдокии (там же стр. 483, 481 сн. Григор. стр. 195), четвертый – сын императора Андроника от второй его супруги Ирины (Григор., стр. 226). Первый из них скончался еще при жизни Михаила (Пахим., стр. 380), последний в период писания письма еще не родился (см. Григор., стр. 196–197, сн. Paehym. И. с. 32 р. 276–277) третий после свадьбы уехал в свои владения, где и жил, по видимому, безызвестно по крайнкей мере ни у Пахимера, ни у Григория мы не находим иикаких указаний на счет противного. Остается второй – именно болгарский царевич Иоанн. Асан. По случаю женитьбы своей на Ирине 1278 г, он получил титул деспота и в 1279 г. отправился со своей супругой царствовать над Болгарией; но вынужденный уступить свою власть, благодаря своей неспособности, своему счастливому сопернику Тертерию, он в следующем же 1280 г. возвратился в Константинополь и жил здесь до самой своей смерти, – год которой впрочем не известен. Не он ли и есть упоминаемый здесь деспот Иоанн?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 12. M., 1991. С. 186. 1266 Псалмы, с надписанием «о осмом» — 6 и 11. 1267 Свт. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую//Творения. В 2–х т. Т. 1. 1268 Минея. Январь, 1. Канон празднику Обрезания Господня. Песнь 1, тропарь 1. 1269 Журн. «Αθωνικο Διλογοι». T. 55–56. 1978. Ιονιος–Αυγουστος. Σ. 3. 1270 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 1//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 369–370. 1271 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 1. Μ., 1992. С. 44 (116). 1272 Свт. Григорий Богослов. Сл. 29, о богословии третье//Творения. В 2–х т. Т. 1. С. 422. 1273 Полупрямой называется линия, имеющая начальную точку и неограниченно продолжающаяся в бесконечность. 1274 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 9–10. 1275 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 15. Ст. 3. M., 1991. С. 226. 1276 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 14. Ст. 5. М., 1994. С. 665. 1277 Он же. К Феодору падшему, 11//PG. 47, 291 и сл. 1278 Свт. Василий Великий. На кн. Исход беседа 1, 4//PG. 29, 12 С. 1279 Свт. Григорий Богослов. Сл. 21, похвальное Афанасию Велико му…//Творения. Репринт. Т. 1. ТСЛ, 1994. С. 319. 1280 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 4//Творения. ТСЛ. 1993. Т. 1. С. 379. 1281 Свт. Григорий Нисский. О природе человека. Гл. 23//PG. 44, 209 BC–212 С. 1282 Блаж. Августин. О граде Божием. Кн. 20. Гл. 14, 16. С. 107, 111. 1283 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 4//Творения. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 379. 1284 Св. Иустин, философ и мученик, объясняет, что учение Священного Писания о горении мира не имеет никакой связи с учением о горении мира пантеистов стоиков. «В то время, как горение стоиков представляет собой следование естественного порядка вещей и необходимую фазу всеобщей жизни, христианское горение представляет собой акт всемогущей десницы Вышнего» (Α. Θεοδρου. " Н θεολογα του ουστνου, φιλοσφου και μρτυρος και αι σχσεις αυτς προς την λληνικην φιλοσοφαν. θηναι, 1960. Σ. 142). 1285

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Доминиканцы АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ДЕНИФЛЕ Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 1844 - 1905), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ (ок. 1200 - сер. 60-х гг. XIII в.), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист

http://pravenc.ru/rubrics/130533.html

1261. Опубликован также в издании: Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 140–141. 1262. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 486. 1263. Искандер Герцен. Берлин, 1859. С. 155–156, 158–160, 175–176. 1264. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 143–149. 1265. См. примечание 5 святителя Игнатия к «Замечаниям на отзыв журнала «Колокол»» (С. 437). 1266. Соколов… Ч. 1. С. 286–288. 1267. Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов… С. XLIV-LI. 1268. Письма святителя Игнатия… С. 392–393. 1269. Письма святителя Игнатия… С. 397. 1270. Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 106. 1271. Там же. Т. 16. С. 21–22. 1272. Там же. Т. 15. С. 371. 1273. Письма святителя Игнатия… С. 393. 1274. Письма святителя Игнатия… С. 436–437 1275. Там же. С. 439. 1276. Там же. С. 441. 1277. Письма святителя Игнатия… С. 392. 1278. Там же. С. 437. 1279. Там же. С. 450. 1280. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 161 об., 165. Здесь и ниже под этим шифром приводятся фрагменты из рукописного Жизнеописания святителя Игнатия, составленного его учениками. Полный текст Жизнеописания публикуется издательством имени Святителя Игнатия Ставропольского. 1281. Платоном, впоследствии Костромским. 1282. Изданные жизнеописания указывают другую дату наречения — 23 октября. 1283. Хиротонисали: Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Афанасий, архиепископ Казанский, Нил, архиепископ Ярославский, Иннокентий, архиепископ Камчатский, Филофей, архиепископ Тверской, Агафангел, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургский, Кирилл, епископ Мелитопольский, настоятель Иерусалимской миссии. (Краткие биографии настоятелей Сергиевой пустыни. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 341. Л. 463 об.) 1284. Публикуется по типографскому оттиску (без выходных данных), озаглавленному: «Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во Епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года». Согласно жизнеописаниям святителя Игнатия, наречение во Епископа в Св. Синоде произошло 23 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Управляя орденом, он продолжал выполнять различные папские поручения, как правило дипломатического характера. В мае 1276 г. он был переизбран генеральным министром ордена и вновь направлен в К-поль как посол папы Римского Иннокентия V , но доехал лишь до Анконы, т. к. был вынужден был прервать эту миссию из-за смерти папы (22 июня 1276). В окт. 1276 г. папа Римский Иоанн XXI (1276-1277) направил Джироламо да Асколи и Джованни да Верчелли, генерального магистра ордена доминиканцев, в качестве посредников для заключения мира между франц. кор. Филиппом III (1270-1285) и королем Кастилии и Леона Альфонсо Х (1252-1284). Полномочия Джироламо да Асколи как посредника на этих переговорах подтвердил и преемник Иоанна XXI, папа Римский Николай III (1277-1280). В мае 1277 г. на очередном генеральном капитуле францисканцев в Падуе Джироламо да Асколи попросил освободить его от обязанностей главы ордена, ссылаясь на то, что многочисленные дипломатические поручения не дают ему возможности должным образом руководить орденом. Однако его единогласно утвердили на новый срок на посту генерального министра ордена францисканцев. 12 марта 1278 г. папа Римский Николай III, покровительствовавший францисканцам, возвел Джироламо да Асколи в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Пуденциана, одновременно приказав ему оставаться на посту генерального министра ордена до капитула 1279 г. Джироламо да Асколи участвовал в подготовке папской буллы «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279), призванной урегулировать внутренний конфликт в ордене францисканцев между конвентуалами (сторонниками ослабления запрета на владение движимым имуществом) и спиритуалами (сторонниками строгого соблюдения первоначальных францисканских идеалов бедности). Как генеральный министр ордена он одобрил включение рассказа о нескольких новых чудесах католич. св. Франциска Ассизского в его офиц. Житие (Legenda major), написанное Бонавентурой. Джироламо да Асколи призывал всех братьев по ордену собирать и записывать свидетельства о добродетельной жизни францисканцев и чудесах, совершённых членами ордена.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

В составе чтений специально-учительной группы минейного круга Синаксарь имеет чтения Алексеевского Устава, положенные на 8, 9 (в Синаксаре на 10) сентября, 18 ноября, 24 декабря 1278 (кроме слова Феодора Студита ), 25 (кроме толк, слова Златоуста), 29 декабря, 1, 2, 5 (кроме слова св. Феодора), 6 (кроме толков, слова Златоуста), 16 1279 , 26 января (в Синаксаре – 25-ого числа), 12, 24 1280 февраля, 9, 25 марта, 19, 24 1281 июня, 2, 6 1282 августа. Из этих чтений положенные на 18 ноября, 24, 29, 31 1283 , (в Синаксаре 25-го) декабря, 12 февраля, 24 июня – характерная принадлежность студийского состава чтений. Под 7 сентября, вместо слова Андрея, положено «чтение праздника Феодора Студита » 1284 ; 8-го сентября, вместо слова Андрея Критского , дозволяется читать, по желанию, слово Дамаскина 1285 ; 14 сентября, вместо слова Андрея, указывается «чтение Василия Великого о кресте» 1286 ; 8-го ноября вместо слов Златоуста «чтение из творений Германа о чуде архангелов» 1287 ; 21-го ноября, вместо слова Георгия, «чтение св. Германа или же Иоанна Постника » 1288 ; 9-го декабря в память зачатия св. Анны положено чтение Евергетидского Типикона «чтение из творений Георгия Никомидийского » 1289 ; 29-го декабря, кроме чтения «Нисского» (т. е. указанного в Алексеевском Уставе), назначается еще чтение «св. Василия Селевкийского » 1290 или же из Толковника (т. е. из чередной книги толкования на ев. Матфея); 5-го января кроме толковательного слова Златоуста отмечается еще «чтение Нисского на тему: Сей есть Сын Мой возлюбленный» 1291 ; 25 января, кроме «речи пред епископами» (συνταχτριον; в Алексеевском – 26-го) указывается еще слово о бегстве 1292 ; 24 февраля, кроме «чтения об обретении главы», под которым, наверное, разумеется чтение на этот день Алексеевского Устава 1293 , указывается еще «чтение св. Феодора Студита », которое указывается также и под 25 мая и 24 июня и под которым, наверное, разумеется слово Феодора на Рождество Предтечи, отмеченное в Алексеевском Уставе под 24 июня; 9-го марта, кроме слова «похвалы» Василия Великого , отмечается «похвала Григория Нисского о святых 40 мучениках» 1294 , а на несколько следующих дней указывается чтение Ефрема Сирина о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Всемогущей Премудрости, пребывавшей в сердце земли, этого небольшого временног» о промежутка было достаточно, чтобы выявить безумие того великого ума, что пребывает там. Ибо так именует его пророк, когда называет «великим умом» и «ассирийцем» 1279 . А поскольку сердце некоторым образом является жилищем ума, ибо в сердце, как думают, пребывает владычественное, то и Господь посещает сердце земли, которое является местопребыванием того великого ума, чтобы выявить безумие его замысла, как говорит пророчество 1280 , уловить мудрого в коварстве его и обратить в противоположное его замысловатые ухищрения 1281 . Среди авторов IV века, развивавших тему сошествия во ад, следует упомянуть Иоанна Златоуста , который постоянно возвращается к ней в разных произведениях. В «Беседе о кладбище и о Кресте» Златоуст, обращаясь к образу «медных врат», упоминаемых в Книге пророка Исаии и в Псалтири, говорит о том, как Христос сошел во ад и озарил его Своим светом, превратив его в небо: Сегодня все места ада обходит Господь наш; сегодня Он сокрушил врата медные, сегодня сломил засовы железные 1282 . Обрати внимание на точность выражения. Не сказал «открыл врата медные», но «сокрушил врата медные», дабы место пребывания в узах сделалось бесполезным. Не снял засовы, но сломал их, дабы стража сделалась немощной… Медными же назвал не потому, что врата были из меди, но чтобы показать жестокость и неумолимость смерти... Хочешь знать, как была она сурова, неумолима и тверда, словно алмаз? В течение столь долгого времени никто не убедил ее отпустить ни одного из тех, кем она обладала, пока, сойдя (во ад), не принудил ее (к этому) Владыка ангелов. Ибо сначала Он связал сильного, а потом расхитил вещи его ( Мф.12:27 ), почему (пророк) и добавляет: «сокровища темные, невидимые» ( Ис.45:3 1283 )… Ведь это место ада было мрачным и безрадостным, и никогда не приняло оно естество света; поэтому и назвал он их темными, невидимыми. Ибо они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо 1284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вышегородский князь Мстислав Давыдович, правнук основателя обители, был погребен в храме в 118 7 г., а в 1195 г. здесь же был похоронен Изяслав Ярославич, еще один правнук ктитора 1278 . В Кирилловом монастыре, основанном женой киевского князя Всеволода Ольговича, была в 1178 г. погребена сама основательница, здесь же в 1194 г. был похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович, причем летопись подчеркивает, что его положили «во отни емоу манастыре» 1279 . Особую ситуацию видим в соборной церкви Киево-Печерского монастыря, где рядом с чтимым погребением одного из основателей обители, Федосия, были «положены пресветлые князи» 1280 . В 1108 г. в соборе было положено тело сестры Владимира Мономаха , Ирины Всеволодовны, а в 1109 г. здесь же в устроенной специально для этого «божнице» была погребена другая его сестра, Евпраксия. В 1119 г. в соборе «в головах преподобнаго Феодосия» похоронили полоцкого князя Глеба Всеславича, насильно вывезенного в Киев Владимиром Мономахом , а в 1158 г. тут же была погребена его вдова и «положена бысть... со князем Глебом в гробе в головах святого Феодосия». «Свои монастыри» строили и черниговские князья, причем отдельные представители этого рода и их родственники погребались в соборах отдельных монастырей. Скончавшийся в 1123 г. князь Давид Святославич был похоронен в построенном в начале XII в. по его заказу монастырском Борисоглебском соборе 1281 . В 1162 г. в этом храме похоронили его сына, Изяслава Давыдовича, причем летопись отмечает, что «положиша тело его в отни ему церкви» 1282 . Другой черниговский князь, Всеволод Святославич, в 1196 г. был погребен в «церкви святой Богородицы» 1283 , которую он «сам создал» в 1186 г. 1284 Речь идет о церкви Благовещения в Чернигове, которая, судя по сообщению патерика Иосифа Тризны, была монастырским храмом 1285 . В Галицкой земле мы имеем всего одно упоминание о погребении князя в монастыре: убитый под Галичем в 1189 г. князь Ростислав Иванович был, по свидетельству летописи, похоронен «в манастыре во церкви святого Иоанна» 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1280 Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:17 ), стр. 414: в случае подчинения человека страсти сребролюбия «внутренний, естеством человеческим требуемый и определяемый строй извращается: становится во главу, чему следовало быть в ногах». Cp. itfid. (ст. 11), стр. 395: «весь строй внутренний тогда у человека бывает темен: грудью пресмыкается он по земле н питается землею». 1281 В приведенных словах св. отец перечисляет те доводы, которые обычно приводились сребролюбивыми монахами в защиту своего стремление приобретать и копить деньги н которые им самим казались благословными ( ε’λογα. Нил C. De octo spirit. malitiae col. 1449C, 1452A), справедливыми u разумными (justos et rationabiles. И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. VII, c. 7, col. 296), тогда как в сущности, по аскетическому учению, проистекали из недостатка веры в Бога (ср. Нил C. Lib. cit. col. 1449BC. И. Лествичник. Gr. XVI, col. 924D). Под ξενιτει’α, вероятно, следует разуметь переход инока из одного монастыря в другой отдаленный монастырь (ср. Евагрий. Rer. monach. c. VI, col. 1257B. И. Кассиан. De coenobior. institut. lib. VII, c. 7, col.· 297A), для совершения которого деньги казались необходимыми «сребролюбивым» монахам. Ξενιτει’α имело в аскетической письменности и другое, более глубокое и вполне положительное значение. Ср., напр., И. Лествичник. Gr. III, col. 664С, т. е. странннчество есть отлучение от всего, чтобы сделать мысль свою неразлучною от Бога. 1282 Cent. III, §§ 16, 17 и 18. T. ХС, col. 1021AB. Cp. Cent. I, § 75, col. 977АВ. Cp. И. Златоуст. Exposito in psalmum XLVIII n. 8 T. LV, col. 234. Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. (VI, 10), стр. 387. 1284 По учению св. Григория H., любостяжательность ведет за собою гнев ( ργη) к равным, гордость ( περηφανι’α) к низшим, зависть ( φθο’νος) к высшим. De virginitate c. IV. T. XLVI, col. 344BC. По наблюдению преп. Нила C., гнев необходимо возбуждается на препятствующих приобретению денег. De monastica exercitatione c. LV, col. 788C. Cp. И. Златоуст. Exposit. in Psalm. CXIX , c. III. col. 34:3. И. Кассиан. Collat. V, c. X, col. 622. По словам Аввы Дорофея, гневаются обыкновенно или за имение или за снеди. Doctr. II C. II. col. 1644A. Е. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:12 ), стр. 397: …. «самое широкое поле для расположения сего зелия (т. е. гнева) представляет любоимание. Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания. Тронет кто, – и пошли неудовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010