Известный русский религиозный философ князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905) опубликовал указатель литературы по истории религии 1280 . Серьезный анализ развития российской историко-церковной науки в XIX в. оставили А.П. Лебедев , H.H. Глубоковский, профессор всеобщей истории Казанского университета Николай Алексеевич Осокин (1843–1895) 1281 . Были опубликованы справочные издания (не всегда полные) по отдельным направлениям богословских исследований: церковной истории 1282 , патрологии 1283 , каноническому праву 1284 , литургическим изданиям 1285 . Имеются также справочники и указатели, где учитываются материалы периодических изданий по духовной тематике 1286 . Во 2-й половине XX в. были опубликованы «Описание изданий, напечатанных кириллицей, 1689 – январь 1725» (M., 1958), «Описание изданий гражданской печати, 1708 – январь 1725» (M., 1955), «Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в., 1725–1800» (в 5 т. M., 1962–1967), максимально учитывающие издания в фондах крупнейших отечественных библиотек. В пятитомник включены авторы из среды духовенства (писатели, богословы, переводчики и проч.), есть указатели – именной, систематический (по богословию, патрологии, церковной истории) и др. В 2000 г. начато издание «Сводного каталога русской книги, 1801–1825». Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) с 1994 г. ежеквартально издает роспись книг и статей по религиоведению, поступивших в ИНИОН (с указанием шифра хранения), сопровождаемый предметным и именным указателями 1287 . Возможность составить суждение о состоянии и развитии отечественных историко-церковных исследований после 1917 г. дают библиографические указатели «Православие» 1288 , «Исихазм» 1289 , «Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей (1947–2000)» 1290 , каталоги изданий Московской патриархии 1291 , систематический библиографический указатель публикаций в «Журнале Московской Патриархии» 1292 , указатель христианской периодики на русском языке 1293 , указатель литературы по раннему христианству 1294 , отдельным проблемам церковной истории 1295 (включая историю протестантских деноминаций 1296 ), церковному искусству 1297 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Если же они сокрывают лица 1277 и ноги и летают посредством одних только средних крыльев, – священно понимай, что чин, настолько избранный среди высочайших существ, благоговеен в отношении более высоких и более глубоких из своих умозрений и возводится к соизмеримости с боговидением средними крылами, предоставляя свою жизнь божественным весам и на них священно благополагаясь для самопознания. 9 . Сказанное же Речениями «Возопил один к другому» (см. Ис.6:3 ) показывает, я думаю, что они свои умозрения боговидения щедро передают друг другу. И еще то 1278 мы сочтем достойным памяти, что еврейский язык Речений называет святейшие существа серафимов выразительным именем серафимов из–за того, что они в своей божественной и вечно подвижной жизни пламенны и кипящи. 10 . Итак, если, как говорят, разъясняя еврейские слова, божественнейшие серафимы были названы богословием «возжигателями» и «согревателями» – именем, разъясняющим свойство их сущности 1279 , – то, согласно символическому образописанию, они имеют свойства божественного мира для проявления этого и для распространения призывающим более сильных испарений. Ибо превышающая ум благоуханная сущность любит побуждать к проявлению себя горящие и чистейшие умы и дарует свои божественнейшие вдохновения во все–блаженных распространениях тем, кто ее так сверхмирно призывает. Ведь божественнейший среди сверхнебесных сущностей чин не не знал же 1280 , что богоначальнейший Иисус сошел, чтобы быть освященным 1281 ; мыслит же он о Нем священно как о низведшем Себя по божественной и неизреченной благости в свойственное нам и, видя Его подобающим человеку образом освящаемого Отцом 1282 , Им Самим и Духом, познает собственное Начало, каковое, где бы то ни было, действует богоначально, оставаясь – в том, что относится к сущности, – неизменным. Поэтому предание о священных символах ставит серафимов 1283 вокруг освящаемого божественного мира, зная и изображая Христа неизменным в ради нас совершенном полном и воистину вочеловечении. И еще более божественно то, что божественным миром пользуется иерарх при совершеннодействии всего священного, ясно показывая, согласно Речениям, Освящающего освящаемое 1284 как пребывающего всегда тождественным Себе во всяком богоначальном благодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

1252 Видимо, неточная цитата из Гомера (Il. VII, 101—102); Archiloch., fr. 57 Diehl. 1253 Il. XVI, 235. 1254 Euripides, fr. 367 Nauck-Snell (TGF) 1255 Fr. 57 Diehl (111 West). 1256 Od. XIV, 228. 1257 Oineus, fr. 560 TGF. 1258 Aeschylus, Fr. inc. 317. 1259 Philoctet., fr.793. 1260 Fr. 132 Koerte. 1261 Theognis, 209. 1262 Medea, 561. 1263 Epicharm., fr. 298 Kaibel (CGF). 1264 Cf. Euripides, fr. 914. 1265 Medea, 618. 1266 Aiax, 665. 1267 Solon, fr. 5, 9 Diehl (6 West). 1268 Theognis, 153. 1269 Thucydides, III 39, 4. 1270 Philistos, Fr. 51 FHG. 1271 Meleager, fr. 525, 4—5. 1272 Critias, fr. 32 DK. 1273 Il. XVIII, 483.607. 1274 Pherecydes, fr. 4 Kern, fr. 2 DK. 1275 Il. XXI, 44—45. 1276 Erechtheus, fr. 365. 1277 Orest., 211. 1278 Eriphyle, fr. 198 (fr. 47 Гаспаров). 1279 Antigona, fr. 168. 1280 Aleadai, fr. 84,2 (fr. 391 Гаспаров). Полностью текст таков: А: Ужель законным ты сочтешь ублюдка? В: Законно всякий доблестный рожден (пер. М. Гаспарова). 1281 Незвестное место. Ни одно из произведений трагика не засвидетельствовано под таким названием. Cf. Hippol. Pr. 432, 2 (Stahlin, ad loc). 1282 Minos, fr. 374. Как и в предыдущем случае, это единственный известный фрагмент этой трагедии. 1283 Alex., fr. 60. 1284 Hipponoos, fr. 280. 1285 Eumelos, fr. 16 Kinkel. 1286 Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West). 1287 Od. XIV, 187. 1288 Euripides, Aigeus fr. 1. 1289 Theognis, 509—10. 1290 Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76). 1291 Opera et dies 57—8. 1292 Hippol. fr. 429. 1293 Od. XVII 286—7. 1294 Euripides, fr. inc. 915. 1295 Callias, fr. 20 CAF. 1296 Menander, Pwlou menoi, fr. 345 Koerte. 1297 Antimachos, fr. 1 Kinkel. 1298 Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe). 1299 Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева). 1300 Semonides, fr. 6 Diehl. 1301 Epicharm., fr 24 DK. 1302 Euripides, Antiope, fr. 196,4—5. 1303 Diphilos, fr.118 CAF (II). 1304 Poseidippos, fr. 30 CAF (III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Но, если он вернется, тогда на всё, что он привезет с собой, ему надлежит заплатить десятину здесь, в Исландии, в первую же зиму после своего возвращения летом, и он должен сделать это, даже если он был на востоке в Гардах 684 . (Перевод Г. В. Глазыриной по Grg. 1–2. 208) «Книга о занятии земли» История около 430 первопоселенцев на о. Исландия, их семей и потомков изложена в «Книге о занятии земли» (Landnámabk) – памятнике, который, наряду с «Книгой об исландцах» Ари Мудрого (1068–1148), является основным источником для изучения первых поколений исландцев, живших в конце в. «Книга о занятии земли» сохранилась в пяти редакциях. Древнейшая из них написана Стурлой Тордарсоном (1214–1284) около 1275–1280 гг. и была создана на западе страны. Она сохранилась в рукописи AM 107 fol. (называемой Sturlubk), являющейся копией XVII в. с утраченного оригинала. В основу этой версии, как полагают исследователи, лег текст начала XII в., созданный Ари Мудрым и его современником Кольскеггом Асбьярнарсоном (Кольскеггом Мудрым). Текст произведения по редакции Sturlubk в значительной степени сходен с текстом по редакции в Hauksbk, которая была создана Хауком Эрлендссоном (ум. в 1334 г.) около 1306–1308 гг. Также, к началу XIV в., когда возникли ранние редакции Sturlubk и Hauksbk, принадлежит еще одна редакция «Книги о занятии земли» Melabk, которая была написана в западной четверти страны на хуторе Мелар, расположенном в округе Меласвейт Боргарфьорда. Рукопись, включавшая этот текст, за исключением двух листов, не сохранилась, однако, она была использована в XVII в. Тордом Йонссоном (ум. в 1670 г.) при создании им редакции Þrðarbk. Торд Йонссон был священником в Хитардале, в том же округе Боргарфьорд. Последняя известная редакция «Книги о занятии земли» Skarðsárbk была написана в 1630-х годах на севере страны, в Скагафьорде. Издание: Landnámabk/Jakob Benediktsson//Islenzk fornrit. Reykjavik, 1968. Bd. 1. Переводы: Рыдзевская 1978. C. 74 (фрагмент). Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1269 . Залесская В. Н. Ампулы – эвлогии из Малой Азии (IV-VI вв.)//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 182–190. 1270 . Залесская В. Н. Византийская белоглиняная расписная керамика IX-XII вв. Каталог выставки. – Л., 1985. – 52 с. 1271 . Залесская В. Н. Византийские белоглиняные расписные кружки и киликовидные чашки//СА. – 1984. – 4. – С. 217–224. 1272 . Залесская В. Н. Группа свинцовых ампул-эвлогий из Фессалоники//СВ. – 1980. – 3. – С. 263–269. 1273 . Залесская В. Н. Коллекция византийских и поствизантийских перстней//Византия и Ближний Восток (памяти А. В. Банк). – СПб., 1994. – С. 89–101. 1274 . Залесская В. Н. Литургические штампы-эвлогии (св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский)//Византинороссика. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. – СПб., 1995. – Т 1. – С. 236–242. 1275 . Залесская В. Н. Письменные источники о художественной обработке металла в византийской Сирии//Палестинский сборник. – 1969. – Вып. 19 (82). – С. 183–194. 1276 . Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV-XII веков. Опыт атрибуции. – СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. – 58 с. илл. 1277 . Заозерский Н. Церковный суд в первые века христианства. – Кострома, 1878. – 349 с. 1278 . Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. – 648 с. 1279 . Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви/Пер. с нем. с пре- дисл. С. Н. Булгакова – М, 1913. – Х, 233 с. 1280 . Зеленский Ф. Ф. Соперники христианства. – М., 1995. 1281 . Зема В. €. Флорентийська уния та автокефалия Церкви//Украïнський историч. журнал. – 2003. – 1. 1282 . Зернин А. Жизнь и литературные труды императора Константина Багрянородного. Вып. 1. – Харьков, 1858. 1283 . Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове. – София: Наука и изкуство, 1971. – Т. 1. 1284 . Знойко Н. Д. О посольстве Калокира в Киев//ЖМНП. – 1907. – Апрель. – С. 58–63. 1285 . Зубарь В. М. Летопись археологических исследований Херсонеса-Херсона и его округи (1914–2005 гг.). – Т. 1–2/МАИЭТ. – Supplementum. – Вып. 6. – Симферополь, 2009. – 496 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уныние (κηδα) сродни печали 1267 ; так что западная аскетическая традиция; вдохновителем которой является папа Григорий Великий ; соединяет эти страсти в одну 1268 . Тем не менее восточная традиция различает их 1269 . Греческое слово κηδα повторяется на латыни как acedia и по-французски как acédie: достаточно сложно перевести его одновременно просто и полно, так как слова «леность» или «тоска», которыми нередко его передают, выражают лишь часть сложного явления, им обозначаемого. Уныние, безусловно, соответствует определенному состоянию лености 1270 и тоски, а также отвращения, неприязни, усталости, равно как и подавленности 1271 , упадка духа 1272 , вялости, оцепенения, беспечности, сонливости, дремоты 1273 , тяжести тела 1274 и души 1275 . Уныние может даже ввести человека в состояние сна 1276 , при том что в действительности он не будет усталым 1277 . В этой страсти присутствует общая и неопределенная неудовлетворенность. В тот момент, когда человек находится во власти уныния, у него отсутствует интерес к чему бы то ни было, он видит мир пресным и скучным и ничего более от жизни не ждет 1278 . Уныние приносит человеку душевное и телесное непостоянство 1279 . Его способности становятся переменчивыми: ум, неспособный сосредоточиться, перескакивает с одного предмета на другой. Когда же он остается наедине с самим собой, тогда не может больше пребывать в том месте, где находится: страсть принуждает его бежать вон 1280 , перемещаться, идти в то или иное место. Иногда он начинает скитаться и бродяжничать 1281 . В общем, человек любой ценой ищет контактов с другими людьми 1282 . Эти контакты не являются объективно необходимыми, их вызывает страсть, человек чувствует потребность в них и находит себе «нужные» предлоги для их оправдания 1283 . Так он устанавливает и поддерживает часто ненужные отношения, которые питает праздными разговорами 1284 , проявляя, как правило, праздное любопытство 1285 . Случается, что уныние вызывает сильное, долговременное отвращение к месту проживания 1286 , дает всяческие поводы для недовольства им, подводит человека к мысли, что ему будет лучше в другом месте 1287 . «Тогда он влечется, желая других мест, где легче сможет найти то, что ему необходимо» 1288 . Уныние может также побудить человека избегать своей деятельности, в частности работы, потому что вызывает в человеке неудовлетворенность ею 1289 , побуждает искать что-то другое, заставляет думать, что новая деятельность будет более интересной и он станет счастливее…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

И послаша от священных избранных мужей; чюдовьсково архимандрита 1280 Иону, сановита суща, иже последи быс[ть] епископ Суждалю 1281 , 1282 , и богородицкого 1283 протопопа Гурия, л.107. мужа нарочита и благоговейна, видети мощи и устроити о них по достоиньству, яко же лепо быти. Они 1284 ж[е], в Переаславль пришедше и в соборной церкви молебны 1285 певше, и приидоша к церкви 1286 святаго Николы, и с ними 1287 безчислены множство священническаг[о] 1288 чину, и иночскаг[о], и велможска, и народа людей, пач[е] перваг[о] мужска полу и женска и всякаг[о] возраста. И мощи видевше и над мощми понахиду певше. Чюдовьский же архимандрит Иона, яко истязуя, вопрашаше Данила «коея ради вины взыскал еси мощей об. сих и от кого 1289 повеление взем?» Данил же реч[е]: «известих сие благочестивому царю и пресвященнейшему митрополиту, еяже ради вины повелено ми бысть от них, и все си явстве[нне] 1290 . Ныне же пач благоволи Бог вашему великому свещенству своима очима видети святаго сего: се образ его, егоже зрите, на иконе написан, тако ж и служба, ему ж стихиры 1291 и канон в старых книгах писаны. Не от мене сие изложено, ни мною 1292 повелено, но велми преж[е] мене 1293 . И вопрашайте народа, что видеша, и недужнии како исцелеша, – и от сих л.108. уразумевайте». [Чюдо 1] 1294 . И повелеша представити исцеливших. И вопрашаеми поведаша сице: «Некто приставник царевых сел, именем Иван, зовомый Оклячеев 1295 : «аз, реч[е], болен бых от многых лет главою и никогда ж[е] ослабы улучих, ниж[е] поклонитис[я] могох, но велми болезнено поклонение имех. И егда прикоснухся мощем святым сим, и в той час преста болезнь главы моея, и се ныне здравъ есмь». [Чюдо 2]. И жена некая, пришед от града, поведаше, глаголя: «аз три лета гортанию болех об. и от болезни тоя никогда ж не могох проглаголати. И егда обретошас[я] святыя сия мощи, и приидох семо, и обретох крупицу береста от мощей святаго, и потрох гортань мою берестом тем, и абие преста болезнь, вкупе ж и проглаголах, и не стражу ничто же и доныне. И сему свидетел мужь мой и соседи наши», – иже и свидетелствоваша, яко тако быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Никаких подробностей о процессе обучения И. Д. С. между 1280 и 1302 гг. не известно, однако на основании общих данных о содержании и продолжительности теологического образования в средневек. школах и ун-тах нек-рые исследователи предлагали приблизительную схему этого периода жизни И. Д. С. (см.: Callebaut. 1931. P. 319-327). Поскольку собственно теологическое образование в ун-тах того времени предварялось общефилософским образованием, включавшим изучение «свободных искусств» (см. ст. Artes liberales), философии, логики и физики, то 1-й период обучения И. Д. С. в ун-те может быть представлен так: между 1281 и 1282 гг.- студент фак-та искусств; между 1283 и 1284 гг.- студент фак-та естественных наук; между 1285 и 1286 гг.- лектор фак-та искусств и естественных наук (Ibid. P. 323; Bali . 1965. P. 10). При этом все учебные курсы И. Д. С. слушал у францисканских учителей, преподававших в особом францисканском центре начального университетского образования (studium), особенностью к-рого была нацеленность на дальнейшее изучение студентами теологии (см.: Vos. 2006. P. 23-30). К 1287 г. И. Д. С. завершил курс философии; в 1287-1288 гг. он начал непосредственно теологическое образование, процесс получения которого в Оксфорде обычно длился 13 лет. Исследователи выделяют неск. этапов теологических занятий И. Д. С. По-видимому, к 1297 г. И. Д. С. закончил освоение основных теологических курсов и начал готовить собственные лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Согласно гипотезе ряда исследователей ( Brampton. 1964; Wolter. 1993. P. 9; Vos. 2006. P. 37, 44-45), в 1298-1299 гг. И. Д. С. представил собственный курс по «Сентенциям», став тем самым сентенциарным бакалавром (baccalaureus sententiarius). В 1299-1300 гг. он получил степень библейского бакалавра (baccalaureus biblicus). В 1300-1301 гг. И. Д. С. завершил теологическое образование, став полностью обученным бакалавром (baccalaureus formatus). К этому времени он достиг возраста 35 лет, так что формально удовлетворял требованиям, предъявляемым к претендентам на высшее теологическое звание - магистр теологии (magister theologiae).

http://pravenc.ru/text/471161.html

1276 Epist 15 (57), ad. Damasum Epistola secunda; ego vero, ut antea jam scripsi, Christi vestem in Romana urbe suscipiens, nunc barbaro Syriae limite teneor. Путь свой описывает Epist. 3. ad Rufinum. Посол пресвитера Евагрий виделся с Великим Василием в 373 г. Epist. S. Basilii 138.; ad. Evsebium Samosatenum. 1280 Epist. 5.1. Praefat. in Abdiam. В письме к Евстохию (22, 7) он столько же красноречиво, сколько искрение описывает борьбу свою с желаниями немощной плоти, выдержанную им в пустыне, не скрывает слабостей своих и прославляет силу благодати. 1281 Epist. 95 (125) Rusticum; Ep. 18 (142 et 143); praefat. vers. Daniel. Praef. ad Sesaiam Здесь писал он потерянное для нас (первое) толкование на Авдию, перевел на латинский язык еврейское Евангелие к евреям (De vir. illustr. § 3), также потертое. 1282 Ер. 5 (6) ad Florent. Ep. 6 (73) ad Iulian. Ep. 7 (43) ad Chremat. et Evseb. Ep. 10 (21) ad Paulam. При последнем письме посылает жизнь Павла Фивейского, описанную им (Chron. ad an. 359). Из пустыни же писаны письма 8 (42) ad Nicetum, 9 (44), ad Chrysogon. 11 (39) ad Virgines, 12 (45) ad monachum Antonium, 13 (36) ad Castorinam, 14 (1) ad Heliodorum. 1284 Num rogavi te, говорил он еп. Павлину, ut ordinares. Si sic presbyterium tribuis, ut monachum nobis non avferas, tu videris de judicio tuo (Lib, cont, Iohannem Hierosol. Т. 2. p. 451). Епифаний писал к Иоанну Иерус.: «Пресвитеры Иероним и Викентий по скромности и смирению не хотят совершать жертвы, какую могли бы совершать по сану своему». 1286 Epist. 50 (51) ad Domnionem; Ep. 52 (2) ad Nepolianum, lib. 1. cont. Iouinian. Lib. 1. cont. Rufinum § 13. 1287 Ep. 18 (142) in Daniel. cap. 9. В письме к Павлу Конкордиенскому он писал: Si hoc munusculum (vita Pavli) placuerit: habemus etiam alia condita, quae cum plurimis mercibus orientalibus ad te, si spiritus s. afflaverit, navigabunt. В письме к Паммахию писал, что хроника переведена 20 лет тому назад. 1290 Epist. 133. ad Agerachiam: ante annos plurimos, cum in chartis ecclesiasticis invarem Damasum Rom. urbis Episcopum et orientis atq. occidentis Sinodicis consultationibus responderem.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Я не могу сказать, все ли растения и животные, так же как и земля, обладают этой способностью. Сие отнюдь не невозможная вещь... повсюду instinctus Divinus, rationis particeps 1278 , а отнюдь не собственная человеческая мудрость. То же, что человек с его душой и ее низшими силами имеет такое же сродство с небом, как и земля, может быть испытано и доказано множеством способов» 1279 . Об астрологическом «характере», т.е. астрологической синхронности, он говорит следующее: «Сей характер коренится не в теле, ибо оно слишком несподручно к тому, но в самой природе душ, которая выглядит как точка, почему она может быть трансформирована в точках confluxus radiorum 1280 , и которая причастна не только тому разуму, благодаря коему мы, люди, называемся разумными, в отличие от иных живых тварей, но которая имеет и иной, прирожденный ей, разум, что без долгого изучения, в единый момент постигает geometriam 1281 , как в radiis 1282 , так и в vocibus или в Musica. 1283 " 1284 «В-третьих, также и то дивно, что природа, принимающая сей характер, подвигает также и все родственное ей к некоторым подобиям в constelationibus coelestibus 1285 . Когда мать на сносях и время естества ее подошло, природа изыскивает день и час для родов, что сходен неба ради (поп qualitative, sed astronomice et quantitative 1286 ) с родами у матери ее двоюродного или родного брата...» 1287 «В-четвертых, всякая природа знает не только свой собственный characterem coelestem 1288 , но во всякий день также и небесные расположения столь хорошо, что всякий раз, когда некая планета (подходит) (к) ней de presenti в ее characteris ascendentem 1289 или loca praecipua 1290 , особенно в Natalitia 1291 , она всякий раз особым образом на то ответствует или от сего ободрение ощущает» 1292 . И. Кеплер предполагает, что тайна чудесного соответствия имеет свое основание в Земле, ибо последняя, по его мнению, одушевлена посредством anima telluris 1293 , в пользу существования которой он приводит ряд доказательств, среди прочего постоянное подземное тепло, свойственное земной душе порождение металлов, минералов и ископаемых, facultas formatrix 1294 , подобную способности материнского чрева и способную порождать во внутренностях земли такие образы, которые обычно появляются лишь снаружи, а именно – кораблей, рыб, царей, пап, монахов, солдатов и т.д. 1295 , далее – ее способность к геометрии, ибо в кристаллах она порождает пять тел и шестиугольных фигур. Anima telluris способна ко всему этому по изначальному побуждению, а не посредством человеческого размышления или заключения 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010