11. Ибн-Мискавейхи (+1030) 11.1 Восстание в Палестине 11.2 Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. 12. Яхя Антиохийский (+1066) 12.1 Смуты между христианами в Египте 12.2 Разрушение церкви в Аскалане 12.3 Ибн-Раик 12.4 Патриарх александрийский посвящается в Иерусалиме 12.5 Антиохийские патриархи 12.6 Ал-Ихшид 12.7 Патриархи 12.8 Разгром церквей в Египте 12.9 Патриархи 12.10 Смуты в Антиохии. Убиение патриарха Иерусалимского. Разрушение церкви Воскресения. 12.11 Убиение патриарха антиохийского 12.12 Карматы 12.13 Патриархи 12.14 Завоевание Сирии войсками фатимидов 12.15 Карматы 12.16 Антиохийские дела 12.17 Алф-текин 12.18 Абу-Таглиб 12.19 Патриарх Иерусалимский 12.20 Восстание Муфарриджа 12.21 Патриархи 12.22 Ограбление церквей в Египте 12.23 Возмущение Банджу-текина; битва при Аскалане 12.24 Перемирие между царем Василием и ал-Хакимом 12.25 Разрушение церквей в Египте в 393-м году 12.26 Меры ал-Хакима против зиммиев в 395-м году 12.27 Притеснения христиан в 398-м году 12.28 Разрушение храма иерусалимского 12.29 Разрушение Дейр-ал-Кусайра 12.30 Иса-ибн-Нестурас 12.31 Зиммии в 401-м году 12.32 Ярух. Ибн-ал-Джаррах. Храм Воскресения 12.33 Смерть Исы-ибн-Нестураса. Меры против зиммиев в 403-м году. 12.34 Разрешение христианам выселяться 12.35 Ибн-ал-Джаррах 12.36 Зиммии в 408-м году. 12.37 Синайский монастырь 12.38 Патриархи 12.39 Грамота настоятелю Синайского монастыря 12.40 Грамота аз-Захира о веротерпимости 12.41 Хасан-иби-ал-Джаррах и палестинские дела 13. Ат-Туртуший (+1126 или 1131) 13.1 Омар I в Сирии 13.2 Договор Омара с христианами 13.3 Меры ал-Мутеваккиля 13.4 Отношения Омара I и Омара II к зиммиям. 13.5 О положении зиммиев. 13.6 О поголовной подати. 13.7 О церквах. 14. Ибн-ал-Асир (+1233) 14.1 Битва при Му’те. 14.2 Поход в Тебук. 14.3 Поход в Усамы 14.4 Завоевание Сирии 14.5 Рассказ о битве при Ярмуке 14.6 Рассказ о битве при Аджнадейне 14.7 Смещение Халида-ибн-ал-Валида 14.8 Рассказ о взятии Дамаска 14.9 Рассказ о походе на Фихль 14.10 Рассказ о взятие Бейсана и Табарии

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Ни одна из этих гипотез не подтверждается ни внутренними данными Евангелия от Иоанна, ни достаточным количеством внешних свидетельств. Современные знания о самарянах, их вероучении и обычаях в значительной степени основываются на более поздних источниках; ретроспективное перенесение их данных на ситуацию, в которой проповедовал Иисус, создает серьезные проблемы. Нам представляется гораздо более правдоподобным и очевидным, что евангелист включил рассказ о посещении Иисусом Самарии по той причине, что такое посещение в действительности имело место. Тот факт, что богословские утверждения, звучащие в речи Иисуса, естественно вписываются в последовательное раскрытие Его учения на страницах четвертого Евангелия, объясняется не столько мастерством евангелиста, сколько внутренней цельностью самого этого учения, которое евангелист не изобрел и не приписал Иисусу, а лишь внимательно осмыслил и изложил. К христологическим титулам, уже прозвучавшим в четвертом Евангелии, – Бог, Слово, Свет истинный, Единородный Сын Божий, Мессия-Христос – в заключительном сегменте рассказа о посещении Иисусом Самарии добавляется еще один: Спаситель. Этот термин многократно встречается в Новом Завете за пределами Евангелий, в том числе в книге Деяний, посланиях Иоанна и Павла (в общей сложности 24 раза, из них 12 – у Павла). Что же касается четырех Евангелий, то применительно к Иисусу он встречается еще лишь один раз в Евангелии от Луки – в обращении ангела к пастухам: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:10–11 ). Здесь три христологических термина – Спаситель, Христос и Господь – употреблены вместе. Термин «Спаситель» (σωτρ) в новозаветных книгах применяется равным образом к Богу Отцу и к Его Сыну Иисусу Христу. В Евангелии от Луки Спасителем назван сначала Отец ( Лк.1:47 ), потом Сын ( Лк.2:11 ). Во Втором послании Петра пять раз употреблены похожие формулы, в которых слово «Спаситель» указывает на Иисуса: Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:1 ), Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11; 3:18 ), Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа ( 2Пет.2:20 ), Господа и Спасителя ( 2Пет.3:2 ). Апостол Павел называет Спасителем нашим попеременно то Бога Отца ( 1Тим. 1:1; 2:3 ; Тит. 1:3; 2:10; 3:4 ), то Иисуса Христа ( 2Тим. 1:10 ; Тит. 1:4; 2:13; 3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10) и пр. И таким образом характер послания вышел не строгий, не повелительный, а кротко и даже просительно-увещательный: отсюда и речь в нем спокойная, плавная, стройная. Второе же послание свое ап. Петр писал хотя к тем же христианам, но тогда, как они были уже утверждены в Христовой истине ( 2Пет.1:12 ); и притом писал в предостережение против таких лжеучителей, которые, по выражению о них же ап. Иуды, Бога нашего благодать прелагали в скверну или в случаи к распутству ( Иуд.4 ). Снисходительность к этим извратителям христианства уже никак не могла имеет места; а забота о верующих требовала всей строгости против опасных лжеучителей. И таким образом в сем послании свойственно было выразиться другой стороне характера верховного апостола – ревности и твердости. И действительно, апостол писал это послание, приметно, в сильном движении боговдохновенного своего духа 35 . Посему с особенною твердостью говорит он и о себе, как самовидце величия Христова, а не последователе каких-нибудь басней хитросплетенных, – и о своем учении, как заповеди одного из апостолов Господа и Спаса ( 2Пет.3:2 с подлин.). Убеждая верующих к преспеянию в христианских совершенствах, с силою представляет, что ему же несть сих, слеп есть, закрыл глаза, забыл очищение прежних грехов ( 2Пет.1:9 ), что избегшим скверн мира чрез познание Господа и опять ими побеждаемым лучше было бы и не познавать пути правды ( 2Пет.2:20,21 ). Не говорим уже о том, как грозно обличает и поражает апостол самих лжеучителей. Таким-то образом, совершенно по характеру самого ап. Петра, вышел характер 2-го его послания различный от 1-го – строгий, повелительный, а в отношении к лжеучителям даже грозный; выражения – резкие, течение речи часто порывисто, и оттого, естественно, самая речь не везде строго правильна и раздельна. Разные свойства того и другого послания также соглашаются между собою, как разные стороны одного и того же характера боговдохновенного писателя. На основании сего соображения справедливо сказать, что 2-е послание было бы скорее в противоречии со свойствами и духом ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катехизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления» 1368 . Также и приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни. 2.6.3. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда Кончина мира В тот же день, когда произойдет воскресение мертвых и совершится Последний суд, будет иметь место и кончина мира (см.: Мф.13:39–40, 49, 24:29 ; 2Пет.3:7 ). Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Уже в ветхозаветные времена было известно, что небо и земля погибнут ( Пс.101:27 ). Эта истина подтверждается и новозаветным Откровением: ...небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Однако, с точки зрения своей сущности и образа, этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование и обновление. По словам Спасителя, небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; ср.: Мф.5:18 ; Пс.101:26–27 ), т. е. изменятся по образу своего бытия. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... ( Откр.21:1–2 ; ср.: 2Пет.3:13 ), – говорит ап. Иоанн Богослов. По учению Божественного Откровения (см.: Рим.8:19–21 ) и древних отцов Церкви 1369 , кончина мира будет находиться в тесной связи с Всеобщим судом. Последний суд завершает дело восстановления падшего человека, а потому означает и окончательное освобождение всей твари от гибельных последствий человеческого греха. Собственно, кончина мира и будет означать его обновление, после которого тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Кончина благодатного царства Христова и начало Царства славы

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Скачать epub pdf Глава первая 2Пет.1:1 .  Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр – Митродора, Мина – Минодора, Февда – Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: «мир вам» ( Ин. 20, 19, 21, 26 ; Лк. 24, 36 ). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам «ангела мирна», и священник от святого жертвенника подает народу «мир»; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали «мир» ( Мф. 10, 12 ; Лк. 10, 5 ). 2Пет.1:2 .  благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Связь такая: вам, которые в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего, приняли с нами равно драгоценную веру, по правде Бога нашего, благодать и мир да умножатся. 2Пет.1:3 .  Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, 2Пет.1:4 .  которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественной силой, этой благодатью, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божественного естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силой Христовой получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божественного естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божественного естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Ныне же словом Апостола внушается нам, что и спасение каждого по тому домостроительству бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы Отца и Сына и Св. Духа: " по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа " ( 1Пет.1:2 ). Прозревая имеющего уверовать Бог Отец сретает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатию Святого Духа. Дух Святый, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровию Господа Спасителя в таинстве крещения и, получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении своего спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, с своей стороны, " прилагая к сему все старание " ( 2Пет.1:5 ), поспешим благоукрасить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтоб не оказаться " без успеха и плода в познании Господа " ( 2Пет.1:8 ) и не заградить себе " вход в вечное Царство Господа нашего " ( 2Пет.1:11 ), к которому призваны. Суббота по Богоявлении ( Еф.6:1017 ; Мф.4:111 ) Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это вслед за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны " все старание " ( 2Пет.1:5 ), то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир мир за это начнет теснить его; он спасся от власти диавола диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, каждый с бесчисленным полчищем, но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, противнице жизни духовной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

«но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему славаи ныне и в день вечный». ( 2Пет. 3:18 ). Во всех этих стихах, безусловно, идет речь только об Иисусе Христе. Невозможно предположить, что здесь слово «Господь» относится к Богу Отцу (или вообще к какой-либо другой личности). По смыслу совершенно очевидно, что слова «Господь» и «Спаситель» связаны только с Иисусом Христом. Опять-таки, на это однозначно указывает только один определенный артикль. При сравнении этих всех четырех стихов в оригинале, очевидно, что, хотя апостол Петр не использовал строго определенный шаблон, а сформулировал в предложениях ключевое определение Христа с разными деталями, но при этом везде сохранил абсолютно одинаковую грамматическую конструкцию. 2Пет. 1:1 – του σωτηρος ιησου χριστoυ нашего Спасителя Иисуса Христа κυριου σωτηρος ιησου χριστoυ κυριου [ημων] σωτηρος ιησου χριστoυ κυριου σωτηρος ιησου χριστoυ Господа нашего Спасителя Иисуса Христа Очевидно, для Петра нет принципиальной разницы: «Бог наш и Спаситель» или «Господь [наш] и Спаситель» – в любом случае он везде относит это выражение к одной личности. Абсолютная идентичность структуры предложения дает полное и однозначное указание для сопоставления слова «Бог» во 2-м послании Петра ( 2Пет.1:1 ) только с Иисусом Христом, так как абсолютно таким же грамматическим образом по отношению к Нему используется слово «Господь». С тем, что здесь речь идет не о двух личностях и, соответственно, недвусмысленно утверждается божественность Иисуса, согласны многие исследователи греческого текста. «Здесь явно подчеркивается, что Христос – Бог». (Л. Морис, Теология Нового Завета, Второе послание Петра); «Один определенный артикль с двумя именами θεον, ιησου – означает, что они оба – одно лицо, и подчеркивает божественность Иисуса». (NLEK, Второе послание Петра); «Имя «наш Бог и Спаситель Иисус Христос» – одно из многих в НЗ, указывающих на несомненное Божество Господа Иисуса. Если Он не Бог, то эти слова не имеют никакого значения». (Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан, Новый Завет, 2Пет. 1:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

2Пет.2:20 .  Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 2Пет.2:21 .  Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 2Пет.2:22 .  Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Желая высказать ту важную мысль, что «познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего» (блаж. Феофил.), Апостол поясняет свою мысль, в ст. 22 двумя сравнениями, из которых первое заимствовано из Притч 26:11 , а второе, вероятно, из ходячего приточного выражения неписанного. «Смысл речи такой: если те, которые через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана усиленно старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то Апостол и говорит, что при такой будущности для тех, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было бы им не познавать (правды), нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего» (блаж. Феофил.). Эта грозная и предостерегающая мысль Апостола относится и к лжеучителям, и к обольщаемым ими, и ко всем согрешающим христианам и через грех отпадающим «от преданной им святой заповеди» (ст. 21). Но в особенной силе применимо это апостольское прещение к лжеучителям; к ним, точнее к особой группе лжеучителей, отрицавших действительность второго пришествия Господа, и переходит теперь Апостол Петр ( 2Пет.3:3–4 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Соборное Послание святого апостола Петра. 340-359 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это свидетельство служить для христиан светильником, разгоняющим мрак и тьму их земного существования, так как оно убеждаете их в божестве и славе Христа. Однако такое понимание неправильно. Во-первых, едва ли свидетельство Бога Отца о Своем Сыне может быть названо пророческим словом: такое выражение к Божественному свидетельству является неподходящим. Во-вторых, из следующего уже стиха ( 2Пет.1:20 ) ясно видно, что под пророческим словом разумеется «книжное», «писанное» пророчество, а не словесное свидетельство на горе Фаворе. По мнение других, под пророческим словом разумеются или новозаветные пророчества 42 или евангелие вообще. 43 Но и это понимание является неподходящим. Из ближайшего последующего ( 2Пет.1: 20– 21 ), а равно из 2Пет.2:1; 3:2 видно, что речь должна быть о ветхозаветном, а не новозаветном пророческом слове. Да и вообще принято под пророчествами и пророками понимать ветхозаветный пророчества и пророков. Посему нечего делать исключение для настоящего места. Если под пророческим словом должно разуметь ветхозаветное пророческое слово, то спрашивается: имеется ли здесь ввиду какое-нибудь одно определенное ветхозаветное пророчество или говорится о ветхозаветных пророчествах вообще, в их совокупности? По взгляду Беды, в данном случае имеется ввиду одно определенное пророчество, именно пророчество св. пророка Давида: «сын мой еси ты, аз днесь родих тя» ( Пс.2:7 ) 44 . Однако так как св. Апостол посредством ссылки на пророческое слово доказываете мысль о славе и величестве Господа Христа ( 2Пет.1:16 ), о слове же и величестве Христа свидетельствуют все пророческие сказания, во всей своей совокупности, представляя при этом собою нечто единое и согласное, как бы одно великое пророчество, то лучше всего под пророческим словом понимать все ветхозаветный пророчества в полной их совокупности. Правильно замечает Бенгель, что «речи Моисея, Исаии и всех пророков представляют собою одну согласную речь» и посему «не на отдельные пророчества ссылается Петр, но опирается на их общее свидетельство» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Yarosh...

1 ангелов. См. ком. к 2Пет. 2,4 . не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище. Речь идет об ангелах, отказавшихся исполнять возложенные на них Богом обязанности и покинувших места своего служения и обитания. на суд великого дня. Т.е. на судный день Второго пришествия Христа. 1 Как Содом и Гоморра. Здесь может иметь место уподобление поведения лжеучителей чудовищной наглости и гордыни жителей Содома и Гоморры. блудодействовавшие и ходившие за иною плотию. Имеются в виду половые извращения, в частности, гомосексуализм. Ср. Быт. 19,4–9 . подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Уничтоженные огнем Содом, Гоморра и окрестные города ( Быт. 19 ) являются примером Божественного возмездия за грех ( Втор. 29,23 ; Ис. 1,9 ; Иер. 49,17.18 ; Рим. 9,29 ). 1 с сими мечтателями. По всей вероятности, автор говорит о притязаниях лжеучителей на особые Божественные откровения, якобы полученные ими через некие таинственные видения. Эти притязания, по-видимому, служили для них оправданием грехопадения. оскверняют плоть. Ср. 1Кор. 6,18 ; Рим. 1,26.27 . отвергают начальства. Вероятно, лжеучители не признавали Иисуса Христа Господом и пренебрегали Его авторитетом (ст. 4 и ком.). злословят высокие власти. См. ком. к 2Пет. 2,10 . 1:9 По всем признакам этот эпизод взят из «Вознесения Моисея» апокрифического иудейского произведения, от которого сохранились только фрагменты. В нем повествовуется о погребении Моисея ( Втор. 34,5.6 ) и споре между архангелом Михаилом и дьяволом за обладание телом Моисея. Обычно считают, что Иуда противопоставляет здесь необдуманные, дерзкие речи лжеучителей спокойствию и уверенности ответа архангела ( 2Пет. 2,10 и ком.). Иная версия: обращение архангела к Божией власти над сатаной с одной стороны, и притязания лжеучителей на свою собственную духовную власть с другой. Михаил Архангел. Согласно Дан. 10,13.21; 12,1 , Михаил принадлежит к числу самых высших ангелов, и именно ему вверено особое попечение об Израиле. В Откр. 12,7 сказано, что Михаил будет предводительствовать ангельскими воинствами Бога при последней битве с дьяволом (см. статью «Ангелы»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010