3 Обращение возлюбленные отражает пастырскую любовь Иуды к своим читателям, а упоминание общего спасения уравнивает его с читателями в положении перед Богом (см., как это же слово использовано в Тит. 1:4 ). Кроме того, этим подчеркивается доступность спасения для всех. Подвизаться означает «прилагать все силы». Обычно это слово используется по отношению к участникам спортивных состязаний. Понимание и правильное преподавание Божьего слова требуют умственных усилий, а применение этих знаний в повседневной жизни требует нравственных усилий ( 1Пет. 1:13–16 ; 2Пет. 1:5–9 ). Под верой здесь подразумевается признанная церковью основа христианского учения, заложенная в первых проповедях Петра и оформившаяся в такие положения, как 1Кор. 11:23–26; 15:3–8 ; 1Тим. 1:15 и 3:16. Однажды указывает на неповторимость явления Бога во Христе. 4 Говоря о некоторых людях… предназначенных осуждению, Иуда, возможно, опирается на представление о небесных книгах, в которых записаны их имена ( Лк. 10:20 ; Отк. 20:12 ). Издревле может означать «уже» (как в Мк. 15:44 ), в каковом случае Иуда, вероятно, ссылается на 2Пет. 2:3 . С другой стороны, здесь может подразумеваться общее осуждение грешников в Ветхом Завете. Тех, чье учение дает повод к распутству, ожидает конец, описанный в 2Пет. 2 ; доводы, которые они будут приводить, Павел опровергает в Рим. 6 и 7. Принять христианство и отрицать это собственным поведением – значит отвергать Иисуса, единого Владыку и Господа нашего (ср.: 1Кор. 6:19,20 ). Слово «Владыка» (греч. despotes) обычно относится к Богу–Отцу. Единственное исключение, встречающееся в 2Пет. 2:1 (где оно относится к Сыну), может служить здесь подтверждением сходного употребления. Если оно относится к Отцу, то из 1Пет. 1:17 явствует, что вера в Бога–Отца требует праведности. 5– 7 Напоминание о Божьем суде над нечестивцами в прошлом Иуда подкрепляет свои доводы тремя примерами, показывающими, что никакой статус сам по себе не обеспечивает спасения. Израиль был избавлен от рабства в Египте, но неверующие погибли в пустыне. Ангелы получили особое призвание от Бога, но те из них, кто проявил непокорность, подверглись наказанию. Расположенные на земле обетованной города Содом и Гоморра (см.: 2Пет. 2:6–8 ), в которых жили не только нечестивцы, но и рабы Божьи, были разрушены в наказание за царившую в них распущенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тема зависимости и свободы занимает центральное место в учении Павла, в котором первостепенное внимание уделяется двум ее аспектам: зависимости от закона и зависимости от греха и смерти. Прежде всего Павел рассматривает ветхозаветный обрядовый закон – а также любой нравственный закон, если к нему относятся как к способу достижения спасения исключительно человеческими делами, – как зависимость, от которой христианское Евангелие благодати, дар Божий, освобождает человека чрез веру. Классический в этом отношении текст – Послание к галатам, в котором новообращенные христиане призываются не поддаваться уговорам иудействующих вернуться к соблюдению ветхозаветного закона для получения спасения. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, – пишет Павел, – и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Христос «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» ( Гал.4:4–5 ). «Все, утверждающиеся на делах закона [для получения спасения], находятся под клятвой» ( Гал.3:10 ). Таким образом, подчинение ветхозаветному закону означает рабство, а «вышний Иерусалим свободен» ( Гал.4:25–26 ). В посланиях Павла находит также выражение традиционный мотив зависимости от греха и смерти. Это явствует, например, из следующих его слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти», то есть к зависимости ( Гал.5:13 ; см. также 1Пет.2:16 ). В Римлянам Павел тоже приравнивает зависимость к греху: «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы», а повиновение греху ведет «к смерти» ( Рим.6:16 ; см. также Рим.6:20 и 2Пет. 2:19 , где сказано, что «кто кем побежден, тот тому и раб»). С другой стороны, христианин может возносить «благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха... освободившись... от греха... стали рабами праведности» ( Рим.6:17–18 ). В этом есть и эсхатологическая сторона: грядет день, когда «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Пристрастие Павла к парадоксам и метафорам находит выражение и в следующем мотиве – зависимости верующих от Христа и подчинении Ему. «Вы, бывши прежде рабами греха... стали рабами праведности» ( Рим.6:17–18 ). Или: «Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу...» ( Рим.6:22 ). В других местах Павел называет себя «узником Иисуса Христа» ( Еф.3:1 ) и «узником в Господе» ( Еф.4:1 ). Это напоминает ветхозаветный образ людей, ожидающих избавления в положении «пленников надеющихся» ( Зах.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19 Примеч. ред.), и расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20), и многим: «Вера твоя спасла тебя»?    Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну, В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё — Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим.11:33). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор.2:7). «Тайну Своей воли» Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом (Еф.1:9).    Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа — спасти людей, погибших в грехе (см. Мф.18:11), избавить людей от греха и смерти (см. Ин.4:34, 6:40, 17:4). Другими словами, Его дело — обновить, возродить человека (см. Ин.3:1-10), просветить его (см. Ин.1:9, 8:12, 9:5; Еф.5:8; 1Фес.5:5), усовершить его (см. Еф.4:13), сделать его подобным Христу (букв.: «охристоподобить». — «Примеч. пер».), обожить (см. Ин.10:34; 2Пет.1:4-5), соделать бессмертным и овековечить (см. Ин.5:21-24, 6:47, 11:25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О Себе Самом Иисус Христос учил как о лице, на котором и чрез которого были исполнены все ветхозаветные обетования и пророчества, т.е. как о Мессии или Христе. В первый раз Иисус Христос прямо указал на Себя, как на Мессию или Христа, в беседе с самарянкою ( Ин.4:25–26 ); затем в назаретской синагоге, прочитав несомненно мессианское место из книги пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ), Он прямо отнес его к Себе ( Лк.4:16–22 ). В другой раз, в Иерусалиме, обличая ожесточенное неверие иудеев в Него, Он употребил против них их же собственное оружие. «Испытайте писания, – сказал он им, – ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне... Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:39–47 ). И простой народ говорил об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир» ( Ин.6:14 ), «Он точно пророк», «Это – Христос» ( Ин.7:40, 41 ). После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос уже подробно, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял Апостолам сказанное о Нем во всем Писании ( Лк.24:27 ) и, следовательно, учил о Себе, как о предвозвещенном пророками. В частности, Иисус Христос учил о Себе, как об Искупителе падшего человечества, т.е. что согласно ветхозаветным пророчествам, Он должен пострадать и умереть в наказание за грехи людей, для примирения грешников с Богом, для дарования людям средств ко спасению и вечному блаженству. «Сын Человеческий не для того пришел на землю, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ); кровь Его пролита за многих во оставление грехов ( Мф.26:28 ); Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ), призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). В беседе с Никодимом И. Христос изложил это учение о Себе в следующих словах: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесу быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14, 15 ). Еще раньше Самого И. Христа учил о Нем, как об Искупителе всего человечества Иоанн Предтеча. Указывая на И. Христа своим ученикам, он говорил о Нем: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29, 36 ). Впоследствии это учение согласно проповедовали все Апостолы, утверждая, что Бог послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин.4:10 ), что поэтому кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). См. еще 1Пет.1:2, 19, 2:21, 3:18, 5:1 . Рим.3:25, 5:9, 10:10, 16, 11:25, 27 . Еф.1:7, 2:13 . Кол.1:14, 20 . Евр.2;14, 9:12, 14:20, 26, 10:19, 13:12. 20 . Гал.3:13, 4:5 . Откр.1:5, 5:9, 7:14 . 2Кор.15:6 . 1Тим.1:15 . 2Тим.4:18 . Тит.3:5 . Самого Иисуса Христа Апостолы часто называли прямо Спасителем мира, Спасителем нашим, Спасителем всех людей ( 1Ин.4:14 . Иуд.1:25 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 18 . Еф.5:23 . Флп.3:20 . 1Тим.1:1, 2, 3, 4:10 . 2Тим.1:10 . Тит.1:3, 4, 2:10, 13, 3:4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Библия – собрание книг Ветхого и Нового Завета, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными,т. е. написанными св. мужами по внушению и при содействии Духа Божия. – Библия в переводе с греческого обозначает «книги». Это наименование Св. Писания «книгами» показывает, что св. книги настолько превосходят все остальные, что такое имя принадлежит только им, как книгам по преимуществу, вдохновителем при составлении которых является сам Бог, как свидетельствуют св. апостолы ( 2Пет. 1, 21; 2 Тим, III, 16). В связи с этим, когда в св. книгах употреблялись выражения из других книг Св. Писания, то никогда не указывалось ни название книги, ни автор, а говорилось: «написано», «сказано», «по сказанному», «свидетельствуют Дух Святый», «говорит» – подразумевается «писание» или «Бог». Наименование «книга» или «книги» уже в Ветхом Завете стало употребляться для обозначения священных книг (см. напр., Пс. 39, 8 ; Uc. XXXIV, 16 ; Дah. IX, 2 ). Иисус Христос и апостолы называли св. книги Ветхого Завета – «Писания» (Мф. XXI, 42; XXII, 29; Лk. XXIV, 32 ; Uoah. V, 39 ), а для обозначения отдельных мест – «писание» ( Лyk. IV, 21 ; Иоан. ХХ, 9 ; Иак. И, 8). У древних христиан очень употребительно было название: «святые писания», по примеру ап. Павла ( Рим. 1,2 ; 2Tuм. III, 15 ). Первоначально все эти наименования применялись ко всем св. книгам, и только впоследствии вошло во всеобщее употребление подразделение на Ветхий и Новый Завет , хотя уже ап. Павел прямо говорит о «Ветхом Завете» ( 2Kop. III, 14 ). Кроме того, св. книги называются «каноническими», в отличие от книг «неканонических» и «апокрифических». Слово «канон» означает собственно «плотницкий отвес», а затем «правило», «образец». Название «священный» или «библейский канон» прилагается к собранию св. книг, признанных всей Церковью боговдохновенными, наставляющими в правой вере и добродетельной жизни., Православная Церковь признает каноническими 38 книг Ветхого Завета и все 27 книг Нового Завета. Канон Ветхозаветный составляет следующие книги: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числ; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей и вместе с нею книга Руфь; 8) 1-я и 2-я книги Царств; 9) 3-я а 4-я книги Царств;  10) 1-я и 2-я кн. Паралиноменон; 11) кн. Ездры 1-я и 2-я его же, или, по греческому надписанию, Неемии; 12) Есфирь; 13) Иова; 14) Псалтирь; 15) Притчи Соломона; 16) Екклезиаст, его же; 17) Песнь Песней, его же; 18) книга пророка Исаии; 19) Иеремии;  20) Иезекииля; 21) Даниила и 22) двенадцати пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вскоре потом христианство не ограничивалось уже пределами Иудеи и Палестины, но быстро стало распространяться и в Сирии, и в Аравии, и в Месопотамии, и в Малой Азии, и в Македонии, и в Греции, и в Риме, и в других странах (см. Деян.13 и далее). Согласно повелению Господа апостолы, действительно, проповедовали всюду и были свидетелями Его даже до последних земли ( Мф.28:19 . Лк.24:47 . Деян.1:8 . Мк.16:20 ). Св. ап. Павел о себе пишет, что он благовествованием своим наполнил все места от Иерусалима до Иллирика ( Рим.15:19 ), и о прочих апостолах пишет: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» ( Рим.10:18 ). Об апостольской деятельности их мы познаем из Деяний Ап.; но здесь только вначале упоминается о совокупной их деятельности в Иерусалиме, далее же преимущественно говорится о деятельности Петра и Павла, и частью Иоанна и Иакова, о прочих же апостолах мы узнаем уже из предания. Предание говорит, что ап. Андрей проповедовал Евангелие в Греции, в Скифии, и был в пределах нашего отечества; Филипп проповедовал в Скифии и Фригии; Фома – у парфян и персов; Варфоломей в Индии, Матвей – у ефиоплян; Симон Зилот – в Мавритании и других местах Африки; Иуда Иаковлев – в Месопотамии; Иаков Малый постоянно пребывал в Иерусалиме ( Деян.12:17, 15:18, 21:18 ), Иаков старший, Зеведеев – в Иерусалиме и его окрестностях (сн. Деян.12:1–3 ); Матфий, причисленный к 12-ти апостолам, вместо Иуды, проповедовал в Иудее и Эфиопии. И все они запечатлели служение свое мученической смертью, кроме одного ап. и ев. Иоанна Богослова, который оставался в живых долее прочих апостолов, и скончался натуральной смертью; но и он разделял с другими страдания за Господа; и он был в заточении; и он сожигаем был, но не сожжен в горячем масле; и он принимал яд, но остался невредим от него (см. в Четьи-Минеи). – Таковы св. апостолы Христовы! Они имеют самое высокое значение для всех христиан. Они высоки и досточтимы для нас – а) и по их высокому призванию и великому служению в мире, б) и по их высоким духовным дарованиям и силам, которыми наделены были от Господа, в) и по их беспредельной любви, верности и преданности Господу до совершеннейшего самоотвержения, г) и по их величайшей любви к человечеству, по которой, для блага и спасения человеков, они отреклись от всех земных выгод и преимуществ, не щадя для них никаких трудов и пожертвований, ни самой даже жизни; д) и по их высоким другим нравственные качествам, в которых они представали миру образцы христианских добродетелей; е) и по их, наконец, святым и Боговдохновенным писаниям, которые служат главным источником спасительного учения веры и нравственности для всего Христианского мира и в которых они остаются для нас неумолкающими свидетелями Божественной истины ( 2Пет.1:12–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

В Ветхом Завете спасительной помощи ждали от царей ( 2Цар.14:4 ; 4Цар.13:5 ), спасение провозглашали пророки ( Ис.42–43 ), и священники считались облеченными во спасение ( Пс.131:16 ; 2Пар.6:41 ). Но в евангелиях титулом Спасителя наделяются только Бог и Иисус ( Лк.2:11 ; Ин.4:42 ). Этот термин встречается в Новом Завете двадцать четыре раза – шестнадцать раз применительно к Иисусу (напр., 2Пет. 1:1 ; 1Ин. 4:14 ) и восемь раз применительно к Богу Отцу. Имя Иисуса означает буквально «Яхве есть Спаситель». Мария назвала Своего Сына Иисусом, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Ему нарекут имя «Еммануил... с нами Бог» ( Мф.1:23 ) – символ и конкретное воплощение изначального Божьего заветного обетования пребывать со Своим народом. Соответствие Иисуса Своему имени демонстрируется Его жизнью и делами ( Лк.19:10 ; Ин.3:17 ). Иисус объяснял, что Он пришел в мир для спасения ( Мк.10:45 ). Иисус исцелял ( Мк.5:34 ) и прощал ( Лк.7:47–48 ). Таким образом Он стал центральной фигурой в истории Божьего спасения. По словам Петра в проповеди на Пятидесятницу, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Иисус есть Спаситель, ибо Своей жизнью и делами Мессии (Христа) Он исполнил три роли – Пророка, провозглашающего спасение ( Лк.4:18–21 ), Священника, отпускающего грехи («совершилось!», Ин.19:30 ), и Царя, управляющего нашими сердцами ( Гал.2:20 ). Следовательно, спасение – это пребывание «во Христе». Во Христе спасенные получают новое положение, новую природу и новый образ жизни. Верующий живет во Христе, и Христос живет в верующем ( Ин.15:4 ). Изначальное Божье обетование – быть их Богом – исполняется в изумительной новой манере. Масштабы спасения . Кто или что может получить спасение? Спасенные – это люди, отвечающие на проповедь Евангелия с покаянием и верой ( Деян.2:41; 4:4 ). Для приглашения покаяться и уверовать нет никаких ограничений; спасение доступно людям всех племен и всех слоев общества ( Деян.11:4–18 ; Гал.3:28 ; Тит. 2:11 ). Вместе с тем, по учению Павла, спасение – это не просто избавление отдельных людей от власти обреченного мира, но поистине трансформация всего культурного и вселенского сотворенного порядка. Поэтому спасаются не только отдельные личности, но весь общественный порядок. «Начальства» и «власти» – будь то политические или сверхъестественные силы – созданы Христом ( Кол.1:16 ) и примиряются ( Кол.1:20 ; Еф.1:10 ) посредством Христа. Таким образом спасение обретает вселенские масштабы. Весь сотворенный порядок ожидает исхода: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ; см. Рим.8:19–23, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Молитва об исцелении ближнего предстает, таким образом, как составляющая духовных трудов христианина, как способ исполнения второй заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ), в которой отразился весь закон (см.: Рим.13:8–10 ). Она представляет для человека путь уподобления Богу в Его безграничном сострадании всем страждущим тварям и, если она постоянна и глубока, становится признаком святости 336 . Молитвы святых Побуждаемый своей любовью к тем, чьи страдания он разделяет, и желанием облегчить их, святой, освободившийся от всех страстей путем подвижничества, может возносить свою неустанную чистую молитву ко Всевышнему 337 . И его голос будет слышнее прочих; как отмечает святой Иаков: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Вот почему когда христианин жаждет получить от Всевышнего исцеление от своих болезней, он взывает о заступничестве к известным ему подвижникам: жития святых описывают нам множество примеров того, как просители обращались к ним за помощью. Для этой же цели христианин обращается ко всем святым, «снискавшим благодать пред Богом испокон веков», и прежде всего – к Пресвятой Богородице, «неизменной Предстательнице пред лицем Творца», имеющей среди прочих заступников особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом, ибо из плоти Своей родила Слово Божие. Однако хотя живительная благодать всегда исходит от Бога – единственного Источника любого блага, она не чужда святым, которые передают ее людям. Святой молится Богу, чтобы возблагодарить Его за дар, ниспосланный ему, а через него и другим людям, сам пребывая его носителем и обладателем (при этом, однако, не присваивая его себе), и наделен властью (которая тем не менее подчиняется воле Всевышнего) облагодетельствовать прибегающих к нему по мере данных ему возможностей. «Господь соразмерно наделяет души святых дарами Духа», – отмечает блаженный Феодорит Кирский 338 . И действительно, чем в большей степени люди освобождаются от страстей и живут добродетелями, соблюдая заповеди, тем больше приобщаются они во Христе Духом Святым Господу Богу, тем более проникаются Божественными силами, делающими их причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ) – и, соответственно, державной силы Его (ср.: Еф.1:19) – и способными действовать подобно Ему, как говорил Сам Христос: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит ( Ин.14:12 ). Поэтому мы обращаемся к святым не только как к ходатаям и посредникам, но в то же время как к имеющим власть исцелять 339 , обоженным благодатью и ставшим причастниками Жизни и силы Божией. И особенно молим мы Пресвятую Богородицу, первую из людей обоженную и прославленную, «утешение в скорбях и исцеление болящих», «надежду ненадежных», «силу беспомощных», «сокровище неоскудное исцеления» 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

19:1–11 Это повествование можно сравнить с Суд. 19,15–25 . 19 два Ангела. См. 16,9; 18,2 и ком. См. статью «Ангелы». сидел у ворот. Т.е. там, где, как это было принято, собирались уважаемые люди города для решения различных дел и заключения торговых сделок. 19 сильно упрашивал. Лоту приходится сильно упрашивать, тогда как Аврааму было достаточно только пригласить «путников». 19 от молодого до старого... со всех концов города. Эти подробности свидетельствуют о том, что все люди, погибшие вместе с городом, были нечестивыми (18,16–33 и ком.; см. 6,5; 8,21; Рим. 1,26–32 ). Содомляне. Содом и Гоморра были полны таких грехов, как притеснение людей ( Ис. 1,10 ), прелюбодейство, ложь и пособничество злодеям ( Иер. 23,14 ), а также высокомерие, пресыщенность и безжалостное отношение к нуждающимся ( Иез. 16,49 ). 19:7 Лот подчеркивает серьезность преступления и косвенным образом предупреждает содомлян о последствиях. братья. Он обращается к ним, как к равным, дабы снискать их расположение (29,4). не делайте зла. Лот мог отличить добро от зла благодаря голосу своей совести и длительному общению с Авраамом. 19 пришлец. Содомляне осознавали, что Лот чужд им. судить. Здесь употребляется то же древнееврейское слово, что и в 18,25. 19 истребим. Это же древнееврейское слово используется в 6,13. 19 шутит. См. 2Пет. 3,3.4 . 19 жену... дочерей. Вся семья как единое целое была спасена от гибели при разрушении города, однако в ней, как и в семье Ноя, вместе оказались и верные Лот и отступившие жена Лота (ст. 26) и его дочери (ст. 30–38). 19 медлил. Лоту, очевидно, не так уж плохо жилось в Содоме. А возможно, он медлил потому, что ему недоставало веры, он сомневался в словах ангелов (ср. 12,1–4). по милости... Господней. См. Тит 3,5 . Лот был спасен не по причине своей праведности, а лишь по милости Господней и благодаря мольбам Авраама. 19 чтоб не застигла меня беда. Лот не доверяет Богу и откровенно говорит об этом. 19 не ниспровергну. См. ком. к 19,16. 19 пролил Господь... дождем серу. Кара свершилась. Следы этой катастрофы существуют и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010