487 Новые монастыри: а) в Вильне братский святаго Духа около 1600 г., благовещенский девичий, голдовский троицкий; б) в воеводстве вилькомирском сурдецкий успенский с 1627 г., кейданский преображенский (в Жмуди); в) в воеводстве троцком евейский троицкий с 1619, яблоченский онуфриев; г) в Якобштадте святого Духа; д) слуцкий старчицкий, девичий прор. Илии; е) в пинском повете цеперский преображенский с 1618 г. (прим. 181, 485), дятловицкий преображенский под Пинском с 1622 г., пинский богоявленский с 1633 г., Грозовский с 1639 г.; ж) в минском воеводстве покровский, петропавловский минский с 1633 г., дисненский воскресенский с 1633 г., бряхимовский селецкий с 1631 г., минский троицкий, руцкий, горецкий крыжборский; з) в воеводстве мстиславском, братский могилевский с 1619 г., оршанский кутеинский богоявленский с 1623 г., кутеинский успенский девичий с 1631 г., миорский в бреславском повете с 1633 г., лукомский в повете оршанском, могилевская краминская пустынь с 1633 г., буйницкий святаго Духа, бельский николаев, балколабский вознесенский с 1641 г., мстиславский тупичев святаго Духа с 1641 г., охорский, шкиловский мужеский и девичий, музаловский девичий, гривенский, два девичьи в могилеве, костюковский девичий с 1665 г. О печальной судьбе их виленские грамоты изд. 1843, стр. 114–118. 124–132. Минск. грам. 66. 70. 75. 81. 118. 125. 136. История унии Бантыш-Каменского стр. 146. 153. 166. 182. 190. 191. 195. 199. 202. 220. 235. 281–285. 302. 312. 326. 356. 360. 300. 423–429. 435. 448. Памят. киев. кон. 2, 174. Ист. Иер. и не знав, о других говорить не верно. 488 См. в 6 т. ист. иер. хронологический список монастырей. Ист. унии 147. Молодик 1844, стр. 223. О луцком братском 1617 г., чарницком 1639 г. Киевлянин 1841, стр. 517 и памятники киев. ком.; о монастырях густинском, ладынском и мгарском ркп. из Чт. Моск. Ист. 1648. окт. 1616 г. Построен Бершадский преображ. в Ольгиопольском уезде Каменец-Подольской области. 489 Монастыри, заведовавшие другими: киевская лавра, виленский братский святаго Духа, слуцкий троицкий, кутеинский богоявленский, дрогичанский троицкий. Вилен. грам. 2, 124. Ист. унии 167. 182. 190. Востокова опис. муз. О соф. соб. 245–248. «Архимандрии обыкновенно принадлежат и другие монастыри» – писал Митроп. Варлаам Мазепе, предлагая учредить в Батуринском монастыре Архимандрию; Св. Димитрий, будучи Архимандритом черниговского елецкого монастыря, заведовал и глуховской обителью. Диария 1692, 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

484 В описи времени Царя Алексея сказано: «в княжеской волости монастырь успения Богородицы на устье реки Лявли, а в монастыре черной поп Герасим, да дьячек Гришка Семенов». Лявленская пустынь в 1633 г. приписана была к сийскому монастырю вместе с 4 другими. Ист. иер. 5, 34. 6, 125. Прежде 1698 г. приписано было к псковской кафедре 18 монастырей и 8 Церквей, а в сем году еще 15 Церквей (собр. зак. 10). Цари Михаил и Алексей приписали к саввину монастырю до 17 обителей. На попечении свирского троицкого было 18 обителей; к юрьеву монастырю в 17 веке приписано было 15 монастырей (ист. иер. 6, 47. 77. 79). Сергиеву монастырю передано было в разное время весьма много пустынь и монастырей; в 1764 г. считалось при нем 14 обителей, прочие же еще прежде запустели. Обыкновение отдавать малые обители в ведение больших началось гораздо прежде 17 столетия; но сперва передавали их только для духовного руководства (ист. опис. сергиевой лавры стр. 147–154. М. 1843). 486 Так, князь Богдан Цеперский и супруга его Анна наделили вкладами основанный ими монастырь цеперский и поручили его заведователю виленского братства святого Духа, с таким условием: «мы желаем, чтобы при ней (при Церкви), под благословением святейшего восточного константинопольского Патриарха, устроился монастырь с людьми способными, т. е. иеромонахами, иеродиаконами и иноками, по чину общежития, по правилам Василия Великаго . Если же, чего Боже сохрани, Церковь и монастырь виленского братства отступили бы от православия и присоединились бы к недавно наставшей унии, а под управлением святого вселенского константинопольского Патриарха не захотели бы быть; тогда монастырь наш имеет состоять за тем монастырем, который в княжестве литовском останется верным стародавнему православию» (вилен. грам. 2, по м.). Кн. Адам Корибут-Вишневецкий и жена его, урожденная Ходкевич, в фундушевой записке 1609 г. данной Бразинскому монастырю, основанному ими, произносит проклятие на тех из потомков своих, которые отступят от православия, и отступников лишают ктиторства. Минск. грам. 43. Минск 1849.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но фактически, по крови, эдомляне, конечно, продолжали и продолжают существовать, и весьма возможно, что многие из них принимали и будут принимать христианство . Таким образом, предопределение Божие об Эдоме исполнилось. А что это было не «absolutum decretum», не безусловное решение, видно из названия у пророка Малахии Идумеи «областью нечестия»; – значит, предопределение Божие было не безусловным, а основывалось на предведении (ср. Рим.8:29–30 ). Подобное толкование находим у св. Кирилла: «Иакова сделал избранным, а Исава отверг, не по пристрастию конечно, – ибо Бог не может быть несправедлив и суд над каждым из смертных Он производит не неправый или пристрастный, – но как Бог, имея предведение о будущих делах обоих и о нраве каждого, удостаивал любви лучшего и священнейшего. Так, без сомнения, и блаженного Иеремию, прежде чем создал во чреве матери, познал, говорит, и освятил, прежде чем вышел из утробы ( Иер.1:5 ): ибо знал Он, знал будущего пророка, способного к служению делать предсказание будущего. Таким же образом, говорит божественный Павел, освящены и сами мы оправданные верою; ибо кого знал, тех и предопределил Бог и Отец быть сообразными образу Сына Своего, – сих, сказано, и призвал и освятил ( Рим.8:29–30 ). Итак, по предведению удостоен любви Иаков, а Исав справедливо возненавиден» (Кирилл, 240). Приложение II Разбор католического толкования минхи в Мал.1:11 в смысле новозаветной евхаристической жертвы. Можно ли в Мал.1:11 находить пророчество о таинстве евхаристии? Мы уже упоминали (§ 46, стр. 244), что католические богословы видят в этом месте, равно как и в Мал.3:3 (ср. § 125, стр. 462), пророчество о евхаристии – главное ветхозаветное основание для церковного учения об этом таинстве. Такое понимание санкционировано Тридентским собором. В 22-м заседании этого собора, бывшем 17 сент. 1562 года, изложена «Doctrina de sacrificio missae», и в этом изложении между прочим читается: «Et haec quidem illa munda oblatio est, quae nulla indignitate aut malitia ofterentium inquinari potest; quam Dominus per Malachiam nomini suo, quod magnum futurum esset in gentibus, in omni loco mundam ofterendam praedixit, et quam non obscure innuit Apostolus Paulus Corinthiis scribens, cum dicit, non posse eos, qui participatione mensae daemoniorum polluti sint, mensae Domini participes fieri (Richter, 125)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Кипящий котел был у народов Востока символом ожесточенной войны. Иеремия угрожал Иудее нашествием халдеев; Вавилон был на востоке от Иудеи, но халдеи вторглись в нее, чтобы миновать Аравийскую пустыню, обходом чрез Сирию, именно с севера. Его служение продолжалось 42 года, с 627 до 585 г. до Р. Х. Иоахаз был второй сын Иосии и его любимой жены Хамутальи и именовался Саллум (4 Цар.23:31; ср. Иер.22:11). Емаф находился у подошвы Антиливанских гор. Талант золота — 125 000 руб. Вся дань равнялась нашим 300 000 руб. Здесь указывается на то обстоятельство, что когда при первосвященнике Илии евреи потерпели страшное поражение от Филистимлян и ковчег завета был пленен, тогда отошла слава от Израиля. 1 Цар.4:10–22. Город Кархемыш стоял при впадении Ховара в Евфрат. Елнафан, Делаия и Гемария — царские слуги — надеялись, по-видимому, что это чтение воздействует на царя и склонит его, подобно отцу его — Иосии, к нравственному улучшению. (4 Цар.22:10–13.). Письмо Иеремии доставили туда царские послы, отправленные Седекией с подарками Навуходоносору (Иер.29:3). Массифа находилась недалеко от Иерусалима и в древности была местом молитвы; Самуил там принес жертву всесожжения пред отражением евреями напавших филистимлян (1 Цар.7). Александр Македонский царствовал с 336 по 323 г. до Р. Х. Прославился как замечательный завоеватель. В Иерусалиме Александр Македонский был в 332 г. до Р. Х. Житие преподобного отца нашего Пафнутия Боровского Сведения о преп. Пафнутии содержатся: 1) в превосходной записке ученика его Иннокентия о последних днях преподобного, составленной в 1477 или 1478 г., т. е. очень скоро после кончины святого; 2) в древнем житии преп. Пафнутия, написанном другим учеником, родным братом преп. Иосифа Волоколамского, Вассианом Саниным между 1500 и 1515 г. в бытность Вассиана архимандритом Симонова подмосковного монастыря (с 1502 по 1506 г.) или архиепископом Ростовским (с 1506 по 1515 г.); 3) в воспоминаниях Досифея Топоркова, племянника преп. Иосифа Волоколамского, инока его обители; 4) в духовной преп. Иосифа Волоколамского и некоторых других грамотах; наконец 5) в летописях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

1211. Страстный – Богородицы – Одигитрии – Новодевичий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, у Тверских ворот, на бульваре. Основан в XVII ст. царем Алексеем Михаиловичем при церкви, построенной в 1641 г. по случаю принесения сюда из села Палец Нижегородской губ. чудотвор. иконы Одигитрии Божией Матери, называемой Страстной, празднество которой совершается в шестое воскресенье после пасхи. Самая икона около 1681 г. возвращена обратно в село Пальцы. Здесь находится честная глава Анастасии Узорешительницы. “Краткий истор. очерк Моск. Страстн. м-ря» напечатало в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1876 г., II, смесь, 61–67; “Ист. Росс. Иер.», VI, 331; Ратшин, 263; “Опис. монаст.», 1817 г., 106; Проценко, “М-ри в России», 50; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 78; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1850 г., 87 (сооруж. колокольни с 2 при ней корпусами для келий); 1855 г., 12 (освящ. церкви св. Алексия челов. Божия над св. вратами); “Нижегор. губ. в.», 1852 г., 44 (о принесении иконы Бож. М.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 220, 37; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр. 116, принесение иконы Богород. Одигитрии); IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 331); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 48 (Нашеств. франц. 1812 г. при игум. Тавифе); 1865 г., III, смесь, 10 (в 1731 г. дано старицам по 10 коп. на помин цар. Евдокии); “Дворцов. разряды», III, 305 (встреча мощей патр. Иова 1652 г.), 670 (встреча образа Богород. Бож. М. Одигитрии из Польши 1667 г. 16 октяб.), 1351 (посещ. цар. Алексеем Мих. в апр. 1675 г.), 1355 (посещ. цар. Натальею Кирил. 11 апр. 1675 г.), 1402 (сюда сослана в мае 1675 г. под начало к игум. Дарье жена Пушкина Настасья Петр.); Ивановъ, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 53 (указ 1720 г. о возобновл. выдачи м-рю хлебн. и денежн. жалованья), 55 (указ 1720 г. о назнач. жалованья и пособия для содерж. старицы Акулины Облеуховой, помещенной здесь за службу и раны ее мужа); II, ч. 1, 125 (прошение 1722 г. игуменьи Памфилии о возобновл. выдачи м-рю ружного жалованья), 231 (дальнейший ход этого прошения), 888 (вотчина м-ря в Вологод. уез.), прилож , XII, IV (письмо А. И. Макарова о назначении м-рю денежн. и хлебн. жалов.); III, прилож., XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа; в 1722 г. 40 руб. на строение кровель м-ря); IV, 1724 г., 326 (дело о дьяке Кульбицком; в 1697 г. игум. Юлия); VIII, 255 (Дело о пострижении вдовы рейтара Домны Байковой), 372 (прошение 1728 г. вдовы иродиакона Ксении Яковлевой в м-ре; тогда здесь было монахинь 71 и вкладчиц белиц 55), 466 (прошение игумении Евпраксии Рыковой о пострижении в м-ре 58 белиц); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 295 (церкви м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вестник Пензенской духовной семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 18–26. Автор статьи сопоставляет и анализирует учение архим. Софрония (Сахарова) и святых отцов о богооставленности, об особенностях правильного отношения к этому периоду в жизни подвижника, об опыте мистического восхождения к Богу. По словам А. Н. Гурова, архимандрит Софроний видел прямую степень зависимости степени обожения человека от тех глубины и ревности, с которыми он переживал опыт оставления Богом. По учению архим. Софрония, большему обожению предшествует большая степень богооставленности подвижника. От выбора следовать за Христом в состоянии богооставленности зависит дальнейший путь спасения человека, и результат этого выбора отражается как на земной, так и на загробной жизни подвижника. Добротворский В.В . Гипотетический характер софиологической экклезиологии протоиерея Сергия Булгакова//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (19). С.127–137. В своей статье В. В. Добротворский рассматривает софиологическое учение прот. Сергия Булгакова о Церкви на основании нескольких его произведений. Автор статьи акцентирует внимание на гипотетическом характере экклезиологии Булгакова. По его словам, многие предположения о. Сергия в настоящее время развиваются в таких областях, как экотеология, проблема иерархии Церкви, мариология, тринитарная онтология, богословие истории и проч. В статье предлагается возможное решение противоречия между пониманием обожения прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского. По мнению В. В. Добротворского, доказательство гипотез о. Сергия Булгакова требует дополнительного тщательного исследования и своего логического завершения. Иванов И., иер . Православный универсализм и патриотизм согласно взглядам протоиерея Думитру Станилое//Сретенское слово. 2023. 3 (7). С. 125–135. В своей статье иер. Игорь Иванов рассматривает взгляды прот. Думитру Станилое на христианский универсализм и патриотизм. Как отмечает автор статьи, согласно взглядам о. Думитру, православие конкретных народов (в частности румынского), не отступая от христианского универсализма, имеет особые причины быть привязанным к своей Родине.

http://bogoslov.ru/article/6195747

Саввы чудотворца, память коего чтится 1 октября. В приделе преп. Саввы весьма замечательна храмовая икона, лежавшая прежде на раке и писанная вскоре по (1 окт. 1461 г.) преподобного. Близ монастыря находится часовня, в которой хранится крест, водруженный преп. Саввою при первоначальном устройстве пустыни. “Житие Саввы Вишер. чудотв.”, Новгор., 1882 г.; “Краткая летопись о мон. преп. отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего, Новгород. чудотв. с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему мон.”, СПб., изд. 1806, 1820 и 1847 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 543 (с грамотами); Ратшин, 385; “Словарь ист. о свят. в России”, 238; Проценко, “М-ри в России”, 44; Архим. Макарий, “Археолог. опис. церковн. древн. в Новгр.”, I, 627; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 216; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 85; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 17; “Военно-стат. обозр. Новгор. губ.”, 162; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85; “Новгород. губ. вед.”, 1849 г., 37–40 (ист. стат. опис.); 1853 г., 28 (ист. памятн.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 28; Вихров, “Новгор. святые места”, 43; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 126 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 95, 25; Ключевский, “Жит. свят.”, 123, 156, 462; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); IV, 129 (Ц. гр. 1661 г. о построении в м-ре вновь церкви на государ. дворцов. доход); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 144 (Гр. 1598 г. о ненарушении ободной грам. м-ря; игум. Феогност); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 202; VII, 157 (житие преп. Саввы, написанн. Пахомием); “Извест. Археол. Об.”, 1859 г., I, 211 (крест 1621 г.); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 109, 119 (писц. кн. 1583 г.; игум. Дорофей); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 125 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 29 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Полн. соб. лет.”, III, 156 (в 1552 г. посетил воев. Фед. Троекуров), 158 (вторич. посещение Троекурова в 1558 г.), 171 (в 1572 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1205. Сретенский, мужской, заштатный (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, близ Сретенских ворот. Основан в 1395 г. при Вел. кн. Василие Дмитриевиче на древнем Кучковом поле, подле существовавшей церкви преп. Марии Египетской, около которой был встречен чудотвор. образ Владимирской Божией Матери, перенесенный из гор. Владимира в Москву для ограждения и защищения столицы от войск Тамерлана. Из Успенского Москов. собора сюда совершаются 2 крест. хода: один 26 авг. в память принесения иконы Богоматери и другой 23 июня в вечную благодарность за вторичное избавление Москвы от нашествия татар. В соборном храме во имя Влад. Божией Матери, существующем с 1679 г., обращает внимание крест (вышина 10 арш. 14 верш.) с предстоящими Бож. Матерью и ап. Иоанном Богословом; он резной работы, сделан Шумаевым и поставлен здесь в 1761 г. Архим. Серафим, “Москов. Сретенский м-рь», М., 1885 г., с рисунк. 2 видов: Сретен. м-ря и Успен. соб., с историч. очерком г. Токмакова и приложениями (в конце помещен библиограф. указатель); “Ист. Росс. Иер.», VI, 287; Ратшин, 237; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 101; “Опис. монаст.», 1817 г., 105; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 49; “Книга степенная», I, 555 (о поставлении церкви и монастыря, идеже сретиша чудотв. образ Богоматери); “Москов. губ. в.», 1841 г., 18 (крестн. ходы); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 211, 24; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 106 праздник Сретения, стр. 125 праздник Марии Египетской); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г., стр. 110, крест. ход), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 322); X, 15 (Разряд. заппс. 1684 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 262; VIII, 50; “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 165 (игум. Ефрем послан в Польшу к митр. Филарету Никит.); 1855 г., XXII, смесь, 23 (крестный ход 26 авг. 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 79 (крест. ход 21 мая); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 9, 41 (Пожар 1737 г.); IV, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

О Нем Павел говорит: основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Основание поддерживает камни, но от камней не поддерживается; потому что Искупитель наш все наше терпит, но в Самом Себе не имеет зла, которое должно было бы быть терпимо. Поэтому теперь хорошо говорится: постави мя на горе высоце зело, на нейже яко сограждение града; потому что нравы и недостатки наши терпит один только Тот, Кто держит все здание святой Церкви. Он голосом Пророка о живущих еще в разврате говорит: я утрудился поддерживая ( Иер.6:11 ) 56 . Впрочем не от поддержки утруждается Господь, для Божественного могущества Коего нет утруждения; но, говоря словами человеческими, Он самое Свое терпение в отношении к нам называет утруждением. 6 . И надобно заметить, что этот самый город, который он (Пророк) видел, видел обращенным к югу. Ибо те, которые занимаются священными выражениями, знают, что южный ветер обыкновенно полагается в образ Святаго Духа; так как напротив северным ветром часто означается диавол; потому что, как тот прохлаждает в жару, так этот оцепеневает в холоде. А Истина говорит: за умножение беззакония, изсякнет любы многих ( Мф.24:12 ). Пророк так же рассуждает об Иудее, говоря: яко же студену творит кладезь воду свою, тако студену творит ю злоба ея ( Иер.6:7 ). Поэтому-то диавол, по свидетельству Пророка, представляется сказавшим: сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу ( Ис.14:13 ) 57 . Но напротив того город обращен к южной стороне, потому что цепенение души разогревает благодать Духа Святаго. Поэтому Псалмопевец говорит: возврати, Господи, пленение наше: яко потоки югом ( Пс.125:4 ). Ибо пленение наше, которое по телесной холодности пребывало ленивым к последованию Богу, разогревается теплотою Святаго Духа для того, чтобы бежать к любви Бога. Поэтому и теперь говорится, что город, устроенный на горе, обращен к югу; потому что Церковь избранных обращает помышления свои к дуновению Святаго Духа, и нисходя со всякой вершины своей гордости, принимает теплоту любви в Боге, Которому верует, так что ей ничего не нужно, как только подчинятся благодати Его, согреваться любовью, всегда наполнятся даром Его дыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В какое же отношение поставил себя Пр. Иосиф Волоколамский в тогдашней жизни церкви и общества и какое значение имела его деятельность? Решая эти вопросы, мы естественно должны разделить свое сочинение на две главные части: на обозрение во 1-х – жизни и во 2-х литературной деятельности Пр. Иосифа; потому что он ознаменовал себя в том и другом отношении. Каждая часть будетъ иметь еще несколько подразделений, применительно к различным сторонам деятельности Пр. Отца. 1 При этом нельзя не вспомнить и того, что Монголы, безотчетно повинуясь своим правителям, во всем следовали им. А известно, между прочим, что Русское представительное духовенство иногда умело влиятъ, с пользой для Православия, на татарских ханов. Следующий, между прочими, случай еще более расположил ханов в пользу русского духовенства и церкви: Тайдула – жена хана Чанибека была больна глазами. «Мы слышали, писал хан, русскому в. князю, что небо ни в чем не отказывает молитвам главного попа вашего; да испросит он здравие моей супруге». Митроп. Алексей отправился в орду и изцелил ханшу. А когда свирепый Бердибек, умертвив отца и братьев, воцарился в орде и грозил напасть на Россию, Св. Алексей, по просьбе в. кн. Uoahha II (1353–1363 г.) опять ездил в орду, укротил гнев хана и даже испросил ярлык на льготы русскому духовенству. (Илов. стр. 91–92). 2 Некоторые из русских князей, не исполнившие такого требования, заплатили за это своей жизнью, как наприм. князь Михаил Тверской и друг. 4 Как много тогда было пожертвований в монастыри и какими они пользовались правами, для примера можно указать на Акт. Арх. Эксп. т. I, 9, 15, 17, 18, 34, 36, 78, 88, 96, 116, 119, 125, 158, 159; т. IV, 50. Акт. Ист. т. I, 2, 15, 25, 28, 87, 125, 141, 144 и мн. друг. 5 Обычай жертвовать монастырям земли и населенные имения был известен в России с самых первых времен русского христианства. В уставе Владимира упоминаются «церковные местницы», т.е. населенные на церковных землях (Др. Вив. ч. VI). В том же уставе упоминаются монастырские «задушнии человецы», т.е. работающие на них. В законах Ярослава упоминаются «чернеческие холопы» (Русск. Правда стр. 47, изд. 1799 г. XXIV). Князь Андрей Боголюбский около 1158 г. Киевопечерскому монастырю подарил целый город Васильков на реке Спирне. Без сомнения, пожертвования эти увеличились во времена монгол. ига (Ист. Иер. Амвр. ч. II, стр. 15) по политическим причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010