Отдельно упомянем книгу свящ. Н. Кима 125 , которая напрямую касается библейского анализа ряда ключевых для нас вопросов. К сожалению, автор преимущественно ограничивается обзором разных точек зрения. Православная позиция излагается им не апологетически, но крайне фрагментарно, в основном с опорой на блж. Августина , и не выявляет всей полноты святоотеческого опыта 126 . История хилиазма в древней Церкви дается по западным источникам, без анализа непосредственно святоотеческих текстов. Изложение истории хилиазма на Западе – преимущественно конспект книги немецкого автора начала XX в. W. Bousset с цитатами от 0,5 до 2 страниц подряд. При этом, как ни странно, свящ. Н. Ким даже не упоминает движение адвентизма и Дарби вместе с основанным им диспенсационализмом! Православная критика хилиазма излагается по двум источникам (сборник Барсова и «Толковая Библия» Лопухина ), игнорируя другие, более обстоятельные работы по этой теме 127 . Достоинством книги является не вполне, впрочем, реализованная автором попытка решения эсхатологических проблем через экклезиологию и литургию. В силу этих соображений автору данной работы пришлось идти другим, нежели свящ. Н. Ким, путем при решении сходных богословских проблем. Несколько работ посвящены смежным проблемам вероучения двух или трех исследуемых ересей. Так, вопросы антропологии адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы были исследованы иер. Д. Сысоевым в его опубликованной кандидатской диссертации 128 на широком фоне всего вероучения названных ересей. Среди прочего он касается проблематики тысячелетнего царства и посмертной участи человека. Несмотря на то, что не все выводы можно признать бесспорными, обращает на себя внимание подход автора к анализу библейских текстов, связанных с антропологией, а косвенно и с эсхатологией. В свою очередь, Д. Спиридонов 129 в ряду прочих хилиастических сект рассматривает тех же адвентистов и свидетелей Иеговы, по непонятным причинам игнорируя баптистов-премилленаристов. Вместе с тем, он ограничивается преимущественно обзором известных фактов из истории этих еретических сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Писание 123 . § 234. Опровержение их Но из этих мест ни одно не благоприятствует лютеранам. 1. Испытайте 125 писаний, яко вы мните в них имети живот вечный ( Ин. 5:39 ) сказал Спаситель иудеям по случаю исцеления Им человека, бывшего тридцать восемь лет в расслаблении, и, в пришествие Его в Иерусалим на праздник иудейский, лежавшего в притворе купели, называвшейся овчею. Так как исцеление это последовало в субботу, когда закон повелевал иудеям не творить никакого дела ( Исх. 20:8–10 ), даже не износить бремен из домов ( Иер. 17:21,22 ), а между тем исцеленный взял тогда одр свой и начал ходить; то иудеи сочли такой поступок нарушением закона о субботе, так что, окружив исцеленного, с укоризною и наглостию говорили ему: суббота есть и не достоит ти взяти одра твоего ( Иов. 5:9,10 ). Исцеленный отвечал на это: иже мя сотвори цела, той мне рече: возми одр твой и ходи ( Ин. 5:11 ), давая сим понять, что Сотворивший его цела есть лице богоугодное, которое, как действующее от Бога, с Богом и о Боге, не повелело бы ему взять одра своего в субботу, если бы это было нарушением закона о ее покое. Но иудеи, ослепленные привязанностью к букве закона, не выразумели этого, и начали доведываться, кто был чудный тот повелитель, мнимый разоритель субботы; а когда узнали, что это был Иисус Христос , то начали гнать и искать убити Его ( Ин. 5:16 ). Тогда не требовавший, да кто свидетельствует ему о человецех, но сам ведый, что бе в человецех ( Ин. 2:25 ), Иисус Христос, оправдывая исцеление расслабленного в субботу, внушает обвинителям своим: Вы противопоставляете Мне закон о покое субботы, данный вам Богом, почившим в седмый день от всех дел своих, яже сотвори ( Быт. 2:2 ). Но Бог почил в субботу только от творения дел вновь, а не так, будто бы Он не действует уже теперь и в каждую субботу, промышляя обо всем сотворенном и сохраняя оное, как показывает сие: восходящее солнце, бегущая луна, озера, источники, реки, дожди и движение природы в семенах, в телах наших и бессловесных животных, и все прочее, чем держится вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Как еретики могут отрицать сущность Божью? Как могут они думать, что нужно избегать слово «сущность», множество раз встречающееся в Писании, если сами они, считая Сына Божьего «иной сущности», [по-гречески] τεροοσιον, тем самым признают сущность в Боге? 124. Non igitur uerbum, sed uim uerbi fugiunt, quia nolunt uerum esse dei filium. Nam licet humano uerbo non possit diuinae generationis series conpraehendi, tamen iudicarunt patres fidem suam tali proprie contra eterousion sermone signandam, auctoritatem secumi prophetae qui ait: Quis stetit in substantia domini et uidit uerbum eius? Secundum impietatem igitur suam positum substantiae uerbum recipiunt Arriani, secundum pietatem autem fidelium conprobatum repudiant et refutant. Следовательно, они избегают не самого слова, а его значения, и не хотят признавать Сына Божьего истинным. Хотя человеческая речь не может выразить божественное рождение, однако наши отцы рассудили, что их вера должна быть выражена особым словом в противовес τεροοσιον, в согласии с изречением пророка: Кто встал в сущности Господней и увидел Слово Его? ( Иер.23:18 ). Ариане принимают слово «сущность», употреблённое в соответствии с их нечестием, а употреблённое по благочестию верных отвергают и опровергают. 125. Nam quid est aliud, cur homousion patri nolint filium dici, nisi quia nolunt uerum dei filium confiteri? Sicut auctor ipsorum Eusebius Nicomedensis epistula sua prodidit scribens: Si uerum, inquit, dei filium et increatum dicimus, homousion cum patre incipimus confiteri. Haec cum lecta esset epistula in concilio Nicaeno, hoc uerbum in tractatu fidei posuerunt patres, quod uiderunt aduersariis esse formidini, ut tamquam euaginato ab ipsis gladio ipsorum caput nefandae heresis amputarent. Иначе почему они не желают назвать Сына Божьего μοοσιον, единосущным, Отцу? Лишь потому, что не желают признать Сына Божьего истинным, как провозгласил их родоначальник Евсевий Никомидийский 400 в своём письме: «Если мы называем Сына Божьего истинным и несотворённым, то признаем Его μοοσιον, единосущным, с Отцом». Когда это письмо было прочитано на Никейском соборе, отцы, видя, как противники страшатся этого слова, поместили его в изложение веры, чтобы отсечь голову нечестивой ереси, обнажив их же меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Оставление всех попечений поможет тебе приблизиться ко граду безмолвия; если не будешь вменять себя, то вселишься в него; если же умрешь для всякого человека, то сделаешься наследником града и его сокровищ», — сказал Великий Варсонофий иноку, которого он приуготовлял к безмолвию и отшельничеству в гробе-келье, этом возлюбленном жилище молитвенного плача (Ответ 38). Иудеи, находившиеся в плену и работе у вавилонян, изображают собою произвольные скорби, то есть лишения и подвиги телесные, которым подвергает себя инок с целью покаяния, также скорби, попускаемые ему Промыслом Божиим во очищение гре­хов. Духовный вождь подвигов — плач, посылает к ним с развалин Иерусалима, на которых он безмолвствует в одиночестве, послание. В послании возвещает он пленникам, по прошествии срочного времени, освобождение. Для горького плача есть свой срок, и для чаши горестей произвольных и невольных есть своя мера. Определяются эти вес и мера Богом (св. Исаак Сирский, Слово 65), как и святой Давид сказал: Напитавши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру (Пс.79:6), ибо Ты положил еси слезы моя пред Тобою, как средство очищения во обетовании Твоем (Пс.60:9) помилования и спасения. Были дни, в которые быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4); за ними последовали дни, в которые, соответственно предварившему множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс.93:19). Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия (Пс.125:1,2). Ты же не убойся, рабе мой, Иакове, возвещает вдохновенный Иеремия от лица Божия избранному народу, которому попущен был за грехи его плен в Вавилоне, ни устрашайся, Исраилю: се бо Аз тебе спасена сотворю издалеча, и семя твое от земли пленения их: и возвратится Иаков, и почиет, и благоуспеет (Иер.46:27). Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ученику его. — Все иноки, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все достигшие христианского совершенства, достигли его плачем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XVIII, гл. Х. Артур Пенденнис — герой романа У. Теккерея «История Пенденниса» (1848—1850), Пип — прозвище Филиппа Пиррипа, персонажа романа Ч. Диккенса «Большие ожидания» (1861), Даниель Деронда — герой последнего романа Дж. Элиот «Даниель Деронда» (1876). Цель удара в крокете — попасть шаром в воротца или в другой шар. Это дает право на повторный удар. «Гиганты мне нужны». — Перевод Т. Щепкиной-Куперник. Цитата из пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак» (1898), д. I, яbл. IV. Перифраза библейского «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ). Фабианцы — члены основанного в 1884 г. Фабианского общества, проповедовавшего идеи эволюционного реформистского пути установления социализма. Лк. 9:24 . Драконова бабушка — сказка 125 из «Детских и семейных сказок» В. и Я. Гриммов (1812—1814). В русском переводе «Черт и его бабушка». «Щадит смиренных и крушит надменных» (лат.). Слова из «Энеиды» Вергилия (IV. 583). Темпл — здания старинных судебных корпораций в центре Лондона, во дворах которых находятся знаменитые сады. На месте, описанном Г.К.Ч., в Лондоне находится гостиница «Савой». Вероятно, здесь аллюзия на роман А. Беннета «Отель «Великий Вавилон» (1902). В романе Беннета великосветский отель, расположенный примерно в том же месте, становится символом мира миллионеров и аристократов. Джек Победитель Великанов — герой английской народной сказки. Б. Скелт был владельцем театра картонных фигурок. О своих детских впечатлениях от этого театра Стивенсон рассказал в очерке «Простые — по пенни, цветные — по два», вошедшем в его книгу «Воспоминания и портреты» (1887). Согласно учению Платона, земные предметы являются несовершенным отражением абстрактных сущностей, «идей». По английским законам, член парламента не может выйти в отставку. С другой стороны, он не имеет права состоять на королевской службе. Место управителя Чилтернских округов в графстве Бекингемшир, считающихся королевским владением, — традиционная синекура, сохраненная для того, чтобы дать парламентарию легальную возможность оставить свое место.

http://azbyka.ru/fiction/esse/?full_text...

См. еще Втор 8:3, которое цитируется в Мф 4:4 и Лк 4:4. Иисус исполняет то, что должен был исполнить ветхий Израиль. В Ин 6:27,55 Он говорит о хлебе жизни вечной. В послушании творческой воле Божией — источник и поддержание жизни. Служение Иисуса отдельно от воли пославшего Его Отца не имеет смысла, оно — не какое-то независимое достижение, а плод послушания, см. 5:19–47. Не говорите ли вы — ударное местоимение Шme‹j ‘вы’ имеет значение подчеркивания: ‘вы же сами говорите’. Еще четыре месяца, и наступит жатва — паратактическая конструкция предполагает еврейский источник, ср. Иер 51:33. Время посева занимало половину месяца тишри, месяц мархешван и половину кислева, а первые плоды урожая снимались в пасхальное время (16 нисана). Отсчитывая от этой даты четыре месяца назад, мы получаем 16 кислева, то есть окончание посевного времени. Посмотрите на нивы, как они побелели — это означает, что жатва может начаться немедленно. Жнущий получает награду — слово misqTj в новозаветном греческом может означать и ‘награду’, и ‘плату’, но главным является второе значение, и здесь скорее представлено оно. Собирает плод — выражение из Лев 25:3. В жизнь вечную — имеется в виду не плата жнущего, а цель жатвы: урожай символизирует новообращенных, в данном случае — самарян, которые по вере получат вечную жизнь. И сеющий и жнущий вместе радоваться будут — ср. Ам 9:13. Наступило время урожая, обетованное время исполнения (см. синоптическое изречение Мф 9:37=Лк 10:2, к которому этот стих, возможно, является комментарием), и жнец сменяет сеятеля. Радость при сборе урожая упоминается во Втор 16:13–14 и также используется как эсхатологический символ в Ис 9:3; Пс 125:5–6. Один сеет, а другой жнет — пословица скорее греческая (Аристофан. Всадники 392), чем еврейская. В качестве ветхозаветных источников иногда упоминают Втор 20:6; 28:30; Мих 6:15 и Иов 15:28 в переводе Семидесяти, однако в каждом из этих случаев тот факт, что сеятель не жнет того, что посеял, рассматривается как несчастье или наказание.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Но кто выдержал тысячи подвигов ради добродетели и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца , как много потрудившийся в скорбях Лазарь, как преутружденный в борьбе с противником Иов. Ибо сказано: Тамо почиша претружденнии (Иов. 3, 17). Посему и Господь призывает к успокоению труждающихся и обремененных (ср.: Мф. 11, 28). Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 6), полны плодов, которые возвращены им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поскольку сеяли о благословении, о благословении и пожинают (ср.: 2 Кор. 9, 6) и заготовляют себе с вечным веселием рукояти духовных плодов. Кто избавлен Богом, давшим за него измену , тот утрудился в веке сем, а потом жив будет до конца . Он и не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия . Кто путь тесный и многотрудный предпочел пути гладкому и спокойному, тот во время Божия посещения, когда не уверовавшие словесам Божиим и ходившие по желаниям суетного своего сердца отведены будут на вечную казнь, не узрит вечной пагубы , не прекращающегося злострадания. А мудрыми Пророк называет или сильных в хитрости, о которых говорит Иеремия, что мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша (Иер. 4, 22), или разумеет под мудрыми и учеников князей века сего престающих (ср.: 1 Кор. 2, 6), которые, глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22). Почему премудрость мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3, 19). И поскольку сия премудрость делает глупыми, то Бог говорит, что Он погубит премудрость премудрых и разум разумных отвергнет (ср.: 1 Кор. 1, 19; Ис. 29, 14). Посему правдоподобия лжеименного ведения для убеждающихся в них служат причиною смерти. И таковой смерти не узрит искупленный Тем, Кто благоволил буйством проповеди спасти верующих. Вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое . (12) И гроби их жилища их во век: селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях . Выше псалмопевец назвал родовым именем - мудрыми и их же теперь подразделительно называет безумными и несмысленными . И очевидно, что мудрыми их назвал, воспользовавшись именем, какое сами давали себе по самомнению. Как и богами называет тех, которые по природе не боги, следуя в этом обыкновению обольщенных, так и мудрыми назвал безумных и несмысленных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

“Оставление всех попечений поможет тебе приблизиться ко граду безмолвия; если не будешь вменять себя, то вселишься в него; если же умрешь для всякого человека, то сделаешься наследником града и его сокровищ”, — сказал Великий Варсонофий иноку, которого он приуготовлял к безмолвию и отшельничеству в гробе-келии, этом возлюбленном жилище молитвенного плача116. Иудеи, находившиеся в плену и работе у Вавилонян, изображают собою произвольные скорби, то есть лишения и подвиги телесные, которым подвергает себя инок с целью покаяния, также скорби, попускаемые ему Промыслом Божиим во очищение грехов. Духовный вождь подвигов — плач, посылает к ним с развалин Иерусалима, на которых он безмолвствует в одиночестве, послание. В послании возвещает он пленникам, по прошествии срочного времени, освобождение. Для горького плача есть свой срок, и для чаши горестей произвольных и невольных есть своя мера. Определяются эти вес и мера Богом, как и святой Давид сказал: «Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру» (Пс.79:6), «ибо Ты положил еси слезы моя пред Тобою», как средство очищения «во обетовании Твоем» (Пс.55:9) помилования и спасения. Были дни, в которые «быша слезы моя мне хлеб день и нощь» (Пс.41:4); за ними последовали дни, в которые, соответственно предварившему «множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс.93:19). «Внегда возвратити Господу плен Сион, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия» (Пс.125:1-2). «Ты же не убойся, рабе мой, Иакове», возвещает вдохновенный Иеремия от лица Божия избранному народу, которому попущен был за грехи его плен в Вавилоне, «ни устрашайся, Исраилю: се бо Аз тебе спасена сотворю издалеча, и семя твое от земли пленения их: и возвратится Иаков, и почиет, и благоуспеет» (Иер.46:27). Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем ученику его. — Все иноки, очистившиеся от грехов, очистились плачем, и все достигшие христианского совершенства, достигли его плачем.

http://isihazm.ru/1/?id=728

И теперь, когда настало ненастье не в воздухе, а в душах, посеем и мы, во время этого ненастья, чтобы пожать летом; посеем слезы, чтобы пожать радость. Не я говорю это, но возвещает пророк: «Сеющии слезами, радостию пожнут» ( Пс.125:5 ). Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возращает и приводит в зрелость семя благочестия; он очищает душу, орошает ум и помогает быстро возрастать семени учения. Для этого надобно проводить и глубокой борозду, к чему убеждает и пророк, говоря так: «Поновите себе поля и не сейте на тернии» ( Иер.4:3 ). Как земледелец глубоко разрывает землю плугом, приготовляя надежное хранилище для семян, чтобы они, будучи посеяны, не оставались на поверхности, но скрывались в самых недрах земли и безопасно пускали корни; так и нам должно делать, и скорбью, как бы плугом, разрыть глубину сердца. К этому убеждает и другой пророк, говоря: «Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша» ( Иоил.2:13 ). Расторгнем же сердца, чтобы если в нас есть какое-нибудь худое растение и лукавый помысл, исторгнуть его с корнем и очистить нивы для семян благочестия. Если теперь не обновим (ниву), если теперь не посеем, если теперь не прольем слез, когда у нас скорбь и пост, – в какое же другое время предадимся сокрушению? Ужели во время покоя и веселья? Но это невозможно, потому что покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе. Не будем же унывать из-за настоящего бедствия, но еще возблагодарим Бога, потому что много пользы от скорби. Земледелец, посеяв семена, собранные им с большим трудом, молится о том, чтобы пошел дождь; и не знающий дела с изумлением будет смотреть на все это, и, может быть, скажет сам в себе: что такое делает этот человек? Он разбрасывает то, что собрал, и не только разбрасывает, но еще весьма старательно смешивает с землей, так, чтобы нельзя было и собрать легко; и не только смешивает с землей, но еще и молится, чтобы пошел сильный дождь, и чтобы все посеянное сгнило и превратилось в грязь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И это можно видеть не только на людях, но и на самых семенах. И здесь, чтобы мог вырасти тучный колос, нужны — большой дождь, большое скопление облаков, большой холод: время сеяния есть вместе и время дождя. И теперь, когда настало ненастье не в воздухе, а в душах, посеем и мы, во время этого ненастья, чтобы пожать летом; посеем слезы, чтобы пожать радость. Не я говорю это, но возвещает пророк: « сеявшие со слезами будут пожинать с радостью » (Пс. 125:5). Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный взращивает и приводит в зрелость семя благочестия; он очищает душу, орошает ум и помогает быстро возрастать семени учения. Для этого надобно проводить и глубокою борозду, к чему убеждает и пророк, говоря так: « распашите себе новые нивы и не сейте между тернами » (Иер. 4:3). Как земледелец глубоко разрывает землю плугом, приготовляя надежное хранилище для семян, чтобы они, будучи посеяны, не оставались на поверхности, но скрывались в самых недрах земли и безопасно пускали корни: так и нам должно делать, и скорбью, как бы плугом, разрыть глубину сердца. К этому убеждает и другой пророк, говоря: « раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши » (Иоил. 2:13). Расторгнем же сердца, чтобы если в нас есть какое–нибудь худое растение и лукавый помысл, исторгнуть его с корнем и очистить нивы для семян благочестия. Если теперь не обновим (ниву), если теперь не посеем, если теперь не прольем слез, когда у нас скорбь и пост, — в какое же другое время предадимся сокрушению? Ужели во время покоя и веселья? Но это невозможно, потому что покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе. Не будем же унывать из–за настоящего бедствия, но еще возблагодарим Бога, потому что много пользы от скорби. Земледелец, посеяв семена, собранные им с большим трудом, молится о том, чтобы пошел дождь; и незнающий дела с изумлением будет смотреть на все это, и, может быть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010