В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И преподобный Макарий Великий говорит: «Потому Писание всякому повелевает: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч. 4:23 ), чтобы человек, храня в нем слово Божие как рай, насладился благодатью, не слушая вползающего внутрь змея и советующего то, что служит к удовольствию, от которого рождается братоубийственный гнев и рождающая его душа умирает… Ибо слово Божие приходит мерою соответственно способностям каждого: насколько кто владеет им, настолько и овладевается; насколько хранит, настолько и охраняется». Притч. 4:24 «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» ( Притч. 4:24 ). Известно о том, что не нужно лгать, и об этом в Писании много сказано, и заповедь есть Божия «не лжесвидетельствуй», но здесь говорится о том, что и лукавства нужно избегать. А это уже более широкое такое явление, когда человек может и правду сказать так, чтобы в итоге одурачить другого. Часть правды сказать, о чем-то умолчать, вроде как формально не солгал, но при этом ввёл человека в заблуждение – от такого лукавства тоже нужно удаляться человеку, стремящемуся к премудрости. Притч. 4:25–26 «Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» ( Притч. 4:25–26 ). Толкуя слова «глаза твои пусть прямо смотрят», святитель Кирилл Александрийский объяснил их как предостережение от впадения в лжеучение: «Оскользнуться от правоты святых вероучений может быть ни чем иным, кроме засыпания в смерть; отпадаем же мы от правоты, если не станем следовать Боговдохновенным Писаниям». Он сравнивает это со смертью во сне, или со смертью на морозе, когда человека начинает клонить в сон, из которого он уже не проснется. Не надо засыпать этим греховным сном, не надо закрывать глаза на истину Божию, но надо смотреть прямо. В свою очередь, святой Беда Достопочтенный говорит, что этими словами богодухновенный автор «явно внушает нам, чтобы во всех наших делах мы с усердием и рвением старались предвидеть, какой нас ожидает исход, и чтобы мы внимательно изучали, что совершается по воле Бога, а что иначе». То есть, святой советует перед совершением поступка задать себе два вопроса: по воле ли Божией я это совершаю и какие из этого могут быть последствия? Это значит «прямо смотреть». Притч. 4:27

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Все это глупо и пусто для рабов Божиих. Но долготерпение велико и крепко, и направляет [к Богу] весело и беззаботно, и прославляет Господа — чуждое всякой горечи, всегда кроткое и тихое. Это долготерпение живет с имеющими всецелую веру. А гневливость безрассудна. Затем от безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение, от раздражения — гнев. Святой же Дух, будучи нежен и не имея общения с жестоким и лукавым духом, удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в долготерпеливом. И становится такой человек пуст без Духа праведного и вообще слеп для благой мысли». Говорит же и Слово: Лучше муж долготерпелив паче крепкаго (Притч. 16:32); Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца испытывает Господь (Притч. 17:3), по Писанию. И опять-таки: кроткий муж — сердцу врач (Притч. 14:30) и: терпеливый муж угасит суд (Притч. 15:18). И еще: Иже щадит глагол произнести жесток — разумен (Притч. 17:27). И еще: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд… Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. Веруй Ему, и Он защитит тебя (Сир. 2:1-6). Посему и мы, братия, [Col. 1773] через долготерпение будем петь с Давидом: Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс. 138:23-24); Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя(Пс. 25:11); И мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40:13). Говорит же и Соломон:долготерпеливый муж премудр. И несмысленному вопросившу от мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти (Притч. 17:27-28). И: благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). И Иаков: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Претыкание через уста – это один из способов для человека понять, что он находится не на верном пути, что он делает что-то не так. Об этом хорошо говорил святой Николай Сербский , что когда мы совершаем какую-то ошибку, это не случайно. Господь, допустив нам сделать эту ошибку, через это показывает нам, что мы должны что-то исправить в своей жизни. Притч. 10:9 «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» ( Притч. 10:9 ). Превращает – в данном случае означает искривляет, не ходит прямо, не действует прямолинейно, но поступает коварно, злоумышленно. И вот святой Иоанн Златоуст приводит в пример иллюстрацию из Ветхого Завета: Авессалома и Давида. Авессалом – сын Давида, который восстал против него, и он как раз своим коварством подготовил этот бунт. Златоуст описывает, каково было это коварство: «Он ходил близ врат, и всякому говорил: некому выслушать тебя ( 2Цар. 15:3 )». Внешне выглядело так, что надо же, какой заботливый сын царя к простым людям, не то что сам царь! Царь – он где-то далеко, занят своими делами, про нас забыл, а сын царя внимательный приходит и хочет нас выслушать, хочет нам помочь, – а на самом деле он себе хотел помочь. Таким образом он словами по типу «некому выслушать тебя» сеял, поддерживал и раздувал в сердцах людей недоверие и откровенную неприязнь к правителю, который при этом был его отцом. И на примере Авессалома мы видим исполнение этих слов из стиха, поскольку он, поступая коварно, добился на какое-то время власти, сверг своего отца, но в результате был убит, причём вопреки желанию самого Давида. Царь Давид хотел сохранить ему жизнь, но один из полководцев застрелил Авессалома, и тот умер жалким образом. Притч. 10:10 «Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется» ( Притч. 10:10 ) Владыка Виссарион так комментирует этот стих: «Есть люди, которые входят в доверие простодушных с тем, чтобы предательским миганием глаз выдать их своим соумышленникам». Мигание глаз – имеется в виду подмигивание, мы уже об этом говорили, поскольку это не в первый раз, когда в Книге Притч подмигивание указывается как пример неискреннего отношения, посылание тайных знаков, которые понятны одному человеку, но непонятны другим присутствующим. Владыка Виссарион говорит: «Ласковы и мягки речи этих предателей, но горьки последствия для обманутых этими речами. Гораздо лучше иметь дело с людьми, которые не льстят вам, а смело говорят в лице правду, резко обличают вас в грехах и заблуждениях». Притч. 10:11–12

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И, как говорил святитель Василий Великий , если «кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная» (Послание к Диодору, 87). Начиная поиск, надо, прежде всего, просить помощи у Бога, потому что «дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч. 19: 13–14 ). И «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч. 18:22 ). «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» ( Притч. 31:10–12 ). Великое дело – найти добрую жену и избежать злой. Потому что жена может не только составить счастье всей жизни, но и превратить эту жизнь в настоящий ад. Священное Писание немало говорит на эту тему. «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» ( Притч. 14:24 ). «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». ( Притч. 14:1 ) Все это может случиться, если мы пренебрегаем Божескими и человеческими законами, и если не внимаем советам старших, более опытных людей. И во–первых, нельзя увлекаться только красотой, потому что «миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» ( Притч. 31: 30 ). «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» ( Притч. 11:22 ). И в знаменитых библейских женах мы видим не только красоту, но и открытость, простоту и доброту, как у Ревекки; видим и разумность и предусмотрительность, как у одной из жен Давида, Авигеи. Как пишет Иоанн Златоуст (3, 232), «красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь. Те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях, и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель» ( Притч. 10:14 ). Про то, что глупый человек через свои уста себе сам и вредит и даже может впасть в погибель, мы уже говорили. Но что означает «мудрые сберегают знание»? По объяснению епископа Виссариона, «Мудрому свойственна осторожность в речах. Не всякому и не всегда говорит он, что знает. Многое, ему известное, он или совсем скрывает, – не бросает бисера всякому, или выжидает удобного случая, сообразуясь с обстоятельствами места, времени, с приемлемостью слушателей» – то есть, насколько человек готов услышать то, что мы ему хотим сказать, «чтобы поделиться с ними своими сведениями. Осторожности в слове противоположна опрометчивость», которая приводит как раз к негативным последствиям, что хорошо известно на примерах из жизни. Притч. 10:15 «Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их» ( Притч. 10:15 ). Святой Амвросий Медиоланский так объяснял этот стих: «Не следует порицать богатство само по себе. В конце концов, богатство может служить к искуплению души человека, ибо богатством своим человек выкупает жизнь [свою] ( Притч. 13:8 ). Итак, и в сем материальном богатстве есть место добродетели». Бывает, богатство помогает человеку осуществлять добродетели, прежде всего милосердие, хотя немногие богатые люди оказываются свободны от сребролюбия, чтобы благотворить. Но такое возможно и об этом говорит святитель Амвросий. Святитель Иоанн Златоуст даёт другое толкование, связывая понятие богатства с тем сокровищем неумирающим, о котором говорилось ранее в Книге Притч: «Тот, кто в Бога богатеет, то есть тот, кто богатеет добродетелями, тот, кто богатеет познанием о Боге, оказываются несокрушимы, для них эти добродетели и знание о Боге оказывается крепким городом, который защищает их от врагов. И наоборот, иносказательно под бедными в данном случае понимается нечестивые, не имеющие ничего достойного внимания». Они бедны на это духовное богатство, поэтому и погибают, говорит святитель Иоанн Златоуст . Притч. 10:16

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Из десяти заповедей первые четыре учат человека любви к Богу, последние шесть – любви к ближнему (см.: Исх. 20: 2–17). Книга Притчей внушает всем сердцем надеяться на Господа, а не на свой разум (см.: Притч. 3: 5). Как это полезно усвоить тем, кто по сей день повторяет идеи эпохи Просвещения о всемогуществе человеческого разума! Дело доходит до обожествления нашего разума. Эх, не дожили поклонники разума до мировых кровавых безумств XX века, не полюбовались на «всесилие человеческого безумия». Впрочем, властители умов в XX веке обожествляли безумие и бессознательное. А Библия ставит Господа превыше всех и запрещает поклоняться богам, творить кумиров, произносить имя Божие всуе. Так у пророка Моисея. В Притчах есть дивная молитва к Создателю: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8–9). Здесь ощутимо чувство меры, благословенная сдержанность, даже когда крайности приходят в форме излишков и оттого кажутся желанными. В контрастных резких тонах описывается безумное непочтение к Вседержителю: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Притч. 3: 34). Это актуально и сейчас. Не только раз в неделю помнить о Боге, не только имя Божие окружать благоговением. Тот, кто старается всегда жить в присутствии Бога, ощутит действие Промысла в своей жизни: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3: 6). В первой же главе книги описывается сообщество грешников. Они вынашивают преступные планы – ограбление и убийство (см.: Притч. 1: 10–19). Грешники лихо попирают заповеди: не убий, не укради, не пожелай чужого. Как важно юноше избегать подобного сообщества законопреступников. В такой среде и хороший человек может незаметно превратиться в лютого грешника и безвозвратно погубить свою жизнь. Заповедь о почтении к родителям получает в Притчах разные практические толкования. Например, трогательное и вместе с тем очень жизненное: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22).

http://pravoslavie.ru/52620.html

«Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей» ( Притч. 3:21–22 ). Вот чем нужно украшаться человеку. Вы наверняка слышали, что украшательство как для женщин, так и для мужчин не приветствовалось, и в Священном Писании у апостола Петра есть об этом слова ( 1Пет. 3:3–4 ). Это же мы можем встретить и у святых отцов. Такие слова вызывают возмущение у некоторых наших современниц, которые говорят: «Ну что, значит я теперь должна ходить как замарашка?» Конечно, ходить как замарашка необязательно. Но важный вопрос: чем ты на самом деле хочешь украшаться? Украшать свою душу добродетелями и верою, или же украшать своё тело одеждой, обувью, косметикой, причёсками? Каждый пусть смотрит в своё сердце и искренне отвечает себе, что он на самом деле ставит на первое место, чем хочет украшаться, и что в себе хочет украшать. Притч. 3:24–26 Если ты украшаешься премудростью, «тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется» ( Притч. 3:23 ). Спотыкается человек, живущий по греху. Человек, живущий по воле Божией, в любых обстоятельствах остаётся как скала, и все житейские треволнения разбиваются об него, как волны. «Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» ( Притч. 3:24–26 ). То есть именно потому, что человек, живущий по воле Божией, доверяет все Господу, он и не беспокоится. Потому что знает, что Господь и завтра будет Тем же, что сегодня. Приведу слова преподобного Исаака Сирина : «Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и о потребном для плоти твоей? А если не веруешь, что Бог промышляет, и потому, несмотря на Него, сам заботишься о потребном для тебя, то ты самый жалкий из всех людей. Для чего живешь? Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя ( Пс. 54:23 )». Притч. 3:27–28

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010