Что касается , то для нас важно решить вопрос о возможности для него быть в состоянии сопряжения с именем, обозначающим объект возвещения. Обращаясь к евр. Библии, находим, что в ед. ч. в st. constr. только в Мал.3:1 соединяется с , да в Ис.63:9 с , а в остальных (67) случаях – то с , то с . Во мн. ч. встречается гораздо реже (12 раз), при чем 3 раза с и 9 раз с другими именами: ( Суд.11:13 ), ( 1Цар.19:20 ), ( 1Цар.25:42 ), ( 4Цар.1:3 ), (ψ.77:49), ( Притч.16:14 ), ( Ис.14:32 ), ( Ис.33:7 ) и ( 3Цар.20:9 ). Из последних случаев только в двух, – Притч.16:14 и Ис.33:7 , – слова и могут выражать объект возвещения. 1723 Слово в качестве nomen rectum употребляется в следующих местах ветхозаветного текста и в следующих формах и сочетаниях. а) В форме в сочетаниях: 1, ==«знак завета» ( Быт.9:13, 12, 17; 17:11 ); – 2, ==«союзники Авраамовы»==букв. «Господа союза Авраамова» ( Быт.14:13 ); – 3, ==«соль завета» ( Лев.2:13 ) 1724 ; – 4, ==«отмщение завета» ( Лев.26:25 ); – 5, наиболее частое сочетание – ==«ковчег завета Иеговы» или ==«ковч. з. Божия» 1725 ( Чис.10:33 ; Втор.10:8; 31:10, 25, 26 ; Нав.3:3, 17; 4:7, 18; 6:8; 7:15; 8:33; 23:16 ; Суд.20:27 1Цар.4:3, 4 [+], 5; 2Цар.15:24 3Цар.3:15; 5:26; 6:19; 8:6 ; 1Пар.11:8; 15:26, 28, 29; 16:6 37; 17:1; 22:19; 28:2, 18; 2Пар.5:2, 7; 6:11 ; Иер.3:16 ; – еще см. ниже, лит. б, 6 – ); – 6, ==«Ваалвериф» (соб. и.)==букв. «господин завета» ( Суд.8:33; 9:4 ); – 7, ==«капище бога Берифа» или «дом бога завета» ( Суд.9:46 ); – 8, ==«отступники от завета» ( Дан.11:30 ); – 9, ==«злодействующие против завета» ( Дан.11:32 ). – б) В форме в сочетаниях: 1, ==«книга завета» ( Исх.24:7 ; 4Цар.23:21 ); – 2, ==«кровь завета» ( Исх.24:8 ); – 3, ==«слова завета» ( Исх.34:28 ; Втор.28:69; 29:8 ; 4Цар.23:8 ; 2Пар.34:31 ; Иер.11:2, 3, 6 ); – 4, ==«скрижали завета» ( Втор.9:9, 11, 15 ); – 5, ==«проклятие завета» ( Втор.29:20 ); – 6, – см. лит. а, 5 ( Нав.3:6 bis. 8, 11, 14; 4:9; 6:6); – 7, ==«все слова книги завета» ( 4Цар.23:2 ; 2Пар.34:30 ; Иер.11:8; 34:18 ); – 8, ==«узы завета» ( Иез.20:37 ; – слово » – παξ λεγμενον); – 9, ==«земля завета» ( Иез.30:5 ). – в) В форме в сочетаниях: 1, ==«все твои союзники» ( Авд.1:7 ); – 2,  ==«в крови твоего завета» ( Зах.9:11 ) и 3, ==«твоя законная жена» ( Мал.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Тропарь святителю. 1062 Ср.: Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1268D. 1063 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 34, 1 — PG61, 285D. 1064 1 Кор. 12:8, 9. 1065 1 Кор. 12:11. 1066 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 4, 1 — PG61, 245CD. 1067 Григорий Богослов. Слово 29, 16 — Barbel 156/PG 36, 96А. 1068 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 4, 1 — PG 94,1104А. 1069 1 Кор. 1:4–7. 1070 1 Кор. 12:25–26. 1071 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 2 — PG 61, 243. 1072 1 Кор. 12: 8–9. 1073 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 3 — PG 61, 244. 1074 1 Кор 12:11. 1075 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 3 — PG 61, 244. 1076 1 Кор 12: 27. 1077 1 Кор 12:12–14. 1078 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 30, 2 — PG 61, 251. 1079 См.: Он же, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31,1 — PG 61, 257. 1080 1 Кор. 12:21–23. 1081 1 Кор. 12:24. 1082 Мф. 18:12. 1083 Лк. 15:5. 1084 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 2 — PG 61, 259. 1085 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 3 — PG 61, 261. 1086 Там же, 32,1 — PG 61, 263. 1087 1 Кор. 12:14. 1088 1 Кор. 6:17. 1089 1 Кор. 12:24–26. 1090 1 Кор. 12:24. 1091 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 3 — PG 61, 258. 1092 Там же — PG 61, 260. 1093 1 Кор. 12:1. 1094 1 Кор. 1:4. 1095 1 Кор. 1:7. 1096 1 Кор. 2:12. 1097 1 Кор. 2:14. 1098 1 Кор. 2:15. 1099 1 Кор. 2:13. 1100 1 Кор. 14:1. 1101 1 Кор. 14:12. 1102 1 Кор. 14:12. 1103 Притч. 26:4. 1104 Буквально: «рождающимся». 1105 Тит 3:5. 1106 1106 Мф. 1: 20. 1107 См.: Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 716В. 1108 от Духа R 1 1109 Мф. 1:20. 1110 Пс. 77:16; Ис. 48: 21. 1111 1 Кор. 10:4. 1112 См.: Иоанн Златоуст. Беседа 23 на 1 Кор 2 — PG 61, 191. 1113 1 Кор. 12:10–28. 1114 1 Кор. 12:8, 28. 1115 1 Кор. 12:10. 1116 1 Кор. 12:9. 1117 1 Кор. 13: 2; Ср.: Мф. 17: 20. 1118 1 Кор. 12:10. 1119 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 1 — PG 3, 865С. См.: также: 1, 1 — 585В. 1120

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В сочинениях Филона и в Е. П. встречаются одинаковые версии цитат из Свящ. Писания, неизвестные по др. источникам (Быт 2. 2; Исх 25. 40; Нав 1. 5; Притч 11-14). В Евр 13. 5 имеется коллация Нав 1. 5, Втор 31. 8 и Быт 28. 15, совпадающая с трактатом Филона «О смешении языков» ( Philo. De confus. ling. 166) и неизвестная по др. источникам. В Е. П. Христос называется Тем, через Кого Бог сотворил мир (Евр 1. 2), и у Филона о Логосе говорится как об инструменте, с помощью к-рого Бог создал мир ( Philo. De Cherub. 127). В Евр 1. 3 о Христе говорится как о «сиянии славы» и об «образе ипостаси», что перекликается с тем, что Филон говорит о Логосе ( Idem. De opif. 146; Idem. Quod deter. pot. 83). Христос представлен как Первосвященник по чину Мелхиседека в Евр 5. 10 и 7. 3, тогда как Филон говорит о Логосе как о Первосвященнике ( Philo. De fuga et invent. 108), а о Мелхиседеке как об образе Логоса ( Idem. Leg. all. 3. 82). Кроме того, ангелология Е. П. близка к взглядам Филона (Евр 1. 14; 13. 2; Philo. De gigant. 16; Idem. De somn. 1. 133, 138). Е. П. и сочинения Филона роднит также учение о степенях совершенства (см., напр.: Евр 5. 11 - 6. 3; ср.: Philo. De agr. 9, 158-169; Idem. De somniis. 1. 131, 213; Idem. Quod omnis probus. 160; подробнее см.: Dey. 1975). Признаком влияния на Е. П. со стороны Филона считается также космологический дуализм подлинного горнего и преходящего земного миров (ср.: Евр 8. 4-5, где говорится о том, что Иерусалимский храм и богослужение являются отражением высшей реальности - «служат образу и тени небесного»; см. также: Евр 9. 23-24; подробнее см.: Лэдд Д. Богословие Нового Завета. СПб., 2003. С. 654-659). Однако в Послании встречается и традиц. для евр. и христ. эсхатологии временной дуализм текущего и грядущего веков: во временном смысле в Е. П. говорится о том, что закон «имеет тень будущих благ» (Евр 10. 1), о буд. вселенной, покоренной Христу (Евр 2. 5), о приближении «дня оного» (Евр 10. 25), о катастрофе, к-рая ждет этот мир (Евр 1. 11-12; 12. 26), о воскресении и о суде (Евр 6. 2; 10. 27, 31; 11. 35; 12. 23). При этом пространственный и временной дуализм в Е. П. тесно связаны: народ Божий ожидает небесное отечество, приготовленный Богом город (Евр 11. 14-16), небесный Иерусалим (Евр 12. 22), буд. постоянный град (Евр 13. 14).

http://pravenc.ru/text/187302.html

Vol. 83, 1979, pp. 73–93. 5 Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: “пойди из земли твоей, от родства твоего…” (Быт 12:1). 9 См. Ин 10:2–3,14, в синод. переводе: входящий дверью есть пастырь овцам и овцы слушаются голоса его Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в синод. переводе: Кто от Бога, тот слушает слова Божии. 14 Намек на библейский эпизод, когда израильтяне, измученные в пустыне голодом, сожалели о том, что Моисей вывел их из Египта (Исх 16:2–3). 16 В этом отрывке звучат мотивы многих псалмов, ср. Пс 117:8; 54:23; 38:8; 22:1; 32:20; 53:6; 5:9; 60:4. 17 Пс 118:92 — текст Септуагинты, в синод. переводе: Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. 19 См. Пс 17:38, в синод. переводе: Я преследую врагов моих и настигаю их и не возвращаюсь, доколе не истреблю их. 23 Ср. 1 Кор 13:4–7 — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде… 24 Ср. Пс 126:1 — Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете… 25 Ин 8:31–32, в синод. переводе: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 26 См. Ин 15:2 — Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 30 Лк 12:47, в синод. переводе: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. 31 Лк 12:48, в синод. переводе: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. 33 Ср. Притч 19:8 — Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. 36 Евр 12:14, в синод. переводе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/stefan-iz-fivaidy-slov...

Симеона Метафраста. Эти ссылки мы дали отъ себя (— Архим. Погодинъ). 2. Волхвы по были царями Восточныхъ странъ. 3. Здесь подъ следуетъ разуметь тайну человеческаго рода, которое совершилъ Спаситель: Сынъ пришелъ на землю; человеческую плоть, родившись отъ Пресвятой Девы научилъ людей истинному пути; добровольно принялъ для людей; перетерпелъ и умеръ на кресте, почему Крестъ и именуется у святыхъ отцевъ нашего освященнымъ Кровью Христовой» (см., напр., Слово блаженнаго феофилакта Болгарскаго на Кресту Господню въ Крестопоклонное какъ былъ преданъ и на день воскресъ во славе; на 40–й день Онъ вознесся на небо въ той же принятой Имъ плоти человеческой; и затемъ, на 50–й день послалъ Духа Святого, исходящаго отъ Отца, на Своихъ Святыхъ Апостоловъ и темъ основалъ на земле Церковь, которую силы, врата адова не одолеютъ; и верные чада Церкви въ таинствахъ Церкви и своимъ посильнымъ креста, въ любви къ Богу и къ ближнему и въ делахъ добродетели и обретаютъ вечную жизнь во Христе Господе нашемъ, по молитвамъ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы, нашимъ Покровомъ и а также по предстательству о насъ Святыхъ Это и есть та великая «домостроительство», которое совершилъ для насъ нашъ Богъ и Спаситель. Слава Ему во веки вековъ, аминь! 1. Ср. 2 Петр 3:8. 2. Откр 10:6. 3. Ср. Мф 25:21. 4. Ср. Ин 3:16. 5. Ср. 2 Кор 5:14. 6. Ср. Мф 25:40. 7. Если дата проповеди не указана, значит она неизвестна. 8. Ср. Притч 23:26. 9. Ин 15:16. 10. Ср. Ам4:12. 11. Ср. Мф 11:28. 12. Ср. Ис 11:6. 13. Ср. Лк 2:11. 14. Мф 3:2. 15. Ср. Мф 13:55. 16. Ср. Мк 1:35; Мк 6:46; Лк 5:16. 17. Мф 18:20. 18. Ср. Ин 8:46. 19. Ср. Мф 3:15. 20. Ср. Лк 2:29. 21. 2 Тим 4:7–8. 22. Лк 1:38. 23. Мф 17:4. 24. Мф 17:4. 25. Ср. Ин 15:5. 26. 2 Тим 4:7–8. 27. Ср. Мф 16:16. 28. Ср. Фил. 1:23. 29. Ср. Мф 25:21. 30. Ср. Ин 3:15–16. 31. Ср. Лк. 18:11. 32. Лк. 18:10. 33. Ср. Лк. 15:12. 34. Ин. 13:21. 35. Ср. Ис 52:10. 36. Ср. Гал. 5:6. 37. Ср. Быт 4:10. 38. Ср. Евр 11:23–40. 39. Евр 12:1. 40. Евр 11:24–26, 11:32–12:2. 41. Ср. Пс 140:3.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

4Макк Четвертая Книга Маккавейская Притч Книга Притчей Пс Псалтирь Прем Книга Премудрости Соломона Сир Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 2 . НОВЫЙ ЗАВЕТ: Гал Послание к Галатам Деян Деяния Апостолов Евр Послание к Евреям Еф Послание к Ефесянам Ин Евангелие от Иоанна Кол Послание к Колоссянам 1Кор Первое Послание к Коринфянам 2Кор Второе Послание к Коринфянам Лк Евангелие от Луки Мк Евангелие от Марка Мф Евангелие от Матфея Оттер Откровение Иоанна 1Петр Первое Послание Петра 2Петр Второе Послание Петра Рим Послание к Римлянам 1Тим Первое Послание к Тимофею 2Тим Второе Послание к Тимофею Тит Послание к Титу 1Фес Первое Послание к Фессалоникийцам 2Фес Второе Послание к Фессалоникийцам Флп Послание к Филиппинцам 2 Предположение о возмущении среди иудеев, не разделившихся между собой на некоторые партии, событийно невероятно. 3 См. приложение к переизданию: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства- М., 1990. – С. 460. 5 P. Andriessen (Rech. de theol. anc. et med. – 1946. – P. 5. – 39) приводит некоторые аргументы в пользу идентификации апологии Кодрата с анонимным «Посланием к Диогниту». 12 См.: Nickelsburg, G. W. Е. Jewish Literature Between the Bible and the Mishnah. -London, 1981. 14 Учитывая особенности ситуации и неопределенность понятия о христианах в то время, можно даже говорить о том, что Иосиф, защищая иудеев, видел в числе своих подзащитных и христиан. По крайней мере восстановленный текст его свидетельства скорее благожелателен, чем насторожен. 15 Иустин. Апол. I, 2; 27; 55; 68; Апол. П, 3; 12; 14; Татиан. Речь к элл. 22 – 24; 33 –34; Феоф. Антиох. К Автол. Ш, 4 – 6; 15; Афин. Прошен. 2 – 3; 31 – 35; Мин. Феликс. Окт.9; 28; 30–31; Терт. Апологет. 7 – 9; 16; К языч. I, 7; 12; Апол. 2. 16 Аристид. Апол. 3 – 14; Иустин. Апол. 1,5; 9; 25; 54; Апол. II, 5; Татиан. Речь к элл.8 – 10; 19 – 21; 29; К Диогнету. 2; De monarch. 6; Феоф. Антиох. К Автол. 1,9 – 10; II, 1 –8; Афин. Прошен. 17 – 19; Мин. Феликс. Окт. 23 – 24; Терт. Апологет. 10 – 12; К языч.;Апол. 13 – 14.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Притч.1:10 . Сыне, да не прельстят тебя мужи нечестивые, и не соглашайся, когда пригласят тебя, говоря: Притч.1:11 . «Иди с нами, участвуй в кровопролитии: зароем в землю мужа праведного понапрасну. Притч.1:12 . «Проглотим его живаго, как ад поглощает, и изгладим память его с земли. Притч.1:13 . «Имущество его многоценное возмем, и наполним домы свои добычами. Притч.1:14 . «Жребий же свой брось с нами: общую мошну будем иметь мы все, и один у нас будет кошелек». Притч.1:15 . Не ходи по одной дороге с ними: уклони же ногу твою со стезей их, Притч.1:16 . Ибо ноги их к злодеянию бегут, и поспешны они на пролитие крови. Притч.1:17 . Но напрасно ставятся сети пернатым. Притч.1:18 . Так и они, участвуя в убийстве, приобретают себе гибель. [А ниспровержение мужей беззаконных тяжко]. 19. Таковы пути всех делающих беззаконное: нечестием они губят свою душу. Притч.1:20 . Премудрость на улицах воспевается, и на площадях торжествует, Притч.1:21 . С вершин стен проповедуется [у ворот властителей сидитъ], и у ворот городских смело говорит: Притч.1:22 . Простодушные доколе держатся правды, не постыдятся: а безумные, эти охотники до поругания, быв нечестивы, возненавидели Чувство, и за то заслужили обличения стт. в еврейском тексте немного иначе.]. Притч.1:23 . Вот я предложу вам речь моего духа: и скажу вам слово мое. Притч.1:24 . Так как я звала вас, и не слушали вы, и распространяла речи, и не внимали вы, Притч.1:25 . Напротив отвергали мои советы, и не внимали Притч.1:26 . То и я посмеюсь вашей погибели, и порадуюсь, когда придет ваша погибель. Притч.1:27 . И когда внезапно постигнет вас смятение, а ниспровержение явится, как буря, или когда придет к вам скорбь и градоразорение [Или когда придет к вам пагуба] [[Нет в еврейск.]]: Притч.1:28 . Тогда хоть бы вы и позвали меня, я не послушаю вас. Худые поищут меня, и не найдут [[В еврейском немного иначе.]]. Притч.1:29 . Ибо они возненавидели премудрость, и страха Господня не предпочли, Притч.1:30 . Не хотели внимать советам моим, и осмеяли обличения мои. 31. Посему вкусят плоды своего пути, и насытятся своим нечестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Много дверей ведет к доброй распорядительности. Только бы с дерзновением нам встретить вечного/Царя Христа, царствующего вовеки. Ибо вовеки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. «На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» ( Рим.14:9 ). 305. Притчи царя Соломона «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» ( Притч.1:8 ). «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ( Притч.3:9 ). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» ( Притч.15:8 ). «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» ( Притч.15:11 ). «Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему» ( Притч.15:26 ). «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч.3:7 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). «Господь дает мудрость» ( Притч.2:6 ). «Уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость. Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно» ( Притч.2:5–7 ). «Начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Долгоденствие – в правой руке ее [мудрости], а в левой у нее – богатство и слава» ( Притч.3:13, 16 ). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для матери» ( Притч.10:27, 13, 1 ). «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). «Не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены» ( Притч.4:27–28 ). «Коварство в сердце его [лукавого]: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» ( Притч.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Таким образом, погубление нечестивых и вечное спасение праведных, как стоящие одно против другого, как бы восполняют себя взаимно, как будто нечестивый для того и погибает, чтобы дать место праведному и выкуп за него ( Притч.11:8, 21:18 ). 2 . Из преставленного понятия о свойствах человека и его отношении к Богу, определяется характер его деятельности. Основанием деятельности человека служит страх Иеговы, т.е. закон Иеговы в частнейшем смысле слова. Сущность страха или закона Божия состоит в том, чтобы ненавидеть зло ( Притч.8:13 ). По такому своему значению, страх Иеговы представляется в книге Притчей источником всех благ физических и нравственных. Страх Иеговы – источник жизни ( Притч.14:27 ). Страх Иеговы умножает дни ( Притч.10:27 ). Плод страха Иеговы – богатство, слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Страх Иеговы есть даже школа мудрости, потому что без него или без соответствующего ему воспитания духа никакое познание невозможно ( Притч.15:33 ), хотя можно сказать и наоборот, что возвышение истинного знания утверждает для человека значение страха Божья ( Притч.2:5 ). Поскольку человек должен побороть естественную гордость и самолюбивое превознесение, то страх Божий есть смирение ( Притч.15:33, 22:4 ), которое не дает человеку думать, что он когда либо может быть достаточно свободен от греха ( Притч.20:9 ), но, напротив, заставляет человека держать постоянно на виду свои ошибки ( Притч.28:13 ) и не забывать, что ничего не может быть вреднее и губительнее господства слепой гордости ( Притч. 16:5, 16:18, 17:19, 18:12, 29:23 ) и самомнения ( Притч.11:2, 13:10, 26:12, 27:1, 27:21 ). Так как при этом человеку свойственно некоторое врожденное легкомыслие, которым он легко увлекается, то с этой стороны страх Иеговы учит его истинному благоразумию и осмотрительности, уважающей все истинное и непренебрегающей ничем необходимым ( Притч.13:13, 14:16, 16:20 ). Наконец, так как этот страх Божий есть выражение той же вечной воли Божией, то он приводит к истинному упованию и твердой надежде ( Притч.16:4, 16:20 ) в противоположность надежде на суетные преходящие вещи ( Притч.11:28, 28:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. В начале говорится о самих «Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» ( Притч.1:1–2 ); далее о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют «склад один будет у всех нас» ( Притч.1:14 ); что «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч.1:20–21 ); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои» ( Притч.2:1 ), и «так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости» ( Притч.2:2 ), и «уразумеешь правду и правосудие» ( Притч.2:9 ); горе «ходить путями тьмы» ( Притч.2:13 ) «от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Притч.2:14 ); и еще: «которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» ( Притч.2:15 ), чтобы тебе «ходить путем добрых и держаться стезей праведников» ( Притч.2:20 ). Еще говорится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, – чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога и не был «мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 ), но почитал «Господа от имения твоего» ( Притч.3:9 ), и «наказания Господня, сын мой, не отвергай» ( Притч.3:11 ), «ибо кого любит Господь, того наказывает» ( Притч.3:12 ). Говорится о том, что блажен человек, нашедший премудрость; о том, что ты не должен предаваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может помочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга своего, потому что нечист перед Господом всякий беззаконник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010