К. Итак, время вочеловечения и вожделеннейший день воскресения из мертвых предызображен был для нас древле словами Бога: «первый месяц … поставь скинию» (Исх. 40:2). Слова же: «в первый день месяца» (там же) — можно рассматривать, Палладий, как с пользою и необходимостью присоединенные: ибо как начало месяца есть первый из дней в нем, то есть новомесячие, так и как бы некоторое начало нового века и наступление новости времен есть время пришествия; потому что «во Христе, тот новая тварь; древнее прошло» (2Кор. 5:17; сн. Гал.6:15). Воссиявает же как бы нам век после настоящего будущий, ныне как бы еще в надежде видимый, тогда же и истинно имеющий наступить, когда Христос снова воссияет нам со святыми Ангелами во славе Отца, имея взять с Собою и ввести в давно ожидаемую славу и Царство решившихся ходить в новости жизни и в терпении обогатившихся отличнейшею красотою евангельского жития. А что «нова тварь» и как бы новое поколение времен и вещей во «Христе», это очень ясно указывает гадательное значение «месяца первого», в который на земле являются мягкие и свежие травы, совершается распускание растений и виднеется многообразная красота луговых цветов, при радостном весеннем благоухании; ибо как бы в таковое же время Христос воззвал Церковь из язычников, так говоря: «встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле;» (Песн.2:10-12): ибо снова зацвело естество человека, как бы какое растение, быв иссушено смертью по причине преступления Адамова и владычествовавшего над всеми нами греха. Слышу же Христа, говорящего и чрез одного из святых пророков: «Я тот же, Который сказал: как весеннее время «на горах» (Ис.52:6-7): ибо что производит весна в горах и лесах, увенчивая растения новою отраслью, то же и в нас совершило пришествие Спасителя нашего, бывшее по порядку времен как бы во второе лето, а не в первое время, в которое был закон и лик пророков и в которое властвовала смерть: «ибо царствовала смерть от Адама даже до Моисея» (Рим. 5:14). Итак, как бы во второе лето, то есть как бы во время, следовавшее за первым, в которое был закон, воссияла Церковь из язычников, имея обитающим в себе Христа — кончину пророков и закона (ср. Рим. 10:4 и Мф.5:17). Не кажется ли тебе, что слово наше направляется к решению прямому и истинному?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Ибо как воспринятая и в Нем получив ипостась разумная и одушевленная плоть соделалась домом и храмом Божиим, так и избранная и предпочтенная из всех родов и предопределенная быть Матерью Божиею, соделалась храмом, одушевленным вместилищем и жилищем всего Христа, то есть божества Его и одушевленной плоти, которую заимствовал от сущности её и плоти, как я прежде сказал. И так как, по сказанному, Всевышний не в рукотворенных храмах живет ( Деян. 17:24 ); ибо, говорит Господь, не наполняю ли Я неба и земли? ( Иер. 23:24 ) и: какой дом созиждете Мне, или какое место для покоя Моего? ( Ис. 66:1 ), то Премудрость Божия сама Себе устроила 51 храм нерукотворенный, сию святую Деву, сперва творческою силою создавши ее, как Бог и Зиждитель, как человека, а впоследствии освящающею и совершительною силою единосущного и равночестного Духа соделал ее Своею материю и истинною Богородицею. О ней без сомнения 52 и предок её Давид говорил: не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Богу Иакова ( Пс. 131:4–5 ). И еще: освятил жилище Свое Вышний; Бог посреде его, и не поколеблется ( Пс. 45:5–6 ). Свят храм Твой, дивен в праведности ( Пс. 64:5 ). 11. Если же и богами Писание назвало некоторых, к которым слово Божие ( Ин. 10:35 , Пс. 81:6 ), и Бог так же говорит чрез Моисея: вселюсь в них и буду ходить в них ( Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16 ), и сам Христос наконец незадолго до креста и страдания сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ); и таинственные речи божественной величественной песни всюду намекают на это самое, вводя благочестивую и очищенную душу, как бы некую невесту, в богоприличное общение с женихом Словом, которое усильно и ищется: то как, скажи любовно, когда Друг и Жених чистых душ говорит: о, ты прекрасна, ближняя Моя, ты прекрасна ( Песн. 4:1 ), и показывает ее достойною всецело боготворной благодати, Своего обитания и вселения, как святая Дева и Богородица не будет и невестою Божиею ( 2Кор. 11:2 ) и обоженною по благодати, и храмом святым и домом, и одушевленным жилищем Премудрости Божией, – она, превзошедшая всех превосходством чистоты и освящением сверхестественным, всецело иностасную Премудрость Отца непостижимо существенно в себе зачавшая и родившая Бога и человека вместе? Посему и семью великими и первыми благодатными дарованиями Духа подкрепляется святый этот дом Премудрости, как бы некиими семью столпами, говорит книга притчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Глава 7 Песн. 7:1 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. Суламитино значит – мирную. Как Жених ее наименован прежде Соломоном – мирным, так она, принявши от него мир и от древней освободившись брани, мирной называется. «Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе». Не бойся тех, которые гонят тебя, но сохраняй учение, проповедуй истины благочестия. Если ты « неустрашимо будешь продолжать благовестие, царство твое мы соблюдем. Но к ним Жених:» Песн. 7:1 Что увидите у Суламитины? Приходящая яко лики полков. Что хотите найти в мирной? Не думайте в ней усмотреть нечто доброе, начатое и недовершенное. Се она идет, «яко лики полков», идет, торжествуя над всеми победу. Песн. 7:2 Что украсишася (Сам к ней обращается) Песн. 7:2 стопы твоя во обутиих твоих, дщи Надавля? Симмах перевел – дщи Вождя – то есть Духа Святого. «Что украсишися стопы твоя? »Похваляет стопы, которые правы, и по правой стезе шествуют, которые и в обутиях блещут. Сих-то лепоту ног провидя, Исаия возопил: «Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая» ( Ис. 52:7 ) Но далее паки Жених восхваляет особенно каждый член Невесты: Песн. 7:2 Чины бедру твоею подобни усеряземь, делу рук художника: Песн. 7:3 пуп твой чаша источена, не лишаемая мста: чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах: Песн. 7:4 два сосца твоя, яко два млада близнецы серны: Песн. 7:5 выя твоя яко столп слоновый: очи твои яко езера во Есевоне, во вратах дщерей многих: нос твой яко столп Ливанский, сматряяй лице Дамаска: Песн. 7:6 глава твоя на тебе яко Кармил (гора), и заплетение главы твоея яко багряница, царь увязан в преристаниих. Все сие немного различествует от того, что сказано о Невесте в слове втором ( Песн. 4 ). И потому толкования более не требует. Песн. 7:7 Что украсилася еси, и что усладилася еси, любы, во сладостех твоих? Песн. 7:8 Сие величество твое: уподобилася еси финику, и сосца твоя грезном. Ты, быв прежде отвратительна и безобразна, учинилась вдруг прекрасной и причтной. И сего достигла потому, что пленилась прелестями любви. Любя любящего тебя Жениха и поставляя в любви Его все блаженство свое, презрела все прочее. Величие твое подобно «финику, и сосца твоя грезном». Ты не только величием досягаешь почти до небес, но и подобно преклоненным долу грезнам финика снисходишь к слабым ученикам твоим, подаешь им сосцы учения твоего. Таковые и столь многочисленные похвалы Невеста выслушавши, воспламененная любовью говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Радуйся, Полевой Цветок, из Которого родившийся Иисус одевает цветы полевые; благоухающий Цветник духовный, из Которого Христос бессеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову (ср. Мф.6:29 ). Радуйся, Цветок, Который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе Цветок [Христос], на Котором почивают семь духов, как говорит Писание (см. Ис.11:1 ). Радуйся, Нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: Нард мой издавал благовоние свое ( Песн.1:11 ). Радуйся, Стакта [миртовый бальзам], из девственного бальзама излившая Христу стакту освящения, или молока, и воспевающая в Песнях: Миртовый пучок – брат [букв, с греч. – «маленький брат, питаемый сосцами»] мой у меня, (который) между грудями моими поместится ( Песн.1:12 по LXX). Радуйся, Киннамон [корица], исходящий из духовного рая, благовонный Цвет Чистоты, Которого запах приятен Тому, Кто говорит в Песнях: Отрасли твои – гранатовый сад с прекрасными плодами; ...тростник и корица со всеми деревьями Ливанскими ( Песн.4:13–14 ). Радуйся, Дочь, посвященная Богу Отроковица, Которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: Как прекрасны ноги твои в обуви твоей, дочь Надава! ...чрево твое – стог пшеницы, окруженный лилиями ( Песн.7:1–2 по LXX). Радуйся, Сестра, соименная прекрасному Брату и возлюбленнейшая Ему, как говорится в Песнях: Пленила ты сердце наше, сестра моя, невеста, пленила ты сердце наше ( Песн.4:9 по LXX). Радуйся, Невеста, которой Обручитель есть Дух Святой, а Жених – Христос, говорящий в Песнях: Вся прекрасна ты, ближняя моя, и недостатка нет у тебя. Иди с Ливана, невеста ( Песн.4:7 по LXX). Радуйся, Миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе, ибо сказано: имя твое – миро разлитое ( Песн.1:2 по LXX), Им помазано царственное священство. Радуйся, Кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: Кто сия, восходящая из пустыни, как столб благоухающего дыма? ( Песн.3:6 по LXX).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Песн. 5:10 Брат мой бел и чермен, избран от тем: Песн. 5:11 глава Его злато избранно, власы Его кудрявы, черны яко вран: Песн. 5:12 очи Его яко голубицы на исполнениих вод, измовени во млеце, седящыя в наполнениих (вод): Песн. 5:13 ланиты Его аки фиалы аромат, прозябающыя благовоние: устне Его крины, каплющии смирну полну: Песн. 5:14 руце Его обточены златы, наполнены фарсиса: чрево Его сосуд слоновый на камени сапфирове: Песн. 5:15 лыста Его столпи марморовы, основани на степенех златых: вид Его яко ливан, избран яко кедрове: Песн. 5:16 гортань Его сладость, и весь желание: сей Брат мой и сей Ближний мой, дщери Иерусалимли. «Брат мой бел и чермен». «Бел» – ибо Бог , ибо есть «свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» ( Ин. 1:9 ), свет, превосходящий всякий блеск. «Чермен» – чрез сие означает человеческое Его естество, которое в Нем обагрено было кровью. «Чермен» – хотя Он Бог, но из любви к человеку соделался человеком, не изменив, впрочем, Божеству Своему. «Брат мой бел и чермен, избран от тем» – Христос превыше всей природы. Он не сотворил греха, «ниже обретеся лесть во устех его» ( Ис. 53:9 , 1Пет. 2:22 ) Он есть непорочная Жертва, очищающая весь мир. Словом, «избран от тем». «Глава Его злато избранно». Симмах перевел: яко камень драгоценный. «Глава Его злато избранно». Под главой также, как прежде, и под белизной, разумеем Божество Его, которое уподобляет камню драгоценному и злату, потому что не находит еще лучшего на земле. «Власы Его кудрявы, черны, яко вран». Власами, я думаю, называет Благодать, с главы Его струящуюся. «Очи Его яко голубицы на исполнениих вод», ибо беспрестанно обращены на купель Крещения и созерцают грядущих ко спасению. «Измовени во млеце, седящыя в наполнениих вод». Иных, имеющих нужду во млеке, питает млеком, иных, которые закоренели во грехе, обновляет и оживляет – седя «в наполнениих вод» и их освещая. Не без причины сказала: «в наполнениих вод» – ибо приходящих без совершенной и твердой веры не приемлет. «Ланиты Его аки фиалы аромат, прозябающыя благовоние: устне Его крины, каплющии смирну полну». Под ланитами и устнами разумеет учение. Ибо посредством движений оных образуется голос. Фиалами же аромат, прозябающими благовоние, называет ланиты по причине приятности учений, а уста уподобляет кринам, потому что Божественные словеса сами по себе без всякого человеческого украшения блещут. «Устне Его крины, каплющия смирну полну». Научает здесь, на земле, совершенному умерщвлению: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым», и взяв крест свой, «гряди вслед мене» ( Мф. 19:21 , Мк. 10:21 )

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень ( Ис. 11:1 ); возьми землю святую ( Исх. 3:5 ) и желанную ( Пс. 105:24 ), из которой воссияют истина и правда ( Пс. 84:12 ). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову ( Пс. 67:17 ), отсеченный от которой краеугольный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие ( Пс. 6:6–7 ); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается ( Пс. 29:11 ); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

χμινον, Мф.23:23 ), укроп (νηϑον Мф.23:23 ), мяту (δοσμον, mentha hortensis) руту (πγανον, Лк.11:42 ), а также горчицу ( Мф.13:31 ; Лк.13:19 ). Для приготовления одежды служили: лен (pischtheh Нав.2:6 ) и хлопчатая бумага (schesch позже, busch), разводившиеся здесь очень успешно. Из прекрасных, благовонных цветов страна произращала: белую и алую розу, белую и желтую лилию, – ими особенно была богата равнина Саронская, – анемоны, гиацинты, левкои, парцризы, тюльпаны; из ароматических и других растений и кустарников; иссоп (aezob οργανον; душица, дикий маеран) со стеблем в фут длиною и нежным мхом, покрытым листьями, каперсы (abijonah Еккл.12:5 ), полынь (la’anah φινϑος), которая часто называется еще rosch, т. е, плевелами или беленою ( Втор.29:18 и др.), кустарник кипер или альканну (kipper κπρος Песн.1:14; 4:13 ) отличающийся своими, выходящими в пучках напоминающих виноградную кисть, беложелтыми, благоухающими цветами и листвою, которые, будучи высушены, выварены и истолчены, доставляли самые любимые румяны, – мандрагоры с их маленькими, желтыми, благовонными яблоками (dudaim Быт.30:14 ; Песн.7:13 ), можжевельник (rothem) или дроковый кустарник, который, как материал для топки, доставлял ярко пылающие уголья ( Иов.30:4 ), клещевину (gigaion Ион.4:6 , récinus), кустарник, встречающийся в Палестине на песчаных местах, и доставляющий много бальзама, подобно цистовой розе (lot Быт.37:25 . λδος, cistus cremieus). из ветвей которой собиралась благовонная сочная и нежная смола Ladanum, λδανον; – стираксовый кустарник (nekoth tragacantha Быт.37:25 ), из корня которого добывалось трагакатновая камедь (стиракса), – дерево цаккум, Myrobolanus древних (Elacagnus augustifolius Линнея), плоды которого, подобные маслинам, имеют сочное, маслянистое, величиною в грецкий орех, зерно, из которого добывался елей или иерихонское масло, – и, наконец, бальзамный куст (bosem или basam Песн.5:1,13 ). 64 – Палестина также была очень богата виноградными растениями (gephen), которые, особенно в Хевронской местности, достигают значительной, древообразной величины и приносят тяжелые, в 12 фунтов, кисти, ( Суд.14:5 ; 3Цар.21:1 ; Песн.1:13 ; Ис.16:8 ; Иер.48:32 ), из фруктовых – фиговыми и гранатовыми деревьями (the’enah Urimon), фисташковыми орехами (batnim Быт.43:11 ), миндальными деревьями и деревьями грецких орехов (luz, schaged и ’egoz Песн.6:11 ), 65 в особенности же масличными деревьями (zaith) и другими плодами и видами леса, годного к употреблению, как напр., дикими маслинами (hez schemen ’γριλαιος Рим.11:17,24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Далее говорится: исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека. В каком вине омоет одежду Свою Тот, Кто очищает греховный мир, истинный и зрелый грозд Церкви, если не очищая нас кровию непорочной плоти Своей и как бы измывая оскверненную одежду? В крови каких гроздов омоет одежду Свою Он, непричастный никакой скверны? – Не в живой ли струе, текущей из чистейшего и Божественного ребра? Ибо Он Сам был таинственнейшим гроздом истинной Лозы, выжатым в непорочном точиле Церкви, когда, быв пригвожден ко кресту, перенес бесчестие и смерть, дабы омыть наши нечистоты; Он истинно облекся в боготканную ризу, т. е., нашу плоть, которую духом омочил в непорочной крови, как в царском пурпуре и надел на Себя, как царскую порфиру. И, подобно одежде, напитанной кровию, она была окрашена: ее оросила кровь, истекшая из Его живодательного ребра; свидетель этому – Исаия, который представляет Силы, стоящие вокруг Христа, обешенного на кресте и терпящего тяжкие мучения, и говорящие так: кто Сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? Почто червлены ризы твоя, яко от истоптания точила ( Ис. 63:1–2 )? Это изъясняет Сам Господь, говоря: совлекохся ризы Моея, како облекуся в ню? умых нозе Мои, како оскверню их ( Песн. 5: 3 )? Чьи же очи радостотворны паче вина, если не единого Христа, о Котором обрученная душа говорит: введите мя в дом вина ( Песн. 2:4 ), иначе: «введите меня в дом Церкви, в коем предлагается чаша веселия во спасение в крови Агнца»? Приняв оную внутрь, она говорит: яви ми зрак твой, и услышан сотвори глас твой: яко глас твой сладок, и образ твой красен ( Песн. 2:14 ); увидев его, она говорит: се брат мой бел и чермен, избран от тем. Глава его злато избранно, власы его кудрявы, черны яко врань ( Песн. 5:10, 11 ). Подобно этому, великий Давид поет: воста, яко спя Господь, яко силен и шумен от вина ( Пс. 77:65 ) – Тот, Кто по воскресении из мертвых сказал женам мироносицам: «радуйтеся», обращая к ним радостотворное слово, уничтожая мрачный вид прежней печали. Подобно сему, Спаситель произнес радостное изречение избранным ученикам Своим: дерзайте, яко Аз победих мир ( Ин. 16:33 ), и еще: мир вам. Аз есмь: не бойтеся ( Мф. 14:27 ). А чьи зубы белее молока? – конечно, Того, Кто говорит: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ): ибо на самом деле слова Христа белее и блистательнее всякого снега. И книга Песнь Песней как бы от лица Церкви языческой, а также и души, соединившейся с Богом, говорит Жениху: «чему подобны ланиты твои? Зубы твои яко стада остриженых, яже изыдоша из купели двоеплодны» ( Песн. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010