намерен окончить краткие дни в службе Богу». Выступления протоиерея Иоанна, посвященные государю Алек­сандру III, представляют ценный вклад в духовно-нравственную оцен­ку личности этого великого монарха. В посвященной ему литературе последнего столетия доминируют взгляды, удручающие бедностью оценок, стереотипностью суждений, узостью критериев (политика контрреформ, жесткий административный контроль, подавление ина­комыслия и проч.). Насколько искажен такой одномерный взгляд, можно убедиться, обратившись к высказываниям далеко не консерва­тивного исследователя отечественной истории В. О. Ключевского: «Наука отведет императору Александру III подобающее место не толь­ко в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, ска­жет, что он одержал победу в области, где всего труднее даются эти по­беды, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, уве­личил количество добра в нравственном обороте человечества, обод­рил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уже нет, Европа поняла, чем он был для нее». Святые Христовы заповеди даны всем: бедным и богатым, боль­ным и здоровым, царям и нищим. На Суде Божием все будут судимы именно по законам евангельской правды. Каждый делатель, по слову нашего Спасителя, будет узнан по плодам его (см.: Мф. 7, 16). Перед Своей крестной смертью Господь наш Иисус Христос назвал мир как драгоценнейшее наследие, которое Он оставляет на земле: Мир остав­ляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14,27). В Нагорной проповеди Господь наш, называя блаженными исполняющих заповеди Божий, выше всех ставит миротворцев — тии сынове Божий нарекутся (Мф. 5,9). Эта вы­сокая мысль была воспринята святыми отцами и подавалась как важ­нейшее назидание людям. «Посему все те, которые любят благо мира, и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам; а те, которые браннолюбивы нравом, ищут славы в нововведениях и тщеславятся тем, чего бы надлежало стыдить­ся, принадлежат к противоположной стороне.

http://pravoslavie.ru/5955.html

Обратите внимание: апостол говорит не “суббота”, а “субботство”. Что это значит? Андрей Солодков: Вопрос, действительно, очень важный. Адвентизм как таковой – это суббота, свинина, десятина. Есть еще характерные отличия, но центральный вопрос, как вы правильно заметили, – это соблюдение субботы. Здесь нужно понимать: есть то, что было до Воскресения Христа, и есть то, что было после Воскресения Христа. К сожалению, многие неопротестанты не разделяют эти события. И в результате смешивают вещи, между которыми принципиальное различие. Есть чаша бесовская, а есть чаша Христова (ср.: 1 Кор. 10: 21). Есть идольские изображения, а есть святые изображения. Есть предание человеческое, а есть Предание апостольское. Есть суббота как ветхозаветный памятник творению этого мира, а есть Воскресение Христово, о котором сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь», то есть новое творение (2 Кор. 5: 17). Поэтому, когда мы читаем, например, в Послании к Евреям: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4: 9), то важно обратить внимание, что сказано не «суббота», а «субботство». Что это значит? То, о чем Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11: 28). То есть во Христе мы находим истинный покой своей душе. А не просто выделяем какой-то один день из дня творения. Когда я был адвентистом, видел, как адвентисты соблюдают субботу. Иногда доходило до парадоксов, и мне, как пастору, приходилось с этим даже бороться. Отец Георгий: А как они соблюдают? Андрей Солодков: Адвентисты после своего служения, которое они совершают утром: а это песнопения, чтение Писания, изучение субботнего урока, – приходили домой, плотно наедались и ложились спать. И даже шутили между собой: «Надо скорее заснуть и до захода солнца проспать, чтобы в покое находиться, чтобы ничего не делать». То есть доходило до такого вот абсурда: спать, лишь бы ничем не заниматься. Но уже в книге Деяний апостолов мы видим, что «в первый день недели ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20: 7). Адвентистам не надо объяснять, что такое первый день недели. Они знают, что первый день недели – это воскресенье. В 1-м послании апостола Павла к Коринфянам также говорится о том, что христиане отлагали у себя пожертвования на миссионерское служение именно в первый день недели (см.: 1 Кор. 16: 2), то есть когда было собрание: в тот день они собирали для апостолов пожертвования, чтобы те могли исполнить заповедь Христову: «Идите и научите все народы» (Мф. 28: 19).

http://pravoslavie.ru/81160.html

Происходит, однако, то, к чему боговдохновенный Иоанн не был готов: Тот, Кого он проповедует народу, не только Сам приходит к нему на Иордан, но и хочет с его помощью креститься, то есть исполнить тот самый обряд омовения… Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3, 14–15). Прочитав следующие евангельские стихи, мы поймем, почему наш любимый январский праздник именуется Богоявлением, а также Просвещением: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). В минуту выхода Богочеловека из иорданской воды пророку Иоанну (а по мнению некоторых толкователей, и другим людям) была явлена Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. На следующий день Иоанн Предтеча свидетельствовал об этом откровении: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 31–34). Но для чего же омывался в водах Иордана Тот, Кому не от чего было омываться? Что означают Его слова исполнить всякую правду? Вот как отвечает на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на Крещение Господне: «За нас и для нас Он исполнил всякую правду; и нас Он учит Божию правду точно исполнять; для нас принял Крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в Крещении, нам показать нужду в нем, чтобы освятить воды и навсегда дать им силу священия; чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (см.: Тит. 3, 5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/18/dnes_v...

Данное при втором богоявлении Авраму обетование о даровании земли Ханаанской его потомству исторически исполнилось в завоевании Святой Земли во времена Иисуса Навина, а прообразовательно – в распространении Нового Израиля, Церкви Христовой, по всей земле. Аврам в Египте (Быт. 12:10 – 20) Очень трудный в моральном плане для экзегетов эпизод об отдании Сары в гарем фараона преподобный Ефрем Сирин истолковывает так: «Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочадцы фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону» 79 . Отделение Лота и третье богоявление Авраму (Быт. 13:1 – 18) Относительно личности Лота и его веры у святых отцов существуют различные, иногда даже прямо противоположные мнения. Преобладающим является понимание того, что Лот сам был праведен, но веры Аврама вполне не разделял. Описываемое в книге Бытия отделение Лота от Аврама было и отпадением от ветхозаветной церкви, сосредоточенной в семействе патриарха. Общность с нею Лот меняет на нечестивое общество содомлян, прельстившись плодородием здешней земли. Таким образом, Лот являет образец неустойчивого в вере человека, изменяющего Церкви ради материальных благ. Последовавшее за отделением Лота третье богоявление Авраму было призвано, согласно святоотеческому истолкованию, поддержать патриарха, потерявшего значительную часть общины, и что важнее всего – Господь обещает Авраму, что, несмотря на все произошедшее, число его потомков будет как песок земной ( Быт. 13:16 ). Святой апостол Павел изъясняет смысл этого пророчества (см.: Гал. 3:7 ; Рим. 9:6–7 ), указывая, что верующие во Христа являются истинными наследниками веры Авраама и, соответственно, данных ему обетовании. Они-то, подлинные чада Авраама, кроткие сердцем, наследуют землю (ср.: Мф. 5:5 ), которой не будет конца (см.: Откр. 21: 22 – 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

К такому заключению, впрочем, они приходят, главным образом, на том основании, что в книге Деяний после смерти Иакова Зеведеева говорится только об одном Иакове, как апостоле наравне с апостолами из 12 и что в послании к Галатам ( Гал. 1:19 ; ср. 2:9) ап. Павел, по-видимому, также причисляет Иакова, брата Господня, к апостолам из 12, упоминая о нём наряду с Петром и Иоанном. По их мнению, следовательно, Иаков, брат Господа, сначала не веровавший ( Ин. 7:5 ), вскоре затем уверовал в Него, или вместе со своим братом Иудой (см. введение к посланию ап. Иуды) представлял исключение из других братьев (что допустить трудно) и сделался даже апостолом из 12. Но это основание в пользу отождествления ап. Иакова с Иаковом Алфеевым, именно свидетельство о нём, как об апостоле наравне с апостолами из 12, мы видели, объясняется достаточно личностью его и его значением, какое он приобрёл в древнехристианской церкви. Православная церковь ап. Иакова Алфеева считает за особое лицо, и память его чтит 9 октября. 2. Читатели послания Своё послание ап. Иаков пишет: обеманадесяте коленома, иже в разсеянии (1:1... ср. Деян. 26:7 ; Мф. 19:18 : Лк. 22:30 ). Под „двенадцатью коленами» апостол разумеет, как двенадцатиколенный Израиль, новозаветный избранный народ Божий, истинный Израиль Божий ( Гал. 6:16 ), Израиль не по плоти, а по духу христиан. Выражение „иже в рассеянии» (ср. 1Пет. 1:1 ) ап. Иаков употребляет о христианах также в духовном смысле, указывая на жизнь их на земле в рассеянии, в противоположность их будущему соединению в царстве славы Христа. – Но из содержания послания (см. ниже) видно, что ап. Иаков пишет своё послание преимущественно к иудео-христианам, жившим в Палестине и вне её, которые поддерживали тесное общение с церковью-матерью и её представителем. Здесь должно особенно заметить, что апостол, давая в своём послании наставления по поводу различных отношений повседневной жизни первохристиан, однако, нигде не упоминает об отношениях между господами и рабами, каковые наставления в других посланиях, обращённых к христианским обществам из язычников (например, в посланиях ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Литургические песнопения исполнили хоры Киево-Печерской лавры и Киевской духовной академии . Во время богослужения возгласы произносились на церковнославянском, греческом, грузинском, сербском, румынском, албанском и английском языках. По завершении Божественный литургии множество людей радостными криками приветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви, возглашая: «Наш Патриарх Кирилл». «Сердечно всех благодарю за поддержку меня как Патриарха Московского и всея Руси, за вашу любовь, которую я всегда чувствую, когда приезжаю на землю Украины, — сказал Святейший Владыка. — Такая теплота, такой духовный энтузиазм, такая радость, которую я здесь вижу, согревают мою душу и помогают нести мой Первосвятительский крест». Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил, обращаясь к участникам торжества, отметил: «Сегодня мы отмечаем одно из величайших событий человеческой истории — событие, которое поныне имеет глубокое значение для Православной Церкви в ее полноте и для народов этих земель в особенности, ибо здесь в 988 году святой князь Владимир принял Крещение и дал пример всему населению этих земель также креститься в водах реки Днепр, которая находится неподалеку от площади, где мы сегодня совершаем Божественную литургию». Блаженнейший Владыка напомнил о свидетельствах предания, согласно которому святой апостол Андрей Первозванный первым принес христианскую веру в эти земли, упомянул о подвиге Солунских братьев Кирилла и Мефодия, святых просветителей славян, о житии равноапостольной княгини Ольги и ее внука равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Божественная литургия, которую ныне совершали Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей, является благословенной для всех нас, засвидетельствовал Блаженнейший Патриарх, подчеркнув:  «Мы не просто обращаемся к прошлому, но и должны смотреть в будущее, ибо Господь наш является Тем, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8), по свидетельству Книги Откровения Иоанна. Перед лицом вызовов современной эпохи, начиная с бедности, войны, насилия, дискриминации и всех форм разделения и бесчеловечности, Православная Церковь имеет богоданную апостольскую миссию и нравственное обязательство свидетельствовать о любви, мире, примирении, единстве и общении. Мы призваны быть светом миру (см. Мф. 5:14). Во времена, когда наступает глобализация, которая приносит новые требования для всех нас, мы должны, как свидетельствует Писание, бодрствовать и твердо стоять в нашей вере, быть мужественными, крепкими (см. Кор. 16:13) и делать все дела ради любви, по свидетельству святого Павла».

http://patriarchia.ru/db/text/3132529.ht...

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть...»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помолимся...». Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»), и поем «велегласно» тропарь, глас тот же: «Се Жених грядет в полунощи...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды). Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвалами (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395). «И о сподобитися нам...». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся языку, творящему плоды его...»). После окончания Евангелия царские врата затворяются. Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе). По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложим рыдание...». Поется ирмос 8-й песни: «Устрашися отроков...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва – о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12. 14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5. 16).

http://mospat.ru/ru/news/50535/

Через молитвенное призывание имени Господа мы имеем возможность вступить в живое, личное общение с Ним. «Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце впитало Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали едино» . Святая Троица, по образу Которой создано человечество, пребывает в вечной любви и непрестанно изливает любовь на все творение. К такой любви призывает нас Христос: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15: 9). По любви Господа к нам и по нашей ответной любви к Нему мы не можем Его не призывать! Подразумевая именно эту любовь, апостол Павел говорит христианам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Ведь по-настоящему Любящим нас, значит, и наиболее заслуживающим ответной любви, абсолютно достойным стать наиболее Милым и Возлюбленным нашему сердцу, является Господь наш Иисус Христос. А в Нем и через Него – все люди и все творение Божие! Молитва Иисусова призывает нас прочувствовать единство заповеди о любви в ее двух аспектах – к Богу и к людям Молитва Иисусова призывает нас прочувствовать единство заповеди о любви в ее двух аспектах – к Богу и к людям. Богоподобное единство было утеряно Адамом в грехопадении, принесшем внутреннее разобщение ума и сердца каждой отдельной личности и разделение людей между собой. Христос, Новый Адам, в воплощении стал непостижимым «мостиком» между Богом Троицей и человечеством. Поэтому осознанное призывание Его помогает врачевать искаженное грехом человеческое естество, восстанавливая единство и целостность внутри нас и между нами. Практика духовной жизни показывает, что Иисусова молитва является наиболее подходящей молитвой для вскрытия внутренних засовов нашего сердечного человека. Наш внутренний мир, о котором святой апостол Петр говорит как о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (см.: 1 Пет. 3: 1–6), таит поистине радостный и богатейший духовный потенциал. Внутри нас кроме страстей, тьмы и повреждений есть и то евангельское серебро, которое было сокрыто ленивым рабом в земле без подобающего приумножения (см.: Мф. 25: 14–30). Царство Божие, дар Духа Святого, принятые в миропомазании как «залог», ожидают оживления благодатью Божией при содействии наших трудов.

http://pravoslavie.ru/145582.html

О каких богах здесь упоминается, когда мы веруем и знаем, что во всем мире един есть Господь Бог, Творец мира и Вседержитель? Здесь под именем богов разумеются, во-первых, ангелы Божии, как творящие волю Божию и исполняющие суды Его ( 2Цар.24:16 ), – в таком смысле богами названы ангелы Божии в Пс.96 , стихе 9: «зело превознеслся еси пред всеми боги», также в Пс.134 . Во-вторых, богами называются в Священном Писании святые люди, которые добродетельною и святою жизнью явились подражателями Богу и по благодати усыновления названы «сынами Божиими» ( Мф.5:9 ; Ин.1:12 ; Гал.3:26 ). «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). В-третьих, богами названы в Ветхом Завете судии и правители народа: «Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла» ( Исх.22:28 ). В этом смысле и пророк Моисей назван был «Богом фараона» ( Исх.7:1 ), так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова отвращал их и являлся пред фараоном как владыка жизни и смерти. В-четвертых, богами называются ложные боги языческие и идолы их серебряные и золотые, в которых бесы принимают от людей божеское поклонение: «Вси бози язык бесове» ( Пс.95:5 ; Ис.41:23 ; Иер.10:5–11 ). «Пожроша бесовом, а не Богу, богом ихже не ведеша» ( Втор.32:17 ), – так обличал Господь израильтян за идолослужение их во время путешествия из Египта в землю обетованную. Господь Бог над всеми богами явился и стал говорить и призвал всю землю, не Иудейскую только, но всю землю – от края до края ее, от восток солнца до запад. Он явился от Сиона, с той горы святой, на которой стоял (и стоит) знаменитый и священный город Иерусалим, с его святыней – храмом Господним, явился с такого места, прекраснее которого не было на земле, которое считалось в свое время верхом красоты (см. в пер. с евр.), от Сиона благолепие красоты Его, или, как называет его пророк Иеремия: «Венец славы, веселие всея земли» ( Плч.2:15 ). По мнению св. Иоанна Златоуста , Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты Его, т.е. все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Златоуст, – есть благость, человеколюбие и благотворение всем» с. 254]. На Сионе, или в Церкви, Господь проявил все благолепие любви Своей во спасение рода человеческого. «Но так как, – говорит блж. Феодорит, – далее говорится о втором пришествии Господнем, о Суде Его, то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – владычество и царское достоинство небесного Судии» (Толкование еп. Палладия, с. 228). «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс.92:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010