В 1918 г. имение А. было национализировано, в усадебном доме вначале располагалась коммуна, затем жили беженцы из Белоруссии, позже располагалась больница. От прежней усадьбы сохранились каменный усадебный дом (пустует), каменная теплая церковь (в нем располагается школа), каменная сторожка (в ней магазин), Вознесенская церковь (в полуразрушенном состоянии), здание церковно-приходской школы (в нем школьный интернат). Сохранились остатки некогда большого парка и озера. Село А. известно и как родина первого русского авиатора М.Н. Ефимова (см.). В настоящее время в селе А. – основная школа, детский сад, больница сестринского ухода, медпункт, отделение связи, магазин, столовая, ПП МК «Роса». Лит.: Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. – СПб, 1886-1887; Смоленская старина, вып.3,ч.2. – Смоленск, 1916. Е.В. Евдокимова, А.Я. Трофимов В селе Аполье два храма, оба каменные; один из них холодный, в честь Воздвижения Честного Креста Господня, устроен в 1753 г. князем Иваном Андреевичем Друцким-Соколинским; второй храм теплый, устроен в 1880 г. из каменного дома на средства прихожан. Особенно чтимая икона — «Балыкинской Божией Матери». Прихожан при церкви 1369 душ муж. пола и 1432 души жен. пола; расстоянием селения числом 29 - до 9 верст. Земли церковной 55 дес., из них усадебной 5 дес., пахотной 32 дес., сенокосной 15 дес. Церковного капитала 5200 руб., капитала причтового 4000 руб. Священнику положено жалование 144 руб., псаломщику 36 руб. Священник Иоанн Лукич Головкин, священник с 1874 г., имеет камилавку с 1897 г. Диакон Петр Нечаев в сане диакона с 1885 г. Псаломщик Иван Синявский, в должности с 1887 г. В селе церковно-приходская школа. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. В 1745 году князь Иван Друцкий-Соколинский подал прошение о строительстве в своей усадьбе каменного храма. Через три года его сын уже попросил освятить храм, однако просьба по каким-то причинам оказалась неуслышанной. Долгожданное событие произошло только в 1761 году.

http://sobory.ru/article/?object=13084

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Святой Дух – это дух в форме человека, и повсюду может распространяться лишь его влияние (“Основы евангелия”, стр. 36; Doctrines of Salvation Иосифа Филдинга Смита, том 1, стр. 38, 49–50). 5 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Отец, Сын и Святой Дух – не три разных Бога, а три самостоятельных Личности в одном Триедином Боге. На всем протяжении Нового Завета Сын и Святой Дух, равно как и Отец, по отдельности называются и проявляют Себя Богом (Сын: Мк. 2:5–12 ; Ин. 20:28 ; Фил. 2:10, 11 ; Святой Дух: Деян. 5:3,4 ; 2Кор. 3:17, 18; 13:14 ); но в то же время Библия учит, что Они трое – это один и тот же Бог (см. 1). В отличие от них, церковь мормонов учит, что Отец, Сын и Святой Дух – три разных Бога (Teachings of the Prophet Joseph Smith, стр. 370; Mormon Doctrine, стр. 576, 577). 6 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что грехопадение было величайшим злом, и что именно так грех вошел в мир, принеся всем людям осуждение и смерть. Таким образом, мы рождаемся с греховной природой и будем судимы за грехи, которые каждый из нас совершает ( Иез. 18:1–20 ; Рим. 5:12–21 ). В отличие от них, церковь мормонов учит, что грех Адама был “необходимым шагом в жизненном плане и великим благословением для всего человечества” (“Основы евангелия”, стр. 33; Doctrines of Salvation, том 1, стр. 114,115; 2Нефий 2:25; статья “Beauty for Ashes”, The Ensign, anp. 1990 г., стр. 9). 7 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что жертва Христа – прежде всего решение проблемы греховности человека. Вознеся грехи всех людей – прошлые, настоящие и будущие – Телом Своим на крест ( 1Пет. 2:24 ), Христос, непорочный Божий Агнец, полностью удовлетворил требования, предъявляемые к нам Божественной справедливостью, и теперь мы можем получить прощение и вновь обрести возможность общения с Богом ( 2Кор. 5:21 ). В отличие от них, церковь мормонов учит, что цель освящения сводилась лишь к тому, чтобы дать всему человечеству воскресение и бессмертие (Mormon Doctrine, стр. 669; Articles of Faith, стр. 87, 89–91).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mormony-...

Ввиду своей краткости тропарь праздника не требует подробного комментария, остановимся лишь на нескольких моментах. Кто хочет быть первым, будь из всех последним «Первопрестольницы» (от «первопрестольник») — «первенствующий, занимающий первенствующий епископский престол» , синоним «первый» . Следовательно, автор тропаря сразу же говорит о месте апостолов Петра и Павла в ряде учеников Христа. Связано это прежде всего с их миссионерскими, просветительскими трудами, которые не ограничивались определенной местностью, но распространились впоследствии на все народы. При этом и для самих апостолов, и для православной традиции чужда мысль о некоем превосходстве кого-то из учеников Спасителя, поскольку Он Сам, желая избавить последователей от какого-либо соперничества и стремления к первенству, сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк. 9: 35). Вопрос о мнимом единоличном превосходстве апостола Петра неоднократно поднимался в церковной истории, он основанием для убеждения Рима в своем первенстве. Это в свою очередь стало одной из причин Великого раскола, преодолеть который не удалось до сих пор. Безусловно, нельзя отрицать особую роль Петра в жизни первой христианской общины, о чем красноречиво свидетельствуют Деяния святых апостолов (см. например: Деян. 2:42, 44-47) и в чем убеждены исследователи . Здесь же речь идет прежде всего об особых трудах двух апостолах в деле проповеди. Научите все народы Мысль о первенстве апостолов Петра и Павла продолжает развиваться в следующей части тропаря, где прямо говорится, что они являются «учителями вселенной». В церковнославянском под существительным «вселенная» (греч. «οκουμνη») понимается весь обитаемый мир . С данным гимнографическим текстом имеет большое сходство тропарь трем святителям. В последнем гимнограф сравнивает святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с апостолами и использует словосочетание «вселенныя учителие» . Причина этому заключается в их трудах по укреплению православного богословия, которое они зачастую через свои творения и проповеди делали доступными для простых верующих.

http://pravoslavie.ru/140436.html

Велик сонм угодников Божиих и святых святителей, но мало кто из них почтен так, как Святитель Николай. Людские сердца тянутся к Святителю, как роднику неиссякаемой благодати, веры живой и действенной, добродетели совершенной, молитвеннику не усыпающему. Святитель олицетворяет собой «правило веры» во Христа Спасителя. Свою веру он засвидетельствовал исповеданием христианства вовремя Диоклетианова гонения и на Первом Вселенском Соборе, утверждая вместе с другими отцами Собора равночестность Сына Божия – Христа Спасителя с Богом Отцом. Исполнение заветов Христа, и прежде всего важнейшего – любить Бога всей душой и всем сердцем и ближнего, как самого себя (см. Мф.5:43, 19:19, 22:39 ; Мк.12:31 ; Лк.10:27 ; Иак.2:8 ; Рим.13:9 ; Гал.5:14 ), стало смыслом его жизни. Веровать для Святителя – значило жить так, как учит Евангелие. Всё своё немалое имущество, полученное от родителей, и значительную часть епархиальной казны употребил он на строительство странноприимниц, посещение больных, утешение сирот и вдов. Благотворительность его была милосердием, ибо сердце его наделено было даром скорбеть скорбями ближних. Житие Святителя сохранило ряд примеров его миротворческой деятельности. Так, когда жителям г. Патары угрожала кровавая расправа за мятеж, Святитель явился на городскую площадь, умирил недовольных и восстановил порядок. Святитель был защитником угнетаемых и гонимых. Известно, например, что, когда в г. Миры трое воевод были незаконно осуждены на смерть, он сам отнял меч у палача и освободил невинно осуждённых. Прославление угодника Божия на Руси началось с принятием христианства. Характерные национальные черты русских, составляющие душу народную, в первую очередь миролюбие, «стояние за веру», страннолюбив, обратили сердца православных к Святителю Николаю, и стал он национальным русским святым, удостоенным чрезвычайного поклонения: покрыл народ наш лицо земли своей храмами во имя Святителя Николая, и редко в русских семьях родители не называли кого-нибудь из детей именем этого Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Верою и любовью, как правыми путями, все мы, христиане, пойдем за Христом, пойдем верою и при этом с добрыми делами. Где-то о вере рассказывается такая история. Некогда все добродетели собрались в одно место и составили совет, как бы разделить между собой доброго человека, подобно некоему богатству, чтобы каждая добродетель имела в человеке особую часть и место, в котором бы она сидела, как в своем собственном доме. Благоразумие и мудрость взяли себе голову и сели в мозгу. Богоугодное молчание село в устах: «Положи, Господи, охрану устам моим» ( Пс. 140:3 ). Покаяние взяло себе волосы, чтобы ими вместе с Марией Магдалиной отирать ноги Христовы. Послушанию достались ноги, а терпению дан был хребет. Пост сел в желудке, а воздыхание к Богу село в груди. Честности было дано место в лице человеческом, а целомудренному стыду – в очах. Любовь Божественная объяла сердце: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» ( Мк. 12:30 ), а вера святая, как первейшая добродетель, взяла для себя в человеке две части: уши и руки. Уши взяла для того, чтобы была слышима, руки же для того, чтобы была исполняема и совершаема. Место веры в слухе, согласно словам апостола Павла, который говорит: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» ( Рим. 10:14, 17 ). А то, что место веры еще и в руках, это означает, что она проявляется в делах. «Покажи мне, – сказано, – веру твою без дел твоих, ибо вера без дел мертва» ( Иак. 2:18, 20 ). Итак, верой, как первейшей добродетелью и первейшим путем, мы и пойдем за Христом вместе с добрыми делами… Назвав святую веру первейшей добродетелью и первейшим путем, я немного усомнился… какой путь самый первый, какая добродетель первейшая: вера или любовь? Ведь как без веры, так и без любви спастись невозможно, ибо и любовь имеет свою все превосходящую высоту, согласно написанному: «любовь больше всех» (см. 1Кор. 13:13 ) (1). Вера достигает лицезрения Божия, надежда достигает получения тех благ, которых «не видел глаз» ( 1Кор. 2:9 ), любовь же достигает самого сердца Божия, которое есть источник и начало всякой любви (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если пасомый почувствовал, что духовник сострадательно относится к нему, знает про себя, что он сам такой же грешник и не осудит, не отвергнет, то человек скорее раскроется такому духовнику. Священник может поддержать, помочь; наконец просто выслушать. Человек исповедуется и долго рассказывает; а духовник, может быть, одно слово скажет и сразу даст разрешительную молитву. Бывает достаточно и просто молча выслушать. Человек выговорился — и в какой-то момент почувствовал, что здесь присутствует Кто-то третий. Люди, которые приходят сейчас в церковь на исповедь, часто бывают душевно изломаны, иногда даже больны душевно, например в депрессии. Для них, особенно вначале, важно, чтобы духовник был братом и другом, а не командиром. Задача священника — быть солидарным с таким человеком, показывать ему, что и у пастыря могут быть душевные трудности, но священник старается делать так и так. Надо, чтобы духовник показал, что и он вместе с пасомым, чтобы тот почувствовал, что он такой же человек, как и он, просто облечен саном. Не надо настраивать человека на «подвиги», ведь не в них дело. Господь нас спасает по Своей милости и любви, на это надо надеяться, а не на какие-то свои подвиги, например: «Я не буду есть то-то…» Ничего подобного, в данном случае это совершенно не нужно; необходимо укрепляться в сознании, что Бог нас любит. Окрыляться надо тем, что любовь Божия беспредельна. Человека это поддерживает. Пусть он старается так жить, чтобы не оскорбить Бога, Его любви. Это так же, как когда ты любишь другого человека, то не хочешь его обидеть, сделать ему неприятное, оскорбить своим небрежным, грубым, неблагодарным отношением. Всегда надо воспитывать на благодарности к Господу за жизнь, за то, что у тебя есть. Вот так духовник беседует, а не просто сухо перечисляет что-то. Новопришедшего нужно побуждать к любви, потому что главное — это поверить в Божию любовь и стараться отвечать на нее любовью, а не каким-то чисто формальным исполнением правил. Надо объяснять, что все заповеди строятся на любви к Богу и к человеку. Надо внушать: возлюби Бога и ближнего, как самого себя (см. Втор. 6, 4–5; Лев. 19, 18; Мк. 12, 30–31; Иак. 2, 8; Рим. 13, 9); не желай другому того, что себе не желаешь (Деян. 15, 20, 29). Это так просто, казалось бы. На этом нужно строить все отношения духовника с новоначальным. Не отпугивать его какими-то жесткими предписаниями, а то ведь можно отвратить человека от церкви на долгое время. Или наоборот: он сразу решится, сразу двинется; у него начнется такой спортивный интерес: вот, я буду делать то-то и то-то, буду голодать. Это очень плохая вещь; сорвется человек обязательно, ничего хорошего не выйдет. «Сейчас ты не постись, ты просто по мере сил и возможностей молись, читай слово Божие, проникайся любовью ко Христу. На этом строй целеустремленность своей воли, на любви ко Христу; ты пришел не ко мне, а ко Господу пришел, ему говоришь, Он главный, я только помощник твой».

http://e-vestnik.ru/church/protoierej_ni...

Историкам христ. богослужения известно большое количество А., многие из них сохранились лишь в рукописях и в наст. время не употребляются. В состав А. (в общем) входят вступительный диалог предстоятеля и народа; общее благодарение; повествование о сотворении мира Богом; повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; повествование о Тайной вечере ; воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); приношение хлеба и вина; молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; поминовение святых; ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: « Аминь ». Далеко не всегда в конкретной А. присутствует каждый из названных разделов, их порядок зависит от принадлежности А. к той или иной литургической семье , различна и степень подробности изложения текста в А. Части А. В литургической науке XVII-XIX вв., исследовавшей в первую очередь богослужение визант. и рим. обрядов, части А. получили следующие названия: вступительный диалог (его текст: «Благодать Господа(?)» (2 Кор 13. 13) или «Господь с вами» - «И со духом твоим», «Ввысь [устремим] сердца» - «Имеем ко Господу», «Возблагодарим Господа» - «Достойно и праведно»; см. Диалоги литургические ); praefatio (лат.- вступление), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения; Sanctus (лат.- Свят, т. е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей» (Ис 6. 3; ср.: Откр 4. 8, Иер 23. 24, Авв 3. 3); в развернутой форме Sanctus дополняется словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!» (Пс 117. 26; Мф 21. 9; Мк 11. 9-10; Ин 12. 13)) и примыкающие к нему фразы; institutio (установление, т. е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»); анамнесис (лат.

http://pravenc.ru/text/115030.html

«К Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него». Многие не без основания усматривают в этих словах пророчественное указание на факт Крещения Господня, как на момент Его выступления на дело общественного служения. В это время сбылось и пророчество сошествия Святого Духа на Господа ( «Дух Мой на Него») и были повторены почти те же самые слова – «об особом божественном благоволении, – какие мы читаем и здесь (ср. Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ). Все эти выражения – что Бог поддержит Своего Отрока, что Он ниспошлет на Него Святого Духа – в отношении к Господу Иисусу Христу имеют, конечно, условный смысл и должны быть понимаемы человекообразно, т. е. приспособительно к нашему языку и нашим человеческим представлениям. Общая же мысль, заключающаяся в них, та, что все Лица Святой Троицы (Бог-Отец – субъект, Бог-Сын – объект, Бог-Дух Святой – посредствующая связь) объединены между собой самой полной гармонией, хотя и сохраняют свою ипостасную индивидуальность. Некоторые, впрочем, видят здесь указание на особое помазание чрез Святого Духа, какое Сын Божий получил от Бога Отца по своей человеческой природе». ( Ис.11:1, 2 ; Ис.61:1–2 ; Пс.44:8 ; Ин.3:34 ; Еп. Петр). «И возвестит народам суд». Новозаветное Писание ясно раскрывает нам эту мысль, когда говорит, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин.5:22 ), или когда свидетельствует, что Он (т. е. Сын), изгнав князя мира сего вон ( Ин.12:31 ) и получив власть на небе и на земле, будет судить живых и мертвых ( 2Тим.4:1 ). Принимая во внимание последующий контекст речи, здесь должно разуметь не грозный страшный Суд Господа, который должен быть во второе Его пришествие, а то любвеобильное, милостивое, обращение к грешникам, которым сопровождалось Его первое пришествие, о котором Сам Господь ясно заметил: «Я пришел не судить мир, а спасти мир» ( Ин.12:47 ; ср. Мф.9:13 ; 1Тим.1:15 ). Филологический анализ слова «суд» по-евр. mischpath, – что значит «определение», «приговор», а оттуда «закон» (синоним слову thora – см. 3, 4 ст.) дает основание видеть здесь указание и на тот Евангельский закон, который Господь имеет возвестить народам, по Своем пришествии в мир. Это толкование также имеет для себя опору в контексте, где говорится о суде и законе, как предмете надежд для языческого мира (ст. 4-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, — Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39). Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично — пусть и в единстве с другими — действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

http://pravmir.ru/svyatoj-dux/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010