Ст. 16–18. Вспоминается выступление против Моисея и Аарона двухсот пятидесяти «мужей» во главе с Дафаном, Авироном и другими; все они были наказаны Богом (см.: Чис. 16:1–35 ). Ст. 19–23. Когда Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив), израильтяне заставили Аарона сделать им идола – литого золотого тельца – и стали приносить ему жертвы (см.: Исх. 32:1–14 ). Ст. 24–27. Взор Псалмопевца переносится от блужданий по пустыне к вавилонскому плену: рассеяние и унижение народа воспринимается как наказание за неверие и непослушание Богу. Ст. 24. ...земли обетованной – земли, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (см.: Быт. 17:7–8 ). Ст. 25. Во время странствования по пустыне древние евреи неоднократно возмущались тем, что Моисей извел их из Египта (см.: Исх. 16:1–3; 17:1–3 ; Чис. 14:1–4 ). Ст. 26. ...занес Он руку – жест клятвы (см.: Исх. 6:8 ; Втор. 32:40 ; Иез. 20:23 ). Ст. 27. ...рассеять их – в Законе Моисеевом Бог грозил рассеять древних евреев среди других народов за их неповиновение Ему (см.: Лев. 26:33 ; Втор. 4:25–27 ). Ст. 28–31. Вспоминается еще один акт отступничества израильтян от Бога – смешение с другими народами в браках и соучастие в культе Ваалфегора (божества блуда у языческого народа моавитян); за это древние евреи подвергались смерти (см.: Чис. 25:1–5 ). Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). Ст. 32–33. Вспоминается, как, придя в пустыню Син и не найдя там воды, израильтяне возроптали на Моисея (см.: Чис. 20:1–5 ). Неясно, чем именно согрешил Моисей. Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). Ст. 37–39. Закон Моисеев запрещал древним евреям поклоняться богам других народов, у которых были в обычае человеческие жертвоприношения (см.: Втор. 12:29–32 ). Нарушать этот запрет начало уже то поколение, которое пришло на смену выходцам из Египта (см.: Суд. 2:8–13 ); служение иноземным божествам вводили у себя Соломон, его сын Ровоам, израильский царь Ахав (см.: 3Цар. 11:1–10; 14:21–24; 16:29–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8:11. Левиты как жертва возношения. Жертва возношения – один из элементов ритуала посвящения (см. коммент. к Лев. 7:30–34 ). 8:12. Возложение рук левитов на тельцов. См. коммент. к Лев. 1:4 . 8:12. Очищение левитов. Об очищении как следствии жертвоприношения см. коммент. к Лев. 1:3,4 . Но здесь не совершается реальное жертвоприношение, а только используется его символика. Левиты не совершают ритуалы очищения от имени израильтян; это было задачей священников. Вместо этого левиты защищают израильтян от божественного гнева, предоставляя выкуп. Подобная направленность была присуща вавилонским и хеттским ритуалам умилостивления. 8:24–26. Служение левитов. На древнем Ближнем Востоке существовал обычай, по которому кредитор имел право пользоваться услугами одного из членов семьи своего должника. Такой работник должен был исполнять определенные обязанности в течение заранее оговоренного срока. Подобная служба заменяла ссудный процент. Взятый на временную службу человек становился членом семьи кредитора и получал от него средства к существованию. Сходным образом левиты исполняли определенные обязанности в доме кредитора (Бога) и получали от Него средства к существованию. Взамен израильтяне получали возможность не отдавать своих первенцев. 9:1–14 Пасха 9:1. Синайская пустыня. Пустынная местность у горы Синай (см. коммент. к 1:1). 9:2. Пасха. Это первое празднование Пасхи со времени ее установления в Египте годом ранее. О значении этого древнееврейского понятия см. коммент. к Исх. 12:11 . 9:15–23 Водительство облака 9:15. Назначение и природа облака. Некоторые исследователи полагают, что столп дыма и огня появился в результате вулканической деятельности. Извержение вулкана на острове Фера (в 600 милях к северо-западу) положило в 1628 г. до н. э. конец Минойской цивилизации, и не исключена вероятность, что его последствия можно было наблюдать в дельте Нила. Но извержение этого вулкана произошло намного раньше (см. статью «Датировка исхода», с. 81), к тому же эта теория не объясняет ни передвижение столпа, ни его местонахождение, описанное в библейском рассказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нек-рые законы впосл. пополнялись и уточнялись частными постановлениями, вызванными различными обстоятельствами и нуждами. Так, уже после сообщения закона о Пасхе (Исх 12) было дано постановление об удалении нечистых во время этого праздника (Числ 9). Десятисловие (см. Десять заповедей ) запрещало употребление имени Господа напрасно (Исх 20. 7), а наказание за богохульство было установлено в связи с конкретным случаем (Лев 24. 10-16). Общее положение о субботнем покое в десятисловии (Исх 20. 10) было также дополнено законом о наказании за его нарушение (Числ 15. 32-36). Следы такого процесса формирования З. М. можно видеть в постановлениях Второзакония . Книга была написана накануне вступления евреев в землю обетованную, поэтому нек-рые ранние постановления, касавшиеся кочевой жизни, становились неактуальными, а иногда и неисполнимыми и были заменены законами, применимыми в условиях оседлого образа жизни (ср.: Исх 23. 14-17; 34. 18-23; Лев 23 и Втор 16. 7, 15-16) ( Юнгеров. 2003. С. 18-19). Происхождение З. М. Согласно церковной традиции, текст законов восходит к самому Моисею ( Михаил (Лузин). 1899. С. 8-10; Жданов. 1913. С. 44; Юнгеров. 2003. С. 17-20). Поскольку закон (система в виде предписаний) рассматривается как неотъемлемая часть Пятикнижия, при обосновании данной т. зр. на происхождение З. М. используются те же аргументы, к-рые приводятся в пользу ранней датировки возникновения Пятикнижия (см. разд. о теориях происхождения Пятикнижия в ст. Пятикнижие ). О том, что автором законов является сам Моисей, говорится прямо в Пятикнижии и в Книге Иисуса Навина (Исх 17. 14; 24. 3-4, 7; 34. 27-28; Числ 33. 2; Втор 31. 9). Кроме того, ряд филологических и стилистических особенностей текста Пятикнижия по отношению к более поздним историческим книгам также позволяет, по мнению ряда толкователей, датировать его домонархическим периодом. Сомнение в Моисеевом авторстве законов Пятикнижия возникает в зап. науке во 2-й пол. XVII в. В кон. XIX в. представители историко-критического метода (см.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Лев 23. 5-6). Пасха отмечалась ритуальной трапезой. Для пасхальной трапезы использовали однолетнего агнца муж. пола без порока от овец и коз, к-рых приносили в жертву к концу 14-го дня первого месяца (авива). Кровью жертвенного агнца помазывали косяки и перекладины дверей в домах, где совершались трапезы; мясо жертвы, приготовленное на огне, съедалось в ту же ночь с пресным хлебом и горькими травами (Исх 12. 7-8). Название праздника происходит от глагола  , что означает «прошел мимо», «миновал» (Исх 12. 13, 27), ибо, согласно Исх 12. 11-16, в эту ночь Господь прошел по земле Египетской, поразил егип. младенцев и произвел суд над егип. «богами», кровь жертвенных агнцев на дверях евр. домов была знаком, чтобы карающий Господь «прошел мимо». В праздник Пасхи, установленный в память об этом освобождении, и в течение 7 дней после него евреи должны были есть только пресный хлеб, соблюдать покой от всякой работы и совершать священное собрание в 1-й и 7-й дни (см. также: Исх 12. 42-50; 13. 3-10; 23. 15; 34. 18; Лев 23. 5-8; Числ 9. 2-14; 28. 16-27; Втор 16. 1-6). Если в кн. Второзаконие Пасха и праздник опресноков полностью отождествляются, то в кн. Левит сохраняется их относительная дифференциация (см. также Числ 28. 16-25). Праздник жатвы первых плодов (Исх 23. 16), или праздник седмиц (Исх 34. 22; Втор 16. 9-10), справляли через 7 недель после Пасхи (опресноков). По своему происхождению он связан с началом жатвы пшеницы (ср.: Ис 9. 2; Пс 65. 10-14). Исторически переосмыслен как память о даровании Закона Божия и считался настолько важным праздником, что нередко его называли просто праздник (  ). Этому празднику предшествовало паломничество к культовому центру (Втор 16. 9-12). Праздник жатвы первых плодов имеет в Пятикнижии 3 основных наименования: День жатвы (Исх 23. 16), День первых плодов (Числ 28. 26-31) и праздник седмиц (Втор 16. 9-12). Позднее его название Пятидесятница (Тов 2. 1; 2 Макк 12. 22) употребляется и в НЗ (Деян 2. 1, 20 16; 1 Кор 16. 8). В Талмуде он также обозначается  (торжественное собрание, праздник) и рассматривается как продолжение Пасхи.

http://pravenc.ru/text/158292.html

Десятина, 1/10 часть от всех доходов в пользу храма и его служителей или как особый дар Богу, была известна еще до Моисея. В Быт 14. 20 Авраам отдает десятину военной добычи царю Салима Мелхиседеку , «священнику Бога Всевышнего». В Быт 28. 22 и Ам 4. 4 говорится о пожертвовании десятины урожая на святилище в Вефиле , в Ам 4. 4 - и для святилища в Галгале . Согласно Втор 14. 22-23, десятина отдается в Иерусалиме («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там»). Каждые 3 года десятину надо было отдавать нуждающимся (ср. Втор 26. 12 и сл.), к-рые могли приходить за ней в дом подателя. Десятина отчислялась на содержание левитов (Числ 18. 21-22), позже этот обряд превратился в «десятину из крупного и мелкого скота» (Лев 27. 32 и сл.; 2 Пар 31. 4 и сл.). Существовал также обычай жертвы начатков плодов и первенцев от скота (Исх 23. 19; Быт 4. 4; Исх 34. 19; Втор 8. 8; 26. 1-11), к-рый означал благодарение Богу как Подателю всех благ (ср. Притч 3. 9). Разные виды жертв часто сочетались (Лев 23. 37; Числ 29. 36-39; Втор 12. 6). Мн. приношения сопровождались жертвами воскурения (см.: Clements R. E.  //ThWAT. Bd. 7. Sp. 10-18), или же одна из частей этих жертвоприношений называлась воскурением. «Кадильницы» упомянуты в 3 Цар 7. 50 и были неоднократно найдены археологами при раскопках. Жертву можно также назвать молитвой-действием. Термин  ,  , основное значение к-рого - благодарственная молитва, может обозначать также благодарственную жертву (Лев 7. 12; Ам 4. 5; Пс 94. 2; 99. 4). Молитва (  ,  ;  ,  ;  ,  ), помимо жертвоприношений и песнопений, составляла важнейшую часть В. б. Исследования молитв-плачей и ходатайственных молитв ( Gerstenberger E. S. Der bittende Mensch. Neukirchen-Vluyn, 1980) показали необходимость проводить различие между офиц. богослужением общины и малыми семейными богослужениями. Большинство молитв, используемых в семейном культе и частной молитве, а также в офиц. богослужении, были созданы сочинителями-профессионалами. Оба вида частной молитвы (плачи и ходатайства) могли использовать все молящиеся и вся община. Такие молитвы встречаются в повествовательных и пророческих текстах ВЗ, а не только в Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158292.html

48:32. Иазер и Севам. См. коммент. к Чис. 21об Иазере. Местоположение Севама точно не установлено, хотя предполагают, что это могли быть Khirbet Qarn el-Qibsh или Bet Baal Meon. Вероятно, он находился в области, контролируемой Есевоном, и славился своими виноградниками (см. Ис. 16:8–13 ). 48:34. Города Моава. О Есевоне см. коммент. к Чис. 21:25–28 . О Яаце см. коммент. к Чис. 21:23 . Об Оронаиме см. коммент. к Иер. 48:3 . Елеала находится в полутора милях к северо-востоку от Tell Hesban близ Khirbet el- " Al. Местоположение Еглы не установлено (см.: Ис. 15:5 ). Сигор (возможно, Safi на южном берегу реки Заред) находился на крайнем юге, у Мертвого моря. Воды Нимрима обычно отождествляют с вади en-Numeirah – потоком, впадающим в южную часть Мертвого моря. 48:37. Траурные ритуалы. Описанные здесь ритуалы совершались в дни скорби на Ближнем Востоке в древности. См. коммент. к Лев. 10:6,7 ; Ис. 15:2,3 ; 32и Иер. 41:5 , где обсуждаются эти ритуалы и одежда, которую положено носить во время траура. 48:41. Кериоф. В оригинале упоминается Кериоф, моавитский город, название которого встречается в надписи Меши и в пророчестве Амоса (2:2). Его точное местоположение не установлено, хотя среди предполагаемых мест называются такие пункты, как el-Qereiyat и Khirbet Aleiyan, оба на Моавитском плато. 48:45. Есевон и Сигон. О Есевоне см. коммент. к Чис. 21:25–28 , о Сигоне см. коммент. к Чис. 21:24–30 . Поскольку Сигон был аморрейским царем в регионе Моава, а его столица была в Есевоне, речь здесь может идти о территории, которая была некогда подвластна ему. 49:1–6 Пророчество об Аммоне 49:1. Обстановка в Аммоне в конце VII в. до н. э. Несмотря на то что Аммон, по всей вероятности, был завоеван вавилонянами, сведений об уводе его населения в плен нет (ст. 3). Надписи из Tell el- " Umeiri и Есевона показывают, что на аммонитском языке еще говорили в персидскую эпоху. Преемственность архитектуры, отсутствие слоев со следами значительных разрушений, а также сохранность административных сооружений указывают на непрерывность заселения этого региона. О том же свидетельствует керамика железного века II, производство которой не прекратилось даже в персидскую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31. Употреблено странное сочетание " - владыка булгар " . Это единственное место, где Лев называет болгар их собственным именем: можно предполагать, что перед нами точная цитата из речи, с которой Цимисхий обратился к Борису. Подробно об этом: Иванов. 1982. 32. Толщина стен преславской цитадели колебалась от 2 до 2,25 м. Ворота были расположены с северной и южной стороны (Лисицов. 1974, 35). 33. Видимо, среди верхушки болгарского общества существовали разные политические течения (см.: Тихомиров, 1947; Карышковский. 1951; 1952; 1953: 1955). Что же касается Святослава, то он вряд ли сознательно руководствовался стремлением помочь болгарскому народу в борьбе против социального гнета: иначе его отношение к царю Борису было бы другим. 34. Первым " стратигом Фракии и Иоаннополя " был назначен протоспафарий Лев Саракенопул (Карданов. 1982, 32). 35. Константин I Великий, легализовавший христианство, стал героем многих христианских легенд. В частности, легендарный характер имеет и сообщение о постройке им Дористола (см. примеч. 13, кн. V). Впрочем, например, Псевдо-Кодин приписывает ему основание уже не только Дористола, но и Плиски, и Преславы (Кодин. 23). Отметим, что многие христианские мученики потерпели во времена гонений именно в Дористоле, который, стала быть, существовал до Константина, и это не могло не быть известно придворному диакону Льву. Но жанр светской истории ставил занятный анекдот выше сакрального предания. 36. По преданию Константин увидел на небе крест со словами " сим победиши " в канун битвы при Красных скалах 27 октября 312 г., решившей исход гражданской войны, и это якобы сыграло главную роль в его обращении в христианство. Однако эта легенда имеет множество версий - крест появлялся в разное время суток, в разные годы, в разных местах. Лев Диакон, сам того, видимо, не сознавая, следует за еретической, арианской традицией в ущерб официальной церковно-исторической традиции, шедшей от Евсевия. Ариане стремились в один ряд с Константином поставить его сына Констанция, покровителя арианства, и приписывали ему видение креста перед битвой с Магненцием, происшедшей при Мурса, в Иллирике. Путаница в легендах об отце и сыне и дала гибридную версию (Грегуарг Оржельс. 1956, 132-133), которую мы находим у Льва. Версия ночного-знамения-также арианская, она идет от Филосторгия (Биде. 1935, 408- 409; 424; Грегуар, Оржельс. 1956, 145). Сочинения арианских писателей пользовались большей популярностью, чем Евсевий, и далекий их отголосок у Льва Диакона - лучшее тому подтверждение.

http://sedmitza.ru/lib/text/433434/

258. Исх. 22:21. 259. См.: Лев. 25:47. 260. Лев. 24:22. 261. Лев. 19:10. 262. Pava M. L. Business Ethics: A Jewish Perspective. Р. 92. 263. «Началась современная эпоха; мне думается, что она началась вместе с накоплением капитала в XVI веке. Я полагаю (по причинам, изложение которых заняло бы слишком много места), что изначальными факторами послужили рост цен и спровоцированный им рост прибылей. В свою очередь, эти факторы были вызваны появлением золота и серебра, которые испанцы привезли из Нового Света в Старый. С этого времени дремлющая сила накопления по сложному проценту пробудилась и вернула себе былую мощь, которую сохраняет вплоть до наших дней. А сила накопления, с которой действовал сложный процент в течение двух столетий, поражает воображение» (Кейнс Дж. М. Экономические возможности наших внуков. С. 61). 264. Фергюсон Н. Восхождение денег. С. 41. 265. Там же. С. 34. 266. Там же. С. 40. 267. Там же. 268. Там же. 269. Деньги, вместе с тем, способствуют объединению общества с огромным количеством входящих в него людей. Благодаря им мы можем доверять и человеку, которого не знаем, но который почитает те же (денежные) ценности. «И, в конце концов, именно деньги позволяют образовывать между людьми несравненно больше связей, чем их когдалибо ранее существовало…» (Simmel G. Peníze v moderní kultue. Р. 12). То, что деньги неким способом институциализируют доверие, подтверждается разными орнаментами, знаками и обозначениями, которыми банковские билеты и монеты усеяны еще и сегодня. Они представляют собой изображения неких «священных» символов государственности, наших святых или известных исторических личностей. Это должно означать, что банковский билет или его пользователь «присягают» на неких сакральных объектах: им верю, их принимать буду. 270. См. также: Зиммель Г. Философия денег. 271. Быт. 23:3–16: «И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

14:31. От Михмаса до Аиалона. Аиалон (совр. Yalo) находился юго-западнее Беф-Орона, примерно в 20 милях к западу от Михмаса, на окраине горной местности. 14:32–35. Народ ест с кровью. В сакральных текстах из Угарита и Месопотамии кровь определяется как жизненная сила любого живого существа. Согласно еврейской традиции, кровь, как жизненная сила, принадлежит подателю жизни, Богу-Творцу Яхве. Поэтому израильтянам запрещалось употреблять мясо с кровью. Эту священную жидкость полагалось сцеживать из мяса и «выливать на землю, как воду», т. е. возвращать земле. При совершении жертвоприношения кровь следовало выливать на жертвенник (см.: Лев. 17:11,12 ). Запрет на употребление мяса с кровью в Лев. 19связан с запретом на ворожбу и гадание. Таким образом, это повеление является не просто пищевым ограничением, а заповедью, направленной против обычая сливать кровь жертвенного животного в землю или в специальное углубление, чтобы привлечь духов мертвых (см.: 1Цар. 28:7–19 ) или подземных богов и спросить их о будущем. Описание подобных обрядов содержится в некоторых хеттских текстах и в эпизоде посещения Одиссеем подземного мира («Одиссея», XI, 23–29,34–43). Эта практика осуждалась ( Втор. 18:10,11 ), ибо она подрывала представление о Яхве как Всемогущем Боге, Которому подвластен рок. 14:33–35. Камень – жертвенник. Использование камня в качестве жертвенника отнюдь не являлось нововведением. Камень послужил жертвенником для жертвоприношения в Вефсамисе (6:14). Закон допускал заклание животных для употребления мяса в пищу, но только при условии, что кровь будет вылита на землю ( Втор. 12:15–24 ). 14:37. Бог не отвечал Саулу. Принято считать, чтоурим и туммим использовались для получения оракулов от Бога (см. следующий коммент.), а для подтверждения ответа требовалось определенное количество повторений. 14:40–43. Процесс определения виновного. Саул совершил такую же церемонию, какая проводилась при его избрании на царство (10:19–21) и при осуждении Ахана ( Нав. 7:16–18 ). Согласно тексту, сохранившемуся в некоторых достоверных рукописях, решение принималось с помощью урима и туммима (см.: Исх. 28:30 ; Лев. 8:8 ; Втор. 33:8 ) – предметов, хранившихся в священническом эфоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:30–33 Человек, крадущий для утоления голода, подлежит предусмотренному законом наказанию (количество «всемеро» не согласуется с предписаниями закона см. Исх. 22,1 и употреблено здесь, по-видимому, в фигуральном смысле), но, по крайней мере, мотивы его действий понятны всем. Прелюбодеяние же, напротив, не дает никакого повода для снисхождения. 6 побои. См. ст. 34,35. 6:34–35 Речь в данном случае идет не об установленном наказании в соответствии с Божиим законом, а о чувствах оскорбленного мужа. Ревность рождает в его сердце ярость и требует беспощадной мести, предотвратить которую не помогут ни выкуп, ни дары. Влечения, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, привлекали внимание мудрецов древности. Глава 7 7:1–27 Данная Глава состоит из трех самостоятельных фрагментов (1–5; 6–23; 24–27), связанных воедино общей темой прелюбодеяние. Первый и третий фрагменты написаны в форме наставлений и предостерегают от опасности оказаться жертвой соблазна. Стихи 6–23 дополняют и подкрепляют то, о чем говорится в наставлениях. 7 заповеди. См. ком. к 3,1. 7 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2. зрачок глаз. Ср. Втор. 32,10 . 7:3 См. 3,3 и ком. Сказанное в 7,1–3 выражает сущность обучения мудрости, которое подразумевает передачу накопленного жизненного опыта и, таким образом, формирует характер и поведение человека. 7 мудрости. Данное слово означает не только совокупность наставлений, но и умение понимать их и следовать им. 7 неопытных... неразумного. См. ком. к 1,4. К наивным, неискушенным в жизни и потому подверженным любым влияниям людям и обращено учение мудрости (1,2–4). 7 мирная жертва. См. 17,1; 21,27. Приглашение, с вызывающей откровенностью высказанное в ст. 16–18, свидетельствует, что на самом деле юноша привлекается отнюдь не религиозным смыслом трапезы (см. Лев. 7,12–18 ). 7 смирною, алоем и корицею. Ароматические вещества. 7 упиваться нежностями... насладимся любовью. Слова обольстительницы коварны и лживы. Образ утоления жажды уместен лишь в отношении законного брачного союза (см. Песн. 4,16; 5,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010