384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

только. Предав Иерихон «под заклятие», Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6,16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам. 8 тридцать тысяч. См. ком. к 4,13. 8 как и прежде. См. 7,5. 8 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), каждому из которых было назначено свое место для засады. 8 равниною. Долина реки Иордан. 8 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24). 8 Вефиле. См. 12,9.16. 8 копье. Ср. Исх. 14,16; 17,9 . 8 предал заклятию. См. 6,16.17 и ком. 8:28–29 до сего дня. См. ком. к 4,9. 8 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие ( Втор. 21,22.23 ; Гал. 3,13 ). 8:30–35 Первый этап завоевания Ханаана (6,1 8,35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал «все слова закона, благословение и проклятие» (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34). 8 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную ( Быт. 12,7 ), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования. на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование («потомству твоему отдам Я землю сию», Быт. 12,7 ) и где построил жертвенник Господу. 8 заповедал. См. Втор. 27,5.6 . Моисей, раб Господень. См. ком. к 1,1. в книге закона Моисеева. См. ком. к 1,8; Втор. 27,5 (ср. Исх. 20,25 ). камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу ( Исх. 20,25 ). всесожжение. См. Лев., гл. 1. жертвы мирные. См. Лев., гл. 3. 8 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор. 27,1–8 ). с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1,8 и ком.). 8 Весь Израиль. Весь народ, включая также «пришельцев», подобно Раав (6,24). ковчег завета. См. 3,3; 4,16; 7,6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

сделаю их ужасом и посмеянием. См. 24,9. 25 семьдесят лет. См. 29,10. Возможно, этот период начинается с 605 г. до Р.Х. (см. ст. 1; Дан. 1,1 ) и будучи округленным заканчивается в 538 г. до Р.Х., когда по повелению Кира пленники начали возвращаться на родную землю ( 2Пар. 36,20–23 ). 25 накажу царя Вавилонского. См. 50,51. Тот, кто служил орудием возмездия, в свою очередь расплачивается за собственные грехи (см. 50,18; ср. Ис. 10,5–7.12 ). 25 многочисленные народы и цари великие. Речь идет о мидянах, персах и их союзниках, впоследствии подчинивших себе Вавилон. 25 Иерусалим и города Иудейские. Народ Божий первым предстанет на суд (см. Ам. 3,2 ; ср. ст. 29). опустошить... проклятием. См. ст. 9,11; 18,16. 25 Аскалон... остатки Азота. За исключением Азота, пятого города филистимлян, все названные города, без сомнения, уже были разрушены (как свидетельствует также и Ам. 1,6–8 ); Азот был почти полностью покорен египтянами в течение седьмого столетия до Р.Х. (см. также 47,1–7). 25 Едома, и Моава, и сыновей Аммоновых. См. 49,7–22; 48,1 49,6. 25:22 Речь идет о Финикии. См. Иез. 28,1–23 . островов, которые за морем. Т.е. приморских торговых поселений финикийцев. 25 Дедана, и Фему. Названия городов в Аравии (ср. Ис. 21,13.14 ). Буза. Местоположение этого города неизвестно. 25 Аравии. См. 49,28–33. 25 Зимврии. Местоположение неизвестно. Елама. См. 49,29–34. Мидии. Одна из стран, завоеванных Вавилоном (см. 51,11.28). 25 Сесаха. Криптоним Вавилона. 25 город сей, на котором наречено имя Мое. Т.е. Иерусалим (см. ком. к 7,10). Наказывая собственный народ, Господь подвергнет суровому осуждению нечестие других народов. 25 состязание. Господь заявляет Свое право наказать виновного (см. ком. к 2,5.9). 25 Мирные селения. Напоминание о прежнем благоденствии (ср. 12,5). 25 как лев. См. ком. к 2,15. Иеремия говорит здесь о Боге (ср. Ам. 3,8 ). Глава 26 26 В начале царствования Иоакима. Возможно, речь идет о 609–608 гг. до Р.Х. начале правления царя Иоакима, одного из тех, кто отверг проповедь Иеремии (гл. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если в основных законах пятокнижия как chagim, т. е. как праздники, в которые Израиль должен был являться пред Господом, рядом с субботою стоят только три праздника: опресноков, жатвы и собрания плодов ( Исх.23:12; 14–17; 34:21–23 ) и если здесь не упоминается ни о пасхе, ни о дне очищения, которые таким образом являются в этом отношении подчиненными этим трем праздникам; то, независимо от этого, пасха и день очищения сами по себе могли быть важными и многозначительными праздниками. Наконец, против деления праздников на три класса говорит и то обстоятельство, что все праздники в законе обозначаются только двумя терминами: mo’adim и chagim; первым словом обозначаются все вообще праздники Лев.23:2,4,37,44 ; Чис.28:1; 29:39 ), а словом chagim только три праздника; опресноков, седьмиц и кущей ( Исх.12:14; 13:6; 23:14–16; 34:18,22 ; Лев.23:6; 34,39,41 ; Чис.28:17; 29:12 ; Втор.16:10,13,16 ). Именно: Слово mo’ed от i’ad установлять, когда оно употребляется для обозначения времени, означает известное время, определенное законом для каких-нибудь целей органической жизни, когда говорится о времени, потребном для известных отправлений жизни людей и животных (напр., Иер.8:7 ), или для целей религиозных, когда говорится о времени, назначенном Иеговою для торжественного поклонения. Времена последнего рода называются, поэтому mo’adej Jehovah Лев.23:2,4,37,44 ; сюда принадлежат: суббота, новомесячье, пасха (которая в одном месте пятокнижия Исх.34:25 называется chaghappesach), день очищения и три больших годовых праздника, как времена, которые назначены самим Богом для того, чтобы в них народ приносил ему жертвы, так что в книге Чис.28:1 и 29:39 сопоставляется наряду с этими временами даже время, назначенное для ежедневного, утреннего и вечернего жертвоприношения. Имя chag от chagag, вертеться, танцевать, означает радостные праздники, веселые, торжественные дни, в которые Израиль, наслаждаяясь земными дарами божественной благости, должен был веселиться и радоваться пред лицем Иеговы ( Втор.16:11,14 ); таким образом этим именем назывались праздники, которые имели близкое отношение к жатве и собранию плодов и в которые предписано было путешествие к святилищу Исх23:14,17; 34:23 ; Втор.16:16 ; равным образом этим именем могли называться и другие народные праздники и национальные торжества. Еще произвольнее классификация израильских праздников, составленная Георгом (die âlteren jüd. feste. Берлин. 1835), который делит все ветхозаветные праздники евреев: а) на хронологические (суббота, новомесячье и праздник новолетия); б) сельские (пасха, пятидесятница и праздник кущей) и в) религиозные (день очищения). Возражения против такой классификации см. у Бера II, стр. 544.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

агафирсы, античный нар. 150, 150 Адриатика, Адриатическое м. 95, 235, 248, 360 Азия 303, 330 Айдер, р. на датско-немецком пограничье 128 Айхштетт, г. и еп-во в Баварии 110, 118, 277 Алания, аланы, историческая обл. и нар. к сев. от Кавказа (см. также: альбаны, гваланы) 148–149, 148–149, 164 Албания Кавказская, историческая обл. 148 алеманны, как назв. швабов (см.) 216, 244, 244 Алеппо (Халеб), г. в Сирии 37 Аллер, р. в Саксонии, прав. приток Ниж. Везера 234 альбаны, нар. неопределенной идентификации в Вост. Европе 144, 144, 148, 148 Альпы 49, 216, 350 Альтмарк, обл. на вост. Саксонии 219 Альтштеттен, г. в Швейцарии 230 Альштедт, г. и пфальц в Тюрингии 230, 230 амазонки, античный мифический нар. женщин (см. также: женщин земля) 144, 148, 148 амаксобии (гамаксобии), античный нар. 150,150 амброны, античный нар. 148,149 Анатолик, анатолийцы, византийская фема в Мал. Азии и ее население 95, 95 Англия (см. также: Британия), англы (англо-саксы) 18, 34, 86, 111, 132, 132–134, 134, 138,139,153, 153, 195, 216, 239, 281, 338, 340 Ангулем, г. на юго-зап. Франции 86 андрофаги, см. антропофаги (андрофаги) Антиохия, г. в Сирии 59, 160, 160, 212, 239 антропофаги (андрофаги), античный мифический нар. 149,149 Апулия, обл. на юге Италии 86–87, 87, 94, 164,164, 245, 249, 330, 365 арабы, нар. (см. также: мавры, сарацины) 18, 22–23, 22–23, 37, 94–95,136,136,139,164, 222, 281, 327, 330 Аравия, обл. 194, 222 Арагон, кор-во в Испании 111 аримаспы, античный нар. 150,150 Армениак, византийская фема на сев.-вост. Мал. Азии 38, 38 Армения, армяне (см. также: Киликийская Армения) 38, 38 Арнебург, г. на лев. берегу Эльбы, юж. устья Хафеля 219 Асколи, г. на сев. Апулии 94 Ателькузу, историческая обл. в Ниж. Подунавье 30 Атлантический о. (см. также: Британский, Зап., Фризский о.) 141 Африка, африканцы 37, 37, 93, 139, 149 Ахен, г. на зап. Германии 116, 210, 241, 288, 288 Ашерслебен, г. в Тюрингии, к зап. от Ниж. Зале 232 Бавария (Баварское герц-во), бавары (см. также: норики) 18, 25, 29, 31–35, 32, 34, 47, 125, 187, 216–217, 216, 241, 265, 269, 288, 335, 341, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Множество тельцов... тучные Васанские. Васанские быки славились своими размерами и силой ( Ам. 4,1 ). 21 как лев. См. ком. к Пс. 9,30 . 21 кости мои... сердце мое. Псалмопевец рисует картину полного внутреннего смятения, причиненного внешними врагами. Этот и последующие стихи пророчески прообразуют крестные муки Иисуса Христа. 21 псы. Это еще одно иносказательное обозначение врагов, подчеркивающее их коварство и жестокость. пронзили. В древнееврейском тексте это место трудное для перевода. Буквальное его прочтение: «как львы». Однако предпочтительнее, как это и сделано в русском переводе, следовать прочтению Септуагинты. 21 они смотрят и делают из меня зрелище. Псалмопевец брошен в своем страдании, а враги, видя его истерзанное тело, радуются. Это же испытал и распятый на кресте Иисус Христос. 21 делят ризы мои между собою. Враги под крестом делили между собой одежды Иисуса, словно он был уже мертв (см. Мф. 27,35 ; Мк. 15,24 ; Лк. 23,34 ). 21 спаси меня. Уверенность в том, что Господь услышит его, звучит и в других псалмах-плачах (3,4; 27,6; ср. 26,13; 33,5.7; 37,16; 117,5.21). 21 Буду возвещать имя Твое братьям моим. Такие обеты часто встречаются в псалмах-плачах (12,6; 26,6; 34,18; 53,8; 68,31.32; ср. 50,16.17; 115,9.10). Псалмопевец обещает принести благодарственную жертву храму, когда Господь услышит его молитву и пошлет избавление ( Лев. 7,16; 22,23 ; Втор. 12,6.7 ). Саму жертву, возможно, следует понимать фигурально, а не буквально (напр., Пс. 50,18; 68,31.32 ; ср. 34,18). В Евр. 2,12 эти слова вложены в уста Христа торжествующего сына Давидова. 21 не скрыл от него лица Своего. В этом и заключается смысл перехода от жалобы к прославлению враги презрели псалмопевца, но Господь не отвернулся от него. 21 в собрании великом. Т.е. во время общего богослужения. воздам обеты мои. См. ст. 23 и ком. 21:26–32 Обет восхваления переходит в славословие, пророчески предвосхищающее хвалы Христу. 21 Да едят бедные и насыщаются. По-видимому, речь идет о духовном насыщении, подателем которого является Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

жизни израильского народа были тесно связаны с идеей завета, заключенного израильским народом с Богом. З. М. определял чин и места богослужения, класс лиц, призванных осуществлять богослужение, обряды посвящения людей и отдельных предметов Богу и обряды ритуального очищения. Закон не только предписывает единое место для совершения общественных богослужений, но и детально описывает устройство скинии и находящиеся в ней предметы (Исх 25-27; 30. 1-10). По закону именно там должны быть ковчег завета и скрижали (Исх 26. 33; Втор 10. 2). Закон выделяет на особое служение Богу священников из рода Ааронова (Исх 28-29) и из колена Левиина (Втор 33. 9-11) (см. Левий ), указывает средства для их содержания (Числ 18. 21-23; 35. 1-8; Втор 14. 22-23, 28-29) и подробно описывает их священные облачения (Исх 28) (см. Священство ветхозаветное ). Закон предписывал систему жертвоприношений, приносимых священниками в скинии, и подробно излагал обряды для этих целей (Лев 1-7). Существенными элементами богослужения были священническое благословение (Числ 6. 24-27), каждение (Исх 30. 7-8, 34-38; Лев 16. 12), молитва (Лев 16. 21; Втор 26. 3, 14) (см. Ветхозаветное богослужение ). Посвятительные акты в отношении людей составляли: обрезание , выкуп первенцев (Исх 13. 2, 15; Числ 3. 44-48; 8. 17; 18. 15-16), помазание на служение (священническое, царское, пророческое) и священные обеты , в частности назорейство (см. Назореи ). В отношении животных и продуктов это выражалось в посвящении Богу перворожденных, начатков, десятин , даров по обету и военной добычи (см. Жертва ). Посвящение времени Богу выражалось в выделении субботы и особых праздничных дней (см. Ветхозаветное богослужение , Жертва ). На соблюдение святости членами израильского общества направлены законы о заповедях служения Богу, в частности: о священных праздниках и посещениях мест богослужений, законы против колдовства и против служащих ложным богам, законы, предписывающие милосердие и справедливость по отношению к людям и всем живым существам.

http://pravenc.ru/text/182513.html

40), и назывался скинией собрания, потому что сюда собирался народ для богослужения, и скинией откровения или свидетельства, потому что здесь Бог открывал людям Себя и Свою волю. 8. Святое Святых — третья, внутренняя часть скинии. Здесь находился ковчег завета, в котором хранились скрижали закона, золотой сосуд (стамна) с манной и жезл Аарона. Сюда входил только первосвященник, в день очищения, совершаемого однажды в год, с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета, для очищения грехов народа (см. Лев. 16:29-34). Смысл и значение этого священнодействия раскрыты ап. Павлом в посл. к Евр. (9:3-7, 8-15, 24-28 и 10). 9. Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения или умилостивления. В этот день первосвященник поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню (Лев. 23:26-32. Сн. Евр. 11:11-14). 10. Год у евреев состоял из 12 лунных месяцев. Месяц авив или нисан (Неем. 2:1, Есф. 3:7), соответствующий нашему марту, был началом священного года (Исх. 12:2; 13:4), а месяц тисри, по счету седьмой, соответствующий нашему сентябрю, считался первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался Праздником труб (Исх. 23:24); 10-й день — День очищения; 15-й день — Праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках (Лев. 23:33-34; Чис. 29:12-39). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или Субботнего, года и пятидесятого или, Юбилейного, года (Лев. 25:9) Поэтому седьмой месяц и назван субботой суббот, т.е. праздником праздников. 11. Сентябрь с лат. означает седьмой. 12. Октавию, римскому кесарю или императору († 14 г. по Р. Х.), когда он сделался единым властителем всей Римской империи, сенат поднес титул Августа. Слово это значит величество, великий, досточтимый, священный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

31:33–34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души. 31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью «Божий завет милости». после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос. вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс. 36,31; 40,8 , Ис. 51,7 . Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им. закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона. буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев. 26,12 ; ср. 7,23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть «род избранных, народ святой» ( 1Пет. 2,9.10 ). 31:34 См. статью «Истинное богопознание». познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22,16.17; 1Пар. 28,9 ). Ветхий Завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого ( Втор. 29,4 ; ср. Ис. 6,9.10 ). ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24,7). потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр. 10,1–17 ). не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе ( Евр. 10,3.4.11 ). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям. 31 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт. 1,14–18 . Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4,23–26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33,20.21.25.26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010