184 Дуйчев И. Русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне как центр русско-болгарских связей в период средневековья//Античная древность и средние века. Свердловск, 1973. Вып. 10. С. 95. 185 Сергий Веснин, иеросхим. Письма святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. С. 166–167. 187 Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь на Афоне//Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 301–313. 188 Там же; Также см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. С. 288, 295, 299. 189 Библиотека Болгарского монастыря Зограф на Афоне. 77. Руски Зографски Поменик, 1639. 116 л.; Старый шифр: 11.б.16. 190 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 63. Табл. 77–78; Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през XVI-XVIII в. София, 1953. С. 34–35; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 191 Снегаров И. Културни и политически връзки. С. 30–31; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313; Мердзимекис Н. Связи Афонского монастыря Зографа с царской Россией. С. 251. 192 Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82–83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 год. М., 1964. С. 371; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь... С. 301–313; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ. соч. С. 387–389. 193 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 78–80; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 198 Колосова В. П. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Федоровские чтения, 1979. М., 1982. С. 24–34; Ее же. Новые данные к биографии Павла Домжив-Лютковича//Федоровские чтения, 1982. М., 1987. С. 24; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ.соч. С. 387–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фануильская икона вмч. Георгия Победоносца. XIV в. (Кафоликон мон-ря Зограф) Фануильская икона вмч. Георгия Победоносца. XIV в. (Кафоликон мон-ря Зограф) В кон. XIX - нач. XX в. в б-ке работали П. А. Сырку , к-рый изучал Евфимиев служебник, и П. А. Лавров , открывший «Зографские листки», в 1900 г.- болг. филолог С. Аргиров, в 1903 г. А. Попстоилов подготовил краткий каталог собрания. Между 1906 и 1908 гг. зографские слав. рукописи изучал болг. ученый Й. Иванов , впосл. он опубликовал из них ряд произведений и большое число писцовых, вкладных и владельческих записей (Български старини из Македония. София, 1908, 1931 2, 1970р). В 1907 г. Г. А. Ильинский подготовил более полный каталог слав. рукописей собрания (учтено 184 кодекса). В 1977 г. с собранием работал австр. славист Х. Миклас. В 1978-1979 гг. болг. археографы Х. Кодов, С. Кожухаров и Б. Райков начали каталогизацию и описание собрания, но опубликованы были только подробное описание библейских рукописей ( Кодов, Райков, Кожухаров. 1985) и каталог с образцами почерков, в к-рый были включены также материалы Микласа ( Райков и др. 1994). Сведения о зографских кодексах XI-XVIII вв., известных по печатным описаниям, учтены (с рядом уточнений) в сводном кратком каталоге слав. рукописей Афона (Славянские рукописи Афонских обителей/Сост.: А. А. Турилов и Л. В. Мошкова под ред. А.-Э. Н. Тахиаоса. Фессалоники, 1999). В б-ке З. также хранится 167 греч. рукописей, из к-рых 110 были описаны С. Ламбросом (46 кратко, остальные 64 отмечены как «церковно-музыкальные» бумажные рукописи XVI-XIX вв.- см.: Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895. Vol. 1. P. 31-35; Ο θησαυρο το Αγου Ορους/Υπ Π. Χρστου, Χ. Μαυροπολου-Τσιομη, Σ. Καδ, Ακ. Κατσαρο. Αθναι, 1991. Τ. 4. Σ. 178, 180-181, 328-331). В 1993 г. было обнаружено, что ок. 10 рукописей, указанных Ламбросом, исчезли или были заменены более поздними. Из всех греч. кодексов только 3 написаны на пергамене. Древнейшие греч. манускрипты - Евангелие-тетр XII в.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 181-184. Eustratiades 1200, 1203; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 457-463. Eustratiades 1199; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 421-457. Ср.: С. 464. Спростанов Е. Опис на рукописите в Библиотека при Св. Синод на Българската Църква в София. София, 1900. С. 70-73. См., например, Данилчев типик 1416 года из собрания Народной библиотеки Сербии в Белграде (РНБС, Рс 649. Описание: Штавляуву-Борджевич Л., Гроздауович-Пайич М., Цернич Л. Опись кириллических рукописей Народной Библиотеки Сербии. Белград, 1986. Кн. I. С, 347-350) и список XV века РНБ, Тихан. 476. Два сербских списка XV века, принадлежащих к этой редакции, А. А. Дмитриевский видел под номерами 193 и 197 в библиотеке Зографского монастыря на Афоне (Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 472- 475). Судя по всему, рукопись 197 соответствует рукописи 192 по каталогу 1984 года (Райков Б., Кожухаров С., Миклас X., Кодов X. Каталог на славянските ръкописи в библиотеката на Зографския манастир в Света Гора. София, 1984. С. 192), а рукопись 193 в этом каталоге не отмечена. Подробнее об этой редакции см.: МансветовА.Д. Указ. соч. С. 274-280. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. С. 127, 130. Лопарев X. Книга Паломник. Сказание мест святых в Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году. СПб., 1899. С. 17 (Православный Палестинский сборник, 51). Pachymeris, IV, 3; Failler A. Georges Pachymeres, P. 337:8-10, 337:26-27, 339:1-4. Подробнее о «царских» псалмах в монашеском богослужении см.: Mateos J. Quelques problemes de 1 " orthros byzantin//Proche-Orient Chretien 11 (1961) P. 201. О добавлении Трисвятого и «царских псалмов» (19 и 20) в начале утрени в богослужении императорских монастырей Константинополя см., например, Типикон Пантократорского монастыря 1136 года (Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator//Revue des etudes byzantines 32 (1974) P. 33:82 89.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Типогр. библиотеки 484 (см.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1880. С. 72); А. Л. Лифшицем подготовлено их описание для нового тома СК XIV, но целиком в научный оборот они до сих пор не введены. 398 См.: Богданович, 1982; приведенные здесь датировки рукописей Дечанского монастыря были уточнены Мирославой Грозданович-Пайич и Радоманом Станковичем (см.: Грозданович-Пайич, Станкович, 1995). В настоящей статье сведения о дечанских рукописях приводятся с учетом этих уточнений, каковые не отмечаются специально. См. также: Штавлянин-Джорджевич, 1988–1989. С. 61–69. Мы благодарим А. С. Слуцкого за предоставление некоторых ценных сведений о Служебниках югославских собраний. 400 Фототипическое воспроизведение л. 9 об. (часть ЛВВ) содержится в кн.: Mošin, 1952. Т. 2. 23. 401 Фототипическое воспроизведение л. 1 (начало литургийного диатаксиса перед ЛИЗ) содержится в кн.: Mošin, 1952. Т. 2. 29. 405 В палеографическом альбоме к описанию рукописей Хиландаря (Богданович, 1978b) опубликована 14) фотография фрагмента этого рукописного свитка; в книге Афанасий (Евтич) , 2007. С. 353–373 – фотографии свитка полностью, а также сербский перевод его текста (с некоторыми пропусками). 406 В альбоме Богданович, 1978 b опубликована 79) фотография фрагмента этого рукописного свитка; в кн.: Афанасий (Евтич) , 2007. С. 439–449 – фотографии свитка полностью, а также сербский перевод его текста (с некоторыми пропусками). 407 В альбоме Богданович, 1978b опубликована 58) фотография л. 103 об. – 104 этой рукописи; в книге Афанасий (Евтич) , 2007. С. 451–471 – сербский перевод текста литургийных формуляров (с некоторыми пропусками), а также фотография л. 62 об. – 63. 409 В книге Matejic, Bogdanovic, 1989 опубликованы (с. 138–139) фотографии л. 1 и 16 рукописи (а также фотография л. 61 (с. 140), написанного и приплетенного к рукописи в позднейшую эпоху). 410 Фотография л. 1 (часть ЛИЗ) содержится в кн.: Райков, Кожухаров, Миклас, Кодов, 1994. С. 190. 413 Фотография л. 1 (часть анафоры ЛВВ) опубликована в кн.: Vašica, Vajs, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Со 2-й пол. XVI в. в братии З. было значительное число иноков западнорус. происхождения, о чем в сер. 40-х гг. XVIII в. сообщал Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 2004. С. 254, 262-268). Наиболее известен среди них укр. писатель-полемист и борец с унией иером. Иоанн (Вишенский) , проживавший в З. с 1596 г. и с краткими перерывами до кончины между 1621 и 1633 гг. ( Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-лат. akaдeмiя. К., 1990. С. 85-86). Вероятно, с ним связано появление в монастырской б-ке каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом вишненским (см.: Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 78-80. 38; Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). Укр. и белорус. монахи в кон. XVI - нач. XVII в. переписывали в З. церковно-учительную лит-ру для отправки на родину. Известен укр. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор., 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича, 88), присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же иером. Иоанном (см.: Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82-83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963. М., 1964. С. 371). Устойчивыми связями З. с Украиной и Белоруссией объясняется присутствие в помяннике монастыря имен западнорус. иерархов (напр., архиеп. Полоцкого Каллиста), укр. гетманов Ивана Самойловича (вложившего в мон-рь Евангелие, «зело много на себе сребра имущое, с позлащением и художеством удивителним» - см.: Григорович-Барский. 2004. С. 254-255) и Ивана Мазепы со сродниками. В XVIII-XIX вв. З. стал одним из центров болг. возрождения. В 60-х гг. XVIII в. здесь работали родоначальники болг. историографии: анонимный автор т. н. Зографской истории, мон. Спиридон из Габрова, автор «Истории во кратце о болгаро-словенском народе» (1792), и архим. Паисий Хиландарский , к-рый благодаря богатой монастырской б-ке завершил «Историю славяно-болгарскую». Позже здесь жили деятели болг. возрождения иером. Неофит (Бозвели) , Иларион , еп. Макариопольский, и др.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

В 3-й четв. XVI в. инок суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий использовал Похвальное слово Г. прп. отцам в Сырную субботу при написании Похвалы всем святым, в Российской земле просиявшим. Вероятно, уже в XVI в. на основе Слова Г. на Успение была создана стихира «цамблачна» на тот же праздник, обычно считающаяся творением самого Киевского митрополита (см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церк. пения//ЧОИДР. 1846. Кн. 3. Отд. 3. С. 4-6). Ок. 1-й трети XVII в. (не позднее 1630) написанная Г. служба св. Стефану Дечанскому с небольшими изменениями (не затрагивающими даже акростиха-«подписи» в богородичнах) была приспособлена для литургического прославления вел. кн. Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича ( Кожухаров. 2004. С. 189-191). Не позднее сер. XVII в. выполнена переделка (с сохранением имени автора в заглавии) Похвального слова апостолам Петру и Павлу, приуроченная к празднику Поклонения веригам ап. Петра ( Дончева-Панайотова. 2004. С. 283-291). В XVII в. неизвестные по имени украинско-белорус. книжники переработали Слова Г. на Великую пятницу и вмч. Димитрию Солунскому ( Сивкова (Илиева). 1983. С. 17-18; Дончева-Панайотова. 2004. С. 282-283). Свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский, использовал Житие Иоанна Нового Г. в т. 4 (июнь-авг.) «Книги житий святых» (К., 1705; см.: Кенанов. 1997. С. 229). Не позднее 2-й пол. XVI в. упоминание сочинений Г. (вероятно, «Книги Григорий Цамблак») - «Григорие, архиепископ Российский» - включается на Руси в одну из редакций «Индекса истинных книг» (т. н. исихастскую), где символично помещается между творениями св. Евфимия, патриарха Тырновского, и митр. Фотия. В 1644 г. еще одна редакция «Индекса», прямо упоминающая «Григория Цамблака», была опубликована в Москве в составе «Кирилловой книги» ( Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 81, 84, 98-99, 134, 186, 206). В старейшем рус. библиографическом труде - «Оглавлении книг, кто их сложил», составленном Сильвестром (Медведевым) в 70-80-х гг. XVII в., отмечено 9 произведений Г. ( Ундольский В. М. Сильвестр Медведев, отец славяно-рус. библиографии//ЧОИДР. 1846. Кн. 3. С. XIX-XXI).

http://pravenc.ru/text/166685.html

Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материал для истории книжной справы в XVII столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). Москва, 1883; idem, Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. Москва, 1884. О жизни и трудах Мансветова см.: Дмитриевский А. А. Поминки Преосвященного Порфирия (Успенского) и профессора Московской Духовной академии Ивана Даниловича Мансветова: Краткий очерк учено-литературной деятельности их. Киев, 1886 [отдельный оттиск из Трудов Киевской Духовной академии за 1886 год]; РПБ. С. 97–102. В 1998 году в Москве был сделан также репринт «Руководства...» архим. Гавриила (Голосова), не получивший большой известности.  Никольский К., свящ. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о чине Православия. Санкт-Петербург, 1879. Никольский К., свящ. Об антиминсах Православной Российской Церкви. Санкт-Петербург, 1872. Никольский К., свящ. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу. Санкт-Петербург, 1858; он же. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Санкт-Петербург, 1885; он же. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. Санкт-Петербург, 1896.  См.: Николай (Кожухаров), еп. Макариопольский. Введение в литургику. Москва, 1997. С. 90–100.  Смирнов Ф. А.  Богослужение христианское со времени апостолов до IV века. Киев, 1876. Краткая биография и список трудов епископа Христофора: РПБ. С. 186–191.  Одинцов Н. Ф.  Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. Санкт-Петербург, 1881; он же. Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Вильна, 1886.  Куприянов И. К.  Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки. Санкт - Петербург, 1857 [отдельный оттиск из журнала «Известия 2-го Отделения Императорской Академии наук» за 1857 г.].

http://bogoslov.ru/article/1883125

материале 1-й пол.- сер. XIV в.- см., напр.: (II) 1991). В Сев.-Вост. Руси он приходится на 1-ю четв. (см.: Мошкова. (II) 2006), в Новгороде и Пскове - на кон. 1-й трети - 2-ю четв. XV в. В течение переходного периода наблюдается даже заметная активизация древнего гимнографического корпуса - в списках этого времени засвидетельствованы тексты, не отмеченные в более ранних списках. На это указывает, напр., пергаменная новгородская Праздничная Минея в соединении с Иерусалимским уставом 1-й трети - 2-й четв. XV в. (РНБ. Соф. 386), содержащая каноны Климента Охридского на Положение ризы и пояса Богоматери и на Успение и успенский трипеснец Константина Преславского ( Темчин. (II) 2004. Ч. 2. С. 87. Примеч. 43). Вместе с Минеями по Иерусалимскому уставу, переведенными южнослав. книжниками на Афоне в 1-й пол. XIV в., на Русь приходит ряд служб святым: серб.- Симеону, Савве и Арсению Сербским (1-я известна только в западнорус. списках), болг.- Иоанну Рильскому, прп. Параскеве (Петке), Стефану Дечанскому, Иоанну Новому. Последняя оказала заметное воздействие на рус. Г. XVI-XVII вв.: без существенной переработки (и даже с сохранением авторской «подписи» в богородичнах) она была положена в основу служб Георгию Новому иером. Василия-Варлаама (ок. 1539) и анонимной вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Кожухаров. (I) 2004. С. 185-186, 189-191). Оригинальная Г. на Руси в XV в. развивалась прежде всего благодаря деятельности серб. книжника Пахомия Логофета († после 1484), прибывшего в 30-х гг. с Афона. Им было написано больше служб и канонов, чем всеми остальными авторами этого времени, вместе взятыми. Он составил службы как давно почитаемым, так и канонизированным в его время рус. святым (прп. Варлааму Хутынскому, Знамению Богоматери в Новгороде, преподобным Сергию и Никону Радонежским, свт. Алексию Московскому, преподобным Евфимию Новгородскому, Антонию Печерскому, Кириллу Белозерскому, Савве Вишерскому, свт. Ионе Московскому, святым Михаилу и Феодору Черниговским, свт. Стефану Пермскому, на перенесение мощей свт.

http://pravenc.ru/text/165013.html

55 Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. Москва, 1885. 58 Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материал для истории книжной справы в XVII столетии (по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). Москва, 1883; idem, Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. Москва, 1884. 61 Никольский К., свящ. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста: Историческое исследование о чине Православия. Санкт-Петербург, 1879. 63 Никольский К., свящ. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу. Санкт-Петербург, 1858; он же. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Санкт-Петербург, 1885; он же. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. Санкт-Петербург, 1896. 64 См.: Николай (Кожухаров), еп. Макариопольский. Введение в литургику. Москва, 1997. С. 90–100. 65 Смирнов Ф. А. Богослужение христианское со времени апостолов до IV века. Киев, 1876. Краткая биография и список трудов епископа Христофора: РПБ. С. 186–191. 66 Одинцов Н. Ф. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века: Церковно-историческое исследование. Санкт-Петербург, 1881; он же. Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Вильна, 1886. 67 Куприянов И. К. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки. Санкт – Петербург, 1857 [отдельный оттиск из журнала «Известия 2-го Отделения Императорской Академии наук» за 1857 г.]. 69 Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. Москва, 1859; второе, значительно дополненное издание: 1875. 71 Биографические сведения и обзор сочинений: Воскресенский Г. А. Амфилохий, епископ Угличский: Некролог//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 1. С. 72–81; Титов А. А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. Санкт-Петербург, 1894. Библиография трудов: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней). Санкт-Петербург, 1889. Т. 1. С. 509–511.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

X в. одним из учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Вопрос об авторе остается нерешенным - в исследовательской лит-ре канон атрибутируют св. Науму Охридскому ( Кожухаров С. Е. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. Кн. 12. С. 18-19; Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 44) или свт. Клименту Охридскому ( Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 147-149). В древнерус. (восточнослав.) рукописной традиции памятник неизвестен. Посвящения И. З. мон-рей на Руси весьма редки - из древних известно только 2 (см.: Зверинский. Т. 2. 807, 808) - московский, расположенный в Златоустовском пер. (упом. с 1412), и Ройская (или Райская) пуст. в бывшем Моложском у. Ярославской губ. (известна с XV в.). Храмы, посвященные И. З. (реже во имя Трех святителей), имелись в большинстве значительных рус. городов (Москве, Новгороде, Пскове, Ярославле и др.). Совр. г. Златоуст на Урале получил название по посвящению престола первоначально заводского храма. Изд.: Kurbskij A. M. Novyj Margarit: Hist.-krit. Ausg. auf der Grundlage der Wolfenbütteler Handschrift/Hrsg. I. Auerbach. Giessen, 1976-1982. Bd. 1. Lfg. 1-5; Hansack E., Hrsg. Die Vita des Johannes Chrisostomos des Georgios von Alexandrien in kirchenslavischer Übersetzung. Würzburg, 1975-1984. 3 Bde. Лит.: Горский А. В., прот. О древних словах на св. четыредесятницу//ПрТСО. 1858. Ч. 17. С. 34-64; Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2 (по указ.); Владимиров П. В. Из истории древнерус. письменности: (Переводные творения отцов Церкви, вопросы и ответы, Измарагды)//ЧИОНЛ. 1885. Кн. 9. Отд. 4. С. 3-44; Архангельский А. С. К изучению древнерус. литературы: Творения отцов Церкви в древнерус. письменности: (Обозрение рукоп. мат-ла). СПб., 1888; он же. Очерки по истории западнорусской литературы XVI-XVII вв.//ЧОИДР. 1888. Кн. 1. Отд. паг. С. 24-59; он же. Творения отцов церкви в древнерусской письменности: (Извлеч.

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010