42 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «по числу сынов Израильских» . Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха (Сир. 17:17), — находится уже у Филона («De post 25; «De plant Noe», 14). Св. !Иустин («Dial c. Tryph.», с. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 43 По замечанию ученых, это Климент составил из слов Втор. 4:34 и Чис. 18:26, а также 2 Пар. 31:14, чтобы выразить такую мысль: Бог избрал нас из среды прочих людей в Свое достояние, как с гумна берутся святые начатки Богу, которые делаются святым святых. 44 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 45 Буквально: скипетров. Слово «скипетр» здесь употреблено в значении колена, как и в 3 Цар. 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 46 Т.е. Христос Спаситель. 47 Т.е. от Бога создавшего нас на дела благая. 48 Эти слова почти буквально приводит ап. Павел (1 Кор. 2:9), как слова Писания. В Ветхом Завете подобное этому изречение читается у Исаии (Ис. 64:3—4). 49 Слов: как бы львом ( ως λεων ) — нет ни в еврейском тексте, ни в греческом переводе 70 толковников. 50 Так называется Иисус Христос и у ап. Павла (Евр. 4:15). 51 Т. е. начальники провинций, имевшие и военную власть. 52 Эти слова приводятся у Климента Александрийского (Strom., IV, 17). 53 Здесь в рукописи недостаток одного слова, Нольте дополняет это словом: σιγατω молчи. 54 Буквально: место ( τοπος ). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI также !Игнатий, «Послание к Поликарпу», гл. I; «Послание к смирнянам», гл. VI; Поликарп, «Послание к Филиппийцам», гл. XI. 55 Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

КАМЕНОТЕСЫ ( 4Цар. 12:12 ) в каменоломне обтесывали отбитые от скалы относит. мягкие известняковые глыбы, демонстрируя при этом поразительную точность. Часто камни обрабатывали в месте стыков, создавая плоскую поверхность, наружные же грани делали выпуклыми. При строительстве использовали уровень, отвес с мерной веревкой ( 4Цар. 21:13 ; Ис. 34:11 ; Ам. 7:7 ). Линию обтесывания обозначали красным мелком, следы которого обнаружены на камнях при раскопках. Каменные блоки больших ворот в Мегиддо подогнаны один к другому так плотно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. В Иез. 13:10 , видимо, подразумевается работа, сходная с работой ШТУКАТУРОВ. Поверхность стены обмазывали смесью глины и извести, вероятно, чтобы закрыть имевшиеся трещины. В новозаветную эпоху таким способом белили гробницы, помечая их, чтобы к.-л. случайно не осквернился от прикосновения к ним (см. Числ. 19:16 ; Мф. 23:27 ). Обработкой дерева, как при строительстве, так и при изготовлении утвари занимались ⇒ ПЛОТНИКИ ( 2Цар. 5:11 ; 1Езд. 3:7 ; Мф. 13:55 ). Невозможно установить, составляли ли обособленную группу ДРОВОСЕКИ ( 3Цар. 5:6 ). РЕЗЧИКИ по дереву упомянуты в исторических книгах ВЗ в связи с изготовлением внутр. убранства скинии ( Исх. 31:5 ), а в книгах пророков – в связи с изготовлением идолов ( Ис. 44 – в Синод. пер. – «плотник»). Возможно, здесь речь идет о плотниках, которые одноврем. были и столярами. Существовала ли в ветхозаветную эпоху профессия ПРОХОДЧИКА, неизвестно. Установлено лишь, что, напр., в царствование Езекии в Иерусалиме был проложен подземный туннель длиной 550 м и высотой до 1,80 м. На его стенах видны следы кирки. Подобные сооружения были обнаружены и в Мегиддо. IV. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Из Р., связанных с этим видом деятельности человека, в Библии в качестве отдельной группы названы лишь ХЛЕБОПЕКИ (пекари) ( Иер. 37:21 ; Ос. 7:4 ) (⇒ Хлеб.) Несмотря на то, что зерно молола каждая домохозяйка, вероятно, существовало и Р. МЕЛЬНИКА, поскольку хлеб пекли не только дома, но и в пекарнях. ⇒ Мельница, молоть. V. МЕТАЛЛООБРАБОТКА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

     Священные времена (праздники) У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения, у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божиих. По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа. 1. Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божиих. Творец вспоминался каждую субботу (см.: Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство. 2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так, воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое (Ис 55, 12–13). 3. Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость, по представлениям благочестивых людей, могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. Израиль! о, если бы ты послушал Меня! — сказано Псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9). В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших, — говорит Господь (Ам 5, 21–22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.

http://pravoslavie.ru/104164.html

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

В смысле иносказательном, кедры ливанские (ср. Ис. 2:12–13 ; Зах. 11:1–2 ; также Пс.36:37 по гр.-лат.-слав.), также как и высокие горы ( Ис.2:14 и 17; 40:4), – образ сильных и гордых нечестивцев, враждебных слову евангельской проповеди и противящихся действию божественной благодати; сокрушение и исторжение их – образ грозного суда Божия над гордыми нечестивцами и их погибели ( Иез.31:12 и 16–17; Ис.10:33 ; Авв. 3:6 ); скаканье по гласу Иеговы – изображение покорности Божественному слову и радостно благоговейного последования ему ( Пс.113:4, 6–7 ; Ис.55:11–12 ; ср. Мф.11:17 ). Так Господь в устроении и утверждении новозаветной церкви своей на земле сокрушил все противные силы» (ср. Василий В. 2-я бес. на Пс.и св. Афанасий), то поражая и низлагая гордых и ожесточённых врагов евангелия праведным судом Своим (см. выше объясн. на Пс.2:5 ; ср. св. Кирилла Александрийского Глафира кн. 7-я), то силою Своего слова «смиряя всякое возношение, взимающееся на разум Божий ( 2Кор.10:5 )» и преклоняя в послушание веры надменные и строптивые сердца людей» (Василий В. бес. на Пс.2 -я, также бес. 1-я и в толк. на Ис.2:12 и 13:6; ср. бл. Августина и толк. припис. бл. Иерониму). Слав.-гр.-лат. пер. 6 ст. даёт несколько иной смысл и истнитъ к тельца и возлюбленный к сынъ т. е. Господь, сокрушая кедры ливанские, – образ сильных врагов Израиля, – совершенно сотрет и обратит их в прах с такою же лёгкостью, как поражает пасущихся на том же Ливане тельцов, которые также служили образом сильных противников ( Пс.21:13 ); между тем как при этом истреблении враждебных сил, возлюбленный Божий Израиль пребудет твёрд и непреодолим, как молодой единорог, представляющий собою образ особенной крепости и неодолимой силы (ср. Пс.111:11 ; также Пс.77:69 по слав.-греч.). Оо. и уч. ц. под сокрушением тельца ливанского разумели истребление идолопоклонства, подобно тому, как истёрт был в порошок и истреблен Моисеем золотой телец (Вас. В., бл. Феодорит и Зигабен; также Евсевий и Афанасий), а под подобным единорогу возлюбленным – то самого Христа Спасителя, как возлюбленного Сына Божия, имеющего единую со Отцом всемогущую силу (Вас. В., Августин и Зигабен), то народ, уверовавший в Него, который пребудет непобедим и непреоборим, как освободившийся от многобожия и чествующий единое Божество» (бл. Феодорит; ср. также св. Афанасия).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

совершенство период испытания четыре страны света, вселенскость завершенная полнота полнота избранников срок поколения, срок подготовки и испытания По другому толкованию, Бог обращается к элохимам, ангельским существам (ср.  3Цар. 22:19 ;  Пс. 81:1 ). Тем не менее среди св. Отцов преобладает мнение, что в Шестодневе речь идет о внутрибожественной тайне, о «Троичном совете». Этот взгляд согласуется с тем, что в Ветхом Завете частично была уже приоткрыта тайна Ипостасей. Хотя троичный догмат явлен лишь в Новом Завете, Ветхий — знает о Духе, Премудрости и Слове и говорит о них языком, близким к ипостасной терминологии (см., напр.,  Пс.103:29 ;  Ис.31:3Ис.55:10–11 ;  Иов 28 ). Поскольку Бог есть начало духовное (в противоположность тварному и плотскому: ср.  Ис.31:3 ), то и образ Божий в человеке есть его духовное свойство. По библейскому сказанию богоподобие человека определяет его «владычество» над прочей тварью (1, 26). Следовательно, речь идет о личностном разуме существа, имеющего свободную волю. Слово «Человек» (евр.  Адам) св. автор часто употребляет в значении множественном («да владычествуют они»; ср.  Иов.14:1 ;  Пс.33:13 ;  Пс.36:8 ;  Ис.6:12 ;  Иер.32:19 , где Адам означает просто человек или все человечество). В том же смысле понимают библейский образ Адама и Отцы Церкви. Свт. Григорий Нисский именует его всечеловеком (Об устроении человека, XVI). По словам бл. Августина, Адам есть «totum genus humanorum», т.е. весь род человеческий. По словам свт.  Григория Богослова , «через преступление пал целый Адам» (Слова таинственные, 8). Так же и прп.  Макарий Египетский  именует «целым Адамом» «все колена земные» (Беседы, 12, 13). Прп.  Симеон Новый Богослов  учит, что Христос пришел в мир «ради Адама» (Слово 1). Точно так же православное богослужение говорит о спасении человечества как Адама. «На землю сшел еси, да спасеши Адама» (утреня Великой Субботы). В дни Пасхи прославляется Господь, Который «совоскресил всеродного Адама». «Божественный образ, свойственный человеку, личности Адама, — пишет  В. Н. Лосский , — относится ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям… Существует одна природа, общая для всех людей» (БТ, в. 8, с.65).

http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvo...

53 Сочетание цитат из двух псалмов (аллюзия на Пс. 43:26, не замеченная «Bl», и параллель с Пс. 114:7) имеет здесь принципиальное значение. Анализ других толкований Оригена на эти псаломские стихи показывает, что „смирение в персть“ означало для него, прежде всего, принятие тела (оплотяневшими душами, ангелами или даже Христом в момент воплощения), а „отдохновение“ („покой“) — разрешение от тела или очищение души и возвращение ее в состояние ума (для ангелов или для людей, совершающих добродетельные поступки). См., например: «Ориген», Комм. Ин. I:121; XX, 225. 376; „О молитве“ II, 3 (рус. пер. с. 11); ПЦ VII, 50; Sel. in Gen. (PG 12, 136); Sel. in Ps. (Dub.) (PG 12, 1576. 1592); Fr. in Ps. 114 Ed. J. B. Pitra (Dub.); «св». Юстиниан», „Письмо к Мене“ (из „О началах“, 2); «св. Епифаний Кипрский», „Панарий“ LXIV, 4 (vol. 2, p. 412 Holl). 54 Ср. ПЦ II, 4. 55 Мк. 1:1—3 (ст. 2: ср. Мал. 3, 1 [Исх. 23:20]; ст. 3: Ис. 40:3 LXX). Синод. перевод следует textus receptus. Ср. Лопух. Толк. Библ. к Мк. 1:2—4. 56 Подразумеваются гностики, в первую очередь — Маркион. О полемике с последним в сочинениях Оригена см.: «Rius-Camps J». Orígenes y Marción. Carácter preferentemente antimarcionita del prefacio y del segundo ciclo del «Peri Archôn» Origeniana. Premier colloque international des études origéniennes. Bari, 1975. P. 297—312; «Spada C. A». Aspetti della polemica antimarcionita nel «Commento al Vangelo di Giovanni» Origeniana quinta. Historica — Text and Method — Biblica — Philosophica — Theologica — Origenism and Later Developments. Papers of the 5th International Origen Congress, Boston College, 14—18 August 1989 Ed. by R. J. Daly. Leuven, 1992. P. 85—91. 57 Мк. 16:15 «Bl». 58 Определение мира (космоса) как совокупности неба и земли — отголосок стоической философии (см. Co», p. 141—142, n. 24). 59 Комментарий к параграфам, посвященным анализу слова «начало», см.: «Früchtel E». " Arc» und das erste Buch des Johanneskommentars des Origenes Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 117. Berlin, 1976. S. 122—147.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Нав. 12, 4:13, 12 . 1Цар. 17, 4:21 – 22 . Пс. 87, 11 Притч. 2, 18:9, 18:21, 16 . Ам. 2:9 Ис. 14, 9 – 1 1 . Иов, как и другие ветхозаветные мыслители и писатели, при изображении величия Божия, не редко указывают на землетрясение – потому, что это страшное явление бывает на востоке весьма не редко. Здесь не лишне припомнить как пример, землетрясение на о. Хиос, бывшее в 1881 году. Землетрясение началось 3 апреля, в 1 час 30 мин. пополудни, и от первого же удара разрушена в несколько секунд большая часть г Кастро. Затем вскоре последовал еще сильнейший удар, докончивший разрушение. В 1 ч. 50 м. пополудни население города Хиоса также было встревожено сильным подземным ударом, столь сильным, что в течение нескольких секунд от большей части города остались жалкие развалины, под которыми были похоронены сотни людей. Все военные укрепления, дворец генерал-губернатора, большинство общественных и частных зданий, мусульманских мечетей и христианских церквей – оказались разрушенными до основания, так что не осталось камня на камне. Землетрясение это не только распространилось по всему острову, южная часть которого пострадала более чем другие, но им поражены были и противоположные прибрежные острова Малой Азии и наполовину разрушен городок Чесма с его военным портом. По исследованиям на о. Хиос оказалось 800 убитых и 10000 раненых. Наиболее пострадало местечко Нерита; в нем 1200 жертв. Землетрясение длилось 6 суток, в продолжении которых было от 30 до 40 подземных ударов, из коих каждого одного было достаточно для разрушения построек какой угодно прочности. Через неделю после начала землетрясения, т. е. 10 апреля, последовало семь сильных ударов, а затем они стали слабее и не столь часты; но 20 мая, 10 июля и 27 августа подземные улары снова были так сильны, что окончательно разрушили здания, уцелевшие от прежних сотрясений. Подземные удары возобновлялись даже в конце ноября. В том же году 18-го мая ужасное землетрясение постигло Ван и его окрестности, в Турецкой Армении. Селение Тегут в Хлашской провинции, с населением в 180 домов, совершенно уничтожено. При раскопке развалин найдены 92 трупа, ушибленных было 55 человек, ночь с 12 на 13 августа в 11 ч. 17 м. 50 с. в Тифлисе было ощущаемо землетрясение; в 11 ч. 40 м. пополудни – в Кутаисе; в 11 ч. 27 м. в Коба, и пр. См. «Современ. Известия» 1881 г. 92,109, 184-й; 1882 г. 268-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

118 Du hast so eine leise Art zu sein;Und jene, die dir laute Namen geben,Sind schon vergessen deiner Nachbarschaft. (Stundenbuch) (обратно) 119 См., например: Чхандогья-упанишада, III, 14; V, 11—24. 120 Платон. Письма, VII, 341cd. 121 О Григории Назианзине (ок. 329—390) см.: Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. С. 70—83. Точное авторство гимна «К Богу» не установлено. (обратно) 122 Ин. 3:31—36. 123 Ин. 1:18. 124 В этом смысле пользуется онтологическим доказательством уже Плотин , Enn. (IV, 7, 9), и даже уже Платон имеет его в виду в последнем, решающем доказательстве бессмертия души в «Федоне» (102 А и сл.). Ср. в нашем «Предмете знания» приложение: «К истории онтологического доказательства». 125 Мф. 11:25. 126 Мф. 5:8. 127 У Франка «существа» , явная опечатка. 128 Кор. 13:12. 129 Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nun kan leben;Werd ich zu nicht, Er muss von Noth den Geist aufgeben. Ангел Силезский (Angelus Silesius. Op. cit. I, 8.). (обратно) 130 У Франка — «резервацией» , явная опечатка. (обратно) 131 Франц Баадер (1765—1841) — немецкий философ, врач и теолог, представитель неортодоксального католицизма. (обратно) 132 Ис. 55:8—9. 133 Ин. 1:1. 134 Ин. 1:14. 135 См., например: Ин. 16:13. 136 Тайный союз (лат.). 137 Профессор — личность, Бог же никто (нем.). (обратно) 138 См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. Сочинения. Т. XI. М. — Л., 1935. С. 305. (обратно) 139 Учение британского монаха Пелагия (около 360—418), который отверг учение о первородном грехе и в противовес концепции благодати и предопределения Августина делал акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека. В 431 г. было осуждено на третьем Вселенском соборе. (обратно) 140 Парменид. О природе, IV, 7. 141 Ин. 4:8. 142 Имеется в виду, в частности, известное выражение Тертуллиана: «Credo quia absordum» («Верую, потому что абсурдно»). Tertullian. De Carne Christi, V. 143 Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (лат.). 144 Мф. 22:32. 145 Римл. 3:28; Гал. 2:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3864...

Божественные дела Господа Иисуса суть естественное выражение Его Божественных свойств. Так как Он – истинный Бог, то Он и не мог не действовать как Бог. Евангелие как единственное истинное благовестие – красноречивое тому свидетельство. Если бы Иисус не был Богом, то разве мог бы «наибольший между рожденных женами» провозгласить Иисуса Мессией, Подателем Небесного Царства, крестителем Духом Святым и огнем, Вечным Судией (см. Мф.3:2, 3, 10–12 ; Мк.1:2–10 ; Лк.3:4–17 ). Как Иисус – не Бог, если в пустыне Он побеждает сатану и все искушения и если после этого Ему служат Ангелы (см. Мф.4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 )? Отчего Иисус – «великий Свет во тьме и сени смертной», если Он не Бог (ср. Мф.4:16 )? Как простые рыбаки по зову Иисуса оставляют всё и идут за Ним, если Он как Бог не действует Божественно в их душах (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–21 ; Мф.9:9 )? Как исцеляет Он «всякую болезнь и всякую немощь в людях», если Он не Бог ( Мф.4:23–24 ; Мк.6:55–56 ; Мф.9:35, 15:30–31 )? Если Иисус не Бог, то разве мог Он одним словом исцелить прокаженного от проказы (см. Мф.8:2–3 ; Мк.1:40–42 ; Лк.5:12–13 )? Если Он не Бог, как тогда смог Он на расстоянии одним словом исцелить слугу капернаумского сотника (см. Мф.8:6–13 ; Лк.7:2–10 )? Если Он не Бог, то неужели сумел бы словом исцелить десять прокаженных (см. Лк.17:12–19 )? Если Он не Бог, то разве мог Он одним прикосновением исцелить Петрову тещу от горячки (см. Мф.8:14–15 ; Мк.1:30–31 ; Лк.4:38–39 )? Если Иисус не Бог, как тогда Он словом изгоняет бесов и исцеляет всех больных, исполняя, таким образом, мессианское пророчество Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес... болезни» ( Ис.53:4 ; ср.: Мф.8:17 ; Мк.1:32–34 ; Лк.4:40–41 )? Много раз Иисуса называют Господом, и Он не возражает против этого; как тогда Он не Бог и не Господь (см. Мф.8:21 ; Лк.9:59 )? Как Иисус идет по морю и Его слушаются ветры и воды, если Он и в самом деле не Бог (см. Мф.8:24–27, 14:24–33 ; Мк.4:36–41 ; Лк.8:22–25 )? Как Иисус укрощает двух неукротимых гергесинских бесноватых; как изгоняет из них бесчисленных бесов; как бесы просят Его и слушаются как своего Повелителя, если Он не истинный Бог (см. Мф.8:28–34 ; Мк.5:1–19 ; Лк.8:26–39 )? Как Иисус отпускает грехи, если только Бог может это делать и делает; и как зрит Он человеческие помыслы, если Он не Бог (см. Мф.9:2–7 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:18–26 )? Как Иисус воскрешает дочь Иаира и Своей одеждой исцеляет от неисцелимой болезни кровоточивую женщину, если Он не Бог и не Господь (см. Мф.9:18–26 ; Мк.5:22–43 ; Лк.8:41–56 )? Как воскрешает Он Лазаря, который уже четыре дня был мертвым, если Он – и вправду не Бог (см. Ин.11:39–44 )? Как прикосновением Своей руки возвращает Он зрение двум слепцам, если Он не Бог (см. Мф.9:27–31, 20:29–34 ; Мк.10:46–52 ; Лк.18:35–43 )? Как исцеляет Он немого бесноватого и делает то, чего никогда в Израиле не видели, если Он не Бог (см. Мф.9:32–33 ; Лк.11:14 )? Как превращает Он воду в вино, если Он не Бог (см. Ин.2:1–11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010