Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о восьмом дне – см. примеч. к пс. 6, 1. Ст. 9. Повсюду находятся нечестивые люди и лукавые духи. Но Господь сохраняет верных от падения во грех.   Псалом 12 Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Бог по особенному Домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний (свтт. Василий Великий , Афанасий Великий ). Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1.   Псалом 13 В этом псалме царь Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и пророчествует о будущем Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7. Сион – см. примеч. к пс. 2:6; 9:12.   Псалом 14 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Ст. 1. Пророк Давид спрашивает Самого Бога: «Кто может наследовать Царство Небесное?»   Псалом 15 Надпись на столпе – это надписание встречается также при пс. 55–59. Св. отцы (свтт. Василий Великий , Григорий Нисский ) полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на столбах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (см.: Втор. 10:2–3 ). Ст. 4. В этом стихе – отказ от ритуальных кровавых жертвоприношений (ср.: Ис. 1:11 ). Ст. 7. ...ночью – ночь неоднократно упоминается в псалмах как время усиленной внутренней жизни (см.: Пс. 4:5; 6:7; 16:3 ); ...сердце (букв. «почки») – внутренний орган человека, который мыслится как вместилище чувств. Ст. 10. Этот стих в понимании свв. апостолов Петра (см.: Деян. 2:25–32 ) и Павла (см.: Деян. 13:35–37 ) заключает в себе пророчество о Господе нашем Иисусе Христе – на этом основании св. отцы рассматривали весь псалом как мессианский, то есть произносимый от лица Господа нашего Иисуса Христа.   Псалом 16 Ст. 1. Услышь, Господи, правду мою – под правдой подразумевается справедливое прошение человека, терпящего несправедливость. Ст. 4. ...путями трудными пророк Давид называет заповеди Божии, данные нам для благого устроения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«И Начало тем, что оно — Начало, не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как для первого быть безначальным; потому что сие относится только к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не что иное, как то же, что и Они. Имя Безначальному Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святой; а естество в Трех одно — Бог; Единение же — Отец, из Которого Другие и к Которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».    Однако помни, душа, совет великого Григория Назианзина: «Не будь слишком любознательной, чтобы с тобой не случилось того... что происходит со зрением, которое пристально всматривается в солнечный свет». Безоружный глаз, вперившийся в сияние солнечного диска, неминуемо слепнет. Не вооруженная Божественной благодатью душа, погружаясь неосмотрительно и безмерно в богомыслие, неминуемо впадет в искушение.     «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:29—30) — спрашивает апостол. Воистину, не все, но каждый в свою меру имеет дарование. И если эта мера — превышена, то надо думать, что искушение — уже на пороге, если не вошло в сердце человека. Ум, не понимающий своей мерности, ограниченности, гордится, учит не по чину, заносится, судит, осуждает, перечит, злобится, ненавидит, нерадит обо всем, — и вот уже он не только не сопротивляется, но сам, своею волею, да еще и с радостью бросается в объятия пагубнаго змия, так желающего пожрети человека и свести во ад жива, так упражняющегося в различных кознях, чтобы добиться этого, — а тут получается, что и козни его не нужны, потому что горделивый ум сам спешит к нему!    Потому запомним, душа моя, еще один совет великого праведника: «Говорить о Боге — великое дело; но гораздо больше — очищать себя для Бога». Этой истине последуя, и Студийские отцы завершают свое по видимости столь простое, но такое глубокомысленное молитвословие двумя словами: «помилуй мя». А кого милует Господь? Того, кто взывает к Нему (См.: Ис. 30:19), того, кто надеется на Него (См.: 2 Цар. 12:22), того, кто оставляет беззакония свои и нечестие свое (См.: Ис. 55:7), того, кто рассудительно (См.: Ис. 27:11) и ради Бога сокрушает и смиряет сердце свое (См.: Пс. 50:19), того, кто сам милует (См.: Пс. 36:21, 26). Но — какая же трудная работа должна быть выполнена, чтобы добиться в себе всех этих качеств! Это ли — не очищение себя для Бога?    Начала ли ты в себе эту работу, душа моя? Помнишь ли вообще о ней, когда молитвенно взываешь к Господу твоему словами, коим научила тебя Церковь: «помилуй мя»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

11 Осия 6:6 . 12 Книга пророка Исайи 1:11 сл. 13 Там же, гл.9 и гл.11 . 14 Иеремия 31:31-32 . 15 Исайей Вторым или Второисайей называют анонимного пророка, жившего в VI в. до н.э. в период вавилонского плена. Его писания включены в Книгу пророка Исайи (гл.40-55 и некоторые другие ее разделы). 16 О последних трех веках ветхозаветной истории см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. 17 Книга Даниила 7:13 . Исследования Библии показали, что Книга Даниила написана не в VI в. до н.э., как думали прежде, а во II в. до н.э., хотя в нее были включены и более ранние материалы. О Мессии много говорится в Книге Еноха, написанной почти одновременно с Книгой Даниила. 18 Вавилонский Талмуд, Шаббат, 31а. О фарисеях см. приложение 3 . 19 Ни одного произведения, вышедшего из саддукейских кругов, не сохранилось. Сведения о них дают Флавий, Талмуд, Новый Завет и др. источники. Материалы эти собраны и проанализированы в кн.: Скарданицкий Г. Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства перед явлением Христа. Киев, 1905. Наиболее полное собрание данных см.: Le Moine J. Les sadducéens. Paris, 1972. 20 Ессейский орден распался после войны Иудеи с Римом (66-70 гг. н.э.), память о нем была сохранена благодаря свидетельствам античных писателей. Первые подлинные рукописи самих ессеев обнаружили только в 1947 г. в Кумране у Мертвого моря. С тех пор археологи нашли еще сотни новых манускриптов. См. приложение 1 , а также кн. «На пороге Нового Завета». 21 Полное собрание сохранившихся сочинений Филона в греческом подлиннике (с французским переводом и комментариями) опубликовано изд. Cerf. Les oeuvres de Philon d’Alexandrie, v.1-35. Филон оказал большое влияние на Отцов и Учителей Церкви, особенно на Климента Александрийского, Оригена, св.Василия Великого, св.Григория Нисского. См.: Иваницкий В. Филон Александрийский. Киев, 1911, с.588 сл. 22 Тацит. Анналы, 1,2. 23 Лк 1:68 . Быт 17:1 Быт 12:3 Исх 20:2-17 Втор 5:6-21 Втор 6:4-9 2 Цар 7:1-16 Лк 1:68 Иер 31:31-32 Ис 9 Ис 11

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1239. Ср.: Мф. 5, 8 (у свт. Григория Нисского прямая цитата). 1240. Ср.: свт. Григорий Нисский. На блаженства, 6//Vol. VII/2, p. 145: 21–26 Callahan; PG 44, 1273 BC. 1241. Ин. 1, 18. 1242. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 15//Vol. 5, p. 453: 9–11 Kott er; PG 96, 569 A. 1243. См.: Деян. 7, 55. 1244. «Научены»: это же чтение дают 4 из 16 рукописей сочинения Григория Нисского, учтенных в современном критическом издании; другое (лучшее) чтение – «как свидетельствует Писание». 1245. Свт. Григорий Нисский. Похвала первомученику Стефану I//Vol. X/1/2, p. 91: 1–6 Lendle; PG 46, 717 B. 1246. Слово παλλαγ является также риторическим термином, обозначающим разновидность метонимии. 1247. Ис. 50, 4. 1248. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Послание к Коринфянам, VII, 3//PG 61, 58: 35. 1249. Ср.: там же, строки 32–33. 1250. Ср.: свт. Иоанн Златоуст. К Стелехию и о сокрушении, II, 2//PG 47, 413: 50–55. В ΓΠΣ цитата не определена, а пунктуация неправильна (конец цитаты помещен после кавычек как начало следующей фразы вопреки смыслу и синтаксису). 1251. μεταβαλμενος – чтение Паламы согласно рукописям, C1P1R1: μετα– βαλλμενος – рукопись L Паламы и Дамаскин согласно изданию, Коттег’а (без разночтений). 1252. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 12//Vol. 5, p. 450: 17–20 Kott er; PG 96, 564 C. 1253. Ин. 1, 18. 1254. Ср.: прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 15//Vol. 5, p. 453: 9–11 Kott er; PG 96, 569 А. 1255. Пс.-Иоанн Златоуст. Беседа на Преображение//Vol. 7, p. 339 Savile (Изд.). На самом деле гомилия (отсутствующая в PG) принадлежит Леонтию Константинопольскому, критич. изд. текста см.: CCSG 17, p. 444: 289–291 280–281 Datema-Allen (Пер.). 1256. Ряд новозаветных рукописей и свт. Иоанн Златоуст добавляют: «Бог», но свт. Григорий Палама цитирует другой вариант. 1257. Ин. 3, 34. 1258. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, XXX, 2//PG 59, 174: 6–7. 1259. Пс. 44, 2. 1260. То есть тело Господа. 1261. Ин. 1, 16. 1262. Ср.: свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы, XLIV, 2–3//PG 55, 185: 27–28; 185: 55 – 186: 2, 4–8, 13–14, 47–50.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

а) Общее мнение иудейской церкви видело в сем пророчестве благовестие о Мессии. Это замечал в свое время бл. Иероним (com. ad h. 1); Флавий не только от себя говорил, что Даниил писал об опустошении Иерусалима рамлянами 46 , но передает и общую народную веру в древнееслово ( παλατος λογο) 47 · В толкованиях еврейских, не исключая и новых, признается, чго Даниил определил время пришествия Мессии седминами 48 и предсказал гнев Божий за истребление святого святых, Мессии 49 . б) Новозаветное откровение показывает выполнение предсказания сего во временах Мессии Иисуса ( Матф. 24, 15 . Лук. 21, 20. 21 ). в) Черты Христа старейшины – черты Искупителя мира. Наименование Мессии ( Χρςος) (ст. 25, 26) есть обыкновенное имя Того, кто освящен в Спасителя мира и оно усвоено Ему еще Давидом ( Пс. 2, 2 . Иса. 11, 1). Наименование князя Nagid (старейшины) давно также стало именем Мессии ( Пс. 7, 5 . Иса. 11, 10. 55, 4). Святым святых называется у пророка не часть храма, так как весь храм назначается к разрушению, а не к освящению (ст. 27), а назначать освящение только для одной части храма было бы странно; напротив сие наименование есть собственно имя Того, кто, по словам Исаии, не творит лжи (53, 10), и кто должен служить освящением для людей (сл. Ис. 8, 14 . Езек. 11, 16. Евр. 9, 7 ). Мессия истреблен будет (сг. 26), т.е. насильственною смертию (см. Зах. 13, 8. 9 . Иер. 10, 3. 22, 7 . 3Цар. 11, 6. 7 ), смертию нечестивых ( Пс. 36, 9. 28. 34. 38 . Прит. 2, 22 ): это такая черта, какою отличена смерть Спасителя мира (Ига. 53, 7. 8. 9). Мессия умрет eenlo не за себя или не для себя: следов. Опять не иначе как смертию Искупителя мира (Иса. .53, 5. 8. Нс. 15, 9. 11). Время Мессии – время потребления нечестия и приведения правды вечной. Это необходимая черта Искупителя мира, черта, о которой говорил ясно Исаия 53, 5. 6. 10. Со смертию Мессии соединено отменение жертв и приношений (ст. 27) всего обрядового служения (см. Пс. 37, 7 ) и установление завета нового. Прор. Иеремия также соединял со временем Искупителя установление завета нового (31, 31. 32. 32, 40). За смертию Мессии следует опустошение города (ст. 26). Давид и Исаия грозили гневом возмущающимся против Помазанника ( Ис. 2. 2 – 3. 9. 12 . Иса. 8. 9. 10). Вместе с тем, как запечатлеется грех , запечатлеется видение и пророк (ст. 25). Это естественно для времен Мессии: когда Мессия совершит искупление людей, грехи будут сокрыты и изглажены; пророчества, которые все главным образом относятся к искуплению от грехов, также кончатся и начнется вера в совершившееся дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мнение иудейских толкователей, которые здесь, как и в Совете о создании человека (см.: Быт. 1:26 ), видят совещание Бога с Ангелами, противоречит словам Писания, отвергающим подобную возможность (см.: Ис. 40:14 ). В плане нравоучительном построение Вавилонской башни часто рассматривают и как свидетельство недолговечности человеческих замыслов, союзов и государств, цель существования которых противоречит воле Божией. Именно в этом смысле Откровение называет Вавилон царством антихриста (см.: Откр. 14:8 ). Родословие Сима (Быт. 11:10 – 26) Бытописатель особое внимание уделяет потомкам Сима, среди которых, согласно пророчеству Ноя, сохранялось подлинное богопочитание (см.: Быт. 9:26 ). Хотя многие из этих потомков уклонились в язычество, о чем свидетельствуют их имена (например, у патриарха Фарры имя, любимое звездопоклонниками (арам.: Терах – «луна»)), тем не менее ведение истинного Бога сохранялось в их поколениях до призвания Авраама. Так, Лаван при заключении договора с Иаковом именует Единого Бога Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их ( Быт. 31:53 ). Таким образом он свидетельствует о единобожии Фарры и его сыновей – Авраама и Нахора. Писание также говорит и о том, что именно Фарра предпринял переселение в землю Ханаанскую (см.: Быт. 11:31 ). В силу этих обстоятельств следующие четырнадцать глав Бытия озаглавлены богодухновенным писателем как родословие Фарры. 14 Алипий (Кастальский-Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. С. 205. 21 Во Святый и Великий Понедельник вечера, на повечерии. Трипеснец, песнь 8, тропарь 4//Триодь постная. М., 2003. Л. 404 об. 31 Служба Благовещению Пресвятыя Богородицы. На малой вечерни стихира 1 на «Господи, воззвах», глас 6//Минея праздничная. М., 1914. Л. 278. 34 См.: Ambrosius Mediolanensis, s. Sermo 45, 1. De primo Adam et Secundo [ Амвросий Медиоланский , сет. Беседа 45,1.0 первом и Втором Адаме]//PL. Т. 17. Parisiis, 1845. Col. 692А. Цит. по: Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Вып. 1: Книги законоположительные и исторические. СПб., 1914. С. 1, 2. 39 Ср.: Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Гл. 45. С. 38. 47 См.: Служба Происхождению честных древ Честнаго и Животворящаго Креста. Стихира самогласная, глас 2//Минея праздничная. Л. 392 об. 51 Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. С. 244. 55 В среду пятыя седмицы по Пасце вечера. Стихира 4 на «Господи, воззвах», глас 1//Триодь цветная. М., 2003. Л. 151 об. Читать далее Источник: Законоположительные книги Ветхого Завета. - М.: Изд-во «Когито-центр» 2010. - 216 с . ISBN 978-5-89353-320-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

опора. Ср. Исх. 18,4 ; Втор. 33,26–29 ; Пс. 9,35; 53,6; 113,17.18; 120; 145,5 . Бог выразил суть Своего обвинения Израилю: кто противится Богу, тот навлекает на себя гибель. 13:10 Цари и правители дали Израилю ложное чувство безопасности. Только Господь, его истинный Царь, был его настоящей опорой. царь. Речь идет не о каком-то определенном царе. Возможно, имеются в виду либо цари, убитые во времена Осии (3,4; 7,7; 8,4; 10,3; ср. 4Цар. 15,8–31; 17,1–6 ), либо кто-то из выдающихся царей прошлого, как, например, Саул (при жизни которого израильтяне впервые попросили дать им царя), но не исключено, что это указание относится ко всем царям северного царства (из которых все двадцать, царствовавшие после Соломона, «делали зло в глазах Господа»). дай нам царя. О том, как Израиль просил себе монарха, см. 1Цар. 8,5.19 . О просьбе северного царства об особом царе для него, не происходящем из дома Давидова, см. 3Цар. 12,16–20 . 13:11 О монархии в отрицательном плане см. также 1Цар. 8,1–22 . Согласно 1Цар. 8,4–8 , Израиль, просивший себе земного царя, отверг Бога как своего истинного Властелина (13,9.10). отнял в негодовании Моем. Многие из царей северного царства пали жертвой измены. 13 Связано. См. 1Цар. 25,29 ; Иов 14,17 ; Ис. 8,16 . беззаконие... грех. Грехи, чтобы нельзя было их приуменьшить или предать забвению, записаны (словно в юридическом документе), и список этот ждет воздаяния. Ср. 7,2; 9,9; Втор. 32,34.35 . Ефрема. См. ком. к 4,17; 13,1. 13 сын неразумный. Это выражение относится к неспособности Израиля познать Бога (см. Введение: Особенности содержания и темы). не стоял бы долго в положении рождающихся детей. Аналогия и смысл данного выражения очевидны: как рождающийся младенец умирает, если что-то препятствует течению родов (ср. 4Цар. 19,3 ), так Израиль погибнет ввиду неспособности должным образом принять наказание, назначенное ему для раскаяния и пробуждения к новой жизни. 13 Я искуплю... избавлю. Учитывая трудности толкования, предпочтительнее рассматривать этот стих как предвещающий обетования, которые будут даны в 14,5–8. В нем подтверждается власть Бога над последним врагом смертью (см. 1Кор. 15,55 ). Древний Израиль во времена Осии отказался опереться на Божию власть над смертью, вместо него это сделал истинный Израиль Христос и Его Церковь . Окончательное торжество силы Божией над последним врагом достигнуто через смерть Христа за грехи людей и Его воскресение из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Антропный принцип (от греч. νθρωπος – человек) – принятая в современной науке точка зрения, согласно которой природные законы и физические константы настроены так, чтобы могли существовать жизнь и разум. Для одних ученых это свидетельствует о присутствии разумного Создателя, а для других – о наличии множества миров (Мулвтивселенной). С точки зрения последних, наличие тонкой настройки и антропного принципа в нашей Вселенной является всего лишь случайным «выигрышем» в «лотерее» бесчисленного множества всевозможных миров. Антропоморфизм (от греч. νθρωπος – человек и μορφ – вид, образ, форма) – способ восприятия мира, характерный для многих древних верований и религий, при котором природным объектам и явлениям приписываются человеческие черты: одушевленность, сознательные намерения и действия, язык, характер, добрая или злая воля. Антропоморфизм воспринимает всю Вселенную как продолжение человеческого общества, считая, что она управляется не безличными законами, а столкновениями бесчисленных добрых и злых сил и состоит из одушевленных, подобных человеку существ – богов, духов и т. д. Как правило, антропоморфизм в религии порождает политеизм (см.). Антропоморфизмы в Библии – описания свойств и деяний Бога, которые приписывают Ему – разумеется, условно и символически – человеческие черты. Антропоморфизмы часто встречаются в Ветхом Завете (Бог сошел посмотреть ( Быт.11:5 ), раскаялся ( Быт.6:6 ), Ему приписываются руки (см. Исх.14:31 ), уши (см. Пс.33:16 ), уста (см. 3Цар.8:24 ) и т. д.). Они присутствуют и в Новом Завете, особенно в притчах. Антропоморфное представление о Божестве чуждо библейской вере. Священное Писание совершенно определенно говорит о непреодолимой границе между бесконечной сокровенной природой Бога и человека: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), Он невидим (см. Исх.33:23 ), обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ), несоизмерим с людьми (см. Ис.55:8–9 ). Все это суммируется в понятии божественной трансцендентности, которое означает, что Бог совершенно отличен от мира и всего, что существует в мире. В ветхозаветном культе идея Божией святости и трансцендентности выражалась в запрете на создание какого бы то ни было изображения Иеговы (см. Исх.20:40 ). Это кажущееся противоречие между библейским учением о Боге и антропоморфными описаниями свойств Божиих имеет следующие причины: 1) говоря о Бесконечном, библейский автор использует символы и метафоры, чтобы его поняли люди, которые по-другому не могли бы воспринять его слова (Св. Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу Бытия XIII, 2); 2) антропоморфизмы призваны показать, что Бог Откровения не безликий холодный Абсолют, а живой Бог, активно вмешивающийся в бытие человека; и, наконец, 3) тот факт, что человек создан по образу и подобию Божию, дает право библейским авторам говорить о Предвечном условными терминами, заимствованными из человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

    1:48. В Ветхом Завете те, кто послушен Богу, особенно пророки, именуются «рабами Божьими». Этот обычай подчеркивает величие смиренных в глазах Бога и свидетельствует о значении, которое придавали в древнейкультуре тому, чтобы слава и доброе имя человека остались в памяти потомков.     1:49,50. В ст. 50 Мария использует тему Пс. 102:17, в контексте которого подчеркивается верность Бога слабым человеческим существам — тем, кто имеет страх Божий.     1:51. Это метафора оправдания через суд; в Ветхом Завете часто упоминается «мышца» Бога, Который спасает Свой народ и «рассеивает» его (и Своих) врагов. Мария вплетает в свою песнь слова из разныхпсалмов.     1:52,53. Незыблемое правило, по которому Бог возвышает смиренных и низлагает гордых, часто повторяется в Ветхом Завете (напр.: Прит. 3:34; Ис. 2:11,12,17; ср.: Сир. 10:14). Выражение «алчущих исполнил благ» восходит к Пс. 106:9, где сказано, что Бог помогает тем, кто находится в бедственном положении, потому что Он милосерд.     1:54,55. Согласно завету, заключенному с праотцем Авраамом, Бог обещал вечно хранить верность народу Израиля (напр.: Втор. 7:7,8). Израиль — «раб» Господень, о чем говорится в Ис. 42—49 (ср. коммент. к Мф. 12:15—18).     1:56. Хотя в древних текстах иногда говорится, что беременность продолжается десять месяцев, было известно, что обычно она продолжается девять месяцев; упоминаемые здесь три месяца плюс шесть из ст. 26 позволяют думать, что Мария пробыла у Елисаветы достаточно долго, чтобы увидеть рождение Иоанна.     1:57—66 Рождение Иоанна. В этом рассказе отсутствуют агиографические (т. е. характерные для жизнеописания святых) подробности, встречающиеся в тот период в еврейских рассказах о чудесных рождениях. Так, например, считалось, что в момент рождения младенца Моисея все помещение наполнилось светом, а новорожденный Ной сразу заговорил.     1:57,58. Соседи всегда участвовали в праздновании важных событий (ср.: 15:6), а рождение — особенно столь необычное — и обрезание новорожденного (как правило, совершавшееся в тот период отцом) былиименно такими событиями. Судя по иудейским преданиям, гости собирались в доме каждый вечер со дня рождения и до обрезания младенца. Об особой причине празднования см. в коммент. к 1:7. Евреи придавалирождению сыновей первостепенное значение, поскольку это были продолжатели рода, хотя практика показывает, что они любили своих дочерей не меньше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010