18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Во-первых, это отсутствие Послания в еврейском каноне. Во-вторых, это греческий язык Послания, который сильно отличается от греческого перевода канонической книги пророка Иеремии и книги Плача. Также, видно несовпадение стиля Послания и стиля книги пророка Иеремии. Автор Послания, хотя и выбирает тему, которая неоднократно встречается у пророков ( Ис.40:18, 44:9, 46:6 ; Иер.10:1–16 ; ср. Пс.113 ), но использует совсем другие приёмы. В тексте видно соединение двух литературных традиций – еврейской и греческой. Как Иудей, автор подражает форме поэтических произведений Ветхого Завета, однако никогда не сравнивает ничтожество идолов и могущество Господа. Как эллинист по воспитанию и образованию – стремится подражать требованиям греческого ораторского искусства, строит умозаключения, выводы и украшает речь риторическими фразами и оборотами. Например, он повторяет, иногда почти дословно, одни и те же мысли, особенно часто повторяются фразы, выражающие главную мысль Послания. Кроме того, в Послании не упоминаются ни Израиль, ни Иуда, также не говорится о Законе, тогда как пророк Иеремия часто обращается к данным темам. В-третьих, это историческая неопредёленность в Послании, в отличие от пророка Иеремии, писавшего о 70 годах плена ( Иер.25:11,12 ; Иер.29:10,11,14 ; Дан.9:2 ), автор Послания сообщает, что «Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего я выведу вас оттуда с миром» (Посл. Иер.1:3 ). Возможно, что автор хотел употребить символическое число семь. В-четвёртых, описание идолопоклонства больше соответствует здесь не вавилонскому, а малоазийскому культу. Следующая проблема состоит в том, что Послание открыто призывает отрицательно относиться к существовавшим в Вавилоне религиозным воззрениям, что вряд ли могло понравиться властям. Это не совпадает с позицией самого пророка Иеремии, который призывал к достаточно лояльному отношению к местным народам и властям. Также в 29-й главе канонической книги пророка Иеремии точно указаны время, место, адресат, автор и причина написания: «и вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, – после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы, – через Елеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина, которых Седекия, царь Иудейский, посылал в Вавилон к Навуходоносору, царю Вавилонскому: так говорит господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых я переселил из Иерусалима в Вавилон» ( Иер.29:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По мере того, как ветхозаветная теократия, достигши при Давиде и Соломоне наивысшего своего расцвета, потом начинает со дня на день неудержимо клониться к упадку, в пророческих созерцаниях восстает в грандиозных очертаниях новая теократия вместо национальной, иудейской – всемирная, вместо чувственно – символической – духовно – нравственная и по своей продолжаемости вечная. «И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор... и потекут к ней все народы» ( Ис. 2: 2 ); «и Господь будет царствовать над ними на горе отныне и до века» ( Ис. 2: 7 ). Царствовать будет Бог не путем внешних, как это было раньше, мероприятий и законов, но «Я вложу, говорит Господь устами Иеремии, закон Мой во внутренность им и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут моим народом» ( Иер. 31: 31 – 33 ), а для сего дано будет людям и «сердце новое», и «дух новый», вместо прежнего их сердца «каменна» ( Иез. 36: 26 – 28 ; ср. 11: 19 – 20). С новым же сердцем и жизнь будет новая: «не поднимет народ на народ меча ( Ис. 2: 4 ), и не слышно будет более насилия в земле твоей (израилевой), опустошения и разорения» ( Ис. 60: 18 ). В этом, имеющем открыться, нравственно – религиозном царстве обещается особенная близость Бога к святому народу и вытекающее отсюда блаженство праведных. Тогда «не будет уже солнце служить тебе светом дневным, говорит Господь, и сияние луны – светить тебе, но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славой твоей ( Ис. 60: 18 – 20 ; Ис. 44: 2 – 6 ). Грешникам здесь не будет места; их ждет суд и гибель вечная ( Ис. 1: 28 ; Ис. 66: 23 – 24 ). Таким образом, грядущее благодатное царство в воззрениях пророков является: а) всемирным, хотя начало, семя его в иудейском народе, б) вечным, в) святым, г) будет сопровождаться блаженством праведных и судом нечестивых. Это царство в пророчествах Иеремии называется «заветом новым» ( Иер. 31: 31 ), а пророк Даниил прямо его называет «Царством Бога» ( Дан. 2: 14 ). Обобщая все сказанное, мы приходим к положению, что в пророческих созерцаниях Царство Божие представляется как вечный союз Бога с праведниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

Второй отдел данной главы и 8–20-й стих содержат в себе специальное утешение Израилю обещанием божественной помощи в наступающий смутный период. В частности, оно состоит в указании на богоизбранный характер Израиля (8–9), на особую, благодатную помощь ему (10 ст.), на слабость и посрамление всех его врагов (11–12), на внешнюю Божественную поддержку Израиля (13–14 ст.), и на его судьбу, как орудие внешнего наказания одних (15–16а.) и внутреннего возрождения и спасения других (17–19). Ис.41:8 . А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, – Ис.41:9 . ты, которого Я взял от концов земли и при­звал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: «А ты Израиль, раб Мой... семя Авраама, друга Моего... Я избрал тебя и не отвергну тебя.» Возвещая Свой грозный суд языческим народам и заставляя их в страхе трепетать за свою участь, Господь с исполненной любви нежностью обращается к своему избранному народу и преподает ему утешение. «Израиль, раб Мой». Здесь мы в первый раз встречаемся с тем термином «раба Господнего», который играет такую видную роль во всей второй части кн. пророка Исаии. Позднее, как это мы увидим, данный термин служит у пророка Исаии специальным предикатом Лица – страждущего Мессии, – являющегося как бы Представителем Израиля, а чрез него и всего человечества ( Ис.43:1–5 ; Ис.49:5–7 ). Но здесь, равно, как и еще в нескольких местах ( Ис.42:18–22 ; Ис.44:1–21 ; Ис.48:20 ; Ис.49:3 ) его книги, термин «раб Господень» пока еще не концентрируется на одной определенной Личности, а берется в общем смысле, т. е. относится ко всему израильскому народу. Название Израиля «рабом Господним», встречающееся и у других пророков ( Иер.30:10 ; Иер.46:27 ; Иез.28:25 ; Иез.37:25 ), должно быть признано одним из самых выразительных и сильных: «все достоинство и историческое назначение Израиля обнимается таким определением» (Dillm.), т. е. Израиль определяется им и как Истинный, нелицемерный почитатель Всевышнего (верный раб) и как Его самый ближний соратник и любимый домочадец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис. 1:18 ). Поскольку в народе нет покаяния, Господь возвещает свой суд над Израилем. Он повелевает Исаии назвать одного из сыновей символическим именем, имеющим буквальное значение «остаток обратится» ( Ис. 7:3 ). Это было указанием на то, что после разрушительного ассирийского нашествия от Израиля уцелеет лишь небольшая часть, которая и обратится к Богу. Об этом Господь говорит через Исаию в 10-й главе его книги ( Ис. 10:21–22 ) 249 . Пророк Иеремия говорит о необходимости внутреннего покаяния и в качестве необходимого условия называет уклонение от злых дел: Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться ( Иер. 4:1 ). По его мысли, Господь посылает бедствия для того, чтобы каждый обратился от своего злого пути ( Иер. 26:3; 36:3, 7 ). Особое внимание он придает навыкам к злым делам, которые препятствуют покаянию: Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы – можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? ( Иер. 13:23 ). Здесь можно видеть, что, хотя на основании своего жизненного опыта пророк не ожидает обновления, произведенного силами человека, он указывает, что это сможет сделать Бог, Который напишет Свой закон в сердцах человеческих ( Иер. 31:33 ) 250 . Учение о покаянии в период плена и после плена Тогда как у допленных пророков покаяние каждого человека из народа Израилева мыслилось в контексте обращения всего народа, у пророка Иезекииля вопрос о покаянии приобретает индивидуалистическую направленность 251 . Он предпочитает говорить об обращении не всего народа, а конкретного человека, которого он называет rsh , то есть «злой, грешный», что в переводе Семидесяти передается как νομος, и, уже на этой основе, в церковнославянском и синодальном – «беззаконник» ( Иез. 18:21, 27; 33:9, 11, 12, 14 и др.). Это – тот, кто погрешает и в религиозном, ритуальном, и в моральном плане (яркое описание таких прегрешений дано в Книге пророка Иезекииля – Иез. 18:10–13 ). Покаяние для Иезекииля означает такое обращение грешника, при котором тот полностью меняет свой жизненный путь ( Иез. 3:19; 18:21, 23, 27; 33:12, 14, 19 ), оставляет согрешения и стремится стать «праведником» (tsaddiq) 252 :

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Такие изображения Пророки нередко употребляют для описания разрушения какого-нибудь царства ( Ис.24:23; 34:4 ; Иер.23:19; 20; 30:23, 24 . Иез.32:7 . Иоил. 2:31 ; Мф.24:29, 30 ; Апок.6:12 ). В ст. 11-м показывается причина гнева Божия и наказания Вавилонян – грехи их 4-х родов: 1) гордость, роскошь, сладострастие, которые почти неразлучны бывают с состоянием богатства, достоинства и благополучия; 2) бесчеловечие, жестокость в обращении с другими народами, угнетение покоренных народов (см. 14:12, 17; Иер.50:23; 51:7 ); 3) закоренелое суеверие, идолопоклонство ( Иер.50:38 ). Бог для того, между прочим, попустил и Иудеям подвергнуться плену Вавилонскому, чтобы чрез них познакомить Вавилонян с законом Божиим, истребить суеверие и водворить истинную религию. Пророк Иеремия говорит, что сколько мы пи старались уврачевать Вавилона, – от идолопоклонства привести к почитанию истинного Бога, но оп не хотел исцелиться (51:9). 4) А самый главный грех Вавилонян – слишком жестокое обращение их с Иудеями, разрушение Иерусалима, храма, осквернение святилища и священных сосудов. Это уже некоторым образом есть грех и против Бога ( Иер.50:7, 11; 51:24, 34, 35 ; Ис.47: 6, 10; 6 ). Из этого видно, что хотя Бог и наказывает грешников чрез людей; однако ж не хочет, чтобы орудия гнева Его со всею жестокостью терзали жертвы мщения Божия. Люди в наказании других должны соблюдать умеренность, милость, человеколюбие, или, по крайней мере, справедливость, уважение прав человечества (См. под. Ис.10:7 ). Вавилонская империя называется здесь вселенною в том же смысле, в каком после Римская монархия называлась вселенною (orbis terrarum Лк.2:1 ), – по обширности владений. Более подробное изложение, или изъяснения вышесказанного Ст. 13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающаго гнгва Его. Ст. 14. Тогда каждый, как преследуемая серна, и как покинутыя овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Ст. 15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ст. 16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обезчещены. Здесь Пророк, описание разрушения Вавилона поясняя и увеличивая, представляет его под образом страшного землетрясения, во время которого людям, приведенным в ужас, кажется, что небо колеблется и хочет разрушиться. Изображение это вообще означает сильные волнения в мире, страшные перевороты в гражданском управлении, соединенные с ясным проявлением строгости правосудия Божия, так что как будто небо обрушилось и земля сдвинулась с своего места; в частности – в отношении к Вавилонской империи означает, что вся эта империя поколеблется бурею бедствий, возбужденною гневом Божиим, и разрушится; царь, правители, вельможи (которые здесь разумеются под именем неба) и весь народ, подчиненный им, придут в смятение; все разбегутся в разные стороны, но никто не избежит погибели. Вторая часть первого отделения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тут послышались голоса недовольных и гневный ропот среди отдельно стоящих фарисеев, но он, бросив на них светлый, всеведущий взгляд, точно читал, что было у них на сердце. «Порождение ехидны! — с презрением закричал он им, — кто внушил вам бежать от будущего гнева? Принесите достойные плоды покаяния, дабы увидеть вам спасение! А вы, дщери израильские, — сказал он, обращаясь к толпе женщин, из которых некоторые отличались роскошью уборов, — Плачьте, сокрушайтесь, наденьте на себя вретище, принесите слезы покаяния. Хотя ты одеваешься в пурпур, — говорит Господь — Иер. 4:30-31 , — хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя, ибо Я слышу голос дочерей Сиона. Они стонут, простирая руки свои, душа изнывает перед нечестием своим. Кайтесь, ибо Царство Божие приближается. Я восставлю Давиду Отрасль праведную, говорит Господь — Иер. 23:5-6 , и воцарится Царь и будет поступать мудро и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен, и Израиль будет жить безопасно. И поставлю над ним пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут теряться. Восстань, светись, ИерусалимИер. 23:4 , ибо идет Свет твой, и над тобою воссияет Господь! И приидут народы к Свету твоему и цари — к восходящему над тобою сиянию. И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа, и будешь венцом славы в руке Его. Возведи очи твои, говорит пророк Исаия, и посмотри вокруг себя. Сыновья твои идут издалека и дочерей твоих на руках несут. Народы как облака полетят и как голуби к голубятням своим; и падут перед Ним и поклонятся Ему! — Ис. 60:1-4,8 . Идите же, алчущие, — провозгласил пророк, — жаждущие! идите все к водам; покупайте без серебра и без платы вино и молоко — Ис. 55:1 . Идите к Нему, и жива будет душа ваша, ибо так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней — Ис. 42:5 . Вот, Отрок Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Я призвал Тебя в правде, и ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, вывести их из заключения и сидящих во тьме — из темницы — Ис. 42:1-3 , б-7. Я поставлю Моего Первенца выше всех царей земных; обратитесь к Нему и будете спасены, все концы земли. Пред Ним преклонится всякое колено, Им будет клясться всякий язык» — Ис. 45:22-23 .

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Славою Его наполнится вся земля ( Пс.71:19 ). Он низведет в Себе благословение на все племена земные, и все народы будут ублажать Его ( Пс.71:17 ). И Царство Его будет всемирное, непоколебимое, вечное, – будет стоять, доколе пребудут солнце и луна – в роды родов ( Пс.71:5 и др.). Ещё полнее и яснее благовествие о Мессии раскрывается в писаниях пророческих. Пророки едва находят слова, образы и краски для изображения величия будущего Потомка Давидова и Его Царства. По их предсказаниям, в Нём каким-то чудным образом сочетается небесное с земным, божественное с человеческим. Он – отрасль от корня Иессеева ( Ис.11:1 ), отрасль Давида ( Иер.33:15 ), но вместе с тем отрасль Иеговы (цэма – то, что вырастает из существа самого Иеговы), отрасль прекрасная и величественная ( Ис.4:2 ); имя этой отрасли: Господь (Иегова) оправдание наше ( Иер.33:16 ). Матерью Его будет земнородная Дева, но Он будет носить божественное имя Еммануил ( Ис.7:14 ) вместе с другими именами, приличествующими единому Богу: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Его родиною будет Вифлеем, но вместе с тем, исходы Его из начала, от дней вечных ( Мих.5:1–2 ), т. е. бытие Его безначально, вечно. Он – Сын человеческий, но в тоже время, Он, как Бог, шествует на облаках небесных, окруженный тьмами служебных ангелов, и Ему дана власть и сила, и царство, и все народы и племена, и поколения служат Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не исчезнет ( Дан.7:13–14 ). Он будет править и побеждать не внешнею силою, как земные цари, но правдою, которая побудит все народы и всех царей добровольно и с радостью подчиниться Ему. На Нём почиет Дух Господень: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис.11:2 ); будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина ( Ис.11:5 ). И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и земля наполнится ведением Господа, как воды наполняют моря ( Ис.11:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Из тех незначительных подробностей, в которых Гитциг расходится с Моверсом, стоить упомянуть только о его мнении относительно известного пророчества Иер. 25 гл. о 70-летнем плене и о погибели Вавилона. Это, по Гитцигу, vaticinium ex eventu, вставленное сюда позднее Иеремии. Не сказал ничего особенно важного и нового по вопросу о подлинности и неповрежденности пророчеств Иеремии и Эвальд в своих „Пророках Ветхаго Завета», изданных в первый раз в том же 1841 г. Против Моверса, как главного представителя противников неповрежденности текста пророчеств Иеремии, писал Кипер 8 . И как Моверсу с Гитцигом и Эвальдом следовал де-Ветте в последних изданиях своего „Введения» 9 : так Киперу, отчасти видоизменяя и дополняя его суждения, следуют Геверник 10 и Кайль 11 в своих „Введениях». Оба эти учоные вместе с Кипером стоят за неповрежденность книги пророка Иеремии, приписывают ее этому пророку вполне (Кайль исключая Иер. 52 гл.). В последние пятнадцать лет явились два специальных труда о книге пророка Иеремии, в которых вопрос о неповрежденности книги подвергается новому самостоятельному изследованию. Мы разумеем комментарии Графа 12 и Негельсбаха 13 . С одной стороны, эти учоные полнее, чем позволял объем „Введения» Геверника и Кайля, изследовали язык заподозренных в неподлинности пророчеств Иеремии; и после того можно считать несомненным, что Иер. 30 , Иер. 31 , Иер. 33 , Иер. 48 , Иер. 50 и Иер. 51 гл. по языку своему не представляют ничего противного литературному характеру несомненно подлинных частей книги и во всяком случае не могут быть приписаны автору Ис. 40–66 гл. Равным образом, новейшая форма собственных имен и постоянное прибавление к имени Иеремии звания „пророк», по заключению Графа и Негельсбаха, не довольно верные признаки, чтобы по ним заключать о позднейшей переделке гл. Иер. 27–29 . С другой стороны, отвергая сходство языка Иер. 10:1–16 с языком Ис. 40–66 гл., Граф и Негельсбах не признают однакоже этого языка языком Иеремии, и писатель отдела, по их мнению, неизвестен. Считая содержание целых глав, заподозренных Моверсом в неподлинности, вообще вполне приличным Иеремии, Граф и Негельсбах высказываются против подлинности лишь некоторых небольших отделений единственно на том основании, что эти отделения представляются им не имеющими связи с предыдущими и последующими мыслями пророка в данных местах. Такими отделениями, кроме Иер. 25:12–14 и Иер. 39:4–13 , считаются у них Иер. 30:23, 24 ; Иер. 31:35–40 и Иер. 51:15–19 . I. Подлинность Иер. 10:1–16

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010