Соответственно первому основному началу общественных отношений, законодатель требовал от народа: а) чтобы израильтяне всегда стремились к праведному и нелицеприятному суду и избегали мздоимства ( Исх. 23:6–8 ); б) чтобы они во всех местах своего обитания поставили себе судей и надзирателей по коленам своим, которые бы судили народ судом праведным, не извращая закона и нелицеприятно ( Втор. 16:18–19 ) и к которым бы народ относился с должным почтением ( Исх. 22:28 ); в) чтобы воздавали должное уважение старейшим по возрасту ( Лев. 19:32 ) и носителям власти ( Исх. 22:28 ); г) добросовестно платили как священные, так и государственные подати ( Исх. 22:29–30; 23:19 ) и д., избегали всякой лжи, обмана ( Лев. 19:11 ) и неправды в торговле, для чего должны были следить за верностью мер и весов ( Лев. 19:35–36 ; Втор. 25:13–16 ). Не ограничиваясь людьми, закон требовал справедливого отношения и к животным, почему запрещал заграждать уста вола молотящего ( Втор. 25:4 ), или относиться к ним с жестокостью (см. Притч. 12:10 ). Соответственно второму основному началу общественных отношений, т. е. милосердию, закон повелевал иметь чувство благожелательности к ближним ( Лев. 19:13–18 ; Втор. 22:1–4 ), запрещал притеснять пришельцев, вдов, сирот и вообще бедняков ( Исх. 22:21–24; 23:9 ; Лев. 19:33–34 ; Втор. 27:19 ), иметь чувство злобы и ненависти по отношению к своему ближнему ( Лев. 19:17–18 ), хотя бы даже и к своему личному врагу ( Исх. 23:4–5 ), и вместе с тем давал ряд таких постановлений, которые в значительной степени способствовали достижению возможно большего общественного благополучия. К таким постановлениям относятся постановления: а) о ссудах, залогах и должниках, б) субботних годах, в) десятине для бедных г) несжатом угле поля и д., оставляемых колосьях и плодах, во время уборки урожая. а) Согласно постановлению о ссуде денег в займы, закон вообще предписывал оказывать помощь бедным такой ссудой ( Втор. 15:7–14 ), и в том случае, если деньги ссужались бедному еврею, закон запрещал брать с него известный прирост ( Исх. 22:25 ), но разрешал это относительно иноземцев ( Втор. 23:19–20 ) 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

возвратись, отступница, дочь Израилева. Эти слова подразумевают как покаяние, так и возвращение на исконную территорию (см. ком. к 29,14). Я милостив. Напоминание о завете любви Божией. не вечно буду негодовать. Данный стих служит ответом на 3,5 (см. также 31,20). 3 распутствовала. Метафора духовной неверности (см. 2,20). 3 Я сочетался с вами. Древнееврейское слово «баал» обычно имеет значение «господин, хозяин», но часто означает «муж» (см. также Ос. 2,16.17 ). возьму. Избрание Божие, как и Его любовь, невозможно заслужить (см. Втор. 7,6–11 ). по одному... по два. Господь спасет остаток изгнанников (см. 23,3; Ис. 10,20–22 и ком.). Сион. Непосредственное возвращение изгнанников на Сион (в Иерусалим) соотносится с эсхатологическим возвращением в град Божий (ср. Ис. 2,1–5 ). 3 размножитесь. В будущем все обетования исполнятся (см. Быт. 15,5 ). в те дни. Т.е. во времена грядущего Мессии. ковчег... не вспомнят о нем. Ковчег будет забыт, потому что Бог явит Себя в новом Лице. 3 престолом. Уже не ковчег завета ( Исх. 25,22 ; 1Цар. 4,4 ), а сам Иерусалим становится олицетворением власти Божией над всей землей и всеми народами (см. Зах. 2,11 ). 3 жена вероломно изменяет. См. 3,11; Ос., гл. 1–3. 3 Возвратитесь... непокорность. Эта фраза почти дословно соответствует Ос. 14,5 , однако призыв к покаянию в ней выражен с большей силой, равно как и уверенность в том, что оно произойдет с помощью Самого Бога (ср. Втор. 30,6 ). 3 мерзость... дочерей. Одно из проявлений языческих культов принесение детей в жертву идолам (см. 7,13). Антитеза благословению Божиему (см. Втор. 7,13 ). Глава 4 4 Обрежьте... сердца. Ср. Втор. 10,16; 30,6 . Внешние признаки союза с Богом ничего не значат, если они не отвечают внутреннему состоянию человека (см. Иер. 31,31–34 ). гнев... не воспылал. Древнееврейское слово «гнев» близко по значению слову «пламя» (ср. Ис. 1,31 ). 4 трубите трубою. Одно из «первых предупреждений» (ср. Иоил. 2,1 ; Ам. 3,6 ). пойдем в укрепленные города. Иеремия начинает пророчествовать о грядущем уничтожении от рук неприятеля, надвигающегося с севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Нек-рые законы впосл. пополнялись и уточнялись частными постановлениями, вызванными различными обстоятельствами и нуждами. Так, уже после сообщения закона о Пасхе (Исх 12) было дано постановление об удалении нечистых во время этого праздника (Числ 9). Десятисловие (см. Десять заповедей ) запрещало употребление имени Господа напрасно (Исх 20. 7), а наказание за богохульство было установлено в связи с конкретным случаем (Лев 24. 10-16). Общее положение о субботнем покое в десятисловии (Исх 20. 10) было также дополнено законом о наказании за его нарушение (Числ 15. 32-36). Следы такого процесса формирования З. М. можно видеть в постановлениях Второзакония . Книга была написана накануне вступления евреев в землю обетованную, поэтому нек-рые ранние постановления, касавшиеся кочевой жизни, становились неактуальными, а иногда и неисполнимыми и были заменены законами, применимыми в условиях оседлого образа жизни (ср.: Исх 23. 14-17; 34. 18-23; Лев 23 и Втор 16. 7, 15-16) ( Юнгеров. 2003. С. 18-19). Происхождение З. М. Согласно церковной традиции, текст законов восходит к самому Моисею ( Михаил (Лузин). 1899. С. 8-10; Жданов. 1913. С. 44; Юнгеров. 2003. С. 17-20). Поскольку закон (система в виде предписаний) рассматривается как неотъемлемая часть Пятикнижия, при обосновании данной т. зр. на происхождение З. М. используются те же аргументы, к-рые приводятся в пользу ранней датировки возникновения Пятикнижия (см. разд. о теориях происхождения Пятикнижия в ст. Пятикнижие ). О том, что автором законов является сам Моисей, говорится прямо в Пятикнижии и в Книге Иисуса Навина (Исх 17. 14; 24. 3-4, 7; 34. 27-28; Числ 33. 2; Втор 31. 9). Кроме того, ряд филологических и стилистических особенностей текста Пятикнижия по отношению к более поздним историческим книгам также позволяет, по мнению ряда толкователей, датировать его домонархическим периодом. Сомнение в Моисеевом авторстве законов Пятикнижия возникает в зап. науке во 2-й пол. XVII в. В кон. XIX в. представители историко-критического метода (см.

http://pravenc.ru/text/182513.html

6:30–33 Человек, крадущий для утоления голода, подлежит предусмотренному законом наказанию (количество «всемеро» не согласуется с предписаниями закона см. Исх. 22,1 и употреблено здесь, по-видимому, в фигуральном смысле), но, по крайней мере, мотивы его действий понятны всем. Прелюбодеяние же, напротив, не дает никакого повода для снисхождения. 6 побои. См. ст. 34,35. 6:34–35 Речь в данном случае идет не об установленном наказании в соответствии с Божиим законом, а о чувствах оскорбленного мужа. Ревность рождает в его сердце ярость и требует беспощадной мести, предотвратить которую не помогут ни выкуп, ни дары. Влечения, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, привлекали внимание мудрецов древности. Глава 7 7:1–27 Данная Глава состоит из трех самостоятельных фрагментов (1–5; 6–23; 24–27), связанных воедино общей темой прелюбодеяние. Первый и третий фрагменты написаны в форме наставлений и предостерегают от опасности оказаться жертвой соблазна. Стихи 6–23 дополняют и подкрепляют то, о чем говорится в наставлениях. 7 заповеди. См. ком. к 3,1. 7 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2. зрачок глаз. Ср. Втор. 32,10 . 7:3 См. 3,3 и ком. Сказанное в 7,1–3 выражает сущность обучения мудрости, которое подразумевает передачу накопленного жизненного опыта и, таким образом, формирует характер и поведение человека. 7 мудрости. Данное слово означает не только совокупность наставлений, но и умение понимать их и следовать им. 7 неопытных... неразумного. См. ком. к 1,4. К наивным, неискушенным в жизни и потому подверженным любым влияниям людям и обращено учение мудрости (1,2–4). 7 мирная жертва. См. 17,1; 21,27. Приглашение, с вызывающей откровенностью высказанное в ст. 16–18, свидетельствует, что на самом деле юноша привлекается отнюдь не религиозным смыслом трапезы (см. Лев. 7,12–18 ). 7 смирною, алоем и корицею. Ароматические вещества. 7 упиваться нежностями... насладимся любовью. Слова обольстительницы коварны и лживы. Образ утоления жажды уместен лишь в отношении законного брачного союза (см. Песн. 4,16; 5,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если в основных законах пятокнижия как chagim, т. е. как праздники, в которые Израиль должен был являться пред Господом, рядом с субботою стоят только три праздника: опресноков, жатвы и собрания плодов ( Исх.23:12; 14–17; 34:21–23 ) и если здесь не упоминается ни о пасхе, ни о дне очищения, которые таким образом являются в этом отношении подчиненными этим трем праздникам; то, независимо от этого, пасха и день очищения сами по себе могли быть важными и многозначительными праздниками. Наконец, против деления праздников на три класса говорит и то обстоятельство, что все праздники в законе обозначаются только двумя терминами: mo’adim и chagim; первым словом обозначаются все вообще праздники Лев.23:2,4,37,44 ; Чис.28:1; 29:39 ), а словом chagim только три праздника; опресноков, седьмиц и кущей ( Исх.12:14; 13:6; 23:14–16; 34:18,22 ; Лев.23:6; 34,39,41 ; Чис.28:17; 29:12 ; Втор.16:10,13,16 ). Именно: Слово mo’ed от i’ad установлять, когда оно употребляется для обозначения времени, означает известное время, определенное законом для каких-нибудь целей органической жизни, когда говорится о времени, потребном для известных отправлений жизни людей и животных (напр., Иер.8:7 ), или для целей религиозных, когда говорится о времени, назначенном Иеговою для торжественного поклонения. Времена последнего рода называются, поэтому mo’adej Jehovah Лев.23:2,4,37,44 ; сюда принадлежат: суббота, новомесячье, пасха (которая в одном месте пятокнижия Исх.34:25 называется chaghappesach), день очищения и три больших годовых праздника, как времена, которые назначены самим Богом для того, чтобы в них народ приносил ему жертвы, так что в книге Чис.28:1 и 29:39 сопоставляется наряду с этими временами даже время, назначенное для ежедневного, утреннего и вечернего жертвоприношения. Имя chag от chagag, вертеться, танцевать, означает радостные праздники, веселые, торжественные дни, в которые Израиль, наслаждаяясь земными дарами божественной благости, должен был веселиться и радоваться пред лицем Иеговы ( Втор.16:11,14 ); таким образом этим именем назывались праздники, которые имели близкое отношение к жатве и собранию плодов и в которые предписано было путешествие к святилищу Исх23:14,17; 34:23 ; Втор.16:16 ; равным образом этим именем могли называться и другие народные праздники и национальные торжества. Еще произвольнее классификация израильских праздников, составленная Георгом (die âlteren jüd. feste. Берлин. 1835), который делит все ветхозаветные праздники евреев: а) на хронологические (суббота, новомесячье и праздник новолетия); б) сельские (пасха, пятидесятница и праздник кущей) и в) религиозные (день очищения). Возражения против такой классификации см. у Бера II, стр. 544.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

22:17–25 В жертву должны были приноситься животные без всякого порока. Это объяснялось тем, что Богу полагалось отдавать только самое лучшее ( Мал. 1,8 ): жертвы были святы, а святость олицетворялась совершенным телом (см. предписания священникам в 21,17–21). 22:23 В случае принесения необязательной «добровольной жертвы», одной из разновидностей мирной жертвы (гл. 3), животное могло быть с небольшими недостатками. 22:27–28 Убийство животного сразу же после его рождения означало неуважение к жизни и поэтому было несовместимо со святостью. То же относится к одновременному убийству животного и его детеныша (ср. Втор. 14,21; 22,6.7 ). Глава 23 23:1–44 Господь обращает внимание на календарь святых дней, предназначенный для мирян. Он рассказывает о том, что следует делать в различные дни. В Чис., гл. 28; 29 Он обращается со Своими указаниями к священникам, подробно останавливаясь на жертвах, которые нужно приносить в каждый из этих дней. 23:4–8 См. Исх.,гл.12;13. 23:9–14 Ср. 1Кор. 15,23 . 23:26–32 Ср. 16,2–34. 23:33–43 См. Втор. 16,13–17 . Еврейские ежегодные праздники. Глава 24 24:1–9 Моисей излагает требования Господа относительно елея для светильника 24:2 См. Исх. 25,31–40 . и хлебов для скинии. 24:5 В святилище напротив светильника находился стол. На нем раскладывались двенадцать хлебов, которые символизировали двенадцать колен Израилевых. Такое расположение хлебов и светильника говорит о том, что Израиль постоянно находится в свете Божией заботы и благословения. 24:10–23 Моисей подробно рассказывает об одном из случаев богохульства и о его гибельных последствиях. 24 родившийся от египтянина. После многих лет рабства, проведенных в Египте, такие смешанные браки были обычным явлением. 24 злословил. См. Исх. 20,7 . 24 положат руки свои на голову его. Это действие избавляло от вины, которая ложилась на всех, кто слышал богохульство. 24:17 Ср. Быт. 9,6 . 24 Око за око, зуб за зуб. Иначе говоря, наказание должно быть адекватно совершенному преступлению. Этот закон призван был обуздать чрезмерную мстительность ( Быт. 4,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:17. Беззаконие Фегорово. Упоминаемое здесь «беззаконие» – грех идолопоклонства, в который впали израильтяне, «прилепившись» к Ваал-Фегору (см. коммент. к Чис. 25:3,4,6,8 ). Обвинители предполагают, что несанкционированное сооружение жертвенника таит угрозу отступничества и может вызвать гнев Бога. 22:34. Наречение жертвенников. Присвоение имен географическим пунктам и различным сооружениям в память о важных событиях довольно часто встречается в Библии. Например, явление Бога Агари в Быт. 16:7–14 привело к наречению близлежащего источника именем Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»). В Суд. 6Гедеон называет возведенный им жертвенник «Господь мир». 23:1–16 Иисус Навин наставляет старейшин 23:1. Хронология. В тексте нет указания на то, когда была произнесена «прощальная проповедь » Иисуса Навина старейшинам и народу, – то ли непосредственно после инцидента, описанного в гл. 22, то ли накануне возобновления завета в гл. 24 (заметьте также отсутствие географических подробностей). Очевидно, самое важное для библейского автора – связь между окончанием завоевания («Господь успокоил Израиля») и окончанием служения Иисуса Навина. 23:2. Старейшины, судьи и надзиратели. В Исх. 18:21,22 Моисей назначил судей, дабы они помогли ему нести бремя власти. В рассказе о завоевании упоминаются различные предводители народа: старейшины (1:10; 7:6; 8:33), судьи (8:33), надзиратели народа (8:33). Эти люди помогали Иисусу Навину решать административные и военные вопросы, проводили в жизнь его повеления и поддерживали порядок в стане. Предводители выступали в качестве представителей народа в важных ритуальных действах и при заключении завета (см.: Исх. 24:1 ; Чис. 11:16 ). Кроме того, в тексте часто упоминается их роль в решении правовых вопросов ( Втор. 16:18; 19:16–18; 21:1–4,20 ). 23:13. Метафоры угнетения. Соблазн сближения с другими народами и поклонения их богам уподобляется петле и сети, бичу и терну для глаз. Это предостережение против уступок синкретизму повторяется непрестанно ( Исх. 23:33; 34:12 ; Чис. 33:55 ; Втор. 7:16 ). Хотя это выражение звучит как поговорка (см.: Пс. 68:23 ; Прит. 29:6 ), оно стало ассоциироваться с отношениями завета и последствиями неповиновения. 24:1–27 Возобновление завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пола (Pola) анализирует с литературоведческих позиций синайскую перикопу; в результате этого анализа для Р g восстанавливается минимальный состав и одновременно первоначальный финал: «В результате литературоведческих наблюдений следующие фрагменты можно считать перикопой о постройке скинии и одновременно финалом Р g : Исх.19:1; 24 , 15в–18аа; 25:1, 8a, 9; 29:45 слл.; 40:16, 17а, 33b» (там же 343). Таким образом, Р g здесь повествует лишь о том, как Моисей, поднявшись на гору и войдя в середину облака, получает от Яхве краткое указание построить святилище; при этом Яхве говорит, что это святилище будет местом Его постоянного пребывания. Р g завершается столь же кратким сообщением о том, что распоряжение Яхве было исполнено. Гору Синай и святилище, установленное на ней, Пола воспринимает как некий код, шифр для Сиона и святилища в Сионе. Сион – это главная цель обетования Земли, данного патриархам, и главная цель Исхода. По этой причине Р g не может рассказывать о том, как израильтяне покинули Синай (=Сион). Для подкрепления своей позиции, которая, заметим, очень уязвима уже в текстуальном отношении (вопрос: это текст или только некий каркас текста?), Пола приводит следующие соображения: 1 . принадлежность к Р g текстов из книг Левит и Числа, традиционно относимых к Р g , отнюдь не бесспорна (см. выше); 2 . между рассказом о сотворении мира, принадлежащим к Р g , и реконструированным (см. выше) рассказом о событиях на Синае есть заметные соответствия; они соотносятся в известной степени как начало и конец Р g . 3 . Сион изображен как конечный пункт истории об откровении и спасении прежде всего в Иез.20 ; в основе Р g лежит эта историческая концепция Иезекиля. 2.2.4 Финал Р g в Лев.9:23–24 (Э. Ценгер 1995) Э. Ценгер в своем исследовании «Божья радуга» («Gottes Bogen», 1983; 2 1987) присоединялся к традиционному тезису о том, что финал текста Pg находится во Втор.34 :1аа, 7, 9; следуя за П. Веймаром (Weimar), он видел в Р g двухчастную структуру ( Быт.1:1 – Исх.1, 7 ; Исх.1:13Втор.34:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

4–6 Несмотря на то что будет уничтожено все живое, об Иудее и ее столице Иерусалиме говорится особо. Народ завета, добровольно поклявшийся в преданности Богу, несет большую ответственность. Такое же важное место среди многих других отведено народу Божьему в Ам.1:3 – 2:16 . Иисус возвел это в принцип, имеющий универсальное применение: «…кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12:48 ). Бог прострет Свою руку не для того, чтобы помочь Израилю, как это бывало прежде (напр.: Втор. 4:34 ), а для наказания, подобно тому, как простертый жезл Аарона вызывал казни египетские ( Исх. 7:19 ). Те, кто будет устранен с места сего (Иерусалима или Храма, который и есть «место», Втор. 12:5 ), определяются в соответствии со своими преступлениями. Кое–кто продолжал поклоняться Ваалу, имя которого, означающее «господин, хозяин», использовалось не только по отношению к языческим божествам, но и к Самому Господу (имя «Веалия» означает «Господь есть Ваал», 1Пар. 12:5 ). Здесь Бог осуждает культ либо хананейского бога плодородия Хадду (ср.: Суд. 6:25 ; 3Цар.16:31,32; 18 ), либо ассирийского бога Бела (Ваала). Некоторые полагают, что религиозные реформы Иосии, начатые в 621 г. до н. э., покончили с языческими культами, но тот факт, что остатки Ваала сохранились, позволяет думать, что начатые недавно реформы возымели успех, но не полный (см.: «Введение»). Языческих жрецов со священниками ( 4Цар. 23:5 ) Господь истребит, и даже имена их будут преданы забвению. Предмет их поклонения – воинство небесное, то есть обожествляемые ими светила ( Втор. 4:19 ; 4Цар. 21:3–5 ; Иер. 8:2 ) -созданы Самим Господом ( Быт. 1:14–17 ). Еще одной проблемой был синкретизм, или смешение различных религиозных учений. Древнееврейский текст ст. 5, где говорится о людях, которые клянутся царем своим [Malcam], может указывать на то, что они поклонялись не только Господу (используя Его имя в клятвах), но и Его земному представителю. Хотя у нас нет доказательств существования такого обычая в Израиле, он был широко распространен на древнем Ближнем Востоке. Кроме того, этот стих мог относиться к Милхому (Молоху; NRSV, LXX и другие переводы) – языческому божеству аммонитян ( 3Цар. 11:5,33 ). Возможно даже, что верны оба толкования: хотя иудеи и притворялись верными Господу как Царю, в действительности они подчинялись узурпатору, языческому Милхому. Во всяком случае, они смешивали почитание истинного Бога с почитанием мнимых богов ( Исх. 20:3 ). Как и в Книге Пророка Иеремии (2:12–13), Господь потрясен отступлением Иудеи от истины и ее обращением ко лжи. 1:7–3:8 «День гнева – день сей»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010