Относительно смысла выражения: mimmachorath haschschabath Лев.23:11 и 15 между раввинитами (фарисеями) и Бетусеями (Ессеями) былъ спор. Первые понимали это об утре, следовавшем за первым праздничным днем, т. е. относили это выражение к 16 Нисана; последние же утверждали, что здесь говорится о дне, следовавшем после той субботы, которая случалась во время этого семидневного праздника. См. Лигтфоота, Opp. II, стр. 692. Тригланда, de secta Karaeor. гл. 4. стр. 28 и д. Идлера, Hdb. der. Chronol. II, стр. 613. В новейшее время Гитциг выставил гипотезу, что «под утром за субботою» нужно разуметь не 16-е, а 22-е Нисана; таким образом пасхальная вечеря всегда приходилась в субботу, и праздник опресноков всегда оканчивался субботою (Ostern und Pfingsten. Sendschreib. an Ideler. Гейдельберг. 1837 г. и Ostern und Pfingsten im 2. Decaloge. Sendschr. an Schweitzer. 1838). Но эта гипотеза вопреки Гитцигу решительно не вытекает ни из значения слова schabbath, ни из поставовления: «отсчитайте семь полных суббот (schabbamhomh)» Лев.23:15 . Решительным опровержением служит то обстоятельство, что если бы 7-е, 14-е и 21-е Нисана каждый раз приходилось в субботу, то в таком случае год всегда начинался бы с воскресенья; но это было бы возможно только в том случае, если бы мог быть мыслим обычай, пресекая старый год в средине недели, выбрасывать дни оставшиеся до субботы, и таким образом прерывать недельное счисление, освященное уже самым творением. Начало месяцев находилось в зависимости от новолуния, которое после 12-го или 13-го месяца, очевидно, не могло случаться всякий раз непременно в воскресенье. Далее, слово schabbath означает собственно не седьмой день недели, хотя еженедельная суббота и была всегда последним днем в неделе; но только день покоя, так что не только седьмой день недели ( Исх.31:15 и др.), но также и день очищения (т. е. десятое число седьмого месяца) называется schabbath, даже schabbath schabbathon ( Лев.23:32; 16:31 ). С таким же правом именем schabbath мог быть назван и первый день праздника опресноков, т. е. 15-е Нисана, в какой бы день недели он ни случился. С таким объяснением согласно также и выражение scheba’ schabbathon ( Лев.23:15 ), повторенное в параллельном месте Втор.16:9 и д. словами; schib’ah schabu’oth, и рассматриваемое нами выражение: mimmaschorath haschschabath уже современниками Моисея было понимаемо в смысле mimmachorath happesach. Нав.5:11 . См. еще Бэра II, стр. 620 и д. и Визлера, chronol. Synopse стр. 348 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

432 См.: Ис. 1:11. 433 См.: Ис. 1:12. 434 Ср.: Лев. 6:28; 11:32—33; 15:2, 4 Цар. 21:13; Мк. 7:8. 435 In lege. В Септуагинте: ν τφ νμφ. « ν является наиболее часто используемым предлогом в документах, переведенных с еврейского или арамейского, в оригинальном греческом тексте он встречается гораздо реже. Причины этого явления: а) большая частотность предлога Э в еврейском и арамейском, б) переводчики семитских документов обычно представляли Л при помощи ν, в) отсутствие или редкое употребление в семитских языках пред логов, которые могли бы в качестве своего эквивалента иметь в греческом δι, εις, κατ, περ, πρς и π». См.: Martin R. A. Syntactical evidence of Semitic sources in Greek documents. 1974. P. 5. Ср.: Idem. Syntax criticism of Johannine Literature, the Catholic Epistles, and the Gospel passion accounts//Studies in Bible and early Christianity. Vol. 18.1989. P. 165—166. 436 См.: Пс. 1:2. 437 Ср.: Ис. 1:16—17; Втор. 10:18. 438 Diligere quaestiones. См.: Втор. 19:18. В этой связи интересно сопоставление с Tert. De an., 2,7: «infinitas enim quaestiones apostolus prohibet (ведь бесконечные прения запрещает апостол)». 439 Ср.: Втор. 22:13—19,26—29. 440 Ср.: Втор. 19:16—19; Исх. 23:1. 441 См.: Ис. 58:7. 442 См.: Пс. 34 33:14—15. 443 См.: Пс. 4:5. 444 Ср.: Пс. 1:1. 445 См.: Пс. 133 132:1. 446 См.: Пс. 1:2. О предложно-падежной конструкции в Законе см. выше. 447 Ср.: Пс. 118 117:9. 448 См.: Пс. 1:3. 449 Ср.: Пс. 24 23:4—5. 450 См.: Пс. 33 32:18—19. 451 См.: Пс. 34 33:20. 452 См.: Пс. 115­­ 116:15. 453 Т. е. еретики. 454 Каракатицы как живые существа, лишенные чешуи, считались некошерной пищей, ср.: Лев. 11:10—12; Втор. 14:10. 455 Другое понимание: «распыляют (т. е. обращают в ничто) старание каждого отдельного , когда оно уже почти увенчалось успехом». 456 Ср. подобные красочные сравнения у Климента Александрийского: «...источающих яд и ложь лицемеров, что строят козни справедливости, Он назвал как-то змеиным отродьем. Но если кто из этих змей добровольно раскается, последовав за Его словом, то станет человеком Божьим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

590 «Никакого дела не должен делать ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец твой в воротах твоих» Исх.20:10; Втор.5:14 слч. Исх.31:14 и д.; 35:2 и д. и 34:21 «во время посева и жатвы ты должен праздновать». Что собственно нужно разуметь под словом работа (melachah) закон не определяет с достаточною ясностью. Но судя потому, что в кн. Исх.35:3 запрещалось в день субботний даже возгнетать огонь для приготовления кушанья, а в кн. Чис.15:32 и д. говорится, что даже собирание дров почиталось осквернением субботы и наказывалось смертью, должно думать, что в субботний день предписывался покой в самом широком смысле этаго слова. Поэтому, если в дни субботние прекращались не только работы, вроде напр. переноски тяжестей ( Иер.17:21 и д.), но даже на основании Исх.16:29 путешествия и торговля Ам.8:5 и д.; если Неемия узаконил запирать в эти дни городские ворота для прекращения базарной или торговой деятельности ( Неем.10:31; 13:15,19 ), то все это было совершенно в духе закона. 591 По мнению Бэра освящение субботы заключалось собственно в отдохновении или покое II, стр. 532 и д. и стр. 566. В силу такого объяснения Бэр старался приписать субботнему торжеству глубокую идею чрез то, что, воспользовавшись этимологическою игрою, Канна выводил идею schabbath из слова schub. Такой взгляд совершенно последовательно приводит к тому, чтобы вместе с Михаэлисом и де-Ветте (s. 284) полагать повод к установлению субботы в том, что «Моисей имел в виду доставить этим удовольствие своему народу, доселе изнурявшемуся тяжелыми работами и вместе с тем хотел научить евреев мягкому обращению с рабами и животными». Однако защитники этого взгляда, который обязан своим происхождением Спенсеру (1. I. с. о. sect. 9 и д.) и был защищаем Витрингою (de synag. vet. стр. 292 и д.), не только совершенно забывают, что субботу должно было посвящать Иегове (Iajhovah) ( Исх.20:10; 31:15; 35:2 ; Лев.23:2 ), но и опускают из виду то, что большая часть заповедей десятословия, так как они направлены против грехов, даны в отрицательной норме; положительный же смысл каждой заповеди, implicite заключающийся в отрицании, должен быть определяем не иначе, как на основании содержания всего откровенного закона. См. основательное опровержение рассматриваемого взгляда в сочин. Генгстенберга, (d. Tag. des Herrn. стр. 27 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

1045 Исх. 12:1-3, 6. 1046 Исх. 12:15. 1047 Исх. 12:15-17. 1048 «Пасха» происходит от древнееврейского «песах» (прохождение). Имеется в виду прохождение евреев под предводительством Моисея через Синайскую пустыню. 1049 Чис. 33:3. 1050 Исх. 12:17-19. 1051 1 Кор. 5:7. 1052 Ин. 1:29-»вот Агнец Божий, который берет грех мира». 1053 Лев. 23:5-7. Фраза «первый день да будет у вас славнейшим и святым» переведена Иеронимом неверно. К оригиналу ближе Синодальный перевод, где говорится:»в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте». 1054 Лев. 23:8. В латинском переводе та же ошибка, что в 23:7. 1055 Вероятно, Беда знал сюжет «Одиссеи» по пересказам других авторов. 1056 Рим. 1:27-»получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». 1057 Буквально palma tenent (держат пальму). Пальмовая ветвь в античности была символом не только мира, но также победы и превосходства. 1058 Быт. 1:16. 1059 Здесь Беда цитирует один из латинских переводов Библии (или ее частей), предшествовавших переводу блаженного Иеронима. 1060 Беда заимствует у Августина теорию о трех возрастах мира-возраст или эпоха до ниспослания закона, возраст закона и возраст благодати, начавшийся после воплощения Иисуса Христа. 1061 Мал. 4:2. В Синодальном переводе вместо «в крылах» (in pinnis)-»b лучах», что повторяет ошибку церковнославянского перевода. В еврейском оригинале и греческом переводе-»крыла». 1062 Авв. 3:11. См. также Нав. 10:13-»и остановилось солнце, и луна стояла». 1063 Имеются в виду пелагиане. 1064 Автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский играл главную роль на Никейском соборе 325 г., но о его участии в выработке 19-летнего цикла ничего не известно. 1065 Друг Евсевия священник Памфил был казнен во время гонений 309 г. Евсевий написал его житие, не дошедшее до нас, и взял себе прозвище Памфила. 1066 Феофил был патриархом Александрии в 385-412 гг. Он разработал пасхальный цикл на 418 лет (22 цикла по 19 лет) для римского императора Феодосия (правил в 379-395 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

377. См.: Д. Брэстед. История Египта, т. II, с. 94. 378. Об этих городах, упоминаемых в Библии, есть много данных, добытых египтологией. Именно это указание в кн. Исхода является отправной точкой для датировки нашей истории. О раскопках Питома, Секу и Рамсеса см.: G. Е. Wright. Biblical Archaeology, p. 58. 379. Исх 1, 11, 13—14; 5, 11. 380. «Дай припасов солдатам и людям из племени " аперу " , которые таскают камни для большой крепости храма Рамсес-Мери-Амон», — читаем мы в одном папирусе ( Р. Киттель. Цит. соч., с. 43. см.: КВНР, р. 90). 381. См. перевод текста договора в ХИДМ, с. 103. 382. То, что у евреев существовал праздник первенцев еще до Исхода, видно хотя бы из следующего места Библии: Лев 23, 5—6 — или из указания на большой праздник в Исх 5, 1. Со времени же исхода праздник связывали с избавлением от рабства (см.: Ю. Велльгаузен. Введение в историю Израиля. СПб., 1909, с. 71). Точно так же другие праздники имели двойное происхождение (сельскохозяйственно-магическое и священно-историческое). См.: J. J. Castelot. Religious Institutions of Israel. — JBC, v. 2, p. 729.   383. Исх 2, 19. Имя Моисей (Моше, Мосе, Месу) соответствует египетскому слову «сын», «рожденный». Обычно у египтян это слово входило в составные имена: Тот-месу (Тутмос), Рамесу (Рамсес), где первой частью было имя божества. Некоторые полагают, что имя Моисей происходит от глагола «маши» — «идти», «вести». Египетскими были имена других левитов: Пинехас, Хофни, Пасхор, Хур, Мерари и, вероятно, Аарон (Исх 6, 16, 25 и др.). Еврейская этимология имени Моисея, очевидно, неправильна, т. е. Моше не означает «вынутый», а, наоборот, «вынимающий», «извлекающий» ( J. McKenzie. Dictionary of the Bible, p. 586). 384. Напр., Исх 12, 13, 33, 5; ср. Быт 9, 12-15 и др. места с антропоморфическими выражениями. Интересные наблюдения в этом направлении сделаны в работе М. Гершензона «Ключ веры» (Пг., 1922). 385. См.: J. Bright. A History of Israel, p. 110. 386. Исх 2; Деян 7, 21; И. Флавий, 2, 9. О том, что Моисей был египетским жрецом, говорят эллинистические писатели (см.: Г. Роулинсон. Библия и наука. СПб., 1899, с. 38 сл.). Однако это маловероятно, т. к., по свидетельству Библии исторически вполне достоверному, Моисей долго чувствовал себя неподготовленным к религиозно-общественной деятельности (Исх 4, 10; 6, 30). Тем не менее в Декалоге, в устройстве ковчега и в одеждах священников, установленных Моисеем чувствуется египетское влияние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

2. Какие закон различает степени праздничного покоя? – Закон различает две степени субботнего покоя. Высшая степень покоя, с запрещением под страхом смертной казни веякого вообще житейского на свою пользу дела, предписывается для каждой еженедельной субботы и из годовых праздников только для дня очищения (см. Исх.31:14 ; Лев.23:3, 28, 30–31 ). Низшая степень покоя только от «всякого дела работного», т. е. от труда тяжелого, предписывалась для остальных шести дней покоя в годовых праздниках, именно: для первого и последнего дня праздн. опресноков ( Лев.23:7–8 ), для дня пятидесятницы (ст. 21), для первого дня 7-го месяца, т. е. праздника труб (ст. 25) и для первого и осьмого дня праздника кущей (ст. 35 и 36). Такое различие степеней праздничного покоя еще яснее открывается из частных постановлений о покое: например, нарушением покоя субботы считается разведение огня для приготовления кушания ( Исх.35:3 ) и собирание дров ( Числ.15:32, 35–36 ), тогда как в первый и седьмой день покоя праздника опресноков дозволяется приготовление кушанья (см. Исх.12:16 ). В последствии со времен Маккавеев (см. 1 Макк.2:32–37 и 2 Макк.6:11) законная строгость о субботнем покое возведена была сектою фарисейскою до понятия ничего-неделания, даже до запрещения дел благотворительности, спасения ближних; но Иисус Христос изобличал такое ложное понимание закона о субботнем покое (см. Лк.13:10–16; 14:1–6 ; Ин.5:9–10 и д.). 3. Какие особенные церковные обряды установлены для каждого из годовых праздников, и какой отличительный характер и значение каждого из этих праздников? – Особенность праздника пасхи заключается в обрядах вкушения пасхального агнца каждым отдельным семейством, а в первую пасху в Египте – и в обряде заклания агнца с помазанием его кровию верхней перекладины и обоих косяков двери; посему и самый праздник пасхи имел значение избавления кровию Мессии от смерти и работы греху и блаженного общения с Богом за трапезою Господнею. – Отличительную особенность праздника опресноков составляют вкушение в течение недели опресноков с воспоминанием избавления от работы Египетской и посвящение Богу первого снопа жатвы: все это знаменовало начало новой жизни освобожденного Израиля, жизни в безквасии чистоты от языческой примеси; при чем Израиль приносил Богу плоды своих благословенных Богом дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

40), и назывался скинией собрания, потому что сюда собирался народ для богослужения, и скинией откровения или свидетельства, потому что здесь Бог открывал людям Себя и Свою волю. 8. Святое Святых — третья, внутренняя часть скинии. Здесь находился ковчег завета, в котором хранились скрижали закона, золотой сосуд (стамна) с манной и жезл Аарона. Сюда входил только первосвященник, в день очищения, совершаемого однажды в год, с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета, для очищения грехов народа (см. Лев. 16:29-34). Смысл и значение этого священнодействия раскрыты ап. Павлом в посл. к Евр. (9:3-7, 8-15, 24-28 и 10). 9. Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения или умилостивления. В этот день первосвященник поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню (Лев. 23:26-32. Сн. Евр. 11:11-14). 10. Год у евреев состоял из 12 лунных месяцев. Месяц авив или нисан (Неем. 2:1, Есф. 3:7), соответствующий нашему марту, был началом священного года (Исх. 12:2; 13:4), а месяц тисри, по счету седьмой, соответствующий нашему сентябрю, считался первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался Праздником труб (Исх. 23:24); 10-й день — День очищения; 15-й день — Праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках (Лев. 23:33-34; Чис. 29:12-39). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или Субботнего, года и пятидесятого или, Юбилейного, года (Лев. 25:9) Поэтому седьмой месяц и назван субботой суббот, т.е. праздником праздников. 11. Сентябрь с лат. означает седьмой. 12. Октавию, римскому кесарю или императору († 14 г. по Р. Х.), когда он сделался единым властителем всей Римской империи, сенат поднес титул Августа. Слово это значит величество, великий, досточтимый, священный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

601 Обыкновенно праздничные дни, а в многодневных праздниках первый и последний день были днями покоя для израильтян. Поэтому имя Schabbath усвоено великому дню очищения ( Лев.23:32 ) и первому и седьмому дням праздника опресноков ( Лев.23:11,15 ). так как в эти дни все занятия должны быть оставлены. Впрочем, по замечанию Гуссета (в Lex. стр. 817) закон делал в этом случае различие, именно: в еженедельную субботу и в день очищения запрещалось всякое вообще дело (melachah Лев.23:3,28 слич. ст. 30 и д.), а в остальные торжественные дни праздников воспрещалось только всякое работное дело (melecheth abodah см. Лев.23:7,8,21,25,35,36 ). Для более точного определения указанного различия, обратим внимание на то, что в дни субботние и в день очищения воспрещено было разводить огонь для приготовления кушанья, между тем, как во все остальные торжественные дни праздников это было дозволено. В кн. Исх.12:16 , где в первый и седьмой день праздника опресноков воспрещается всякая вообще работа, – приготовление кушанья однако ясно исключается из этого запрещения для показания того, что именно должно здесь разуметь под работою (melachah). Особенная строгость, с которою предписывалось самое точное соблюдение покоя в субботу, указывает на высшую степень освящения этого дня, с которым в этом отошении мог сравниться разве один только день очищения. 603 Трубный звук седьмого новолуния отличался от трубных звуков во дни других новомесячий. В последнем случае трубы во время жертвы всесожжения ( Чис.10:10 ) должны были звучать thaqa’, т. е. издавать звуки отрывистые, короткие; в первом же случае трубы должны были звучать heria’, т. е. издавать звуки сильные, громкие, протяжные, разносившиеся далеко во все стороны (см. Чис.10:7 , где слова thaqa’ и heria’ отличаются одно от другого). Мало того, что звук труб в седьмое новомесячье был theru’ah, самый день седьмого новомесячья назывался jom theru’ah; это показывает, что игра на трубах не ограничивалась здесь только тем временем, когда совершалось жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010