7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

поклонялся всему воинству небесному. Солнце, луна и звезды почитались божествами у многих народов Ближнего Востока, в частности, у вавилонян (17,16; 23,5.12). Израильтянам же закон строго воспрещал поклонение небесным телам ( Втор. 4,19; 17,3 ). 21 сооруди жертвенники в доме Господнем. Жертвенники эти были посвящены «всему воинству небесному» (ст. 5). в Иерусалиме. См. ком. к 3Цар. 11,13 . 21 провел сына своего чрез огонь. См. Втор. 12,29–31 и ком. к 16,3. и гадал, и ворожил. См. ком. к 16,15. завел вызывателей мертвецов и волшебников. Это строго воспрещалось законом ( Лев. 19,31; 20,27 ; Втор. 18,9–14 ). 21 истукан Астарты. См. ком. к 3Цар. 11,5 . в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону. Это обетование исполнилось в царствование Соломона, когда Бог благословил построенный им храм как угодное Ему место жертвоприношений и молитвы ( 3Цар. 9,1–3 ; см. также Втор. 12,5 ). 21 если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им. Господь даровал Своему народу землю при условии, что тот будет хранить верность Ему ( Втор. 1,8; 3,18; 4,1.26–28 ; 3Цар. 9,4–9 ). со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей. См. ком. к 3Цар. 2,3 . 21 Аморреи. Этим словом в данном случае обозначаются все народы, населявшие Ханаан до поселения там израильтян (см. ком. к 3Цар. 21,26 ). 21 протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова. И Самария (17,5.6), и дом Ахавов были разрушены Господом. Теперь Господь обещает распространить их участь и на Иудею. 21 отвергну. Время терпения и всепрощения прошло. Иерусалим и Иудея падут не потому, что против них выступит какой-то сильный народ в наказание за грехи Сам Бог предаст то, что осталось от изначальных двенадцати колен («остаток»), в руки врагов ( Ис. 1,5 ). Конкретно это наказание выльется в вавилонское пленение избранного народа (24,1–4). 21 как вышли отцы их из Египта, и до сего дня. Освободив Свой народ из египетского рабства, Господь заключил с ним завет на горе Синай ( Исх. 19,1 ; Чис. 10,10 ). Этот завет возлагал определенные обязанности как на Израиль, так и на Бога, однако только Бог был полностью верен им. История же Израиля отмечена неоднократными случаями отступничества от заветных обязательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Священник : Священники берут плату не за дар, который получили в таинстве и плоды которого преподают, но за труд свой, ибо трудящийся достоин награды за труды свои ( Лк.10:7 ; ср.: Мф.10:9–14 ). И великий апостол Павел учит: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог ? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое... Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:7–10,13–14 ). Отсюда видим, что и Ветхий Завет, и заповедь Спасителя повелевают народу Божию содержать своих священников. Сектант : Священники не должны носить особых одеяний, какие носили фарисеи и книжники, осужденные Спасителем (см.: Мф.23:5 ). Нет в Библии и повеления носить бороду и отращивать волосы, что делают до сих пор многие священники. Вот и апостол Павел говорит: Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него? ( 1Кор.11:14 ). Итак, ваши священники даже внешним видом своим вступают в противоречие с Писанием и самой природой. Священник : Спаситель осудил не одеяния фарисеев и книжников, предписанные Ветхим Заветом ( Числ.15:38 ; Втор.22:12 ), а их показное благочестие. Длинные же одежды священников нечто совсем иное: будучи отличительным признаком священства, они напоминают о длинной одежде Спасителя, называемой хитоном (см.: Исх.28:4 ; Ин.19:23 ). А если священники носят камилавки (у епископов митры), то делают это по примеру ветхозаветных священников (см.: Исх.28:4–40 ; Лев.8:9–13 ). Слова же апостола и вовсе сюда не относятся, и их следует рассматривать в связи с тем, что было сказано им прежде и после (см.: 1Кор.11:1–16 ). Непокрытая голова, по тогдашним воззрениям, указывала на самостоятельность, голова же покрытая означала подвластное состояние. Мужчина, не имея над собой владычествующего в природном порядке бытия, оставался с непокрытой головой. Этого не могла позволить себе женщина, имеющая над собой владыкой мужчину; в противном случае она бесчестила свою голову (то есть своего мужа) и саму себя, показывая, что над ней, как над блудницей, нет владычествующего. Волосы, оставаясь богоданным украшением женщины, должны были всегда покрываться в знак ее покорности мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И потому, касающиеся мощей и даже лобызающие их не святыне приобщаются, а нечистоте и скверне, оскверняя этим саму Церковь . Священник : Лишь во времена Ветхого Завета мертвые тела оскверняли прикасавшихся к ним, ибо находились под грехом и проклятием. Однако и тогда не все они считались скверными, ибо останки Иосифа не осквернили Моисея, взявшего их с собой при выходе из Египта (см.: Исх.13:19 ), и останки пророка Елисея не осквернили, но оживили мертвеца, положенного поверх них (см.: 4Цар.13:20–21 и др.). Впрочем, и иудеи по-своему почитали тела мертвых, ибо заботились о могилах (см.: Мф.23:29 ). И тем более в Новом Завете тела усопших святых не могут считаться скверной, ибо они храмы, или жилища, Духа Святого (см.: и 1Кор.3:16–17; 6:19–20 ) и, таким образом, очищены от прежнего заклятия, а потому и не могут осквернить прикасающихся. Но знай, что все запреты прикасаться к тем или другим вещам, как скверным, составляют учение, принадлежащее лишь Ветхому Завету, а в Завете Новом силы не имеющие. Послушай святого апостола: Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? ( Кол.2:20–22 ). Кроме мертвых тел, в Ветхом Завете были и иные «нечистые» предметы, осквернявшие человека при соприкосновении с ними, например, одежда и постель кровоточивых (см.: Лев.15:4–6 ) и многое другое. Вам, сектантам, и самим случается прикасаться к чему-нибудь в этом роде, однако вы не считаете себя оскверненными и не очищаетесь, как предписывает Ветхий Завет . Сектант : Назначение мертвых тел не в том, чтобы являть собою исключение из законов природы, а в том, чтобы быть погребенными и превратиться в землю, откуда и взят был человек. Ибо написано: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Почему вы отказываете в этом предназначении телам святых, если природный закон распространяется на них так же, как и на всякое вещество?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

27 ляжет с сестрою своею. См. Лев. 18,11; 20,17 . 27 ляжет с тещею своею. Наказанием за это преступление является смерть ( Лев. 18,17; 20,14 ). 27 тайно убивает ближнего своего. Под тайным убийством может подразумеваться и совращение ко греху. 27 берет подкуп, чтобы убить. Наемное убийство, будучи преднамеренным, преступление более тяжкое, чем убийство, совершенное во гневе. 27 кто не исполнит слов закона сего. Заключительное проклятие охватывает нарушение всех остальных заповедей Бога. Апостол Павел, цитируя этот стих в Гал. 3,10 , говорит, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою». Согласно Божию мерилу, все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3,23 ), однако это не избавляет от необходимости соблюдать Божий заповеди. Глава 28 28 все благословения сии. Этот стих предваряет сами благословения и содержит в себе главное условие, при котором благословения исполнятся: «Если ты... будешь слушать гласа Господа Бога твоего...» 28 Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего. Общее благословение, которое охватывает все, что необходимо человеку для благоденствия. 28 при входе твоем... при выходе твоем. Очевидно, это значит «при входе и выходе из ворот города», т.е. имеются в виду дела, совершаемые вне дома. «Выход», вероятно, иногда означал военный поход. Бог благословляет послушный Ему народ во всяком деле. 28:10 См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». 28 на земле. Благословения, которые подробно описываются выше, осуществятся в обетованной земле, которая является главным благословением. 28 Откроет... небо. Благословение Божие коснется не только земли обетованной (на которой поселится народ израильский), но и небо над этой землей будет благословенным (ср. со ст. 23). 28:15–68 Эта, большая часть главы содержит предупреждения о том, какие бед поразят народ в случае отступничества от Бога. 28 проказою Египетскою. Различные болезни, упоминаемые в этом стихе, не могут быть определены с какой-либо точностью. Они могли быть отнесены к «язвам Египетским» (ст. 60). Бог обещал израильтянам избавление от этих болезней (7,15; Исх. 15,26 ) при условии, что они будут исполнять Его законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Завеса в храме раздралась по средине — слово в переводе Семидесяти означает завесу, которая отделяла в скинии Святое от Святого Святых, см. Исх 26:31–32; Лев 21:23; 24:3, а также у Филона (Моисей 2:86) и Иосифа Флавия (Древ­ности 8:75), и завесу при входе в Святое (Исх 26:36; 38:18; Чис 3:26). Обычно полагают, что имеется в виду первая, однако Ломейер 150 справедливо возражает на это, что здесь скорее речь идет о второй завесе, которую, в отличие от первой, могли видеть многие. О знамениях, предупреждавших за 40 лет о разрушении храма, упоминается в раввинистической литературе. Отче! в руки Твои предаю дух Мой — почти точная цитата из Пс 30:6 в переводе Семидесяти, составлявшая часть вечерней молитвы перед сном. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога — в смерти невинного сотник видит мученическую жертву Богу. Истинно Человек Этот был праведник — такое значение слова d…kaioj ‘праведный’ см. в Мф 23:35; 27:19; Иак 5:6; 1 Пет 3:18. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь — иногда понимается как знак покаяния и признание соучастия в осуждении невиновного. В апокрифическом Евангелии Петра это истолковано как скорбь о неминуемом наказании за совершенный грех, что, однако, еще не является покаянием. Более вероятно, что это лишь обычное выражение скорби по поводу смерти осужденного, может быть, с сознанием незаслуженности ее, и нет убедительных оснований усматривать в этом действии покаянный смысл. Погребение Иисуса Христа (23:50–56) Рассказ о погребении Иисуса Христа представляет собой последний отрывок, в котором Лука следует за Марком; далее его Евангелие опирается на другие источники, отчасти, по-види­мому, на Иоанново предание. Обязанность погребения принимает на себя благочестивый член совета Иосиф Аримафейский; оно занимает остаток дня Приготовления (пятницы), и в нем принимают участие женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. День тот был пятница, и наступала суббота — Лука указывает на время действия не в начале (как в Мк 15:42), и не в конце (как в Ин 19:42), а в середине отрывка.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления — древние и поздние. 1. Праздники еженедельные Христос исцеляет расслабленного у Овчей купели      Суббота Еженедельным праздником в Церкви была суббота . Ее называли царицей праздников. Славянское слово суббота восходит к еврейскому шаббат (покой). Суббота древнее других праздников. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона ( Помни день субботний, чтобы святить его — Исх 20, 8), свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь:завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра (Исх 16, 23). Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления евреев Божией силой из египетского плена. Моисей говорит: помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Втор 5, 15). В силу особого значения субботы в жизни евреев слово суббота в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще , то есть день покоя от всяких житейских дел (см.: Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресенью, но и ко всей седмице (см.: Ин 20, 19). В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому в субботу запрещалось:

http://pravoslavie.ru/104164.html

В целом рассказ 2 Паралипоменон 35 гл. o Пасхе Иосии, в сравнении с данными Пятикнижия о Пасхе (( Исх.12:1–20,13:3–10 ), ( Втор.16:1–8 ) и др.), представляет значительные особенности, сближающие этот праздник с послепленной и вообще позднейшей иудейской практикой празднования его. Сюда относится прежде всего то, что заклание пасхальных агнцев в данном случае (ст. 11) равно после, по возврашении иудеев из плена ( 1Ездр.6:20 ), совершается левитами и священниками, тогда как по первоначальному законоположению Моисееву о Пасхе заклание агнца предоставлено было каждому отдельному семейству ( Исх.12:6 ). В связи с этим во ( 2Пар.35:11 ) о пасхальной жертве нарочито говорится, что именно священники совершали кровекропление при этой жертве, т.е. подчеркивается специально жертвенное значение пасхального агнца (ср. о кровекроплении см. комментарии к ( Лев.1:5 ), «Толковая Библия», т. I, с. 411). В Мишне (тр. Песахим, V, 5–6) кровекропление представляется также необходимым элементом пасхальной жертвы. Жертвенный характер Пасхи выступает во ( 2Пар.35:6–9,12 ) тем рельефнее, что пасхальный агнец ставится в непосредственную связь с праздничными мирными жертвами, так называемыми в позднейшее время хагига (от евр. хаг, «праздник», «праздничное», т.е. жертвоприношение, ср. Мишна, Песахим VI, 3–4). Единственно закономерным местом заклания как пасхальной, так и праздничной жертв в позднейшее время признавался двор храма (Мишна Песахим, V, 8). И во ( 2Пар.35:10 ) имеется в виду только это место. В основе же всех этих особенностей празднования Пасхи при Иосии лежит возросшее при нем централизующее значение в религиозно-народной жизни храма Иерусалимского – вследствие произведенной этим царем религиозной реформы (( 4Цар.23:4–20 ); ср. W. Nowack, Lehrbuch der hebraischen Archaologie, 2-ter Bd. 1894, s.s. 172–175). 2Пар.35:15 .  И певцы, сыновья Асафовы, оставались на местах своих, по установлению Давида и Асафа, и Емана и Идифуна, прозорливца царского, и привратники у каждых ворот: не для чего было им отходить от служения своего, так как братья их левиты готовили для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Истреблю истуканов твоих и стелы из среды твоей… Все народы, окружавшие Исраэль, изображали свои божества в камне, дереве и металлах. Народу Божьему было строжайше запрещено это делать: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:4–5 ; Втор.5:8–9 . Ср. Лев.26:1 ; Втор.4:15–18, 27:15 ) 284 . Потеря земли обетованной и плен – наказание за изготовление идолов: «Если… вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо… то… скоро сгинете с земли» ( Втор.4:25–26 . Ср. 4Цар.17:7–23, 22:17 ; Иер.1:16 ). (идол, истукан) – это статуя, скульптура, изваяние, а (стела) – это поставленный вертикально камень, часто связанный с культом плодородия и в хананейской религии ассоциировавшийся с Баалом или другим мужским божеством 285 . И , и обычно устанавливались в особых культовых центрах – на так называемых высотах (), богослужения на которых у иудеев продолжались вплоть до религиозной реформы Йошийяну ( 4Цар.23 ), проведённой в последней четверти VII века. См. комм. к Мих.1:5 . …не будешь больше кланяться изделиям рук твоих. буквально значит распростираться, распластываться. Как смешон и жалок человек, который поклоняется не Творцу своему, а собственным поделкам, унижается перед мёртвыми предметами! Ср. Втор.4:28 ; Ис.40:19–20, 44:9–17 ; Иер.10:3–5, 8–9, 14–15 ; Авв.2:18–19 ; Пс.106 /105:19–20, 115:4–8/113b:12–16, 135/135:15–18; Посл. Иер. Но наступит время, когда YHWH «разрушит стелы () их» ( Ос.10:2 ), и тогда израильтяне скажут: «Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши» ( Ос.14:4 ). «Идолы совсем исчезнут» ( Ис.2:18 . Ср. Зах.13:2 ). Искореню у тебя священные рощи… Ашера ( или ) – это имя финикийско-хананейской богини. В угаритской мифологии Ашера 286 считалась женой верховного бога Эля и «матерью богов». В Танахе «ашерами» называются также деревянные скульптуры, которые её изображают (или деревянные столбы, которые её символизируют) и посвящённые ей культовые места – священные деревья и рощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

13 он не откажет отдать меня тебе. Не совсем ясно, мог ли Давид в действительности позволить подобный брак, который явился бы прямым нарушением закона Моисеева ( Лев. 18,9.11; 20,17 ; Втор. 27,22 ), или Фамарь предлагает это в отчаянии, пытаясь любой ценой спастись от бесчестия. 13 ненависть... была сильнее любви. Повествователь, проникая в тонкости человеческой души, обнажает мотивы поведения описываемых лиц. 13 прогнать меня это зло больше первого. См. Исх. 22,16 ; Втор. 22,13–19 . 13 эту. Называя Фамарь «этой», Амнон демонстрирует свою грубость и бессердечие. 13 разноцветная одежда. Ср. Быт. 37,3 . 13 не Амнон ли, брат твой, был с тобою? Авессалом использует здесь уменьшительно-презрительную форму от имени Амнон (что не отражено в переводах на европейские языки), демонстрируя, по-видимому, презрительное отношение к своему сводному брату. То обстоятельство, что Авессалом сразу же заподозрил Амнона в насилии над Фамарью, указывает, что безрассудная страсть Амнона к сестре Авессалома не была тайной для окружающих. но теперь молчи, сестра моя; он брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. Авессалом, пытаясь утешить сестру, просит ее сохранить в тайне позор и забыть о бесчестии, но сам, как о том свидетельствуют дальнейшие события, не прощает Амнона. 13 И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался. Гнев Давида понятен, недоумение вызывает безнаказанность виновника ( 1Цар. 3,13 и ком.). В Септуагинте и Свитках Мертвого моря подобное поведение Давида объясняется тем, что Амнон был его старшим и любимым сыном. Так или иначе, но эта фраза недвусмысленно указывает на пристрастное отношение Давида к своим сыновьям, чему имеются и другие свидетельства (см. 14,24.33; 3Цар. 1,6 ). Возможно, однако, что такая реакция Давида проистекает из все еще мучивших его переживаний в связи с совершенными им самим убийством и прелюбодеянием. Тем не менее, роковое попустительство Давида по отношению к сыну фактически привело дом и царство Давида к глубокому кризису. Именно возмущение несправедливостью Давида двигало Авессаломом, когда он поднимал восстание против своего отца (15,4–6).23 Чрез два года. Авессалому, вероятно из-за предпринятых Амноном мер предосторожности, пришлось два года ждать случая отомстить за сестру. в Ваал-Гацоре. Это место, которое не следует путать с Гацором в Галилее, предположительно находилось примерно в восьми километрах северо-западнее Вефиля. Оно было выбрано Авессаломом, поскольку оттуда ему легко было бежать за Иордан к родственникам в Гессур (ст. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010