Ленинградская духовная семинария. Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 гг.». Научные труды, публикации: Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., 10, с. 27-32. Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., с. 35-40. Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., 10, с. 63-70. Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге. ЖМП 1961 г., 8, с. 55-58. Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., 9, с. 27-28. «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., 2, с. 20-22; 6, с. 15-20. Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., 2. Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., 5, с. 34-39. Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., 5, с. 39-40. О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., 3, с. 62-70. Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., 3, с. 39-46. Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., 8, с. 58. Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 г. ЖМП, 1973 г., 5, с. 35-36. Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 г. ЖМП, 1973 г., 8, с. 38-43. Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 г. ЖМП, 1973 г., 8, с. 60-62. Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., 5, с. 35-36. Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., 8, с. 38-43. Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения X. Джонсона. ЖМП, 1974 г., 3, с. 40.

http://patriarchia.ru/db/text/31765.html

Следующая статья показывает, как владыка использовал свою деятельность в ВСЦ для проведения тех идей, которые позже он поставил в центр своего служения и назвал условиями усвоения верующими дара усыновления Богу — идей сострадания и милосердия (ЖМП. 1987. «Сострадание — вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который предполагает выживание сильнейшего. Сострадание — это жертва, помогающая нам постичь тайну человека как носителя образа Божия... сострадание является движущей силой того процесса, в результате которого человек становится воистину сыном Божиим». Эту мысль владыка иллюстрирует на примере Чернобыля, который «ворвался в повседневную жизнь нашего общества... как нравственный вызов, потребовавший немедленного ответа. Для тех, кто принял на себя первый удар вышедшей из-под контроля ядерной стихии, этим ответом была жизнь; для многих других, кто работал над устранением последствий аварии, кто принимал в своих домах беженцев, этим ответом было здоровье, благополучие, годами сложившийся уклад жизни... Чернобыль стал для нас уроком, напомнившим о непреходящем значении для человека, для качества человеческой жизни евангельской заповеди о сострадании». В 1988 г. в ЖМП был опубликован доклад архиепископа (теперь уже Смоленского и Вяземского) Кирилла о 200-летии Богоявленского собора в Смоленске (ЖМП. 1988. прочитанный на Юбилейном акте Смоленской епархии. В том же году помещен материал о присвоении владыке Богословской академией «Радай коллегиум» (Будапешт) ученой степени д-ра богословия honoris causa (ЖМП. 1988. В 1989 г. было опубликовано уже четыре статьи владыки. В проповеди «Христос — надежда наша» (ЖМП. 1989. впервые появляется слово «перестройка». Говоря о праздновании 1000-летия Крещения Руси в истекшем году, владыка отмечает, что оно не означало, что вчерашние язычники в одночасье стали благочестивыми христианами: минувшие 1000 лет являют множество примеров забвения этого идеала, ослабления веры и упадка добродетели. «А потому празднование юбилея наполняется не только торжеством при воспоминании о духовных победах, но смиренным осознанием вины за многие поражения, и наряду с благодарением Богу в наших молитвах должно быть и искреннее покаяние. Само слово " покаяние " в дословном переводе с греческого языка означает перемену. Эта перемена предполагает осознание неправды и ее отрицание, перемену старого порядка жизни и строя духа. Покаяние есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова».

http://75.patriarchia.ru/db/text/4717257...

Следующая статья показывает, как владыка использовал свою деятельность в ВСЦ для проведения тех идей, которые позже он поставил в центр своего служения и назвал условиями усвоения верующими дара усыновления Богу — идей сострадания и милосердия (ЖМП. 1987. 6). «Сострадание — вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который предполагает выживание сильнейшего. Сострадание — это жертва, помогающая нам постичь тайну человека как носителя образа Божия... сострадание является движущей силой того процесса, в результате которого человек становится воистину сыном Божиим». Эту мысль владыка иллюстрирует на примере Чернобыля, который «ворвался в повседневную жизнь нашего общества... как нравственный вызов, потребовавший немедленного ответа. Для тех, кто принял на себя первый удар вышедшей из-под контроля ядерной стихии, этим ответом была жизнь; для многих других, кто работал над устранением последствий аварии, кто принимал в своих домах беженцев, этим ответом было здоровье, благополучие, годами сложившийся уклад жизни... Чернобыль стал для нас уроком, напомнившим о непреходящем значении для человека, для качества человеческой жизни евангельской заповеди о сострадании». В 1988 г. в ЖМП был опубликован доклад архиепископа (теперь уже Смоленского и Вяземского) Кирилла о 200-летии Богоявленского собора в Смоленске (ЖМП. 1988. 5), прочитанный на Юбилейном акте Смоленской епархии. В том же году помещен материал о присвоении владыке Богословской академией «Радай коллегиум» (Будапешт) ученой степени д-ра богословия honoris causa (ЖМП. 1988. 7). В 1989 г. было опубликовано уже четыре статьи владыки. В проповеди «Христос — надежда наша» (ЖМП. 1989. 2) впервые появляется слово «перестройка». Говоря о праздновании 1000-летия Крещения Руси в истекшем году, владыка отмечает, что оно не означало, что вчерашние язычники в одночасье стали благочестивыми христианами: минувшие 1000 лет являют множество примеров забвения этого идеала, ослабления веры и упадка добродетели. «А потому празднование юбилея наполняется не только торжеством при воспоминании о духовных победах, но смиренным осознанием вины за многие поражения, и наряду с благодарением Богу в наших молитвах должно быть и искреннее покаяние. Само слово " покаяние " в дословном переводе с греческого языка означает перемену. Эта перемена предполагает осознание неправды и ее отрицание, перемену старого порядка жизни и строя духа. Покаяние есть перестройка в самом глубинном смысле этого слова».

http://pravoslavie.ru/99623.html

По тому же чину совершается возведение в чин игумении. Чин награждения набедренником, палицию, митрой Награждение бывает на Литургии во время малого входа. По прошествию входа к архиепископскому месту и целовании архиереем Евангелия протодиакон отдает Евангелие второму диакону, сам же с третьим диаконом (если есть) и с награждаемым делает поклон архиерею и идет в алтарь. Там награждаемый творит земной поклон перед престолом, целует его и, обратясь к архиерею, делает поклон ему, затем, подойдя к краю солеи, снова кланяется ему и идет к архиепископскому месту. Архиерей благословляет его, благословляет то, чем священнослужитель награждается, и возлагает на него эту награду, возглашая: «Аксиос». Певчие трижды поют: «Аксиос». Протодиакон берет от диакона Евангелие, архиерей принимает дикирий и трикирий и совершает вход с Евангелием. 48 В современных Требниках припев на каноне не указывается, поэтому в нынешней церковной практике употребляются обычно следующие припевы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе», или же: «Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущаго раба Твоего», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и другие. Читать далее Источник: Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). 79-80. Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 2. Издание Московской Патриархии, М., 1978, 800 стр.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 3. Издание Московской Патриархии, М., 1979, 800 стр. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1983, т. 4, 824 с., цв. вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1984. (ЖМП). М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, т. 5, 816 с., вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1987. (ЖМП). Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, т. 6, 880 с. М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1994, т. 7, 800 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII веках Патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы – от Патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины – рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней. Читать далее Источник: Троицкий Г. Настольная книга священнослужителя, том 1. Издание Московской Патриархии, М., 1977, 768 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). 79-80. Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 2. Издание Московской Патриархии, М., 1978, 800 стр.//Журнал Московской Патриархии. М., 1979. (ЖМП). Трубачев А. Настольная книга священнослужителя, том 3. Издание Московской Патриархии, М., 1979, 800 стр. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1983, т. 4, 824 с., цв. вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1984. (ЖМП). М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, т. 5, 816 с., вкл. 24 с.//Журнал Московской Патриархии. М., 1987. (ЖМП). Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, т. 6, 880 с. М. Дронов, прот. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии, 1994, т. 7, 800 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К.- доктор honoris causa Софийской ДА (1952), МДА (1954) и ЛДА (1968), академик Болгарской АН по Отд-нию исторических и педагогических наук (1970). Был зам. председателя Болгарского национального комитета защиты мира и членом Всемирного совета мира. Награжден 2 орденами «Народная Республика Болгария» 1-й степени, орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Народный деятель болгарской культуры (1969). Похоронен в соборе Бачковского мон-ря. Соч.: Църква и синагога в първите два века. София, 1934; Вяра и възраждане. София, 1938; При извора. Пловдив, 1943; Човекът и неговият труд. Пловдив, 1947; Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949; Война и мир//ЖМП. 1950. 5. С. 30-31; Незабываемое гостеприимство//Там же. 1951. 8. С. 25-26; Поучительное общение//Там же. 1954. 9. С. 11-13; Слово на живота. София, 1953; Блистательное сияние шипкинской эпопеи: (Слово, произнесенное в храме-памятнике «Рождество Христово» на Шипке 12 сент. 1957 г.)//ЖМП. 1957. 10. С. 70-71; Път господен: (Слово и речи). София, 1957-1969. 6 т.; Граф Н. П. Игнатиев и бълг. църковен въпрос. София, 1958; Отклики участников церковных торжеств в честь 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ//ЖМП. 1958. 7. С. 69-71; Българомохамедански селища в Южни Родопи (Ксантийско и Гюмюрджинско): Топонимно, етнографско и историческо изследване. София, 1960; Принос към българския църковен въпрос: Док-ти от австрийското консулство в Солун. София, 1961; Католическата пропаганда сред българите през втората пол. на XIX в. София, 1962; Един кодекс на Александрийската патриаршеска б-ка//ДК. 1963. Год. 43. Кн. 7/8. С. 1-6; Авксентий Велишки: По случай 100 години от смъртта му 1865 г. София, 1965; За някои икуменически въпроси//ДК. 1965. Год. 45. Кн. 11. С. 1-12; Икуменизмът като дълг на християнските Църкви//Там же. С. 1-4; Принос към униатството в Македония след Освободителната война, 1879-1895. София, 1968; О Сеятеле и семени//ЖМП. 1969. 1. С. 39-40; 1100 годовщина кончины св. Кирилла//Там же. 6. С. 38-48; Надгробное слово [на похоронах патр. Алексия]//Там же. 1970. 6. С. 50-51; Българското население в Македония в борбата за създаване на екзархията. София, 1971.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Роль митрополита Питирима в становлении и развитии ЖМП исключительно велика. Порой злые языки острословов, щеголяя «красным словцом», расшифровывали аббревиатуру журнала следующим образом: «Жалкие мысли Питирима». На самом же деле, вверенный его попечению в 1962 году журнал через несколько лет заметно эволюционировал в лучшую сторону. Появились глубокие богословские статьи, аналитические исследования в области церковной истории, архивные публикации. Расширился круг авторов, увеличился тираж. Произошло это еще при жизни патриарха Алексия I, который покровительствовал владыке Питириму и всячески его поддерживал. Улучшились оформление и полиграфическое исполнение журнала. Новые рубрики привнесли тематическое разнообразие. Журнал стал любимым детищем владыки и отвечал ему полной взаимностью. Главный редактор пользовался заслуженным и неоспоримым, можно сказать, непререкаемым авторитетом у всех сотрудников Издательского отдела. В конце 1980-х – начале 1990-х годов ЖМП не только перестал быть «официозом», но стал будить живую и пытливую мысль, достиг своего расцвета. В советскую эпоху это было единственное религиозное издание (официальный орган Московского Патриархата), выходившее на русском языке с регулярной периодичностью совершенно легально, хотя и сравнительно небольшим тиражом. Голос Русской Православной Церкви звучал в нем достаточно внятно, проникал до глубины сознания, вызывал повышенное внимание у читательской аудитории и весьма значительный, все усиливающийся резонанс. В то время как другие средства массовой информации содействовали распространению губительной для России идеологии воинствующего атеизма, ЖМП помогал формированию религиозного мировоззрения и христианской нравственности. Журнал был амвоном и кафедрой, вестником и провозвестником духовного обновления в современной России. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным», – эти слова Спасителя, обязывающие к исповедничеству, не переставали звучать со страниц журнала, напоминая об апостольстве мирян – драгоценном достоянии раннехристианской Церкви, когда каждый христианин был призван словом и делом свидетельствовать о том, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

http://pravoslavie.ru/43980.html

Ну мы купили бутылку коньяку, разорились в Столешниковом, и очень вонючего сыра. На Тверской был магазин «Сыры», а я очень любил тогда настоящие. Сидим и ждем. Но пришел не Алик Мень, а отец Николай Эшлиман, увидел и выпивку и закуску, плясал вокруг стола, говорил, как это хорошо и замечательно, он сейчас переоденется и умоется, и тут же придет, а Алик, к сожалению, сегодня куда-то поехал, но он меня обязательно с ним познакомит. С того вечера я с Николаем Эшлиманом фактически не расставался. Через него познакомился с Аликом Менем. Я его очень любил, думаю, что он так же относился ко мне. Мне обычно были неинтересны его службы, еще менее интересны его проповеди. И наоборот, Николай Эшлиман был мне очень близок, хотя всю жизнь были на вы. А с Менем мы были: он мне – «Юрка», а я ему – «Алик». Отец Александр настаивал, что наша главная обязанность – нести Христа людям в массы. То есть он был чистой воды миссионер. Кстати, он же был объектом оперативной разработки. ГБ всем давал кликухи. Солженицын у них был Паук, Елена Боннэр – Лиса, Саша Огородников был почему-то Аптекарь. А вот Александр Мень даже для них был Миссионер. Кстати, я тоже в том списке есть, у меня кликуха – Клерикал. Мень привел меня в «ЖМП» («Журнал Московской Патриархии». – Прим. ред.), там я познакомился с Анатолием Красновым-Левитиным, который постоянно кормился в «ЖМП» под разными псевдонимами. Анатолий Васильевич Ведерников ему очень покровительствовал. Там же, в «ЖМП», я познакомился с автором книги об архиепископе Луке Марком Поповским. При мне Анатолий Васильевич рассказывал сначала Поповскому, а потом Краснову-Левитину о встрече трех митрополитов со Сталиным. Анатолий Васильевич был очень близок к митрополиту Николаю (Ярушевичу), который участвовал в этой встрече. Марк Поповский в своей книге об архиепископе Луке тоже об этом написал, а книжку подарил Анатолию Васильевичу. Анатолий Васильевич ему сказал, что он неправильно там написал, а Марк ответил: «Понимаете, Анатолий Васильевич, у Пушкина в «Евгении Онегине» есть такое место «Гремят кавалергардов шпоры, мелькают ножки милых дам». И тут же Пушкин сноску делает, что кавалергарды в шпорах на бал не ходили, но так звучит лучше. Вот и я немножко приукрасил то, что вы рассказывали». Анатолий Васильевич говорит: «Больше вам ничего рассказывать не буду». А Марк в ответ: «Меня высылают из СССР, я больше ваши рассказы и не услышу».

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-ede...

Как сказано выше, в 1963 году А. Просвирнин был привлечен епископом Питиримом (Нечаевым) к сотрудничеству в Издательском отделе Московской Патриархии. Немного позже он был зачислен в штат редакции Журнала Московской Патриархии в качестве литературного сотрудника 11 . В шестом номере ЖМП за 1965 год была опубликована первая статья А. Просвирнина, посвященная митрополиту Тобольскому и всея Сибири Иоанну 12 . В сентябре 1966 г. епископ Питирим просил освободить студента 3 курса МДА А. Просвирнина от посещения лекций в связи с работой в редакции ЖМП. В январе 1967 г. он начинает работу над кандидатским сочинением об Оптиной пустыни 13 и просит ректора МДА испросить разрешение Совета по делам религий на работу с фондом отдела рукописей ГБЛ 14 . Такое обращение было ректором направлено в Совет 2 февраля 1967 г 15 . С этого времени архимандрит Иннокентий становится частым посетителем рукописных отделов библиотек и музеев. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле обращения администрации МДА в музей им. А. Рублева 16 и ЦГАДА 17 о допуске в эти хранилища А. Просвирнина. Согласно характеристике, подписанной ректором МДА епископом Филаретом (Вахромеевым), в 1968 г., по окончании академии, А. Просвирнин был оставлен при ней профессорским стипендиатом и преподавателем. Он начал преподавать историю Русской Церкви в 4-м классе Семинарии, будучи редактором двух отделов в ЖМП – «Богословского» и «Проповеди» 18 . 7 сентября 1968 г. ректор МДА направил письмо директору Библиотеки им. Ленина о разрешении работать в этой библиотеке преподавателю А.И. Просвирнину над темой «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 19 . В 1968 г. им была защищена курсовая работа на тему: «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 20 . Неопубликованные работы об Оптиной пустыни вошли в сборник трудов о. Иннокентия, вышедший в 2008 году 21 . Согласно обращению ректора МДА в Государственный исторический музей, в декабре 1968 г. А. Просвирнин начал работу над темой «Издательская деятельность в Синодальный период». В ГИМе им были изучены фонды Синодальной типографии и Синодальной библиотеки. Летом 1969 г. он работал в Якутске с фондами местного архива, изучая историю церковной миссии в Якутии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Важнейшим экономическим вопросам были посвящены выступления архиепископа Кирилла в Кремлевском Дворце на таких форумах страны, как XIX съезд профсоюзов (ЖМП. 1991. и внеочередной съезд народных депутатов РСФСР (ЖМП. 1991. Перед профсоюзными деятелями владыка говорил о том, что экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой, а на съезде народных депутатов — о том, что возрождение села не произойдет без воскрешения тех очагов и центров духовной жизни, которыми были в дореволюционное время приходы. Но главным в обоих выступлениях было заявление, что Церкви чуждо стремление к власти, политическому лидерству, она стремится стать голосом совести своего народа, служа его интересам, как она понимает их в свете нравственных ценностей Евангелия. Одной из наиболее крупных работ владыки (теперь уже митрополита) Смоленского и Калининградского Кирилла, опубликованных в журнале, стала его статья «К экологии духа» (ЖМП. 1991. Многие из мыслей, высказанных там, впоследствии вошли в подготовленные под редакцией митрополита «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Цель статьи — дать историко-богословский анализ современных кризисов человечества. По мысли автора, все они суть следствия главной тенденции развития цивилизации — превращения политики, экономики, науки, техники в автономные сферы, не признающие над собой нравственного закона и духовного начала. И по мере возрастания независимости цивилизации от человеческого духа сам человек становится рабом цивилизации. Если ранее невзгоды человеческого общества объяснялись ограниченными возможностями человека, его зависимостью от стихийных природных сил, то теперь основные беды проистекают не от слабости человека, а от его силы. Духовное развитие человека не соответствует развитию научно-техническому, и это является основной причиной нарушения равновесия в человеческом обществе. Человеку ныне угрожает не научно-технический прогресс, а реальность греха, ведущая к разрушению мира. Поставление человеком самого себя в центр мироздания неминуемо повлекло за собой истощение ресурсов и гибельную нагрузку на биосферу.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4717257...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010