Лит.: Тодоров Т. Българският патр. Кирил като учен, писател и проповедник//ДК. 1953. Год. 33. Кн. 5/7. С. 30-43; Пенов Д. Патр. Кирил и борбата за мир//Там же. 1961. Год. 41. Кн. 6. С. 1-10; Статов П., прот. Пребывание Святейшего Патр. Болгарского Кирилла в Сирии с 23 по 29 марта 1962 г.//ЖМП. 1962. 6. С. 54-55; 10 години Българска патриаршия: 10 май 1953 - 10 май 1963/Съст.: Г. Клисаров. София, 1963; Ковачев М. Библиографски хронологичен преглед на творбите на патриарх Кирил//ГДА. 1964. Кн. 13. С. 373-424; он же. Поглед върху книжовното творчество на Българския патр. Кирил//ДК. 1964. Год. 44. Кн. 3. С. 31-32; Чолаков Л. Кирил, патр. Български, като духовен оратор//Там же. Кн. 5. С. 14-16; Игнатьев А. Кончина и погребение свят. Патр. Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. С. 36-46; Кучерявый В., свящ. Памяти Патр. Болгарского Кирилла//Там же. С. 10; Pantschovski I. Patriarch Kyrill. B., 1971; Поптодоров Т. Възстановяване на патриаршеския институт в ново време//Българската патриаршия през вековете. София, 1980. С. 31-44; Коев Т. Икуменическата дейност на Българската православна Църква//Там же. С. 161-170; Йоан (Николов), еп. Участие в международното движение за мир//Там же. С. 171-181; Димов Я., свещ. Кирил - «патриарх Български». София, 1990, 20052; Великов С. Неизвестни писма на Кирил патр. Български до М. Арнаудов//Български писател. София, 1996. Год. 3. 16. С. 1-12; Гугов Г., свещ. Социално-етическите възгледи на патр. Кирил//Църковен вестник. София, 2001. Кн. 18. С. 8; Сб. в чест на Кирил патр. Български по случай 100 години от рождението и 30 години от неговата смърт/Съст.: С. Шивачев. Пловдив, 2001; Темелски Х. Изборът на Пловдивския митр. Кирил за патр. Български според Кондиката на Светия Синод: 50-годовщина от възобновяването на Българска Патриаршия//Възраждане. София, 2003. Год. 3. 3. С. 5-9; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 136-137; Бойкикиева К. Болгарская Православная Церковь: Ист. очерк. София, 2005. С. 185-187; Стамболов А. Отношенията между Българската Църква и Вселенската патриаршия (1945-1963)//ДК. 2006. Год. 86. Кн. 5/12. С. 95-118.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

В докладе Предстоятеля РПЦ были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность. В разделе доклада, посвященном межправославным связям, Святейший Патриарх, подчеркнув традиционно братские отношения РПЦ с православными Поместными Церквами, особо остановился на характеристике взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом, омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии. 20 февраля 1996 г. Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной православной Эстонской митрополии» в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме. Кризис во взаимоотношениях с Константинопольской Патриархией привел к тому, что «мы были вынуждены пойти на крайнюю меру — приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви... 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырехмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено» (Доклад Святейшего Патриарха Алексия//ЖМП. 1997. 3. С. 57). Действия РПЦ были с пониманием восприняты Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, украинский раскол не получил заметного распространения. 2 основные неканонические группировки — «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — обладали приблизительно одинаковым весом: на начало 1996 г. УПЦ КП имела 1332 прихода, УАПЦ — 1209, главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей. Большинство пастырей и мирян (свыше 6500 приходов) сохранили верность канонической УПЦ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

попечительский совет по делам правосл. образования и просвещения населения Волгоградской обл. Для организации миссионерской работы создан миссионерский отдел, в 1996 г. открыто миссионерское отд-ние в ДУ. Духовное окормление жителей станиц и хуторов по берегам Волги, Дона и Цимлянского водохранилища осуществляется с помощью 3 плавучих церквей: «Святитель Иннокентий» (1998), «Святитель Николай» (2000), «Святой равноапостольный князь Владимир» (2004). С авг. 1991 г. издается ежемесячная газ. «Православное слово» , с 1993 г. по Волгоградскому телевидению транслируются проповеди Г., духовно-просветительские передачи и программы. Под редакцией Г. с 1997 г. издается сб. научных статей «Мир Православия». Деятельность Г. по обустройству епархии часто встречала неприятие местных властей, доходившее до острых конфликтов. 27 апр. 1997 г. Г. издал указ об отлучении от Церкви прокурора Волгоградской обл. за «действия противоправные, несовместимые с достоинством человека и члена Православной Церкви». В связи с этим архиерей подвергался нападкам со стороны волгоградской прессы. С целью объединения усилий правосл. населения Волгоградской обл. для созидания церковной жизни в 1992 г. было образовано Царицынское об-во возрождения Православия в России. 13 февр. 1996 г. под председательством Г. состоялось учредительное собрание 1-го в России регионального отд-ния Всемирного Русского Народного Собора. В 2000 г. создан Союз правосл. женщин. Стараниями Г. удалось установить конструктивные отношения с волгоградскими властями, привлечь в Церковь значительную часть интеллигенции и молодежи. Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. назначен главой новообразованной Волгоградской митрополии . Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1980), св. Владимира 2-й степени (1987), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1993), свт. Макария, митр. Московского, 2-й степени (2002), гос. орденами Дружбы народов (1988) и Почета (2001). Соч.: Цель поста - преображение человека//ЖМП. 1972. 2.

http://pravenc.ru/text/164775.html

Александр (Паулус) ). Кризис во взаимоотношениях с К-польской Патриархией привел к тому, что «мы были вынуждены пойти на крайнюю меру - приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви» (Доклад Святейшего Патриарха Алексия//ЖМП. 1997. 3. С. 57). 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии 4-месячного моратория на исполнение решения К-поля об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в к-польскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено. Действия РПЦ были с пониманием восприняты Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в нек-рых местах властью и прессой, укр. раскол не получил заметного распространения. 2 основные неканонические группировки - Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная Церковь (УАПЦ) - обладали приблизительно одинаковым весом: на нач. 1996 г. УПЦ КП имела 1332 прихода, УАПЦ - 1209, гл. обр. на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей. Большинство пастырей и мирян (свыше 6500 приходов) сохранили верность канонической УПЦ. Отношения с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по словам Святейшего Патриарха, продолжали оставаться напряженными. Их возможному положительному развитию препятствовали случаи принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины. Первосвятитель отметил, однако, то обстоятельство, что среди епископата РПЦЗ становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/76520.html

Его статьи и проповеди публиковались в ЖМП, в журналах «Голос Православия» (Среднеевропейский Экзархат), «Православный вестник» (Украинская Православная Церковь ), «Церковный вестник», «Единая церковь», «Тыгодник Полаский» (Польша), в сборнике «Богословские труды». С 1974 года в различных изданиях опубликовано около двухсот работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». По отзывам оппонентов, это богословское сочинение «представляет собой труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания. Это результат работы не только зрелого богослова, но и человека-христианина, глубоко воспринявшего и внутренне пережившего творческое наследие святого отца». Этот труд, опубликованный трижды (М., 1993, 1996 и 2007), получил высочайшую оценку и признание. Отца Иоанна стали называть светильником праведности, русским Златоустом, крупнейшим богословом XX века 104 . Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений пишет: «Книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) являются достойными образцами трудов церковных. Они свидетельствуют нам о том великом духовном и интеллектуальном подвиге, который совершил старец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) ». К.Е. Скурат , доктор богословия, доктор церковной истории, заслуженный профессор МДА, назвал отца Иоанна благодатным Учителем Русской Церкви 105 . «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » (издана в Москве в 1996 и переиздана в 2007) получила гриф Министерства образования Российской Федерации «Книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию». Огромное значение этого труда в том, что он сочетает библиографический предметный указатель с цитатами из творений святого отца и представляет большой интерес не только для богословов, пастырей, но и для каждого христианина. Этот труд называют как энциклопедией христианской жизни, так и педагогической энциклопедией, так как он содержит четкое ясное толкование всех основных понятий, связанных с духовной жизнью человека 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они нередко цитируются св. отцами, причем именуются «святым писанием». Избранные места из них в древней Церкви читались за богослужением (особенно на паремиях). По мнению некоторых православных богословов, и неканонические книги в известной степени отмечены печатью богодухновенности… Так же различаются по степени богодухновенности книги канонические и неканонические. И это различение допустимо, так как богодухновенность конкретна и может быть больше или меньше, ибо подается применительно к человеческой немощи. Поэтому и неканонические книги содержат Слово Божие, но авторитет их меньше авторитета книг канонических» (цит. по: Митр. Никодим и Всеправославное единство. СПб., 2008. С. 92-93). Ввиду различия позиций правосл. Церквей в вопросе о каноне этот пункт не был утвержден. М. Константину отметил: «Дискуссии не привели к конкретным результатам, поскольку метод, избранный для решения проблемы, оказался ошибочным» ( Константину. 1998. С. 173). Начиная с сер. ХХ в. можно отметить неск. работ, где поднимается тема канона. Так, она затронута в серии статей А. А. Осипова, посвященных 1-му изданию Библии Московской Патриархией в 1956 г. Автор следует за Юнгеровым: «Русская Православная Церковь испокон веков считает, что в Библии есть два вида книг: канонические, то есть богодухновенные, то есть написанные по благодати свыше, и неканонические, то есть душеполезные и назидательные, но не богодухновенные» ( Осипов А. Об одном новом заграничном издании русской Библии//ЖМП. 1955. 10. С. 49). Послесловие А. С. Десницкого к статье Г. Сканлина «Ветхозаветный канон в православных церквах» (1996) представляет собой попытку взглянуть на проблему канона в новом ракурсе, в согласии с подходами современных богословских исследований на Западе. Автор определяет правосл. позицию как «свободу различных мнений» ( Десницкий. 1996. С. 44): «Ни какой-либо список книг, ни тот или иной вариант текста никогда не были в православии приняты в качестве единственно верной или хотя бы самой верной формы Священного Писания.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

В 1986 г. на Западе публикуется докторская диссертация католического священника Дарио Ракканелло «Иисусова молитва в творениях Василия Поляномерульского » (Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986). 2 Ciprian (Zaharia), arhim. Biserica Ortodoxa Romana si troducerile patristice si filocalice in limbile moderne// Paisianismul. Bucuresti, 1996. C. 49. 5 Raccanello D. Rugaciunea lui Iisus in Scrierile Staretulhi Vasile de la Poiana Marului. Sibiu, 1996. C. 27. 13 См.: Mihail P. Schitul de la Poiana Marului centru de cultura ortodoxa// Spirituelitote si istorie la intorsatura Carpatilor. 1983. Buzau. T. 1. C. 362. 15 Raccanello D. Указ. соч. С. 35 (цитируя вышеуказанный текст, Ракканелло говорит, «что не может утверждать, что Василий был украинцем. Но традиция Поляномерульского скита говорит о том, что даже после его смерти многие верующие с Украины, паломничая по этим местам, вспоминали старца Василия как своего соотечественника); Constantinescu H. Указ. соч. С. 495. 59 Фрагментарно она публиковалась в «Вестнике Русского экзархата». 1973. 83–84 и в ЖМП. 1954. С. 53–59; 1956. С. 44–55. 62 Данная биография никем не была издана, одна копия рукописи находится в Ленинградской публичной библиотеке же. С. 40. 65 Биографию Платона, изданную впервые в 1847 г. и переведенную со славянского на русский язык в 1906 г., ошибочно называют «биографией схимонаха Митрофана». Последнее издание на русском языке вышло под названием «Житие молдавского старца Паисия Величковского ». В авторстве же Платона никто не сомневается. См.: Четвериков С. Указ. соч. С. 6. 82 Келией у афонских монахов называется дом с церковью. Если при доме нет церкви, то он называется каливой. 85 Dascalul G. Povestire din parte a vietii preacuviosului parintelni nastru Paisia (биография Григория Даскэла)//Paisianismul. С. 123. 95 Хотя большинство исторических памятников свидетельствует, что Паисий был погребен в самом Вознесенском храме, однако вскрытие могилы (ХХ в.) показало, что гроб пуст. Материалы исследования, к сожалению, во время второй мировой войны сгорели. Вопрос о том, где находятся мощи Паисия, остается пока открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Его статьи и проповеди публиковались в ЖМП, в журналах «Голос православия» (Среднеевропейский Экзархат), «Православный вестник (Украинская Православная Церковь ), «Церковный вестник», «Единая церковь», «Тугодник Полаский» (Польша), в сборнике «Богословские труды» 1406 . С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ о. Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских духовных школах является магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». По отзывам оппонентов, это богословское сочинение «представляет собой труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания. Это результат работы не только зрелого богослова, но и человека-христианина, глубоко воспринявшего и внутренне пережившего творческое наследие святого отца» 1407 . Этот труд, опубликованный дважды (М., 1993 и 1996), получил высочайшую оценку и признание. Отца Иоанна стали называть светильником праведности, русским Златоустом 1408 , крупнейшим богословом XX века. Кроме жизнеописания и исследования трудов святителя Тихона, о. Иоанном в те годы впервые была составлена «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » (издана в Москве в 1996 году). Огромное значение этого труда в том, что он сочетает библиографический предметный указатель с цитатами из творений святого отца и представляет большой интерес не только для богословов, пастырей, но и для каждого христианина. Этот труд можно назвать энциклопедией христианской жизни, так как он содержит четкое ясное толкование всех основных понятий, связанных с духовной жизнью православного человека. В 1991 г. старец закончил уникальный труд – докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках» (издана в Москве в 1994 г.). Это книга о старчестве. Однако произведение выходит далеко за рамки какого-то одного частного вопроса и представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни XVI–XX bb., которым дана точная богословская оценка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Использованные материалы   См.: Флоровский Г. В. Отцы первых веков. В кн. он же. Восточные Отцы Церкви. М., 2003. С. 20.   Петр (Л " Юлье), архим. Замечания о Символе веры. - ЖМП. 1969. 1. С. 75.   См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. Издание 4-е. Казань, 1908. С. 220; см. также: Св. Иларий Пиктавийский. О Святой Троице 2, 2.   Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 7.   См.: Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Б. м. Изд-во " Сардоникс " , 2003. С. 17-18; Флоровский. Дом Отчий. В кн.: он же. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 28-29.   Василий (Кривошеин), архиеп. Ук. соч. С. 89.   Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: " Лучи Софии " , 2001. С. 12.   Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 149.   См. Лосский В. Н. Предание и препдания. В кн.: он же. Боговидение. М.: АСТ, 2003. С. 675-677.   Иларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1998. С. 227-230.   Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. В кн.: он же. Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. С. 202.   Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты: С. 78.   См.: он же. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 148-153.   См.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 3. М., 1994. С. 320-323.   Булгаков Сергий, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М.: Терра, 1991. С. 81.   Василий (Кривошеин), архиеп. Православное духовное предание. В кн.: он же. Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. С. 25.   См.: он же. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Там же. С. 200-208.   См.: Преподобных Отцев Варсонуфия и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. Пер. с греческого. Изд. 4-е. СПб., 1905 (репринт: М., 1993). С. 385-390. Вопросы 610 и 611.

http://drevo-info.ru/articles/109.html

Соч.: Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской - Ленинградской Духовной школы (1809-1984)//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 35-95; Русский Археологический институт в Константинополе//БТ. 1986. Сб. 27. С. 266-293; Из истории русско-французских церковных связей//Символ. 1989. 21. С. 179-194; Русско-датские церковные связи//Из истории православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 45-74; Россия и Исландия//Там же. С. 75-84; Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 40-50; Первая славянская печатная Библия (к 500-летию издания)//ЖМП. 1990. 3. С. 72-74; 4. С. 74-75; Новгород Великий и Скандинавия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 176-199; Русское патриаршество в восприятии и оценке Запада//400-летие учреждения патриаршества в России: Докл. междунар. конф. Roma, 5-6 febr. 1989. М., 1990. С. 153-176; Россия и США: Обзор церковных связей. Миннеаполис, 1991. 3 ч. (на рус. яз.); К Святой Земле под парусом «Надежды» (в соавт. с В. Георги). Петрозаводск, 1992; Студийский монастырь и Древняя Русь// The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 365-407; Архитектурная летопись Оптиной пустыни//Оптина пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993; Армянская христианская община в Петербурге//Страны и народы Востока. СПб., 1944. С. 272-291; Синайский монастырь и Россия: Русская благотворительность Синайской обители//Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. СПб., 1994. С. 91-122; Карельские и финские переводы богослужебных книг//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 77-80; Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995; Русская Православная миссия в Корее//Правосл. община. 1996. 5. С. 34-52; Россия и Запад: (Встреча богословской мысли)//Путь Православия. 1997. 5. С. 150-177; Русские славянофилы и немецкое лютеранство//Начало. СПб., 1997. 5. С. 64-74; Василий Карпов: Очерк жизни и деятельности: (К 200-летию со дня рождения)//Вече. 1998. 11. С. 59-97; Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий: [К истории перевода Нового Завета на кит. яз.]//Мир Библии. 1999. Вып. 6. С. 82-85; Синай и Россия: Обзор церковно-литературных связей//Христианский Восток. 1999. 1(7). С. 399-433; Иоганн Арндт и Русская Православная Церковь//Вестн. РХГИ. 1999. 3. С. 73-88; Сайентологическая церковь//Антисайентология: Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 35-74; Немецкая евангелическо-лютеранская церковь св. Петра (в Санкт-Петербурге)//Немцы в России. СПб., 1999. С. 281-380; Риза Господня и Россия//Духовный труженик. СПб., 1999. С. 28-44; Русская библейская археология в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 64-91; Ислам в Европе. СПб, 2009.

http://pravenc.ru/text/62620.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010