Следует сказать, что к периоду монархии в еврейском народе моногамия стала правилом, хотя царь вроде Соломона не следовал в этом вопросе еврейским традициям 5 (См.: Втор.17:17 ). По мнению исследователей, в период после плена браки у иудеев были преимущественно моногамные, а в новозаветные времена «моногамия была правилом, хотя такие личности, как Ирод Великий, могли иметь много жен». 6 В Новом Завете никаких указаний в пользу многоженства не имеется. Более того, в Евангелии Спаситель повторяет первое благословение Божие человеческому роду, в котором однозначно содержится указание на единобрачие: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» ( Мф.19:4,5 . Ср.: Быт.2:24 ). Речь идет, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом ( Быт.1;27; 2:21–22 ). Ведь выражение «взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ), которое описывает процесс сотворения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берется часть, половина, бок, или грань и создается жена. В еврейском варианте в тексте стоит выражение wyAtOvülaFcim («миццалота») производное от vAlãÐc (цела) – ребро, сторона, бок, что подтверждает и Септуагинта mi/an tw_n pleurw_n aútou_ (pleura – бок). Поэтому брак, в таком смысле, есть восполнение и единение человеческой природы, естественно, что никакого единства и никакой одной плоти не может быть между одним мужем и несколькими женами или наоборот. Смысл слов откровения Божьего однозначен: одна плоть в браке – это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвертой плоти для человека не предусмотрено Творцом, как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы найдем у апостола Павла: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь » ( Еф.5:28,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Гал.1:6 .  Удивляюсь, что вы от при­звав­шего вас бла­го­датью Христовою так скоро пере­ходите к иному бла­го­ве­с­т­вованию, «От призвавшего» – от Бога (ср. 1Сол.2:12 ; Еф.4:4 ). – «Благодатью Христовою». Последнее выражение ( Χριστο) новейшими исследователями текста признается неподлинным (см. Цана стр. 44 с указанием на древнейшие кодексы, в которых нет этого выражения). Если же читать просто «благодатью», то под «призвавшим» можно разуметь Самого Христа. – «Так скоро», т. е. так быстро, нисколько не раздумывая. – «Ко иному благовествованию», т. е. к новому вновь появившемуся ( τερος – обозначает различие только в количестве или времени происхождения). Иудействующие пришли в Галатию с другим или вторым благовествованием о Христе, объявляя этим самым прежнее благовествование Апостола Павла недостаточным. Может быть они говорили, что Апостол забыл сообщить Галатам о том, что Христос всегда выступал, как признающий вечное значение закона Моисеева ( Мф.5:17–19 ). Они советовали Галатам совсем забыть проповедь Павла как недостаточно освещающую дело Христово. Гал.1:7 .  которое впрочем не иное, а только есть люди, смуща­ю­щие вас и жела­ю­щие пре­вратить бла­го­ве­с­т­вование Христово. «Которое впрочем не иное..». Здесь уже Апостол употребляет другой термин для обозначения проповеди иудействующих. «Не иное» – " λλο», т. е. не иное по качеству, не другое по содержанию, не отличное от моего по содержанию. Что, в самом деле, нового о Христе могли сообщить иудействующие Галатам? Ап., без сомнения, изобразил жизнь и учение Христа во всей подробности, и прибавить что-нибудь к действительной истории Христа, не впадая в фантастические выдумки, иудействующие, конечно, не могли... – «А только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово». Да, – как бы говорит Апостол, – прибавить к моему Евангелию иудействующие ничего не в состоянии. Им хочется только произвести среди вас смущение, тревогу ( смущать по греч. ταρσσειν ­ обеспокоивать, повергать в тревогу), переиначить Евангелие о Христе ( μεταστρψαι, а το Χριστο – род. предметный), которое в совершенно правильной форме изложил Галатам Апостол Павел. Переиначить же Евангелие иудействующие, очевидно, хотели привнесением в него учения о необходимости и в христианстве соблюдать обрезание и закон 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из слова на встрече с представителями властей Дальнего Востока в Патриарших покоях храма Христа Спасителя, 31 октября 2013 г. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу Церковь Христова по своей внутренней природе не может ограничивать деятельность лишь стенами храмов, ибо призвана возвещать правду Божию всем людям, разделяя с ними хранимое ею сокровище веры… Однако привлечь в ограду церковную тех, кто по разным причинам находится вне ее, – очень трудная задача, для достижения которой нам следует искать новые способы миссии в современном мире, самим идти навстречу людям, переступая порог храма. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу, чтобы голос Церкви звучал в обществе громко и убедительно. Именно ради обретения душ человеческих для Царствия Небесного, а не с какой-то иной целью мы образуем сегодня епархии, открываем храмы и монастыри. И они должны наполняться людьми, соборная молитва которых является главным украшением любого храма. Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и Аромашевскому в храме Христа Спасителя г. Москвы, 3 ноября 2013 г. Труды святых Кирилла и Мефодия Значение трудов Солунских братьев для становления и развития всего Русского мира поистине огромно: создав азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание, положив начало переводу богослужебных книг и формированию письменной культуры, они тем самым во многом определили духовный путь народов исторической Руси и передали им великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность войти в живое взаимодействие с христианскими странами, приобщиться к их традициям, основанным на евангельских идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (см.: Еф. 2: 19). Из приветствия участникам VII Ассамблеи Русского мира , 3 ноября 2013 г. Жизнь за гробом существует Когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем… Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка – это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся…

http://pravoslavie.ru/65437.html

Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым. Никакие человеческие усилия не способны ввести нас в соприкосновение с Богом – только сила Святого Духа Никакие человеческие усилия не способны ввести нас в соприкосновение с Богом, с Господом и Спасителем, как только силой Святого Духа. Вот почему и говорит апостол, что мы не чужие, но свои Богу (см.: Еф. 2: 19). Что значит «свои»? То, что мы имеем дар Святого Духа и через этот дар реально соединяемся с Богом Отцом и прославляем Сына Божиего, через смерть и Воскресение Которого явлена нам благодать Святого Духа. День Святой Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Церкви, которая призвана передавать людям дар Святого Духа. Церкви, которая призвана провозглашать Божию правду силой Святого Духа. Церкви, которая не может ошибаться в своей совокупности, – не в отдельных людях, даже иногда весьма известных, а именно в своей целокупности не может ошибаться, когда говорит голосом Вселенских Соборов, потому что через нее говорит и действует Дух Божий. Дух Божий – Господь, сегодня и вовеки до Второго Пришествия пребывающий неотлучно от рода человеческого. И мы, входя в Церковь, принимая Таинство крещения, запечатлевая себя печатью дара Духа Святаго через Таинство миропомазания, входим в особый контакт с Богом. Мы становимся близки Господу, а Он – близок к нам. И единственное, что может поколебать связь Бога с искупленным человечеством, Им Самим установленную, – это наши нераскаянные грехи. Поэтому ответ на дар Святого Духа – наше покаяние, наша молитва и наша вера. Из проповеди после Литургии в Троице-Сергиевой Лавре, 16 июня 2019 года, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 18 июня 2019, 11:26 Спаси Господи нашего Патриарха за мудрые слова! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/121884.html

Псалом 40, ст. 6-10, Иуда и синедрион: «Враги мои говорили обо мне злое: “Когда же он умрет и погибнет с ним имя его?” И если кто из них навещал меня, неправду говорило сердце его; умножал он беззакония свои; уходил от меня, и совещались они. Обо мне шептались рани мои, на меня замышляли злое. Слова беззаконные говорили обо мне: “Неужели спящий восстанет вновь?” Ибо человек близкий мне, на которого я надеялся, вкушавший хлеб мой, поднял на меня пяту» Псалом 44. Первая его половина вся целиком посвящена Христу: «красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век» (ст. 3) и так далее: «Престол Твой, Боже, в век века: ...возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (ст. 7-8). Вторая половина – это часть, посвященная Церкви: «...преста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеянна преиспещренна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (ст. 10-11). Следует заметить, что это место толкуется также применительно к Пресвятой Богородице. Именно из него берется прокимен на Богордичные праздники: «Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века» (ст. 18). Псалом 46, ст. 6 уже упоминался в связи с пророчеством о Вознесении (см. псалом 23) «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Псалом 67, ст. 2: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; ст. 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Апостол Павел: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10). Псалом 68, ст. 10: «ревность дому Твоего снеде мя» – эти слова вспомнили апостолы после очищения Храма Христом. Стихи 13, 18-22 говорят о страданиях Спасителя: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта».

http://sedmitza.ru/lib/text/431339/

Три года назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и с благословения владыки митрополита Феофана святыня, украшающая этот храм, побывала на благословенной земле Казахстанской. Прикасаясь к ней, получили благословение и утешились сотни тысяч людей. Икона была пронесена по всему Казахстану, побывала во всех крупных городах, столице республики, Южной столице — Алма-Ате, Кокчетаве, Караганде, Петропавловске, Павлодаре и других городах. Множество людей с верой и благоговением поклонились лику Царицы Небесной, испросили утверждения в вере, приложения надежды, любви ко Господу через любовь к ближним. Мы именуем Матерь Божию " Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим " . Ее молитва многое может. Разве может Сын отказать Своей Матери? Разве Божественный Сын не услышит молитв, которые возносит за нас Его Пречистая Матерь, Матерь Господа нашего, чтобы мы были не чужими, но своими Ему — по жизни, по делам, по поступкам (см. Еф. 2:19)? Мы привезли в этот храм точную копию, список образа, который почитается здесь, и освятили его через молитву, чинопоследование и окропление святой водой. Этот образ мы отвезем к нам, в Казахстан, народу Божиему для поддержки и утешения. Я искренне благодарю владыку митрополита Феофана за представленную возможность побывать на Казанской земле. Благодарю отца Алексия, который устроял сегодняшнюю радость молитвы и совершение церковного чинопоследования. Вас, дорогие братья и сестры, благодарю за молитву. Сегодня в церковном календаре — память одного из трех святителей Казанских. Мы почитаем священную троицу — Гурия, Варсонофия и Германа — и память святителя Гурия мы отметили, прикоснувшись к его честным мощам, испрашивая его духовного руководства в нашей жизни. Я желаю всем нам крепкой веры, сильной надежды и безграничной любви ко Творцу и Подателю всяческих благ — Господу нашему. И пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает с народом Божиим». В ответном слове настоятель храма Ярославских чудотворцев поблагодарил архипастыря за совместное служение Литургии. «Молимся всем приходом, чтобы образ Пресвятой Богородицы, который Вы сегодня освятили, был источником утешения и радости, окном в мир небесный для людей, которые будут приходить к нему и просить у Матери Божией помощи», — сказал протоиерей Алексий Чубаков.

http://patriarchia.ru/db/text/5464539.ht...

Познание своих грехов ведет человека к радикальному неприятию «мира сего», к ненависти ко всем греховным страстям, опутавшим собой всю личную, семейную и общественную жизнь. Человек осознает, во-первых, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19), во-вторых, что все его содержание – это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2: 16), и в-третьих, что князь его – диавол, первый противник Божий, человекоубийца от начала, лжец и отец лжи (см.: 2 Кор. 4: 14; Еф. 2: 2; Еф. 6: 12; Ин. 8: 44). Для борьбы с греховными страстями следует, во-первых, понять, как они работают, во-вторых, как им противодействовать и не поддаваться, и в-третьих, как заменить их на добродетели, приучив себя к праведному образу жизни. Собственно, этим занимается отдельная православная богословская наука аскетика, разработанная святыми подвижниками, которые своим личным опытом и жизнью на основании Божественного Откровения доказали истинность своего учения. Блаженный евангельский плач можно понимать не только как плач покаяния, но и как плач сострадания, сопереживания горю другого человека. Сострадательный плач сподвигает нас на помощь страждущим ближним. Он лежит в основе милости, добродетели милосердия, к которой призывает Господь в пятой заповеди блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7). Наградой за добродетель покаяния является утешение – происходящее не от тварного внешнего мира, не от других людей или самого себя, но от Самого Духа Утешителя (см.: Ин. 14: 26; 16: 78). Земное утешение дает лишь временное успокоение, дает отвлечение от своих проблем вплоть до их забвения, но оно принципиально непрочно, всегда приправлено сомнениями, переживаниями и страхами. Утешение духовное даруется свыше – по благодати Божией. Это утешение заключается в неизъяснимом человеческим языком состоянии мира, радости, блаженства, когда человек всецело успокаивается и наслаждается божественным вседовольством. «…как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”» (1 Кор. 2: 9).

http://pravoslavie.ru/149729.html

Трудности истолкования Относительно взаимоотношения Послания Иуды и Второго послания Петра см. Второе послание Петра. Введение: Трудности истолкования. Использование небиблейских и апокрифических материалов было главным препятствием для принятия этого послания в канон НЗ. Но в то время апокрифическая литература имела широкое распространение, и поэтому вполне понятно желание новозаветных авторов донести до своих читателей благовестие, используя общедоступный язык и систему образов. Ср. 2Тим. 3,8 ; Деян. 17,28 ; 1Кор. 15,33 ; Тит. 1,12 . Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Цель написания послания (1,3.4) III. Обличение лжеучителей (1,5–19) А. Три примера Божественного суда над нечестивыми (1,5–7) Б. Участь лжеучителей (1,8–10) В. Три примера Божиего суда над теми, кто вовлекает других людей в грех (1,11) Г. Аналогия с лжеучителями (1,12.13) Д. Пророчество Еноха о суде Божием над нечестивыми (1,14.15) Е. Аналогия с лжеучителями (1,16) Ж. Напоминание об апостольских предсказаниях о «ругателях» (1,17.18) З. Характеристика лжеучителей (1,19) IV. Увещания, обращенные к верующим (1,20–23) V. Заключительное славословие (1,24.25) Глава 1 1 Иуда. См. Введение: Автор. брат Иакова. См. Введение: Автор. призванным. Выражение, свидетельствующее о том, что только Бог в Своей неизреченной благости и суверенности может призвать ко спасению тех, кто избран Им. которые освящены Богом Отцем. Совершенное суверенным Богом призвание и избрание основываются на предвечной любви Отца к избранным Своим ( Рим. 8,28–39 ; Еф. 1,4.5 ). сохранены Иисусом Христом. Избранные устоят в вере потому, что Бог хранит их (ст. 24; Ин. 10,27–30 ; 1Пет. 1,5 ). 1 милость вам и мир и любовь. Иуда восполняет традиционное иудейское приветствие («милость и мир») глубоким христианским смыслом, добавляя слово «любовь». Милость Божия к грешникам и проистекающий от нее мир коренятся в Его Божественной любви, явленной во Иисусе Христе (ст. 1 и ком.; Ин. 3,16 ). 1 имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание. Хотя автору хотелось бы обратиться к своим читателям с вероучительным посланием, обстоятельства вынуждают его затронуть проблему, вызванную действиями лжеучителей (ст. 4). Неизвестно, было ли когда-либо написано послание, первоначально задуманное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога ( 1Фес. 2,12 ), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1 ), Христа ( Кол. 1,10 ), Евангелия ( Флп. 1,27.28 ) или Царствия (1,5.11) это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь твердое свидетельство, что суд Божий праведен. для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1Фес. 2,12 ), христиане все же страдают ради него ( Деян. 14,22 ), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола. 1 не покоряющимся благовествованию. Благовестие Евангелие должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться ( 1Пет. 4,17 ). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе. 1 в день оный. Имеется в виду «день Господень» ( 1Фес 5,2 ). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный «день», можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми. 1 звания. Т.е. «призвания». Это «призвание» следует рассматривать в связи с 1Фес. 2,12 , где призывающий Бог; то, к чему мы призваны, Божие Царство и слава (2,14). 1 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом «Господа», поэтому перевод может быть таким: «Бога нашего и Господа, Иисуса Христа», а это определенно указывает, что слово «Бог» отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова «Бог» по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5 ; Тит. 2,13 ; 2Пет. 1,1 ). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1Фес. 1,1; 3,11 ) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества. Глава 2 2 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть «восхищение» святых, о котором говорилось в 1Фес. 4,17 . Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с «днем Господним» ( 1Фес. 2,19 ; ср. 1Кор. 1,7.8 ; 2Кор. 1,14 ; Флп. 2,16 ), где собрание всех верующих перед Господом имеет место «в пришествие Его» и «в день Господа нашего Иисуса». Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти «отступление» и открыться «человек греха» (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Духу); чтения литургии: прокимен 6-го гласа из Пс 27, Апостол - Еф 5. 9-19, 2 аллилуиария (8-го гласа со стихом из Пс 59 и 2-го гласа со стихом из Пс 50), Евангелие - Мф 18. 10-20; причастен - Пс 142. 10b ( Пентковский. Типикон. С. 273-274). В Евергетидском Типиконе кон. XI в., относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы на Д. д. сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, но на утрене отменяются стиховные стихиры (а на хвалитех на       не повторяется 1-я из цикла стихир 4-го гласа, как в Студийско-Алексиевском Типиконе, а поется самогласен 2-го гласа, последний из цикла стихир 2-го гласа на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу), и служба заканчивается по праздничному чину, с пением великого славословия в кафедральной редакции (согласно первоначальной студийской традиции, чередование редакций великого славословия не было признаком праздничности службы). На литургии - праздничные антифоны Пятидесятницы, Трисвятое (но не «Елицы во Христа») и те же чтения, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (аллилуиарий, только 2-го гласа). Согласно этому Типикону, канон Св. Духу поется не только на Д. д., но и в субботу отдания Пятидесятницы - на утрене, вместе с канонами отдаваемого праздника ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 596-599). Сходный с описанным в Евергетидском Типиконе устав приведен и в Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 283), относящемся к южноитал. ветви студийской традиции, но на литургии Д. д. здесь указано петь изобразительные антифоны (на блаженнах - тропари из канона Св. Духу), а в субботу отдания Пятидесятницы нет канона Св. Духу. В ранних рукописях Иерусалимского устава , основанного на студийской традиции и после XII в. получившего в правосл. Церкви повсеместное распространение, устав богослужения на Д. д. сходен с описанным в студийских памятниках (см.: Скабалланович. С. 168-169), но в его поздних редакциях, включая первопечатные греч. и рус. издания, на утрене Д. д. поется 2 канона Пятидесятницы, тогда как канон Св.

http://pravenc.ru/text/180633.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010