В противоположность трипсалмным и шестопсалмным последованиям, развившимся на общецерковной соборно-песненной почве, чин 12-ти псалмов возник и развился в условиях келлиотской жизни. По свидетельству преп. И. Кассиана, он зародился в Египте и оттуда постепенно распространился по всему христианскому Востоку и Западу, где вошел в близкое соприкосновение с общецерковными последованиями, и в особенности – с часами. Близость эта не прошла бесследно ни для келейных, ни для соборных служб, и породила бесконечное разнообразие смешанных последований монастырского строя. Среди этого разнообразия отчетливо выделяются как часовые последования, окончательно сложившиеся под влиянием 12-типсалмия, так и последования 12 псалмов, принявшие форму часовых служб. К последованиям первого рода относятся, прежде всего, службы египетского копто-эфиопского Часослова, из которых каждая содержит в себе по 12-ти псалмов, затем – многопсалмные службы древнего палестино-саввинского Часослова (Син. 863) и, наконец, западные «канонические часы» – horae canonicae. В этих памятниках проявилось внутреннее органическое слияние правила псалмопения с часами. В других случаях, напротив, замечается лишь простое внешне-механическое, чисто-формальное соединение 12-типсалмия с часовыми последованиями. А так как в египетских монастырях чин 12-ти псалмов приурочивался или к вечернему, или же к ночному времени, то и в системе часовых служб он – с одной стороны – приурочивается к ночи, образуя особое «последование ночи», или «ночные часы», – с другой стороны – примыкает к дневным часам, в виде особых «почасий», или междочасий. При этом 12-типсалмие первоначально ставится в полное соответствие с 12-ю часами дня в ночи, и таким образом получается система 24-х суточных однопсалмных служб. Но с течением времени, под влиянием трипсалмных часов, чин 12-ти псалмов точно так же подразделяется на трипсалмия, из которых каждое приурочивается к определенному часу дня или ночи. Однако, вследствие соединения чина 12 псалмов с системой часовых служб, число дневных и особенно ночных последований возросло настолько, что выполнение их становилось доступным разве только обителям неусыпающих. Явилась необходимость сократить количество служб. С этою целью 12 дневных псалмов, образовавших почасия, отнесены были к одиночным, келейным службам; ночной «чин 12 псалмов» в свою очередь выделился в особое келейное последование, а избыток тропарей, нашел себе место на утрене в качестве «седальных» и «троичных».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Таким образом в древности под «часами» разумелись все вообще суточные службы, вошедшие в состав «Часослова». Правда, с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, петлоглашение, утреня. Однако и эти названия в древности являлись точно такими же техническими определениями суточного времени, как и часы, почему и заменялись иногда определенными часовыми указаниями; так, вечерня в некоторых памятниках относится к 10-му или 11-му часу, по церковному счету: повечерие в Син. 863 прямо называется службою «ες τν πρτην (ραν) ψ». А такие наименования, как «полунощница», «петлоглашение», и сами по себе служат достаточно ясными и точными определениями известных часов ночи. Общность названия суточных служб вполне оправдывается и единством их построения, определенно засвидетельствованным многочисленными памятниками, начиная с древнейших, соборно-песненных, и кончая более поздними, монастырскими. Так, уже паломница IV века, Сильвия Аквитанка, весьма определенно и с особенной настойчивостью указывает на однородность построения иерусалимского суточного богослужения её времени. Сказавши предварительно о полночно-утреннем богослужении, она непосредственно продолжает: «в шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит –– затем так же прежде всего читает молитву ––, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе. –– В десятый же час (что зовется здесь licinicon, а мы называем вечерня) подобным же образом все собираются в Воскресение –– поются песни и антифоны –– произносит молитву епископ –– и благословляет (оглашенных и) верных. –– И все начинают подходить к руке епископа». 5 «В третий час (во дни 40-цы) –– совершается все, что во весь год совершается в шестой час». 6 «Такая служба правится ежедневно в течении шести дней у Креста и в Воскресении». 7 Воскресное ночное бдение (служба «петлоглашения») отличается от повседневных служб лишь чтением евангелия о воскресении Господнем и большей торжественностью обстановки. Даже литургия, заменяющая по воскресениям службу часов, под конец переходит в богослужение обычного повседневного строя. 8 Об особой службе «повечерия» паломница вовсе не говорит, а полунощницу описывает, как частную службу, совершавшуюся без епископа, при главном участии монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Отличительную особенность монастырских трипсалмных служб составляет система почасий, нашедшая в них широкое применение. Каждая служба монастырского трипсалмного строя (допускающего, впрочем, и шестопсалмие, как соединение двух трипсалмий) подразделяется на две, а иногда на три и даже на четыре части, благодаря чему количество суточных последований значительно возрастает и доходит до 24-х последований, в соответствие 24-м суточным часам. Впрочем бывают и исключения. Так, древнеславянские Часословы знакомят нас с монастырским суточным богослужением трипсалмного строя, состоящим только из трех последований, с тремя отдельными службами в каждом. Получается всего девять суточных служб, из которых первые три относятся к утреннему богослужению, или «чину заоутрени» (служба «воставше от сна», утреня и первый час), следующие три – к «чину обедни», или «чину часов» (часы: третий, шестой и девятый с изобразительными), и, наконец, три последние – к вечернему богослужению («чин вечерни», «чин мефимона» и вечерние молитвы). О ночных службах вообще и, в частности, о полунощнице Часословы данной редакции (Типогр. 46, 47, 48 и Синод. 431) совершенно умалчивают, несмотря на то, что им хорошо известны все суточные молитвы (за исключением полунощной) св. Василия, поставляющие суточное богослужение в связь со служением девяти чинов ангельских, 11 причем молитва полунощницы говорит о «святых ангелах последней иерархии и украшении». Некоторые из этих Часословов 47) опускают также утренние и вечерние молитвы. По-видимому, мы имеем дело с Часословами, приспособленными преимущественно для церковно-приходского употребления. Совершенно иным характером отличаются родственные им древнеславянские Часословы Синайский 12) и Софийский 1052). Это Часословы, предназначавшиеся для монастырского обихода. Здесь кроме дневных утренних, полуденных и вечерних – служб есть и ночные службы. Дневные службы распределяются так же, как и в упомянутых выше Часословах, разделяясь на три последования. Но последования эти значительно усложняются. Утренние молитвы по Соф. 1052 являются в виде вполне развитой в законченной службы. После предварительных молитвословий и Символа веры полагается четыре псалма (107, 126, 127, 121), говорящих о сердечной готовности к молитвенному подвигу. Далее – Трисвятое, и – по «Отче наш» – три тропаря: после них – семь молитв; и затем уже следует утреня и первый час с почасием. Все остальные часы также имеют почасия. А после вечерни и повечерия, соответствующего одной первой части обычного великого повечерия, излагается «Чин како подобает пети нощныя часы», тожественный с нынешним «Чином, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии, во дни и в нощи»

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

9 ч. Син. 868; ныне богородичен отпуст.); II. гл. 1, «Аще праведник едва спасается» (поч. 9 ч. Син. 868; сед. понед.) и «Заченши неопально огнь божества» (богород. отпуст.); III. гл. 1, «Объятия отча отверсти ми потщися» (сед. вторн.) и «Чудо чудес благодатная» (богород. отпуст.); IV. гл. 1, «Егда приидеши, Боже, на землю со славою» (служба по вся дни, кондак; сн. чин 12 псс.) и «Пречистая Богородице, на небесех благословенная» (богород. отп.); V. гл. 2, «Аз есмь древо неплодное Господи» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед.) и «Божественнаго быхом общницы естества» (почасие 6 ч. Син. 868, богород. отп.); VI. гл. 3, «Живущи на земли душе моя покайся» (сед. вторн.) и «Прибежище и сила наша Богородице» (повечерие Син. 865; богор. отп.). – Полунощница, (гл. 8) «Яко судии предстоящу, попецыся душе» (сед. понед.) и «Се жених грядет». – Остальные шесть часов (VII–XII) тропарей не имеют. Ватопед. 350 для каждого из ночных последований указывает по три тропаря в следующем порядке: I. гл. 2, «Яко волны морския восташа на мя беззакония моя» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед), «Аз есмь древо неплодное Господи» (там же) и «Беззаконий моих, Христе Боже, видя множество, враг победити уповает ими благость твою» (пол-ца Син. 865); II. гл. 5, «Тебе седящу на судилищи и человеческая испытующу», «Аз есмь овча заблудшее, Господи» и «На одре лежа грехов многих» (сед. вторн.); III. гл. 6, «Во юдоли плачевне» (чин 12 пс., сед. понед.), «Мудрых дев бодрственное даруй ми Господи (пол-ца Соф. 1052 ; сед. вторн ) и «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене» (повечерие); IV. гл. 6, «Помысливши душе страшному предстояше судищу», «Грехов болезнью разслабленный» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» (повеч.); V. полунощница, гл. 4, «Всю мою жизнь поработих греху», «Ослаблен есмь сном уныния " и «Помрачение тяжкаго греха»; VI. гл. 2 «Помяни, Господи, яко благ, рабы твои» (полун-ца), «Возвесели, Господи, со набранными рабами твоими», гл. 8 – «Со святыми упокой» (пол-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы» (почасие 3 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Часосл. ефиоп. ц., с. 47 и д., 33 и д., 39 и д.). В том и другом Часослове есть особая служба, близкая к концу нашей утрени и 1 часу; но эта служба не называется часом. 1956 Duhm B. Die Psalmen erklart. Tub., 1899. S. 213. Прежде на основании ст. 10: «призри на лице Христа» относили этот псалом к томлению Давида по храму во время бегства от Авессалома; но под христом псалмопевец мог разуметь и предстоятеля храма или всякого царя, как верховного блюстителя храма. 1957 Неясные выражения в псалме: «ибо птица», букв. с евр. «и птица», т. е. как птица. «Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе», которому Бог помогает в путешествии ко храму, особенно трудном из стран рассеяния. «Восхождения в сердце своем положи», – предпринимает путешествие ко храму и по горам и «в юдоль плачевную», долиною слез – вследствие ее бесплодия и опасностей, «в место, еже положи», имея всегда ввиду вожделенную цель путешествия; но с еврейского: «они (путешествующие в Иерусалим) открывают в ней (в долине плача) источники» – Бог чудесно посылает им воду. «Ибо благословение даст законополагаяй»: Бог, предписавший в законе такие путешествия ко храму (три раза в год), благословляет этих паломников (с еврейского: «дождь покрывает ее – долину – благословеньем»), и они «пойдут от силы в силу», – в трудном путешествии их бодрость все будет увеличиваться, тогда как у обыкновенных путников бывает наоборот. По отношению к распятому Христу, долина плача – земная жизнь с ее страданиями и смертью, которою Он возвел человеческую природу Свою на небо. 1958 Gunkel H. Ausgewahlte Psalmen. Got., 1904. S. 133. Этот автор, как и выше цитированный Duhm, – рационалисты, но это не помешало им дать превосходное объяснение настоящим псалмам, как и некоторым другим. 1959 Как мы видели, в древности тропари эти и служили молитвами часа, так как нынешних 2 заключительных молитв на часах не существовало; в некоторых же старых Часословах заключительные молитвы имеют вид нынешних тропарей. Отсюда просительный характер всех часовых тропарей. 1960 Выбор стихов из этого именно псалма можно поставить в связь с тем, что на римско-католических часах всегда читается только 118 псалом по частям (Диаковский Е. Последов, часов и изобразит., кор. лист. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Тип культуры, к которой относится человек, в значительной степени связан с типом образования, которое он получил. Анализ учебных программ по церковнославянскому языку и учебных пособий по этому предмету показывает, что начальное образование более или менее соотносится с традиционной моделью образования, в то время как образовательная модель средней и высшей школы устроена иным образом. В начальной школе курс церковнославянского языка соотнесен с курсом Закона Божьего, при этом во время занятий читались тексты, употребляемые во время богослужения. В средних и старших учебных заведениях церковнославянский язык изучался в связи с грамматикой русского литературного языка. При этом учащиеся читали и анализировали фрагменты Остромирова Евангелия. Различие методик начальной и средней школы отчетливо осознавалось: «Тогда как в средне-учебных заведениях славянский язык изучается чисто филологически, то есть преподаются славянская этимология и синтаксис как таковые, сами по себе, – в начальных школах никаких грамматик не положено, а просто после изучения славянской азбуки приступают к чтению и переводу текста и только этим путем практически осваиваются с главнейшими грамматическими формами. Таким образом, непосредственно изучается не язык, а материал им выраженный» (Диаковский 1902, с. 303). Опубликованная библиография программ и пособий по церковнославянскому языку (Павлова I, с. 19, 30–32, 39, 44–46, 60–62, 64, 66, 185–190, 323–369) позволяет рассмотреть учебные планы по церковнославянскому языку в училищах разных типов. Анализ материала показывает, что на традиционные образовательные модели ориентированы только начальные учебные заведения. Приведем фрагменты программ по церковнославянскому для учебных заведений, принадлежавших Министерству народного просвещения и ведомству Синода. Программа начальных училищ Министерства народного просвещения (1897 г.) соотносит церковнославянскую грамоту с обучением Закону Божьему. «По своей задаче и по духу преподавания церковнославянская грамота должна примыкать к Закону Божьему как ближайшее пособие для него и иметь значение непосредственно после него. Иноверцы и инословные от изучения церковнославянской грамоты увольняются» (Фальборк и Чарнолуский II, с. 1803–1804). Схема обучения соответствует традиционной. Первый год – знакомство с алфавитом и чтение букваря, второй – Евангелие и Часослов, третий – Евангелие и Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сижу в Киеве и произвожу ремонт (действительный) зала О[бще] ства. Привет сердечный от всей моей семьи Вам и высокоуважаемой Анастасии Ивановне. Ваш свящ. Н. Г. Л. 15–16 об. 17 5 декабря 1911 г. (Л. 43) Дорогой Алексей Афанасьевич! Очень благодарен Вам за память, которую, как Вам известно, я высоко ценю. В моей жизни за последние пять месяцев заметных для постороннего глаза перемен не произошло, но «переживаний» было немало. Почти все они имели причиною болезнь Юлии Евфимиевны. Вы помните ее истерические припадки? Летом этого года припадки эти, в связи с крайним ослаблением нервной системы, сделались почти непрерывными, так что в сентябре м[есяце] нужно было приступить к какому-нибудь (об.) радикальному лечению. Обратились мы к М. Н. Лапинскому 121 , который, осмотрев больную, назначил ей водолечение в своем санатории. Долго Юлия Евф[имиевна] ходила туда, но улучшения не только не наступало, а даже стало заметно постепенное падение сил. В конце ноября больная слегла в постель и потеряла возможность свободно передвигаться; при этом у нее появились сильные припадки удушия. Доктора, и в том числе М. Н. Лапинский, посоветовали повезти ее в (Л. 44) санаторий «Крюково» д[окто]ра Вырубова, что возле Москвы, по Николаевской] ж.д. И вот, уже 2-й месяц, как она лечится в санатории «Крюково». Пишет, что поправляется, гуляет, работает, а настроение хорошее. Дал бы Бог ей хоть сколько-н[ибудь] окрепнуть, а то я и сам извелся с ведением хозяйства и детворой, которая усердно Вам кланяется. В Академии – прежние нелады, дело дошло до того, что друг с другом никогда ни о чем не говорят. Сделанный в прошлом (об.) году шаг к примирению – единогласное] избрание, между прочим, Епифановича 122 , Фаминского 123 , Поповича 124 – никого не тронули, что, кстати, сказать, выразилось в демонстративном отсутствии всех т[ак] н[азываемых] левых на вступительных] лекциях Чернышева 125 ... На ц[ерковную] археологию Титовым представлены: Булгаков 126 , Курганович 127 , Барвинок 128  и еще кто-то. Также имя Диаковского (представленного Скабаллановичем). Занесен, кажется, и Вами выставленный кандидат г. Никольский 129 . А я представил Н. Н. Пальмова. Левые, очевидно, будут проводить Евф[имия] Петровича. Представлен еще о. Глаголевым окончивший (Л. 45) в прошлом году свящ. Викторовский 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

В частности, св. Климент Римский († 91–100), упомянув в 1 послании к коринфянам о часах третьем, шестом и девятом, непосредственно добавляет: «проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы» 12 . – Тертуллиан († 220), Киприан († 258) и Ориген († 253) в своих сочинениях также говорят о третьем, шестом и девятом часах, как обычных временах общественной молитвы. «Что касается времени (молитвы), – пишет, например, Тертуллиан (в 190 году), – то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, – тех, разумею, общеизвестных часов, которые обозначают собою промежутки дня: третий (час), шестой (и) девятый; они и по Писанию оказываются более важными (sollemniores)». В эти часы молились апостолы ( Деян. 2:15; 3:1 и дал.; 10:9). «Хотя они, – продолжает Тертуллиан, – делали это просто, отнюдь не обязывая (нас) к соблюдению (того же), однако не худо им подражать и вменить себе как бы в закон оставление дел (в известные часы) для выполнения молитвенного долга. Так поступал пророк Даниил по обычаю израильтян. Итак, станем молиться по крайней мере три раза в день (ne minus ter die saltem) во славу Отца и Сына и Святаго Духа». Частная молитва, по словам Тертуллиана , обязательна и в другие часы. «Я не включаю сюда, – говорит он, – обычных молитв при наступлении дня и ночи. Но верующим надлежит и пищу принимать, и омовение совершать не прежде, как будет предпослана молитва» 13 . – Каноны Ипполита и другие сродные с ними древние памятники, например, Египетские Церковные Постановления, «Завет Господа» и Апостольские Постановления предписывают совершать молитвы, петь псалмы и читать «писания» утром («воставше от сна»), в третий, шестой и девятый часы дня, вечером и в петлоглашение; и, что особенно важно, некоторые из названных памятников, как напр. Апостольские и Египетские Постановления, дают совершать все молитвы сообща, в собраниях, дабы, – по словам Тертуллиана , – «взаимно поощрять друг друга» 14 ; даже на случай гонений Апостольские Постановления все же советуют собираться в известные часы, хотя бы только двум или трем верующим ( Мф. 18:20 ), для совместной молитвы 15 . Очевидно, первенствующие христиане глубоко чтили и свято соблюдали благочестивый обычай апостольского времени собираться вместе для молитвы, а потому в известные, определенные церковными канонами (сн. Canones Hippolyti), или «канонические» часы (ногае совершали богослужение в общих собраниях. 3. Первый час

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

    Moll. Der Psalter II, 91. Duhm. Die Psalmen, 16, 224, 236. Gunkel. Ausgewahlte Psalmen, 140.    Часосл. рукоп. Моск. Тип. б. (223) 148?, л. 134.    Иначе Диаковский Е. Последование часов и изобразительных. Киев, 1913, 7—13.    Ркп. Ватик. б. XII b., л. 190. Дмитриевский Α. Τυπικα, 870.    с. 738     Диаковский Е. Посл. часов и изобр., 26, 96, 124—138.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 10.    Ркп. Моск. Син. б. 678/386, л. 14 об.    Старообр. уст., л. 18. Арсений, еп. Уральск. Устав практический, л. 86 об.    Ин. 19:14; 18, 28.    «Насытишася сынов и оставиша останки младенцем своим» - имеют множество детей (многодетность считалась благом - не только вкусили этого блага, но и насытились им) и оставляют им наследство еще в малолетстве (имеют детей до старости). В евр. несколько другая мысль (см. рус. Библию). «От малых от земли раздели я в животе их» - устрани их еще при жизни (не только смерти) от «малых», обижаемых; но в греч. «уничтожив (απολων) от земли, раздели их в жизни». «Сокровенных Твоих» - сокровищ.     Moll. Psalter. I, 26. Duhm. Die Psalmen, 46—50, 77—80. Gunkel. Ausgewahlte Psalmen, 111—122.    742     Диаковский Е. Последование часов и изобр., 29.     Диаковский Е. Последование часов и изобр., 135 и д. В Коптской и Эфиопской (Абиссинской) Церкви 3-й час имеет псалмы: 19, 22, 23, 25, 28, 29, 33, 40, 42, 44, 45, 46, наш тропарь со стихом и Богородичен, но на Славу еще другой тропарь, длиннее, с прошением об обновлении в нас Духа всех дарований, между прочим и Духа пророчества, наш стих часа, по Трисвятом «Царю Небесный», «Якоже посреде ученик», «В храме стояще славы Твоея»; заключительная молитва просит о ниспослании благодати Духа Святого и добродетельной жизни; в эфиопском Часослове еще две молитвы аналогичного содержания (Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение… коптов, 57—61. Тураев Б. Часослов ефиопской церкви, 47—53).    с. 743    «Малодушия», λιγοψυχας, от ψχος - холод, - должно быть, удушливая жара.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1271 Злат . на Быт. бес. 11. 1272 Последнее (вкушение молока в воскресные дни поста (допускалось армянами в VII в. по свидетельству 56 Трульского собора и издавна допускается Римской церковью. 1273 Зародыш такого взгляда был уже и в III в. См. выше, стр. 122. 1274 Лаодик. соб. пр. 49. 1275 См. выше, стр. 266. 1276 См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. ( Смирнов-платонов Г .) О литургии преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д. 1277 Паломн. § 27. 1278 Там же. Ср. выше, стр. 162: «Субботнее бдение по Кассиану». 1279 Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно. 1280 Там же. 1281 Лаод. соб. пр. 51. 1282 Паломн. § 27. 1283 Там же. 1284 Апост. Пост. VIII, 33. 1285 Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium. 1286 См. выше, стр. 123. 1287 См. выше, стр. 269. 1288 Паломн. § 45, 46. 1289 Николя М . Апостольксий символ, пер. Подгурсуого Ю . Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д. 1290 «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, рути Твои (- 4); направь меня на истину Твою и научи меня (- 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (-7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (- 8) . Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (- 10)». Диаковский Е . ИЗ истории богослужения. Чин Тритекти. Виев. 1908, стр. 23. 1291 Анкир. соб. пр. 8. 1292 Григорий Нис . Письмо канон. к Летою. 1293 Диаковский , Чин тритекти, 14. 1294 Злат . Бес. 52, о постящихся в Пасху. 1295 Злат . Бес. 22, о гневе. 1296 Иерон . На Иону гл. 3. 1297 Cod. Thedos. IX, 35, 4—5. 1298 Амвр . De obitu Valentin. Bingham , Orig. XII, I, 12. 1299 Cod. Thedos. IX, 35, 7. 1300 Паломн. прип. Сильвии, § 29. 1301 Паломн. § 30. Злат . на Быт бес. 36. 1302 Апост. Пост. V, 18; выдержка приведена на стр. 132. 1303 Епиф. Кипр . Изл. веры 22. Ср. Прот ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010