Далее – прокимен, чтение из кн. Исход, (второй) прокимен и чтение из кн. Иова. Потом произносят «Не предаждь нас до конца», Трисвятое, и начинают вечерню 67 . – Еще короче говорится о песненном чине 9-го часа в следующие дни – вторник и среду 68 . Изложенный чин мало разнится от обычного чина часов. Особенность составляет только песненное исполнение начального псалма и произнесение ектении. Нет здесь ни трех антифонов с ектениями и молитвами, ни молитв отпуста и главопреклонения. Очевидно, кроме краткости изложения, в данном случае сказалось также и происшедшее уже видоизменение в составе самого чина. О существовании, наряду с этим, более полного и целостного чина песненных часов свидетельствуют описанные проф. А. А. Дмитриевским Евхологии: Син. 958 (X в.), Париж. 213 (1027 г.) и другие, а также славянские рукописи: Синод. 371/675 и М. Д. А. 183 69 . Во всех этих Евхологиях приводятся только молитвы песненных часов; но и по молитвам можно судить о построении служб. В частности, во всех без исключения Евхологиях строго выдержан трехъантифонный строй часов; для каждого часа указываются три антифонные молитвы, одна молитва отпуста и одна молитва главопреклонения. Кроме того в некоторых памятниках положена еще 6-я молитва – заамвонная; а в Синод. 371 для первого часа указано даже семь молитв, так как между молитвою главопреклонения и заамвонной вставлена «молитва оутренеа». Каждая молитва имеет особый возглас, являвшийся вместе и возгласом соответствующей ектении. Перед молитвой главопреклонения иерей возглашает: «Мир всем»; диакон: «Главы ваша». После молитвы диакон произносит: «Премудрость», а иерей читает заключительную заамвонную молитву. Наиболее обстоятельное и полное изложение песненных часов, – хотя, нужно думать, не в чистом первоначальном их виде, а уже с некоторыми изменениями, – мы находим в Типиконах позднейшего времени, какими являются рукописи Ватиканской библиотеки, 1877 (1292 г.) и 1609 в.), и другие. Вседневные часы, по этим памятникам, мало отличаются от нынешних. Но служба часов первой и страстной седмиц великого поста обставляется особенной торжественностью; в эти дни совершаются песненные часы. – Вот как, например, описывается служба 1-го часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

40 Невольно вспоминается при этом «чин тритекти в посты». Нет-ли здесь преемственности? и древне-иерусалимский третий час не является-ли на самом деле прототипом византийского чина тритекти? Иначе как объяснить его исключительность в ряду других часов, столь несвойственную обычному третьему часу, и как понять его великопостное назначение, так мало соответствующее воспоминанию сошествия Св. Духа, соединяемому обычно с третьим часом?... Когда же иерусалимский третий час сближается с тритекти, – все подобные недоумения разрешаются сами собой. Тогда становится законной и естественной отмеченная выше близость его к чину оглашения; тогда понятно, почему чин оглашения всегда сопровождался и завершался третьим часом: такое именно соотношение мы находим между оглашением и чином тритекти; так же точно этим чином обычно сопровождалось и заключалось оглашение. По древним византийским памятникам, вслед за оглашением в дни 40-цы совершался, по уставу, чин тритекти. Такая последовательность засвидетельствована в Обряднике импер. Константина Багрянородного († 959). По свидетельству этого памятника, в великую пятницу патриарх совершали, в храме св. Ирины оглашение готовящихся к крещению, и затем следовало тритекти. 41 Такой порядок вполне соответствует, и древнему чину, изложенному в 19-м правиле Лаодикийского собора (около 364 г.). «После бесед епископских, – говорится здесь, – сначала совершается молитва оглашенных, а потом, по выходе оглашенных, следует молитва кающихся; когда же и сии, приняв возложение руки, удалятся, тогда совершаются три молитвы верных». Итак, оглашение и древне-иерусалимский третий час, или тритекти, это два тесно между собою связанные и взаимно друг друга дополняющие момента одного и того же действия: причем оглашение подготовляет просвещаемых к пониманию третьего часа, или тритекти, молитвословиями которого заключается и освящается оглашение. – Соединяя в одно обе эти части можно представить такую картину. После утреннего отпуста, в первом часу дня, епископ, окруженный слушателями из оглашенных и верных, изъясняет Ветхий Завет или излагает по символу сущность христианской веры и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

– Патриарх удаляется в алтарь и там читает молитву о готовящихся к просвещению («Владыко Господи Боже, призвати рабы Своя ко святому Твоему просвещению»); между тем диакон возглашает соответствующую ектению. Молитва, совершаемая патриархом, заменяет обычную молитву отпуста в песненных последованиях. Сообразно с этим патриарх, не произнося пока заключительного возгласа её, подходит к алтарной преграде (ες τ στηθαον), чтобы совершить руковозложение над всеми просвещаемыми. Диакон поднимается на амвон и произносит: «Елицы ко просвещению, приступите к руковозложению и благословитесь». Тотчас диаконы и восприемники (ο νοματητα) берут детей от их матерей, а патриарх, опираясь на ковры и подушки, лежащие на алтарной преграде, возлагает руки на голову каждого из оглашаемых, дует на него трижды и троекратно благословляет; после чего, обратившись к святой трапезе, возглашает: «Яко Ты еси просвещение наше». Затем следует обычное окончание. Диакон: «Главы наша». Патриарх читает молитву главопреклонения: «Боже Спасителю наш, иже всем хотяй спастися». «И по амине глаголет диакон: Миром изидем; людие: Именем Господним», – и читается заамвонная молитва . «Таже дается время, и совершается божестъвнаа литоургиа». 42 В этом обряде не трудно узнать чин оглашения, в общих чертах описанный в «Паломничестве». И здесь, и там порядок один и тот же. Но есть и разница: там оглашение начиналось в час дня, а здесь – около шести. Поэтому, должно быть, и тритекти полагается здесь до, а не после оглашения, как обычно. Впрочем, согласно Обряднику, и в великую пятницу тритекти совершалось после оглашения, начинавшегося в храме св. Ирины около 3–4 часов. 43 5. Объяснение службы В такой исторической обстановке слагался чин тритекти; и его содержание вполне соответствует обстоятельствам. Все в нем, все частности – «как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, – выразимся словами Паломничества, – оказываются приспособленными и подходящими ко дню – и к месту». 44 Чин тритекти 45 предназначался в древности для поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Этот же вход описывается и в родственном тритекти чина «оглашения в великую пятницу»; здесь епископ совершает вход в алтарь с середины храма, где он перед этим оглашал просвещаемых. Позднейший подлинный чин тритекти предполагает вход, но не описывает его; 48 и по нем нельзя судить о подробностях этого акта. При Симеоне Солунском уже с полной определенностью обнаруживается утрата исторического понимания входного акта, и этот пытливый ученый истолковывает вход символически, в смысле связываемого им с шестым часом воспоминания о ведении Христа на крестную смерть и введении благоразумного разбойника в рай. Отсутствие, при совершенна входа, свечей и кадила, а также багряный цвет (πορφυρν) священнических риз он объясняет применительно к тому-же воспоминанию; хотя багряный цвет, как траурный, вообще употреблялся во время поста, а возжигание свечей на дневных службах, надо думать, вошло в обычай сравнительно поздно, вместе с развившейся символизацией богослужения и его обрядности. Перед входом диакон говорит. «Благослови, владыко, святый вход»; иерей отвечает: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда ныне и присно». После входа диакон возглашает «мирныя прошения» (великую ектению), a иерей творит молитву: «Господи, Боже отец наших, давый молитву молящемуся». – Эту молитву «после входа», равно как и самый вход, Симеон Солунский поставляет в связь с воспоминаниями шестого часа. Не говоря уже о входе, имеющем, как мы только что сказали, совершению иную, чисто-историческую основу, относительно молитвы следует, в частности, заметить, что, хотя в ней, действительно, есть заимствование из пс. 90, ст. 5–6, очевидно, и напомнившее Симеону Солунскому о шестом часе, но, во-первых, здесь же есть выдержки из разных мест св. Писания, и выдержка из пс. 90 ничем не выделяется из ряда прочих; во-вторых, пс. 90, как известно, читается не только на шестом часе (например, на повечерии); наконец, по своему характеру рассматриваемая молитва предполагает последование более сложное, чем шестой час.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Часы. После чтения, диакон произносит просительную ектению; иерей – возглас; певцы: «Стопы» (на первом часе); затем – Трисвятое, – «Отче наш», – Господи помилуй 24, – «Слава Отцу», – «Именем Господним, благослови, святый». Иерей читает молитву (отпуста) и возглашает: «Мир всем». Диакон: «Главы наша», и иерей читает молитву главопреклонения. Диакон: «Премудрость». Иерей произносит заамвонную молитву. 21 Вывод самоочевиден. По внешности, по форме, между тритекти и часами точно такое же сходство, как и между всеми вообще службами песненного строя, – не больше; а именно: трехъантифонное построение, ектении, молитвы отпуста и главопреклонения, – и только. Еще меньше сходства между ними по содержанию и смыслу. Правда, среди часовых псалмов можно находить все три псалма тритекти. Но это совершенно случайное совпадение, встречающееся даже в самых разнородных службах. Кроме того, положенный на 3-м часе псалом 24-й вовсе не может считаться особенно характерным для этой службы, в состав которой он не всегда и входит; так, напр., при однопсалмии выбор останавливается обычно на псалме 50-м. Между тем в чине тритекти псалом 24-й вполне уместен и прекрасно гармонирует с назначением и смыслом всей службы. Из двух других псалмов тритекти псалом 26-й входит в состав нынешних царских часов накануне Богоявления, а псалом 100-й находится теперь в числе псалмов первого часа, хотя на царских часах он опускается. – Что же касается молитв, то мы пока знаем всего лишь одну молитву, общую часам в тритекти; это – молитва первого антифона тритекти («Боже, седяй на херувимех и от серафим славимый»), которая в Париж. 213 (л. 70 об.), 22 а также в М. Д. Акад. 183 (л. 44) и М. Синод. 371 (л. 116 об.) указывается, как молитва первого антифона на первом часе Проф. Мансветов, по сходству начальных слов, сопоставляет еще входную молитву тритекти с молитвой второго антифона шестого часа; 23 однако между ними существует лишь весьма отдаленное сходство, и первая, по крайней мере, в три или четыре раза больше последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Начала этой молитвы Симеон Солунский не приводит, а в подлинном чине тритекти нет её. «Дальнейшее последование, – замечает Симеон Солунский , – совершается по чину святой литургии после евангелия». 52 Произносится ектения: «Помолитеся, оглашеннии», и читается молитва об оглашенных; после чего они уходят. Со второй половины поста (со среды четвертой недели) присоединяется еще ектения и молитва о готовящихся к просвещению. – Наглядно и живо, с весьма любопытными подробностями изображает данный момент Дрезденский Типикон. – После молитвы, об оглашенных, – читаем здесь, – присоединяется и другая молитва – о готовящихся ко святому просвещению. И говорит диакон: «Помолитеся, иже ко просвещению» и проч.; «Иже ко просвещению, главы ваша». Посем полагается ковер на алтарной преграде пред вторым антиминсом (προτθεται πεχιον ν τ στθει το β» ντιμ(ν)σιου), и патриарх, отходя без возглашения, опирается (πακουμβζει) на него. Когда же диакон на амвоне скажет: «Елицы ко просвещению, приступите к руковозложению и благословитесь», – приводятся восприемниками дети, готовящиеся к крещению, и патриарх благословляет их поодиночке и дует. И по исполнении сего и по возвращении в святую трапезу, когда он произнесет возглас, диакон, находящийся на амвоне, говорит: «Елицы ко просвещению, приступите». И диаконы, стоящие на солее, повторяя, говорят, по обычаю, подобные возгласы. И по совершении остального последования, бывает отпуст. 53 Этот обряд очень напоминает чин оглашения, описанный в Паломничестве, а также «оглашение в великую пятницу», и в особенности – вторую, совершительную его часть, с которой он вполне совпадает даже в подробностях. 54 Когда после молитвы просвещаемые удалятся, и останутся в храме одни верные, диакон последовательно произносит три ектении, а иерей читает две молитвы верных, молитву отпуста и молитву главопреклонения. Затем все, напутствуемые возгласом диакона «С миром изыдем» и заамнонным славословием предстоятеля, уходят домой. Как видно из предшествующего, чин тритекти находит полное и всестороннее объяснение применительно к древней практике оглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Обратим внимание на псалмы. Оба псалма второй части (50 и 101) и молитва Манассии положены на 4-м часе нощи по Соф. 1052 ; там же мы находим и великое славословие в третьей части; пс. 69 встречается раньше, на 3-м часе нощи, а псалмы 142 и 150 входят в состав почасий третьего и девятого часа, по Ватопед. 350 и Син. 868, – Тропари повечерия, по преимуществу, совпадают с тропарями дневных почасий. Так, здесь мы встречаем все тропари второй части обычного повечерия (см. обычное почасие 1-го часа), а также тропари третьей части: «Многая множества» (3-й час Син. 865), «Все упование» (поч. 1 ч. Син. 865), «Преславная приснодево» (поч. 1 ч. Син. 870 и др.); тропарь «Упование мое Отец» положен на обычной полунощнице. Из тропарей малого повечерия тропарь «Боже отец наших» встречается на почасиях 1-го, 3-го и 6-го часа (Син. 865 и друг), «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы» – на обычном почасии 6-го часа, «Со святыми упокой» – на обычной полунощнице, «Иже во всем мире» – в числе седальных-мученичных 4-го гласа. – Наконец, и среди молитв в дополнительных частях повечерия немного найдется таких, которые были бы свойственны только повечерию. Молитва второй части – «Владыко Боже Отче вседержителю» – читается на обычном 3-м часе и обычной полунощнице, а равно и на почасиях (напр. 1 ч. Син. 12); из молитв третьей части и общих с ними молитв малого повечерия м-ва «Иже на всякое время» является обычной молитвой всех часов и полунощницы, встречается она и на почасиях (1 ч. Син. 865); м-ва «Нескверная, неблазная» читается на 1 часе (Син. 865), а м-ва «И даждь нам, Владыко» положена на 4-м часе нощи, по Соф. 1052 . Не оспариваются пока у повечерия лишь две последние молитвы: «Владыко многомилостиве» и «Ненавидящих и обидящих нас». В ряду обычных суточных служб за повечерием следует полунощница. При изучении состава ночных часов была установлена несомненная органическая связь их с полунощницей; было выяснено, что полунощница служить средоточием ночных часов, и нет никакой возможности выделить её из их состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

870) а на ночных часах – пс. 120 (Син. 864; Афин. 7; обычная пол-ца); пс. 133 положен на обычной полунощнице. Вот и все точки соприкосновения вечерни с чином 12-ти псалмов или с правилом египетского псалмопения. Гораздо ближе подходит к этому правилу обычное повечерие. Связь между ними видна, главным образом, из того, что повечерие усвояет себе, как мы видели, целые последования с характером почасий, и даже полные последования 12-ти псалмов (Ватикан. 1877; Соф. 1052 ). Но и, помимо этого, даже в первой, основной части повечерия есть черты общие с правилом псалмопения. Так, из псалмов, составляющих шестопсалмие повечерия, пс. 6 можно встретить и в дневных почасиях (Афин. 7; Син. 868), и в ночных часах (там же), пс. 30 находится в «канонах» дневных псалмов, по Афин. 7; кроме того, пс. 24 читается обычно на 3-м часе, а 90-й – на 6-м. Только пс. 4 и 12 вовсе не встречают себе соответствия в других службах. Тропари: «Просвети очи мои» и «Заступник души моя», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас» в Ватопед. 350 отнесены ко второй части повечерия, псалмы и молитва которой, в свою очередь, совпадают с «почасием повечерия» в Син. 868. Тропарь «Слезы ми даждь, Боже» в Син. 865 положен на повседневной полунощнице; «Яко не имамы» – богородичен 6-го часа. Что касается утрени, то первая её часть через посредство троичных и седальных входит в довольно близкую связь с канонами келейного псалмопения. Здесь мы находим поразительное совпадение, свидетельствующее о прямом и непосредственном взаимодействии. В одних только ночных последованиях, без дневных часов и почасий, оказывается до 24 тропарей и богородичных совпадающих с седальными, и сверх того – три тропаря троичных. На утрене троичны и седальны являются как бы придаточной прикладной частью. В виду этого можно предполагать, что они заимствованы сюда из ночных часов или вообще из правила псалмопения, в которое они входят в качестве, неотъемлемой составной части. На такое заимствование указывает и самое название. Они называются «седальными» и положены на кафизмах и после 3-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Таким образом, по свидетельству этого устава, псалмопение с тропарями и молитвами после кафизм является одним из основных видов древнеиноческого молитвенного правила. III. Взаимоотношение келейных и церковных служб 9. Круг междочасий. Келейный чин 12-ти псалмов вошел в богослужебное употребление при господстве древней системы трипсалмных, или – точнее – трех-антифонных суточных служб церковно-песненного строя: часов, вечерни, повечерия и утрени с полунощницей. Существуя рядом, чин 12 псалмов, как младший, естественно должен был стать в зависимое, подчиненное отношение к старшим, соборно-песненным службам. И вот на ряду с главными суточными службами, или часами, появляются службы второстепенные, или междочасия, иначе – почасия. Кроме дневных и ночных почасий, в древних памятниках встречаются и «почасия повечерия». Есть основания полагать, что были также почасия вечерни и утрени, по крайней мере, лежащие в основе почасий «каноны дневных и ночных псалмов» по Афин. 7 – различают особые псалмы утренние (ρθρινο) и вечерние (λυχνικο). – Таким образом все без исключения основные суточные службы имеют соответствующие почасия, развившиеся на основе чина 12 псалмов и образовавшие особый параллельный круг суточных служб келейного характера. На первом месте в круге почасий следует поставить междочасия, или почасия дневных часов·, эти почасия как по форме, так и по содержанию ближе других последований находятся к чину 12 псалмов, составляя в сущности одну из его редакций. Что касается формы, то она совершенно тожественна как в чине ночных часов, или 12-ти псалмов в тесном смысле, так и в чине дневных почасий, являющихся ближайшим выражением того же чина 12 псалмов. В свою очередь и содержание ночных часов и дневных почасий, или их состав настолько совпадает в обоих чинах, что может быть сведен к полному тожеству. Так, в чине ночных псалмов и дневных почасий мы находим 14 псалмов, общих тем и другим последованиям; это, именно, псалмы: 6, 8, 14, 26, 29, 31, 40, 50, 55, 56, 69, 76, 91 и 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По преимущественному характеру своему службы первого разряда являются покаянно-умилительными, с келейно-одиночным назначением; службы второго разряда – это молитвы просительные, с церковно-общественным назначением: наконец, службы третьего разряда имеют по преимуществу хвалебно-благодарственный характер, с торжественно-церковным, соборным назначением. Таким образом, здесь представлены все три вида заповеданных Апостолом молитв: «моления», «прошения» и «благодарения» ( 1Тим. 2:1 ). Наш современный устав, хотя и называется уставом иерусалимским, тем не менее не представляет в чистом виде какой-либо одной, строго выдержанной и последовательно проведенной богослужебной системы. В нем отразились и нашли более или менее полное выражение разновременные и разносторонние влияния, допущены так же многократные поновления, применительно к месту, времени и обстоятельствам. Не смотря на это, и здесь можно находить довольно определенные признаки, указывающие на различный характер суточных служб, обусловливаемый отмеченным выше различием их происхождения и развития. Так, службы, примыкающие к первой группе и в нынешнем уставе предназначаются, преимущественно, для одиночного, келейного употребления и лишь в исключительных случаях совершаются в храме, да и то, большею частью, в его притворе. Службы второго разряда, наоборот, обычно совершаются в храме; хотя часы и повечерие нередко служатся и в притворе, а в исключительных случаях даже в келлиях. Вечерня и утреня, как службы торжественные и строго-церковные, совершаются всегда внутри храма. Вторичными признаками торжественности этих служб, свидетельствующими об их общественном назначении, являются такие действия, как каждение, отверзение завесы и св. врат, «вжигание свещ». Уставные замечания о завесе и вратах служат прямым указанием на храмовую обстановку известных служб (вечерни, утрени, литургии и изобразительных). «Вжигание свещ» прежде всего, конечно, говорит о ночном времени совершения тех или других церковных последований (и, главным образом, утрени – «полиелея»); но, кроме того, свидетельствует также и об их общественном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010