(18) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л.л. 18 об – 19. (19) Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5//Протоколы Общества врачей г. Казани. 1870. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («в университетской типографии»), 1870. – С. 53. (20) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л. 1. (21) См.: Там же. Л.л. 4, 9 – 10. (22) См.: Там же. Л.л. 18 об – 19. (23) [Высоцкий Н.Ф.] Отчёт по хирургической факультетской клинике за 1864 – 65 акад. год//Известия Казанского Университета. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («В университетской типографии»),1865. – Т. I. – С. (483) – (529). (24) См.: Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5. – С. 51 – 52. (25) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года//Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф. Высоцкого. – Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. – С. 11. (26) Там же. – С. 9. (27) Там же. – С. 12. (28) Там же. – С. 25. (29) См.: Там же. – С. 15. (30) Там же. – С. 14 – 15. (31) Там же. – С. 29 – 30. (32) Там же. – С. 28. (33) Там же. – С. 42. (34) См.: Алексеев И.Е. Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете //Развитие регионоведческих исследований в Российской Федерации: особенности и основные направления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 7 декабря 2018 г.)/Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ/Отв. ред.: Р.В. Шайдуллин, Л.М. Айнутдинова. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2018. – С. 213 – 237.; Алексеев И. «Первее всего и с чувством безграничной благодарности должны мы указать, что идея эта удостоилась Всемилостивейшего одобрения Возлюбленного Монарха нашего Государя Императора Николая Александровича...» (Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (5 февраля 2019 г.) [Электрон. ресурс].

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/26/...

Кирилловский собор. Вид с юго-зап. стороны. Фотография. 1984 г. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи XII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 194 об.). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии - «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» - Там же. Л. 191); Желянь (Желань) - летописная местность неподалеку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от р. Лыбедь и тянувшаяся до К. м. по течению ручья Желянь, от к-рого и получила название (см.: Закревский. 1868. С. 342; Добровольский Л. П. Летописный Дорогожич. К., 1914; Петров. 1897. С. 41; др. версии локации см.: i . М. [и др.] Emuмoлoriчhuй словник лimonuchux reorpaфiчhux назв Nibдehhoï Pyci/Ред.: О. С. Стрижак. К., 1985. С. 59). На то, что основателем мон-ря был кн. Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/69 г. о мон-ре «Всеволож» ( Марголина. 1993. С. 19-26; О. Певна ошибочно относит упоминание 1167/69 г. к Выдубицкому мон-рю, основанному кн. Всеволодом Ярославичем - Pevny. 1995. P. 44) указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении кн. Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; ПСРЛ. 1997. Т. 1. Стб. 412); освящение храма во имя патронального святого князя - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической т. зр. месте в период междоусобных войн за Киев - на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, к-рое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой - надежным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для черниговского кн. Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие кн. Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвященного небесным покровителям кн. Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения кн. Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити 1-й пол. XII в. ( Высоцкий. 1985. С. 85-89; Maproлiha. 2001. С. 18-24, 33-59, 80-123; Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Т. о., храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 мая в день преставления и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Прп. Пафнутий родился в 4 верстах от города Боровска, в родовом своем селе Кудинове. Дед его был крестившийся татарский баскак Мартин, а родителей его звали Иоанн и Фотиния. Двадцати лет он постригся и стал духовным сыном старца Никиты, постриженника прп. Сергия Радонежского, который был потом игуменом Высоцкого монастыря (см. житие прп. Афанасия — 12 сент.) и основал в Костроме Богоявленский монастырь, где умер и был погребен. Пробыв 13 лет игуменом своего монастыря, прп. Пафнутий удалился на безмолвие в лес за 3 версты от города, где и возник новый Пафнутиев Боровский монастырь. Братии он был живым образом подвижнической трудолюбивой жизни: он работал в саду, рубил дрова, зимой плел сети. По понедельникам и пятницам он не принимал пищи, в среду питался хлебом, а в остальные дни разделял с братией трапезу, но ел очень мало. Перед причащением Святых Тайн он пребывал целую неделю в полном безмолвии и воздержании. Первой добродетелью он считал милосердие и нищелюбие — во время голода он ежедневно кормил более 1000 человек, раздал все монастырские запасы. Поучая братию краткими притчами, он рассказывал, что умер один нищелюбец и никак не мог перейти огненную реку в рай. Но явились нищие, легли мостом, и он перешел в рай. При этом он объяснял, что души переносятся в рай ангелами, но Господь открыл таким образом судьбу этой души к нашему вразумлению: «Одна милостыня может спасти человека, если живет он законно». Князья и бояре искали его руководства, несли ему дары; но ласковый и снисходительный со смиренными, он был суров к сильным мира сего и говорил им в глаза жестокую правду. Незадолго до смерти он сказал: «Шестьдесят лет я общался с князьями и боярами и нашел, что это одно испытание для души, а пользы никакой!» Дмитровский князь Георгий Васильевич признавался, что, когда он шел к нему на исповедь, у него колени подгибались от страха. Зато с духовными чадами своими он не прекращал общения и по смерти их. Тот же князь Георгий явился ему по смерти и сказал: «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что когда я шел на безбожных под Алексин, покаялся тебе во всех грехах!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437126/

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Серпухов. Высоцкий монастырь. Церковь Трех Святителей Великих в колокольне. Трёхсвятская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:Между 1840 и 1843. Архитектор:Н.Б. Ешевский Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, г.Серпухов, ул. Калужская, д5/3 Координаты: 54.901401, 37.418092 Проезд:Электропоездом (Курское направление) до станции " Серпухов " . Автобусы от вокзала 3, 8, 20; маршрутное такси " Высоцкий монастырь " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Серпухов. Высоцкий монастырь. Церковь Трех Святителей Великих в колокольне Храм свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого во втором ярусе в колокольне и трёхъярусная колокольня построены в 1840 году на месте старой. Закрыт в 1928 году. Колокольня лишилась своих колоколов и часов в куполе. В храме проводились первые службы после открытия монастыря в 1991 году. Надвратная колокольня была построена в 1831-1840 гг. над западными воротами Высоцкого монастыря вместо прежней каменной постройки 1727 г. Проект и смета на постройку выполнен в 1830 г. арх.Н.Б.Ешевским, наблюдение застроительством осуществлялось губернским архитектором Д.Ф.Борисовым. Трехъярусное, с полуярусом, колокольня выполнена в традициях высокого классицизма. Храм располагается во втором ярусе сооружения. В 1928 г. церковь была закрыта, реставрировалась в 1980-1990 под руководством архитектора-реставратора О.В.Гаевой. В 2008-2011 художником-иконописцем А.И.Чашкиным выполнено убранство интерьеров. Церковь Трех Святителей, надвратная, с колокольней в ансамбле Высоцкого монастыря по адресу: г.Серпухов, Калужская ул, 110, является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. Доподлинно неизвестно, существовала ли в Высоцком монастыре надвратная церковь в первые десятилетия его истории. Первые сведения о ней относятся к 1624 году, когда в обители отстраиваются каменные ворота, а над ними храм в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь была увенчана тремя шатрами, которые отделялись от нижних ярусов двумя рядами кокошников. К 1727 году она обветшала, и на ее месте выстроили новую одноименную. Однако эта постройка тоже оказалась недолговечной, просуществовав немногим более ста лет. В 1840 году на том же месте была построена сохраняющаяся доныне надвратная церковь-колокольня во имя Трех Святителей. Проект нового сооружения разработал в 1831 году архитектор Е.Г. Малютин.

http://sobory.ru/article/?object=11165

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Тарусская икона Божией Матери «Взыскание погибших», находящаяся в храме Воскресения Христова г. Тарусы. Это один из наиболее точных списков с Борской чудотворной иконы, славящейся чудесами, происходящими в Тарусском уезде Калужской губернии XIX века. Файл 14046.jpg:   Размер: 2093x3042, 6.37 MPix, 3247 Kb. Дата: 2011-10-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (482) , (41) . Описание: Икона Божией Матери " Взыскание погибших " . Икона была передана Высоцкому монастырю Серпуховским Историко-Художественным музеем 18 мая 1997 года. Файл 14383.jpg:   Размер: 640x1093, 0.7 MPix, 171 Kb. Дата: 2011-11-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (379) , (38) . Описание: Местночтимый список иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», с которым проводятся Крестные ходы, находится в Никольском соборе города Серпухова. Файл 30507.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 170 Kb. Дата: 2017-11-29, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (151) , (7) . Описание: Взыскание Погибших. Храм святого благоверного князя Александра Невского, Астанайский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы " Взыскание Погибших " , Казахстан. Файл 30508.jpg:   Размер: 1200x1161, 1.39 MPix, 537 Kb. Дата: 2017-11-29, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (124) , (3) . Описание: Чудотворная икона Божией Матери из села Бор Тарусского уезда Калужской губернии. Начало XX в. Материал, техника: фотобумага, картон, фотопечать (Шмидт). Размер: 13,8 х 9,6 см, с паспарту - 16,6 х 10,8 см. Калужский объединенный музей-заповедник. Файл 32056.jpg:   Размер: 513x800, 0.41 MPix, 145 Kb. Дата: 2018-06-10, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (148) , 1 (2) . Описание: Икона Божией Матери «Взыскание погибших». XIX в. (ц. Воскресения Христова, Таруса). pravenc.ru : " Икона была известна под названием «Борская Покровенная», т.к. в отличие от др. икон «Взыскание погибших» Богородица была изображена на ней стоя, в традиц. мафории, покрывающем голову, поддерживающей стоящего рядом Младенца. Положение кистей рук Богоматери сходно с изображением на болховской иконе: левая придерживает Младенца, а правая указывает на Него. Об особенностях иконографии борской иконы можн[...]

http://pravicon.com/icon-604-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОКО ЦЕРКОВНОЕ» дополнительное название русских редакций Иерусалимского устава XV-XVII вв. (один из вариантов полного названия: «Устав, еже есть око церковное»). Составление первоначальной редакции «О. ц.» (1401) приписывается прп. Афанасию Высоцкому Старшему на основании послесловия, сохранившегося в некоторых списках «О. ц.» 1-й пол. XV в., в котором упоминается «грешный Афанасий», живущий в к-польском монастыре Пресв. Богородицы Перивлепты. По всей видимости, именно там поселился прп. Афанасий после того, как покинул Русь вместе с митр. Киприаном в 1382 г. В отличие от мн. др. слав. редакций Иерусалимского устава «О. ц.» не было простым переводом Типикона с греч. языка, в его состав были включены дисциплинарные главы из «Тактикона» Никона Черногорца, ряд богослужебных и дисциплинарных глав из южнослав. Типиконов, добавлены памяти рус. святых, сопоставление между палестинскими, студийскими и афонскими редакциями устава, рус. перевод мн. греч. терминов ( Мансветов. 1885. С. 276-280; Арранц. 1999. С. 56-57). Название «Око церковное» присутствует в наиболее ранних списках, сохранивших послесловие составителя устава (РНБ. F.n.I.25, 1409 г.; РГБ. Рум. 445, 1428 г.; НБказГУ 4634, 1429 г.; см.: Артемьев. 1852. С. 68-74), а также в нек-рых др. списках, напр., в РГБ. Троиц. 239. В более поздних списках такое самоназвание встречается нечасто, хотя в целом рус. редакции Иерусалимского устава XV-XVI вв. основываются на «О. ц.». Напротив, в дониконовских печатных изданиях XVII в. (М., 1610, 1633, 1641 гг.) термин «Око церковное» указан и описан в предисловиях и послесловиях, особенно подробно в оригинальном предисловии издания 1610 г. («Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, слово царскаго изволения...»), в к-ром устав сравнивается с «оком умным» в человеке (на основании слов Мф 6. 22-23: «Светильник для тела есть око...»; «око» здесь понимается как «ум» в толкованиях святителей Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского). «О. ц.» характеризуется как книга, «просвещающая Церковь и люди», как «вождь всем книгам».

http://pravenc.ru/text/2578245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_6.html

Речь Святейшего Патриарха на приеме в зале «Центральный» в г. Серпухове 28 июля 2005 г. 18:04 Многоуважаемый Игорь Олегович, дорогой Владыка Ювеналий, уважаемый Павел Владимирович, Преосвященные Владыки, досточтимые отцы, братия и сестры! Для меня радостно еще раз посетить святой град Серпухов, знаменитый своими древними храмами и монастырями. Здесь живо ощущается дыхание истории, одновременно и славной, и трагической. Скорбели серпуховичи, провожая в последний путь героев поля Куликова 625 лет назад, проливали слезы и о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, закончившейся 60 лет назад. Горем охватывало сердца людские при гибели священнослужителей и верующих, осквернении и разрушении бесценных православных святынь в XX веке. Но идет время, и мы утешаемся исполнением обетования Господня о том, что печаль оказалась временной, а радость от единения со Христом никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16:22). Не напрасны были подвиги защитников Русской земли и в XIV веке, и в веке XX. Им мы обязаны мирной жизнью сегодняшнего дня. И очень важно, чтобы наша христианская совесть побуждала нас в своих делах и трудах соответствовать высокому нравственному идеалу, оставленному нам предшествующими поколениями. Их отличала любовь к своему народу и желание жертвенно послужить ему, - а главное - твердая и непоколебимая вера в милосердие Божие. «Сказание о Мамаевом побоище» донесло до нас слова святого благоверного князя Димитрия Донского: «Господу Богу все возможно: всех нас дыхание в его руках!» На древней Серпуховской земле мы имеем радость созерцать воссозданный и благоукрашенный собор Николы Белого, принимающий со всей России паломников Высоцкий монастырь, поднимающуюся из руин Владычнюю обитель. Во многих храмах совершается служба Божия, а другие ожидают еще нашего внимания и заботы. Я был свидетелем молитвенной радости многих православных христиан, участвовавших в нашем празднике. Это свидетельство того, что служение, совершаемое Церковью, нужно людям и принимается с благодарностью.

http://patriarchia.ru/db/text/30225.html

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому. Михеевская церковь Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX b. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII b. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX b. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия. http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=8 Церковь в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию построен над захоронением Сергия преподобного Михея Радонежского, келейника преподобного (ск. 1385) в 1732-1734 гг. Храм строился попечением архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника императриц Екатерины I и Анны Иоанновны. Небольшой кирпичный одноглавый храмик типа часовни несет отпечаток архитектуры барокко. Своеобразен его низкий объем вытянутой восьмигранной формы, завершенный сложной " голландской " кровлей, устроенной после пожара 1746 г.Оштукатуренные фасады с пилястрами на углах и стены внутри украшает орнаментальная масляная живопись XIX в. Иконостас церкви XVIII в. происходит из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). В храме находятся мощи преподобного Михея. Церковь преподобного Михея Радонежского в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176).

http://sobory.ru/article/?object=06567

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010