Мы помним, что в юности С. Н. Трубецкой испытал 13 Трубецкой С. Н. Собр. соч. T. I. C.331. й4 Там же. T. III. М., 1909. С. ЗО — 31. 15 Наст. изд. С. 44. влияние славянофилов. От многого в их учении он впоследствии отказался: он не разделял их воззрений на национальный вопрос, их политического учения о природе государства, их философско–исторических построений. Однако, подобно А. С. Хомякову и И. В. Киреевскому, С. Н. Трубецкой придавал большее значение вере, считая ее одним из главных определений человеческого духа, и при этом не только не противопоставлял веру разуму, но, напротив, искал их гармонии и единства. Здесь он был близок к воззрениям В. С. Соловьева, убежденного в том, что развитие народов ведет в конечном счете к обретению всечеловеческого единства, в котором разум и вера взаимно поддерживают друг друга. «Заложенная в самой природе разума и слова способность постигать всеединую и всеединящую истину многообразно действовала в различных отделенных друг от друга народах, постепенно образуя над почвою животной жизни царство человеческое. Окончательная сущность этого человеческого царства состоит в идеальном требовании совершенного нравственного порядка, т. е. в требовании Царства Божия. Двумя путями — пророческим вдохновением у евреев и философскою мыслию у греков — человеческий дух подошел к иоее Царства Божия и иоеалу богочеловека» i6. Этот подход противоположен тому, который осуществила протестантская теология в лице как антилиберала Киркегора, так и либерала Гарнака. Характерно, что самой судьбоносной для европейского духовного развития фигурой Соловьев считал именно Филона, чье творчество стало предметом рассмотрения в «Учении о Логосе» С. Н. Трубецкого. «Эти два пути — библейский и философский, — пишет В. С. Соловьев, — совпали в уме александрийского еврея Филона, который с этой точки зрения есть последний и самый значительный мыслитель древнего мира» i7. Трактат Соловьева «Оправдание добра» печатался в различных Журналах отдельными главами начиная с 1894 года, а в 1897 году вышел отдельным изданием. Как раз в это время С. Н. Трубецкой работал над «Учением о Логосе», и друзья обменивались мыслями по самым cyщecmbeinhым вопросам. Тем не менее отношение Трубецкого к творчеству Филона, основательно им изученному, более осторожное и взвешенное, чем у Соловьева, хотя в целом он разделяет мысль последнего о движении навстречу друг

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Защита, которую удостоил своим присутствием высокопреосвященнейший Митрополит Московский Иннокентий с двумя другими архиереями, была признана удовлетворительной, и автор диссертации был удостоен степени доктора богословия 3 . В 1874 году оставил штатную службу при Академии Е. В. Амфитеатров , и С. К. Смирнов, по избранию совета Академии и с утверждения Св. Синода, оставленный при Академии, по истечении ЗО-летия профессорской службы, на следующее пятилетие, по уставу 1869 года, в то же время избран был, на место Е. В. Амфитеатрова , в помощники ректора по церковно-практическому отделению, к которому относилась его кафедра. Согласно § 59 того же устава, по истечении 35-ти лет службы при Академии, всякий профессор должен был оставлять ее окончательно. 35-летний срок для Сергия Константиновича, в этом отношении, истекал в 1879 году. Но он, не смотря на свои 60 лет, не смотря на долговременную службу и усиленные занятия, обладал еще крепкими силами телесными, сохраняя полную свежесть и всех духовных сил своих. Это обстоятельство, равно как и приобретенная С. К. Смирновым опытность и почетная известность в ученом мире, заставляли духовное начальство дорожить им и его службою при Академии. Сам Сергий Константинович, имевший многочисленное и, еще далеко не устроенное, семейство, 4 также не мог не желать продолжения своей службы, на которой материальное обеспечение получал, конечно, гораздо большее, нежели сколько могла доставить ему такого обеспечения пенсия за его 35-летнюю профессорскую службу. По силе того же академического устава 1869 года, 35-летний предел службы не простирался на должность ректора; и потому, в 1878 году, С. К. Смирнов, приняв сан священства, 5 указом Св. Синода от 10 апреля, назначен на эту высокую должность, с возведением его, согласно § 20 того же устава, в сан протоиерея, а, вместе с тем, и через то самое стал председателем совета и правления Академии, равно как и председателем комитета по изданию Творений Св. Отцов, оставаясь в то же время и профессором греческого языка и словесности, а также, продолжая исправлять должность и помощника ректора по церковно-практическому отделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Письменность в Египте появилась очень рано еще в конце V тысячелетия до н. э. — знаки в форме рисунков обозначали целые понятия и краткие фразы. С течением времени значение знаков изменялось и появились более упрощенные знаки — иероглифы. Египетское письмо во второй половине П тысячелетия до н. э. послужило основой финикийского алфавитного письма, заключавшего в себе только двадцать четыре знака. Техника и науки Огромные пирамиды строились по заранее подготовленным планам и расчетам архитекторов. Размах строительных работ требовал предварительных вычислений в крупных цифрах. В связи с этим развилась система знаков для обозначения чисел 1, 10, 100, по десятичной системе до 10 000 000. Египетские астрономы изучали небо и составляли перечни звезд по их взаимному расположению. Египетский календарь был солнечным, путем наблюдений в течение ряда лет было установлено: момент совпадения восхода солнца и Сириуса повторяется через 365 дней, и отсюда установили год в 365 дней. Разделили его на двенадцать месяцев, в месяце зо дней и добавочных 5 дней в конце года на праздники. Но такой год отставал от солнечного года на 6 часов, и потому с течением веков календарь Египтян расходился с обычным и выравнивался только через 1460 лет. В последствии Египетский календарь был заимствован в Риме Юлием Цезарем, он ввел в него усовершенствование установив високосные годы в 366 дней на каждые четыре года. Значительных успехов достигли Египтяне в медицине. Обычай бальзамирования трупов, их вскрытие дал возможность изучить анатомию человека. Это обстоятельство в свою очередь дало основу развития физиологии и научной медицины. Египетские врачи искали причины болезней в изменении кровеносных сосудов. История древнего Египта как самостоятельного государства прекращается в 528 году, когда он был завоеван Комбизом и с тех пор на долго утратил независимость. Финикия Это узкая прибрежная часть Сирии. Здесь в древности было расположено до 10 приморских городов. Города были заселены одним и тем же народом. Греки называли его финикянами. Славились они как торговцы и мореплаватели, а их искусство и культура восходят ко II половине четвертого тысячелетия до н. э… Предками финикян были племена в южных областях Палестины. Они разделялись на ряд общин близко родственных с арабскими эдомитянами и с израильскими еврейскими племенами. Во второй половине IV тысячелетия племена стали переселяться в северные районы вдоль берега Средиземного моря. Эти племена основали города: Гебал, Сидон и Угарит. Первым царем был Керет в Си-доне, Он имел свое войско, но поскольку финикийские царства не объединились в одно государство у каждого города был свой правитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Между тем в любительских построениях гипотезы о переходе одних значений в другие не знают практически никаких ограничений. Здесь следует принять во внимание то, что людям вообще свойственно быстро и без затруднения придумывать некую возможную связь (или возможную ситуацию взаимодействия) между почти любыми двумя случайно оказавшимися в соседстве понятиями. Например, люди без труда справляются с заданиями типа «Придумайте словосочетание или фразу, где участвуют два слова, которые вам сейчас будут указаны». Эти слова могут быть из чрезвычайно далеких друг от друга семантических сфер, например: дурак и остановка, брать и солёный. Без долгих размышлений люди дают ответы вроде: Дурак говорит без остановки; Беру соль из солёного моря. Читатель легко может устроить себе самому подобный тест и убедиться в том, что практически невозможно найти такие два слова, для которых сочинить требуемую фразу не удалось бы. В силу этой способности человек нередко переосмысляет непонятное слово (например, иностранное), «подправляя» его так, что в нем начинают звучать понятные ему морфемы и тем самым слово приобретает для него (хотя бы частично) некоторую внутреннюю мотивированность. А смысловая связь с общим значением слова примысливается тем же способом, как в указанном выше тесте. Это так называемая народная этимология. В некоторых случаях народная этимология проникает и в общенародный язык. Например, древнее слово близозорокий (буквально: «обладающий близким зрением», от зорокъ «зрение», ср. зракъ, про-зрач-ный) со временем фонетически упростилось в близорокий (в силу утраты одного из двух одинаковых слогов зо). В этой новой форме элемент рок- был уже непонятным, и говорящие часто заменяли его на понятное рук- от рука; в результате слово получило вид близорукий. Ясно, однако, что «обладающий близкой рукой» – это бессмыслица, причем никак не связанная с общим значением зрения лишь на близком расстоянии (которое у слова, конечно, сохранялось). Поэтому здесь возникло другое осмысление, приблизительно: «видящий близко, лишь на расстоянии своей руки». И поныне русский человек, если попросить его объяснить, почему данное свойство называется близорукостью, обычно предлагает примерно такое осмысление.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

При помощи всех этих данных, Кэмпелл дешифрировал хеттейские иероглифы, прочитал и объяснил текст надписей Эмафа, Джерабиса, Мераши, вавилонского сосуда. Те результаты, к которым он пришёл, весьма значительно отличаются от результатов Сэйса, Менана, Болла и Кондера. По системе Кэмпбелля хеттейские иероглифы имеют значение силлабическое, обозначая один, реже – два, и ещё реже – три слога. При этом один и тот же иероглиф по Кэмбеллю может обозначать иногда два (например, мата), иногда – один слог (ма); с другой стороны, один и тот же слог, например, са, ка, та и др., может быть обозначаем разными иероглифами. Должно заметить, что усвоенное Кэмпбеллом хеттейским иероглифам произношение большей частью различается от произношения их у Сэйса-Менана и Кондера. Так, иероглиф, произносимый Сэйсом-Менаном Санду 52 , Кондером – у, Кэмпеллом читается п; иероглиф, произносимый у Сэйса-Менана – сис, у Кондера – ре, Кэмпбеллом читается то; иероглиф произносимый Сэйсом_Менаном khattu, Кондером – зо, Кэмпбеллом читается те и т. д. Установив за иероглифами определённое силлабическое значение, Кэмбелл соединяет обозначаемые ими слоги в отдельные слова, смысл и значение которых, а равным образом и их грамматический склад, определяется при помощи японского и баскского языков. По словам Кэмпбелла, хеттейский язык, как в грамматическом, так и в лексическом отношении, имеет сродство с акадским или древне-туранским языком Халдем, хотя и отличается от него. Акадский язык принадлежит к семейству угро-финских языков, а хеттейский, как он является в надписях Эмафа и Кархемыша, по Кэмпбеллу принадлежит к неклассифицированной группе языков, которую он называет китайской. Вследствие влияния на язык хеттеев Западной Азии со стороны смежных семитов, в надписях Эмафа и Кархемыша встречаются семитские слова. Сообразно своей теории о значении хеттейских иероглифов и языке хеттеев, Кэмбелл предлагает обстоятельное дешифрирование, перевод и исторический комментарий надписей Эмафа, Джерабиса, Мераши и надписи на вавилонском сосуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

На среднике одной из сторон хоругви 476 , фоном для которого служит поздний малиновый репс, по голубой камке (видной в местах утраты шитья) изображено Явление ангела Пахомию Великому и стоящие по сторонам Никола и Никита Новгородский. Все фигуры одного размера, вытянутых пропорций, с маленькими головами, кистями рук и ступнями ног. Ангел стоит справа, чуть повернувшись к Пахомию, на нем – темно-коричневая монашеская мантия с голубым куколем на голове, таким же парамандом и песочного цвета хитон. Правой рукой он указывает на свой куколь, в левой держит развернутый свиток. Пахомий изображен почти в профиль, в одежде песочного цвета, с бородой и спадающими до плеч седыми волосами, на фоне черной пещеры, ноги его босые. Стоящий за ангелом новгородский епископ Никита правой непокрытой рукой прижимает к себе Евангелие; левой, поднятой к груди, благословляет. Никола также с поднятыми к груди руками: одна с молитвенным жестом, другой, покровенной, он держит на плате книгу. Оба в крестчатых фелонях, с непокрытыми головами. Личное шито тонким слабо-крученым шелком песочного цвета «в раскол», почти везде в одном направлении, без оттенений. Черты ликов топко «прорисованы» коричневым шелком. Также «в раскол» шелками шиты одежды ангела и Пахомия и детали на изображениях святителей (голубой фон под крестами на фелони Никиты, малиновая подкладка фелоней и обрезы книг, разноцветные камни на епитрахилях, коричневая обувь, зеленые позёмы, черная пещера). Все нимбы, фелони и другие части одежды святителей, оклады книг шиты прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими прикрепами (швы – «рядки», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», «городок», «рядки»). Все фигуры и позём по контурам прошиты позднее шелком песочного цвета тамбурным швом. Так же выполнены надписи на фоне над фигурами: вис аглъ г(с)днь с.никита. На каймах, обрамленных с двух сторон серебряными полосами, по голубой камке золотной нитью вязью с большим количеством надстрочных букв и лигатур вышиты надписи. На нижней кайме: лт, зо=1562] го здлана бы хрюго(в) в пречстиую на соловки старце(м) На верхней и боковых каймах: ви агглъ г(сд)нь пахомию и гла(с) емоу же ты себе оустрави бе чину//оубо сди зд в пещер сеи оубо собери оны че(р)нони(з)ца и живи с ни(ми) бо бра(зу)//иже ти а(з) да(м) и тако и(м) зако(н) оустави и да(в) ему (д)шицю мдну в не(и) же б//написано. В углах кайм шиты прямоличные херувимы и серафимы. Около них сохранились древние надписи золотной нитью: херувим (дважды), сераи(м) (дважды). К древним каймам пришиты каймы желтого репса, натянутые на железную раму с двумя железными петлями сбоку. Внизу пришиты три такие же лопасти с серебряной бахромой. Подкладка из штофа с вытканными разноцветными букетами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Мы взявше его к нашей руце з особливое ласки нашее дали есьмо и вечне даровалы и записали сим нашим привилеем князю Констянтыну и его кнегини и их детям и напотом будучим счадком замок Степань з мистом из их бояры и слугамы путнымы, с мишканцы и з данники, людьми таглыми, с селы боярскими, зо всим правом и паньством, и властностию, ничего на нас и на наши наследники не оставляючи. Сталося и дано в Берестьи на вельском сейме, лета Божого тысяча пятьсот перваго надесять месяца Юня 18, Индикта 14 (Метрик. Литов. 194, стр. 740). Волын. Еп. Вед. за 1882 г. 35, стр. 1129–1130. Местечко Степань упоминается в акте от 1564 года 15 апреля в жалобе Степанского наместника княгини Беаты Острожской пана Станислава Киницкого о том, что когда его сын вёл в м. Степань пойманных им двух цыган, обокравших Степанского крестьянина, то урядник князя Константина Острожского пан Богдан Патрикий, напав на него с толпой слуг, отбил этих цыган и нанёс многим из дворни княгини Беаты тяжкие раны и увечья. Ещё оно упоминается в акте Луцкого гродского замка от 1564 года 8 июня в жалобе слуги князя Константина Острожского на Степанского урядника княгини Беаты Острожской о нанесении побоев Степанским мещанам, подданным князя, и грабеже их имущества (Опись актовой книги Киевского центрального архива – 2,038, стр. 10, п. 18, и стр. 15, п. 10). Ещё оно упоминается в акте от 1566 года в заявлении господаря дворного Маска Шпаковского о вручении им позва к корол. суду жене Познанского воеводы Гальшке «Лукашовое, з Кгурки», урежд. кн. Острожской, по делу её с маршалком дворным Евстием Воловичем и мног. друг. о праве владения гор. Степанем (Опись – 2,040, стр. 11, пункт 33). Ещё оно упоминается в акте от 1568 г. февраля 17 в жалобе урядника кн. Константина Острожского пана Богдана Радогосткого о нанесении побоев княжескому тиуну и мещанам в м. Степани урядником Серадского воеводы Альбрехта Ласка. Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 17 февраля в жалобе еврея Мошка Мисяновича о захвате его дома и имущества в м. Степани урядником Луцкого каштеляна Михаила Козинского. Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 19 февраля в жалобе королев. дворянина Станислава Краевского о грабеже его вещей и денег, находившихся у еврея Мошка Башковича в м. Степани урядником Серад. воеводы Альбрехта Ласка (Опись актовой книги Киев. центр, арх. 2,042, стр. 5, пп. 48, 49 и 51). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 28 ноября в жалобе Серадского воеводы Альбрехта Ласка о сожжении его поташного завода в Степанском лесу, грабеже одежды, съестных припасов и орудий производства у его работников урядником и крестьянами Киевского воеводы князя Константина Острожского (– – Там же, стр. 36, пун. 421).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Также Король Сигисмунд Август все сие утвердил на Генеральном Сейме в Люблине 1566 г. Июля 15, а Владислав IV 1634 г. Октября 12. во Львове; также и Митрополит Михаил Рогоза на Синоде Брестском 1590 г. Июля 20 следующими словами: овшем (обаче) то им нынешним Листом подтвержаем и змоцняем: (уполномочиваем), мают они Крылошаны помененые (упомянутые) Львовские Закону святого Греческого и по них потомкове их, тых свобод, прав, вольностей своих от предка нашего и Его Королевской Милости, также и от нас им наданых оных ужываши (употреблять) объясняючи то, иж гды (когда) Владыка будь теперешний, альбо и напотом колижколвек (когда-либо) будучые Епископы з сего света зойдет (сойдет), будут вольны оны Крылошане весполь (обще) з Паны Земляны, з Паны Мещаны Львовскими сию Епископию зо всеми ей доходами и скарбы (сокровищами) церковными з часу зоистия (смерти) Епископа Львовского в моць (во власть) свою взяти, ужывати аж до року зупольного (целой год) никому не уступаючи, а выдержавши рок, Епископови нареченному, альбо и совершенному Владыце на он час, кому даст Бог , Галицкому и Львовскому зо всем в целости подати повинны будут: аде з доходов Епископских за держанья (во время владения) своего никому личбы (отчета) чинити не будут повинны. А если бы Епископ нынешний Львовский и по нем который Владыка будучий хотел сей привилей наш порушити, и то Крылошаном не полнити (не исполнять), да будет отлучен от Отца и Сына и Святого Духа проклят, и по смерти не разрешен; тожде имеет клятву Св. Отец Вселенских Седми Соборов И на тое дали есмо тым Крылошаном Львовским сей наш лривилей на пергамине писаный, а на твердость тоей речи (дела) до сего привилея нашего печать привесити есмо велели и рукою нашею власною (собственного) подписали. Писан в Бересте на Соборе нашем, року по нароженью Исуса Христа Сына Божия 1590 месяца Июня 20 дня. – Засим следуют подписи Михаила Митрополита и Епископов Кирилла Терлецкого, Луцкого и Острожского, Мелетия Хрептовича Володимирского и Брестского, Леонтия Пельчицкого, Пинского и Туровского, Дионисия Збируйского Хельмского и Бельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

955 – Олга крестися. 958 – Baroniusz зде полагает крещение Олги. 987 – В велик минеи четье в маю л. 304 написано в слове на пренесение мощем сс. страстотерпцев Глеба и Бориса, же в сие лето крестися Владимер и вся Рус. 988 – Зде крестися святыи Владимер по согласному всех летописов российских разумению, at Baroniusz kreszenie Rusi kladnie roku 1008. 989 – С. Нестор зде крещение рускиа земли полагает et sic bene. Ст. Владимир крестися сам прошлого году в Херсоне, а потом вернувшися крестил в сем году Россию. 1010 – Преставися Авраамий Ростовскии. 1016 – Синопсис печерский: зде преставися св. Владимир пишет лист 88, котории цитует Стриковски л. 190, sed non veraciter (Дальше много пустых годов). 1238 – Князь Михаил Всеволодович в Киеве послов Батиевых побил, а сам до Венгер утекал. 1248 – Батии убиен. 1300 – Secret magnesa kamienia odkryty roku 1300 vide Gwiazda Morska Jacka Liberiusza f. 63. 1375 – Стефан пермскии пермскую азбуку сложил. 1378 – (О изобретении пороха). Некий немец то изобрете ut testatur летопис Киевопечерскии. 1440 – Типографское художество вынайдено в немцах, Buccelinus testatur. 1569 – (Известие о еретическом катихизисе Буднаго). 1637 – Кумейщина была за гетмана козацкого Павлюка. Тогда ляхи козаков напал били и воина почалася. 1650 – Я, грешнии иеромонах Димитрии, родихся от родителеи христианских Савы и Марии, законним браком сочетанных во граде Макарове, седмь миль от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святим просвещен месяца декаврия. Того року была воина Радивилова и Киев спален. (Сбоку Non hic sed inferius id est). 1651 16 – Тут родився и тут была воина Радивилова. А иншии сказуют, же воина Радивилова была 1650 року, що если так было, то и я грешнии родився 1650 году гдыж кметне (?) не иначе.. яко в Радивилщину в Филипов пост. 1652 – Мор албо поветре было великое. 1653 – Богдан Хмелницкии подался благочестивому цару Московскому зо всею Малою Россиею и воиском Запорозким (л. 126 об.). 1654 – На Дживиполю ляхов козаки збили. 1657 – Пушкара Выговскии збил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Необходимо при этом отметить общую русским подвижникам черту – их заступничество за слабых, за угнетенных и обездоленных в светском общежитии. Это так называемое «печалование» за «меньшую братию», за «младшую чадь» и даже за осужденных, «опальных», установившееся с древнейших времен... 339 / Особый вид заступничества – за подневольных, за рабов и холопов, от насилия и жестокосердия господ их... 340 Опаснее было «печалование» за провинившихся или попавших в немилость государственных людей, либо за целые города. Однако и перед этой задачей не отступали русские подвижники». Имена Феодорита Соловецкого, блаженного Николы Салоса, святителя Филиппа, митрополита Московского, – все трое «печальники земли Русской» пред Иваном Грозным, – кажется, всем известны. «Сколько раз, когда, по словам современников, «до облак вздымавшаяся буря» междоусобий переходила в кровавые преступления, из уст подвижников раздавался то жалостный, то грозный призыв к враждующим «престати от таковаго безумия» и вернуться «к любви светоносной»?!.» Опуская славные имена Алексия, митрополита Московского, преп. Сергия Радонежского, напомню только зо митрополите Ионе, игумене Кирилло-Белоезерского монастыря Трифоне, Мартиниане Ферапонтовском и Михаиле Клопском, которые «сломили смуту неукротимого Шемяки, обличая его «дьявольское самомнетельство и желание братоубийственного самоначальства» 341 ...Воистину геройской смелости достигала нередко эта проповедь мира! Юрию Дмитриевичу, возмутившемуся против великого князя, преп. Григорий Пельшемский говорит открыто: «Не по Божьему строению хощеши власть прияти: примеши здесь укор и досаду и неустроение, поношение, и раны, и бесчестие с чады своими, а онамо – суд!..» Будучи очевидцем ужасов шемякинской смуты, идет к князю и говорит ему, не боясь: «Неси ли чел [т. е. читал], княже Димитрие, Божественнаго Писания? Без милости суд не сотворшим милости [ Иак. 2, 13 ]!.. Дела твориши поганская...» 342 / ...Таково воздействие подвижников на власть. Смотрите, каково оно на толпу! В 1359 году «диаволу, действующу по совету лихих людей, бысть мятеж силен в Новегороде... и сеча бысть... и стояша три дня между себе... И съеха владыка Моисей из монастыря... и благослови и рек: «Дети! не доспейте себе брани, а поганым похвалы, а святым церквам и месту сему пустоты; не сступитеся биться!» И прияша слов его, и разидошася» 343 . И много, много таких случаев, еще более разительных 344

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010