Исходным пунктом для отрицания возвращения иудеев при Кире Костерс избирает свидетельство пророков Аггея и Захарии. По обычному представлению эти пророки принадлежат к послепленной эпохе иудейской истории, следовательно, в их писаниях мы естественно имеем право надеяться найти указание на возвращение иудеев при Кире: «если при Кире действительно возвратилось в Палестину более 40000 пленников, то мы могли бы ожидать, что Аггей и 3ахария хотя единственный раз укажут на это событие, имеющее столе важное значение для истории их народа; однако этого нет» 256 . Сами обозначения этими пророками народа «народ сей» ( Агг. 1:2,12; 2:14 ), «прочий народ» ( Агг. 1:12,14 ), или вместе ( Зах. 8:6,12 ) указывают, по Костерсу, на народ, как оставшийся от плена, а не на возвратившийся из плена. Встречающееся же у пророков наименование народа ( Агг. 2:4 ; Зах. 7:5 ) говорит также за то, что во время этих пророков еще не было gola в Палестине, потому что тогда название am haarez не могло бы служить обозначением возвратившегося народа, так как это наименование применялось по возвращении иудеев лишь к народам языческим. Пророки также называют народ «Иудою» ( Зах. 2:12 ) или «домом Иуды» ( Зах. 8:19 ) и никогда «Израилем». Только у Зах. 8:13 говорится о народе, как «доме Иудине и доме Израилеве», но это место, очевидно, интерполировано. «Но всяком случае», – заключает Костерс, – «имена, которыми пророки называют строителей храма, не говорят за существование gola среди их слушателей» 257 . Второй ряд доказательств против возвращения иудеев из плена ко времени служения пророков Аггея и Захарии Костерс черпает из того обстоятельства, что упомянутые пророки не полагают различия между оставшимися от плена в стране и возвратившимися на родину своих отцов, что необходимо должно бы иметь место, если бы факт возвращения при Кире был историческим фактом. Между тем мы не видим у пророков какого бы то ни было различия в обозначении ими народа, очевидно, что и возвращения еще не было, тем более, что черты социально-экономической жизни народа, указываемые пророками, скорее приложимы к населению давно оседлому в стране, а не пришедшему недавно: жители занимаются земледелием, владеют виноградниками, имеют дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, так как не в великолепии храма имела открыться слава Мессии, а, напротив, слава второго храма должна была заключаться именно в том, что в него имел прийти Мессия; то Господь, в утешение неразумно скорбевших иудеев, и возвещает через св. пророка Аггея, что, по прошествии некоторого и, притом, очень короткого времени, Он потрясет и небо, и землю, и все народы, и целый мир; тогда все народы, что только будут иметь драгоценного, принесут в Иерусалим, – тогда и этот дом, хотя он слишком незначителен в сравнении с прежним, прославится так, что слава его будет больше славы первого храма; потому что мир дам на месте сем, говорит Иегова воинств ( Агг. 2:6–9 ), – тот всеобщий ненарушимый мир, при котором пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложа исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла ( Ис. 11:6–9 ; сравн. Ос. 2:18 ; Мих. 4:4 ; Пс. 45:10 и друг.). Следовавшее, по порядку времени ( Зах. 1:1 ; сравн. Агг. 2:1, 10 ), за пророчеством Аггея о славе второго храма откровение св. пророку Захарии было, в то же время, продолжением пророчества Аггея и по самому содержанию своему. Именно к пророчеству Аггея о новом блаженном времени, Захария присоединяет увещание о том, что тогда иудеи должны будут и поступать не так, как поступали отцы их, – но, смотря на суд Божий, который постиг отцов их за непослушание, должны будут позаботиться о собственном обращении к Богу ( Зах. 1:2–6 ). Это увещание подтверждает и Аггей, обращая внимание современников на их собственный опыт, то есть, что и сами они за небрежность в построении храма уже навлекли на себя суд Божий ( Агг. 2:10–19 ). Посмотрите внимательно, как бы, так говорит пророк, как все пошло у вас с тех пор, как вы ревностно стали продолжать строение храма. Хлебный запас истощился весь, виноградные лозы и плодовые деревья не приносили доселе ничего; но отныне, вместо бывшего доселе бесплодия, наступит плодородие 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Из рассмотрения, далее, наименования пророками народа ( Агг. 2:4 , Зах. 7:5 ) также не следует необходимого заключения об отсутствии gola в Палестине во время этих пророков. Ход суждении Костерса в данном пункте такой: у Ездры и Неемии в свидетельствах, относящихся к оседлости gola в Палестине, именем haam haarez обозначаются языческие народы, а возвратившиеся именуют себя gola; у пророков же такого разграничения мы не видим, и am haarez относятся этими пророками к иудеям, следовательно, заключает Костерс, во времена пророков gola не было. Принимая во внимание сравнительно незначительный промежуток времени, отделяющий пророков Аггея и Захарии от прихода gola Ездры в Палестину, мы едва ли можем допустить, чтобы термин haam haarez, означавший народ иудейский, так внезапно или, по крайней мере, очень быстро получил совершенно противоположное значение для выражения наименования языческих народов. Но так как в кн. Ездры и Неемии am haarez на самом деле обозначает иноземные народы ( 1Ездр. 10:2,11 ), от которых истинный Израиль должен отделиться, то сам аргумент Костерса, по замечанию Гуанаккера, «клонится скорее к тому, чтобы мы признали за вероятное, что пророки относят этот термин к язычникам, а не израильтянам» 270 . Но это выражение у пророков ( Агг. 2:4 ; Зах. 7:5 ) в указанных местах бесспорно употребляется в применении к иудеям, отсюда, конечно, мы вполне можем приписать этому наименованию более узкое значение, как это и видно из контекста. Гуанаккер на основании свидетельства книги Царств о применении наименования am haarez к жителям иудейских провинций в противоположность обозначения народонаселения Иерусалима делает заключение, что и пророки Аггей и Захария в указанных местах оттеняют жителей провинций – простой народ – от его сановных представителей: «князей, знатных и священников» 271 . В самом тексте стихов Агг. 2:4 ; Зах. 7:5 бесспорно, нужно сказать, существуют некоторые данные к подобному предположению Гуанаккера. Теперь перейдем к указанию Костерса на то, что у пророков Аггея и Захарии народ называется «Иудою» ( Зах. 2:12 ), «домом Иуды» ( Зах. 8:19 ), но никогда Израилем; если же это последнее наименование мы и встречаем у Захарии ( Зах. 8:13 ), то оно, вероятно, интерполировано; это выражение, рассуждает Костерс, Велльгаузен даже опускает в сделанном им переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков круг главных идей небольшой по объему книги пророка Аггея (38 стихов в обеих главах ее). Она состоит из четырех речей, точно датированных по времени произнесения. Первая речь гл. I Агг.1:1–11 произнесена была в первый день (в праздник новомесячия) 6-го месяца (Элула) 2-го года царствования Дария Гистаспа. В ней пророк вскрывает действительную причину остановки в постройке храма и показывает ее несостоятельность, настоятельно требует возобновления работ по постройке храма, указывая при этом на переживаемые народом в настоящем и возможные еще в будущем бедствия, как на проявление гнева Божия за пренебрежение делом Божиим. Речь сопровождается историческим примечанием, Агг.1:12–15 , о благоприятных следствиях первого выступления пророка: возобновлении постройки храма. Вторая речь, Агг 2.1–9 , датирована 21 днем 7-го месяца (Тисри) того же года (в 7-й день праздника Кущей) и содержит увещание – бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ее бедностью и недостатком средств доставить новому храму благолепие первого, Соломонова храма; затем показывает те высокие духовные блага – милости завета Божия и благодати присутствия Иеговы, а затем и Мессии, – которые присущи будут новому храму еще в большей степени, чем первому. В третьей речи, Агг 2.10–19 , произнесенной в 24-й день 9-го месяца (Каслева) того же года, пророк для поддержания ревности строителей храма указывает на то, что без храма, в котором люди получают очищение и освящение, все были нечисты, самые жертвы были не угодны Богу, и Бог в гневе Своем наказывал людей неплодородием земли; но когда иудеи показали уже ревность свою к устройству храма, Господь возвещает Свое благословение народу и все духовные и материальные, блага, которые оно приносит людям. Последняя, четвертая речь, Агг 2.20–23 , произнесенная в тот же день, как и предыдущая, обращена собственно к Зоровавелю, и возвещает ему, как потомку Давидову и верному и покорному рабу Иеговы в деле построения храма, целость, сохранение и благосостояние под особенным покровительством Иеговы в то именно время, как произойдут великие политические перевороты и мировые катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Прежде чем были положены основания дома Божия, и был создан храм, не было награды людям и платы за работу скота, и вследствие напастей и притеснений не было покоя ни входящим, ни выходящим, и все люди были в раздорах от враждебной ненависти. Ныне же, когда основания дома Божия положены и храм устроен. Я не буду уже поступать с возвратившимися из Вавилона, как прежде, но повсюду будет мир и радость; будущее изобилие вознаградит [их] за засуху и голод прежнего времени. Ибо виноград даст плод свой, и наполнятся все точила; земля покроется веселящей взоры жатвой, и все станет расти от изобильной дождевой влаги и ночной росы. Все это Я дам во владение остаткам народа Моего, ибо основания дома Божия положены, и храм отстроен. То же самое говорит и пророк об этом времени, – говоривший прежде: Я поразил вас ветром жгучим, и желтухою, и градом все дела рук ваших, – после основания храма: Устремите сердца свои от дня сего и на будущее от двадцать четвертого дня девятого месяца: от дня, в который положены основания храма, устремите сердца свои. Разве еще нет семени в ростке? И не дали ли еще цвета виноград и смоковница, и грановитое дерево, и масличное дерево? От этого дня Я благословлю [их] и снова подвигну небо и землю ( Агг.2:18–19 ). Скажем и иначе, следуя начатому толкованию в отношении к Церкви. Прежде чем кто-либо примет веру Христову, и прежде чем будут положены в нем основания Духа Святого, никто не может услышать: «За дело твое есть награда». Будет ли он Иудей, еретик, или язычник, он не будет иметь награды за свое доброе дело. Мы видим девственниц у еретиков, строгость у философов и воздержание Иудеев от разного рода яств; и, однако, мы говорим [или: говорится], – соответственно словам Аггея, – что они едят и не насыщаются, пьют, но не напиваются вдоволь, покрываются одеждой, но не согреваются, а тот, кто скопляет заработанную, плату, бросает её в дырявый мешок ( Агг.1:6 ). А по принятии веры Христовой, и те и другие, – бывшие грешниками в Церкви и вследствие множества грехов преданные пленению мира сего и сожженные огнем Вавилонским, – услышали проповедь Господа: Дух Господа на Мне, посему Он помазал Меня: благовестить нищим послал Меня, проповедать пленным отпущение, слепым, что они будут видеть, и исцелить сокрушенных сердцем ( Ис.61:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так, конечно, он и должен был сделать. Вот он и пытается дать исчерпывающую характеристику той исторической обстановки, в которой протекала жизнь Аггея, потому что «пророческое слово вполне соответствовало событиям и обстоятельствам известного времени» (Св. Кирилл Александрийский ). На стр. 30–48 характеризуется социальное политическое состояние эпохи пророка Аггея; почти столько же страниц (48–65 стр.) наш автор аккуратно уделил религиозно-нравственному состоянию иудеев этой эпохи. Вообще равномерность в распределении материала, соразмеренность частей сочинения могут быть поставлены в заслугу о. Виноградова. Что же касается до содержания этих подразделений второй главы, то, не находя нужным здесь возражать что-либо по существу, мы думаем, что этой главе не хватает цельности впечатления; за то в ней много очень значительных штрихов собрано (хотя это – далеко не все, что следовало бы сделать автору) для характеристики эпохи Аггея, и рецензент предпочитает трактацию о. Виноградова трактации г. Поповича. Далее, в главе III, автор рассматривает книгу пророка Аггея, как литературный памятник. Он излагает содержание книги, указывая её главный предмет и цель на- – 686– писания; затем трактует об особенностях изложения книги пророка Аггея, об её языке. Здесь автор, по-видимому, остается всецело во власти своих пособий, с голоса которых говорит, удачно объединяя в гармоничное целое их отдельные, по большей части случайные замечания и общие фразы. На стр. 78–98 о. Виноградов говорит о неповрежденности, подлинности и единстве, подлежащей его изучению священной книги. Довольно быстро расправившись с взглядами на Агг. 1, 15 – Sellin’a, Rothstein’a и Klostermann’a, наш автор сосредоточивает свое внимание и усердие на посильном анализе и критике гипотезы Andre относительно Агг. 2, 10–19 . Здесь о. Виноградов постарался разобраться с возможною тщательностью, здесь же он держится смелее и, хотя ищет опоры своей критики у Marti и некоторых русских ученых, но все же поднимается до собственных, сильных критических замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И увеси и уразумееши: от исхода словесе, еже отвещати (о возвращении народа) и еже соградити Иерусалим (с евр. — знай и разумей: от издания повеления ο восстановлении Иерусалима), даже до Христа Старейшины (‘Ηγουμνου — Вождя; ср. Иез 44, 3) седмин седмь, и седмин шестьдесять две (т. е. всего пройдет шестьдесят девять седьмин): и возвратится (народ), и соград и тся стогна и забрала, и истощатся л е та (обстроятся улицы и стены, но в трудные времена). И по седминах шестидесяти двух потреб и тся (предан будет смерти) пом а зание (χρομα вместо Χρστος, евр. Мессия), и суд не будет в Нем (т. е. хотя и не будет в Нем никакой вины; ср. Ис 53, 8–9): град же и святое (святилище, т. е. храм) разсыплется со Старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати сокращенные чином, погибельми (т. е. потом град и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и истребятся, как потопом, и до конца войны предопределены опустошения). И утвердит завет (т. е. новый) мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние (т. е. совершится отменение ветхозаветных жертв и приношений), и во святилищи (храме) мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение (т. е. близ крыла или кровли храма будут поставлены мерзости опустошителя, и даже до кончины времени передастся т. е. храм вместе с градом опустения). Под седьминами в пророчестве разумеются седьмины лет, т. е. круг субботнего года — семилетия (Быт 29, 27; Лев 25, 3–5), следовательно, семьдесят седьмин составляют круг времени (70х7 л.) в 490 лет. Счисление седьмин должно начинать с того времени, как вышло повеление ο восстановлении Иерусалима (25 ст.). Пророки Аггей и Малахия возвещали, что Желаемый или Чаяние всех языков придет во второй иерусалимский храм, почему велия будет слава храма сего последняя паче первыя (Агг 2, 6–10; Мал 3, 1). Наконец, пророки с чрезвычайной подробностью предвозвестили многие частные обстоятельства жизни Мессии и Его служения. Так, они предсказали, что Ему будет предшествовать Предтеча, уготовляющий путь (Ангел Его, пророк Илия — у Мал 3, 1; 4, 5; Глас вопиющего в пустыне — у Исаии 40, 3–5), что Он будет творить чудеса (Ис 26, 19; 35, 3–6), совершит кроткое и смиренное вшествие во Иерусалим на жребяти (Зах 9, 9), будет предан за 30 сребренников (Зах 11, 12–13), ученики Его рассеются, как овцы без пастыря (3ах 13, 7), Его прободут гвоздями и копием (12, 10; 13, 6; Иер 11, 19), смерть Его будет сопровождаться великими знамениями в природе — солнце померкнет и потрясутся основания земли (Ам 8, 9; Агг 2, 7; сн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Чтобы яснее представить эту разность в Божиих отношениях к Израилю, пророк еще раз бросает свой взор на прошедшее время и потому предлагает своим слушателям два пункта, с которых они должны обратить свое внимание на положение вещей; «возьмите еще, – говорит пророк, – во внимание ваше время от этого дня и далее вперед, время от сего двадцать четвертого дня девятого месяца», но при этом обратите внимание ваше и на время прошедшее, и именно «от того самого дня, когда храм Иеговы был основан (при Кире), возьмите во внимание ваше». И что касается этого прошедшего времени, то при взгляде на него ясно видно Божие на нем неблагословение. «Есть ли еще в житницах зерна? И доныне ни виноградная лоза, ни смоковница, ни граната, ни масличное дерево не приносили плода» 6 . А что же «касается до времени предстоящего вам, начиная от двадцать четвертого дня девятого месяца: то от сегодня, Я, – говорил Бог , – буду посылать благословение», за тем, чтобы снова наступили плодоносные времена, когда и поля и деревья будут приносить обильные плоды ( Агг.2:10–19 ). Чтобы понять смысл этого обетования во всей его широте, для этого надобно принять во внимание то положение, какое Зоровавель занимал в обществе израилевом, возвратившемся из плена. Ибо, что обетование касается не его индивидуальной личности, а его собственно должностного положения, то это можно заключать уже из того, что обещанное Зоровавелю особенное благоволение Божие должно исполниться по низвержении престолов и силы всех царств языческих народов. В течение жизни одного человеческого возраста, следовательно и в течение жизни Зоровавеля могло совершиться падение того или другого царства, но никак не падение всех царств и затем еще приход всех язычников ко храму Господню для наполнения и прославления его своими сокровищами ( Агг.2:7 ). Зоровавель был поставлен персидскою властью правителем и вождем Иуды и на эту должность без сомнения был избран, потому что он был князь Иуды ( 1Ездр.1:8 ), и как сын Шеалтиилов был потомок из рода Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

VI. Конец Чтоб поощрить к возобновлению храма; а дабы в том успеть, то 1) обещает благодатное Божие присутствие и помощь. – 2) Понеже Иудеи думали, что сей храм не сравнится славою и красотою с первым, а потому и в созидании его ослабевали; то уверяет их, что сей храм превзыдет славою прежний. Агг.2:4,10 . Сие свидетельство касается до наступающего пришествия Мессии. Агг.2:7,8 . – 3) Показует Иудеям, что по причине нерадения их о строении храма до сего времени лишены они были Божеских щедрот, и что по начатии сего дела всякие благодеяния со изобилием им будут ниспосылаемы от Бога. Агг.2:19,20 . VII. Пророчества о Христе Иисусе Агг.2:7,8,10 . VIII. Разделение Сие пророчество разделяется на четыре видения. Первое видение, в котором содержится увещание о строении дома Господня, избежание от несчастий, послушание князей и народа. Агг.1 . Второе видение, которым Зоровавель в предприятии утверждается. Агг.2:1–11 . Третье видение, где созидающие надеждою благословения Божия поощряются. Агг.2:11–21 . Четвертое видение, которым Зоровавелю и его потомству обещается избрание. Агг.2 :21с до конца. VII. Места особливого примечания достойные Агг.1:6,10; 2:24 . § 46. О Книге пророка 3ахарии I. Надписание От имени писателя у Евреев Зехария, а у греков надписывается Ζαχριας, Захария. II. Писатель Захария. Зах.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит, воспоминание, или воспоминатель Божий, или Господь вспомянет. 2. Род. Отца имел Варахию и деда Аддо. Зах.1:1 . Чрез ссие родословие отличается он 1) от того, о коем упоминается в 2Пар.24:20–22 ; – 2) от того, который жил во время Иосии. 2Пар.26:5 ; – 3) от того, о коем упоминается в 1Ездр.8:3 . Сие родословие, самим Захарием нам преданное, непротивно тому, которое находится в 1Ездр.5:1; 6:14 , где говорится, что Захария был сын Аддов: ибо у евреев было в обыкновении родословия по степеням следующие исчислять, опустив иногда среднюю между ими степень, и сверх того все, которые находятся в нисходящих степенях, чадами называются находящихся в степенях восходящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Аггея I. АВТОР Аггей [евр. Хаггай, «мой праздник» или «праздничный» ] – один из трех пророков, живших в период после вавил. плена. О времени и месте его рождения ничего не известно. Он начал пророчествовать во второй год царствования Дария Гистаспа (520 до Р.Х.; Агг. 1:1 ). Вместе с пр. Захарией Аггей настаивал на возобновлении работ по восстановлению Иерусалимского храма, начатых после возвращения израильтян из Вавилона, но прерванных на несколько лет ( 1Езд. 5:1 ; 1Езд. 6:14 ). Призыв пророков был услышан народом, работы были продолжены, и по их окончании храм был освящен в 515 г. до Р.Х. II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ К.п.А. состоит из четырех частей: 1) Божий призыв побуждает возобновить работу по восстановлению храма; послушание Зоровавеля и израильтян ( Агг. 1:1–15 ); 2) пророчество о славе будущего храма ( Агг. 2:1–9 ); 3) обетование о том, что время суда над народом израильским закончится и на нем вновь почиет Божье благословение, но при условии, что народ будет жить в святости пред Богом ( Агг. 2:10–19 ); 4) пророчество о грядущем суде над другими народами и об избранности Зоровавеля ( Агг. 2:20–23 ). III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ Весть от Бога, переданная Аггеем точно и кратко, гласит: «Сначала думайте о Господе». До тех пор, пока израил. народ не будет от чистого сердца исполнять Божью волю, он не найдет успокоения даже на своей земле. Только после деятельного послушания исполнится обетование: «Я с вами» ( Агг. 2:4 ). Отсутствие рвения у народа к порученнной ему Богом работе по восстановлению храма является объяснением причины, почему Бог лишил Израиль благословения. И напротив, самозабвенно работающие ради Бога и Его Церкви, ради храма духовного ( Еф 2:19 и след.), и в самые тяжелые времена получат благословение, которое касается как материальной, так и духовной сферы ( Мф. 6:33 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010