Филипп Шафф (протестант) Глава VII. Церковь в катакомбах §82. Литература См. труды, цитируемые в гл. VI, особенно Garrucci (6 томов), и иллюстрации в конце этого тома. I. Более древние труды Bosio (Roma Sotterranea, Rom. 1632 ; сокр. издание P. Giovanni Severani da S. Severino, Rom. 1710 , очень редкое); Boldetti (1720); Bottari (1737); D " Agincourt (1825); Röstell (1830); Marchi (1844); Maitland (The Church in the Catacombs, Lond. 1847); Louis Perret (Catacombes de Rome, etc. Paris 1853 sqq. 5 vols., с 325 прекрасными иллюстрациями, но текст имеет небольшую ценность и устарел. II. Недавние труды Giovanni Battista de Rossi (главный авторитет по катакомбам): La Roma Sotterranea Cristiana descritta et illustrata, издана по указанию папы Пия IX, Roma (cromolitografia Pontificia), tom. I. 1864. Tom. II. 1867. Tom. III. 1877, in 3 vols. fol. с 2 дополнительными томами иллюстраций. Ожидается четвертый том. См. также его статьи в выходящем раз в два месяца «Bulletino di archeologia Cristiana», Rom. 1863 sqq., и несколько менее значительных очерков. Роллер называет Де Росси «le fouilleur le mieux qualifié, fervent catholique, mais critique sérieux» 547 . J. Spencer Northcote (каноник Бирмингема) and W. R. Brownlow (каноник Плимута): Roma Sotterranea. London (Longmans, Green & Co., 1869; второе издание, «переписанное и сильно расширенное», 1879, 2 vols.). Первый том посвящен истории, второй – христианскому искусству. Этот труд воспроизводит исследования командора Де Росси, с его согласия, и снабжен большим количеством хромолитографических иллюстраций и гравюр, с особым вниманием к кладбищу Святого Каллиста. Отдельный том о надписях см. далее. F. X. Kraus (католик): Roma Sotterranea. Die Rüm. Katakomben. Freiburg, i. B. (1873), second ed. 1879. Основано на Де Росси и первом издании Northcote & Brownlow. D. de Richemont: Les catacombes de Rome. Paris 1870. Wharton В. Marriott, В. S. F. S. А. (английская церковь ): The Testimony of the Catacombs and of other Monuments of Christian Art from the second to the eighteenth century, concerning questions of Doctrine now disputed in the Church. London 1870 (223 стр. с иллюстрациями). Обсуждаются памятники, имеющие отношение к культу Девы Марии, первенству папы и состоянию души после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕККАМ [Лат. и англ. Nequam; также Necham, Nekham, Neckam; рус. также Некам] Александр (08.09.1157, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия - 31.03.1217, Кемпси, графство Вустершир, там же), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. Жизнь и деятельность Дата и место рождения Н. устанавливаются на основе свидетельства в хронике XIV в., составитель к-рой утверждает, что Н. род. «в одну ночь» (eadem nocte) с англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце (1189-1199) и что мать Н. была кормилицей буд. короля. Сохранились сведения о том, что кор. Ричард впосл. назначил своей кормилице и няне Годиерне (Hodierna) ежегодную пенсию (см.: Hunt R. W. 1984. P. 1-2). Незадолго до смерти Н. включил в одну из поэм посвященный матери отрывок, в к-ром называет ее Годиерной (см.: Alex. Nequam. Suppl. defect. I 835-872). Т. о., вероятнее всего, речь идет об одном и том же лице. Имя отца Н. и род его занятий неизвестны. Nequam является не фамильным именем, а прозвищем, к-рое в такой форме стало употребляться еще при жизни Н., однако в наиболее ранних источниках и офиц. документах он чаще всего именуется «Александр из города святого Альбана» (Alexander de sancto Albano). По мнению Р. У. Ханта, лат. форма Nequam является исходной, а все проч. встречающиеся у средневек. авторов варианты - ее позднейшие искажения ( Hunt R. W. 1984. P. 17-18). Несмотря на весомость доводов Ханта, многие ученые следуют т. зр., обоснованной Дж. Ф. Уэджем, по утверждению которого, Nequam - это искажение первоначального фамильного имени Neckam или Necham, имеющего топонимическое происхождение (см.: Wedge. 1967). К наст. времени в зап. лит-ре наиболее распространенной и фактически стандартной стала форма Neckam (подробнее об аргументах см.: Cropp. 1991. P. 29-40). Начальное образование Н. получил в городской школе Сент-Олбанса. Преподаватели и ученики были тесно связаны с находившимся в городе одноименным аббатством, которое было основано на месте мученичества св. Альбана Британского (III-IV вв.) и к XII в. стало одним из наиболее знаменитых и богатых в Англии. По свидетельству Н., уже в начальной школе его успехи вызывали хвалебные отзывы наставников (см.: Alex. Nequam. Laus sapient. X 321-322), однако к.-л. подробности об этом времени неизвестны (см.: Hunt R. W. 1984. P. 2).

http://pravenc.ru/text/2564842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА) МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ (Картушин Михаил Поликарпович; 1859-1934), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕЛЕТИЙ I местоблюститель К-польского патриаршего престола в 1597-1598 гг.- см. ст. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский (1590-1601) МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_169.htm...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) Первым в ряду продолжателей «Чешской хроники» Козьмы Пражского стал анонимный вышеградский (Вышеград – город к юго-востоку от Праги) каноник, очевидно, близкий к чешскому князю Собеславу I, прославлению которого он посвятил немало усилий. Изложение охватывает период с 1126 по 1140 г., но статьи 1126–1130 гг. написаны по ходу событий, а блок за 1131–1140 гг. прибавлен позднее, ок. 1141 г. Издания: Cont. Wissegr. 1851. Р. 132–148; Cont. Wissegr. 1874. Р. 203–237. Переводы: На чешский язык: Cont. , Wissegr. 1874 (a latere); РРК. S. 17–59; на немецкий язык: Cont. Wissegr. 1895. Литература: См. библиографию: RFHMAe 3. Р. 657. В год от Воплощения Господня 1132-й. (...) [Прославление как чудотворца хильдесхаймского Годехарда, узнав о чудесах которого, многие устремились в Хильдесхайм 919 . Сильнейший пожар в Регенсбурге. Князь Собеслав 920 послал на помощь королю Лотарю, отправляющемуся в Рим 921 , 300 рыцарей.] Вратислав (Wratizlaus), князь (dux) части Моравии (Moravia), которая зовется Брненской (Brnenzco), сын Олдржиха (Dedalricus) 922 , взял жену из Руси (Rusia) 923 , красотою своей превосходившую греческую королеву Елену 924 ; она отличалась такой белизной лица, что красноватое сверкание золота отражалось в белизне ее кожи пурпурными отблесками. В том же году польский князь (dux Polonorum) 925 с бесчисленным войском двинулся в Венгрию (Ungaria), намереваясь, против желания венгров, возвести на трон сына Кальмана (Colmannus) 926 , изгнав короля-слепца по имени Бела (Bela) 927 . А мать названного юноши, будучи прогнана своим супругом, то есть королем Кальманом, когда была беременной, вернулась к отцу и родила там сына. Его-то польский князь и желал поставить королем над венграми, но Божий промысел разрушил его намерение. Король-слепец выступил навстречу ему со своим войском, и Болеслав (Bolezlaus) со своими, охваченный страхом, дождавшись ночи, пустился в бегство. Венгры преследовали его [и] с Божьей помощью многих перебили во время этого бегства 928 . Тем временем князь Собеслав (Sobezlaus), укрепившись милосердием Божиим и молитвами святого Вячеслава (Wencezlaus) 929 , в 115-е календы ноября 930 вступил со своим войском в Польшу (Polonia) 931 и всю часть той земли, зовущуюся Силезией (Slezsko), целиком предал огню. Еще он вывел оттуда с собой множество пленников с бесчисленными богатствами, а также немалые стада диких коней, и так, Божией милостью, с великой победой и ликованием вернулся на родину. [Второй поход Собеслава на Польшу в следующем, 1133, году]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОЛЛАРДЫ [Лат. lollardes; англ. lollards], представители еретического движения в Англии в кон. XIV - 1-й пол. XVI в., прежде всего последователи оксфордского теолога Джона Уиклифа († 1384), учение которого было осуждено Констанцским Собором (1414-1418). По одной из версий, название «лоллард» изначально имело уничижительный характер и происходило от голл. lollaerd - мямля, бормотун (от lollen - мямлить, бормотать). До того как это название стало применяться по отношению к последователям Уиклифа, в Сев. Германии и Нидерландах оно использовалось для обозначения представителей нек-рых католич. монашеских (прежде всего нищенствующих) орденов и полуеретических групп, занимавшихся проповеднической деятельностью (в т. ч. бегардов; см. ст. Бегинки ). В сер. XIV в. льежский каноник Ян ван Хоксем упоминал о деятельности таких групп, называя их Л. и возводя этимологию слова «лоллард» к словосочетанию «славящие Бога» (Deum laudantes). Самое раннее офиц. употребление термина в Англии относится к 80-м гг. XIV в. (письмо Вустерского еп. Генри Уэйкфилда от 10 авг. 1387). К сер. XV в. обозначение «лоллард» стало синонимично слову «еретик». Проповедь Дж. Уиклифа. 2-я пол. XIX в. Худож. У. Ф. Джеймс Проповедь Дж. Уиклифа. 2-я пол. XIX в. Худож. У. Ф. Джеймс Совр. исследователи спорят как о степени организованности Л. в рамках единого движения, о соответствии взглядов Л. учению Уиклифа, о численности Л. и их деятельности в англ. провинциях, о специфике воззрений Л. в зависимости от регионов, так и о роли Л. в подготовке англ. Реформации. Существует определенный набор представлений, к-рый обычно ассоциируется с Л.: они признавали только авторитет Библии (для лучшего понимания библейских текстов требовался их перевод на англ. язык - см. ст. Библия (Переводы на английский язык)), подчеркивали значимость личного благочестия, избранности человека перед Богом, отвергали предание Церкви и мн. элементы католич. вероучения (учение о пресуществлении при Евхаристии, целибат, обязательную исповедь, почитание икон и мощей святых), критиковали католическое духовенство и говорили о недопустимости для клириков и монахов владеть личным имуществом.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XVII Иоанн XVII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) Иоанн XVII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) († 6.11.1003; до избрания папой - Сикко), папа Римский (с 16 мая 1003). Именуется также Иоанн XVIII (ср.: An. Pont. 1903. P. 32). Разночтения в нумерации связаны с ошибкой позднейших переписчиков списка пап (см. ст. Иоанн XIV ). Согласно Liber Pontificalis , И. род. в Риме. До принятия сана пресвитера, вероятно, был женат и имел детей (в ц. Санта-Прасседе сохр. эпитафия, где некие Иоанн, еп. Палестрины, диак. Петр и секундицерий Андрей названы потомками «папы Сикко» - LP. Vol. 2. P. 265). Был избран папой при поддержке рим. патриция Иоанна (II) Кресценция (1002-1012). И. не имел политического влияния ни в Риме, ни за его пределами. За время своего краткого понтификата папа утвердил нового главу миссии в Польше. Вместо Бруно Кверфуртского , назначенного главой польск. миссии в 1002 г., но не отправившегося в Польшу, был поставлен Бенедикт. Однако тот так и не узнал о своем назначении: незадолго до возвращения из Рима посла Бенедикта, Антония, Бенедикт и 4 его сподвижника, подвизавшиеся в монастыре в Мендзыжече (в совр. Любушском воеводстве, Польша), были убиты грабителями. Обстоятельства смерти И. остаются невыясненными. Как сообщают некоторые средневек. авторы, папа был отравлен (et quinto mense veneno suffocatus dicitur a suis - Benonis aliorumque cardinalium contra Gregorium VII et Urbanum II scripta//MGH. Lib. T. 2. P. 377). Противоречивые сведения приведены в средневек. источниках и о месте захоронения И. В «Книге о Латеранской церкви» (2-я пол. XII в.) каноник Иоанн Диакон утверждает, что И. был похоронен между 2 порталами Латеранской базилики, где долгое время находился камень с эпитафией некоему папе Иоанну ( Ioannis Diaconus. Liber de ecclesia Lateranensi//PL. 194. Col. 1551). Другие называли в качестве места погребения собор св. Петра ( Ptolomaeus Lucensis Historia ecclesiastica a nativitate Christi usque ad annum circiter MCCCXII// Muratorius L. A. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1727. T. 11. Sp. 1051). Р. У. Монтини, основываясь на более поздних источниках, предположил, что захоронение И. может находиться на Авентинском холме в мон-ре Сан-Саба ( Montini. 1957).

http://pravenc.ru/text/469704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУНЦИЙ Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. [Лат. nuntius - посланник, вестник; офиц. название должности - апостольский нунций (лат. nuntius apostolicus)], постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола. Н. возглавляет дипломатическое представительство Папского престола - нунциатуру. По статусу Н. равен чрезвычайному и полномочному гос. послу, но имеет принципиальное отличие от него: если гос. посол, защищая интересы монарха или правительства перед др. монархом или правительством, занят решением только политических (реже экономических) вопросов, то Н., отстаивая интересы папы Римского перед светскими монархами и правительствами, представляет также Римского понтифика перед католич. Церковью в той или иной стране, т. е. занимается не только внешнеполитическими, но и внутрицерковными проблемами на подведомственной ему территории. Исторически Н. является преемником папских апокрисиариев , отправлявшихся с дипломатическими миссиями в Византийскую империю , и папских легатов, к-рых Римские понтифики посылали на церковные Соборы, на значимые для католич. Церкви мероприятия, на переговоры с главами гос-в, назначали на время крестовых походов и т. д. (подробнее см. в ст. Легат ). Первым Н., на постоянной основе представлявшим Папский престол в другой стране, был Антонио Якопо Веньер, к-рого в 1450 г. папа Римский Николай V (1447-1455) направил ко двору Хуана II, кор. Кастилии и Леона (1406-1454). Деятельность этого Н. в последующие 20 лет подтверждается документами. С 1471 по 1483 г. в королевстве Кастилия и Леон в качестве Н. находился болонский каноник Лианноро де Лианнорис. В 1484 г. папа Римский Иннокентий VIII (1484-1492) отправил к «католическим королям» Изабелле I Кастильской (1474-1504) и Фердинанду V (II) Арагонскому (1479-1516) своего Н.- Джованни Вентурелли, еп. Чезенского (1475-1486). Т. о., с сер. XV в. на территории Испании появилось папское представительство, действовавшее на постоянной основе. Направляемые Папским престолом Н. сменяли друг друга. Они назначались не с короткой миссией, не для решения к.-л. определенного вопроса, а должны были постоянно пребывать при иностранном монархе.

http://pravenc.ru/text/2577993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНКЛЕР [Winkler] Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока. Училась в Восточном папском ин-те в Риме (1966-1971), затем в Германии, Франции, Великобритании и Греции (1971-1977). В 1977 г. защитила докт. диссертацию об арм. чине Крещения. В наст. время возглавляет кафедру литургических исследований на фак-те католич. теологии Тюбингенского ун-та. В. опубликовано более 100 статей в ведущих научных журналах (Revue des Études Arméniennes, Oriens Christianus, Orientalia Christiana Periodica, Studi sull " Oriente Cristiano и др.), посвященных различным проблемам сравнительной и исторической литургики: восточно-сир. и арм. обрядам, структурным элементам вост. анафор , литургии Преждеосвященных Даров, чину Крещения, вост. гимнографии (по арм. шараканам , тропарям груз. Иадгари ) и др. (см., напр., сб. ее статей «Studies in Early Christian Liturgy and Its Context». Brookfield, 1997). В 1978-2000 гг. руководила международным проектом по изучению истории развития Символов веры . Последние годы (до выхода на пенсию в 2005 г.) В. возглавла проект по критическому изданию всех сохранившихся арм. анафор (издан 1-й том: Feulner H. -J. Die armenische Athanasius-Anaphora: Kritische Ed., Übers. und liturgievergleichender Kommentar. R., 2001. (Anaphorae Orientales; 1. Anaphorae Armeniacae; 1); в печати: Winkler G. Die Basilius-Anaphora: Ed. und Übers. der ersten und zweiten armenischen Rezension mit detailliertem Kommentar anhand aller Versionen im Vergleich mit anderen orient. Überlieferungen. (Anaphorae Orientales; 1. Anaphorae Armeniacae; 2)). Соч.: Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungsgeschichte und liturgievergleichende Untersuchung der Quellen des 3. bis 10. Jhr. R., 1982. (OCA; 217); Koriwns Biographie des Mesrop Maštoc " übersetzt und kommentiert. R., 1994. (OCA; 245); Über die Entwicklungsgeschichte des armenischen Symbolums: Ein Vergleich mit dem syrischen und griechischen Formelgut unter Einbezug der relevanten georgischen und äthiopischen Quellen. R., 2000. (OCA; 262); Das Sanctus: Über den Ursprung und die Anfänge des Sanctus und sein Fortwirken. R., 2001. (OCA; 267); полн. список публикаций см.: [Электр. ресурс.] Лит.: Taft R. G. Winkler at Sixty: Vita et Opera//Crossroad of Cultures: Stud. in Liturgy and Patristics in Honor of G. Winkler/Ed. H.-J. Feulner etc. R., 2000. (OCA; 260). P. 11-29. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/158690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап» , воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri ), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Consmimumiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя. Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353)/Ed. E. Sáez. R., 1976. Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/116058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические богословы ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГРАБМАНН Мартин (1875 — 1949), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.) ИОАНН МАЛЫЙ [Жан Пёти, Пти] (между 1360 и 1364 - 1411), магистр богословия Парижского ун-та, советник Бургундского герц. Иоанна Бесстрашного, апологет тираноборчества ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МОЛИНОС Мигель де (1628 - 1696), католич. богослов, мистик - о жизни, сочинениях и учении см. в ст. Квиетизм МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. ОЛИВИ Петр Иоанн, ошибочно закрепившийся в рус. традиции перевод имени, корректная форма которого - Петр, сын Иоанна Олива

http://pravenc.ru/rubrics/165503_2.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010