Господь требовал, чтобы женщина, раскаивающаяся в невольном грехе перед Ним или своими ближними, принося жертву за этот грех или преступление, соединяла с этим исповедь и исправление своего заблуждения ( Чис.5:5–9; 15:22–29 ). Господь принимал начатки теста, которое замешивала хозяйка дома ( Чис.15:18–21 ); Ему приятно было жертвоприношение, которое вследствие обещания приносили Ему девицы, супруги или матери. В минуту невольного ужаса или пламенной надежды женщина нередко клялась отдать Иегове или все свое богатство, или свою личность, или даже своего сына, если удалится от нее несчастье и посетит ее счастье. Если отец или супруг узнавали об этой клятве и не высказывали своего неодобрения, клятва женщины имела силу; в противном случае она не имела значения ( Чис.30:4–17 ). Господь услышал молитву Своей рабы, и она, не желая отказаться от своего обета, приносила Иегове все свое богатство или, после соблюдения воздержания назорейства, приносила на алтарь всесожжения даже свои волосы ( Чис.6:13–20 ) 60 , считающиеся во все времена лучшим украшением женщины, или, еще более ревностная, подобно матери Самуила, она посвящала Господу своего сына, который был ее гордостью и счастьем ее материнства. Провозглашение Закона, устройство скинии, установление праздников и жертвоприношений предполагало особый класс людей, на которых лежала бы обязанность хранить святые предания, помогать народу понимать их, отправлять общественное богослужение в скинии и приносить на алтаре жертвы: всесожжения, о грехе и преступлении, и жертвы мира, — все те жертвы, которые должны были продолжиться до времени принесения великой Жертвы Крестной. Дети одного из сыновей Иакова, Левия, были посвящены на служение скинии, и в этом колене семья брата Моисеева, Аарона, получила высшее право священства. Дочери Левия не участвовали в религиозной миссии своих отцов и супругов. Женщины, впрочем, служили при дверях скинии ( Исх.38:8 ) 61 и могли оставаться при ней, как впоследствии и при храме, посвящая время молитвам и посту; так, мы встречаем в храме Анну Пророчицу и знаем по преданию о Пресвятой Богоматери.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

«Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:2) - говорят Аарон и Мариам, подразумевая свое духовное равенство с ним. И это они дерзают сказать человеку, покрывающему свое лицо ради неземного сияния, осеняющего его! «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии Тут бытописатель дает нам еще одну интереснейшую характеристику Моисея: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Слово «кротчайший» встречается здесь единственный раз в Библии. Кротчайший Моисей... Как-то это даже странновато звучит и не вяжется с образом пророка, в гневе разбившего скрижали завета при горе Синай, и с образом полководца, с мечом в руках ведущего израильские полки на неприятеля. Тем не менее, этот суровый пророк и полководец в ответ на эти завистливые обвинения кротко молчит, становясь прообразом молчащего на допросе Спасителя. Когда речь заходила о славе Божией, Моисей всегда являл себя ревностным служителем Господним, не знающим страха или усталости, но, когда дело касалось его собственной персоны, он предпочитал бесславие. Так было при купине, так Моисей вел себя и сейчас. Но сам Господь вступился за своего избранника: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дом у Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис. 12: 6-8) И ропотники были наказаны за свою дерзость. Но и Моисей был сделан из плоти и крови и мог оступиться. И, может быть, именно ошибками образ пророка Моисея становится нам роднее, чем если бы мы взирали на него, как на исключительного небожителя. Ошибка - печать земного человека, не ошибаются лишь совершенные, и наш земной путь - путь искоренения своих духовных ошибок. Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

12 . Святость крови, пола и времени. 13 . Суббота. Субботний и юбилейный годы. 14 . Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Вопросы к зачету по Книгам Числа и Второзаконие 1 . Послание соглядатаев. Сорокалетнее странствование ( Чис.13–14 ). 2 . Ропот в Кадесе. Наказание Моисея ( Чис.20:1–13 ). 3 . Ропот народа, наказание Божие и спасение через медного змея ( Чис.21:4–9 ). 4 . Прорицания Валаама ( Чис.22–24 ). 5 . Книга Второзаконие, ее уникальность и происхождение. 6 . Заповедь о едином месте для поклонения Богу ( Втор.12 ). 7 . Пророчество о грядущем Пророке-Мессии ( Втор.18:15–22 ). 8 . Постановления о разводе (24:1–4) и левиратном браке (25:5–10). 9 . Благословение исполнителям Закона и проклятие нарушителям Завета ( Втор. 28 ). 10 . Мнение Авраама ибн Эзры об авторе Пятикнижия и его объяснение Спинозой. 11 . Теория Графа – Велльгаузена. Современные теории о происхождении Пятикнижия. Список основных пособий, использованных при составлении данной книги Святоотеческие толкования 1-а. Августин, блж. О граде Божием: В 22 кн.//Творения. Т. 3. Кн. 14–17. М., 1994. (Репр. с изд. 1907 г.). (Памятники церковной письменности). 1-б. Августин, блж. О согласии евангелистов: В 4 кн.//Творения. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. 2. Василий Великий , свт. Беседы на Шестоднев. М., 2001. 3. Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. М., 1999. 4. Дионисий Ареопагит . Послание 5. Дорофею литургу// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . СПб., 2002. (Византийская б-ка. Источники). 5. Ефрем Сирин, св. Толкование на Первую книгу, то есть на Книгу Бытия//Творения. Т. 6. М., 1995. (Репр. с изд. 1901 г.). 6. Иероним Стридонский . Еврейские вопросы на Книгу Бытия. М.: Кафедра библеистики МДА, 2009. 7. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия//Полное собр. творений: В 12 т. Т. IV. Кн. 1 и 2. М., 1994. (Репр. с изд. 1898 г.). 8. Ириней Лионский , св. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания//Творения. М, 1996. (Репр. с изд. 1900 г.). (Б-ка отцов и учителей Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Суббота – день, когда восстанавливаются истинные отношения с Богом, когда человек может всем своим существом исполнить первую заповедь. В этот день принято изучать Тору и совершать особую трапезу – седер, – на которой преломляется хлеб и выпивается благословленное вино. Суббота освящает само время, и ее несоблюдение означало выпадение человека из времени, в котором живет народ Божий, а значит, и из жизни. В субботу прекращалось всякое обычное дело, не было места даже покаянию. В некоторых раввинистических текстах сказано, что Мессия придет в субботу и Царство Его – Царство вечной субботы. Не стоит отождествлять иудейскую субботу с христианским воскресением, которое празднуется в первый день седмицы и является развитием и раскрытием субботнего празднования (так называемое богословие восьмого дня). Кощунство Чис 1:51. Когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:10. Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:38. А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 18:7. Ты [Аарон. – Ред.] и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. Комментарий Кощунство, как нечувствие и осквернение святыни (через шутку, поругание или небрежение), связано с нарушением первой заповеди и является не просто пассивным состоянием. Оно понималось как активное действие сознательного разрушения сообщества. Богохульство Лев 24:15–16. Сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 3–4 (Ин.6:66–67)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 3. 11. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение.) —81— отошли назад и упали навзничь несчастные, уже не следуя за Спасителем, но обратившись как бы к другим стезям и увлекшись в обычные страсти. Но посмотрим опять, не обретается ли в Моисеевых книгах прообраза и этому. Когда Иудеи, пройдя длинный путь и одолев дикую пустыню, находились уже у самой земли обетованной, то для осмотра ее, по божественному повелению посланы были Иисус Навин и с ним некоторые другие. И вот, осмотрев всю ее, они возвратились, и некоторые из них в собрании стали рассказывать неприятное нечто. Земля, говорили они, которую мы осмотрели, имеет свирепых жителей, мы видели там великанов и постоянно все прибавляли нечто такое, что способно было устрашать слушателей ( Чис.13:33–34 ). Но Иисус после них старался увенчать землю ту многими похвалами и убеждал такими словами: «Земля, которую мы рассмотрели, весьма прекрасна, – если изберет нас Господь, Он введет нас в нее» ( Чис.14:7–8 ). Но предки Иудеев рассудили, что должно побить Иисуса камнями. Решив, что всемогущий Бог ничего не может (сделать), они «сев плакали», как написано ( Чис.11:4 ), и за это вызвали справедливый гнев Владыки всяческих. И вот за то, что они были столь непослушны и дерзки, они лишились обетования, ибо «как поклялся Я, говорит, во гневе Моем: если (=не) войдут в покой Мой» ( Пс.94:11 ). Что же было потом? Бог повелевает им возвратиться и опять идти назад, ибо говорит к Моисею: «Утром, снявшись, обратите вы путь к морю Чермному» ( Чис.14:25 ). Так как не захотели войти в землю, в которую были призваны, то и посылаются в обратный путь и вынуждаются снова идти по той же дороге; ибо не по- —82— желали последовать словам Иисуса и, слыша о доброте земли, не удостоили своего согласия совет Иисуса. Чему тогда подверглись те, тоже испытали теперь и эти. Научаемые пути к вечной жизни и призываемые к вступлению в царство небесное, они отвечают на это дерзостями. Поэтому справедливо отошли назад и своим упрямством ко вреду своему отвергли уже следование за Вождем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. вышел из под особенного воздействия силы Божией – тогда он опять подчинился своей пагубной страсти и, где возможно, искал ее удовлетворения. Далее, что Валаам не проклял (как думает Де-Ветте), а благословил Израиля, это подтверждается, помимо нашего рассказа, свидетельством Втор.23:5–6 , согласно которому Валаам просил у Бога позволения проклясть Израиля, но Господь не послушал его и обратил проклятье его в благословенье, и свидетельством пророка Михея Мих.6:5 , где благословение, произнесенное Валаамом, считается единственно делом Промысла Божия. Злая наклонность Валаама вредить Израилю, существующая уже во время происшествий, описанных в нашем отделе, но удержанная от обнаружения Божественной силой, определила его позднейшее поведение и душевное состояние, так как теперь наступило время представить свободу этой наклонности, чтобы Валаама постигло праведное возмездие. Впрочем об этом противоречии между Чис.22–24 и Чис.31:8,16 тем менее может быть речь, что последние места очевидно предполагают рассказ о Валааме (22–24), говорят о нем, как уже известном читателю, так кратко и отрывочно, что делаются понятными только при сопоставлении с предыдущим 374 . Потому-то, если кто отсюда захотел бы вывести догадку, что авторы того и другого места различны, тот поступил бы так же нелепо, как если бы различный события, встречающиеся в известной главе у Ливия или Тацита, в последовательном порядке приписал различным авторам или преданиям. А что в Чис.25 нет такого указания, из которого было бы ясно, что Израильтяне увлеклись идолослужением Ваал-Фегору под косвенным влиянием Валаама, как в действительности было по сказанию Чис.31:16 , это ни у какого искреннего читателя не может ни коим образом возбуждать основательного сомнения касательно различных будто бы писателей того и другого места. Моисей в первом сообщает о том, что случилось на том празднестве, к которому Израильтяне были приглашены своими врагами Мадианитянами, но умалчивает о виновнике дела; но это очевидно должно объяснить тем, что Моисей, когда описывал этот праздник, еще не знал, что Валаам был его виновником и советником.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

5.1. Сказано: «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран» (ср. Чис.13:1 ). «Асироф» переводится как «совершенные дома». Поэтому после того, как Мариам очистилась, народ отправляется из своих совершенных домов и приходит в Фаран, что переводится как «видимый рот». Мне кажется, что видимый рот, возможно, относится к тому, что «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ) и «невидимое стало видимым» и что после того, как наступает конец и совершается все то, что должно было сделать для этого народа, он переходит (ср. Евр.11:29 ) и приходит к Тому, в Кого они прежде не верили, к Слову, ставшему плотью. 5.2. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым» ( Чис.13:2–3 ), и все остальное, где повествуется о том, как соглядатаи, посланные высмотреть землю, вернулись и возвестили, что земля та «хороша» и «тучна», но живут там «люди великорослые, от исполинского рода», и «в глазах их» народ Божий видится «как саранча» (ср. Чис.14:7; 13:28–33–34 ). И большинство отчаялись спастись от сынов исполинов, но Иисус не отчаялся, но укрепил веру народа с «Халевом из колена Иудина», и сказали они: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ). 5.3. Так о какой земле здесь идет речь согласно духовному пониманию? Что это за хорошая и святая земля, населенная безбожниками? Кто эти неприятели, обитающие в земле святых? И как их изгнать, чтобы их место заняли святые? Вернемся к Евангелиям, вернемся к апостолам. Евангелия обещают святым Царство Небесное. Апостол говорит: «Наше жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ). Таким образом, «на небесах» место наследия, обещанного святым. Почему же мы думаем, что в обещанных тебе местах сейчас нет никаких обитателей, которых ты должен изгнать оттуда войной? И почему тогда Господь говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 )? Ведь если бы не было тех, к кому должно было применить силу, кого должно было изгнать и вытеснить, Он никогда бы не сказал: «Царство Небесное силою берется» (ср. Мф.11:12 ). И если бы не было тех, с кем мы сражаемся и ведем битву, апостол никогда бы не сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). И, по всей видимости, следует понимать, что об этом же и фраза, сказанная Богом через пророка, где Он говорит: «Упился меч Мой на небесах» ( Ис.34:5 ). Итак, необходимо, чтобы одолел ты, как сказано, «духов злобы поднебесных», истинных хананеев, и изгнал их с неба, чтобы пребывать тебе там вместо них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

14), изрек пророчество о происхождении от Израиля скиптродержца – Мессии, как звезды воссиявающей, который сокрушит князей Моавитских и Эдома, а Израиля возвеличит и «пленит вся сыны Сифовы», т. е. сделает наследием Своего царства всех народов (ст. 15–19). Далее Валаам предрекает гибель Амаликитян, пленение Кенеев от Ассириян (ст. 20–22), и наконец пленение самих Ассириян и Евреев от Греков 106 , которые однако «и сами вкупе погибнуть» (ст. 23–24) от удара жезла Мессии. – «И встал Валаам и пошел обратно в свое место», давши вперед Валаку лукавый совет вовлечь Евреев в сладострастный богослужебные игрища с Моавитянками; «а Валак также пошел своею дорогою» (ст. 25). Чтение текста по Библии с изъяснением и на память ст. 17–19 гл. XXIV-oй. 1. Кто такой был Валаам: истинный ли чтитель Иеговы и пророк Его или нет? – Валаам был знаменитый прорицатель и заклинатель, слава о котором носилась в то время по всему востоку. Он был родом из верхней Месопотамии ( Чис.22:5–6 ), где обитали народы, происшедшие от Сима и родственные Израильтянами происшедшим от Авраама, который вышел оттуда же. Одни толковники полагают, что Валаам был чтитель истинного Бога и был истинный пророк Иеговы (23:3 и др.), и даже отожествляют его с молодым другом и родственником Иова, Елиусом (см. толк, на Иов.32:2 Лжеиеронима). Другие же, лучшие и достовернейшие толковники (напр. св. Кирилл, бл. Феодорит, св. Амвросий и др.) почитают его за волхва, прибегавшего к суеверным волхвованиям (см. Чис.24:1 ; Нав.13:22 ). Впрочем он имел понятие о Боге истинном, Боге Евреев, Иегове; посему-то он и обращался с вопрошением к Богу, и получал от Него откровение (см. Чис.22:8 и д.). В настоящем же случае он очевидно прорекал под влиянием Св. Духа и был истинным пророком Иегозы ( 2Пет.2:15–16 ). В нравственном отношении Валаам представляет мрачный пример ослепленного корыстолюбия; из-за богатых подарков царя Моавитского он действует против явной воли Божией и даже с опасностью жизни идет исполнить нечестивое желание богатого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около этого времени один человек был замечен в том, что собирал дрова в субботу, и, по повелению Божию, был побит камнями ( Чис. 15:32–36 ). Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Поражение народа за ропот на Моисея и Аарона Левит Корей, рувимляне Дафан и Авирон и с ними 250 именитых людей из израильтян восстали против Моисея и Аарона, завидуя им 236 , и сказали: «Полно вам; все общество, все святы, и среди всех Господь: почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Моисей, услышав это, пал на лицо свое и сказал Корею и сообщникам его: «Вот что сделайте: завтра Аарон и все вы возьмите кадильницы, положите в них огня, всыпьте курения и встаньте пред скиниею. Господь покажет, кто свят, и кого Он избирает для служения Себе». Когда Моисей и Аарон, Корей и 250 мужей возмутившихся встали с кадильницами пред скинией, и собрался увлеченный ими народ ко входу скинии, явилась слава Господня, и сказал Господь Моисею и Аарону: «Отделитесь от общества этого, и Я истреблю их во мгновение». Моисей и Аарон стали умолять Бога помиловать народ. Бог сказал: «Пусть отступит народ от жилища Корея, Дафана и Авирона». Моисей пошел к Дафану и Авирону и сказал народу, чтобы он отошел от шатров этих нечестивых людей. Когда народ отступил от жилища Корея, Дафана и Авирона, расселась земля и поглотила Корея, Дафана и Авирона, дома их, сообщников их и все имущество их. Но сыны Корея не умерли 237 . Потом вышел огонь от Господа и сжег тех 250 мужей, которые стояли с кадильницами. На другой день народ стал роптать на Моисея и Аарона за погибель мятежников. Бог прогневался на народ и начал поражать его смертью. Аарон, по приказанию Моисея, взял кадильницу с курением, побежал к народу, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (умерло от язвы 14 700 человек; Чис. 16, 26:10–11 ). Чудесный жезл Аарона Чтобы израильтяне не роптали на возвышение над ними Аарона и его рода, Бог повелел Моисею взять у начальников колен Израилевых жезлы, в числе их и жезл Ааронов, и положить их в скинии пред ковчегом завета и сказал: «Кого Я изберу, того жезл расцветет». Моисей сделал так, как повелел ему Бог . На другой день оказалось, что жезл Аарона прозяб, пустил почки, дал цвет и принес миндальные орехи 238 . Моисей показал его народу и потом положил пред ковчегом завета 239 в знамение избрания Богом Аарона и сынов его в священство ( Чис. 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010