Хощет Бог, чтобы мы памятью о смерти столь известной и неизвестной, о Страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени о вечной радости в Небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами распинали плоть нашу со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). Хощет Бог, чтобы праведность наша была лучше и превосходнее праведности фарисейской ( Мф.5:20 ) и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога (см.: Мф.5:8 ). Хощет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать (см.: Ин.15:5 ; 2Кор.3:5 ), посему хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоящими (см.: Лк.17:10 ), хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей Его. Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет, то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц повелений Божиих, чтобы горделивое самовозвышение не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших, чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых всегда важных особенностей в требованиях Божиих, – чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений и чтобы ваши труды пред человеками достославные не оказались постыдными, по их источнику и началу, пред всевидящим оком Испытующего сердца, но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак.1:4 ). Вот что значит слово апостольское: смотрите, поступайте как можно верно, со страхом Божиим и кротостью последуя водительству благодати Божией, не опереживая ее высокоумием и своеволием и не отставая от нее малодушием и леностью, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая сама по себе широка зело ( Пс.118:96 ) и, без сомнения, пространнее нашего сердца, и ничего не отъемля у заповеди Божией, которая свята и непреложна, так как свят и непреложен Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

От послушников Бог не требует неразвлекаемой молитвы. 4: 92. Найдя душевную врачебницу и в ней духовных художников, продайся им за злато смирения и на хартии послушания. 4: 94. В каком случае ленивые предпочитают служение молитве, а молитву - служению? 4: 95. Различие причин, по которым некоторые оставляют, а иные не оставляют своих служений. 4: 96. Ртуть служит образцом для находящихся в повиновении. 4: 99. Истинное послушание подает уверенность во спасении. 4:106. Какой вред от послушаний избираемых по своему желанию. 4: 107. О принимающих послушание с рассуждением и без рассуждения. 4: 108. Жизнь преподобного Акакия - пример смиренного послушания. 4: 110. Он получил награду за послушание; и по смерти показывает оное своим ответом на вопрос. 4: 110. Неискусным послушникам враг влагает желание на добродетели выше их устроения и преждевременно. 4: 118. От кого можно узнать о пользе послушания? 4: 123. Пребывающие в послушаниях стяжавают крепкие души. 4: 124. Кому уподобляется тот, кто, оставив безмолвие, предался послушанию? 4: 125. Ободрение послушников, которых Господь, как злато в горниле, искушает в общежитии. 4: 126. Как принимать от начальника выговоры, досады и бесчестие? 7: 19. Каким дарованием Господь награждает с разумом повинующихся? 7: 61. Послушливый муж не знает уныния. 13: 3. 15. Послушание с безмолвием есть мать чистоты. 15: 37. Бесстрастие снисканное в послушании - тверже приобретенного в безмолвии. 15: 37. Послушание освобождает от плотской брани. 15: 86. Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия, но часто вредят себе чрез склонность к прохождению с места на место. 17: 5. Истинный послушник на молитве исполняется света и радости, и почему? 19: 5. Высокоумный монах не может иметь послушания. 23: 7. Гордым всего полезнее повиновение и подобное. 23: 15. Простосердечный и послушливый монах уподобляется одаренному разумом мску (скоту). 24: 31. Путь к смирению есть труд телесный, послушание и правота сердца. 25: 62. Кто не жил сначала в послушании, тому трудно приобрести смирение. 26: 72.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

Я, кажется, тебе писал слово и совет Пимена В., что монах не солжет, если откажет просящему, что нет у него, когда не имеет излишняго, сверх своей потребности; а иначе он должен со смущением добывать себе то, что неразсудно отдал другому. Твое положение требует великой осмотрительности и здраваго обсуждения. 260. Корень хулы — гордость (1871 г.)    На последнее твое письмо вкратце отвечаю, что состояние, о котором спрашиваешь, не подлежит сомнению, потому что имя Господа Иисуса впереди других наименований божественных произносится. А только вещь весьма сомнительная та, что ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от котораго и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует св. Лествичник, говоря: корень хулы есть гордость. Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святаго глаголющаго, что самая исправная жизнь человека христианина подобна только купели, а заповеди Божий подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу: «заповедь Твоя широка зело» (Пс.118:96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и апостол: «вси согрешиша, и туне оправдаеми благодатию Христовою» (Рим.3:23-24). Чтобы смирить себя, приими в помощь и слова пр. Григория Синаита, написанныя в 115-й главе, и почаще повторяй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы.    Еще писала ты, что приходил какой-то человек, от котораго слышался смрад и зловоние, и после возстала на тебя сильная брань, а ты его неосторожно пустила в свою келлию; и спрашиваешь меня, кто это такой?! Просто человек, одержимый различными страстями, но думаю, подосланный к тебе подущением вражиим. Ты испытала эту брань; а сестра N испытала сильную и долгую брань после того, как мирская женщина посидела на ее кровати. Вперед обе будьте осторожны в приеме мирских людей, презирая все благовидные к тому предлоги, как я говорил тебе и лично! «Время всякой вещи» (Еккл.3:1), говорит премудрый Сирах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

555 Полезным в этом отношении изданием может служить Ιeronumou Kotsone. The Place of the Laity (на греч. яз.) (Athens, n. p., 1956). Интерес представляет критика православной позиции в Kraemer Н. A Theology of the Laity (London: Lutterworth Press, 1958), p. 96–98. 556 Пример такой оппозиции не к кому бы то ни было, а к Архиепископу Греческой Православной Церкви Америки, появился в эпилоге к памфлету под названием: «The Reply of the Orthodox Churches to Roman Catholic Overtures on Reunion: Being the Answer of the Great Church of Constantinople to a Papal Encyclical on Reunion» (1-е изд. – 1895 год, переизд. с эпилогом Хризостомоса Стратмана – в 1973 году). 560 Краткое обсуждение темы апостольской преемственности имеется у Meyendorff J. The Orthodox Concept of the Church, p. 62–68. Чтобы понять разницу между православной и католической позициями, см.: Meyendorff J. et al. The Primacy of Peter (London: Faith Press, 1963). По вопросу об апостольстве с точки зрения Восточной Церкви обращаться к Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Buzantium and the Legend of the Apostle Andrew (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1958). 561 Еще один источник, разъясняющий православную концепцию Церкви: Alivisatos Н. The Holy Greek Orthodox Church, p. 41–53; Schmemann A. Freedom in the Church – в сборнике избранных статей: Church, World, Mission (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1979), p. 179–191. Имеется еще ряд статей в фундаментальном томе, изд. Philippou A. J. The Orthodox Ethos (Oxford: Holywell Press, 1964). Особую ценность представляют статьи Philippou, Nissiotis, Ware. 562 См.: Constantin G. Patelos, ed. The Orthodox Church in the Ecumenical Movement (Geneva: World Council of Churches, 1978). 563 Статьи православных богословов, которые появлялись в «The Ecumenical Review», включают: Agourides S. The God of the Ecumenical Movement, 25 (1973), p. 266–269; Bria I. Living in the One Tradition: An Orthodox Contribution to the Question of Unity, 26 (1974), p. 224–233; Clement O. Athenagoras I. Orthodoxy in the Service of Unity, 25 (1973), p. 310–328; Khodre G. Christianity in a Pluralistic World//The Economy of the Holy Spirit, 23 (1971), p. 118–128; Meyendorff J. Unity of the Church//Unity of Mankind, 24 (1972), p. 30–46 (на эту статью появились две ответные: одна принадлежит Jose Miguez Bonino, вторая – John Gatu); Metropolitan Nicodim. The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement, 21 (1969), p. 116–129; Staniloae D. Jesus Christ: Incarnate Logos of God, Source of Freedom and Unity, 26 (1974), p. 403–412; Timiadis A. Disregarded Causes of Disunity, 21 (1969), p. 299–309; Yannoulatos A. Towards World Community, 26 (1974), p. 619–636.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

28 В другом перечне плач включается в число важных, но не достаточных для спасения добродетелей. А ключевыми оказываются смирение и духовное знание. См.: Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 7, 1:117–124//SC. 129. P. 164. 29 Данное значение «плача» встречается при описании адского состояния грешников в поэтической форме: «…где змеи, всегда кусающие нас в пяту, Где стенание, горе, плач непрестанный…». (Symeon Neotheologus. Hymni 22:76–77//Supplementa Byzantina. 3. S. 189). 32 Symeon Neotheologus. Catecheses 2:179–186//SC. 96. P. 256. См. о постоянном плаче в экзегезе «Блаженны плачущие»: Symeon Neotheologus. Catecheses 31:51–56//SC. 113. P. 228. 40 Об угашении плачем огня гнева – то есть вторая заповедь блаженства имеет особую силу и для третьей. (Symeon Neotheologus. Catecheses 31:57–60//SC. 113. P. 228). 64 См.: Nicetas Stethatus. Hypotyposis. L. 24–25//Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters ca. 850–1350 AD. Plovdiv, 2014. P. 277 и далее. 73 Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 30:1–2//SC. 51bis. P. 138. «που βαθεα ταπενωσις, κε κα δκρυον δαψιλς». 76 Symeon Neotheologus. Orationes theologicae 1:299//Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques/éd. J. Darrouzés. Paris, 1966. (SC; vol. 122). P. 118. 81 Symeon Neotheologus. Capita theologica 1, 101:8//SC. 51bis. P. 100. «…θρνον τος δκρυσι σμμικτον…» 87 См.: Krueger D. Of Semen and Tears: Senses, Substances, and the Boundaries of the Body in the Gnostic Chapters of Niketas Stethatos//Rituels religieux et sensorialité. Antiquité et Moyen Âge. Milano, 2021. P. 417–429. 89 Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones Ep. 148:18–19//SC. 427. P. 530, 532. «Τος δ μολυσμος, ε θλεις νψαι, δκρυσι νψον, πν γρ σπλωμα νπτουσι καθαρως ». 98 См.: Symeon Neotheologus. Capita theologica 3, 8//SC. 51bis. P. 124. «Насколько кто-либо снисходит в глубину смирения и считает себя недостойным спасения, настолько плачет и оставляет источники слёз…». 106 См.: Joannes Chrysostomus. In epistulam II ad Corinthios (homiliae 1–30)//PG. 61. Col. 503:33–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Cambridge/Mass. GCS – Gnechische christhche Schnftsteller der ersten Jahr-hunderte. Berlin. Mansi __Sacrorum Concilhorum nova et amplissima collectio. Ed, J. D. Mansi. Pans. PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. J.-P. Migne. Pans. PL – Patrologiae cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne. Pans. me der Orthodoxie. – M.– Berlin, 11, 12,– S. 36–44, 37–42. 114 . Из истории византийской гносеологии (К публикации сочинений Псевдо- Дионисия Ареопагита )//Философская и социологическая мысль. – Киев, 1989.– 12.– С. 93–96. 115 . Die asthetischen Anschauungen des Patriarchen Nikepho-ros//Byzantinoslavica. – Prague, 1989.– T. L, Fasc. 2.– S. 181–192. 116 . И увидел человек красоту…//Книги не молчат. Из публицистики восьмидесятых. – М.: Детская литература, 1989.– С. 255–258. 117 . Умозрения Павла Флоренского – венец православной эстетики//Грани. – Франкфурт/Майн, 1990.– 157.– С. 258 – 282. 118 . Идеал любви христианско-византийского мира//Философия любви. – М·: Политиздат, 1990.– Т. I. – С. 68–109. 119 . За естетическото значение на Ерминията//Проблеми на изкуството. – София, 1990.– 2.– С. 55–57. 120 . Эстетический лик бытия/Умозрения Павла Флоренского/.– М.: Знание, 1990.– Серия «Эстетика», 6.– 64 с. 121 . На путях «незнаемого знания». К публикации малых сочинений из CORPUS AREOPAGITICUM//Историко-философ- ский ежегодник " 90.-М.: Наука, 1990.-С. 195–205. 122 . L " esthetique Internationale en Russie au 17ёше siecle. Juraj Kriinic et Nicolai Milescu Spatarul//Synthesis Philo-sophica. – Zagreb, 1990.– T. 9 (vol. 5, fasc. 1). – P. 161–182. 123 . Первоосновы эстетики по Лосеву//Символ. – Париж, 1990.– Т. 24.– С. 183–203. 124 . Заметки к древнерусской философии искусства//Проблемы русской средневековой художественной культуры (Материалы и исслед./Гос. музеи Моск. Кремля). – М.: Искусство, 1990.– С. 18–30. 78а. Теория искусства на закате русского средневековья//Зограф. – Београд, 1987.– 18.– С. 65–74. 78а. Теория искусства на закате русского средневековья//Зограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

136. Дополнения к «Обзору Русской духовной литературы 1720–1862 года» (там же, 3, 6, 7, 8, 9, 13, 17 и 19, 1866 г. 2, 6, 7 и 8). 137. Святые Южных Славян. Отделение 1-е, месяцы Январь–Июнь. Ч. 1865 г. 4 нен. стр. Отд. 2-е, месяцы Июль–Декабрь. Ч. 1866 г. 290 стр., с указателями. 138. Письма преосвящ. Лазаря Барановича, с примечаниями. Издание 2-е (первое было в Черн. Епарх. Известиях, 1861–1865), в пользу Черниговской семинарии Ч. 1865 г. 253, I нен. И VII стр. Рецензия в Книжном Вестнике 1865 г. 15, стр. 284. 139. Воззвание к Черниговской пастве (Черниг. Епарх. Известия, 1865 г. часть неоффиц. 20, стр. 265). 1866 140. Заметка о современном. Кое что о духовных учебных заведениях (Черн. Епарх. Изв. 1, стр. 13 по поводу статьи Певницкого в Трудах Киев. Духовн. Академии 1864Г.) 141. Состояние раскола поповщины в последние годы, (там же, 14, стр. 393). (Его ли это?) 142. Святые подвижницы Восточной Церкви (там же, 14. Как видно, начало обширного труда, но из него напечатан один только лист). 143. Библиография: Сравнительный обзор четвероевангелия, сост. протоиер. В. Гречулевичем (там же, 13, стр. 391). Мы останавливаемся на 16 Черн. Епарх. Известий; нет никакого сомнения, что в следующих номерах их явится еще немалое число статей почившего Владыки. Чтобы читатель мог беглым взглядом окинуть сущность представленного нами списка, мы сделаем из него следующий краткий указатель сочинений, по содержанию их. (Цифры при заглавиях указывают на номера хронологического списка) I. Объяснение священного писания: 41, 80, 83, 86, 117, 132, 133. II. Переводы из отцов церкви: 56, 66, 96, 116. III. Догматика: 109, 114. IV. Проповеди: 14, 17, 19, 20, 25, 38, 104, 134. V. Нравственное учение: 42, 44, 45, 51, 60, 61, 62, 64, 65, 67, 68, 70, 75, 76, 84, 85, 88, 125, 139. VI. Церковное законодательство: 3, 52, 110, 111. VII. Жития святых: 35, 121, 137, 142. VIII. Патрология: 26, 115. IX. История вселенской церкви: 4, 5, 11, 28, 29, 46, 50, 74. Х. История русской церкви: 2, 6, 8, 9, 10, 16, 24, 27, 82, 118, 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17.817 266.875 15.678 24.800 Симбирской 15.709 69.308 15.197 Смоленской 43.382 99.421 32.784 Ставропольской 225.952 31.897 37.926 Таврической 58.595 Тамбовской 35.629 145.984 33.668 19.208 Тверской 34.273 194.470 48.318 Тобольской 23.430 101.171 22.852 Томской 26.749 50.741 15.851 Тульской 39.652 135.509 38.732 11.386 Туркестанской 21.500 Уфимской 10.301 45.256 45.588 Харьковской 78.717 169.248 75.805 Херсонской 489.993 163.499 137.991 Холмско-Варшавской 75.900 Черниговской 21.183 101.274 17.682 Якутской 15.495 121.645 14.834 Ярославской 34.355 200.660 20.420 По Грузинскому экзархату 44.638 экзархату Финляндской 16.272 16.600 2И «Ю к. 16.269.1 .SO» кар. 3.737мар 24600м 3300мар 2.158.973 1737 мар. 9237339 24.600 мар. 16044111 3.309 мар. 676.490 3.737мар 24600 м. 18 Продолжение Затем к 1 января 1897 года в остатке В ENAPXIЯX наличными билетами Архангельской 52.156 Астраханской 63.702 Владикавказской 19.432 Владимирской 322.875 Вологодской 69.734 Волынской 45.617 Воронежской 218.702 Вятской 191.775 Донской 68.410 Екатеринбургской Екатеринославской 49.206 Енисейской 50.939 Забайкальской 51.267 Иркутской 186.019 Казанской 88.547 Калужской 63.616 Камчатской 93.102 Кишиневской 11.591 58.653 Киевской 11.858 106.911 Костромской 214.435 Курской 96.883 Литовской 115.850 Минской 113–300 Могилевской 46.127 Московской 11.604 2220918 Нижегородской 201.184 Новгородской 171.518 Олонецкой 61.011 Омской 10.847 85.500 Оренбургской 72.048 Орловской 110.997 Пензенской 44.464 Пермской 97.644 Подольской 117.833 Полоцкой 58.114 Полтавской 37.977 Псковской 56.350 Рижской 41.550 Рязанской 75.348 Самарской 279.462 С.-Петербургской 305–547 Саратовской 242.075 Симбирской 62.249 Смоленской 10.598 97.743 Ставропольской 10.123 188.025 Таврической 57.600 Тамбовской 126.776 Тверской 146.152 Тобольской 101.071 Томской 50.441 Тульской 124.123 Туркестанской 21.500 Уфимской 40.668 Харьковской 118.012 Херсонской 352.002 148.108 Холмско-Варшавской 72.700 Черниговской 101.274 Якутской 114.067 Ярославской 13.935

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

п. I,188]. См. выше, с.96, прим.6. 531 7 Quaest. ad Tahl. VI. PG.90, 280D-281A, p.22 [р. п. II,42–43]. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 56 85 (61,92), PG.65, 937D. 944A; р. п., с.53,59; De baptizmo, ibid. 988C,996A, с.123,134 (благодать действует только по мере исполнения заповедей); ibid. 985C, с.120 (крещение не делает совершенным не исполняющего заповедей); св. Григорий Нисский, De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; р. п. VII,265 (благодать дарует спасение, а получить его нужно трудами); Or. cat.40, PG.45, 101ВС; р. п. IV,106 (крещение не действенно, если человек не очищает себя от страстей); св. Григорий Богослов, Or.40, n.34, PG.36, 408D; р. п. III.3,254 (отпущение грехов зависит от Бога, сохранение [чистоты] от нас). Блаж. Диадох, гл.89, с.471–473 (благодать крещения сообщает образ Божий, а через исполнение заповедей дает и подобие). 532 Mystagogia 24, PG.91, 712В, р. 523 [р. п. I,177–178]. Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 273D, p.18 [р. п. II,35]; LXI,636C, p.219. Отсюда προαρεσις называется хранительницей благодати: ibid.; Oral. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346; 901A, p.361 [р. п. I,186,198]. Ср. св. Григория Богослова, Or.40, n., 34, PG.36, 408C-D; р. п. III,254. 533 Mystagogia 24, PG.91, 712B, p 523 [р. п. I,177–178]. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524C, p.159 [р. п. II,193] (cap. quing. III,42); cp. LIX, 612B, p.204 (cap. quing. IV, 23). Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 1012A; р. п., с.158; De his qui putant 110(118), ibid. 945D, с.63 (дары Духа проявляются по мере веры и исполнения заповедей). 534 Ambigua, PG.91, 1364С, f.245a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 377C-380A, p.79–80 [р. п. II,112–113]. 535 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 525A, p.160 [р. п. II,193–194] 536 Mystagogia 5, PG.91, 677C, p.502 [р. п. I,164]. 537 Ambigua, PG.91, 1361A, f.224a (через веру и благодать Духа); 1084C-D, f.125b. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C, p.91 [р. п. II,126]; LIV, 525A, p.160 [р. п. II,192]. Учение о таинственном воплощении Христа в душах верующих было вообще распространенным в древности (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

15.  Толкования на Деяния и Соборные послания в болгарской рукописи 1516 г., РНБ F. I.516. Из колофона рукописи узнаем, что толковый перевод всего Апостола, включая и отсутствующие Павловы послания, выполнен в эпоху царя Ивана-Александра. Приписка издана, см.: Ангелов 1978, с. 272–273. Греческий оригинал тот же, что и в предыдущем случае. Кроме того, известно три рукописи, в которых мелкие перикопы, на которые поделен текст в согласии с толкованиями, объединены в зачала Апостола-апракос, соответственно объединены и толкования. Это рукописи РГБ, ТСЛ. 116; РГБ, ТСЛ. 117 и РГБ, Овч. 44. Рукописи русские, но восходят к южнославянским прографам, которые проявляются своей орфографией: нь самь смераася, крестеще, дващи, при21;пщение, процьфте и т. п. 16.   Толкования на Деяния, Павловы и Соборные послания. Произведение представляет собою соединение двух названных выше, причем Павловы послания с толкованиями на них заимствованы из первого перевода, остальной материал – из второго перевода. Как кажется, все рукописи русские, к XV в. относятся ГИМ, Син. 96, ГИМ, Барс. 122, к XVI в. – ГИМ, Син. 8, ГИМ, Син. 9, ГИМ, Син. 12, ГИМ, Син. 97, ГИМ, Син. 724, РНБ, Солов. 1035/1144, и РНБ, Соф. 1259 . В тексте Деяний лакуна, охватывающая 13:4–14и 16:41–28:10. 17.  То же самое с восполнением лакуны в рукописи 1520 г. РНБ, Кир.-Бел. 24/149. В приписке на л. 271 сообщено, что отсутствующая часть преложено съ греческаго языка на руський монахом Максимом, да Власием, толмачем латыньскым и немецким, в 1520 г. Речь, таким образом, идет о Максиме Греке и об известном его помощнике Власе Игнатове. Две другие рукописи этого произведения: РГБ, ТСЛ. 118 и ГИМ, Хлуд. 49. По ряду причин для этого перевода принята датировка 1519 г. (Синицына 1977, с. 64, примеч. 117). 18.  Толкования на Апокалипсис Андрея Кесарийского (V в.). Греческий оригинал: CPG 7478; PG, t. 106; Schmid 1955. Известно не менее 50 рукописей, в некоторых из них библейский текст освобожден от толкований, в число последних входит ГБ. Древнейшая рукопись написана в Новгороде в XIII в. (БАН, собр. Никольского 1). Издание текста: ВМЧ, 25 сентября. Исследование: Алексеев, Лихачева 1987а. § 20. Толковые флорилегии, хронографы, палеи

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010