1130. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). 1131. Ср.: Твердо уповал я на Господа (Пс. 39:2). 1132. В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий преподобного Моисея Мурина, преподобной Марии Египетской и других. 1133. Слово «О думающих оправдаться делами». Главы 193, 197, 150–156. 1134. Слово 36. 1135. …сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). 1136. Мф. 21:44. 1137. Откр. 18:9. 1138. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: «Я — жена грешная, но огражденная Святым Крещением». 1139. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3:20–21). 1140. …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). 1141. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). 1142. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). 1143. …употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). 1144. …подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24). 1145. Ин. 14:23. 1146. Слово 1, гл. 13. 1147. Преподобный Исаак Сирский, Слово 1. 1148. …не знаешь, что родит тот день (Притч. 27:1). 1149. Ср.: Вся заповеди Твоя истина … — Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). 1150. Св. Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статья 1. 1151. …небеса нечисты в очах Его (Иов. 15:15). 1152. Флп. 3:20. 1153. 1 Кор. 4:4 — по русскому переводу 1822 г. 1154. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Впрочем, и это еще не все, чего требует от нас Господь наш. «Твоя заповедь безмерно обширна» ( Пс.118:96 ) 3 , – восклицал пророк Давид. Мало того, чтобы успокоить только душу свою, Господь говорит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Вот еще нужно что – сходи к брату, поклонись и скажи: «Прости меня!» Ты скажешь: «Что ходить! Я не сержусь на него, а он сердится на меня». Пусть так, но ты разве не слыхал: «всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» – осуждению Божию ( Мф.5:22 ). Потому не следует ли тебе по закону любви к ближнему постараться освободить брата от суда Божия! А ты еще говоришь: «Бог с ним! Суди его, Господи!» Э, брат! Это ли твое примирение с братом? Но, положим, что ты не сердишься на брата, отчего же не хочешь сходить к нему, чтобы примирить его с собой? Отчего не хочешь покориться Господу, Который говорит тебе: «пойди прежде примирись»? Тебе стыдно, унизительно кланяться и просить прощения, а это отчего? От гордости, друг мой, а не от иного чего. Но ее-то и нужно искоренять из сердца, ибо от нее, как от злого корня, происходят все злые отрасли – вражды и несогласия; от нее возрастает злоба в сердцах наших. «Но что делать, – скажешь, – когда брат твой не захочет примириться?» Послушай: случилось это с одним братом, и тот пошел к старцу, опытному в подвигах духовной жизни, рассказал ему, как он ходил к брату, а тот и на глаза не допустил его. «Знаешь ли, – сказал старец, – отчего не допустил тебя брат? Ты, идя к нему для примирения, не его оправдывал в мыслях своих, а себя; его же обвинял во всем. Я советую тебе поступить напротив: хотя и брат твой обидел тебя, но ты уверь себя, что ты подал причину к тому, и его оправдай в душе своей, а себя обвини». Тот поступил по совету старца, пошел к брату для примирения с такими мыслями, что брат, обидевший его, прав, а он сам виноват пред ним. И что же случилось? Не успел смиренный постучаться в двери, как непримиримый дотоле брат встретил его с распростертыми объятиями. Не так ли точно поступил и отец с блудным сыном, когда тот в душе своей не смел почитать себя сыном родным, но желал поступить в число наемников его ( Лк.15:11–32 )? Души наши как-то понимают друг друга, и когда кто извиняет другого, тот с своей стороны оправдывает его самого. Таким образом, водворяется мир и между непримиримыми врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

45. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96, НА СЛОВА: « Господь воцарился, да радуется земля » (Пс. 96:1), И НА СЛОВА: « когда Он предаст Царство Богу и Отцу » (1 Кор. 15:24), и о таинстве крещения. 46. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 100. 47. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 101. «Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое» (ст. 1). 48. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 102. 49. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 103. 50. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 104. 51. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 105. 52. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 106. 53. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 107. 54. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118, О НЕПОРОЧНОМ. СТАТЬЯ 1. 55. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 2. 56. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 3. 57. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 139. 58. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 84. 59. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 85. 60. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 86. 61. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 87. 62. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88. 63. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 89. 64. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 90. 65. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 91. 66. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 92. 67. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 93. 68. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94. 69. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 95. 70. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96. 71. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99. 72. ПОСЛЕСЛОВИЕ НА 5–Й ТОМ.   БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, давида и всю кротость его: 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: 2 яко клятся Господеви, обещася Богу иаковлю: 2 Как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: 3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: 3 «Не войду в жилище — дом мой, не войду на одр мой, 4 аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: 4 Не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим, 5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу иаковлю. 5 Пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». 6 Се, слышахом я во евфрафе, обретохом я в полях дубравы: 6 Вот мы слышали, что оно в Евфрафе, нашли его в полях дубравы. 7 внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. 7 Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

2484 De Abraham I, 5, 34. Более подробные рассуждения о справедливости, а равно и подразделение благожелательности на отдельные виды, св. Амвросий позаимствовал из De officiis Цицерона. Например, справедливость нужно соблюдать и на войне (I, 20, 140), превозношение благожелательности (I, 32, 167), мужество, как составной элемент благожелательности (I, 33, 173), необходимость быть ласковым (II, 19, 96), необходимость прислушиваться к общественному мнению о себе (II, 7, 29; I, 47, 226; 50, 246) и др. Подробнее об этом см. в третьей части настоящей книги. 2494 In ps. 118, 8, 25. Cp. Origen., Select in ps. CXVIII, v. 58; Pitra, “Analecta sacra”, III, 274. 2500 In Luc. IV, 46: «Напрасно ты ожидаешь небесного милосердия, если только завидуешь плодам чужой добродетели». 2502 De officiis ministrorum III, 10, 66 – 68; II, 24, 119; Ibidem III, 11, 73; 12, 76. Cp. In ps. 35, 12: «Разве не свойство высшей глупости и безумия искать ненависти и почитать большей всех искусств непраду, которой никто из добрых не ищет?» 2522 Quis rer. div. heres 92 sqq. Cp. Dr. H. Windisch, 24 – 26. Ведёт добродетельную жизнь и становится другом Божиим только тот, кто избегает земных вещей. Quis rer. div. her. 76. 2528 N. Bonwetdch, “Studien zu den Kommentaren Hippolyrs zum Buche Daniel und Hohen Leibe”, S. 65 (в «Texte und Untersuchungen», N. F. 1 Band, 2 Hefr). 2529 Св. Ипполита, епископа Римского, «Толкования на книгу пророка Даниила». Вып. 1, Казань, 1898, стр. 170. 2534 Hom. in illud, Attende tibi ipsi, 3; Hom. in princ. proverb. 15; Comm. in Isaiam proph. cap. VIII, 213; Hom. in ps. LXI, 1. 2554 Узами св. Амвросий называет не только удовольствия, почести и супружества, но и самое желание жить. In ps. 118, 3, 32. 2561 In ps. 118, 3, 46; 6, 31: «Праведный не заключает своего ума в пределах земного и телесного, но направляет к небесному, чтобы обращение его было в небе». 2599 Exhortatio virginitatis 9, 59; Ep. 29,14: «Душа наша, если она желает приблизиться к Богу, должна возвышаться над телом и непрестанно прилепляться к Верховному Благу, – этому Благу Божественному, присносущему, Которое было в начале и Которое было у Бога, т. е., к Слову Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

110. Ibid. 111. BIBLIOTHEKE TON HELLENON PATERON. ATHENAI. 41, 208. 112. А. Лосев. Философия имени. М., 1990. С. 166. 113. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 85, 40С-41А. 114. Точное изложение православной веры 2, 11. 115. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 3, 376А. 116. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 11/1, 41. 117. Толковая Библия. Т. 1. СПб., 1904. С. 24. 118. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 96, 98В. 119. Archimandrite Sophrony. His Life is Mine. New York, 1977. Р. 32. 120. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 34, 384. 121. Лествица 14, 32 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Athenai, 1989. Sel. 191]. 122. Слово богословское 1, 357-359 [SOURCES CHRETIENNES. 122, 122]. 123. BIBLIOTHEKE TON HELLENON PATERON. ATHENAI. 27, 67. 124. Слово огласительное 5, 175-182 [SOURCES CHRETIENNES. 96, 390-392]. 125. Поучение 1, 1 [SOURCES CHRETIENNES. 92, 148]. 126. Слово нравственное 13, 63-67 [SOURCES CHRETIENNES. 129, 404]. 127. Слово огласительное 5, 282-310 [SOURCES CHRETIENNES. 96, 400]. 128. Стихира на стиховне, см.: Triodion katanyktikon, ekd. «Fos». Sel. 69. 129. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 117. 130. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 74, 785А. 131. BIBLIOTHEKE TON HELLENON PATERON. ATHENAI. 41, 265. 132. BIBLIOTHEKE TON HELLENON PATERON. ATHENAI. 42, 205. 133. Э. Светлов. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 507. 134. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25. 135. Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86-87]. 136. Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Рр. 62-63. 137. Поучение 1 [SOURCES CHRETIENNES. 92, 146-148]. 138. Беседа 11, 5 [Беседы, послание и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 85]. 139. Беседа 30, 7-8 [Там же. С. 234]. 140. Запечатанный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926. С. 16. 141. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 185-187. 142. Ioannis Chrysostomi Opera omnia. Ed. 2. Paris, 1834-1839. T. 9, 520С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Mystagogia 24, PG.91, 709D-712A, p.523 [р. п. I, 178]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 288B. C, p.26. 27 [р. п. II, 49] (cap. quing. I,68); XXXVI,381B, p.81 [р. п. II, 115]. 647 Ibid.; Ambigua, PG.91, 1241B, f.195b-196b (cap. quing. V, 93). 648 Cap. de charitate I,79; IV, 57. 86 [р. п. I, 104,140,143]; cp. III, 11,44; IV, 66 [р. п. I, 122,126,141] (писанный закон); IV, 44. 45; II,83. 98. 48; III,3. 1 [р. п. I, 138–139,118,121,114,121] (естественный закон); IV, 56; I,41. 42; III,51; II,49 [р. п. I, 140,100,127,114] (духовный закон). 649 Ambigua, PG.91, 1396А. 1397С, f.256a. 257b. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541B, p.168 [р. п. II, 198]; LXIII,685A, p.246. Quaest. et dubia 67, PG.90, 841C, p.327. Cap. de charitate II,79 [р. п. I, 118]. Ep.5, PG.91, 421B-C, p.236. — Св. Григорий Нисский, In Cant Cant. horn. XV, PG.44, 1096D; р. п. III, 383; De virginitate 18, PG.46, 392A; р. п. VII,365–366. Евагрий, Cap. practica 61, PG.40, 1236A-B; р. п., с.579–580 [с.109–110, гл.89]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,34, PG.93, 1492C; р. п., с.165–166. Ср. у св. Василия Великого, Ер. 2, n.2, PG.32, 228В; р. п., VI.4, 10 (γενκα). 650 Ambigua, PG.91, 1245А,1249АВ, f.197a,199a. 651 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728A, p.270; III,273B, p.18 [р. п. II,36] (cap. quing. I,67). 652 См. выше, гл.«Закон и благодать», прим.12. 653 Ambigua, PG.91, 1233С,1300В,1369А,1393А, f.192a,219a,247a,255b. Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273A, p.18 [р. п. II,36] (cap. quing. I,67); X, 288C, p.27 [р. п. II,49]; XXIV, 329A, p.51 [р. п. II,82] (cap. quing. I,79); XXV, schol.1, 336D, p.55 [р. п. II,242]; XXXVII,385B, p.83 [р. п. II,117]; XLVIII, schol.14, 445B, p.116 [р. п. II,274]; XLIX, 445D. 452A, p.117. 119 [р. п. II,152. 154]; LII,493A, p.142 [р. п. II,175]; LIII,504B, p.148 [р. п. II,181]; LV, 548В. 552В. 557А, p.172. 174. 177 [р. п. II,202,204,208]; LIX, 612B, p.204; LXIII,677C, p.242 (cap. quing. IV,83). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 865D,869B, p.340. 342 [р. п. II,212,213]. Cap. gnost. 96, Прилож., с.54.31 (πρακτικη Θεολογικη); ср. св. Григорий Богослов, Or.6, n.1, PG.35, 721В; р. п. I.3,176. — Cap. de charitate II,26 [р. п. I,110]. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р. п. II,40]; Expos, in ps. LIX, 864A, p.338 [р. п. II,211]; Cap. theol. I,32 (πρακτικη) [р. п. I,220]; ср. преп. Исихия, Cap. de temperantia II,55 (157), PG.93, 1529C; р. п., с.192. — Cap. de charitate III,2 (πρακτικη αρετ) [р. п. I,121]. — Ambigua, PG.91, 1197D,1277A,1368B, f.177b,210b,246b; Quaest. ad Tahl. XLVIII, schol.8, PG.90, 444D, p.116 [р. п. II,273]; LIII,504A, p.147 [р. п. II,181]; Quaest. et dubia 67, PG.90, 841A. p.326; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 (ηθικη φιλοσοφα) [р. п. I,192]. 654

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

83 Лазарев В.Н. Три фрагмента… С. 51. Ил. С. 120: Ορλνδος Α. Οσ. Μελετου κα τ παραλαρια αυτς μρος α//Αρχιον τϖν Βυζαντινϖν Μνεμιων της Ελλαδος. Н. Μονητου E. 1939–1940, σελ 72–75, εκ. 24. 85 Ορλνδος Α. H Μητροπολιζ τϖν Σερρων//Αρχιον τϖν Βυζαντινϖν Μνεμιων της Ελλαδος. Н. Μονητου E. 1939–1940. σελ. 162–164. εκ. 5. 9. Лазарев В.Н. Три фрагмента… С. 118. Ил. с. 121. Примеч. 52. 86 Ορλνδος Α. Παραλειπμενα ν την Μ. Χελανδαπο//Αρχιον τϖν Βυζαντινϖν Μνεμιων της Ελλαδος. H. 1955–1956. σελ. 105–108. εκ. 1–2; Лазарев В.Н. Три фрагмента… С. 118. Ил. с. 123. Примеч. 57. 87 Wharton Epstein A. Tokali Kilise: Tenth-century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Washington. 1986. P. 7–9. Tabl. 6–8; Epstein A. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier. P. 24–25. 89 Bréhier L. Anciennes clõtures de choeur antéricures aux iconostases dans les monastéres de l " Athos//Atti del V Congresso internazionale di studi byzantini. Roma. 1940. Vol. 2. P. 55; Лазарев В.Н. Три фрагмента… С. 126. Примеч. 77. 91 Эту точку зрения отстаивал и В.Н. Лазарев. См.: Там же. С. 122. В последнее время проблема была подробно рассмотрена: Epstein A. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier, P. 25–26. 93 Это наблюдение Т. Мэтьоза было поддержано А. Эпштейн. Mathews T.F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy London. 1971. P. 171: Epstein A. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier. P. 26. 94 О дате комментария см.: Bornert В. Les Commentaires byzantins tie la divine liturgie du VIIe au XVe siècle. Paris. 1966. P .181 sqq.: Darrouzes J. Nicolas d " Andida el les Azymes//REB. 1974. Vol. 32. P. 199–210. 96 Например, на пиксиде из Метрополитен музея в Нью-Йорке: Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art. Third to Seventh Century/Ed. М.Е. Eraser, K. Weitzmann. New York. 1979. P. 581. Cat. 520. Появление завес в интерколумниях было вызнано изменениями в литургии, требовавшей в определенные моменты службы закрывать алтарь от взглядов молящихся. Ранее всего это нововведение коснулось сирийского обряда, согласно которому тайные моменты евхаристии могли видеть лишь набранные. См.: Dix G. The Shape of the Liturgy. New York, 1983. P. 480 ff. Поэтому в сирийских храмах завесы должны были появиться очень рано. Возможно, это объясняет устойчивую иконографическую схему алтарных преград с завесами, характерную для памятников сиро-палестинского происхождения – пиксид, евлогий и ампул IV-VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010