§ 3. Кроме Галликанского миссала, до нас дошли из той же эпохи три весьма сходные миссалы, несомненно восточного происхождения: Ordo Romanus, Медиоланский (Амвросиев) и Мозарабский. 448 В них мы имеем, прежде всего весьма развитую и сложную начинательную часть литургии. Она состоит из следующих моментов: Ordo Romanus: священник, приготовившись к священнодействию, входит в храм со словами: во имя Отца».... Ordo Ambrosianus: тайная молитва и 50 псалом. Ordo Mozarabicus: «облачившись в одежды, священник говорить: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, Κριε λησον, Отче наш, от сокровенных моих... с покаянно-предуготовительною молитвою: Боже недостойных соделал достойными». 2. Во время входа: антифоны: «вниду к алтарю... Суди ми Боже» и проч. 3. Исповедание: «Исповемся Богу всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаж. Михаилу Архангелу, Иоанну Предтече, Петру и Павлу и всем святым..., на что сослужителиотвечают: да помилует тя всемогущий Бог..., священник говорит им: да помилует вас..., потом: прощение, отпущение и оставление грехов наших да даст нам..., антифоны..., отыми от нас Боже»... 4. Introitus, т. е. входные антифоны из псалмов: «к Тебе возведох душу мою»... 5. Наконец, став среди алтаря, говорит: «слава в вышних Богу, мир всем и oremus», т. е. начинательную молитву (соответствующую нашей: Господи ниспосли). 449 После чтения из Писаний, символа веры и преподания мира, по окончании литургии оглашенных, совершается npockoмuдuя(oblamio), имеющая весьма сложный чин. 1. Поется offertorium, т. е. соответствующий нашей херувимской песни антифон, смотря по празднику и назначению мессы, например в праздник Тела Христова: «священницы Господа фимиам и хлеб приносят Богу и тако святи будут Богу своему и не осквернят имени Его, аллилуйя», 450 или в праздник Рождества Христова: «Отроча родися нам и Сын дадеся»... и под. 451 2. Дьякон или священник приносит из сакрария священные сосуды (дискос, чашу, покровы, кадильницу) и преждеосвященные дары. 3. Верующие совершают приношение хлеба и вина, из коих избирается потребное для таинства и возлагается на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В духе смирения и в духе сокрушения... ПриидиДух Святый, освятитель, освяти жертвоприношение сие, моими руками уготованное Тебе». – По Ordo Ambrosianus: над дискосом с агнцем: «Приими, милосердый Отче, хлеб святый сей, да будет телом Единородного Сына Твоего, во имя Отца...» Затем вливает вино и воду в чашу, говоря: «из ребра Христова изыде кровь и также вода во имя Отца»...Над чашею: «приими, милосердый Отче, чашу сию, да будет вино, смешанное с водою, кровию Единородного Сына Твоего»... Молитва священника о себе: «всемогущий, вечный Боже, да будет умилостивительно и приятно Тебе сие приношение, которое я недостойный за себя окаянного грешника и за бесчисленные прегрешения моя приношу Твоему милосердию, дабы Ты даровал мне прощение и отпущение грехов моих и не взирал на неправды моя»... Молитва за всех, в которой упоминается Богородица и все святые: «приими, святая Троица, приношение сие и проч.». 453 Замечателен еще один древний литургийный чин церкви Лугдунской, по которому при излиянии воды говорится: «из боку Господа нашего Иисуса Христа изыде кровь и вода во время страдания: сие есть таинство Св. Троицы (трие суть свидетельствующие...); Иоанн Евангелист видел и свидетельство оставил и знаем, что истинно есть свидетельство его». По другому чину: «из боку Господа нашего И. Христа кровь и вода, повествуется, истекли, которые поровну смешиваем, да милосердый Бог удостоит то и другое освятить для врачевания наших душ». Третий, тоже древний чин: «как из боку Господа нашего Иисуса Христа изыде кровь и вода, так да будет также смешение воды и вина в отпущение наших грехов». 454 – 5. Каждение (и покровение) даров по Ordo Romanus с молитвами: «предстательством блаж. Архангела Михаила... да Сподобит Господь благословить кадило сие и принять в воню благоухания..., да направится молитва моя, как фимиам и проч.». 455 6. Умовение рук с чтением псалма: «умыю в неповинных руце мои»... 456 – 7. Поминовение по Ordo Romanus: «приими, святая Троица, сие приношение, которое Тебе приносим в воспоминание страданий, воскресения и вознесения Иисуса Христа, Господа нашего, и в честь блаженной Марии Приснодевы и блаженного Иоанна Крестителя и святых апостолов Петра и Павла и всех святых, да послужит оно им в честь, а нам во спасение, и да сподобятся ходатайствовать за нас на небесах те, которых память мы совершаем на земле, чрез того же Христа, Господа нашего, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАДУАЛ [лат. graduale от лат. gradus - ступень]. Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. Diozesanbibl. 1b. Fol. 3) Градуал Иоанна фон Фалькенбурга. 1299 г. (Colon. Diozesanbibl. 1b. Fol. 3) I. Песнопение в составе рим. чина мессы , к-рое следует за 1-м чтением из Свящ. Писания (из Апостола) и изменяется по дням литургического года (т. н. proprium missae). Название связано с первоначальным местом исполнения песнопения, к-рое происходило со ступеней амвона (см.: Ordo Romanus V 30; с того же места читался Апостол, тогда как Евангелие - с самой вершины амвона (в отличие от Рима в Галлии все чтения звучали с вершины амвона); с XII в., когда амвоны исчезли из большинства храмов, Г. стали петь со ступеней, ведущих к алтарю ( Beleth. Ration. div. offic. 2; Durand. Rationale. 4. 19)). Текст Г. заимствуется обычно из Псалтири и часто обозначается в рукописях как responsum, responsorium (ответ) и является респонсорием по литургической функции - ответом на прозвучавшее чтение и по форме исполнения - хор отвечает пением рефрена на исполняемый солистом стих (стихи). Практика подобного пения псалмов, вероятно, существовала еще в ветхозаветном храме (Пс 119-134 в Вульгате имеют надписание Canmicum graduum - песнь ступеней). Образцом для возникновения христ. традиции респонсорного пения мог служить Пс 135 с рефреном «Ибо вовек милость Его» (подробнее см. ст. Псалмодия ). Термин «Г.» встречается в рукописях с кон. VIII в.: сначала в сочетании responsorium graduale, затем отдельно. В Ordo Romanus I 10 для Г. используется термин responsum. Исидор Севильский ( Isid. Hisp. De eccl. offic. 1. 8) и Амалар Симфозий Мецский называют его responsorium ( Amalar. Lib. offic. 3. 11. 1; 3. 12. 1), Рабан Мавр, следуя галликанской традиции,- gradale ( Raban. Maur. Sacr. ord. 19). Позже наименование «респонсорий» закрепилось за песнопениями оффиция , а Г.- за песнопениями мессы. Аналогичные Г. песнопения в амвросианском обряде называются psalmellus, в испано-мосарабском обряде - psallendum.

http://pravenc.ru/text/166365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИКА [лат. dalmatica], в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника). Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56) Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56) Название происходит от рим. пров. Далмация, где появился этот вид одежды. В Риме Д. носили со II-III вв. (Scr. hist. Aug. Commod. 8. 8; Pertinax. 8. 2; Heliogab. 26. 2; Claud. 17. 6; Acta proconsularia S. Cypriani. 5. 14), а к IV в. она стала одеждой высших сословий (на консульских диптихах в Д. одеты рим. высшие чиновники; ср. также: δελματικ и δελματικομαφρτιον в Эдикте имп. Диоклетиана о максимуме цен. Гл. 19, 22, 26). В нек-рых памятниках Д. называется также κολοβων ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 1. 15). Изначально Д. имела Т-образную форму. Ее носили с поясом или без. Муж. Д. была с разрезами по бокам подола или по центру для облегчения передвижения пешком или верхом на лошади. Впосл. появилась Д. треугольной, расширенной книзу формы, длина рукава и цвет варьировались. В Византийской империи в средние века Д. изготовлялась из парчи, украшалась жемчугом и драгоценными камнями. В качестве церковного облачения Д. начинает использоваться с IV в. Согласно Liber Pontificalis, ношение Д. вместо короткой туники в 322 г. предписал рим. диаконам папа Сильвестр (LP. Vol. 1. P. 171). Как одежда диаконов Д. упоминается у Амброзиастера в «Вопросах Ветхого и Нового Завета» ( Ambrosiaster. Quaest. Vet. et Nov. Testam. 46). Свт. Григорий Великий сообщает, что рим. диак. Пасхазия хоронили, покрыв его тело Д. ( Greg. Magn. Dial. 4. 40(42)). В литургических памятниках Д. упоминается в Ordo Romanus I 6 (34) (VIII в.) среди облачений папы ( Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 78). Согласно Ordo Romanus XXXIV 10 (VIII в.), Д. надевалась на диакона сразу после хиротонии ( Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 603-613).

http://pravenc.ru/text/168660.html

К VIII веку относится и надпись над гробницей диакона Домеция в Риме, упоминающая о сестре его диакониссе Анне 486 . В конце этого же века о диакониссах упоминается в Ordo Romanus, составленном при папе Льве III 487 , и в рассказе о вступлении этого папы в Рим в 799 году 488 . В IX веке о существовании диаконисс на Западе говорит приведенный нами ранее закон Капитуляриев о браке диаконисс. Относящаяся к тому же времени Глосса к 15 Халкидонскому правилу говорит: «...diaconissa est abbatissa, quae... per manus impositionem ab episcopo ordinatur» 489 . Упомянутое правило Вормского Собора 868 года свидетельствует, что восточный взгляд на церковное служение женщин возобладал на некоторое время и на Западе. В житии св. Нила Младшего († 1005), грека по происхождению, бывшего аббатом Гротаферратского монастыря в конце X века, сообщается, что в г. Капуе его встретила диаконисса, бывшая игуменией монастыря, со своим пресвитером 490 . Упоминаются диакониссы и в посланиях папы Бенедикта VIII (1012–1024) к Бенедикту, епископу Опорто 491 , и в двух посланиях папы Uoahha XIX к тому же Бенедикту (1029) 492 и к епископу Сильвы Кандиды Петру (1026 или 1027) 493 , в послании Бенедикта IX к тому же епископу Петру или его преемнику (1039) 494 и, наконец, в послании папы Льва IX (1048–1054) 495 . Последним упоминанием о диакониссах можно считать эпитафию диакониссы Дацианы в Вероне, относящуюся, судя по упоминанию о должности консула, ко второй половине IX века 496 . Некоторые следы существования диаконисс сохранились в Западной Церкви и до настоящего времени. Мы видели, что по Карфагенским правилам девы получали посвящение в 25 лет и потом вторичное – в 40. Но в этом же возрасте посвящались и диакониссы. И вот обряд посвящения монахинь в этом возрасте объединяет в некоторых монастырях монашеское посвящение и посвящение в диакониссы. По свидетельству Антонина Флорентийского (1389–1459) 497 , посвящаемой даются при этом епископом бревиарий и право читать при богослужении. Pontificate Romanum 498 прямо говорит, что в некоторых монастырях есть обычай посвящать монахинь loco diaconissatus, причем посвящаемой дается епископом бревиарий и право читать при богослужении. Наконец, аббатиссы и монахини картезианского ордена во Франции до недавнего изгнания их получали посвящение диаконисс, носили орарь (stola) и манипль и во время больших праздников даже читали Евангелие 499 . В некоторых местностях, например в Венеции и Милане, сохранились и другие следы существования здесь диаконисс 500 . Приводим дошедшие до нас западные чины посвящения диаконисс: a) ordo romanus, b) картезианский, с) английский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

452 4. Совершается уготовление даров с молитвами и священнодействиями, сходными с нашими проскомидийными. Так по Ordo Romanus священник, когда берет в руки хлеб, говорит: «приими, святый Отче, всемогущий, вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный приношу Тебе, Богу живому и истинному, за бесчисленные прегрешения, обиды и нерадения моя,за всех окрест стоящих и за всех верных христиан живых и умерших: да совершит меня и их в жизнь вечную, аминь», – потом делая крест дискосом, полагает жертву на плат; диакон подает вино, а иподиакон – воду в чаше, или, если это частная месса, то и другое вливает священник и смешанную в чаше воду крестообразно благословляет, говоря: «Боже, Который чудно создал достоинство человеческого существа и еще чуднее преобразовал, даруй нам чрез таинство сей воды и вина быть причастниками божества Того, Кто соизволил соделаться причастником нашего человечества, Иисусе Христе, Сын Твой, Господь наш, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков, аминь»; потом берет и приносит чашу со словами: «приносим Тебе, Господи, чашу спасения, умоляя Твое милосердие, да пред лице величества Твоего взыдет за спасение наше и всего мира в воню благоухания», – делает знак креста чашею, полагает её на плат и покрывает воздухом (palla) с словами: «в духе смирения и сердцем сокрушенным да будем услышаны Тобою, Господи, и да будет жертвоприношение наше пред лицом Твоим ныне таково, чтобы оно было благоугодно Тебе, Господи Боже», потом: «прииди, освятитель всемогущий, вечный Боже, (благословляет приношения крестообразно) и благослови сие приношение Твоему святому имени уготованное». – По Ordo Mozarabicus: над дискосом и Агнцем: «да будет благоприятно величеству Твоему, всемогущий вечный Боже, приношение сие, которое мы приносим Тебе за грехи и прегрешения наши и за спасение почитателей святой, соборной, и апостольской веры чрез Христа, Господа нашего, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», – над чашею: «приносим Тебе, Господи, чашу для благословения крови Христа, Сына Твоего, и умоляем милость Твою, чтобы пред очи величества Твоего вознеслась как приятное благоухание»..., – при покровении: приношение сие, молим Господи, милостиво приими и грех всех приносящих и за кого принесено Тебе, прости чрез Христа, Господа нашего, аминь...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Отметим также работы англиканского епископа Труро Уолтера Ховарда Фрэра (1863–1938), одного из инициаторов предложения о пересмотре Book of Common Prayer в 1928 r., позднее отвергнутого парламентом, и известного также как экуменический деятель. Преподобный Фрэр предпринял ряд исследований в области истории римской и англиканской литургий, в центре которых, в частности, находится вопрос развития эпиклесиса, особенно динамика, связанная с заменой призывания Логоса на призывание Св. Духа 977 . Ему принадлежат также публикации и исследования некоторых литургических источников 978 . Следует обратить внимание и на кембриджский учебник по ранней истории христианской литургии Джеймса Херберта Сроули (1868–1954) 979 , известного также исследованиями в области патрологии 980 . В 1905 г. в Лондоне появляется комментированное издание Ordo Romanus Primus 981 , a с 1931 г. известный литургист, профессор факультета католической теологии Страсбургского университета монсеньор Мишель Андриё (1886–1956) критически публикует раннесредневековые Ordines Romani 982 . Некоторые итоги развития литургической науки в западном мире подвел упомянутый многотомный «Словарь христианской археологии и литургики " 983 Каброля-Леклерка, публиковавшийся в Париже на протяжении почти полувека (кстати сказать, относившийся методологически еще к той теоретической позиции, долго доминировавшей и в отечественной науке, которая практически не отделяла литургику, как самостоятельную научную дисциплину, от церковной археологии). Отметим также учебник по христианской археологии, подготовленный о. Анри Леклерком 984 . Продолжаются исследования в области восточной литургической традиции. Так, итогом источниковедческих изысканий аббата Шабо, одного из крупнейших знатоков христианского Востока, стала публикация о сирийской литургии, приписываемой св. Иоанну Марону 985 . Ряд изданий знакомит читателя с восточной литургической практикой: порядком служения литургий Василия Великого и Златоуста, особенностями облачений греческого клира и церковной архитектуры, богослужебными книгами; исследуются особенности генезиса христианской литургии, начиная с т.н. литургии 8-й книги Апостольских постановлений 986 , проблемы, связанные с историей древневосточных литургий 987 , последований совершения таинств на Востоке 988 и проч. 989

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3308 Cp. «Жизнь Генриха», составленную Адельбольдом, который называет Гардуина «Episcopicida». Pertz, 4:687. 3309 Этот Сергий раньше носил прозвание Bucca Porci или Os Porci (Bucca di Porci). и после своего избрания отменил столь неприличное имя. Его смешивали с Сергием II (884 г.), к которому, вследствие этого, и относили первый пример такой перемены имени; но в действительности самый ранний пример этого мы видим в Октавиане или Иоанне XII (см. выше). 3310 Берно, аббат Рейхенау, говорит, что в его собственном присутствии, Генрих спрашивал, почему Никейский Символ веры не пели за обедней, и ему отвечали, что римская церковь всегда будучи православной, не нуждалась в таком употреблении его. Но по желанию императора, пение Символа было введено в церковь (De Officio Missael, 2, Patrol, 142). С большой вероятностью можно думать, что опущение Символа произошло вследствие спора касательно Filioque во времена Карла Великого. 3312 Вероятно, в Бамберге Генрих и даровал грамоту, которую некоторые относят к его посещению Рима в 1014 году. Этой грамотой подтверждены дары прежних императоров, и новая кафедра бамбергская, с аббатством фульдским особенно, передана папству, причем определено, чтобы папа избирался в присутствии императорских уполномоченных (Pertz, Leges 2, App. 174). 3315 В это именно время архиепископ воспользовался carroccio, которая раньше употреблялась в религиозных процессиях с целью военного знамени, в каковом положении она и сделалась знаменитой в последствии. По описанию Арнульфа, она представляла собой высокий шест, утвержденный на карете, с двумя белыми флагами свешивавшимися с золотого яблока на вершине шеста и в середине с изображением распятого Спасителя на кресте. 3319 Ordo Romanus, Patrol, 98, pp. 763 и след. Согласие патриция считалось необходимым для назначения папы. См. Gregorov. 4:62–4 и его цитаты. 3322 Annal. Rom (Pertz. 5:469). Постоянное упоминание о влиянии денег в Риме, составляет замечательную черту в этих Анналах. 3325 Mabill. Acta SS Ben, 9:406. Его отца обыкновенно считают плотником, но, вероятно, он был крестьянином. Подробная жизнь Григория VII написана Гфререром и состоит из семи больших томов, кроме указателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данные источников о происхождении А. по-разному истолковывались исследователями: А. Гарнак считал, что аколуфат возник под влиянием рим. языческого института calatores (служителей), выполнявших при жрецах обязанности письмоносцев, писцов и помощников при совершении жертвоприношений (Harnack. S. 93-96). По мнению Л. Дюшена (Duchesne. P. 332), Ф. Виланда (Wieland. S. 50, 154-158, 177) и А. П. Лебедева (допускавшего, впрочем, «самое малое влияние язычества на образование христианских институтов» - С. 107), чин А. произошел из чина субдиакона после возвышения последнего до статуса служителя алтаря; функции служителей, исполнявших простейшие работы при храме (без строгого определения обязанностей), перешли от субдиаконов к А., обязанности же письмоносцев оставались еще и у тех и у других; одновременно аколуфат стал «подготовительной школой» к субдиаконату. Как видно из «Ordines Romani» , в V-IX вв. в Римской Церкви выделилось 3 класса А., общее число к-рых составляло 45 (Constitutum Sylvestri (501); Mansi. T. 2. P. 626; LP. T. 1. Introd. P. 138). Дворцовые, или палатинские (palatini), А. помогали папе на богослужении, прислуживали ему во дворце, наряду с чтецами и субдиаконами выполняли функцию посланников (ablegates) папского двора, распределяли милостыню, отправляли папские документы, разносили евлогию (благословенный хлеб) либо часть Св. Даров (см. Fermentum ) с папской мессы священникам титулярных рим. церквей (Послание папы Иннокентия I к Децентию, еп. Губбио, нач. V в.), а также верным, отсутствовавшим по уважительным причинам. Региональные (regionarii) А., называвшиеся также титулярными (titulares), были приписаны к разным округам Рима и помогали диаконам. Местные А. (stationarii) прислуживали в церквах и не составляли отдельного чина, а относились также к региональным А. (Mabillon. Commentaria. T. 2. P. 20). В VI-VII вв. обязанностью местных А. было сопровождать папу из Латеранской базилики в церковь, где он должен был служить, помогать ему и диакону на этой мессе и относить Св. Хлеб епископам и священникам для совершения преломления . Во время Великого поста и торжественного совершения таинства Крещения А. стали выполнять обязанности, ранее лежавшие на экзорцистах (Ordo Romanus VII 2). Вместе с появившимся в 1-й пол. X в. почетным чином архиаколуфа (как ранее иногда назывались субдиаконы) чин А. выделялся среди др. низшей иерархии именно возможностью служить у престола ( Лиутпранд Кремонский. Antapodosis. IV 6).

http://pravenc.ru/text/63904.html

рим. К. м. (Canon Romanus); 2-я - анафора, основанная на «Апостольском предании» ; 3-я - новосоставленный текст, носящий компилятивный характер; 4-я - анафора, основанная на егип. версии анафоры свт. Василия Великого (существуют и иные евхаристические молитвы: для детской мессы, для чина примирения, для месс по особым поводам и проч.). Самыми заметными изменениями в традиц. рим. К. м. стало добавление в разд. «Qui pridie» к словам «Сие есть Тело Мое» фразы «quod pro vobis tradetur» («Которое за вас предается»), а также исключение средневековой вставки «mysterium fidei» в установительных словах над Чашей (теперь слова «Mysterium fidei» произносятся как аккламация после возношения Чаши). Предусмотрены также варианты для разделов «Communicantes» (на Рождество и Октаву Рождества Христова, Епифанию, Великий четверг, Пасхальное бдение, Октаву Пасхи) и «Hanc igitur» (на Великий четверг, Пасхальное бдение, Октаву Пасхи и при совершении других таинств и сакраменталий). Допускается предварительное или параллельное комментирование слов К. м. и действий священника при его совершении. Тем не менее тридентский вариант К. м. продолжает использоваться в католич. Церкви при совершении экстраординарной мессы по Миссалу папы Иоанна XXIII (1962). Как традиц. рим. К. м., так и его вариант в Novus Ordo оказали огромное влияние на евхаристические молитвы др. зап. обрядов (испано-мосарабского и амвросианского) и анафоры Восточных Католических Церквей . Изд.: Botte B., ed. Le Canon de la messe romaine. Louvain, 1935; Botte B., Mohrmann Chr., ed. L " Ordinaire de la messe. P.; Louvain, 1953; Eizenh ö fer L., ed. Canon missae romanae. R., 1954-1966. 2 vol.; H ä nggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 423-447; Lodi. Enchiridion. P. 605-803; Corpus orationum/Ed. E. Moeller et al. Turnholti, 1997. T. 10: Canon Missae: Orationes 6122-6739. (CCSL; 160 I); Corpus praefationum/Ed. E. Moeller. Turnholti, 1980-1981. 5 vol. (CCSL; 161, 161 A-D). Лит.: Bunsen Chr. K. J., von. Hippolytus and His Age. L., 1852. 4 vol.; Probst F.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010