При Причащении: «Работайте, Господеви, со страхом» [ Пс.2:11 ]. После Причащения: «Устроитель благих дел, Господи, очисти сердце рабы Твоей, чтобы Ты обрел в ней не то, что Ты можешь наказать, а то, за что можешь увенчать, во [веки веков, аминь]». А диаконисса эта пусть приобщается Святых Таин, и после мессы епископ должен преподать ей мир пастырским дозволением, чтобы она пользовалась своими [правами] безопасно и спокойно. Ordo qualiter in Romana ecclesia sacri ordines fiunt [Ordo Romanus IX] Monumenta. P. 61–62: MabillonJ. Museum Italicum. Paris, 1689. T. 2. P. 90–91; Hittorp M. De divinis catholicae ecclesiae officiis et mysteriis//Magna Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. P., 1644. T. 10. Col. 97. Др. изд.: PL LXXXVIII. 851 sqq. См. также сайт «Women Can Be Priests» 228 . Чин рукоположения, относящийся к понтификату папы Константина I (708–715), переработанный уже при папе Стефане III (752–757). Pontifex stat in sede sua, singillatim imponens manus capitibus eorum et benedicit eos. Accedens autem archidiaconus tollit orarios de confessione, qui de hesterna die repositi sunt ibi; imponit super eos: et pontifex induit eos planetis, et stant induti. Diaconilia indumenta tollunt qui diacones esse debent de medio eorum, et complentur benedictiones eorum, qui presbyteri ordinantur; et tunc descendunt in presbyterium et statim unus ex nouitiis diaconibus legit Euangelium et ad ipsam missam ministrant, unusquisque secundum officium suum. Tollit uero pontifex oblatas integras et dat singulis nouitiis presbyteris, et inde communicantur usque dies VIII. Expletis omnibus, missa rite completa, stant regiones paratae ad singulos titulos pertinentes cum candelabris et thuribulis, ut proprium suscipiant sacerdotem. Pontifex autem donat eis sacerdotalia indumenta, et ministeria missae, aurum uel argentum, uinum, frumentum et oleum. Egredientes autem de basilica S. Petri praecedent unumquemque uel triginta candelabra cum thuribulis. Ipse sedet super equum album: praecedens et subsequens populus canit ei laudem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Mabillon J. De liturgia gallicana libri tres. R., 1685 (repr.: PL. 72. Col. 99-448); Neale J. M. , Forbes G. H. The Ancient Liturgies of the Gallican Church. Burntisland, 1855-1857. N. Y., 1970r; Duchesne L. Sur l " origine de la liturgie gallicane//RHLR. 1900. Vol. 5. P. 31-47; idem. Origines du culte chretien: Étude sur la liturgie latine avant Charlemagne. P., 1903; Mercati G. Sull " origine d. liturgia gallicana//Antiche reliquie liturgiche. R., 1902. P. 72-75. (ST; 7); Bishop E. Liturgica Historica: Papers on the Liturgy and Religious Life of the Western Church. L., 1918, 19622; Lietzmann H. Ordo missae Romanus et Fallicanus. Bonn, 19233, 19354. (Liturg. Texte; 2); Leclercq H. Gallicane (Liturgie)//DACL. 1924. Vol. 6. Col. 473-596; Wilmart A. Germain (Lettres attribuées à saint)//DACL. 1924. Vol. 6. Col. 1066-1102; Thibaut J. L " ancienne liturgie gallicane: Son origine et sa formation en Provence aux V et VI siècle. P., 1929; Cabrol F. Les origines de la liturgie gallicane//RHE. 1930. Vol. 26. P. 951-962; idem. La messe en occident. P., 1932. (Bibl. cath. de sciences religieuses; 50); Quasten J. Oriental Influence in the Gallican Liturgy//Traditio. 1943. Vol. 1. P. 55-78; Griffe E. Aux origines de la liturgie gallicane//BLE. 1951. Vol. 52. P. 17-43; Porter W. S. The Gallican Rite. L., 1958; Gamber K. Ordo antiquus gallicanus: Der gallikanische Meßritus d. 6. Jh. Regensburg, 1965; Alexis (Van der Mensbrugghe). L " «Expositio missae gallicanae» est-elle de St. Germain de Paris († 576)//Messager EPREO. 1959. Vol. 8. P. 217-249; idem. Pseudo-Germanus Reconsidered//StPatr. B., 1962. Vol. 5. P. 172-184. (TU; 80); Cabié R. Les lettres attribueés à St. Germain de Paris et les origines de la liturgie gallicane//BLE. 1972. Vol. 73. P. 183-192; Pinell J. Anámnesis y epíclesis en el antiguo rito galicano//Didaskalia. 1974. Vol. 4. P. 3-130; Kleinheyer B. Studien zur nichtrömisch-westlichen Ordinationsliturgie//AfLW. 1980. Bd. 22. S. 93-107; 1981. Bd. 23. S. 313-366; Winkler G. Confirmation or Chrismation?: A Study in Comparative Liturgy//Worship. 1984. Vol. 58. P. 2-17; Ekenberg A. Germanus oder Pseudo-Germanus?: Pseudoproblem um eine Verfasserschaft//AfLW. 1993/1994. Bd. 35/36. S. 135-139; Bernard Ph. Du chant romain au chant grégorien. P., 1996; Smyth M. La liturgie oubliée: La prière eucharistique en Gaule antique et dans l " Occident non romain. P., 2003; The Bobbio Missal: Liturgy and Religious Culture in Merovingian Gaul/Ed. Y. Hen, R. Meens. Camb., 2003.

http://pravenc.ru/text/161580.html

А диаконисса эта пусть приобщается Святых Таин, и после мессы епископ должен преподать ей мир пастырским дозволением, чтобы она пользовалась своими [правами] безопасно и спокойно. Ordo Romanus IX Monumenta… P. 61–62: Mabillon J. Museum Italicum. Paris, 1689. T. 2. P. 90–91; Hittorp M . De divinis catholicae ecclesiae offi ciis et mysteriis//Magna Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Paris, 1644. T. X. Col. 97. Др. изд.: PL LXXXVIII. 851 sqq. См. также сайт: (последнее обращение 30.11.2012). Чин рукоположения, относящийся к понтификату папы Константина I (708–715), переработанный уже при папе Стефане III (752–757). Ordo, qualiter in Romana ecclesia sacri ordines fiunt …Pontifex stat in sede sua, singillatim imponens manus capitibus eorum et benedicit eos. Accedens autem archidiaconus tollit orarios de confessione, qui de hesterna die repositi sunt ibi; imponit super eos: et pontifex induit eos planetis, et stant induti. Diaconilia indu menta tollunt qui diacones esse debent de medio eorum, et complentur benedictiones eorum, qui presbyteri ordinantur; et tunc descendunt in presbyterium et statim unus ex novitiis diaconibus legit evangelium et ad ipsam missam ministrant, unusquisque secundum offi cium suum. Tollit vero pontifex oblatas integras et dat singulis novitiis presbyteris, et inde communicantur usque dies VIII. Expletis omnibus, missa rite completa, stant regiones paratae ad singulos titulos pertinentes cum candelabris et thuribulis, ut proprium suscipiant sacerdotem. Pontifex autem donat eis sacerdotalia indu menta, et ministeria missae, aurum vel argentum, vinum, frumentum et oleum. Egredientes autem de basilica S. Petri praecedent unumquemque vel triginta candelabra cum thuribulis. Ipse sedet super equum album: praecedens et subsequens populus canit ei laudem. Similiter etiam feminae diaconissae et presbyterissae, quae eodem die benedicuntur. Plateae autem civitatis, unde transituri sunt, coronantur lauro et palliis, et cum tanta gloria ad statutos titulos deducunt proprios sacerdotes: et ipse facit eis illo die convivium.

http://azbyka.ru/drevnie-chiny-rukopoloz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ORDINES ROMANI [Лат. Римские чинопоследования], принятое в литургике наименование раннесредневек. уставных указаний для совершения мессы и др. таинств по римскому обряду . Название введено в научный оборот 1-м издателем Г. Кассандром ( Cassander G. Ordo Romanus de officio missae... Coloniae Agrippinae, 1561). В рукописях сами сборники не имеют общего заглавия, а входящие в их состав чинопоследования всегда называются по-разному: наряду с ordo используются термины «capitulare», «breviarium», «instructio», но чаще всего описательные конструкции, начинающиеся с De или Quomodo (лат. «О [том, как]…» или «Каким образом [совершается]…»). Амаларий Мецский, ссылаясь на O. R., использует выражение «римское чинопоследование» всегда в ед. ч. ( Amalar. Ord. antiphon. LII 1). Изучение O. R. имеет огромное значение, т. к. ранние литургические книги содержат в основном только тексты изменяемых молитв и песнопений при минимальном количестве рубрик; обрядовые же действия священнослужителей в них не описываются, что не позволяет реконструировать богослужение в полном объеме. Благодаря тому что в O. R. тексты молитв и песнопений отмечены инципитами, разные литургические книги могут быть соотнесены друг с другом. Однако, как именно на практике использовались O. R., неизвестно: одни исследователи считают их просто своего рода учебниками по литургике, памятками или примерными образцами, другие видят в них полноценные уставы, обязательные к исполнению. Издания Кассандра, а затем М. Хитторпа ( Hittorp M. De divinis catholicae Ecclesiae officiis et mysteriis. Coloniae Agrippinae, 1568) базировались на поздних интерполированных рукописях. Первым значительную часть аутентичных древних чинов из корпуса O. R. издал Ж. Мабильон (Мабийон) ( Mabillon J. Antiqui libri Rituales//Museum Italicum. Lutetiae Parisiorum, 1689. T. 2. P. 1-548=PL. 78. Col. 851-1406). Всего им было издано 15 чинопоследований. При издании древних O. R. он опирался на рукописи St. Gallen. 140 (X в.); Paris. lat. 2399 (XI в.); Vat. Palat. lat. 487 (долгое время эту рукопись датировали IX в., однако Б. Бишофф передатировал ее рубежом VIII и IX вв., что делает ее одним из самых ранних источников). Однако часть опубликованных текстов относится к более поздней эпохе (литургические разделы Liber politicus каноника Бенедикта и Liber Censuum камерария Ченчо Савелли (буд. папа Римский Гонорий III ), а также более поздние папские Церемониалы). После Мабильона отдельные чины из O. R. издавали Ф. Бьянкини, М. Герберт, Ж. Б. де Росси, Ф. Пробст, Л. Дюшен, К. Сильва-Тарука и др.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Внимательное прочтение рубрик и молитв византийского чинопоследования «освящения» в Vatican. Barberini gr. 336 позволяет заметить следующие особенности этого чина: 1 . Чин начинается мирной ектенией с особыми прошениями на освящение храма и заканчивается стандартным диаконским возгласом «С миром изыдем», предполагающим отпуст; это указывает на то, что этот чин, если и не имел константинопольского происхождения, приобрел некоторые особенности, включающие его в литургическую традицию Константинополя. 2 . Молитва 1-я, Θες ναρχος κα διος – возможно, константинопольского происхождения (VI в.) 577 , – выполняет двойную функцию, соединяя прошение патриарха за себя и за клириков 578 с эпиклетическим призыванием Духа для освящения храма 579 и престо-ла 580 . Можно заметить, что более сильно выраженная эпиклетическая формула (κατπεμψον... κα γασαν...) относится в этой молитве к освящению «дома», т. е. храма, а не престола. 3 . В прошлом исследователи отмечали, что чин освящения престола во многом близко напоминает византийский чин Крещения и Миропомазания (за исключением предкрещального помазания тела) 581 . Возможно, что ссылки на крещальный чин, трижды фигурирующие в нашем тексте 582 , не являются случайными и могут отражать сознательную попытку подражания этому чину. 4 . Возлияние вина (κολθου) на престол сопровождается стихами Пс. 50:9–10 . Так же как и омовение алтаря водой, этот акт находит соответствие в армянском чине освящения храма 583 (но не в сирийском и коптском чинах) и в западных чинах римо-галликанского происхождения (Missale francorum, Gelasianum vetus, Ordo Romanus XLI) 584 . Омовение, помазание и облачение престола и помазание стен храма сопровождаются псалмопением ( Пс. 83, 50, 131, 132, 92, 25 ), «покрывающим» физические действия предстоятеля и клириков. Довольно сложно судить, все ли из указанных псалмов изначально сопровождали чин освящения, но можно предположить, что чтение Пс. 50:9–10 связано с тем, что возлияние вина понимается как очищение престола; в то же время акт облачения престола привнес в чин освящения текст Пс. 92 по той причине, что чин облачения престола стал пониматься как облачение в крещальное одеяние 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Для Константинопольского патриархата это подтверждается 167 Новеллой императора Юстиниана I (527–565), датированной 565 г., которая постановляет: «Более того, мы предписываем всем священникам и епископам говорить молитвы, используемые в Божественном Приношении и святом Крещении не неслышно, но в полный голос, чтобы они были слышны верными, что побуждало бы души слышащих к большему благоговению и возвышало бы их к похвале Господа Бога». Далее Юстиниан в поддержку своего мнения перефразирует 1 Кор, 14:15–17, о том, как может кто-то сказать «Аминь» на ваше благодарение, если не слышит, что вы говорите. Ибо вы можете произносить много благодарений, но другого это не назидает. Далее Рим.10:10  «Ибо сердцем веруют к праведности и устами исповедуют ко спасению» надо знать, что говорят уста, чтобы верить в это и быть спасённым. Новелла заключает: «Отсюда следует, что молитвы Святого Приношения и другие молитвы должны быть произносимы епископами и пресвитерами слышимым голосом ко Господу нашему Иисусу Христу, нашему Богу, со Отцом и Святым Духом…» Юстиниан заканчивает угрозами санкций для тех, кто не станет исполнять его декрет – что доказывает, что он боролся с существующими злоупотреблениями и указывал вернуться к тому, что всё ещё считал истинной традицией. Несмотря на постановление Юстиниана, с VIII века византийские литургические комментарии и рукописи свидетельствуют об оставлении ранней традиции. Уже в самой ранней византийской литургической рукописи, Barberini Gr. 336 (ок.750 г.) Божественная Литургия имела рубрики, указывающие, что молитвы должны читаться тайно. Глава 39 византийского литургического комментария, известного как Protheoria (ок.1085–1095) подтверждает не только то, что битва Юстиниана была проиграна, но и что молчаливая анафора вызывала недоумение и недовольство среди верных: «Некоторые из собравшихся озадачены и спрашивают: «Что всё это значит? Что священник про себя шепчет?» И они хотят знать, о чём эти молитвы». Такой же процесс упадка можно наблюдать и на Западе. Около 750 г. Ordo Romanus I, 88, уже свидетельствует о молчаливом чтении канона, и с IX в. мы уже видим чёткое различие между Префацией, которая поётся, и следующими после Sanctus " а молитвами, начиная с Teigitur, часто предваряемыми заголовком Canon Missae или Canon Actionis, которые служащий священник читает тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Лекционария (A. Шавасс), а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В связи с этим с XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду перед Quadragesima (т. е. в 1-й день В. п.) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с к-рой начинается В. п. Классическая система В. п. зафиксирована уже в Ordo Romanus XXII (кон. VIII в.). На время В. п. отменялись аллилуиарий и Gloria на мессе; обычным цветом облачений был фиолетовый. Особо выделялись 2 седмицы - предпоследняя (Страстей, лат. Passionis) и последняя (Святая, к-рая соответствует Страстной седмице на Востоке) перед Пасхой. Лит.: Мансветов И. О постах правосл. вост. Церкви//ПрТСО. М., 1885. Ч. 36. С. 335-399; Ч. 37. С. 630-698; Петровский А. В. Предпасхальный пост в истории его развития//ХЧ. 1900. 4. C. 587-600; Никольский. Устав. Т. 2. С. 650-690; Скабалланович М. С. Великий пост. К., 1910; он же. Типикон. Вып. 1; Карабинов И. А. Постная Триодь. СПб., 1910; Salaville S. La Tesserakostê au Ve canon de Nicée//EO. P., 1910. Vol. 13. P. 65-72; 1911. Vol. 14. P. 355-357; Chavasse A. La structure du carême et les lectures des messes quadragésimales dans la liturgie romaine//LMD. 1952. Vol. 31. P. 82-84, 95-98; idem. Les feries de Carême célébrées au temps de Saint Léon le Grand (440-461)//Miscellanea liturgica in onore di G. Lercaro/Ed. A. Bugnini etc. R., 1966. Vol. 1. P. 551-557; Peri V. La durata e la struttura della Quaresima nell " antico uso ecclesiastico gerosolimitano//Aevum: Rass. di scienze storiche, linguistiche e filologiche. Mil., 1963. Vol. 37. P. 147-162; Coquin R. -G. Une réforme liturgique de Concile de Nicée (325)?//Comptes Rendus/Acad. des inscriptions et belles-lettres. P., 1967. P. 178-192; Regan P. The three days and the forty days//Worship. Collegeville (Minnesota), 1980. Vol. 54. P. 2-18; Шмеман А.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Кард. Иаков Гаэтани Стефанески († 1343), племянник папы Бонифация VIII, оставил ряд сообщений об обрядах К., свидетелями которых он являлся, а именно: папы Целестина V (одно сообщение в прозе и одно в стихах - Acta SS. Mai. T. 4. 1866. P. 479-480), Фомы, еп. Херфорда, и Людовика, еп. Тулузы. Обряд К. последнего был включен в Ordo Romanus XIV (cap. 111, 115), литургическую книгу XIV в., содержащую чины обрядов, совершаемых папой; эта книга лежит в основе совр. «Caeremoniale Romanum» ( Mabillon J. Museum italicum. P., 1724. Vol. 2. P. 412-413, 418-424=PL. 78. Col. 1249-1250, 1254-1259). Согласно этому обряду, в каноническую процедуру К. был внесен ряд изменений: назначалась серия заседаний (консисторий) для изучения материалов процесса; выбирались 7 или 8 прелатов Курии, обязанных излагать в день К. содержание процесса в форме проповеди, обращенной к народу. Папа в ходе заседания последней консистории назначал 2 кардиналов, принадлежавших, как правило, к к.-л. монашескому ордену, с поручением подготовить необходимые для К. литургические тексты (чтения из Писания, антифоны, респонсории и т. п.). Появляется особая фигура прокурора по делу о К., к-рым обычно был к.-л. папский нунций. Он должен был просить папу выслушать во время церемонии прелатов, выступавших офиц. защитниками лица, которого собирались канонизировать. Затем следовала проповедь к народу 7 или 8 прелатов, назначенных папой. После пения покаянной молитвы «Confiteor» (Исповедую) папа преподавал всем присутствующим индульгенцию. Далее следовала проповедь папы, который просил народ усиленно молиться. Во время этой молитвы хор пел гимн «Veni Creator Spiritus» (Прииди, Создатель Дух). После пения все продолжали молиться в безмолвии; затем папа произносил формулу К.; пелся гимн «Te Deum laudamus» (Тебе Бога хвалим); следовала молитва новому святому; вновь пелся гимн «Confiteor»; объявлялась папская индульгенция всем, празднующим память нового святого, и совершалась торжественная месса. Столетие спустя, в 1395 г. Петр Амели († 1401) описал чин К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

273 Morinus. Commentarius de sacris ecclesiae ordinationibus. Pars. Ш, exercitatio VII, cap. I, p. 105. Antverpiae 1695; – Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. Tomus II, lib I, cap. VIII, p. 23. Antverpiae 1763, – По указанию Morinus’a, обряд первоначально введён был в чин не пресвитерского рукоположения, как он существует в римско-католической церкви теперь, а епископского, р. 106. 274 Lacey. Anglican Orders. The Church Review 1832. November 19. 1896 p. 758. – Morinus. p. 102, – Perrone. Praelectiones theologicae vol. VII, p. 133. – Lovanii Moguntinae 1842. 275 Sextum sacramentum est Ordinis, cujus materia est illud, per cujus traditionem confertur ordo, sicut presbyteratus traditur per calicis cum vino, et patenae cum pane porrectionem... et similiter de aliis per rerum ad ministeria sua pertinentium assignationem. Forma sacerdotii talis est. Accipite potestatem ofterendi sacrificium in Ecclesia pro vivis et mortuis, In nomine Patris et Filii et spiritus Sancti. – Decretum Eugenii Papae IV. – Binii. Concitia generalia et provincialia graeca et Latina. Tom. VIII, p. 866. – Lutetiae – Papisiorum 1636. 276 Собор говорит лишь, что рукоположение (ordinatio) „verbis et signis exterioribus perficitur“ (Sessio XXIII, cap. IIl), но в чём именно состоит этот внешний знак, в декрете не указывается. Правда, в пятом каноне той же сессии собор касается обрядов, употребляемых римской церковью при посвящении, но в таких выражениях, из которых нельзя сделать никакого вывода относительно того, что именно, по учению собора, должно быть признано существенным знаком таинства, или его материей. Канон этой читается так: Si quis dixerit, sacram unctionem, qua ecclesia in sancta ordinatione utitur, non requiri, sed contemuendam et perniciosam esse, similiter et alias ordinis caeremonias: anathema sit. 277 ... Ordinem vere ac proprie Sacramentum dicendum esse, quaie Episcopus ei calicem cum vino et aqua, et patenam cum pane porrigens, qui Sacerdos ordinatur, inquit... „Accipe potestatem, offerendi sacrificium“ etc... quibus verbis semper docuit Ecclesia, dum materia exhibetur, potestatem consecrandae Eucharistiae, charactere animo impresso iradi cui gratia adiuncta sit, ad illud minus rite et legitime obeundum“. Cathechismus Romanus ex decreto Concilii fridentini ad parochos Pii V Pontificis Maximi jussu editus. Pars II, Cap, VII, quaestio X. – Почему Ласи находит возможным утверждать, что будто бы катехизис вручение орудий относит к обрядам скорее случайным, чем существенным (accidentales potius quam essentiales), для нас совершенно не понятно. – Supplementum, р. 32–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Следует добавить, что такая же участь постигнет ряд других потерявших свое изначальное предназначение церковных служений, например, хорепископов. Очевидно, на Западе римские чины посвящения диаконисс и подобные им (см. Понтификал архиепископа Йоркского Эгберта (732–766), парижская рукопись X в.) явились основой последующей практики поставления монашествующих женщин в Западной (Католической) Церкви, в связи с чем они – в отличие от восточного чина посвящения диаконисс, который не мог меняться, поскольку не использовался на практике, – занимают особое место в ряде средневековых литургических рукописей. Миссал Леофрика, епископа Эксетерского (1050–1072), содержит помимо молитвы на поставление диакониссы указания на посвящения вдов, дев и аббатисс; достаточно пространные молитвы аналогичного характера и частью текстуально совпадающие с предыдущими включены в Понтификал архиепископа Йоркского Байнбриджа (1508, см.: Liber Pontificalis Chr. [Christophori] Bainbridge, Archiepiscopi Eboracensis/Ed. G. Durham. L., Edinburgh, 1875 [Publications of the Surtees Society, 61]) для разных женщин: famula Dei (P. 81–82, 152–153), abbatissa (P. 143–148), uidua (P. 150–151), uirgo(P. 154–169), sanctimonialis (P. 170–175). Аналогичные молитвы можно привести из Понтификала епископа Солсберийского Роджера Мартивальского (Liber Pontificalis Rogeri de Martival, episcopi Sarisburiensis, 1315–1329, см.: Ibid. Appendix. P. 207–213 [uirgo], 214–224 [famula]); английского Понтификала епископа Линкольнского Джона Рассела (Pontifical of John Russel, Bishop of Lincoln, XVsaec.: Ibid. Appendix. P. 237–247[virgins], 248–249[abbatissa]) 218 . Молитвы на поставление вдов и аббатисс (в последнем случае частью совпадающие с Ordo Romanus IX века) доживут до латинских евхологиев XVIII века (Monumenta veteris Liturgiae Alemannicae/Ed. M. Gerbertus. Mon. St. Blasii, 1779. P. 98–99; Monumenta. P. 69–70) 219 . Впрочем, концом эволюции подобного рода чинов следует признать Римский понтификал (Pontificale Romanum, fase.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010