совершалась во весь год ежедневно ( Habtemichael-Kidane. P. 308-335). Среди эфиоп. рукописей встречаются и Часословы, содержащие суточные службы совсем иного типа, напр., в одном из них В. близка к чину В. по палестинскому Часослову: вступительные молитвы; Пс 116-128 (с пропуском Пс 118); Евангелие; Пс 129. 7-8 и Пс 116. 1 с припевами; «Свете тихий»; «Сподоби, Господи»; Пс 91. 1 и Пс 122. 1 с припевами; тропари; «Ныне отпущаеши»; Пс 140. 1 с припевом; Трисвятое; заключение ( Тураев. 1897. С. 72-87). В. на Западе В богослужении Римско-католической Церкви. Сведения о кафедральной системе служб суточного круга в Римской Церкви в древности до нас почти не дошли. Одно из немногих - описание В. (vesperae) пасхальной седмицы в Ordo Romanus XII (возможно отражающем городскую практику кон. VII в.- van Dijk. P. 327), по-видимому включавшей только 3 псалма: «На вечерне три псалма даже до субботы и при каждом псалме «Аллилуия»» ( Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 464). В др. из Ordines Romani отмечается, что после совершения клириками Рима В. в Латеранской базилике вечером в день Пасхи они возвращались в свои приходы, чтобы служить там В. с 3 псалмами еще раз (Ordo XXVII. 79// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 362). По предположению С. ван Дийка, первоначальными псалмами были Пс 129, 140, 11 ( van Dijk. P. 330-332). Несмотря на существование кафедральной традиции, со времен Карла Великого основным на Западе стал круг суточных служб монахов городских мон-рей Рима и бенедиктинского монашества, к-рый лег в основу средневек. рим. Бревиария ( Callewaert. P. 97-101, 103-108). Определяющим в нем было непрерывное чтение Псалтири на протяжении седмицы. До 70-х гг. XX в. В. состояла из следующих текстов: начальных молитв; 5 рядовых псалмов; краткого чтения (capitulum) с респонсорием; гимна; стиха «Dirigatur» (Пс 140. 2) или иного с респонсорием; песни Magnificat (песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», включенная в чин В. монахами-бенедиктинцами) с антифоном; коллекты (молитвы дня); заключительных молитвословий.

http://pravenc.ru/text/158310.html

Во избежание партийности и интриг между папами Юлий III издал распоряжение, чтобы ни под каким условием не был избираем в кардиналы тот, братья которого уже заседают в священной коллегии. Сикст V запрещает пожалование кардинальства всем лицам, находящимся в близком (до второй степени) родстве с кардиналами. Если озвученным условиям удовлетворяет кандидат в кардиналы, над ним может быть совершен чин наречения в кардинальский сан, каковой чин следует отметить как несколько позднюю особенность для лиц этого ранга. Можно полагать, что чин этот в том виде, в каком он известен в конце средневековой эпохи, имел основание для своего появления в каких-либо церемониях предшествующего времени, напр. в особом акте включения в число членов римского пресвитериума, но затем в XII-XIII веках получил значительное изменение и дополнение и в этой редакции практикуется в римской церкви и доныне. Церемония кардинальского наречения излагается в римском уставе (Ordo Romanus) Кайетана так 17 . Акт наречения совершается в присутствии всей свящ. коллегии в консисториальных заседаниях. Предварительно по известной формуле посоветовавшись с коллегией о необходимости иметь новых кардиналов, равно и о числе их, папа в секретной консистории провозглашает имена тех, кого он желает возвести в кардинальский сан. Об этих поименованных лицах кардиналы тотчас же подают тайное мнение (consilium auriculare), после чего папа торжественно произносит: «властию всемогущего Бога, св. апостолов Петра и Павла и нашею делаем св. римской церкви кардиналами пресвитерами NN, диаконами NN, с необходимыми разрешениями, ограничениями и условиями». Со времени Мартина V и Павла III папа при наречении кардиналов иногда не публикует всех имен пред священной коллегией, но только подразумевает их в уме, прибавляя к сказанным словам: «а других (столько-то без означения имени) мы оставляем в уме (in petto=in pectore) для того, чтобы провозгласить их некогда по нашему изволению, во имя Отца», и т. д. По окончании этой публикации старший кардинал, впоследствии кардинал статс-секретарь, обыкновенно извещает нареченных кардиналов, и они вскоре являются к папе, который с приличным наставлением возлагает на них в своем дворце красную камилавку (biretum) и красную фелонь (mozetta); здесь же вручается им красная скуфейка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

в Русской Церкви возникли разногласия по вопросу об исключении из молитвы              чина великого В. слов «    », вставленных в нее после слов «            ». Вставка этих слов в молитву, утвердившаяся лишь во 2-й пол. XVI в., была связана с рус. обычаем того времени погружать в освящаемую воду пук зажженных свечей (а также пук связанных вместе крестов - Смирнов. 1900). Этот обычай, видимо, восходит к к-польской традиции: по визант. чину Патриарх прежде благословения воды осенял ее трикирием (параллель обычаю погружать свечи в воду при В. встречается также в лат. чинах крещального В.- напр., в Ordo Romanus XXIII 29). Справщик московского Печатного двора прп. Дионисий Радонежский и его сотрудники исключили эти слова из издания Потребника как не имеющие основания в древней рукописной традиции и не оправданные богословски, за что были обвинены в ереси и подверглись преследованиям ( Казанский. 1848). В Потребниках 1624 и 1625 гг. эти слова напечатаны с оговоркой: «Читать эти [слова], пока [не будет принято] Соборное решение». Вопрос об исключении этих слов из текста чина и о снятии с прп. Дионисия всех обвинений был решен лишь в 1625 г., после консультации Патриарха Филарета с греч. Патриархами, сообщившими, что в греч. чине таких слов нет. Сама же практика погружать зажженные свечи в воду в момент ее освящения была окончательно запрещена только Собором 1666-1667 гг. ( Прилуцкий. С. 140-142). Как и вода таинства Крещения, богоявленская св. вода является великой святыней. В сам день Богоявления она используется для окропления домов, домашнего скота, различных предметов с целью их благословения. В дальнейшем богоявленская вода хранится с подобающим благоговением. Многократно отмечено ее чудесное свойство не терять свежести в течение года или даже более, а также различные чудеса, связанные с ее вкушением или помазанием ею. Богоявленскую св. воду принято вкушать натощак; вплоть до сер. XVII в. большое распространение в слав. богослужебных книгах имел даже особый чин причащения богоявленской воды ( Никольский.

http://pravenc.ru/text/155063.html

После троекратного пения «Аллилуия» (иногда называется Laudes (Хваления); могло петься со стихами псалма (Ordo Romanus XV. 135)) диакон начинал чтение диптихов (Nomina) (согласно Псевдо-Герману, только с именами усопших). Древнейшим свидетельством наличия этого элемента в Г. о. являются диптихи в приложении к «Правилам для монахов» Аврелиана Арелатского ( 550) и в Codex Regularum Бенедикта Анианского (Münch. Staatsbibl. CLM. 28 118, IX в. Fol. 18v). С началом чтения диптихов снимался покров с Даров, к-рые, вероятно, осенялись крестным знамением ( Greg. Turon. Vit. Patr. 16. 2). После диптихов читалась молитва Post nomina, содержащая intercessio о принесших Дары. В этой молитве часто встречаются эсхатологические темы лона Авраамова, refrigerium (места прохлады), земли живых, участия в Первом воскресении, освобождения из преисподней, записи в Книге жизни и т. п. После этого совершался чин лобзания мира. Благословение подавалось либо в форме «Pax vobis» или Pax sit semper vobiscum (Мир вам или Пусть мир пребудет с вами) (13-я «Месса Мона») либо в виде парафраза из 2 Кор 13. 13 (Missale Gothicum, Missale Francorum). Вероятно, лобзание народа сопровождалось пением антифона: «Pacem meam do vobis» (из Ин 14. 27), к-рый есть в испано-мосарабских книгах (аллюзии в German. Ep. 1. 22). Затем читалась коллекта Pax (или Ad Pacem) о мире и единстве Церкви, к-рая, видимо, заменила оригинальную коллекту предыдущей молитвы Post nomina (ср.: ркп. Monacensis) с прошением о принятии Даров и молитв верных. Нек-рые рукописи содержат молитву, аналогичную визант. молитве о даровании «Ангела мирна» (напр., Missale Gothicum. 2). Далее следовал диалог в начале анафоры и евхаристические молитвы. Анафора Г. о. отличается как от рим. канона, имеющего одну переменную составляющую - префацию (правда, частью канона префация считалась только в раннее средневековье), так и от вост. анафор, текст к-рых остается неизменным на протяжении всего литургического года. Галликанские анафоры имеют 4 фиксированных элемента - Sursum corda (Ввысь сердца), Sanctus, institutio (к-рое называется Secreta (Тайная) или Qui pridie (Который прежде)) и краткое заключительное славословие - и 3 переменных - Contestatio (иначе называется Immolatio (Жертвоприношение)), коллекту Post Sanctus (или по первым словам - Vere Sanctus (Воистину Свят)), коллекту Post mysterium (или Post Secreta). Хотя евхаристические молитвы обычно обращены к Богу Отцу, для Г. о. характерен свободный переход в рамках одной молитвы от одного Лица Пресв. Троицы к Другому.

http://pravenc.ru/text/161580.html

В рукописных и печатных книгах Г. обычно состоит из 2 стихов одного и того же псалма: 1-й называется responsum, 2-й - versus. В книгах, изданных после Тридентского Собора , 4 Г. состоят из стихов 2 разных псалмов (на память св. Стефана; в воскресенье De Passione и в следующие за ним четверг и субботу). В 14 случаях стихи Г. заимствуются не из Псалтири (напр., на праздник Непорочного зачатия - Иф 12. 23; 15. 10; в день Св. Троицы - Дан 3. 55-56; в Великий четверг - Флп 2. 8-9; на вигилию Рождества Христова - Исх 16. 6-7; Ис 35. 4 и проч.), включая нек-рые БЮогородичные праздники, когда поются Г. церковного сочинения (напр., на Визитацию (Посещение) прав. Елисаветы (2 июля)). Во 2-й пол. IX в. Г. исполнялся следующим образом: кантор пел responsum, а весь хор отвечал, повторяя его, затем кантор пел стих Г. (Ordo Romanus V 30). Вероятно, еще в XII-XIII вв. респонсорий повторялся хором и после стиха ( Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3). Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором ( Honor. August. Gemma anim. 1. 96). В кон. XIII в. на стих уже не отвечали ( Durand. Rationale. 4. 19. 9). Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих до астериска, а хор допевает или повторяет весь респонсорий (De Ritibus servandis in Cantu Missae. 4). Согласно новому изданию 1974 г., респонсорий поют хор или певцы, стих - певцы, а повторяют респонсорий снова или хор, или певцы (в строгом смысле респонсорное исполнение полагается только, «когда есть возможность»). Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. 4. Л. 5) Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. 4. Л. 5)

http://pravenc.ru/text/166365.html

205 Liturgisches Gebetbuch, citat. S.S. 157, 158. Сравн. Liederbuch, citat. S.S. 230–236, и Gessangbuch, citat. 262–263. 206 Liturgisches Gebetbuch, 231, 235, 250; Gebetbuch, citat. S.S. 163, 164; Liederbuch, cit. ibidem; Gesangbuch, cit. ibidem. 208 Liturgisches Gebetbuch, citat. S.S. 123–126; 231–235, 247; Gebetbuch, citat. 45–47. Katholisches Rituale, citat. S.S. 36–47; Gebetbuch, cit. 198–208 и соответствующие этим местам песнопения в Liederbuch и Gesangbuch, относящиеся к общению святых, молитвам за умерших. 209 Смотр. выше. Чин старокатолической мессы. Хотя за такое мнение мы получили упрёк от одного русского сторонника старокатолицизма, но несмотря на некоторые разъяснения по этому вопросу одного из старокатолических богословов (Michaud), мы не можем не повторить снова того же мнения, явившегося следствием непосредственного впечатления от знакомства с германским и швейцарским старокатолическим богослужением. 212 Katholischer Ketechismus, citatum, S.S. 63, 64: ответы на вопросы 288, 289, 290–294. Выдержки из других катехизисов смотри в сочинении В. Керенского, Старокатолицизм, стр. 252, 253. 213 Смотр., напр., Bingbami (Ios), Origines, sive antiquitates ecclesiasticae… в переводе Jo. Henrici Grischovii. Halae 1729. Vol. IX. Liber. XX. Caput VII. p.p. 132–163. 214 В древнейших литургиях греческих действие Св. Духа над дарами определялось словами: ποφν (в Постановл. Апостольских), γισ κα ποισ (литургия св. апостола Иакова), γισ κα τελεισ κα ποισ (литургия св. Марка), ποησον μεταβαλν (в литургиях свв. Иоанна Златоустог о и Василия Великого ). Смотр. Daniel, Codex Liturgious Tom. IV, p.p. 69, 114; 359, 360; 430, 431. В латинских: facere digneris benedictam, adscriptam, ratam, rationabilem acceptabilemque, ut nobis corpus et sanguis fiat (Ordo et canon Gregoriamus, Gelesianus, Romanus, Ambrosianus). Смотр. Daniel, ibid, T. I, p.p. 16, 17, 86. 216 Katholischer Katechismus, S. 57, вопросы: 254–256. Другие места смотр. у В. Керенского, citat. стр. 237.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Для церемоний и служения Архиерейского, существует особая книга – Pontificale или Ceremoniale Episcoparurn. В историческом развитии, в V ст. существовало, однако, различие в обыкновенном ordo-чuhonocлeдobahuu – διταξισ; различалось, собственно, sacramentarium, содержащее молитвы при Евхаристии, от antiphonarius, содержавшем Литургийные песнопения, и, наконец, ordo, составлявший, собственно, самый ритуал, обряд совершения священнодействия. Мабильон перечисляет несколько ordines и в XI ст., относит missa episcopalis, ordo scrutinii ad electos, qualiter debeat celebrari (в крещении) формы nocbящehuя-ordinamio, в разные степени; таковы – ordo, qualiter agendum eit quinta Feria in caena Domini, Feria sexta Parasceye, in sabbato sancto, ad reconciliandum poenitentem, ad visitandum infirmum, ad conciliandum pueros sive infantes, ad ungendum infirmos, ad communicandum infirmos, ordo sepeliendi clericos Romanae Fraternitatis. В настоящее время существуют только Fragmenta этих ordines, вообще, очень разнообразных в Церквах. Наиболее полный и систематизированный Ordo Romanus, предшествовавший указанным выше Ceremoniale Episcoparum, а также, Pontificale Romanum, был, изданный в Венеции 1516 г., с санкцией Льва Х-го, под заглавием: Rituum ecclesiasticorum sive sacrarum ceremoniarum libri très. В настоящее же время, с присоединением церковного календаря Ordo Romanus вообще озаглавливается: Ordo officii divini juxta rituni Romanum, или Juxta rubricas breviarii et missalis Romani atque décréta sacrae rituum congregationis. Другое название есть – Directorium, издаваемый, для Духовенства, ежегодник, с изложением правил о церемониях, совершаемых по времени года, и церковного календаря. Книжка эта, обыкновенно, рассылается Епископами по Церквам епархии. Английские ритуалисты, в подражание Католической Церкви составляют свой Directorium Anglicanum. Б. Самый главный источник Христианства – Св. Писание переводилось издавна по частям в форме истолковательной и, преимущественно, частей, предназначенных для церковного богослужения; и только впоследствии, благодаря усиленным трудам Протестантских Миссионеров в Китае и на Востоке, Библия оказалась в переводах на разные диалекты, послужила и служит большим пособием Римско-Католической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Hebdomada Sancta. R., 1956. T. 2. P. 593; Wilson H.A. (ed.) The Gelasian Sacramentary: Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae. Oxford, 1894. P. 77; см. также: Vogel C. Medieval Liturgy: An Introduction to the Sources/G. Storey, N. K. Rasmussen, transl. Wash., 1986. P. 65). Весьма сходная пресвитерская литургия Великой пятницы описана в Ordines Romani XVI и XVII: «Пресвитер говорит: Помолимся и произносит молитву Praeceptis salutaribus с Молитвой Господней, затем: Свободи нас, Господи, мы молим, от всякого зла. И диакон берет Тело и Кровь Господа, сохраненные с предшествующего дня – Вечери Господней, – истинно освященные, и полагает на престол. И все причащаются от Тела и Крови Христовых в молчании, ничто не поется» (Schmidt. Hebdomada Sancta. T. 2. P. 507–509). Ordo Romanus XVI датируется 775–780 гг. и образует вместе с Ordines Romani XV, XVIII и XIX единый блок: «Четыре ordines... представляют собой небольшие очерки, популяризирующие римскую практику и призванные облегчить романизацию обряда на родине галликанского богослужения и обеспечить единство в богослужении путем [отказа от галликанской и] перехода к римской традиции» (Vogel. Medieval Liturgy. P. 153). Ordo Romanus XVII составлен из элементов ordines XV и XVI (Ibid. P. 169). См. также: Alexopoulos. The Presanctified Liturgy. P. 137–139. 680 Первоначально папское богослужение не знало Преждеосвященной литургии Великой пятницы – см. Ordo Romanus ΧΧΙΙΙ, составленный между 700 и 750 гг. (Schmidt. Hebdomada Sancta. Vol. 2. P. 512). Но в Ordo Romanus XIV, Романо-Германском Понтификале X в., Римском Понтификале XII в. и Понтификале Римской курии XIII в. эта служба содержится (см.: Jounel P. Le vendredi saint II: La tradition de l’Êglise//La Maison-Dieu. P., 1961. Vol. 67. P. 199–214, здесь – p. 209; Vogel. Medieval Liturgy. P. 227–239; Schmidt. Hebdomada Sancta. T. 2. P. 593; Andrieu M. Le Pontifical romain au Moyen-Age. Città del Vaticano, 1938. T. 1: Le pontifical romain du XIIe siècle. (Studi e testi; 86). P. 237; Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Развитием Ordo Romanus XI стал т. н. Ordo Romanus antiquus (Ordo Romanus L). Все предкрещальные чины собраны в нем на среду 4-й седмицы Великого поста (Ordo Romanus. L 20). В предуведомлении сказано, что 3-е испытание самое главное: на нем совершается отверзание ушей и ноздрей, читаются отрывки из 4 Евангелий и происходит передача Молитвы Господней и Символа веры. Чин начинается с возглашения имен. Затем происходят отречение от сатаны и исповедание веры, дуновение в лицо, начертание на лбу знака Креста, молитва с возложением руки, благословение соли, молитва после вкушения соли, поются антифоны, совершается коленопреклонная молитва, снова знамение Креста на лбу, молитва с возложением руки, неск. раз повторяются экзорцизмы. После этого избранные выходят (младенцев выносят) из храма, крестные совершают за них приношения к алтарю, их имена поминаются во время чтения канона, в конце мессы все оставшиеся в храме причащаются. Приводятся краткие последования др. дней испытаний: чтения на отверзание ушей, чтения из 4 Евангелий с толкованиями, предисловие и чтение Символа веры на греч. и лат. языках (лат. вариант Символа содержит Filioque) с кратким толкованием, передача Молитвы Господней с толкованием. Утром в Великую субботу после 3-го часа (Ibid. 29) в храме аколуфы возлагают руки на крещаемых. Происходит возвращение Молитвы Господней и Символа веры (читают крестные). Пресвитер делает знак Креста на лбу младенца пальцем и возлагает руку с молитвой (экзорцизмом). Затем совершаются чин Еффафа (помазание слюной и елеем), отречение от сатаны, чтение формулы помазания елеем, шествие по кругу (при этом священник возлагает руку на голову крещаемого и поет «Верую»). После коленопреклонной молитвы избранных к К. совершаются благословения свечи и воды, снова отречение от сатаны и исповедание веры, изъявление желания креститься, погружение в воду крестообразно (сначала головой на восток, потом на юг и на север), помазание головы хризмой, после чего понтифик производит Конфирмацию. После К. рекомендуется не кормить детей даже грудным молоком, чтобы они могли причаститься. В течение недели они должны ежедневно бывать вместе с крестными на мессе и причащаться.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Также: «Libera nos, Domine, quaesumus...» [это т. н. эмболизм, обычное добавление к «Отче наш».- Авт.]. И когда все это совершится, все поклоняются святому Кресту и причащаются» (PL. 74. Col. 1105). В настоящей статье уже приводились свидетельства «Ordo Romanus» XXIII и Амалария Мецского о том, что в VIII в. причащение в Великую пятницу в Риме не совершалось на папской службе; т. о., Сакраментарий Геласия не случайно в этом месте обозначает совершителя чина термином «sacerdos», а не «pontifex». В «Ordo Romanus» XVI (а также XVII, к-рый является переделкой XVI), датируемом 775-780 гг., также говорится именно о священнике (presbyter) как совершителе «мессы Преждеосвященных», описанной аналогично Сакраментарию Геласия - с использованием и Преждеосвященного Тела, и Преждеосвященной Крови ( Andrieu M. Les Ordines Romani Du Haut Moyen Âge. Louvain, 1951. T. 3. P. 152). А вот в «Ordo Romanus» XXIV, составленном ок. 754 г., совершителем этого чина назван уже pontifex, т. е. епископ (но не папа, поскольку этот документ происходит не из самого Рима), и для причащения ему приносятся - причем не диаконами, а священниками и субдиаконами - Преждеосвященный Хлеб и чаша, но не с Кровью Христовой, а с неосвященным вином (cum vino non consecrato). По завершении поклонения Кресту произносятся молитвы «Praeceptis salutaribus…», «Отче наш» и «Libera nos…» - и предстоятель молча (nihil dicens) погружает часть Преждеосвященного Хлеба в чашу, после чего все причащаются (Ibid. P. 294). Т. о., здесь появляется та же традиция освящения чаши Преждеосвященным Хлебом, что и на Востоке,- но в отличие от рассмотренных выше нек-польских вост. чинов Л. П. Д. лат. чин не содержит специальной молитвы с соответствующим прошением. Понтификал Римской курии XIII в. свидетельствует, что в эту эпоху латинский чин причащения в Великую пятницу претерпел 2 существенных изменения: во-первых, из текста исключен богословский комментарий об освящении чаши частицей Преждеосвященной гостии; во-вторых, единственным причастником на этой службе становится предстоятель (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010