Но этого мало; кроме царя вооружились против исповедника и прочие еретики, и одни из них бросали в Андрея камнями, другие сокрушили челюсти, третьи пронзили рёбра. Но и этим страдания исповедника не кончились. Царь снова издал повеление нещадно бить Андрея, и били его так, что тело его распадалось и раздроблялось. А потом связали его за ноги и через весь город повлекли по земле на место, где смертью были казнимы злодеи. Дорогой подбежал к святому один из еретиков и топором отсёк ему ногу. Андрей от этого усечения скончался, а тело его было брошено между трупами злодеев. Итак, видите ли, как святые, жившие среди еретиков, относились к своей вере? Они защищали её всеми силами своей души, отвращали от ереси всех, кого только можно было, и ни мучения, ни смерть не могли заставить их отречься от исповедания веры святой и православной. И вот, как поступали они, так поступайте и вы. Не позволяйте изуверам на сходках, при всех, извергать хулы на Церковь , отвлекайте от раскольников всех соблазнённых ими, уговаривайте и всех вообще православных, чтобы они бегали сношений с раскольниками, закрывали бы уста от хул их и от вожаков их удалялись бы, как от волков хищных. И так вы должны поступать непременно, ибо слушайте, что говорит Господь: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32,33 ). Аминь. 18-й день 49. О почитании святых икон (Житие святого Апостола и Евангелиста Луки. Чет. Мин. окт. 18) Во второй заповеди Своей Господь не просто сказал «не сотвори себе кумира», но и прибавил: «и всякого подобия». Отсюда и является вопрос: можно ли и должно ли после сего почитать святые иконы? Отвечаем на это вам, братие, что святые иконы непременно и можно и должно почитать. И это видно из следующего. Во-первых, Сам Бог, написавший во второй заповеди Своей выше приведённые слова, вместе с тем, однако, повелел Моисею поставить в скинии, над Ковчегом Завета, двух золотых херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

О любви к Богу 22 января (4 февраля) (Св. преподобномученика Анастасия Персянина. Прол. янв. 22) Крепкая, пламенная, удивительная была у истинных рабов Божьих любовь к Богу. Так, апостол Павел желает разрешитися и со Христом быти. Преподобномученик Анастасий Персянин, прошедший всякий путь, ведущий к добродетели, разжегся, наконец, такою любовью к Богу, что просил Его, чтобы Он помог ему окончить жизнь кровью и в муках. А про всех Святых можно сказать как бы их же устами: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день ( Рим. 8, 35–36 ). Такова была любовь к Богу у святых Божьих, и ею они оставили нам прекрасный пример для подражания. Ведь и мы должны любить Бога, как они. Ведь и мы должны стремиться к Нему всем сердцем нашим и всею душою, и всеми мыслями нашими! А потому ведь и мы все должны учиться у святых тому, как мы должны любить Бога и в чем должна состоять истинная любовь к Нему. В чем же должна состоять она? Во-первых, в том, чтобы мы показывали свою любовь к Богу не на одних словах, но и на деле. И такой любви и желает от нас Бог . Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Иоан. 14, 15 ). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя ( Иоан. 14, 21 ). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Иоан. 14, 23 ). Да это и понятно. Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду творить дела дьявола? Но какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду оставлять нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отру слез их? Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду брата своего ненавидеть? ( 1Иоан. 4, 20 ). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3, 18 ). И, во-вторых, любовь к Богу должна занимать первое место в нашем сердце и быть для нас выше всякой другой любви. Господь сказал: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь ( Мф. 22, 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

«Однажды преподобному Дионисию Афонскому случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали чувство особенного благоговенья и преданности к нему. В числе их был один отъявленный и давний враг сего Божественного таинства, не только никогда не исполнявший этого христианско долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием к очищению себя от скверн греховных. Узнав об этом несчастном, преподобный просил, чтобы убедили его придти к нему для беседы. Несчастный послушался. Но вместо того, чтобы с убеждением принять наставление святого старца в рассуждении таинства исповеди, он начал отвергать пред ним силу исповеди, так что преподобный, сильно огорченный демонским его вольномыслием, строго изрек слова святого Апостола Павла: «так как ты развращаешь правые пути Господни и издеваешься над словами моими и над заповедями Христовыми, то вот рука Господня на тебе и гнев без милости на доме твоем: пусть чрез тебя уцеломудрятся и другие!» С этими словами преподобный оставил несчастного и удалился в свою пустыню. Суд Божий не замедлил. Едва только удалился преподобный, беззаконник впал со всем домом своим в недуг, от которого умерло его семейство, а сам он остался в жалком и страдальческом положении. Тогда некоторые из сродников его возвестили о нем святому, и убедительно просили его придти и оказать помощь несчастному. Сострадательный старец не отрекся: он отправился в селение, но прежде нежели прибыл к больному, – этот испустил дух без христианского напутствия. Преподобный горько жалел о таком событии (Аф. Пат. ч. 2, стр. 48–49). Итак, не ужасающиеся относиться с насмешкою к великим истинам церкви, не льстите себя суетною надеждою, что все ничего, все пройдет. Нет не пройдет, а придет время, когда скажете горам: падите на нас, и холмам – покройте нас ( Лк.23:30 ), но будет уже поздно. Ибо правда Божия, по слову Апостола, в пламенеющем огне совершит отмщение... непокорящимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол.1, 8–10 ). Аминь. 40. Должно искать общения с благочестивыми

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Однажды преподобный Даниил, объятый пламенным желанием видеть святые места, где жил, пострадал и умер наш Спаситель, оставил свой монастырь и пошёл в Иерусалим. А нужно заметить, что в то время в Иерусалиме были смуты и самаряне воевали с христианами. Даниил знал об этом, но лучше желал принять смерть, чем оставить своё намерение быть в Иерусалиме. Когда он находился в пути, к нему подошёл преподобный Симеон Столпник и сказал ему: «Куда идёшь?» Даниил отвечал: «Если Бог изволит, то иду к святым местам». Симеон продолжал: «Да, хорошо хождение в Иерусалим, когда на оное Бог изволит; а твоё путешествие не хорошо, ибо на оное Бог не соизволяет. Слышал ли ты, что в Палестине мятежи и брани идут?» – «Да, слышал, – сказал Даниил, – но уповаю на Бога, что Он помощником мне будет, и, вследствие сего, думаю, что никакое зло не коснётся меня, а если и коснётся, то и такового не боюсь, ибо «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем«»( Рим.14:8 ). – «Так-то так, – отвечал Симеон, – но ведь знай, что сказано ещё и то, что «не даждь во смятение ноги твоея», то есть будь благоразумен, и тогда только не воздремлет над тобою хранящий тебя Ангел». Слыша сие, Даниил всё продолжал настаивать на своём и говорил, что он, если нужно, то и на пути готов умереть за Христа. Тогда Симеон с негодованием отвратил лицо своё от Даниила и сказал: «Бог не повелел того, чтобы мы безрассудно предавали себя на смерть, а сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой»» ( Мф.10:23 ). При сих словах Даниил смирился и сказал, что он возвратится назад. Преподобный сказал: «Безусловно намерение своё идти в Иерусалим оставь, ибо ты был бы безумным, если б в такое злое время пошёл туда. Если же хочешь идти молиться, то ступай или в Византию, или во Фракию, или к устью Понта, где спокойно. Никогда не помышляй, возлюбленный, что в таком-то месте ты найдёшь Бога, а в таком-то нет; знай, что на всяком месте обретается присутствие Его и никаким местом Бог не ограничивается». Даниил после сего направил путь свой вместо Иерусалима в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Одного из них наказание исправило, и клирик смирился и раскаялся; но другой от наказания ещё хуже стал; развратился, сказано, стал гневаться на патриарха, а затем уже и вовсе озлобился на него. Иоанн знал это, и несколько раз собирался уговорить врага своего, чтобы престал от злобы, но всё забывал. Но вот однажды, совершая в праздничный день литургию, патриарх вспомнил о своём враге, а вместе и пришли ему на ум слова Господа: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–2 4). И при этой мысли Иоанн сейчас же вышел из алтаря, подозвал к себе гневавшегося на него клирика, упал ему в ноги и стал просить прощения у него. Ужаснувшийся клирик, видя такое смирение патриарха, и сам взаимно пал к ногам его и с рыданием тоже умолял о прощении. Иоанн, конечно, простил его, и после этого клирик исправился, стал вести богоугодную жизнь и сподобился впоследствии и священнического сана. Другой случай. К тому же святителю пришёл некогда его племянник и горько жаловался дяде, что его жестоко оскорбил и обесчестил один простолюдин, житель Александрии. Иоанн принял как будто к сердцу жалобу племянника и сказал ему: «Как же, в самом деле, смел он, худородный, так обесчестить моего возлюбленного племянника? Да я с ним сделаю то, так отомщу ему, что вся Александрия удивится!» Племянник утешился. Патриарх же призвал своего эконома и сказал: «С человека, который оскорбил моего племянника, с этого времени не бери никаких податей, которые он доселе платил мне; и объяви ему, что он отселе от них свободен». Эконом поступил согласно приказанию Иоанна, и Александрия подлинно удивилась поступку кроткого и незлобивого святителя. Вот, братие, как святые люди соблюдали заповедь Божию о кротости и действительно не предавались ни гневу, ни досаде, ни мщению; благодушно переносили оскорбления и обиды и любили благотворить оскорбляющим и обижающим их.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» 3 После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что само тело Ее, как выражается Святая Церковь , «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия. Чему поучает нас, братие, это сказание о взятии на небо тела Богоматери? «Тому, чтобы мы помнили, что как вместилищу Невместимого неприлично было оставаться на бренной земле, как кивоту Святыни невозможно было подвергнуться тлению, так опустеют и упразднятся некогда и наши гробы, подобно как упразднился гроб Богоматери; мрак могилы не утаит бренных останков наших от всемогущества Божия. Воскрес Господь наш Иисус Христос, воскресла пренепорочная Матерь Его, воскреснут некогда и наши мертвенные телеса, ибо телеса наши, хотя и бренные, «суть храмы живущего в нас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ), «вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ), " от плоти Его и от костей Его», потому что питаемся Его плотью и кровью. Труба Архангела воззовет всех нас из гробов наших; все мы изыдем в сретение Господу, грядущему на облацех небесных со славою многою. Но, возлюбленные братие, «если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам» ( 2Пет.3:11 )? Что, если грехи и беззакония покроют срамом и стыдом лица наши, когда праведницы просветятся яко солнце?» (Заключение с некоторыми изменениями заимствовано из Воскр. Чт. 1840 г. N 19, стр. 167). Ввиду этого и «потщимся, – по Апостолу, – неоскверненными и непорочными явиться в мире» ( 2Пет.3:14 ), а вместе будем и молить Господа, чтобы Он дал нам покаяние и обращение в продолжение жизни и христианскую кончину в час смерти; чтобы и наш гроб, как гроб Богоматери, был лествицею к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Оружия против козней бесовских 11 (24) сентября (Из слова Патерика об Агафоне, яко словом изгоняше бесов) Слово Божие заповедует нам бдительно охранять себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. Трезвитеся, бодрствуйте, говорит св. апостол Петр, зане супостат ваш дьявол , как лев рыкая ходит, ища кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ). Нечестие, суеверия, всякого рода заблуждения, злоба, разврат и другие грехи, все это – дело не одной нашей воли, но вместе бесовского подстрекательства. К счастью, мы не беззащитны против козней дьявольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Что же это за оружие? Во-первых, пост и молитва . Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. И запретил бесу Иисус; и он вышел из отрока. Тогда ученики, приступив к Спасителю наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: «по неверию вашему» и затем прибавил: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 14–21 ). Во-вторых, крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий , споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера к Богу для меня непреоборимая стена есть». Тот же св. отец так однажды поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом креста знамении исчезают» (Розыск., ч. 2, лист. 182 и 183). Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит» (Там же, лист. 182). Поэтому-то св. Кирилл Иерусалимский и убеждает нас ограждать себя крестным знамением постоянно. «Да изображаем его, – говорит он, – на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. поуч. XIII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Отсюда видите, братие, что ошибаются те, которые, зная за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит. Вот христиане отверглись от Своего Владыки и поклонились идолам; но лишь только за сим с плачем и рыданием обратились к Господу, сейчас же и свет небесный осиял их, и сейчас же и Господь их простил. Значит, греха, побеждающего милосердие Божие, нет, и Господь всех искренне кающихся и приемлет, и прощает. Да, оно так есть и воистину! Как поступает отец с сыном, который расточил имение его, живый блудно? Гонит ли его? Нет, сказано: «Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» ( Лк.15:20 ). Отринул ли Господь грешницу, плакавшую у ног Его? Нет, но сказал: «Прощаются тебе грехи твои» ( Лк.7:48 ). Отринул ли мытаря, бившего себя в грудь? Нет, но сказал, что он пошел оправданным в дом свой. Итак, не говорите, что Бог вас не простит, а скорее к Богу идите с покаянием и слезами, и Он простит вас. «Если исповедуем грехи наши, – учит возлюбленный ученик Христов, – то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Слышите ли? Не от какой-нибудь, а от всякой неправды. Значит, нечего вам более и сомневаться в милосердии Божием. Аминь. 11-й день 197. Высшая степень милосердия (Из жизни св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Чет. Мин. марта 11) Какая самая высшая степень милосердия? Та, когда заботятся, чтобы не нуждающиеся в нашей помощи за нами ходили, а мы за ними; чтобы не они нас отыскивали, а мы их. Как, скажете, неужели еще и несчастных-то мы должны зазывать к себе, а не они к нам приходить? Не знаю, братие, так ли должно быть, как вы говорите; но со своей стороны знаю то, что истинно милостивые поступали не как мы. Как же, спросите. Так, что сами выходили к несчастным и ждали прихода их; когда же те приходили, чем могли, помогали им; а когда несчастные не приходили, то святые скорбели о том и считали весь тот день для себя потерянным. Неужели, скажете еще, и это могло быть? Да, братие, и это могло быть; и вот вам на сие и пример.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Почему так? Потому что Киприан положился во всем на Бога, в Нем Одном полагал свое счастье и, возлагая на Него всю свою надежду, смотрел на земную жизнь так, как смотрел Апостол, который учил: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). Киприан, находясь в изгнании, повторял слова Псалмопевца: «Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» ( Пс.38:13 ). И чужой город, в котором он жил, казался ему родиной потому еще, что он веровал, что на всяком месте присутствует Господь, всегда Господа перед собой видел и восклицал: «Всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Итак, где Бог, там была и родина Киприану. «А разве, – заключает сказание, – есть такое место, где бы не было Бога?» Конечно нет, а потому Киприану и была везде родина. «И с Богом убо, и в Бозе, и Бога ради, угодник Божий в изгнании оном бе, яко во отечестве». Сказало ли же что в утешение отсутствующим с родины то, что сейчас слышали они о Киприане? Да, по нашему мнению, сказало, и сказало прежде всего то, что раз если жизнь на земле не есть вечная жизнь, а только странствование, которое должно вести нас к небесному отечеству, то и не нужно скорбеть о том, что мы живем не там, где бы хотелось нам, а должно, где бы мы ни жили, утешать себя мыслью, что не земля, а небо есть наша настоящая родина, где так светло, так отрадно, где такие чудные красоты, где такое восхитительное пение и где Господь наш пребывает, и Ангелы, и все святые с Ним. А еще, наконец, в утешение отсутствующим с родины пребывание Киприана в изгнании и то еще сказало, что если Господь на всяком месте присутствует и на всяком месте обретается спасение Его, то, при убеждении в этом, о тоске по родине не может быть и речи. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22:4 ). Пусть же живущие вдали от родины помнят это, помнят, что земля не рай, а изгнание из рая, что отечество наше на небесех есть и что где бы мы ни были, Господь с нами всегда и везде. И когда они будут помнить это, то, без сомнения, произойдет то, что тоска по родине будет у них постепенно проходить, волнение сердца утихать, а со временем скорбь по отечеству и совсем пройдет, как солнечный зной проходит с появлением дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Поэтому братие, в деле спасения и учитесь как восходить от силы в силу у людей, в духовной жизни опытных. Иначе, полагаясь только на самих себя, совершать путь в царство небесное небезопасно. Можно взобраться высоко и пасть низко; можно впасть в прелесть и стать посмешищем и соблазном для других и можно даже и совсем погибнуть. Вследствие сего, по слову Премудрого: И пусть вечеряют с вами мужи праведные, слава ваша да будет в страхе Господнем ( Сир.9:21 ). Обращайтесь всегда с мужами благочестивыми, о которых узнаете, что они соблюдают заповеди Господни ( Сир.37:15 ). Бывайте в собрании старцев, и кто мудр, прилепитесь к тому; любите слушать всякую священную повесть и притчи разумные да не ускользают от вас ( Сир.6:35 ). Если увидите разумного, ходите к нему с раннего утра, и пусть нога ваша истирает пороги дверей его. И размышляйте о повелениях Господа, и всегда получайтесь в заповедях Его. Он укрепит ваше сердце, и желание премудрости дастся вам (там же ст. 36–37). Аминь. 41. Урок от Святых, как должно заглаждать грехи свои (Из жизни преподобномученика Макария Новаго (Пат. ч. 2, стр. 67 и дал.), и из жизни преподобного Дамаскина (стр. 112–114). Не только на обыкновенные, но часто даже и на смертные грехи мы вообще, братие, мало обращаем внимания и редко думаем о том, чтобы загладить их покаянием и доброделанием. От этого-то часто также и бывает, что многие из нас от своего невнимания все более и более впадают во глубину зол и в конце концов погибают. Хорошо ли это? Весьма худо. Ибо если и оскорбление обыкновенного человека нам не проходит безнаказанно, то может ли остаться безнаказанным оскорбление, содеянное Богу? Понятно нет, так как Он по слову Писания, поругаем не бывает, т. е. кощунства над Ним безнаказанно не оставит. Посему, зная это, и не будем нераскаянностью собирать себе гнев на день гнева и праведного Суда Божия, а напротив, согрешивши, скорее будем с мольбою о помиловании паки спешить к Богу и добрыми делами заглаждать свои прежняя беззакония. Будем учиться у Святых. Как они в подобных случаях поступали? Они, как показывают примеры, иногда даже кровью искупали неправды свои и самоотвержение их при этом бывало изумительно. Из подобных примеров для нашего назидания возьмем два следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010