В Антиохии был разбойник по имени Ионафан. Многих он убивал на путях и в домах, грабил селения и окраины городов. Выведенные из терпения его разбоями Антиохияне выслали против него войско, разбили и рассеяли его шайку, и сам Ионафан был окружен со всех сторон. Находясь в от­чаянном положении, он прибежал к столпу, на котором спасался преподобный Симеон, ухватился за столп и горько зарыдал. Симеон спросил его: «Кто ты, и откуда, и зачем пришел сюда?» – «Я Иона­фан, разбойник, – отвечал прибегший, – сотворивший множество зол, и пришел сюда раскаяться в грехах моих». Когда разбойник говорил это, в это время приблизились к столпу преследовавшие Иоанафана воины и сказали преподобному: «Отдай нам, отче, нашего врага-разбойника. В городе нашем уже и звери готовы, чтобы растерзать его». Симеон отвечал: «Дети мои, не я преследуемого вами привел сюда, но привел его Сам Бог , Который восхотел при­нять покаяние от него. И потому дать вам позво­ление взять его я не могу, ибо боюсь Бога; но если решитесь взять без моего позволения – берите». Пи­тая великое уважение к преподобному, воины не взяли разбойника, и он остался при Симеоне и семь дней провел в пламенной молитве к Богу и в плаче, как сказано, великом о своих грехах. По прошествии семи дней Ионафан сказал Симеону: «Отче, не время ли мне уйти от тебя?» Преподобный отвечал: «Уж не собираешься ли опять за прежние дела приняться?» – «Нет, отче, – сказал бывший разбойник, – но время исхода моего настало». И ска­зав это, умер. Когда ученики Симеона стали после этого готовить умершего к погребению, тут пришли из Антиохии начальники и стали кричать преподоб­ному: «Отдай нам, отче, скорее нашего врага, ибо из-за него весь город пришел в смятение!» Симеон сказал им: «Знайте, что Тот, Который привел разбойника ко мне, Тот приходил сюда со множеством воинств небесных и взял к Себе его душу, покаянием очищенную. И потому я прошу вас более не беспокоить меня». Услышав это и увидев разбойника мертвым, начальники пришли в ужас, прославили Бога, не хотящего смерти грешников, и, возвратившись в город, рассказали жителям о всем, что они видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В-пятых, наконец, милостыня иных делает и чудотворцами. Священномученик Зиновий всё раздал нищим; и за это, сказано, «руце его, яже ущедриша нищих, подающе милостыню, ущедри Господь чудотворения силою». Зиновий получил дар, за милостыню, исцелять болезни прикосновением руки, и когда только касался ею святой больного, тот тотчас исцелялся. И сугубую милостыню сей угодник Божий творил: одну – раздавая деньги убогим, а другую – исцеляя больных данною ему от Бога благодатью. Итак, много благ, и благ великих, даёт нам милостыня. Она, как сейчас вы убедиться могли, и обогащает нас, и помилование на суде Божьем даёт, и с избытком возвращает розданное нами, и неверных делает верными, а иных и чудотворцами творит. Чему же мы из этого научиться должны? Во-первых, тому, чтобы, по слову Божию, «благотворения» не забывать, зная теперь, что им «благоугождается Бог» ( Евр.13:16 ); во-вторых, чтобы, по тому же слову, вообще благодетельствовать, дабы собрать «себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:18–20 ), и в-третьих, наконец, тому, в частности, чтобы мы знали, какой милостыни требует от нас Бог, знали для того, чтобы делаемая нами милостыня была Ему благоугодной. Он же, помните, требует от нас милостыни такой: «Оправдай, – говорит Он, – вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении» ( 3Ездр.2:20–2 3). Аминь. 31-й день 62. Труд и молитва (Из жизни преподобного Спиридона, просфорника Печерского. Чет. Мин. окт. 31) Известно, что почти все святые труд телесный соединяли с молитвой. Так вот и про ныне вспоминаемого Церковью преподобного Спиридона, просфорника Печерского, говорится, что он, служа в просфорне, непрестанно пел псалмы Давидовы и, рубя ли дрова, меся ли тесто, делая ли ещё что другое, всегда вместе с этим воссылал Богу жертву хваления. Так, святые умели трудиться и молиться вместе. Но как вы думаете, братие, была для них от этого какая-нибудь польза или нет? Не знаем, что вы нам скажете на это, но мы со своей стороны думаем, что была, и была польза большая. Какая же? На это сейчас ответим вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В-пятых, наконец, мудрость мира сего оказывалась безумием перед Богом и тогда, когда люди так же, подобно фарисеям, не покорявшиеся истине учения Христова и думавшие одним своим умом проникнуть в тайны неисповедимых судеб Божиих, выдумывали свои ложные и нелепые учения. И такими-то вот часто и показывали себя древние языческие философы, о которых и было слово у Патрикия с Юлием. И эти философы-язычники также были уловлены Богом в лукавстве их, и ложь их учения словом Божиим была обличена. Апостол сказал о них: «Называя себя мудрыми, [они] обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и покланялись, и служили твари вместо Творца» ( Рим.1:22–25 ). После сего нужно ли еще доказывать истину того, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом и что Он уловляет мудрых в лукавстве их? Приведенные примеры, кажется, достаточно уяснили эту истину, и потому более на раскрытии ее мы останавливаться не будем; а лишь в заключение скажем вам, братие, в назидание следующее: «Бог в существе Своем беспределен и непостижим для нашего ограниченного разума; а потому и дела Его не могут быть вполне постигнуты нашим разумом. Ввиду этого мы и должны как несомненную истину принимать все то, что говорит слово Божие, и разум свой должны покорять вере, не позволяя себе умствовать там, где взоры нашего разума от яркого света Божественной премудрости и величия силы Божией перестают видеть. Бог утаивает от премудрых и разумных, которые хотят самонадеянно познавать тайны небесные, а не покоряются вере, и открывает спасительное ведение младенцам ( Мф.11:25 ), то есть тем, которые со смирением и в простоте сердца слушают слово Божие, с верою принимают и искренно повинуются ему. Так и мы должны в простоте сердца принимать учение веры и искренно предаваться водительству ее, боясь всяких помыслов сомнения; и мы должны, наконец, и молить Бога, чтобы Сам Он благодатью Духа Своего просветил наши умы и сердца и утвердил нас на пути спасения» (Евсев. ч. 2, стр. 133–134). Аминь. 20-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В слове церковном «об Иове и о нищелюбии» читаем: «Послушайте, что говорит Писание об Иове: имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока ( Иов. 1,3 ). Но, по попущению Божию, почти все имение его попалил огонь. При этом у Иова не вышло ни одного слова ропота, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось ( Иов. 1, 21 ). Итак, Иов, при несчастии, не возроптал, но выразил полную покорность воле Божией и, когда все потерял, не пришел в уныние. А нынешние люди, когда получат от Господа какое-либо благодеяние, то о Нем и не воспомянут; а когда какое-нибудь несчастье к ним придет, тогда Творца своего начнут хулить и перечислять все свои добродетели. И если когда-либо или копейку подали нищему, или кусок хлеба дали, или свечу поставили в церкви, или от плодов что-либо Господу принесли, то об этом воспоминают и говорят: «За что же такая напасть пришла на нас?» Но им бы следовало не о добродетелях, а о грехах своих вспоминать. Ты поставил свечу в церкви? Хорошо. Но ты забыл то, что некогда нищий, отвергнутый тобою и ушедший от тебя со вздохами и слезами, погасил свечу твою. Ты дал нищему хлеб? И это хорошо. Но вспомни, что некогда стада овец твоих истребили всю жатву этого нищего. Итак, если придет беда к тебе, то не ропщи, а поступай так, как Иов, прославляя Бога и говоря: «буди имя Господне благословенно во веки». Что отсюда следует? То, что в несчастиях мы должны не унывать, не отчаиваться, не хвалиться своими добродетелями, не роптать на Бога, а прежде всего вспомнить жизнь Иова и с ним говорить: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Затем, должны помышлять не о добродетелях, а о грехах своих, каяться в них и смирять себя пред Богом. А, наконец, всю веру и упование свое возложить на Бога и чаще воспроизводить в душе своей слова Давида: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает ( Пс. 54, 23 ). Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа ( Пс. 26, 14 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

В-третьих, наконец, удалился Господь в Египет для того, чтобы как этим удалением, так равно и всей Своей последующей жизнью показать нам, что путь в Царство Небесное есть путь скорбный. Как жил Господь Иисус Христос на земле? Родился Он в убогом вертепе и положен был в скотских яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чуждую, далёкую страну. Всю жизнь Он не имел где приклонить главы. За неисчислимые благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и, наконец, распяли между злодеями. А этим и даёт нам Господь урок тот, чтобы мы помнили, что, подобно Господу, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Итак, Господь удалился в Египет по трём причинам: чтобы утвердить нас в вере в Него; чтобы научить нас не напрашиваться на гонения, а бегать их; и, наконец, для того, чтобы научить нас помнить и то, что путь в Царствие Небесное есть путь скорбный. К чему знание сего должно вести нас? Без сомнения, прежде всего к тому, чтобы мы знали, что Господь что ни делает, всё делает премудро и всё устраивает к нашему спасению и блаженству; а затем чтобы не забывали и того, что если путь в Царствие Небесное есть путь скорбный, то и должны мы безропотно идти этим путём с терпением и великодушием, всегда представляя себе то, что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. «Истинно, истинно говорю вам, – говорит Он, – вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 ). «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Будем же помнить это и с терпением потецем на предлежащий нам подвиг. Аминь. 27-й день 121. К юношам о подражании святым (Из жизни преподобномученика и исповедника Феодора Начертанного. Чет. Мин. дек. 27) К вам будет, юноши христианские, слово наше; и вот что мы скажем вам. Святитель Тихон Задонский делает вам следующее наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В царствование греческого императора Валента, который держался Ариевой ереси и затворил православные церкви, на Грецию напали жившие по берегам реки Дуная варвары, опустошили Фракийскую область и стали приближаться к Царьграду. Валент с войском выступил против них. И вот, когда он выходил из Царьграда, преподобный Исаакий подошел к нему и сказал: «Царь, отвори православные церкви, и все во благое Бог устроит тебе!» Царь, приняв Исаакия за безумного, не отвечал ему и продолжал путь свой. Чрез несколько времени преподобный опять сказал: «Царь отвори православные церкви, и война окончится для тебя благополучно, и ты с миром домой возвратишься!» Валент тут наругался над старцем, нанес ему раны и прогнал от себя. Но Исаакий остался непреклонным и на третий день, снова подошедши к нему и взявши за удила коня, на котором царь сидел, стал уже умолять последнего, чтобы он отворил православные церкви; в противном же случае грозил ему отмщением и гневом Божиим. Валент пришел от слов преподобного в ярость и приказал бросить его в одно топкое болото, из которого живым даже и зверь не выходил. В болото Исаакий был брошен, но, чудесным образом из него выведенный, опять на пути настиг царя и сказал: «Царь, вот ты хотел уморить меня в тернии и блате; видишь теперь, что Сам Господь сохранил мне жизнь, и потому ты особенно сейчас должен быть внимательным к словам моим. Отвори же православные церкви, и врагов победишь, и со славою домой возвратишься. Если же не послушаешь меня, то помни, что тебе не вернуться с брани и ты погибнешь». Услышав это, Валент сказал двоим бывшим при нем вельможам: «Возьмите этого несносного старца и держите в узах до моего возвращения; когда же возвращусь, достойную казнь он примет от меня». На эти слова царя Исаакий воскликнул: «Истинно говорю тебе, что ты не одолеешь варваров и ими твои войска будут разбиты, а сам ты сгоришь». После этих слов преподобный взят был и отведен в темницу, а Валент вскоре вступил в битву с варварами. Чем же кончилось? Войска его были наголову разбиты, а сам он, желая укрыться от врагов, вошел во встретившуюся ему на пути хижину с одним из своих советников. Варвары, узнав, что в хижине греки, подожгли ее; и Валент погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Во-первых, то, что мы должны молиться за врагов, следует из слов и из примера Иисуса Христа. «Молитесь, – сказал Он, – за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). И что сказал, то и подтвердил самым делом. Когда Его распяли, тогда, читаем в Евангелии, Иисус говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Во-вторых, что нужно молиться за врагов, видно и из примера святых Апостолов, которые молились за оскорбивших их. «Нас хулят, мы молимся» ( 1Кор.4:13 ), – писал Апостол к коринфским христианам. За кого молятся? Именно вот за хулящих, за всех тех, которые оскорбляли и гнали их и в храмах, и на торжищах, и в городах, и в пустынях, и на воде, и на суше. «Я, например, – говорит про себя Апостол Павел, – был... безмерно в ранах, более в темницах... От Иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали» ( 2Кор.11:23–2 5). И вот за таких-то людей Апостолы и молятся. В-третьих, что нужно молиться за врагов, открывается из примера тех же Апостолов, которые молились не только за оскорблявших, но даже и убивавших их. Так, когда Апостола Иакова, брата Господня по плоти, Иудеи сбросили с кровли церковной, тогда он, оставаясь ещё живым, встал на колена, воздвиг руки свои и молился говоря: «Господи, отпусти им грех сей, не ведят бо, что творят». И святой первомученик Стефан, побиваемый камнями, преклонил также колена, воскликнул громким голосом: « " Господи, не вмени им греха сего». И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Итак, из слов Господа и из примера Его и Его Апостолов становится несомненной та истина, что и за врагов мы должны молиться. Но знайте, братие, что эта же истина открывается и из той пользы, которую мы извлекаем и для себя из такой молитвы. Так, когда враг сделал нам зло, мы страдаем, терзаемся, сердце наше разрывается на части. Когда же молимся за врага, тогда мы успокаиваемся, волнение сердца нашего утихает и обида, нанесённая нам, проходит со слезами, как солнечный зной проходит с появлением дождя. И когда молимся за врагов, тогда разве каменный из них не тронется нашей молитвой. И во всяком случае, наша молитва будет жечь нашего врага до тех пор, пока он не перестанет делать нам зло. Итак, всё говорит в пользу молитвы за врагов. А потому будем молиться и за них, будем молиться, чтобы милосердый Бог Своею благодатью и их научил истине и миролюбию и отвёл от пути греха. Аминь. 24-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Вот перед нами прежде всего люди образованные и богатые: что, особенно за последнее время, видим во многих из них? Едут или идут мимо церкви – не перекрестятся, дома перед обедом и ужином – тоже; о Боге, о душе и о вечном спасении в семьях у них и речи нет; все читали и изучали тысячу раз и ни разу не брали в руки Библии ; в храм Господень иные ни ногой; обратить в насмешку или поругание некоторые из священных обрядов многие считают ни за что; постов не признают; воскресные и праздничные дни всецело отдают лишь мирским забавам и увеселениям; супружеские узы разрывают нередко по первой прихоти; детей учат всему, кроме потребного, по слову Божию, к животу и благочестию; попечение о спасении своей души считают, если только считают, последним из своих попечений. Дорожат ли же подобные люди именем христиан? Очевидно, нет. Обратимся теперь к людям бедным и необразованным. Эти дорожат ли именем христиан? К чести последних должно сказать, что многие из них в воскресные и праздничные дни храм Божий посещают неопустительно. А далее что? Далее опять терн на терне и камень на камне, и всюду опять сухость и бесплодие. Сквернословие в последнее время в простом народе развилось до ужасающих размеров; пьянство и разгул в праздники тоже; а что делает молодежь в эти дни по вечерам, о том остается сказать только то, что после этих вечеров видим, что отцы и матери то и дело рвут на себе волосы из-за потерянных дочерей. Рвут, да только поздно. Итак, простые люди дорожат ли именем христиан? Опять ясно, что многие – нет. Что же после сего остается делать и образованным, и необразованным для того, чтобы научиться дорожить именем христиан и на самом деле быть таковыми? Образованным нужно чаще приводить себе на память следующие слова Спасителя: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); а необразованным нужно чаще представлять себе, что Бог все видит и знает, и помнить, что «все обнажено и открыто перед очами Его» ( Евр.4:13 ); что «придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке» ( 1Кор.4:5 ) и что «всем нам должно явиться пред судилище Христово» ( 2Кор.5:10 ). И вот, когда и образованные, и необразованные всё сказанное нами будут помнить; тогда, может быть, при помощи благодати Божией и воспрянут от сна греховного и поймут, что имя христианина подлинно должно быть для них дороже всего и что они как можно скорее должны прибегнуть к покаянию и исправлению своей жизни. Аминь. 8-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Второй пример. Однажды, по случаю мятежа во Фригии, греческий император послал туда трёх военачальников со значительным войском. Застигнутые бурей около берегов Ликии, где святой Николай был архиепископом, они были принуждены пристать неподалёку от города Мир. Тут подчинённые им воины, сошедши с корабля, стали обижать и грабить жителей, и полилась кровь с той и другой стороны. Услышав о сем, святитель Николай немедленно прибыл к враждовавшим, поставил воеводам обильное угощение, убедил их обуздать своеволие их воинов; и спокойствие в стране, по милости святителя, тотчас же было водворено. Третий пример. В то время, когда святитель водворял спокойствие близ города Мир, из последних пришли люди сказать ему, что в отсутствие его градоначальник, подкупленный злыми людьми, осудил на смерть троих совершенно ни в чём не повинных граждан. Святой Николай со всевозможной поспешностью отправился в Миры, и, когда вошёл в город, несчастные уже были приведены на место казни. Святитель тотчас же вырвал меч из руки палача и снял оковы с несчастных, которые с радостными слезами упали к ногам его. Градоначальник стал было оправдываться, но святой Николай отвернулся от него и стал грозить гневом Бога и царя; тогда он сознал свою виновность, стал смиренно молить святителя о прощении и вскоре оное и получил. Из сих примеров из жизни святителя Николая открывается, как видите, то, что помогать несчастному делом значит делать ему в несчастии всё, что можем делать, для того чтобы от беды избавить его, не жалея при этом ни своего имущества, ни сил, ни спокойствия, как и говорит апостол: «мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). А живая помощь состоит в том, чтобы мы поступали в отношении к несчастным и по примеру святителя Николая в частности, и вообще так, как и ещё учит нас слово Божие, которое говорит: «Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись... безрукого защити, слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу» ( 3Ездр.2:20–23 ). Поступать так – вот и значит оказывать помощь несчастным живую.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Где же, еще скажете, нам найти таких дев? О сем не беспокойтесь, ибо мы не только в будущем во множестве таковых найдем для вас, но и сейчас на одну из них для подтверждения слов наших укажем вам. Вот перед нами св. дева, преподобномученица Феврония в то время, когда ей от роду было двадцать лет и когда она отличалась необыкновенной красотой. Как она вела себя? Желая поработить плоть духу, она прилежала такому посту и воздержанию, что никогда не вкушала до сытости хлеба и не пила достаточно воды, но всегда голодом и жаждой, а также и еще многими другими подвигами и трудами умерщвляла плоть свою и весьма короткому предавалась сну. Постелью для нее служила короткая и узкая и ничем не покрытая доска, а иногда и просто спала она на голой земле. Когда ночью искушения касались ее чистой души, она тотчас вставала с постели, падала ниц пред Богом и со многими слезами молилась о том, чтобы Бог прогнал от нее искусителя-диавола. Она постоянно упражнялась в чтении Божественных книг, и это чтение было особенным для нее наслаждением. Будучи одарена великим умом и имея любящее сердце, она заботилась о спасении и других дев и жен и им постоянно читала Святое Писание, объясняла оное и учила их благочестию. Чтобы удалить от себя всякий соблазн, Феврония всегда отвращала взор свой от пышных женских нарядов и украшений. Вообще она вела себя так, что на ней исполнилось слово Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). И проходило доброе слово о ней во всем городе, и восхваляемо было ее полезное учительство, и красота лица ее, и добронравие. И была, сказано, она «кротка, смиренномудра, целомудренна и всякими добродетелями украшена». Любовь ее ко Христу простиралась до того, что из-за этой любви Феврония добровольно отдала себя на страшные муки, и каждый член ее св. тела, так сказать, сражался и мучен был за эту любовь. Все тело ее было повешено и строгано, раны опалены были огнем, сосцы урезаны, руки и ноги отрублены.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010