Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. Соловьев 1967 — Владимир Соловьев. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Стихи 1991 — Стихи духовные. М., 1991. Тальберг 1992 — Н. Д. Тальберг. Святая Русь. СПб., 1992. Толстой 1964 — А. К. Толстой. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1963-1964. Топоров 1995 — В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век Христианства на Руси. М., 1995. Тютчев 1966 — Ф. И. Тютчев. Лирика, т.1-2. М., 1966. Утопии 1995 — Русские утопии. СПб., 1995. Утопия 1991 — Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991. Фасмер 1987 — Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. М., 1987. Федотов 1973 — Г. П. Федотов. Россия, Европа и мы. Париж, 1973. Федотов 1985 — Г. П. Федотов. Святые Древней Руси. Париж, 1985. Федотов 1988 — Г. П. Федотов. Лицо России. Париж, 1988. Федотов 1991 — Г. Федотов. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. Флоровский 1981 — Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981. Хомяков 1969 — А. С. Хомяков. Стихотворения и драмы. Л., 1969.

http://pravoslavie.ru/340.html

Взаимосвязь ратного дела с помощью Божией или, точнее, тщета и бесплодность военного искусства без помощи Божией ясно показана в житии св. блгв. кн. Александра Невского. Перед началом выступления в поход против шведов он идет в церковь Св. Софии для молитвы и благословения (Житие 1981:428). Как и Владимир Мономах, св. Александр " имеяше веру велику къ святыма мученикома Борису и Глебу " (Житие 1981:428). И это замечание автора жития предваряет описание видения, которого удостоился Пелугий, во святом крещении Филипп. Старейшина увидел Бориса и Глеба в красных плащах, как мучеников (так, как они изображаются и на иконах), спешащих помочь в ратном деле своему " сроднику " Александру (Житие Кроме того, св. князю помогали и ангелы. После победы на другом берегу Ижоры, где не было новгородской дружины, обнаружили много побитого шведского войска. И тогда вспомнил автор жития, что так уже было во времена царя Езекии: ассирийский царь Сеннахирим окружил Иерусалим, но внезапно явился Ангел Господень и побил 185 тысяч из войска ассирийского (см.Ис.33:36-38). То же случилось и в битве на Неве. Господь помог правым и наказал напавших (Житие 1981:432). Здесь можно также отметить, что косвенно Новгород сравнивается с Иерусалимом. Также и на Чудском озере - как рассказывал автору жития очевидец - виден был " полкъ Бoжiй на воздусе " , пришедший на помощь Александру (Житие 1981:434). Автор жития много говорит о доблести, силе, военном искусстве св. Александра, но не забывает подчеркнуть, что все это дар Божий, а его победы - следствие помощи и покровительства Господня. В рамках нашей темы житие св. Александра Невского интересно еще одной деталью. При описании битвы на Неве впервые в древнерусской литературе называются по именам " шесть мужей храбрых " , особо отличившихся в битве, говорится об их должностях при князе и происхождении, об их подвиге во время сражения. Так некоторые из простых безвестных героев русской истории обретают свое имя, свое лицо, свой образ. Как и Владимир Мономах, князь Александр предпочитал войне перемирие; и в мирное время он воздвигал храмы, отстраивал заново сожженные города, собирал разбежавшийся или разогнанный люд. Он был искусен в военном деле, но никогда не делал его своей профессией, как например, ранее Святослав. Наконец, отметим, что Александр перед смертью принял монашеский постриг с именем Алексий, поэтому существует два основных иконографических образа благоверного князя: в княжеском одеянии и в схимническом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В 60-х гг. XX в. в результате нового наступления на Церковь в Иркутской и Хабаровской епархиях были ликвидированы следующие приходы: Воскресенский в Верхоленске (1961), Петропавловский в Магдагачах Амурской обл. (1961), Успенский в Кяхте Бурятской АССР (1962), Георгиевский в Сретенске Читинской обл. (1963). Ранее, в 1956 г., был закрыт Петропавловский приход в Буре Иркутской обл. В Иркутской епархии осталось 26 действующих храмов. При архиеп. Вениамине оформилось деление управляемой им территории на 5 благочиннических округов: 1-й и 2-й Иркутские, Якутский, Хабаровский и Приморский, которое сохранялось до сер. 80-х гг. XX в. 13 июля 1958 г. в Иркутске состоялось торжество по случаю 40-летия прославления в лике святых Иркутского еп. Софрония, на которое прибыл Новосибирский и Барнаульский митр. Нестор (Анисимов) . В 1960 г. архиеп. Вениамин направил 2 священнослужителей в Братск для поиска останков Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), погребенного в Братской пуст., территория к-рой попадала под затопление в связи со строительством Братской ГЭС. Архиеп. Вениамин добился разрешения властей на перезахоронение останков еп. Иннокентия на городском кладбище, прошедшее 1 окт. 1960 г. (14 окт. 2001 по благословению архиеп. Вадима (Лазебного) захоронение было перенесено в иркутский Знаменский монастырь). В 1977 г. праздновалось 250-летие Иркутской епархии. В 80-х - нач. 90-х гг. XX в. количество общин в Иркутской и Хабаровской епархиях неуклонно росло. Были открыты приходы: в Иркутской обл.- Успенский в пос. Падун (ныне в черте Братска, 1981), в Усть-Илимске, Ангарске, Байкальске, Нов. Игирме, Братске, Михайловке, Тайшете, Усть-Куте, Киренске (1990); в Читинской обл.- в Шилке (1990); в Бурятской АССР - Успенский в Кяхте (1987), Троицкий в Улан-Удэ (1990); в Якутской АССР - в Нерюнгри (1989), в Чульмане, Витиме (1990); в Хабаровском крае - Успенский в Комсомольске-на-Амуре (1981), Петропавловский в Советской Гавани (1981); в Приморском крае - Михаило-Архангельский в Арсеньеве (1981), Христорождественский в Находке (1983), Успенский в Дальнереченске (1985); в Камчатской обл.- Петропавловский в Петропавловске-Камчатском (1985). Клир Иркутско-Хабаровской епархии состоял из 50 чел. в 1961 г., 54 чел. в 1971 г., 50 чел. в 1980 г. После назначения правящего архиерея на Хабаровскую кафедру штат духовенства Иркутской епархии уменьшился до 31 чел. в 1989 г. По инициативе архиеп. Хризостома (Мартишкина ; 1984-1990) в 1989 г. в Иркутске было создано добровольное просветительское общество по возрождению духовности и русской культуры, при котором действовал лекторий. 1990-2011 гг.

http://pravenc.ru/text/674055.html

24 . В. В. Бычков. Эстетика поздней античности. М., 1981. 25 . Он же. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма//Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. 26 . Рассел Бертран. История западной философии. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1981. С. 368–381. 27 . В. П. Гайденко, Г. А. Смирнов . Раннесредневековая концепция человека//Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981. 28 . Л. А. Даниленко. Философско-эстетические взгляды Августина. Автореф. канд. дисс. М., 1982. 29 . А. А. Столяров. Проблемы свободы воли в раннесредневековой философии ( Аврелий Августин) . Автореф. канд. дисс. М., 1988. 30 . В. В. Бычков. Формирование основных принципов византийской эстетики//Культура Византии. IV – первая половина VII вв. М., 1984. С. 504–546. 31 . И. О. Евтухов. Концепция человека в произведениях Аврелия Августина периода Тагаста (388–392)//Вестник Белорусского университета. 1989. 2. С. 18–21. 32 . Л. М. Баткин. Не мечтайте о себе: О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» блаженного Августина . М., 1993. 33 . В. В. Бычков. Эстетика отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин . М., 1995. 34 . Тони Лейн. Христианские мыслители. Пер. с англ. СПб., Мирт, 1997. С. 53–58. 35 . С. Л. Франк. Реальность и человек. М., 1997. С. 223. 36 . Л. В. Блинников. Великие философы. Словарь-справочник. М., Логос, 1999. С. 14–20. Епископ Сергиевский Василий. АНТРОПОЛОГИЯ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА Одна из трудностей, с которыми сегодня сталкивается Церковь , связана с переводом ее понимания человека на язык, который понятен обыкновенным людям. Среди этих «обыкновенных людей» могут быть разные люди: не очень образованные и культурные, достаточно образованные с широким пониманием истории и культуры, а также сторонники «научного», позитивистского взгляда на мир и человека, который распространяется через наши школы, газеты и популярную литературу. Мы будем говорить об антропологии, то есть понимании человека и его места в мире, как она была выражена в творениях одного из наиболее влиятельных отцов Церкви – Дионисия Ареопагита , и о том, может ли она быть выражена на языке более современном, по сравнению с языком автора. Мне представляется, что сегодня это одна из важнейших задач богословия, которую нам предстоит выполнить, если мы хотим, чтобы наше слово достигло людей, – и членов Церкви, и тех, кто пока еще не знает Христа так, как Его знает Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. в епархии продолжалось закрытие церквей. В Кировоградской обл. были упразднены храмы: в с. Попельнастом Александрийского р-на (31 окт. 1977), в с. Скалевая Новоархангельского р-на (29 мая 1981, здание решено снести), в с. Покровском Кировоградского р-на (23 нояб. 1983, здание решено снести), в с. Панчеве Новомиргородского р-на (21 февр. 1985, здание решено снести), в пос. Елизаветградка Александровского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести), в пос. Устиновка Устиновского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести). В Николаевской обл. закрылись церкви: в с. Тридубы Кривоозерского р-на (21 дек. 1977), в с. Матвеевка (с 1987 поселок, ныне в черте Николаева) (июль 1981), в с. Новоалександровка Баштанского р-на (13 окт. 1981), в с. Троицко-Сафонове Казанковского р-на (25 июня 1984), 27 марта 1979 г. принято решение о сносе церкви в с. Лиманы Жовтневого р-на. Несмотря на эти процессы, еп. Севастиан посещал приходы епархии, совершал соборные богослужения, что вызывало негодование уполномоченных. В 1980 г. архиерей в сослужении мн. клириков освятил ц. во имя св. Космы и Дамиана в с. Салькове Гайворонского р-на Кировоградской обл. В 1981-1986 гг. по инициативе еп. Севастиана был произведен масштабный ремонт Рождество-Богородичного собора Кировограда, храм был расписан бригадой иконописцев под рук. А. И. Корецкого. В 1985-1987 гг. в Кировоградской епархии действовали 82 общины: 42 в Кировоградской обл., 40 в Николаевской обл. (В годовых отчетах еп. Севастиана за 1984-1986 гг. указаны др. сведения: 86 приходских и приписных храмов в епархии, из них в Кировоградской обл. 44 храма, в Николаевской обл. 42 храма. При этом в частных беседах еп. Севастиан в нач. 1980-х гг. сообщал, что в епархии действуют 80 приходов, из них 20 не имеют священников и находятся на грани закрытия, т. к. уполномоченный отказывается регистрировать молодых клириков, старые постепенно умирают. Об этом упоминает в дневнике беседовавший с еп. Севастианом митр. Феодосий (Дикун) ( Феодосий (Дикун), митр. Щоденник//Apxibu i документальна спадщина Полтавщини. Полтава, 2003. С. 398-400)).

http://pravenc.ru/text/1841105.html

De ornatu rhetorico, quem Basilius Magnus in diversis homiliarum generibus adhibuit. Diss. Bonn, 1957 (=Hengsberg 1957). Hildebrand S. M. The Trinitarian Theology of Basil of Caesarea: A Synthesis of Greek Thought and Biblical Truth. Washington, D.C., 2007. (=Hildebrand 2007). Kustas G. L. Saint Basil and the Rhetorical Tradition//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic/P. Fedwick (ed). Toronto, 1981. P. 221–279 (=Kustas 1981). Jacks L. V. St. Basil and Greek literature. Washington DC, 1922. Lee J. A. Why didn’t St. Basil write in New Testament Greek?//Phronema. Vol. 25. 2010. P. 3–20 (=Lee 2010). Lienhard J. T. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra, and ‘Sabellius’//Church History. Vol. 58(2). 1989. P. 157–167 (=Lienhard 1989). Lienhard J. T. Contra Marcellum: Marcellus of Ancyra and Fourth-Century Theology. Washington, D.C., 1999 (=Lienhard 1999). Lienhard J. T. Ps-Athanasius, Contra Sabellianos, and Basil of Caesarea, Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos: Analysis and Comparison//Vigiliae Christianae. Vol. 40 (4). 1986. P. 365–389 (=Lienhard 1986). Martens P.W. Interpreting Attentively: The Ascetic Character of Biblical Exegesis according to Origen and Basil of Cesarea//Origeniana Octava/Ed. L. Perrone. Leuven, 2003. P. 1115–1122 (=Martens 2003). Moreschini C. Introduzione a Basilio Il Grande. Brescia, 2005 (=Moreschini 2005). Moreschini C. I Padri Cappadoci: storia, letteratura, teologia. Roma, 2008 (=Moreschini 2008). Quacquarelli A. «Sull’omelia di Basilio Attende tibi ipsi»//Basilio di Cesarea, la sua età, la sua opera e il basilianesimo in Sicilia: Atti del congresso internazionale. Vol. 1. Messina, 1983. P. 489–501 (=Quacquarelli 1983). Radde–Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. Oxford; N.Y., 2009 (=Radde–Gallwitz 2009). Rist J. M. Basil’s ‘Neoplatonism’: Its Background and Nature//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic/P.J. Fedwick (ed.). Toronto, 1981. P. 137–220 (=Rist 1981). Rousseau Ph.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Его Высокопреподобию, отцу Архимандриту Иеремии, Игумену Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне Дорогой отец Архимандрит, Христос Воскресе! Приветствую Вас и всю во Христе братию по-пасхальному молитвенно желаю Вам радости о Христе Воскресшем. Воистину Воскресе! С любовью о Господе, +Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. P.S. Вашими молитвами я, слава Богу, жив и здоров. Но всё-таки старею. Мне уже свыше 80 лет. Сил меньше. Но будем держаться помощью Божией! Пасха 1981 Брюссель Письмо 146 Дорогой о. Архимандрит Мисаил! Христос Воскресе! Поздравляю Вас со Светлым Праздником Христова Воскресения. Воистину Воскресе! Радуйтесь всегда о Господе Воскресшем. С любовью о Христе архиепископ Василий P.S. Как Вы живёте? Не прибыли ли новые братья из России? Я, слава Богу, хотя и старею, мне идёт восемьдесят первый год, испытываю разные телесные трудности, устаю, но держусь Вашими молитвами. Пасха 1981 Брюссель. Архимандрит Иеремия (Алёхин). 2010 г. Письмо 147 Христос Воскресе, Дорогой отец Давид! Поздравляю Вас с праздником Святой Пасхи, радуйтесь о Господе Воскресшем. Надеюсь, что Вы совсем поправились от Ваших недугов. Я, слава Богу, здоров, хотя всё старее, сил меньше. Что у Вас нового, как с прибытием монахов из России? Вы, наверное, слышали новость: «махнули», как выражался покойный наместник о. Иоанникий, митр. Ювеналия от должности председателя Иностранного отдела. Назначили председателем Отдела нашего экзарха митр. Филарета. Что Вам сказать? Как митр. Ювеналий, так и митр. Филарет, особенно последний, относились к нам хорошо. Хотелось бы побывать на Афоне, но нет случая, да в моём возрасте не так легко путешествовать. С любовью о Христе архиепископ Василий Пасха 1981 Брюссель Письмо 148 На Св. Афоне 8/21.11.1981 Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому ВАСИЛИЮ Высокопреосвященнейший Владыко! С приближающимися великими праздниками Рождества Христова, Новолетия и св. Богоявления прошу, примите мой скромный сердечный привет и пожелания Вам доброго здоровья и благих успехов в Ваших высоких трудах на ниве Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Hildesheim, 1979; Hopkins D. C. Between Promise and Fulfillment: Von Rad and the Sacrifice of Abraham//BiblZschr. N. F. 1980. Bd. 24. S. 180-193; Stamm J. J. Der Name Isaak//Beitrage zur hebraischen und altorientalischen Namenkunde: FS J. J. Stamm/Ed. E. Jenni. Freiburg (Schweiz); Gött., 1980. S. 9-14. (OBO; 30); Brock S. Gen. 22 in Syriac tradition//Mélanges D. Barthélemy. Fribourg; Gött., 1981. P. 1-30. (OBO; 38); Hayward C. T. R. The Present State of Research into the Targumic Account of the Sacrifice of Isaac//JJS. 1981. Vol. 32. P. 127-150; idem. The Sacrifice of Isaac and Jewish Polemic against Christianity//CBQ. 1990. Vol. 52. P. 292-306; Rof é A. La composizione di Genesi 24//Bibbia e Oriente. 1981. Vol. 23. P. 161-165; idem. An Inquiry into the Betrothal of Rebekah/E. Blum u. a.//Die hebraische Bibel und ihre zweifache Nachgeschichte: FS R. Rendtorff. Neukirchen-Vluyn, 1990. S. 27-39; Swetnam J. Jesus and Isaac: A Study of the Epistle to the Hebrews in the Light of the Aqedah. R., 1981. (AnBib; 94); Feldman L. H. Josephus " Version of the Binding of Isaac//SBL. SP. 1982. Vol. 21. P. 113-128; Vogels W. Dieu éprouva Abraham (Gen 22. 1-19)//Semiotique et Bible. 1982. N 26. P. 25-36; Alexander T. D. Gen 22 and the Covenant of Circumcision//JSOT. 1983. Vol. 25. P. 17-22; Gutmann J. The sacrifice of Isaac: Variations on a Theme in Early Jewish and Christian Art//ΘΙΑΣΟΣ ΤΘΝ ΜΟΥΣΩΝ: Studien zu Antike und Christentum: FS J. Fink. Köln, 1984. P. 115-122; Malul M. More on Pahad Yishâq (Genesis XXXI: 42, 53) and the Oath by the Thigh//VT. 1985. Vol. 35. P. 192-200; Westermann C. Genesis 12-36: A Commentary. Minneapolis, 1985; Chilton B. D. Recent Discussion of the Aqedah// i dem. Targumic Approaches to the Gospels. Lanham, 1986. P. 39-49; Elbaum Y. From Sermon to Story: The Transformation of the Akedah//Prooftexts. Bloomington (Ind.), 1986. Vol. 6. P. 97-116; Mees M. Isaak " s Opferung aus frühchristlicher Sicht: Von Clemens Romanis bis Clemens Alexandrinus//Augustinianum.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Buenos Aires, 1968. Vol. 47/48. P. 31-135; 1969. Vol. 49/50. P. 50-116; Hunt N. Cluny under St. Hugh (1049-1109). L., 1967; Mattoso J. Le monachisme ibérique et Cluny: Les monastères du diocèse de Porto de l " an mille à 1200. Louvain, 1968; Cowdrey H. E. J. The Cluniacs and the Gregorian Reform. Oxf., 1970; Cluniac Monasticism in the Central Middle Ages/Ed. N. Hunt. L., 1971; idem. Two Studies in Cluniac History: 1049-1126. R., 1978; Cluny: Beiträge zu Gestalt und Wirkung der cluniazensischen Reform/Hrsg. H. Richter. Darmstadt, 1975; Pierre Abélard, Pierre le Vénérable: Les courants philosophiques, littéraires et artistiques en Occident au milieu du XIIe siècle. P., 1975; Cluny in Lombardia: Atti del conv. storico celebrativo del IX. centenario della fondazione del priorato cluniacense di Pontida, 22-25 aprile 1977. Cesena, 1979-1981. 2 vol.; Barlow F. William I " s Relations with Cluny//JEcclH. 1981. Vol. 32. P. 131-141; Golding B. The Coming of the Cluniacs//Anglo-Norman Studies III: Proc. of the Battle Conference 1980. Woodbridge, 1981. P. 65-77; Rosenwein B. H. Rhinoceros Bound: Cluny in the 10th Cent. Phil., 1982; idem. To Be the Neighbor to Saint Peter: The Social Meaning of Cluny " s Property, 909-1049. Ithaca (N. Y.); L., 1989; Bredero A. H. Cluny et le monachisme carolingien: Continuité et discontinuité//Benedictine Culture, 750-1050/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Leuven, 1983. P. 50-75; idem. Cluny et Cîteaux au XIIe siècle: L " histoire d " une controverse monastique. Amst., 1985; Cantarella G. M., Tuniz D. Cluny e il suo abate Ugo: Splendore e crisi di un grande ordine monastico. Mil.; Novara, 1983; L " Italia nel quadro dell " espansione europea del monachesimo cluniacense: Atti del Conv. Intern. di storia medievale (Pescia, 26-28 nov. 1981)/Ed. C. Violante et al. Cesena, 1985; Pacaut M. L " Ordre de Cluny, 909-1789. P., 1986; Iogna-Prat D. «Agni immaculati»: Recherches sur les sources hagiographiques relatives à St. Maieul de Cluny (954-994). P., 1988; idem.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Последующие заседания. Соборный томос. Первоисточники: Tom. synod.//PG. 151. Col. 759A - 761A; Niceph. Greg. Hist. XXI 5, 6; 6, 1-5//Vol. 2. P. 1025, 1028-1032; Philoth. Coccin. Antirrh. 1. 281-320 - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 33-34. В ц. Св. Софии «не раз, не два и не три, но многажды» собиралась комиссия, рассмотревшая по поручению императора обвинения оппонентов Григория Паламы, «написанные ими отчасти собственноручно». Каждое из обсуждаемых мест было прочитано «в книге священнейшего Фессалоникийца» и исследовано, причем писания свт. Григория Паламы были признаны согласными с истинным благочестием, а обвинения его противников исполненными всяческих ересей. «Недавно (ρτως) подписанный» томос был полностью одобрен незадолго до 15 авг. ( Philoth. Coccin. Antirrh. 1. 289-291 - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 33; RegPatr, N 2326). Две рукописи (Ath. Xerop. 191; Patm. 366) добавляют к заглавию томоса надписание, что он был составлен в авг., однако нек-рые рукописи Синодика в Неделю Православия указывают, что томос был написан в июле. В праздник Успения Богоматери в ц. Св. Софии император передал подписанный томос, к-рый был положен на престол ( Niceph. Greg. Hist. XXI 6. 2//Vol. 2. P. 1030). Под председательством патриарха, при участии архиереев и пресвитеров и при большом скоплении народа состоялось торжественное чтение томоса Георгием Галисиотом, «мудрым Максимом» и свт. Филофеем Коккином. Последний, закончив чтение, кратко разъяснил прочитанное ( Philoth. Coccin. Antirrh. I: 291-308 - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 33). По свидетельству Феодора Дексия ( Theod. Dex. App. 37) и Никифора Григоры, нек-рое время текст томоса был труднодоступным, однако свт. Филофей Коккин отрицает, что томос держался в тайне ( Philoth. Coccin. Antirrh. 1. 281-320 - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 33-34).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010