Вторую категорию монастырских крестьян составляли так называемые нововходцы, или новопорядчики. Во-первых, это были крестьяне, которые обращались к монастырским властям с просьбой о разрешении поселиться на монастырской земле, во вторых — крестьяне, приглашенные самими монастырями на свои земли или переселенные ими из одного имения в другое. Тягловое бремя, которым обложена была черная земля, часто заставляло крестьян уходить из своих деревень и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить денежную помощь на хозяйственное обзаведение и освобождение от податей . Нововходцы почти всегда на некоторое время — от 3 до 5, реже до 10 лет — освобождались от оброка или оброк этот значительно сокращался, кроме того, они получали от монастыря денежную «подмогу» на обзаведение. В поручной записи, которую они заключали с монастырем, очень точно оговаривались срок аренды и условия, связанные с подмогой, с трудовой повинностью монастырю, с податью государству и оброком монастырю — деньгами и натурой, а также право монастырских властей требовать исполнения всех повинностей и преследовать законным порядком крестьян, не исполнивших этих повинностей. В монастырях обычно велись особые расчетные книги, в которые с большой аккуратностью вносились все крестьянские повинности, и эти книги представляют собой очень важный материал по истории отдельных монастырских хозяйств и для характеристики положения монастырских крестьян; в них подробно вписывались также все барщинные работы крестьян, в XVII в.— с указанием денежной стоимости этих работ, ибо в это время монастырские власти, в связи с развитием денежных отношений в Московском государстве, стремились заменить натуральный оброк денежным. Вполне перейти к ведению хозяйства на денежной основе могли лишь богатые монастыри, располагавшие капиталом, который складывался из денежного оброка, поступлений от продажи соли и торговли; небольшие монастыри, нуждавшиеся в разных сельскохозяйственных продуктах, например, в бобах, растительном и сливочном масле, сыре, меде, яйцах, грибах, ягодах и т. д., обычно обязывали своих крестьян некоторую часть оброка сдавать монастырю натурой . На севере, в Поморье, нововходчики обычно селились на монастырской земле как половники, отдавая за аренду обрабатываемой земли половину урожая; из разных документов видно, что эта категория арендаторов была распространена уже в XV в., например на землях Кирилло-Белозерского монастыря. Повинность монастырю для половников обычно ограничивалась отдачей половины урожая, а если им приходилось еще и платить оброк, то он был незначительным .

http://sedmitza.ru/lib/text/436549/

Все эти объяснения не исключают, а дополняют друг друга. И помощь человеку может быть оказана на каждом из этих уровней – и может оказаться эффективной. Психиатрическая и духовная помощь не конфликтуют между собой – медицинские препараты никак не заменяют молитвы и Таинств, молитвы никак не оправдывают пренебрежения доступной медицинской помощью. То, что духовная жизнь и общение с Церковью помогают человеку справиться с психиатрическими проблемами – факт, который широко признан медицинскими профессионалами. Поэтому современная медицина, помогая человеку на своем уровне, никак не опровергает духовной реальности. Ложные ожидания Третья причина, по которой люди сомневаются в реальности бесов – они полагают, что бесы должны проявлять себя определенным образом, что их деятельность можно выявить научно – при помощи наблюдений и экспериментов. У людей есть определенные ожидания в отношении бесов – которые должны проявлять себя определенным образом. Когда они себя так не проявляют, это становится причиной для сомнения в их существовании. Ожидания эти – осознанные или не вполне – связаны отчасти с фольклором, отчасти с голливудом, отчасти с притязаниями людей, претендующих на контакт со сверхъественными силами. Например, экстрасенсы претендуют на то, что обладают необычными способностями – они, якобы, могут узнавать сокрытые от других тайны, исцелять больных или прекращать полосу невезения в жизни клиента – за существенные деньги. Христиане могут полагать, что такого рода способности обеспечиваются бесами. Между тем многие «экстрасенсы» явно переоценивают свои «экстрасенсорные» возможности. Любые попытки побудить экстрасенсов продемонстрировать их «сверхспособности» в контролируемых лабораторных условиях заканчиваются провалом. Журналистские расследования (например, замечательный фильм Бориса Соболева «Идущие к черту») тоже не выявляют ничего сверхъественного, а только наглое, бессовестное жульничество и фокусничество. Многими это видится как причина отрицать реальность бесов – мол, их не видно даже там, где им более всего полагается быть, в среде оккультистов. Сюда можно добавить и то соображение, что если бы черная магия работала, она давно была бы предметом гонки вооружений – и державы состязались бы не в строительстве ракет и танков, а в сочинении все более убойных заклинаний, способных навести сглаз и порчу на вооруженные силы противника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Ораз-Гюль — поистине красочная фигура. Молодая туркменка, настоящая восточная красавица. Не какой-нибудь «цветок гарема», а бесстрашная дочь степей. Бросалась в глаза та легкость, с которой она легко и свободно, будто играючи, ворочала невероятные тяжести. И все это с такой охотой, что оставалось только удивляться. — Роза, — спросила я ее, — как это ты, женщина, поднимаешь такие немыслимые тяжести? Ораз-Гюль усмехнулась: — У нас так: женщина делает всю тяжелую работу. Мужчина — господин; женщина — слуга. Шариат! Этим словом она как бы подвела черту. Шариат — мудрый закон. Он завещан предками. Его не обсуждают, а выполняют. И этим гордятся! Как-то получилось, что эта диковатая туркменка по-настоящему привязалась ко мне и даже переселилась ко мне на верхотуру. Со мной она разговаривала по-русски, делая большие успехи. Когда она старалась правильно говорить, у нее ничего не получалось, но когда она волновалась, то речь ее становилась куда глаже, в ней появлялось больше гортанных звуков и чужих слов, но меньше «провалов», то есть остановок в поисках недостающих слов. Больше всего меня поражала ее наивная вера в правоту и незыблемость тех понятий, которые ей были внушены с детства. Не в этом ли секрет живучести магометанства? Например, когда однажды я пробовала ей объяснить несправедливость магометанского отношения к женщинам, она даже обиделась: — Так пожелал сам Бог, а он все лучше знает! Она гордилась своим именем, потому что так называют и мальчиков, и девочек. — Есть много красивых женских имен, например Салтан. Но имя Ораз — это самый большой праздник, как у вас Пасха. Это имя дают всем: и мальчикам, и девочкам. А второе имя, Гюль, — это цветок роза. Так зовут меня русские. Но я Ораз! В свои 25 лет была она уже почти совсем седая, хотя волосы имела густые, пышные, заплетенные в две толстые косы. Она рассказала мне историю своей жизни. Ее отец, мулла, был когда-то самым уважаемым аксакалом поселка. Но времена переменились. Отец и старший брат вынуждены были бежать за границу, которая была в нескольких шагах от порога дома, через арык.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

7) Чудеса Христа серьезны, сдержанны и консервативны. Они целомудренны, разумны и обладают большим достоинством. Они никогда не гротескны, не ребячливы, не эгоистичны, в них отсутствует всякое дилетантство. В них отсутствуют черты, заметные в палатке фокусника. Нет ни карточных трюков, ни ковров-самолетов, ни Аладдиновых ламп, ни джиннов, появившихся из бутылок. Можно сказать, что Его чудеса чудодейственны, но не фантастичны. Они не принадлежат к сфере весьма странных или жутких явлений; они не страшат нас, как черная магия или колдовство. Его чудеса как будто связаны с природными процессами. Они осуществляют события,» которые действительно происходят в природе (например, создание вина). Христос, быть может, ускорял их, или заставлял их происходить каким-то необыкновенным образом. В отличие от мифических чудес, чудеса Христовы не проявляют какого-то болезненного, капризного или ребяческого характера. Например, утверждается, что какой-то маг повесил пальто на солнечный луч. По сравнению с этим, чудеса Христовы прозаичны. Это тем более видно, когда сравниваешь чудеса Христа с чудесами, приписанными Ему в апокрифических Евангелиях, написанных после первого столетия н. э., когда религиозное воображение некоторых христиан измышляло разные вещи о жизни Христа. В этих произведениях говорится, что, будучи мальчиком, Христос способствовал внезапному увеличению раковины улитки, лежащей на берегу Галилейского моря, до размера горы Фавор, а потом Он снова внезапно вернул ее к первоначальному размеру; – что Он произвел особое впечатление на друзей, когда заставил шесть птиц продекламировать Ветхий Завет на шести языках; – что Он создал глиняных птиц и заставил их летать; – что в порыве гнева Он превратил друзей в камни и животных. 88 Ничего такого ребяческого не случилось в отношении канонических чудес, записанных в четырех Евангелиях. Я оцениваю новозаветные чудеса каноническими не только потому, что они происходят в канонических Евангелиях, но также потому, что они соответствуют правилам трезвости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Можно ли поверить, что в наше время так жадно гоняющиеся за сенсационными известиями газеты не сообщили всего, что только было бы можно узнать о гибели Сен-Пьера? Но раз это не угодно масонам и иудеям — они молчат… («Колокол» . А вот еще ближе к нашему времени совершилась гибель Мессины, и только благодаря присутствию русских судов у ее берегов христианский мир узнал неопровержимые факты самого отвратительного преследования и печатного глумления над верой Христовой, на которое громовым ответом послужило губительное землетрясение… И море, и недра земные сотрясаются от негодования при виде богопротивных деяний человеческих… А эти необъяснимые даже естественными законами наводнения в Франции, Лондоне, Австрии? Эти бури и тайфуны на море и суше, как например, в низовьях нашей кормилицы Волги? Эти болезни-эпидемии, как холера, тиф, и особенно эта «черная смерть», чума, которая в четырнадцатом, например, веке опустошала буквально целые города на Руси, и которая теперь медленно, но верно ползет к нам снова и с юга и с востока, из далекой Азии?.. Люди старые удивляются, с тревогой говорят, что и природа-то стала как будто ныне не та, что лет 60–70 назад: тогда и дожди были благорастворенные и благовременные, а ныне или засуха беспощадная, или ненастье беспрерывное; тогда и урожаями Бог благословлял, а ныне то ненастье, то засуха, то саранча, то какие-то черви губят хлеб еще на нивах… «Да за что нас и миловать Господу Богу?» — говорят старые умные люди. — От грехов людских стоном стонет мать сырая земля. Будто последние времена настали. Люди совсем Бога забыли. Мало того, что забыли: еще богохульствуют!»… Да, аще мы, пастыри, молчим, то камение — бездушная природа, вопиет против беззаконий наших, против нераскаянности нашей. И солнце, и воздух, и море и суша, и ветры и все стихии уже жалуются на нас Богу, уже готовы исполнить веление Божие, чтобы совершить суд Божий над нечестием людским… Читатель православный! заметь: это не я пишу, это пишет епископ. ___________ — Неужели же, — спросит читатель, — нет спасения? По человеческому суждению — нет, ибо «брань наша не против крови и плоти», не против евреев, масонов, волшебников и чародеев, которые ничто, «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6 , гл. 12 ст.), против козней самого сатаны, «вышедшего обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» ( Отк. 20 г. 7 ст.). Кто же из смертных, не огражденный крестом Господним, бороться с ними может?

http://azbyka.ru/fiction/velikoe-v-malom...

Такие места, безусловно, не должны «выправляться», создавая иллюзию простоты и понятности там, где их на самом деле нет. Это было бы ложью. И там, где в оригинале необычные конструкции, например, следы редакторских «швов» – тоже не надо сглаживать то, что негладко в оригинале. Но зачем же, следуя синтаксису еврейского и греческого языков, делать текст тяжелым и непонятным там, где в оригинале он прост и понятен? «По капле выдавливать из себя Синодальный перевод», – сформулировал я как-то нашу переводческую задачу своим коллегам по работе над Ветхим Заветом. Я был тогда молодой и, наверное, перегибал палку. Отец Сергий в этом отношении был намного большим традиционалистом. В конце 1990-х наши дискуссии по поводу моих переводов, переводов моих коллег и коллег отца Сергия приобрели достаточно острый характер и создали определенный холодок в наших отношениях. Сейчас мне этого безумно жаль. Ведь буквы, пусть даже буквы Писания, – это черная краска на белой бумаге. А люди, пока живут, – они живые и теплые, и могут греть друг друга. Мне выпал особый случай узнать о свободе Как-то, уже во второй половине 90-х, я пришел в Библейское общество на встречу с о. Сергием, приехавшим в Москву, чтобы обсудить ход перевода Библии на чувашский. Он встретил меня словами: «Вот мы тут с вами рассуждаем о деталях библейских переводов, о переводческих тонкостях… А митрополит такой-то вчера освятил российские ядерные боеголовки и такое сказал…» Он замолчал. Обычно его лицо было улыбающимся и слегка ироничным, иногда углубленно-серьезным. А сейчас в нем был ужас и какая-то совершенно непривычная растерянность. Это были 90-е годы, и подобные новости были еще в новинку… За несколько месяцев до смерти отец Сергий издал книгу под названием «Книга про свободу» . Она стала в каком-то смысле его завещанием. Болезнь настигла его именно тогда, когда он вернулся в свой родной Петербург для презентации этой книги. Фото: nikeabooks/instagram В ней он вспоминает о том опыте, который когда-то привел его к христианству: «Мне выпал особый случай узнать о свободе. Повезло. Меня посадили в тюрьму. Это было во время службы в армии, в самом начале 70-х, по причине явно натянутой – «пропаганда американского образа жизни» и «непослушание начальству»… Оно рассчитывало, что я вернусь в строй «нормальным советским солдатом» – например, не буду обсуждать с другими неположенных вопросов. Однако именно в тюрьме ко мне пришла свобода. Точнее, я в ней родился – в свободе. Вопреки всякой логике, вопреки очевидности страха. Ведь страх – это главное, что случается с тобой в тюрьме, в состоянии несвободы. Но оказалось, что если в страх хорошенько и напрямую всмотреться, то ему от этого становится не слишком приятно. Страх хочет уйти. И тогда остается территория, на которой может родиться свобода…»

http://pravmir.ru/poprobuyte-byit-slabyi...

Во времена Фродо об этом еще сохранялась кое-какая память, в основном, в именах и названиях: многие из них напоминают названия Эсгарота и Рохана. Очень похожи названия дней, недель и месяцев. Некоторые слова - «смеал», «маттом» - еще сохранились в разговорной речи, а большая часть осталась в ширских и брыльских названиях. Большинство личных имен у хоббитов были свои, собственные, и некоторые - весьма древнего происхождения. Хоббитами обычно называли они себя сами. Люди звали их полуросликами, а эльфы - перианами. Происхождение слова «хоббит» было почти забыто. Есть предположение, что вначале так называли Мохноногов Лесовики и Хваты, и было это сокращением роханского холбитла - «строитель нор». Энты В Третью Эпоху самым древним народом были, без сомнения, Онодримы. На роханском это звучит как энты. Эльдары познакомились с ними в древнейшие времена. Энты утверждают, что именно Эльдары пробудили в них желание говорить. Язык их сильно отличается от всех прочих: медленный, звучный, с многочисленными повторами, он основан на сложных и разнообразных оттенках произношения гласных и таких различиях тона, которые даже мудрецы Эльдаров не пытались изложить письменно. Своим языком энты пользовались только между собой, но скрывать его не было никакой необходимости, все равно выучить бы его никто не смог. Однако сами энты учили другие языки быстро и никогда не забывали. Предпочтение они отдавали языкам эльдаров, а больше всего любили древнее наречие. Странные слова и имена, которыми, как отмечают хоббиты, пользовался Фангорн и другие энты, имеют эльфийские корни. В некоторых можно уловить отголоски Квэниа. Например, «Таурелиломеа-тумбалеморна Тумбалетауера Ломеанор» можно перевести как «Леснаязатененнаяглубокаячернаядолина Глубокодолинолесистая Мрачнаяземля», при этом Фангорн имел ввиду примерно следующее: «В глубоких долинах леса лежит черная тень». Некоторые их имена - слова Синдарина, например, Фангорн - «Борода Дерева» или Фимбретиль - «Гибкий Бук». Орки и наречие Тьмы Орками называют эти мерзкие создания другие народы. На Синдарине оно звучит как орч (мн. ирчи). Родственным, без сомнения, является слово урук из Наречия Тьмы, так назывались огромные орки-солдаты, что выходили в те дни из Мордора и Изенгарда. Тех кто поменьше, урук-хайи звали снага - раб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Сложность заключается в том, что игрок с черной фишкой может обхитрить другого, передвигая «мышку» вперед и назад. Участники ходят по очереди. Если черная фишка по клеткам встанет позади «кошек», она выиграет, так как белым фишкам нельзя ходить назад. Более опытным игрокам можно усложнить задачу, например увеличить игровое поле и количество «кошек». Эта игра на размышление и выработку определенной стратегии поможет улучшить логическое мышление ребенка. Крестики-нолики в вариациях Крестики-нолики известны с давних времен. Каждый играл в эту игру если не дома, то, по крайней мере, на уроках. Оригинальная версия очень проста. На листе бумаги рисуется поле из 9 квадратов. Задача игроков состоит в том, чтобы выстроить по вертикали, горизонтали или диагонали 3 крестика или нолика. Но можно предложить и другие варианты этой простой игры, тем самым усложнив ее. Вариант 1 Игровое поле сделать неограниченным, например весь тетрадный лист в клетку. Правила остаются практически теми же, только победителем будет считаться тот игрок, который быстрее выстроит линию из 5 крестиков или ноликов. Вариант 2 Игра проходит на стандартном поле из 9 клеток. Только в этом варианте можно ходить и крестиками, и ноликами. Сложность в том, что начинать игру с центра поля нельзя, иначе она очень быстро закончится. Первоочередность хода участники определяют с помощью жеребьевки. Вариант 3 Существует не совсем обычный, интересный вид крестиков-ноликов. В этой игре также принимают участие 2 игрока. На обычном тетрадном листе в клетку, который и будет игровым полем, по всей площади ставятся крестики и нолики. Правила не совсем простые. Крестик ставится первым и только 1 за ход. Нолик же ставится 2 раза за ход и в различных клетках. Суть игры заключается в том, чтобы нолики полностью окружили крестики. Игра продолжается до тех пор, пока все крестики не будут окружены, либо пока свободные клетки не закончатся. Вариант 4 Еще один вариант крестиков-ноликов – игра наоборот. Участники на поле из 9 клеток должны играть так, чтобы не выстраивались ряды из 3 крестиков или ноликов.

http://azbyka.ru/deti/polnaya-encikloped...

В процессе подобной «духовной» практики начинает происходить ряд явлений, которые приписываются водительству «Великих Учителей». Например, у человека возникает вопрос, и он неожиданным путем получает на него ответ. Это может быть открытая книга как раз на том месте, что человека интересует, неожиданная встреча с незнакомым человеком который неизвестно почему вдруг захочет рассказать об интересуемом предмете. Далее в процессе «духовного» продвижения начинают появляться разноцветные звезды. Например, черная звезда может означать опасность, предположим, синея благоприятные для человека обстоятельства. При чтении книг учения могут возникать подчеркивания в книге на тех местах, на которые рекомендуется обратить внимание. Далее появляется ясновидение, человек начинает чувствовать, что он способен оказывать воздействие на других, подчинять их своей воле, может программировать события, когда мысленные желания начинают сбываться, правда, это уже на достаточно высоких ступенях продвижения в Агни-Йоги. Вершина это когда в сознании начинает звучать голос, который выдает себя либо за кого-либо из Рерихов или даже самого «махатмы» Мории. Впрочем, здесь тематика может быть самая широкая, от слышания голоса своих умерших родственников до слышания голоса «бога отца»». Среди продвинутых адептов агни-йоги В. Питанов встречал тип людей, которых он охарактеризовал как «Маги - манипуляторы. Это люди почти никогда не возникающие на поверхности. Они серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога» … Итак, религиозно-магический культ теософией также и предполагается, и практикуется.   Гл. 9. РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ РЕРИХИАНСТВА Пятый вопрос религиоведческой экспертизы теософии – это анализ структуры теософского движения. Предполагается ли в нем структурирование по принципу иерархичности, и какой критерий лежит в основе этой иерархии? Придают ли сами теософы мистическое значение своим социальным структурам, своей собственной иерархизации? Означает ли принятие рериховской философии подчинение неофита этой иерархии? Да - нельзя принять рериховское учение (если принять его всецело, а не «вкусовыми» фрагментами) и остаться вне организованного подчинения той “иерархии”, которую проповедовали Блаватская и Рерихи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Христианство — не только религия личного спасения, у него есть социальная этика; не «программа», а именно этика, помогающая в конкретных политических обстоятельствах занять евангельскую позицию. В эссе «Россия и свобода» он писал: « стоит вглядеться в эту последнюю, антилиберальную реакцию Москвы, которая сама себя назвала по–московски Черной Сотней. В свое время недооценили это политическое образование, из–за варварства и дикости ее идеологии и политических средств. В нем собрано было самое дикое и некультурное в старой России, но ведь с ним было связано большинство епископата. Его благословлял Иоанн Кронштадтский, и царь Николай II доверял ему больше, чем своим министрам. За православием и самодержавием, т. е. за московским символом веры легко различаются две основные тенденции: острый национализм, оборачивающийся ненавистью ко всем инородцам — евреям, полякам, немцам и т. д., и столь же острая ненависть к интеллигенции, в самом широком смысле слова, объединяющем все высшие классы России. Словом, черная сотня есть русское издание или первый русский вариант национал-социализма ». А в эссе «О национальном покаянии» Федотов предупреждает о возрождении в постсоветской России черносотенства: « ярость, одержимость злобы завтра будут направлены на созидание национальной и православной России. Оцерковленное, оправославленное зло гораздо страшнее откровенного антихристианства ». «Теологическая социология» — так мы назвали метод и суть новоградского мышления. Ясно и четко артикулировать христианские ценности и проанализировать возможность их воплощения в конкретных социальных условиях — вот задача: какие социальные группы на это способны, какие конкретные политические и экономические технологии, уклады для этого потребны? Федотов много об этом думал, например в эссе «Проблемы будущей России» — то есть проблемы постсоветской России. Что нужно сделать (то есть что надо было бы сделать — ведь мы уже упустили возможность), чтобы в постсоветской России не восторжествовало «оправославленное зло»? — Федотов, например, говорит о демократизации системы советов, а не их упразднении (которая как мы помним была таки упразднена выстрелами из танков); о, например, том, что постсоветский коммунизм должен не выбрасывать на свалку саму идею социальной справедливости, внимательность к рабочему классу и пр.

http://blog.predanie.ru/article/natsiona...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010