Разделы портала «Азбука веры» Гриненко Т.Н. 20.02.2024 ( 2  голоса:  5.0 из  5) На вопросы отвечает Гриненко Татьяна Николаевна – врач кардиолог, к.м.н., кардиолог ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, член Правления Общества православных врачей им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Санкт-Петербург. Мы каждый видим соль, не представляем себе кухонный стол без солонки. Можно немного напомнить уроки химии и рассказать, что такое соль? Соль – природное соединение, которое состоит преимущественно из двух основных минералов: натрия и хлора, которые в совокупности образуют естественное природное соединение – натрия хлорид. По происхождению различают две основные разновидности соли:  Каменная соль или галит – натуральный осадочный материал, который залегает большими пластами между разными горными породами или образуется вследствие высыхания бессточных соляных озер. Чистая каменная соль содержит 59–60% хлора и 37–38% натрия. В составе природной каменной соли также присутствуют второстепенные вещества (1–2%), которые играют не менее важную роль в поддержании гомеостаза организма человека, участвуя в электролитном балансе, мышечных сокращениях и борьбе с микробами. Каменная соль отличается серым оттенком и интенсивным вкусом. Морская соль   – образуется естественным путем вследствие испарения воды под воздействием солнца или добывается выпариванием из морской воды. Морская соль считается максимально полезной, так как является природным источником микроэлементов: кальция, калия, фосфора, магния, марганца, цинка, железа, селена, кремния и йода. В дальнейшем природная каменная соль проходит несколько этапов технологической обработки, в ходе которой получают привычную нам поваренную (отбеленную и очищенную) соль. Йодированную соль получают путем добавления йода в очищенный полуфабрикат. По степени очистки соли присваивают сорт высший, первый или второй. По степени помола соль может быть крупной, средней и мелкой. Помимо привычной большинству людей морской и каменной, существуют и другие разновидности виды соли, каждый из них отличается по происхождению, составу, цвету, запаху и интенсивности вкуса. Например, известна черная индийская, черная костромская, розовая гималайская, кельтская, малдонская, кошерная и цветочная соли, а также смеси продукта с различными специями и травами для кулинарии.

http://azbyka.ru/zdorovie/mify-vokrug-so...

Увеличить их участки прибавкой земли из хозяйственного огорода в данное время невозможно, так как последний сам по себе мал; в настоящее время он не может доставить такого количества овощей, которого бы хватило на годовое содержание воспитанников. Между тем желательно хозяйственный огород развести настолько широко, чтобы он, обучая приемам огородничества, доставлял продуктов на весь год и этим наглядно подтвердил бы пользу работ воспитанников. Поэтому желательно приобрести один земельный участок, смежный с плодовым садом; работы на нем вывели бы семинарию из настоящего несколько стесненного положения. В семинарии с огородничеством тесно связано цветоводство: некоторые овощи, выращиваемые предварительно рассадой, например сельдерей, лук порей, лук мадерский, томаты, разные лекарственные травы, выгоняются вместе с цветами: левкоями, астрами, георгинами, фиалками, анютиными глазками и многими другими. Эта выгонка, при работе в плошках и ящиках, происходит в главном здании семинарии, где этому дают возможность большие окна. Получаемые цветы высаживаются в цветочные клумбы, расположенные близ здания семинарии. Ввиду ознакомления с развитием выросшего из зерна растения, условиями его жизни, тесной зависимости от ухода, a равно и того громадного интереса и любви которые проявляют в этом деле воспитанники, необходимо облегчить это дело приобретением хотя бы маленькой теплицы. С восточной стороны огорода, где начинается подъем на гору, разбиты две большие (по 18 сажень длиной) гряды с ягодными и маточными кустами, некогда выписанными из Петровской земледельческой академии, из Москвы. В настоящее время эти кусты настолько разрослись, что дают достаточный сбор ягод. Здесь находятся следующие ягодные кусты: малина красная Fastolfs, малина красная усатая, ежевика американская черная, ежевика американская белая, крыжовник английский желтый, крыжовник английский зеленый, смородина черная неаполитанская, смородина белая Perle blanche, смородина красная Imperial. Благодаря этому отделению, воспитанники знакомятся с уходом за ягодными кустами; пока здесь обращено особенное внимание на размножение путем отводок и деления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женщинам, увлекающимся неоязычеством, стоит особенно внимательно изучить, какова была женская доля у дохристианских славян . Множество независимых источников из разных стран свидетельствуют о том, что после смерти мужа жена должна была пойти за ним – или она сама кончала жизнь самоубийством, или же ей помогали в этом. Так, письмо Бонифация королю Этибальду от 744 г. сообщает, что полабские славяне сжигали на кострах умерших мужчин вместе с их женами, в VI веке византийский император Маврикий упоминает, что женщины славян после смерти мужа кончали жизнь через повешение, об этом же в начале X века свидетельствует арабский путешественник Ибн Русте 14 . «Кульминационным пунктом погребального обряда была добровольная или вынужденная смерть оставшейся жены покойника, а иногда и дружины, ему служившей. Захоронение в кургане Могила Черная, X век. Женщина погребена одновременно с мужем. Об этом свидетельствует ряд древних известий, имеющихся у Маврикия и Льва Мудрого о южных славянах и у Титмара о поляках… Что касается восточных славян, то ряд арабских писателей указывают на тот же обычай и у них… но наиболее яркое, полное драматизма описание такой „добровольной“ смерти жены знатного русского воина где-то на Волге оставил Ибн Фадлан» 15 . В этом описании рассказывается, как девушку, добровольно вызвавшуюся сопровождать в потусторонний мир умершего, сначала напоили, а затем, когда она перед входом в помещение с покойным начала колебаться, ей «помогли» и втолкнули внутрь. Там ее подвергли групповому изнасилованию, после чего задушили 16 . « Принесение в жертву господину наряду с женами юношей, коней и собак являлось неизбежным следствием только что описанного обычая и также засвидетельствовано у славян . В этом отношении также имеется много археологических свидетельств… Интересную особенность этого обычая отметил еще Масуди: в жертву приносилась не только жена умершего мужа – когда умирал неженатый молодой человек, то в жертву приносили девушку, обеспечивая ему таким образом для загробной жизни жену, которой он не имел при жизни» 17 . Все это подтверждается и археологией, например, при раскопках в кургане Черная Могила, относящемся к X веку, найдены останки рабов и рабынь, похороненных вместе с господином.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Магия. Магия слова. Слово магично. Магия — встреча живого человека с живым веществом, в отличие от науки — там встреча понятия с понятием. Магия в жизни — живое общение живого с живой действительностью [с обратной связью. — П.В.Ф.]. Имени с именем. Это союз. Неважно, какой. Союз любви или союз ненависти — но союз. Поэтому магия есть живое, жизненное (одухотворенное) общение живого человека с живой природой. Это реальность, являющаяся предметом веры. Никакой религии без магии, понимаемой так широко — общение, — нет и быть не может. Да и само слово — религия — означает связь. А христианство — это тоже связь, связь человека с истинным Богом. Мысли эти позже вошли в работу «Философия культа». После доклада у отца Павла спросили, почему он употребляет слово «магия»? Ведь с общепринятой христианской точки зрения магия осуждается, хотя как факт и не отрицается. Ведь христианство должно сторониться магии? Он ответил примерно следующее.  – Да, я употребил слово «магия». Употребил не случайно, а сознательно и намеренно. Употребил в смысле гораздо более широком, чем понимание, заключенное в вашем вопросе. В него я включил и объединил не только христианское, но и языческое миропонимание и понимание магии. Это мой взгляд, а не оговорка. До христианства тоже была религия. И тоже были «таинства». Например, греки причащались кровью козла. Это ли не магия? Вяч. Иванов сказал бы, что это одно и то же с христианством. И, действительно, это одно и то же, но формально, а не по сути. Это в язычестве — естественное откровение, т.е. люди естественно сформировали формальное восприятие того, что было позже коренным образом преобразовано в христианстве в результате сверхъестественного Божественного откровения, а не в результате общечеловеческих жизненных инстинктов. Это ли не магия тоже? Лишь разная духовная высота разделяет их, — а ведь богословие признает естественное откровение наряду с Божественным. В то же время существует так называемая и «магия черная» — общение с низшими безблагодатными силами природы. Такая магия наполняет язычество, хотя и далеко не все язычество — черная магия. Магия — лишь общение человека с кем-то — будь то светлые или темные силы. И лишь часть того, что в этом смысле можно назвать «белой магией», соответствует христианству с его таинствами. Поэтому я сознательно употребил и употребляю слово «магия», вкладывая в него и положительный, и отрицательный смысл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

И если государство ограничилось молчаливыми бюрократическими процедурами, убрав «неправильное» наименование с табличек, вывесок и официальных бланков, то националистическая оппозиция устраивает против «Белоруссии» регулярные шумные акции. Причем адресатом этих акций являются не столько сами белорусы, сколько Россия, где наименование «Белоруссия» по-прежнему в ходу как на официальном, так и на повседневно-бытовом уровне. Накануне политического кризиса 2020 г., когда в Белоруссии проводилась кампания «мягкой белорусизации», к борьбе с «неправильным» наименованием страны подключился и бизнес. Например, корейский автомобильный концерн «Хёндэ», который в неформальном общении и в Белоруссии, и в России часто называют «Хёндай», провел рекламную акцию под слоганом «Беларусь, а не Белоруссия! Хёндэ, а не Хундай». Откуда вообще взялось это разночтение и почему оно обрело столь болезненный характер? Прежде всего отметим, что и Белоруссия, и Беларусь — производные от топонима Белая Русь. В результате разделения древней Руси между разными политическими образованиями отдельные ее части со временем стали обретать специфические определения, связанные с цветом или размером. «Размерные» определения — хорошо всем известные Малая и Великая Русь. Хотя на самом деле к размерам эти определения отношения, скорее всего, не имеют. По наиболее распространенной версии, определения «малый» и «великий» заимствованы из византийской традиции, где «малым» принято называть историческое ядро той или иной территории, а «великим» — зону позднейшей колонизации. Цветовых обозначений Руси было три — Белая, Червонная и Черная Русь, причем все три были связаны с землями Западной Руси в составе Польши и Литвы. В исторических источниках эти обозначения закрепляются в XVI–XVII веках. Червонной Русью называли нынешнюю Галичину, Черная Русь локализовалась на западе современной Белоруссии, приблизительно в треугольнике Новогрудок — Лида — Гродно, а собственно Белой Русью тогда именовалась восточная половина современной Белоруссии.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/04/zachem...

Практическая сторона оккультизма представлена в виде многочисленных форм магических ритуалов и приемов, с помощью которых оператор (маг) входит в общение с духами, силами природы и реализует свою власть над ними. Магия подразделяется на личную магию, целью которой является воздействие на самого себя для воспитания в себе сверхчеловеческих возможностей; церемониальную, когда маг воздействует на духов, астрал или природу, что в конечном итоге проявляется в магии власти, т. е. воздействии на других людей; трансцендентальную магию, с помощью которой маг якобы воздействует на мировые законы, Абсолют, Космос и подчиняет их себе. В целом магия – «единая по существу своих основных приемов» 344], 49 и «любой магический прием может быть применим как для добрых целей, так и для злых» 344]. 50 По этому признаку магия делится на белую и черную. Согласно справочнику по оккультизму 345], 51 применение магических приемов возможно в шести случаях: 1) для добра, по альтруистическим побуждениям; 2) по желанию мага, с научными или образовательными целями; 3) умышленное магическое причинение зла по принципу «зло ради зла»; 4) маг отдает себя во власть духов для воздействия на других людей, для оказания помощи другим людям; 5) участие мага в спиритических сеансах, материализации духа, шаманство; 6) маг вместе с духами причиняет вред другим людям, при этом отдавая духам свою жизненную силу. Комментируя эти пункты, автор справочника отмечает: «3 и 6 пункты мы относим к сатанизму» 345], 52 следовательно, сатанизм – это составная часть оккультизма. И вообще, белая и черная магия – это правая и левая рука одного и того же человека. Магия, как белая, так и черная, для проведения магических ритуалов требует трех основных составляющих: психургии, тавматургии, теургии. Каждая магическая операция, помимо общей психургии, ежедневной медитации требует теургической подготовки – выхода в астрал и соответствующей подготовки тела: омовения, окуривание и сбережение силы к моменту операции. Сама операция требует специального помещения, одежды и предметов культа, например: колпака, пояса, кинжала, свечи, книги, пентаграммы (пятиугольной звезды) и др. Кульминация магической операции называется высшей теургией – когда маг приносит себя в жертву, отказываясь от своей воли во имя того, чтобы быть проводником высшей воли, которая реализуется на земле. Она включает в себя особые действия, например: ритуальное омовение, призывание помощников духов, начертание круга и вхождение в круг, заклинание духов, великий зов (образование канала, через который происходит общение с высшим духом, космическим разумом, Абсолютом и т. п.) или «проектирование воли мага», заклинание дня, заклинание Соломона, вопрошание духов через канал, борьба с астральными противодействиями, заключительные слова, отпуск духов. Кроме теургии, маг входит в общение с духами посредством тавматургии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Семья Синяковых — это папа Алексей, мама Анна, старший Гриша (16 лет), средние Ася (14 лет), Сережа (12 лет), Ульяна (11 лет), Маша (8 лет) и младший Митя (7 лет). Перманентно переходный — Переходный возраст у детей – это действительно так страшно, как пугают психологи? — Со страшим  у меня всегда было ощущение, что у нас перманентно переходный возраст. Начиная с года. Когда он подрос, мне стало проще. Он не всегда ладит с другими детьми, а мне с ним обычно удается договориться. Вообще каждому ребенку требуется внимание, независимо от возраста. А времени, бывает,  не хватает. На днях,  например, все дети дома, много домашних заданий – и по музыке и по урокам в общеобразовательной школе. Надо и с младшими позаниматься, и к средним  подойти помочь (старшие делают уроки сами). И на фоне этого Гриша говорит: «Ты со мной совсем не разговариваешь, мама!» И я понимаю, что да, мало разговариваю. А ведь иногда достаточно сказать нескольких слов, просто нужно найти самые необходимые для ребенка в данный момент. Сегодня он уходил ко второму уроку. Уходил расстроенным: проблемы в школе. И я говорю: «Гриш, жизнь – она как зебра. То черная полоса, то белая. Может быть, у тебя просто затянувшаяся черная полоса? Потом будет лучше. Ты не отчаивайся и потерпи». И я вижу, что он ушел утешенным, слова попали в точку. — Момент взросления детей, когда они перестают быть милыми малышами, появляется та самая «колючесть», – как принять, преодолеть неприятие? — Трудно первый раз, с первым ребенком. Ты идешь вслепую, на ощупь. Знаешь все только по теории, а в жизни оказывается все совершенно иначе. А когда младшие дети выкидывают какие-то фокусы, я уже понимаю: мы это проходили. Конечно, с каждый новым ребенком  —  свои особенности, нюансы. Но я уже ко всему  отношусь  философски. Например,  Маша у нас пятая. Очень милая, послушная, старательная девочка, хорошо учится. Но если она чего-то не хочет,  она не будет этого делать. За все 8 лет можно по пальцам одной руки сосчитать, сколько раз мне удалось ее убедить в каких-то мелких вещах. В крупных – результаты равны нулю.

http://pravmir.ru/anna-sinyakova-ya-ne-x...

Но так как не представлялось вероятным, чтобы из одного и того же произошли и твердые (сухие) кости, и мягкая плоть и жир, то Гиппократ первый предпочел составить тела животных непосредственно из четырех влаг (соков) и при этом так, что из более похожих на землю и плотных (соков) произошли твердые тела, а из более мягких — мягкие. Однако, находят часто четыре влаги (сока) в крови, — что можно видеть при разрезе жил (вен — εν ταις φλεβοτομιας), — иногда в ней изобилует похожая на сукровицу мокрота, а иногда черная или желтая желчь. Потому эти ученые мужи представляются в общем согласными друг с другом. Из членов животного тела у одних части подобны (μοιομερ, сходны), а у других — неподобны (ανομοιομερ, несходны): к омиомериям относятся: головной мозг, мозговая корка или оболочка, нерв, костный мозг, кость, зуб, хрящ, железы, связки (нервные узлы), гимены, фибры (волокна), волосы, ногти, плоть, вены, артерии, поры, жир, кожа и как ближайшие элементы всех этих частей: кровь, насколько она чиста, мокрота (слизь), желчь черная и желтая. Мускул составлен из связок (узлов) и из нервных волокон. К неподобным по составу частям (аномиомериям) относятся: голова, туловище, руки, ноги и остальные члены (тела) человека. Ведь голова не подходит к голове, как нерв к нерву, жила к жиле, плоть к плоти. Все неподобные по составу части тела состоят из подобных (омиомерий), как, например, голова — из нервов, плоти, костей и тому подобных частей, называемых, вообще, органическими. Определение омиомерий таково: это — те (члены), составные части которых подобны как целому, так и друг другу, причем, «подобное» должно понимать здесь в смысле «тождественное ».    Не всякое животное имеет все части тела, но некоторые из них (как бы) изувечены: есть животные безногие, каковы рыбы и змеи; безголовые, каковы раки, крабы и еще некоторые из водяных: будучи лишены головы, они имеют органы чувств в груди; другие животные лишены легких, именно — те, которые не вдыхают воздуха, иные не имеют мочевого пузыря, каковы птицы и все, не испускающие мочи; панцирные же лишены очень многих членов, так что даже мало похожи на животных; а некоторые из животных кажутся не имеющими того, что на самом деле имеют, как, например, олени представляются не имеющими желтой желчи, потому что она рассеяна и скрыта в их внутренностях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как рассказал заместитель руководителя духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир-хазрат Мухетдинов, в деревнях колдуны встречаются: – Они объявляют себя целителями, творят дикие обряды, принося в жертву домашних животных. Например, черного барана или куриц, а трупы тащат на мусорные или навозные кучи и говорят, что там живут джинны (бесы). Они сами с этими джиннами связываются. Дают какие-то бумажки с талисманами носить, хотя можно только аяты Священного Корана… Другое дело – травники. Я сам пользуюсь помощью одного старика-травника. В этом никакого греха нет. А представитель Федерации еврейских общин Борух Горин сообщил: «У нас принято обращаться к врачам». Суры врачуют больное сердце В православии одно из Таинств – соборование служит духовным врачеванием от телесных недугов. До революции 1917 года подверженные суевериям миряне избегали этого Таинства, считая его предзнаменованием скорой смерти. Сейчас все наоборот: многие желают собороваться чуть ли не каждую неделю, хотя абсолютно здоровы. О том, как к этому относиться, среди священников единой точки зрения нет. Говорят, что страждущие, прикладываясь к мощам святых и чудотворным иконам, тоже могут исцелиться. Хотя, согласно учению Церкви, предметы эти – не магические, и просто прикосновение к ним не излечивает. Главное – вера в Бога! Дамир-хазрат Мухетдинов рассказал «Известиям», что, как имам, он лично практикует лечение с помощью Корана: – Мусульманин приходит в мечеть, садится лицом к Мекке, а я читаю суры. Есть, например, суры, в которых говорится о сердце, и чтение их помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях. Чему знахарка научила хирурга – святого Луку В поликлинику к находившемуся в ссылке в Архангельске Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, блестящему хирургу и епископу Русской православной церкви (ныне канонизированному святителю Луке Крымскому ), пришла пожилая женщина с большим нарывом на плече. «Случай самый банальный, – пишет об этом в своей книге Марк Поповский. – Тут и врач не нужен: он вот-вот готов вскрыться сам. Но Войно заинтересовала странная черная мазь, покрывающая воспаленный участок. «Что это у вас?» – спросил он женщину. «Мазь от Веры Михайловны». – «От какой Веры Михайловны?» – «Да от Вальневой, от хозяйки, у которой вы квартируете. Профессор был раздосадован, сгоряча даже решил съехать от знахарки. Но любопытство ученого пересилило: «Вечером постоялец напрямик спросил хозяйку, лечит ли она гнойных больных. Вальнева не запиралась: да, лечит, чирья открывает мазью, куда входят черная земля, сметана, мед, кое-какие травы. Составы разные. В секрете их не держит. Лечит давно, с 1908 года. Плохого люди от нее не видели. Профессор может сам посмотреть и опросить больных».

http://sueverie.net/svyato-mesto.html

Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Синодские анекдоты: а) мнения и предположения Членов Св. Синода не всегда принимались: их иногда отклоняли. Даже сам Митрополит Серафим 142 терпел неудачи, напротив, предложения Митрополита московского всегда оставались делом и законом. б) Серафим, по слабости здоровья, просил Митрополита Московского читать и подписывать журналы и протоколы Синода первым: “Вы помоложе меня, – сказал он, – потрудитесь вычитывать и подписывайте, что признаете справедливым. А я уже за Вами буду подписывать, доверяя Вам, не читая”. Филарет принял предложение. Канцелярия и всё светское поникли. Своеволия прекратились. Спустя немного времени, один из заседающих за прокурорским столом пришел к Серафиму и, принявши вид самаго покорнаго послушника, изъяснил свою жалобу на Митрополита Филарета: “Вы ему поручили первому читать журналы. Но он к вам неблагодарен: отменяет Ваши определения”. И в доказательство приискал какую-то забытую мелочь. Серафим вспыхнул и отменил уступку, данную Филарету, сказав чиновнику важно: “Подавать снова дела мне прежде всех”. (Это я слышал в те годы, когда жил в Петербурге (1838­–1841).) в) Митрополит Филарет сам мне сказал однажды: “Светские в Синоде вольничают. Даже отменяют данные Синодом решения”. Тут он рассказал какое-то дело о церкви в Нижегородской Епархии. Синод его решил – да, а в журнале написано – нет. г) Доводилось мне не раз сидеть у Митрополита, как вдруг приходит Прокурор Граф Протасов. Владыка тотчас надевал рясу и покрывал себя Митрополичьим клобуком (они у него всегда готовы в шкапе, что у софы). Меня Владыка тот час отпускал, благословивши. Со мною блаженный Владыка часто беседовал просто в подрясничке. Черный, шерстяный; кушак той же материи, густой, завязан узлом. На голове черная сетка плетеная, либо скуфья черная. Иногда владыка в босовичках и чулочках белых. Даже бывало, Владыка и приляжет на софе, говоря со мною, или слушая мои речи, либо чтение. Видал я, в эти времена, Владыку в старых, весьма поношенных, совершенно рыжих сапогах. д) Протасов не дожидался приглашения войти в гостиную, а шел прямо за келейником, идущим доложить. Дерзко и обидно. Владыка не в парадной гостиной (в это время), а в домашней. Прокурор не свой ему; часы не законные, например, 3 часа по полудни. е) Однажды Протасов пришел к Филарету и начал с ним говорить о чем-то весьма громко, почти криком, как это в моде у военных и у Начальников. Владыка сказал: “Если и потише будете говорить, Ваше Сиятельство, я услышу”. С тех пор перестал кричать Протасов, по крайней мере, у Митрополита Филарета. (Это я слышал от келейника Митрополичья)» (Казанцев. С. 69–70).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010