1903 г. Пред лицом прошлого и будущего 72 Под сенью храма Божия, с этого священного места церковного проповедания, поздравляем вас, братие, с новым летом Божией благости! Поздравляем и вместе призываем вас усердно к молитве Господу. Ибо чем приличнее начать новолетие, чему отдать и посвятить его первые мгновения? Каждое верующее сердце подскажет на эти вопросы верный ответ. Время само по себе всегда одно и то же, и день похож на день, и ночь подобна другой ночи: между ними нет разницы. Но по условленному согласию людей, из ровного и однообразного течения времени выделяются дни особые, дни святых воспоминаний, дни посвященного Богу отдыха, наконец, и день новолетия, служащий как бы поворотным пунктом от одного года к другому. Немного таких дней новолетия переживет человек сознательно в течение своей жизни: пятьдесят, шестьдесят, и это далеко не всегда. В эти дни ближе к нам серьезные и глубокие вопросы жизни; невольно останавливаемся мы на них мыслью и чувством, невольно предстает тогда пред нами прошлое и будущее, невольно хочется подвести тогда счеты прожитому и определить, наметить план предстоящей жизни. Но если прошлое в нашем распоряжении для суда и поучения, то будущее – кто исследит, кто скажет, каково оно будет, и сколько его осталось? Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть? ( Пс. 38:5 ). Так невольно углубляется дух наш в тайну грядущего и, пред нею смиряясь и благоговея, разрешается в молитву. Собрались и мы в эти минуты пред лицо Господне. Не станем осуждать тех, которые теперь иные в веселье, иные в пустоте встречают новолетие: мы знаем, что в торжественную и важную минуту встречи нового года и их сердце затрепещет и дрогнет смутным чувством, похожим на безмолвную и неясную молитву. Да будет и с ними, и над ними, и над всем миром Божье благоволение! Обратимся лучше к себе. Вот мы стоим сейчас на грани прошлого и настоящего. Что говорит нам прошлое, какие чувства оно подсказывает нам для молитвы? Мы живы, мы сохранены для земли, для работы, для покаяния, для спасения. О, благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его! ( Пс. 102:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

I. Св. церковь торжественно вспоминает ныне обретение честного креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа, и совершено св. Еленою, материю равноапостольного царя Константина. Когда эта благочестивая царица посещала места, освященные жизнию и страданиями Богочеловека, то Дух Святый возбудил в ее сердце желание – обрести крест Господень, который до того времени, по смутным обстоятельствам церкви, удручаемой гонениями, оставался в неизвестности. Трудно было и для порфироносной искательницы совершить это обретение; ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому, старались изглаждать все следы Его жизни. Крест Господень, вместе с крестами распятых с Ним на Голгофе, зарыт был в земле, и на том самом месте воздвигнут потом римлянами храм одному божеству языческому. Но усердие равноапостольной царицы препобедило все трудности. Место креста найдено, по указанию одного иудея, и капище, на нем стоявшее, разрушено. Когда потом начали раскапывать землю, то сначала ощущено было неизреченное благоухание; потом открылись три креста, из коих на одном была надпись, та самая, которую Пилат положил на кресте Господа. Несмотря на это указание, просвещенное благочестие царицы искало еще вернейшего признака. Святый Макарий, тогдашний патриарх иерусалимский, употребил для сего такое средство, какое могла внушить только самая живая вера в Распятаго. По его повелению принесен был один больной, находившийся при смерти. Святитель прикоснулся к нему сначала одним, потом другим крестом, но без всякого действия; когда же прикоснулся третьим, на коем была надпись, то больной встал и сделался совершенно здоровым. Это чудо вразумило всех, что это подлинный крест Того, Который есть воскресение и жизнь. Найденный таким образом крест перенесен был с торжеством во храм Иерусалимский, где святый патриарх воздвиг его перед народом с амвона, дабы все, и великие и малые, могли насладиться зрением животворящего древа. Церковь же св., обрадованная обретением божественного сокровища, положила, чтобы память обретения креста Господня ежегодно была совершаема в настоящий день. Таково происхождение нынешняго празднества (Руфин. церк. ист. кн. 1, гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Духовное солнце России Возвращение Казанской иконы Божией Матери Николай Кокухин   23:41 21.12.2023 139 Время на чтение 5 минут Фото: автора Начало семнадцатого века в истории России историки называют Смутным временем. И это действительно так. Судьба нашего Отечества висела на волоске. Чужеземные «гости» - поляки и шведы - разоряли города и села, грабили народ, глумились над православными святынями. Шайки воров и разбойников наводнили русскую землю. Поляки захватили Кремль. Отчаяние овладело душами наших соотечественников. Духовное ожерелье России Спасение могло прийти только с Неба. И оно пришло в лице Царицы Небесной. По Ее молитвам истинные патриоты России - Козьма Минин и Димитрий Пожарский - сделали все, что было в их силах, для спасения Отечества. Нижегородский мещанин Козьма Минин обратился к своим согражданам с призывом: -Братья и сестры! Не посрамим нашей православной веры! Защитим удел Божией Матери! Встанем, как один, на защиту любимого Отечества! Не позволим гордым супостатам осквернять нашу землю! -Добре гуторишь! - дружно откликнулся народ. -Я первый жертвую все, что у меня есть, на алтарь победы! -Не пожалеем и своей жизни! - громом отозвалась запруженная людьми площадь. -Умрем за Святую Русь! За короткий срок были собраны достаточные средства на содержание народного ополчения. Встал вопрос о его предводителе. Из нескольких кандидатур Минин отдал предпочтение князю Димитрию Пожарскому. Это был мужественный, закаленный в боях воин. В одной из стычек с поляками на улицах Москвы он был тяжело ранен и лечился в своем имении в ста двадцати верстах от Нижнего Новгорода. К нему-то и отправился Минин.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/21/...

  разделы   рассылка  распечатать Выступление Предстоятеля Русской Церкви на открытии выставки " Православная Русь " 4 ноября 2009 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " . Дорогие участники праздничного собрания! Я хотел бы обратиться к вам не только от своего собственного лица, но и от лица руководителей традиционных религий России, которые вместе с Русской Православной Церковью трудятся сегодня рука об руку, чтобы содействовать духовному, нравственному возрождению страны и народа, укреплению могущества нашего Отечества. Сегодня мы празднуем День народного единства, который установлен в честь победы нашего народа – в память освобождения Москвы в 1612 году от иностранных интервентов. Но то была не только военная победа. С военной точки зрения это была очень скромная победа: народное ополчение выбросило из Китай-города, а потом и из Кремля польских захватчиков. И что это по сравнению с великими битвами, которые происходили затем в разных местах мира? Но то сражение было совершенно особым – оно завершило эпоху Смутного времени. И потому сегодня мы празднуем не только победу над иноземными захватчиками – мы отмечаем историческую победу нашего народа над Смутным временем. А что такое Смутное время? Поводом к нему было пресечение царской династии в России. Ослабла центральная власть, и это ослабление спровоцировало страшные по своей разрушительности действия внутри самого народа. Очень многим показалось, что наступило время, когда можно получить для себя максимум того, что только можно взять: " нет силы, нет организующего начала, нет власти, нет дисциплины? Так у меня самого есть сила; я хочу власти, я хочу денег, и что мне до других людей? Я этих людей буду побеждать во имя собственных своих интересов " . И Русь погрузилась в кровавый хаос, который усугубили еще и погодные катаклизмы: засуха, голод. По стране передвигались воинские соединения интервентов, а еще вооруженные люди, казаки, банды кого только не было! Все они обрушивали свою силу на беззащитные города и села, жгли, убивали, насиловали, грабили каждый стремился в этом хаосе урвать что-то для себя, и страна оказалась на грани полного уничтожения.

http://religare.ru/2_69830.html

§ 181. Преподобный Иероним Стридонский жизнь, а) до переселения на Восток в 385 г. Обозрение великого четвертого века прилично заключить можем обозрением деятельности Великого подвижника и учителя Церкви прп. Иеронима. Иероним родился (в 330 г.) в Стридоне, небольшом городке, лежавшем на пределах Далмации и Паннонии 1266 . После первоначального воспитания в доме отца довольно богатого, но строго благочестивого дворянина 1267 , Иероним отправлен был для дальнейшего образования в Рим. Он ревностно слушал здесь уроки в римской и греческой словесности у знаменитого Доната, изучал сочинения философов 1268 . «Когда я был еще отроком в Риме и изучал свободные науки, писал он впоследствии, то в дни воскресные с теми, которые были со мною одних лет и мыслей, обыкновенно ходил я к гробом апостолов и мучеников и часто спускался в катакомбы, где в глубине земной по обеим сторонам пути в стенах сокрыты тела погребенных» 1269 . Так было в первые годы пребывании Иеронима в Риме. Но потом школа язычника, особенно такая, какова была римская, приучила пылкого юношу к рассеянности 1270 . Путешествие и личное знакомство с людьми учеными утешали Иеронима надеждою на приобретение лучшей образованности и он в (364) 1271 отправился путешествовать по Галлии и другим местам. Но, прибыв в Трир, почувствовал он ошибки юности, и решился расстаться с миром 1272 , только не с науками духовными 1273 . В Аквилее он нашел себе друзей, сколько образованных, столько же благочестивых и провел здесь несколько времени в подвигах уединенной жизни 1274 . По смутным обстоятельствам оставив уединение аквилейское 1275 , он в Риме омылся водою Крещения; но в шумном Риме не мог остаться и в 373 г., вместе с послом папы, по делам антиохийским, отправился на Восток 1276 ; сын богача ничего не взял с собою на дальний путь, кроме книг 1277 ; труды пути и подвиги ослабили твердого подвижника, и в Антиохии в 374 г. он страдал от лихорадки, а двое друзей спутников его умерли 1278 . Во время болезни страстный любитель классиков языческих услышал грозное обличение своей страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1246 г. Миндовг, великий князь литовский, принял «веру христианскую от востока со многими своими бояры» . Это, впрочем, принятие, если и признать его достоверным, не было искреннее, потому что чрез пять лет (в 1252 г.) Миндовг крестился в веру латинскую, чтобы получить от папы титул Литовского короля, а чрез несколько времени, поссорившись с рыцарями, снова обратился к язычеству . Но в семействе Миндовга дочь и сын до конца остались православными. Дочь свою, неизвестную по имени, он выдал за галицкого князя Шварна. А сын Миндовга Воишелг, еще при жизни отца отказавшись от княжения, удалился из Новгородка в Галицию, принял там пострижение от славившегося благочестием полонинского игумена Григория и под руководством его провел три года. Потом отправился было в Святую гору, но, по смутным обстоятельствам на пути принужденный возвратиться на родину, основал близ Новгородка на берегу Немана свой монастырь, в котором и подвизался, несмотря на все укоризны со стороны отца. В 1263 г., когда Миндовг с двумя сынами своими был умерщвлен князем Довмонтом и его соумышленниками, Воишелг, страшась такой же участи, бежал в Пинск и решился занять на время отцовский престол, чтобы наказать своих семейных врагов. Спасаясь от его преследований, до трехсот семейств литовских переселились в Псков (в 1265 г.) и приняли здесь святую веру. В числе их находился и Довмонт, названный в крещении Тимофеем. Он сделался князем псковитян и своею приверженностию к православию и высоким благочестием столько угодил Богу, что причтен впоследствии Церковию к лику святых. Воишелг, смиряя мятежную Литву, вместе с тем заботился о просвещении ее христианством и для этого вызывал из Новгорода и Пскова священников, знакомых с литовским языком. В 1268 г. князь-инок передал все свои владения зятю своему Шварну, а сам снова облекся в монашеские одежды и отошел в угровецкий Данилов монастырь. Но спустя немного Воишелг был умерщвлен братом Шварна Львом, а вскоре скончался и сам Шварн, и власть над Литвою перешла к одному из туземцев — Тройдену .

http://sedmitza.ru/lib/text/435879/

Варницы. Троице-Варницкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1482. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы Координаты: 57.202093, 39.377752 Проезд: Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Б ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Варницкий монастырь находится в нескольких километрах от Ростова Великого (иногда даже говорят, что на окраине Ростова). Добраться из города до Варницкой слободы можно на рейсовом автобусе. Путешествуя на собственном автомобиле, нужно следовать по трассе М-8 и свернуть с нее на повороте на поселок Борисоглебский. Проехав через железнодорожный переезд, повернуть направо. Монастырь будет через полтора километра. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, здесь родился преподобный Сергий Радонежский. От Троице-Варницкого монастыря, основанного здесь в середине 15 века, сохранилась в искаженном виде церковь Введения (1828 г.). В Варницкой слободе расположены ц. Воскресения (1814г.) и построенная А.Л. Кекиным церковь Паисия и Уарра (1893г.), где он и похоронен. Монастырь (мужской) и церкви действующие. Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии прп. Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних построек не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в 18 веке монастырь стал обстраиваться в камне. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Монастырь был закрыт в 1919г. Позднее снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии. Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г., сейчас практически закончен. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, сейчас близятся к окончанию работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий.

http://sobory.ru/article/?object=00602

Г. Катков и его враги на празднике Пушкина (Варшавский дневник 1880 г.) I. Итак, Москва отпраздновала торжественные поминки великому русскому поэту. Сама Церковь благословила поэзию в лице творца Онегина и Годунова. Говорили речи, декламировали стихи, восхищались, даже плакали. Высокопреосвященный Макарий в церкви, на панихиде по боярине Александре, сказал речь об эстетических достоинствах Пушкинской поэзии и забыл упомянуть о некоторых весьма важных Церковно-Христианских мотивах ее. Ап. Ник. Майков в стихах своих выразил надежду, что мы (славяне) сотворим еще чудеса в мире: Но, юнейшие 96 в народах, Мы, узнавшие себя, – В первый раз, в твоих твореньях, Мы приветствуем тебя, – Нашу гордость – как предтечу Тех чудес (?), что, может быть (?!), Нам в расцвете нашем полном Суждено еще явить.  Говорили многие и говорили хорошо! Ф.М. Достоевский (я читал ее в «Московских ведомостях») выводил из духа пушкинского гения пророческую мысль о «космополитическом» назначении славян. В газетах напечатаны еще речи г. Островского, И. С. Аксакова о «медной хвале» поэту и, наконец, наделавшая столько шуму речь г. Каткова о «примирении». Всё это возбуждает столько разнообразных и даже противоречивых мыслей... Всё это издали (из Калужской деревни) является сначала до того смутным, и сам праздник застает до того врасплох, что не знаешь на чем прежде всего остановить внимание. Каждый из нас теперь так занят и своими спешными и срочными интересами, и общими вопросами практической важности; даже и в деревне, я уверен, очень редко кому приходится раскрыть самых любимых смолоду поэтов и прочесть их для себя, для своего личного наслажденья... У многих ли образованных и деятельно живущих людей в наше время, в России есть тот сердечный досуг, при котором легко читаются и всей душой становятся понятными все эти великие и истинно досужие прежние поэты? Для понимания поэзии нужна особого рода временная лень, не то веселая, не то тоскующая, а мы теперь стыдимся всякой, даже и самой поэтической лени!..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Томос 1347 г . Первые месяцы по окончании гражданской войны были для византийской Церкви довольно смутным временем. Когда Кантакузин вошел 8 февраля 1347 г. в императорский дворец, бывший патриарх Иоанн Калека все еще находился в нем, заключенный в своих комнатах императрицей Анной( 54 ). Он отказывался признать приговор, вынесенный в его отсутствие. Во дворце состоялся новый собор в присутствии императоров, многих сенаторов и монахов, но патриарх, который тоже был приглашен, отказался на него явиться. Против него был обнародован новый Томос, содержавший, как и Томос 1341 г., решения сразу двух соборов: одного, состоявшегося 2 февраля под председательством Анны, и другого – состоявшегося неизвестного числа того же месяца под совместным председательством Анны и Кантакузина( 55 ). Этот документ является подтверждением Томоса 1341 г. и подводит Калеку под осуждение, наложенное на Варлаама 56 . Акиндин тоже отлучается, «хотя относительно него и состоялся уже приговор собора.» Февральский Томос 1347 г. первоначально был подписан одиннадцатью епископами – теми, что находились в Константинополе в момент прихода Кантакузина( 57 ). Кантакузин опубликовал в марте prOstagma, подтверждающую решение собора. Через несколько недель прибыли епископы, участвовавшие в Адрианопольском соборе; во главе их стоял патриарх Иерусалимский Лазарь; состоялся новый собор на этот раз в храме св. Софии в присутствии, как и раньше, Анны, Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина ; двадцать епископов подписали подтверждение обоих Томосов – Томоса 1341 г. и Томоса 1347 г., и это подтверждение было присоединено к февральскому Томосу. Таким образом, в Константинополе в течение нескольких недель состоялось три собора, утвердивших учение св. Григория Паламы . Избрание Исидора патриархом. Перед Кантакузином стояла трудная задача – найти того, кто заменил бы Иоанна Калеку. В конце концов 17 мая 1347 г. патриархом был поставлен святитель Исидор Вухарис, бывший нареченный епископ Монемвасии; рукоположил его архиепископ Кизический Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

День народного единства — что празднуем? 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. 1 ноября, 2005 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. День народного единства — 4 ноября 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Забытые события В начале XVII столетия иезуиты затопили Русь «волной самозванцев и «воровских людей». В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором «Сказания» о ней и Службы ей. В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой. Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».

http://pravmir.ru/den-narodnogo-edinstva...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010